АКАДЕМИЧЕСКИЙПРАВОВОЙ УНИВЕРСТИТЕТ
при Институтегосударства и права РАН
Контрольнаяработа
поАдминистративному праву
тема:
“АДМИНИСТРАТИВНЫЕПРАВООТНОШЕНИЯ”
студентки 2курса заочного отделения
СергеевойЕлены.
Москва, 1997год
План
I. Вступление.
II. Основная часть:
1. Понятие административногоправоотношения.
2. Основные чертыадминистративного правоотношения.
3. Структураадминистративного правоотношения.
4. Юридические факты вадминистративном праве.
5. Виды административныхправоотношений:
а) основные и неосновные административные
правоотношения;
б) субординационные и координационные
административные правоотношения;
в) вертикальные игоризонтальные правоотношения в
административном праве;
г) внутриаппаратные ивнеаппаратные правоотношения;
III. Заключение.
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения,т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому правусвойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанныхс ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулированиеотношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношениярегулирует административное право? Прежде всего следует указать, чтоадминистративное право — это самостоятельная отрасль правовой системы России.Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правовогорегулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения,о которых речь пойдет дальше.
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения,складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношенияпредставляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своемухарактеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны всеосновные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм,вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия наданное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическуюформу; регламентация правовой нормой действий (поведения)
сторон этогоотношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения,определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторыеособенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основойдля отграничения административно-правовых отношений от других видовправоотношений. К таким особенностям относятся:
— права и обязанности сторон данныхотношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и другихсубъектов исполнительной власти;
— всегда одной из сторон в такихотношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо,негосударственная организация, наделенные государственно-властнымиполномочиями);
— административные правоотношенияпрактически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
— если произошло нарушениеадминистративно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность передгосударством;
— разрешение споров между сторонами,как правило, осуществляется в административном порядке.
— административные правоотношенияявляются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, гдеотсутствует равенство сторон.Признакподчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределенважнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, какурегулированное административно-правовой нормой управленческое общественноеотношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав иобязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Административно-правовые отношения напрямуюсвязаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительнойвласти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта ихособенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такогорода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны спрактической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересыдругого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если уних имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому,определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что онискладываются преимущественно в особой сфере государственной и общественнойжизни — в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуютсяопределенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный илиполномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственногоуправления).
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношенияхпрактически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеетсяобязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такойпризнак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властнойприроды государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин неможет выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самыхразнообразных административно-правовых отношений.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон.Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаяхобязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желаниювторой стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает ихот гражданско-правовых отношений.
Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в сферегосударственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сферегосударственного управления включается в круг отношений, составляющих предметадминистративного права.
Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объектаи содержания правоотношения.
В содержании административного правоотношения различаются две стороны:материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридическиеправа и обязанности).
Непосредственным объектом административных правоотношений являетсяволевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного права точно определяется между какимисубъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанностисторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу,получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранееопределенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти,при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. Вопределенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации,к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.
Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы могутзащищаться в судебном порядке, но такиеслучаи не являются доминирующими. В основном же права участников такихотношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектомуправления, который был (является) стороной административного правоотношения,вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительнойвласти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют правообжаловать такие решения.
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделеныправом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектамправоотношений.
В частности, они могут потребоватьобъяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание,использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.
Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношенийхарактерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правомустановлен иной порядок ответственности сторон административно-правовыхотношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм.В этом случае ответственность однойстороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно передгосударством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именноисполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями посамостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовыхнорм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъектыуправления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например,дисциплинарная ответственность работника аппарата федеральной исполнительнойвласти перед Президентом или Правительством Российской Федерации).
Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основеквалификации административных правоотношений на виды. В зависимости отособенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичныеих виды:
а) между несоподчиненными субъектамиисполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне(к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковоморганизационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в ихорганизационном подчинении (ведении) государственными объединениями(корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в ихорганизационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (повопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти иисполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти инегосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями ипредприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
з) между субъектами исполнительной власти игражданами.
Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или инойисполнительный орган.
Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствиеопределенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическими фактамипонимаются действия или события, вследствие которых происходит возникновение,изменение или прекращение правоотношений.
Административно-правовые отношения возникают при наличии условий,предусмотренных административно-правовыми нормами.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Похарактеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиямадминистративно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступаютправомерные действия граждан и других субъектов административно-правовыхотношений. К примеру, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновениеконкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом(должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то,что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектовисполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретномуадресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение,изменение или прекращение административно-правового отношения.
Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновениегосударственно-служебных отношений, являющихся разновидностьюадминистративно-правовых.
Под неправомерными действиями понимаются те, которые не соответствуюттребованиям административно-правовых норм, нарушают их. К таким относятсяадминистративные или дисциплинарные проступки, как наиболее характерные длясферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционныеправоотношения. К таким относятся также бездействия (пример, непринятие службойвнутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).
Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть,стихийное бедствие).
Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющеговоздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природагосударственно-управленческой деятельности, их можно обозначить каквластеотношения; иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющеговоздействия на тот или иной объект, но органически связанные с егоосуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;
Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этойсущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения междувышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, междудолжностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работникамиадминистративно-управленческого аппарата, между исполнительными органами(должностными лицами) и гражданами, несущими определенныеадминистративно-правовые обязанности и т.п.
Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникаютнепосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют цельюнепосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Кпримеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сферегосударственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Такдва министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостьюподготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческихвопросов и т.д.
Иногда выделяют субординационные и координационныеадминистративно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения,которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявленийсубъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названнаяавторитарность отсутствует.
Координация входит в перечень основныхпроявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактическисовпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерствоприроды Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомствпо вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органомрешения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.
Наиболее значительный интерес представляет классификацияадминистративно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия ихучастников. Таким образом выделяются вертикальные и горизонтальныеправоотношения.
Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю сутьадминистративно-правового регулирования и типичных длягосударственно-управленческой деятельности субординационных связей междусубъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненнымисторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительнойвласти (исполнительный орган, орган государственного управления).
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, врамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуетюридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такиеотношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, посравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служитьдействия нескольких органов по подготовке и изданию
совместногорешения, соглашения (административные договоры) между ними по организационнымвопросам.
По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные ивнеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормызакрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них,компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методывнутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческиеотношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной властисверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступаютсоподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а такжедолжностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной властис подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций,деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузыи др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения,связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему(механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественныеобъединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это иотношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так какони не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого родаотношений фактически выступает в роли “третьего лица”.
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристикупредмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которыеурегулированы нормами административного права. Это такие управленческиеотношения как:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуютсязадачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающиев процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебнойвласти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местногосамоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера,возникающие в сфере “внутренней” жизни общественных объединений и другихнегосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественнымиобъединениями внешне-властных функций и полномочий.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельностьвелика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческаядеятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видомуправляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, адругих отраслей права. Так, управленческую деятельность администрациипредприятий, учреждений в отношении их
работниковрегулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование — уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные сфинансовыми, — финансовое право. Поэтому необходимо в определении предметаадминистративного права внести следующее уточнение: оно регулирует всеуправленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другимиотраслями права Российской Федерации.
Списоклитературы:
1. КонституцияРоссийской Федерации, Москва, Изд. Новая Волна, 1996г, стр.62.
2.Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.,стр.640.
3.Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд.БЕК, Москва, 1996г., стр. 355.
4. Общая теорияправа. Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.