Административно-правовойстатус органа исполнительной власти: понятие, структура, содержание
правительствополномочие федеральный министр
Федеральными законами,указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ иорганизует его работу; представляет Правительства в РФ и за пределами еётерритории; ведёт заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения оструктуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должностьи освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ ифедеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.
Заместители Председателя ифедеральные министры принимают участие в выработке и реализации политикиПравительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ иобеспечивают их исполнение.
Заместители ПредседателяПравительства РФ в порядке распределения обязанностей между ними координируютработу министерств, государственных комитетов и других подведомственныхПравительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения,предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений ираспоряжений, внесенные в Правительство; осуществляют иные полномочия,предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами,указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Министры как членыПравительства РФ участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на егозаседаниях.
Для решения оперативныхвопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречитьактам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменитьлюбое решение своего Президиума.
Законом определён кругвопросов, решения по которым могут приниматься только на заседанияхПравительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федеральногобюджета и отчёта о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопроектов вГосударственную Думу и др. (ст. 28 ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”).
Правительствоосуществляет полномочия, возложенные на него: а) Конституцией РФ; б)федеральными законами; в) нормативными указами Президента РФ.
В конституции РФ егофункции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт.Он завершается формулировкой, что правительство РФ осуществляет другиеполномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указамиПрезидента РФ. Это прежде всего означает что оно — орган исполнительной власти и на него возлагаетсяпроведение в жизнь законов. Что касается иных конституционных полномочий, то ихконкретные виды немногочисленны. Например, оно даёт заключения по определённымзаконопроектам (п. 3 ст. 104) и др.
Конституционныеполномочия Правительства РФ отражены в ФЗ о Правительстве РФ, в котором ониконкретизированы, а также закреплены многие другие его полномочия. В целомполномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном Законе, с допускомусловности можно подразделить на следующие группы:
а) полномочия по вопросамруководства федеральными органами исполнительной власти. Так, Правительство РФруководит работой данных органов и контролирует их деятельность, а такжекоординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти,руководство которыми осуществляет Президент РФ;
для осуществления своихполномочий может создавать свои территориальные органы; устанавливает порядоксоздания и деятельности территориальных органов, иных федеральных органовмедлительной власти.
Правительство утверждаетположения о подчиненных ему органах исполнительной власти. Оно в случаеизменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органовисполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующихизменений в федеральные законы может перераспределять установленныефедеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, заисключением органов, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Правительствовправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти илиприостанавливать действие этих актов. Ему предоставлено право учреждатьорганизации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органыпри Правительстве РФ и др.;
б) общие полномочия. В ихпределах оно организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;осуществляет регулирования в социальной сфере; обеспечивает единство системыисполнительной власти в РФ и контролирует деятельность её органов; формируетфедеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;
в) полномочия в различныхсферах: экономической, социально-культурной, административно политической,внешних отношений. Они конкретизированы применительно к особенностямсоответствующих сфер.
В числе ключевыхполномочий, которые призвано осуществлять Правительство РФ, можно назватьследующие. На него возложены: разработка и обеспечение исполнения федеральногобюджета; проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики,а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования,здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку иисполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает иобеспечивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложенообеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Онокоординирует работу органов исполнительной власти по совместному проведениюприродоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программфедерального и международного значения; принимает меры по ликвидациипоследствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.
На Правительство РФвозложено управление федеральной собственностью. Оно делегирует свои полномочиядругим федеральным органам исполнительной власти. Так, постановлениемПравительства от 3 декабря 2004 г. №739 “О полномочиях федеральных органовисполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федеральногогосударственного предприятия”: во-первых, закреплены конкретные полномочияуказанных органов в отношении подведомственных предприятий основанных на правехозяйственного поведения, во-вторых, определены полномочия Федеральногоагентства по управлению федеральным имуществом в отношении таких предприятий. Кего ведению отнесены согласования сделок предприятий, связанных с недвижимымимуществом; формирование уставного фонда предприятий; утверждение передаточногоакта или разделительного баланса при реорганизации предприятия иликвидационного баланса при ликвидации предприятия и т.д. Минэкономразвитияпоручено утвердить примерный трудовой договор с руководителем предприятия ипримерный устав федерального государственного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения.
На него возложенообеспечение реализации принципов приватизации государственных и муниципальныхпредприятий; руководство приватизацией федеральной собственности.
Правительство РФосуществляет разнообразные полномочия в области административно-политическойдеятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства,по обеспечению обороны страны и государственной безопасности; по обеспечениюзаконности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественногопорядка, борьбе с преступностью.
Правительство РФосуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство объединяет инаправляет работу министерств и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако,в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идёт об органах, подчиненныхпрежде всего ему, а так же Правительству РФ.
Правовыми формамиосуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения,обязательные к исполнению в РФ. Правительство же РФ обеспечивает и исполнениеиздаваемых им актов.
Правительство слагаетсвои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Но предусматриваетсявозможность и его досрочной отставки.
Случаи и порядок егоотставки установлены Конституцией РФ (ст.117). Правительство РФ само можетподать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недовериеему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по этому вопросупостановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы; вопрос о доверии Правительству РФ может быть поставленперед государственной думой его Председателем. При отказе в доверии Президентможет принять решение об отставке Правительства РФ.
Основания для отставкиПравительства в Конституции РФ не обозначены.
В случае отставки илисложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжаетдействовать до сформирования нового Правительства РФ.
В обеспечении моральныхусловий повседневного функционирования Правительства РФ важная роль принадлежитего аппарату. Своеобразие аппарата в том, что он не является структурнымподразделением Правительства РФ. Согласно положению об Аппарате ПравительстваРФ, утверждённому постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004г. №260, этогосударственный орган, образованный для обеспечения деятельности ПравительстваРФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принимаемыхим решений. Значимость аппарата подчеркивается тем, что он работает подруководством Председателя Правительства РФ, возглавляется руководителем в рангефедерального министра, назначаемым, следовательно, Президентом РФ. Руководительобладает правовым статусом члена Правительства РФ.
В соответствии со своимназначением Аппарат выполняет различные функции, открытый перечень которых данв Положении об Аппарате. Так, Аппарат контролирует соблюдение требованийРегламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральныхзаконов, указав и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряженийПравительства РФ, международных договоров РФ и других документов, требующихрассмотрения в Правительстве; подготавливает экспертные заключения на поступившиев Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решениеПравительства; организует контроль за выполнением органами исполнительнойвласти решений Правительства; осуществляет организационное обеспечениезаседаний Правительства и его Президиума; обеспечивает взаимодействие Правительствас палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельностии организует участие представителей Правительства в деятельности палатФедерального собрания; обеспечивает представление интересов Правительства вКонституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, а также организует представление интересов Правительства в судах федеральнымиминистерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и д.р.
На осуществление функцийи полномочий Аппарата ориентирована его структура. Она включает: а) руководствоо составе Руководителя Аппарата и его заместителей, б) подразделения Аппарата,в том числе департаменты, секретариаты Председателя Правительства, егозаместителя и Руководителя Аппарата. В составе департаментов создаются отделы.
Структура Аппарата, егоподразделений устанавливается Правительством РФ. Председатель Правительства РФимеет помощников.
В Аппарат входят: а)сотрудники, являющиеся федеральными государственными служащими; они наделяютсяправами, обязанностями и несут ответственность в соответствии с нормативнымиправовыми актами о федеральной государственной службе и Положением об Аппарате,б) работники, не являющиеся федеральными государственными служащими; онивыполняют обязанности по замещаемой должности и несут ответственность всоответствии с законодательством РФ о труде на общих основаниях.
Работа Аппаратаорганизуется в соответствии с Регламентом Правительства, Положением обАппарате, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате, а также приказами ипоручениями Руководителя Аппарата.
Аппарат не вправеиздавать правовые акты в адрес федеральных органов исполнительной власти идругих организаций, подведомственных Правительству. Его сотрудничество с нимиосновано на конкретных предписаниях правовых норм, предусмотренных правовымиактами (например, Регламентом Правительства РФ) исполнении конкретных порученийПредседателя Правительства и гарантируется статусом Правительства, в том числеи властью его авторитета. Немаловажно также то, что Руководитель Аппаратаявляется членом Правительства.
До 2004 г., т.е. началаадминистративной реформы в системе федеральных органов исполнительной власти, вправовом положении данных органов мелось как общее, так и специфическое,характерное для их видов либо конкретных органов. Многие принципиальные вопросыреформой решены иначе, а часть из прошлого в порядке концептуальногоправопреемства воспринята и воплощена в обновленную организационно-правовуюсистему исполнительной власти.
Среди наиболее важныхобщих черт правового положения федеральных органов исполнительной власти,которое они имели до реформы, выделяются следующие:
а) эти органыпредставляли собой в организационно-правовом отношении самостоятельные,обособленные звенья, неподведомственные другим федеральным органамисполнительной власти. В этом смысле по своему правовому положению они былифедеральными органами исполнительной власти одного и того же правового уровня.Различие между ними проявлялось лишь в зависимости от того, осуществлялось линепосредственное руководство ими Президентом РФ или Правительством РФ. Только впоследние годы имели место случаи, когда вопреки ФКЗ о Правительстве РФотдельные федеральные органы исполнительной власти были соподчинены федеральнымминистерствам (Государственный комитет РФ по финансовому мониторингу – МинфинуРоссии; Госкомоборонзаказ действовал при Минобороны России);
б) на Правительство РФбыли возложены координация и контроль подведомственных ему федеральных органовисполнительной власти. Отдельные их блоки непосредственно курировализаместители Председателя Правительства РФ;
в) в своей деятельностиони руководствовались Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актамиПрезидента РФ и Правительства РФ. Правовые акты других федеральных органов исполнительнойвласти были для них обязательными постольку, поскольку они имелимежведомственный характер и принимались по определенным вопросам,подведомственным соответствующим органам;
г) они ведали комплексомили отдельными функциями, которые формировались по отраслевому принципу либоспециализированным видам (направлениям) деятельности;
д) в их рукаходновременно концентрировались функции по нормативно-правовому регулированию,правоприменительной деятельности, контролю и надзору в объеме, соответствующимсодержанию деятельности данного органа, характеру его компетенции;
е) совпадали основныеправовые формы их деятельности. Ими являлись приказы, инструкции, распоряжения.Некоторым органам было предоставлено право принимать постановления, правила идр. Но различия в формах вовсе не выражали их особой разновидности.
Наряду с общими правовойстатус федеральных органов исполнительной власти включал специфические черты.Формально они были закреплены применительно к их организационно-правовым формамв Указе Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органовисполнительной власти». Различия имелись в характере их деятельности:
а) министерство РФявлялось федеральным органом исполнительной власти, призванным осуществлятьразличные по своему характеру виды деятельности; проводить государственнуюполитику в установленной сфере; осуществлять управление в соответствующейобласти; координировать здесь деятельность иных федеральных органовисполнительной власти, но только в случаях, устанавливаемых федеральнымизаконами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Юридические особенностифункций и полномочий федеральных министерств определялись, во-первых, преждевсего тем, было ли министерство органом отраслевого или межотраслевогоуправления либо выполняющим специальные задачи, во-вторых, спецификойпорученных ему сфер, отраслей или задач. Министерства межотраслевой компетенцииосуществляли преимущественно функции координации и регулирования, а такжерешали конкретные вопросы в порядке реализации данных функций. Некоторые из нихосуществляли также функции в отношении подведомственных им отраслей, например,Министерство экономики и торговли. Отдельные министерства ведали комплексомотраслей, выполняли при этом по отношению к ним общие функции в сочетании с отраслевыми,например, Министерство транспорта. Министерства РФ, созданные для выполненияспециальных задач, осуществляли соответствующие им специализированные функции,не имевшие отраслевого или межотраслевого профиля, например, Министерствоналогов и сборов.
Министерства отраслевойкомпетенции осуществляли разноплановые функции, «привязанные» кфункционированию и развития соответствующей отрасли. Они участвовали вформировании государственной политики, а также обеспечивали ее проведение вотрасли; разрабатывали и реализовывали федеральные целевые и отраслевыепрограммы по развитию отрасли; выступали государственными заказчикамипродукции, используемой в отрасли, и т.д.
Вместе с тем каждоеотраслевое министерство выполняло разнообразные функции и задачи соответствующегоотраслевого профиля;
б) государственныйкомитет РФ, федеральная комиссия являлись федеральными органами исполнительнойвласти, осуществлявшими на коллегиальной основе межотраслевую координацию повопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование вопределенной сфере деятельности.
Например, кгосударственным комитетам, осуществляющим межотраслевую координацию, относилсяГосстрой России; функциональное регулирование – Госкомстат России. Госкомитетымогли быть отраслевыми, например, Государственный комитет РФ по рыболовству, атакже предназначенными для выполнения специальных задач, например,Госнаркоконтроль России, Госкомоборонзаказ России;
в) федеральная службаРоссии, российское агентство, федеральный надзор России были федеральнымиорганами исполнительной власти, призванными осуществлять специальные(исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленныхсферах.
Создание федеральныхорганов исполнительной власти и иным правовым положением — ключевая идея административнойреформы. Она в принципе воплощена в основах правового положения федеральныхминистерств, федеральных служб и федеральных агентств, установленных УказомПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. Их суть сводится к следующему.
Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительнофедеральными конституционными законами, федеральными законами, актамиПрезидента РФ и Правительства РФ. Федеральное министерство возглавляет входящийв состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).Под функциями по принятию нормативно-правовых актов понимается издание наосновании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов,федеральных законов обязательных для исполнения органами исполнительной власти,органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами игражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Вустановленной министерством сфере деятельности оно не вправе осуществлятьфункции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции поуправлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указамиПрезидента РФ.
По общему правилу,федеральному министерству подведомственны определенные федеральные службы и(или) агентства. Такое министерство осуществляет координацию или контрольдеятельности подведомственных ему служб, по отношению к которым его министрнаделен различными, в том числе существенными юридически-властными,полномочиями.
Следовательно,федеральный министр может обладать тремя группами полномочий:
а) члена Правительства РФс правом решающего голоса;
б) единоначальногоруководителя возглавляемого министерства в сфере его деятельности;
в) по отношению кподведомственным федеральным службам и агентствам.
Среди полномочий группы«в» выделяются полномочия, во-первых, реализуемые в отношениях с ПравительствомРФ. Они выражаются главным образом в праве федерального министерства вноситьпредложения (проекты) по вопросам, решаемым Правительством РФ либо инымфедеральными органами исполнительной власти. Так, федеральное министерствовносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы,федерального агентства проект положения об этом органе; проекты нормативныхправовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферамдеятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в еговедении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ,федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенцииПравительства РФ; в Минфин России — предложений по формированию федеральногобюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств и др.;во-вторых, осуществляемые самостоятельно как по поручению Президента РФ илиПредседателя Правительства РФ, так и по своей инициативе. Так, во исполнение ихпоручений федеральное министерство дает поручение федеральным службам ифедеральным агентствам и контролирует их исполнение. Оно имеет право отменитьпротиворечащее федеральному законодательству решение федеральной службы,федерального агентства, если иной порядок отмены не установлен федеральнымзаконом, а также решать вопросы назначения на должность и освобождение отдолжности их определенных руководящих работников, а также руководителей ихтерриториальных органов.
Особую группуфедерального министра образуют его полномочия в отношении соответствующихгосударственных внебюджетных фондов в связи с тем, что на федеральноеминистерство возложена координация их деятельности. В этих целях федеральныйминистр вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождениеот должности) руководителя внебюджетного государственного фонда; принимаетнормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетныхфондов; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов,регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов, и др.
Федеральная служба(служба) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции поконтролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальныхфункции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраныГосударственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью,общественной безопасности.
Под функциями по контролюи надзору понимаются:
1) осуществление действий по контролю и надзору заисполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления,их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленныхКонституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законамии другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения:
2) выдача органами государственной власти, органамиместного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) наосуществление определенных видов деятельности и (или) конкретных действийюридическим лицам и гражданам;
3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а такжеиздание отдельных правовых актов.
Федеральную службувозглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Федеральная служба понадзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиальногооргана. Однако суть этого статуса легально неопределенной. Поскольку речь идетне о коллегиальном органе, а именно о его статусе, то он должен быть юридическиобрисован в нормативном правовом акте, устанавливающем правовое положениесоответствующей федеральной службы.
Федеральная служба впределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании иво исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актовфедерального министерства, осуществляющих координацию и контроль деятельностифедеральной службы.
Федеральная служба можетбыть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.
Федеральная служба невправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовоерегулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ илипостановлениями Правительства РФ, а Федеральная служба по надзору — такжеуправление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфередеятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлениюгосударственным имуществом и правоприменительные функции, за исключениемфункций по контролю и надзору.
Под правоприменительнымифункциями понимаются издание индивидуальных правовых актов.
Под функциями поуправлению государственным имуществом понимается осуществление полномочийсобственника в отношении федерального имущества, в том числе переданногофедеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казеннымпредприятиям государственным учреждениям, подведомственным федеральномуагентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытыхакционерных обществ.
Под функциями по оказаниюгосударственных услуг понимается осуществление федеральными органамиисполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость иоказываемых на установленных федеральным законодательством условияхнеопределенному кругу лиц.
Федеральное агентствовозглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральноеагентство может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство впределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании иво исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и федеральногоминистерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности агентства.Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ.
Федеральное агентство невправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемыхуказами Президента РФ.
Порядок взаимоотношенийфедеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб ифедеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, атакже порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях обуказанных органах исполнительной власти.
Установленные упомянутымУказом ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти нераспространяются на полномочия руководителей по управлению имуществомфедеральных органов исполнительной власти, закрепленными за ними на правеоперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организациидеятельности федерального органа исполнительной власти, а также полномочия поконтролю деятельности возглавляемых ими федеральных органов исполнительнойвласти.
Исключение из ограниченийна издание правовых актов федеральными органами исполнительной власти могутбыть установлены указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ:запрета федеральными министерствами осуществлять в установленной сфере деятельностифункции по контролю и надзору, правоприменительные функции и др.; федеральнымслужбам осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной имисфере деятельности и т.д. При этом случаи. Допускающие исключения, не конкретизированыв нормативно-правовых актах.
В указе Президента РФ от9 марта 2004 г. № 314 содержатся принципиальные положения, в соответствии скоторыми все упомянутые в нем федеральные органы исполнительной властипринимают отнесенные к их компетенции нормативные правовые илиправоприменительные акты на основании и во исполнение Конституции РФ,федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ иПравительства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства, кроме того,актов федеральных министерств.
Данный Указ ввел такуюранее не легализованную форму отношений Президента РФ и Правительства РФ, какпоручения федеральным министерствам, а последними – поручения подведомственнымим федеральным службам и федеральным агентствам. Природа и форма поручений покаостаются неопределенными.
Федеральные органыисполнительной власти в зависимости от их подведомственности Президенту РФ илиПравительству РФ делятся на две основные группы по установленному для каждой изних перечню. Базовыми для из группировки являются федеральные министерства,которые разделены на два вида: имеющие в своем ведении федеральные службы иагентства и не имеющие их. Кроме того, допускается, что федеральная службаможет быть подведомственна Президенту РФ или находится в ведении ПравительстваРФ. Так в ведении Правительства РФ сейчас находится Федеральная антимонопольнаяслужба и Федеральная служба по финансовым рынкам. Президенту РФ может бытьподведомственно также федеральное агентство.
С группировкойфедеральных органов исполнительной власти связаны особенности в руководстве имии установлении их правового положения.
Президент РФ в отношениифедеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оносуществляет, своими указами:
1) определяет и функции;
2) назначает надолжность и освобождает от должности руководителей этих органов и ихзаместителей;
3) определяетпорядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти,руководство которыми осуществляет, а также порядок из взаимодействия с инымифедеральными органами исполнительной власти;
4) утверждаетположения о них.
Правительство РФ:
1) своимипостановлениями определяет функции федеральных органов исполнительной власти,которыми оно осуществляет руководство;
2) назначает на должностьи освобождает от должности руководителей федеральных служб и федеральныхагентств (за исключением руководимых Президентом РФ) по представлениюфедеральных министерств, осуществляющих координацию и контроль деятельностьфедеральных служб, федеральных агентств.
Заместители указанныхруководителей назначаются на должность и освобождаются от должностисоответствующим федеральным министром по представлению этих руководителей.
Правительство РФ, еслииное не установлено федеральным законом, определяет порядок назначения надолжность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральныхслужб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа.
Правовое положениеконкретных федеральных органов исполнительной власти определяется непосредственноположениями о них.
Положения содержатправовые нормы, регламентирующие:
1) сферыдеятельности федеральных органов исполнительной власти,
2) их однотипныеправовые основы, то есть систему правовых актов, на основании и во исполнениикоторых они действуют,
3) их однородныеправомочия, например, относительно участия в правотворческой деятельности,рассмотрения обращений граждан и организаций и т.п.,
4) правомочия,обусловленные спецификой задач и функций соответствующих органов,
5) основы организациии порядка их деятельности, взаимодействия с другими органами, общественнымиобъединениями и иными организациями.
В зависимости отхарактера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могутбыть сведены с известным допуском условности в следующие группы:
а) органы, ведающиеотраслями либо их однородными комплексами;
б) органы, осуществляющиемежотраслевое регулирование и координацию;
в) органы контроля инадзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенцииспециализированные функции вневедомственного значения;
г) органы по определеннымобщегосударственным социально-экономическим и иным проблемам;
д) иные органы,выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органыисполнительной власти функционируют в сфере:
1) экономики. Этоминистерства: промышленности и энергетики, сельского хозяйства и др.;федеральные службы: по атомному надзору; по надзору в сфере транспорта и др.;федеральные агентства: по промышленности; по связи; по управлению федеральнымимуществом и др.;
2) социально-культурнойдеятельности. Министерства: образования и науки, здравоохранения и социальногоразвития; федеральные службы: по труду и занятости; по надзору в сфереобразования и науки и др.; федеральные агентства: по образованию; по здравоохранениюи социальному развитию и др.;
3) административно-политическойдеятельности. Министерства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел идр.; федеральные службы: внешней разведки РФ; охраны РФ; безопасности РФ и др.
Функции отдельных органовзапрограммированы на несколько сфер. Например, Министерство экономическогоразвития и торговли.
Список использованныхисточников
1. Кодекс РФ об административныхправонарушениях. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 368 с. – (КодексыРоссийской Федерации).
2. Административное право России:Учебник. – М.: Издательство «Зерцало», 2007. – 712 с. (Классическийуниверситетский учебник).
3. Габричидзе, Б.Н., Чернявский, А.Г.:Административное право России: Учебник. – М: Издательство «Проспект», 2006. –677 с.
4. Дмитриев Ю., Полянский И., Трофимов Е.Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических ВУЗов:Учебник: — М: Издательство «Феникс», 2008 г. – 461 с.