Административно-процессуальные отношения в России

1. Убеждение и поощрение в государственном управлении
1.1 Убеждение в государственном управлении
Убеждение употребляется в использовании различныхразъяснительных, воспитательных, организационных мерах для стимулированиядействий подчинённого или их преобразования и координации. Оно направляется наисполнение подчинённым (подвластным), для выражения ими самими в правовых актахволю субъекта власти. Воля законодателя и граждан достигает единства благодаряубеждению руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единствадействий.
Убеждение — это процесс последовательно осуществляемыхдействий, которые включают в себя привлечение внимания, внушение, воздействиена сознание, эмоции, интригу, побуждение к желанию. Граждане добровольноподчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства,одобряют их, активно участвуют в их осуществлении.
Для добровольного исполнения огромное значение имеетвоспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Знание прав иобязанностей достаточно для того, чтобы граждане были законопослушными, пунктуальноследовали предписаниям юридических норм.
В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.Оно используется систематически, обеспечивает добровольное выполнение норм,команд, а в результате воспитывает убежденность, привычку законопослушания.
Развитие общества, цели демократии требуют, чтобы внешнеерегулирование поведения людей постепенно уступало саморегулированию. На успешнуютрудовую деятельность личности все более влияет психическое состояние, актысознания, неподдающиеся внешнему контролю. Решающее значение в успешнойтрудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самойличности за своими действиями, осознание социального значения, целей ипоследствий. При воспитании саморегулирования, самоконтроля, чувства долгарешающая роль принадлежит разнообразным формам убеждения.
Средства массовой информации, кино значительно влияют награждан, их использование способствует повышению роли убеждения в управленииделами общества.
Формы убеждения разнообразны — обучение, пропаганда,агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое воздействие на граждан оказываютинструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование наобращения, небюрократическое решение дел. Убеждение обходится государству,стране намного дешевле, чем принуждение.
1.2 Поощрение в государственном управлении
Жизнь человека предполагает удовлетворение различныхматериальных и духовных потребностей. Это стало средством воздействия надеятельность людей. С помощью правовых стимулов осуществляется воздействие награждан, создаётся их заинтересованность в совершении определенных действий.Стимулирование производится путем воздействия на потребности и интересы людей,а, в результате, на их волю и поведение.
Грамотно реализуя свои возможности, субъект властиобеспечивает переход стимулов в мотивы. Стимулирование предполагаетиспользование различных поощрительных и принудительных мер, материальных иморальных факторов. Важнейший эффективный вид — это поощрение.
Поощрение — это способ воздействия, который через интереснаправляет волю человека на совершение полезных, с точки зрения поощряющего,дел. Поощрительное воздействие побуждает к совершению определенных дел,получению материального, морального или иного одобрения.
Существует много юридических норм, регулирующих вопросыпоощрения. Создан российский правовой институт поощрения. В него входят нормыконституционного, административного, трудового и других отраслей права. Большевсего в нём норм административного права. Ими закрепляется меры поощрения,основания поощрения и широкий круг поощряемых субъектов.
Другая группа источников административно-поощрительныхнорм — акты. В них вместе со многими другими включены одна или несколькопоощрительных норм.
Как метод исполнительной власти поощрение характеризуетсяследующим:
основанием для него является заслуга, деяния,положительно оцениваемые субъектами власти;
связь с оценкой уже совершенных деяний, выступает каксоставная часть государственного контроля;
персонально применяется в отношении отдельныхиндивидуальных или коллективных субъектов;
состоит в моральном одобрении, наделении правами,льготами, материальными ценностями и иными благами;
зачастую урегулировано правом, во многих случаяхреализуется в форме правоприменения. Поощрительные правовые нормы закрепляют правосубъектов власти поощрять и крайне редко — субъективное право гражданина напоощрение;
косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействуетна волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.
Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем большеусилий вкладывает лицо в общественно полезное дело.
Поощрение бывает абсолютным и относительным.
Важным основанием поощрения является добросовестноевыполнение различных постоянных обязанностей. Оно широко используется длястимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга. Поощряютсямногодетные матери. Другими основаниями поощрения служат юбилеи, заслуги,успехи, самодеятельности, изобретательстве, научных исследованиях.
Все названные поводы являются абсолютными, аобусловленное ими поощрение — абсолютным.
Относительное поощрение регламентируются УК, КоАП,Дисциплинарными уставами. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольныйотказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольноеустранение причиненного вреда.
Поощрение бывает моральное (благодарность и грамота),материальное (премия, ценный подарок), статусное (орденоносец, заслуженныйартист, почетный гражданин города, лауреат) и смешанное.
Поощрительные средства делятся на общие, ведомственные,субъектов Федерации, региональные (почетный гражданин города и др.) илокальные.
Поощрительное производство. Административно-правовыенормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительноепроизводство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах,регулирующих награждение государственными наградами, присуждениегосударственных премий, премий Правительства РФ.
В централизованном поощрительном производстве выделяютсястадии:
— возбуждения дела о поощрении;
— общественной и государственной оценки материалов опоощрении;
— принятия решения о поощрении; — исполнения решения.
Ходатайства о награждении государственными наградамивозбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций, частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности либо органами местногосамоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов,городов их направляют соответствующим главам исполнительной власти субъектов РФили в федеральные органы государственной власти по согласованию с главамиисполнительной власти субъектов РФ.
Порядок возбуждения ходатайства о награждениигосударственными наградами военнослужащих, гражданского персонала ВооруженныхСил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел, работниковтаможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующимифедеральными органами исполнительной власти.
Представления к награждению государственными наградамивносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственнойвласти и руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Комиссия по государственным наградам при Президенте:
— оценивает представление;
— готовит материалы и представляет заключения о возможномнаграждении, а также проекты указов.
/> 

2. Административно-процессуальные нормы и отношения
Важнейшим фактором, определяющим правовой характерадминистративно-процессуальной деятельности, выступает ее урегулированностьадминистративно-процессуальными нормами, которые в своей совокупности образуютотрасль административно-процессуального права.
Предметом регулирования административно-процессуальногоправа являются специфические общественные отношения, возникающие в сферегосударственного управления, носящие управленческий характер.
Административно-процессуальная норма устанавливаетсягосударством как обязательное правило поведения, регулируя общественныеотношения, возникающие в процессе разрешения дел в сфере государственногоуправления.
Административно-процессуальным нормам можно отнести рядособенностей, которые позволяют выделить их в особую группу среди другихпроцессуальных норм. Это касается значительного круга субъектов, наделённыхустанавливать правила поведения такого рода. Если уголовно- игражданско-процессуальные нормы устанавливаются на законодательном уровне, тоадминистративно-процессуальные нормы могут приниматься исполнительными органамиразличного уровня. Поэтому эти нормы реализуются многими уполномоченными на тосубъектов: органами управления, а при осуществлении юрисдикционных функций исудебными органами, тогда как реализация уголовно- и гражданско-процессуальныхнорм является прерогативой судебных и досудебного следствия органов и другихсубъектов, круг которых очерчен Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальнымкодексами.
Отличается и степень концентрированностиадминистративно-процессуальных и норм, регламентирующих другие виды процесса.Если в уголовном и гражданском процессах процессуальные нормы прописаны всоответствующих кодексах, то административно-процессуальные нормы могутпредставлять собой относительно крупные совокупности, так и отдельныепроцессуальные правила, содержащиеся в административных актахматериально-правового характера, а также в материально-правовых актах другихотраслей права.
Административно-процессуальные нормы можноклассифицировать по различным основаниям:
Различие по сфере действия. Они регламентируютадминистративно-процессуальные отношения, возникающие в разных областяхгосударственного управления. Можно выявить нормы, регламентирующие отношения вобласти административно-политической и социально-культурной сферы, экономики.
По объему регулирования выделяютсяадминистративно-процессуальные нормы общего характера и специальные. Нормыпервого вида касаются общих аспектов деятельности. Их воздействиеосуществляется на ход административного процесса в целом и на отдельныеадминистративные производства.
По действию в пространстве выделяютсяадминистративно-процессуальные нормы, действующие в пределах всего государства инормы, действующие в пределах конкретных административно-территориальныхединиц.
По действию во времени, выделяются нормы, действующие втечение неопределенного времени и действующие в течение определенного срока.
Субъектами административно-процессуальных правоотношенийвыступают многочисленные исполнительные органы государства, а также иныеуполномоченные субъекты.
Особенности реализации административно-процессуальныхправоотношений можно классифицировать по ряду оснований. Традиционной вадминистративно-правовой науке является их классификация по следующимоснованиям:
1) По содержанию и функциональной направленности.
Правоотношения, складывающиеся в процессе реализацииуправленческих функций в различных сферах управления – обороны, охраныобщественного порядка, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;
2) По видам административных производств.
Различие процессуальных отношений, возникающее в ходепроизводства по делам об административных правонарушениях, и по отработке ипринятию нормативных актов;
3) По отраслевой принадлежности корреспондирующихматериальных правоотношений.
Административно-процессуальные правоотношения возникаютпри реализации, как материальных норм административного права, так иматериальных норм иных отраслей права, например, земельного, экологического,финансового, предпринимательского и т.д.;
4) По соотношению прав и обязанностей их участников.
По характеру правоотношений, возникающих между ихсубъектами, выделяются горизонтальные и вертикальныеадминистративно-процессуальные правоотношения. Горизонтальные характерны длясубъектов, между которыми отсутствуют отношения подчиненности. Вертикальныевозникают между субъектами, для которых характерны отношения власти иподчинения. Особое место занимают административно-процессуальные правоотношения,в которых одной стороной выступает представитель государственной власти, адругой – гражданин.
Целесообразно выделить понятие составаадминистративно-процессуального правоотношения. Оно включает в себя следующиеэлементы: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержаниеправоотношения.
Субъекты можно разделить на несколько групп: «лидирующие»субъекты, т.е. выполняющие функции по ведению процесса, субъекты, участвующие впроцессе с целью реализации либо защиты своих прав и законных интересов исубъекты, содействующие ведению процесса. Особое место среди субъектовадминистративно-процессуальных правоотношений занимает прокурор.
Под объектом административно-процессуальногоправоотношения следует понимать то, по поводу чего складывается это правоотношение.В целом это различные материальные и нематериальные блага, на которыенаправлены действия субъекта. В реальной жизни правовые отношения могутвозникать по самым различным поводам.
Содержание административно-процессуального правоотношенияподразумевает субъективные права и юридические обязанности его субъектов.Правам и обязанностям субъектов административно-процессуальных правоотношений взначительной степени присущ взаимный корреспондирующий характер. Иными словами,зачастую процессуальным правам одного субъекта правоотношения соответствуетопределенная обязанность другого субъекта. Например, праву лица присутствоватьпри рассмотрении дела соответствует обязанность органа (должностного лица),рассматривающего дело, известить о времени и месте его рассмотрения.

3. Задача
Инвалид боевых действий на территории Афганистана И. 17мая 2007 г. обратился в Администрацию города с просьбой бесплатно провестикапитальный ремонт его квартиры. В этой просьбе И. было отказано, о чем 14 июня2003 г. он получил письменное уведомление за подписью заместителя главыАдминистрации. Посчитав решение Администрации города незаконным, противоречащимположениям Федерального закона «О ветеранах», И. 20 июля 2007 г. решил податьжалобу на решение Администрации города в суд. Однако его сосед сказал, что И.опоздал подать жалобу, так как прошло больше месяца с момента получения им изАдминистрации города отказа в удовлетворении его просьбы. И. же, не послушавсоседа, пошел с жалобой в суд. Оцените ситуацию и, основываясь на положенияхзаконодательства РФ, обоснуйте правоту одной из сторон.
Действительно по законодательству РФ гражданин И. инвалидбоевых действий имеет право на капитальный ремонт принадлежащего ему жилогопомещения за счет средств местных бюджетов на условиях, определяемых органамиместного самоуправления. Местные органы управления, руководствуясь местнымизаконами в праве отказать в прошении.
Что касается срока обращения в суд с жалобой – это одинмесяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе (Федеральныйзакон от 14.12.95 № 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан»). Пропущенный по уважительной причине срок подачижалобы может быть восстановлен судом.
В данном случае И. может подать жалобу в суд, несмотря напросрочку, если будет установлена уважительная причина.

Список использованной литературы
1. «Административное право» О. А. Кожевников, Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2008.
2. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.06.2007)
3. «Административное и хозяйственное право» Ежегодник центра публичноправовых исследований, Том 1 (2006)-М.: АНО ЦППИ, 2006
4. Дубинин И. С., Барсуков Г. Е. «Административное право», учебное пособие,СПб., 2003.
5. «Уголовный кодекс РФ» от 3.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 10.05.2007)
6. «Комментарий к Уголовному кодексу РФ» (постатейный) (4-е издание,переработанное и дополненное) (под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В.Сверчкова) (Юрайт-Издат, 2007)
7. Указ Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (ред. от 28.06.2005) «Огосударственных наградах РФ»
8. Меры социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидовбоевых действий на территориях других государств. www.zonazakona.ru/law/zakon_rf/art/103801/
9. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан. www.procurator.ru/zakon/library/zfreesud.htm
10. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». www.garant.ru/main/10003548-002.htm#par83