Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Содержание
Введение. 3
1. Система основных категорийадминистративно -территориального устройства Российской Федерации. 5
1.1 Понятие  административно — территориального устройства Российской Федерации  5
1.2Конституционно — правовое регулирование административно — территориального устройства РФ… 12
2. Основные элементы системыадминистративно –  территориального устройства субъектов Российской Федерации. 16
2.1Городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементыадминистративно — территориального устройства Российской Федерации. 16
2.2Правовые и организационные основы административно-территориальныхпреобразований. 19
Заключение. 24
Библиографический список литературы… 26
Приложение. 27Введение
Актуальность темы курсовой работы. Административно-территориальноеустройство является одной из важнейших составляющих территориальной организацииобщества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегиисоциально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становлениянового общества. На его основе строится система органов государственной власти,органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так жесистема общественных объединений. В условиях России роль административно — территориальногоустройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразияэкономических, географических, демографических, природных и национальныхусловий.
Административно-территориальное устройство всовременном обществе — это не просто перечень географических названийтерритории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан сгосударственной и общественной формой управления и служит базой дляэкономической, политической, идеологической и организаторской деятельностигосударства и его субъектов.
Административно-территориальное устройствоиграет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременнои как фактор развития, и как его результат.
В настоящее времяадминистративно-территориальное устройство в России характеризуется качественноновым уровнем, превратившись из административно — территориального устройствасоюзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройствонезависимого государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов,связанных с реформированием административно — территориального устройстваРоссийской Федерации.
Многонациональный состав РоссийскойФедерации, расположенной на огромном евроазиатском пространстве с егоисторико-национальной, этнопсихологической и духовной самобытностью, придаетадминистративно -территориальному устройству особое значение. 
Формирование административно-территориальныхединиц всех звеньев административно — территориального устройства как целостныхэкономических комплексов с наиболее оптимальной специализацией предприятийразличных форм собственности в сфере промышленности и сельского хозяйства,развитием сети торговых, бытовых, транспортных, социально-культурных и иныхорганизаций позволяет добиваться устранения диспропорций в развитии отраслейэкономики, полнее учитывать региональные возможности и местные ресурсы.
Поэтому развитие рыночных институтов инового экономического районирования объективно связано с улучшением системыадминистративно — территориального устройства Российской Федерации, работыпредставительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления,что, в свою очередь, является одним из главных направлений развития российскойправовой, демократической государственности.
Основная цель курсовой работы состоит в изученииадминистративно -территориального устройства, закономерностей его развития.Важно также выяснить место административно — территориального устройства вгосударственной системе.  
В соответствии с данной целью в исследованиибыли поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию административно — территориального устройства Российской Федерации.
2. Охарактеризовать конституционно — правовое регулирование административно — территориального устройства РФ.
3. Рассмотреть городские, сельскиепоселения и муниципальные образования как элементы административно — территориального устройства Российской Федерации.
4. Раскрыть правовые и организационные основыадминистративно-территориальных преобразований. 
1. Система основных категорий административно-территориального устройства Российской Федерации  1.1  Понятие  административно — территориального устройства Российской Федерации
Административно-территориальное устройство —это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексныйхарактер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органовместного самоуправления.
Административно-территориальное устройство — это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц,которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченностьадминистративно-территориальной структуры федерального государства и егосубъектов. [1]
Административно-территориальное устройствороссийского государства представляет собой деление территории России исубъектов федерации на структурные единицы —территориальные образования,которые являются необходимой организационной основой функционирования органовгосударственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлениигосу­дарственными и общественными делами, эффективного использования природныхи материальных ресурсов, создания необходи­мых условий для удовлетворениясоциально-экономических, политических и духовных потребностей населения.         
Как целостную системуадминистративно-территориальное устройство характеризуют следующиепризнаки: 
— единство основ конституционного строяроссийского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего  различныхсубъектах федерации и административно-территориальныхединицах;  
— тесная связь административно-территориального устройства с основными функциями российского государства, сзадачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турногоразвития;
— единство территории Российской Федерации(ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
— равноправие субъектов федерации (ст. 5Конституции РФ);
— единая сетьадминистративно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (городсубъектного подчинения, район, города, город);
— единые принципы, лежащие в основе всегоадминистративно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5Конституции РФ);
— единство системы органов государственнойвласти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальнымустройством;                        
— автономность однихадминистративно-территориальных обра­зований по отношению к другим.[2]
Безусловно, перечисленные признаки являютсядалеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматриватьтерриториальное устройство российского государства как целостную структуру.
В основе административно — территориальногоустройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции Россиипринцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующийсоответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, иширокий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий.Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений междуцентром и субъектом.
Такая организация взаимоотношений позволяетисключить территориальную раздробленность и построить согласованныемежтерриториальные связи, обеспечивающие автономность каждойадминистративно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействиемсубъектов федерации.
Анализируя  их юридическую природу, можноприйти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственныхтерриториальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементовучредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства,предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью идругими субъектами. По сравнению с обычными административно -территориальнымиединицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальныхобразований.
Под административно-территориальной единицейпонимают часть территории государства, которая служит пространственной сферойдеятельности соответствующих органов.
Всякая часть территории, будучи признанасамостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает иорганизационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательныхпризнаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределамитерритории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которымилибо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляютсянаселенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления.Территория служит экономической и финансовой основой осуществления властисоздаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местногосамоуправления.
Признавая ту или иную территориюсамостоятельной административно-территориальной единицей, соответствующиегосударственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают правонаселения данной территории на управление государственными и общественными делами.
Таким образом,административно-территориальная единица — компактная часть территории субъектаРФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующихна ней органов государства или органов местного самоуправления  имаксимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетомприведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видамих могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого,республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальныеединицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.[3]
Повышение статуса краев,областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающимфактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарногогосударства к федеративному.
Административно-территориальное устройство РФ функционируеткак система, включающая в себя в качестве  ее элементов и составных частейадминистративно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальноеустройствокаждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральнойтерриториальной системы.
Как сложная система административно-территориальноеустройствовключает в качестве составных частей административно-территориальноеделение  (членение государственной  территории по политическому признаку),ведомственно — территориальное деление (разделение государственной территориина зоны действия или влияния по производственному признаку),национально-территориальное деление (разделение административно-территориальныхединиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственнойтерритории).
Системообразующими факторами, объединяющимиотдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являютсятакие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существованиевнутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикциидругого государства; принадлежность государственной территории народу;способность территории к функциональному делению на типовые части произвольныхформ и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структурыпространственной сферы политической и экономической организации общества.
Содержание административно — территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы,населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающихналичие различных по своему значению территориальных единиц, между которымисуществуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориальногопостроения всей системы государственной власти в субъектах федерации.
В федеративном российском государстветерриториальная организация приобретает качественно новый характер, которыйпредопределяется, прежде  всего, активной и самостоятельной, рольюсубъектов федерации в развитии экономики, социальной  и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условияхвключает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельнойтерриториальной системы.
Одна из них определяет территориальныйпринцип построения  Российской Федерации, другая — олицетворяетадминистративно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь ивзаимодействие  этих систем обусловливает неизбежную сложностьтерриториальной организации российского государства. Такого рода сложностьвполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательногоосуществления конституционного принципа федеративного построения государства,обеспечивающего комплексного научного подхода  к экономическому районированиюсочетание социально-экономических административно-территориальных границ наоснове создания в рамках любого звена административно — территориальногоустройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития ит.д.
  Эти принципы тесно взаимосвязаны, чемобеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с темнекоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в тойили иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и спецификасубъектов федерации.
Территориальная организация России включаетв себя, прежде всего экономическую организацию государственной территориипредставляющую собой совокупность крупных экономических районов, которыескладывались объективно как результат территориального размещенияпроизводительных сил. Эти районы служат для осуществления территориальногоуправления, координации хозяйственной деятельности входящих в их составреспублик, краев, областей. [4]
Сегодня, с учетом изменившейся обстановки,возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннегоизучения, тщательного учета их особенностей в процессе установлениянеобходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным иадминистративно-территориальным устройством.
Поэтому построение территориальной организацииРоссийской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства ироль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиватьсягармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальнымверховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера егофедеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) осуществляют такжерегулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориальногосостава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядкавхода и выхода из России и т. д.).
Территориальная организация государства наиболее четко выражена в системеадминистративно — территориального устройства. В Конституции РФ системаадминистративно -территориального устройства специально не закреплена. Однакоона связана не только с организацией и деятельностью органов государственнойвласти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих всюсовокупность территориальных отношений. При этом следует обратить внимание натесную взаимосвязь между экономическим районированием, федеративным иадминистративно-территориальным устройством, а также на то обстоятельство чтоадминистративно-территориальные единицы служат основой для построения и функционированияорганов государственной власти и органов местного самоуправления, рыночныхинститутов общественных объединений.
Составной частью административно –территориального устройства являются административно-территориальное деление,которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов- административно-территориальных единиц и субъектовадминистративно-территориальных правоотношений в их организационном единстве. 
В связи с этим в системе административно — территориального устройства необходимо выделять:
а) городские и сельские по­селения;
б) административно-территориальные единицы,в грани­цах которых действуют органы государственной власти или орга­ныместного самоуправления;
 в) виды административно-тер­риториальныхорганов государственной власти и органов местного самоуправления.[5]1.2 Конституционно — правовое регулирование административно — территориального устройства РФ
Многие аспекты конституционногорегулирования, административно-территориальной организации российскогогосударства на разных этапах развития законодательства России находили своеотражение как в Основном зако­не, так и в иных источниках государственногоправа. Среди них— порядок и основания изменения правового статуса администра­тивно-территориальныхединиц, границ между ними, классифика­ция населенных пунктов и их признаки, передачатерритории или ее части из одной административно-территориальной единицы вдругую, основные этапы и звенья административно -территориаль­ного процесса,участие граждан в решении этих вопросов и др.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в веденииРоссийской Феде­рации находится федеративное устройство и территория Россий­скойФедерации. Данное положение сформулировано в Основном законе России с учетомимеющегося опыта правового регулиро­вания территориальных вопросов в другихстранах.
В соответствии со ст. 67 КонституцииРоссийской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территорииее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространствонад ними. Таким образом, в ч. 1 ст. 67 Конституции определяется составгосударственной территории Российской Федерации, находящейся под еесуверенитетом, а в ст. 65 указываются ее составные части — субъекты РФ ссоответствующими наименованиями.
На момент образования Российской Федерации ипринятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) территориально-политическуюорганизацию государства в той или иной мере отражал многонациональный составнаселения, получило развитие региональная автаркия. В состав государствавходило 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область,10 автономных округов и два города федерального значения).
В настоящее время в целях улучшенияэкономического состояния регионов, происходит объединение ряда субъектов. Так,в результате объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского областиобразован Пермский край; Красноярского края, Таймырского автономного округа иЭвенкийского автономного округа образован новый Красноярский край. На очередиобъединение Корякского автономного округа и Камчатской области, Читинскойобласти и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутской области иУсть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Другая важная конституционная гарантиятерриториальной целостности России заключается в том, что решение всех вопро­сов,касающихся защиты территории государства от посягательств со стороны внешних ивнутренних недругов, находится в компе­тенции исключительно федеральныхвластей. Так, согласно ст. 71 Конституции РФ, оборона и безопасность,внешнеэкономические отношения РФ, определение статуса и защиты государственнойграницы, территориального моря, воздушного пространства, ис­ключительной экономическойзоны и континентального шельфа отнесены к ведению РФ.
Необходимо также отметить, что очень важнойгарантией, обеспечивающей целостность территории России, является тот факт, чтов Конституции РФ отсутствуют предписания, преду­сматривающие право субъектов федерациина односторонний вы­ход из федерации (правосецессии).        
Конституционное регулирование и обеспечениетеррито­риальной целостности Российской Федерации находится в прямойзависимости также от того, какие вопросы территориальной орга­низации отнесенык предметам ведения федерации, и от способа, который был применен приконституционном разграничении пред­метов ведения между федерацией и еесубъектами. [6]
Анализируя положения Конституции РФопределяющих вопросы, находящиеся в исключительном ведении федерации, можноконстатировать, что в исключительном ведении федерации отнесены территориальныевопросы, которые по своему характеру обеспечивают экономическую, политическую,правовую, социально-культурную, экономическую и информационную целостностьфедеративного государства.
Следует особо подчеркнуть, что исключительноважной гаран­тией сохранения территориальной целостности российскогогосударства является конституционно установленный примат федерального права надправом субъектов федерации в вопросах, от­носящихся к исключительному ведениюфедерации, а также сфере совместного ведения РФ и ее субъектов.
Конституция РФ формулирует цели, задачи ипринципы адми­нистративно -территориального устройства. В качестве последнихвыступают основные правовые начала, определяющие содержание и систему административно- территориального устройства, правовой статус административно-территориальныхединиц.  
 К их числуотносятся:           
а) государственная целостность РФ,обеспечение ею неприкосновенности своей территории (п. 3 ст. 4 КонституцииРФ);                       
б) единство системы государственной власти вРоссии;
в) разграничение предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганизациями государственной власти ее субъектов в регулированиитерриториальных вопросов;
г) самоопределение народов в РоссийскойФедерации, учет национального фактора в территориальной организации;
д) установление, что Российская Федерациясостоит из рес­публик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номнойобласти, автономных округов — равноправных субъектов федерации (п. 1 ст. 5Конституции РФ);
е) гарантированность единства экономическогопространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств,поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 КонституцииРФ);
ж) местное самоуправление в пределах своихполномочий (ст. 12 Конституции РФ).
Большое место вКонституции Российской Федерации отведе­но закреплению компетенции федерации и компетенции ее субъек­тов. Однако в отличие отФедеративного договора, где вопросы установления общих принциповтерриториального деления отне­сены к совместному ведению органов государственнойвласти Российской Федерации и органов государственной власти края, области,города федерального значения, автономной области, ав­тономных округов (т.е.всех субъектов, кроме республик), в Кон­ституции данный вопрос отнесен кисключительной компетенции субъектов федерации. Это положение являетсяконституционной основой для того, чтобы в конституциях и уставах субъектов фе­дерациипредусмотреть их соответствующие полномочия по адми­нистративно — территориальномуустройству и, возможно, создать специальный раздел, посвященный территориальнойорганизации.
Вместе с тем дляопределения конституционных основ админи­стративно -территориального устройствабольшое значение имеет вопрос о соотношении между федеральной Конституцией икон­ституциями и уставами субъектов федерации.  Это соотношение базируется натом, что высшие акты субъектов фе­дерации, соответствуя Конституции РоссийскойФедерации, кон­кретизируют ее и предусматривают определенные механизмы реа­лизации.
Таким образом, всю конституционную материю,охватываю­щую административно-территориальное устройство, можно разде­лить начетыре группы.
К первой группе необходимо отнести нормы,содержащиеся в Конституции РФ. Ко второй группе мож­но отнести нормы, которыесодержатся в Конституции РФ и Федеративном договоре, конституциях и уставахсубъектов федера­ции.
К третьей группе целесообразно отнестинормы, содержа­щиеся только в конституциях и уставах субъектов федерации.
На­конец, четвертая группа могла быохватывать нормы актов субъ­ектов федерации и органов местного самоуправления,связанных с решением конкретных вопросов административно — территориаль­ногоустройства и деятельности органов государственной власти и местногосамоуправления. 
2. Основные элементы системы административно – территориального устройства субъектов Российской Федерации2.1 Городские, сельскиепоселения и муниципальные образования как элементы административно — территориального устройства Российской Федерации
Систему административно — территориальногоустройства рос­сийского государства составляют два структурных звена: базовое инизовое. Базовое звено составляют районы, города, районы в городах, города стерриториальным районом федерально-субъект­ного подчинения. В низовое звеновходят города районного подчинения, сельсоветы, поселки и другие сельские населенныепункты, находящиеся в составе субъектов федерации. Поэтому примени­тельно ккаждому звену административно — территориального устройства будетиспользоваться соответствую­щее конституционное и правовое регулирование.
Согласно ст. 131 Конституции местноесамоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на другихтерриториях с учетом исторических и иных местных традиций, т. е. в городах,поселках, селах, деревнях, кишлаках, аулах и других поселениях, а также врамках возможных муниципальных образований в границах административно-территориальныхединиц.
Таким образом, Конституция РФ признала посуществу, городские и сельские поселения в качестве территориальной основыместного самоуправления, допуская одновременно осуществление местногосамоуправления и на других территориях. Понятие «другие территории» должныконкретизировать органы законодательной (представительной) власти субъектовРоссийской Федерации, принимая законодательные и иные правовые акты об организацииместного самоуправления на своих территориях. Конечно, эффективное местноесамоуправление возможно лишь при наличии определенных условий, среди которыхважное значение имеет реформированная территориальная основа местногосамоуправления.
Развитие реального самоуправления на местахпредполагает принципиально новые подходы к решению вопроса о территориальнойоснове местного самоуправления в Российской Федерации.
С принятием  Конституции РФ возникаетзакономерный вопрос: кто может выступать субъектом государственно-правовыхотношений на муниципальном уровне. Известным образом проясняет этот вопрос гражданский Кодекс РФ. Согласно его ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданскогоправа являются городские, сельские поселения и другие муниципальныеобразования. От имени муниципальных образований могут приобретать иосуществлять права, обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции,установлении актами, определяющими статус этих органов.
Все муниципальные образования, городские исельские поселения, а также иные территории местного самоуправленияподразделяются (объединяются) на две группы: населенные пункты иадминистративно-территориальные единицы( населенным пунктом является частьзастроенной для проживания населения территория, получившая такой статус вустановленном законом порядке и располагающая в своих границах соответствующиеорганы государственной власти или их представителей, органы местного самоуправления,предприятия учреждения и организации.
К населенным пунктам в России относятсягорода, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т.д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется правотребовать открытия в нем соответствующих  учреждений и организаций или ихфилиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служборганов власти и местного самоуправления.
Населенный пункт, какгосударственно-правовой институт,  может входить в составадминистративно-территориальной единицы, быть отдельнойадминистративно-территориальной единицей, также иметь административно-территориальныеединицы в своем составе.
Город — это населенный пункт, получившийданный статут установленном законом порядке, являющийся экономическийкультурным центром с численностью населения, позволяющей  отнести ккатегории городского поселения субъекта РФ или районного значения.
К сельским населенным пунктам в РоссийскойФедерации относятся следующие сельские поселения граждан: село, поселок,деревня, станица, фермерское хозяйство, урочище, хутор, аул, выселки и др.
Административно-территориальная единица —часть территории субъектов РФ в определенных границах с одним или несколькиминаселенными пунктами  признанная вустановленном законом порядке самостоятельно управляемым элементом административно-территориального устройства.          
Муниципальными административно — территориальными единицами в субъектах Российской Федерации являются: район,город  республиканского, областного и окружного подчинения, район вгороде, город с территориальным районом, город районного подчинения, сельсовет,поселок (рабочий).
В составе субъектов РФ также могутнаходиться закрытые административно-территориальные единицы (образования),национальные районы и сельсоветы, территории со специальным режимом управления(см Приложение).
Все муниципальные образования составляют двазвена административно -территориального устройства: среднее и низшее (сельскиенаселенные пункты, поселки и сельсоветы как административно-территориальные единицы).   
Так, среднее звено в системе административно- территориального устройства составляют районы, города, районы в городах,города с территориальным районом, закрытые административно-территориальныеединицы субъектов РФ подчинения.  
Это звено занимает важное место вадминистративно-территориальном устройстве, служит ей «каркасом», благодарякоторой связываются в работоспособный организм органы государственной властисубъектов федерации с органами местного самоуправления населением.
Все городские муниципальные поселения можноразделить на города субъектов РФ подчинения (республиканского, краевого,областного, окружного) и города муниципально — районного значения(подчинения).   
Правовое и организационное осуществлениеадминистративно-территориальных преобразований в субъектах Российской Федерациидолжно осуществляться на соответствующих принципах административно -территориальногоустройства. В нашем исследовании под принципами административно-территориального устройства понимаются основополагающие начала, исходя изкоторых должна формироваться политика в отношении территориальной организациисубъектов РФ.2.2 Правовые иорганизационные основы административно-территориальных преобразований
Административно-территориальное устройствосубъектов РФ и осуществление административно-территориальных преобразованийосновывается на следующих требованиях, которые конкретизируют ранее названныепринципы административно — территориального устройства:
а) соответствие исторически сложившейсясистеме расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;
б) создание экономических, финансовых иорганизационных условий для формирования и деятельности органов государственнойвласти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
в) содействие рациональному использованиюприродных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций,социальной инфраструктуры;
г) обеспечение населению здоровой иэкологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;
д) развитие национальных культур, обычаев итрадиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этническихгрупп, малочисленных народностей, проживающих в области;
е) участие населения в обсуждении и решениивопросов административно — территориального устройства. 
Можно выделить следующие критерииобразования и преобразования административно-территориальных  единиц.
При образовании сельсоветов необходимоучитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группысоседствующих небольших сельских поселений, тяготею­щих к одному из них какадминистративному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортнуюдоступность такого поселения, возможность организации в границах даннойтерритории  минимально необходимых коммунально-бытовых исоциально-культурных услуг местному населению.
При образовании районов необходимо учитыватьсло­жившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иногопроизводства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготениесельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путейсообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общийэкономический потенциал, достаточный для функциониро­вания объектовпроизводственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.
При отнесении поселений к категориимуниципальных посел­ков должны учитываться наличие производственного илисоциально-культурного объекта, при котором формировался данный населенныйпункт, либо его использование в качестве места для лечения или сезонногоотдыха, а также численность и характер занятости населения.
При отнесении поселения к районным илисубъектным (рес­публиканским, окружным, областным и краевым) городам должноучитываться численность и характер занятости населения, хозяйственное социально-культурноеи историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическоеразвитие прилегающих территорий.
При образовании районов в городах должныучитываться численность населения города, характер его застройки, интересырациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурными коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Конкретные критерии образования ипреобразования административно-территориальных единиц устанавливаются законодательством субъектов РФ.
Что же касается правового положениянационально-территори­ального образования — субъекта федерации, находящегося всоставе субъекта РФ, то он определяется Конституцией Российской Федерации ифедеральным (конституционным) законом.
По всем предлагаемым преобразованиямадминистративно -территориального устройства в обязательном порядке должновыявляться мнение населения, которого оно непосредственно касается. Выявлениемнения населе­ния соответствующих территорий может осуществляться путемпроведения социологических опросов, сбора подписей под пети­циями, собраний(сходов), конференций жителей. По вопросам административно-территориальныхпреобразований могут также проводиться референдумы как консультативного так иобязательного характера.
Изучение документов, которые прилагаются кпредставлениям о принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальномустройстве субъектов Российской Федерации, дает основания для обобщенияполученной информации формулирования предложений о перечне материалов вадминистративно- территориальном деле.
Так, к представлению об образовании,изменении, упразднении административно-территориальных единиц и поселений,границ, наименовании и переименовании и др. должны в качестве приложенияприлагаться следующие материалы:
— развернутое обоснование необходимостипредлагаемого преобразования с учетом установленных принципов и критериевизменений административно- территориального устройства, перспектив развитиясистемы расселения, экономического и социального развития территории, улучшениясреды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепленияматериально-финансовой базы и организации местного самоуправления;
— схематическая карта или описаниепредлагаемых преобразований;
— смета расходов, необходимых для проведенияпредлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;
— сведения о результатах выявления мнениянаселения о предлагаемом преобразовании;
— заключения специалистов, учреждений иорганизаций, а также выборных органов местного самоуправления, территориякоторых затрагивается предлагаемыми преобразованиями, и др.
 Всякое рассмотрениеадминистративно-территориальных дел в законодательном (представительном) органевласти субъектов РФ и в выборном органе местного самоуправления осуществляетсяв порядке, определяемом соответствующим законодательством субъектов РоссийскойФедерации.
По инициативе граждан право внесения нарассмотрение законодательным (представительным) органом власти субъектаРФ  и выборного органа местного самоуправления проектов правовых и актов ипредложений по вопросам административно-территориальных преобразованийпринадлежит соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т. д.) этихорганов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно- территориальногоустройства, руководителям исполнительного органа власти субъекта РФ и органовместного самоуправления.
При рассмотрении дел  административно — территориального устройства подлежат выяснению следующие обстоятельства:соответствует ли административно-территориальное  преобразованиеисторическим, национальным, культурным, бытовым тенденциям развития территории;относится ли дело к компетенции данного органа; имеются ли экономические,финансовые и организацион­ные условия для осуществления внесенного предложения;соблю­дена ли процедура рассмотрения данного предложения в соответ­ствии сзаконодательством; учитывается ли мнение граждан соот­ветствующей территории поадминистративно -территориальному преобразованию; разрешаются ли в этом случаеэкономические социальные, управленческие проблемы в конкретной территории;удовлетворяются ли интересы и потребности населения.
Сам порядок и процедура рассмотренияобстоятельств, подле­жащих выяснению при рассмотрении дел административно-терри­ториальныхпреобразований, а также порядок принятия по ним соответствующего решения определяютсяРегламентом законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ иливыборного органа местногосамоуправления.          
 Как показывает практика, в субъектахРоссийской Федерации законодательный (представительный) орган власти субъектаРФ по вопросам административно -территориального устройства принимает законы ипостановления. Выборный орган местного самоуправления  повопросам  административно -территориального устройства принимает решения(постановления). Содержание правовых актов и требования, предъявляемые к ним,устанавливаются законодательством субъекта РФ.
Необходимо отметить, что правовые актызаконодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, органов местнойсамоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые впределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территориисубъекта РФ органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Все административно-территориальные единицыи все насе­ленные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и по­стояннопроживающее на них население, подлежат учету и регистрации. Регистрации подлежатвсе производимые изменения административно- территориального устройства.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путёмреализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме«Административно-территориальноеустройство субъектов РФ» можно сделать ряд выводов:
Существующая системагосударственно-территориального и административно — территориального устройстваРФ жестко не связа­на с многонациональным составом населения страны. Напротив,опыт многонациональных и федеративных государств свидетель­ствует, чтомножественность критериев территориального разме­жевания между субъектамифедерации, их внутренняя неодно­родность и взаимозаполняемость— важнейшие условия полити­ческой стабильности.
Средство снижения напряженности — уп­реждающиереформы, направленные на передачу существенных полномочий на более высокие илинизкие уровни, чем уровень субъектов федерации, то есть местного самоуправления,но без передела границ; гибкость форм обеспечения интересов этничес­ких группбез институализации административно — территориально­гообразования, их расселения. Как показывает анализ террито­риальных этнокультурныхконфликтов в разных странах, эти принципы применимы и к России.
Административно-территориальное устройстворассматривается в основном в двух аспектах: во-первых, это одна из сторонтерриториальной организации государства, то есть той объективной социальнойструктуры, ко­торая подразделяется на территориальные подсистемы и компо­ненты,элементы и части; во-вторых, это деление территории государства на части, соот­ветствующиеисторической природе, задачам и функциям феде­рального государства, а такжесоответствующая этому делению организация системы органов государственнойвласти и органов местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство(деление) вы­ступает как субъективное, но неизбежное и необходимое прояв­лениеобъективной стороны территориальной организации госу­дарства.
Административно-территориальное устройствосубъектов РФ во многом имеет субъективный характер и может быть «пра­вильным» и«неправильным». Однажды возникнув, это административно-территориальное устройствосубъ­ектов РФ становится фактором территориальной организация российского государства,в том числе процессов социально-эко­номического развития, этнического инационально-политического размежевания, разграничения режимовприродопользования и т.п.
В наиболее общем виде влияниеадминистративно-территориальное устройство можно определить следую­щим образом:если административно-территориальное устройство в основном соответствует территориаль­номуразделению труда, тенденциям его развития и сложившимся на этой основе новымэкономическим институтам, то административно-территориальные единицы способ­ствуютдальнейшему развитию территориальной организации го­сударства в реализующейсяполитике. Если названного соответ­ствия нет, то административно-территориальноеустройство спо­собствует изменению территориальной организации государства вновом направлении ее развития. Думается, что такое влияние ста­новится темзначительнее, чем существеннее несоответствие и чем дольше административно-территориальноеустройство остается неизменным.
Административно-территориальное устройствоможет быть в руках российского государства и его субъектов мощным рычагомцеленаправленного воздействия на все стороны социально-эконо­мическогоразвития. Мощь этого рычага обусловлена многочис­ленностью, разветвленностью иповсеместностью аппарата адми­нистративно-территориальных органов государственнойвласти и органов местного самоуправления. И эта мощь оказывается тем большей,чем более дробным является само административно-территориальное устройство, содной стороны, и чем дольше остают­ся «выключенными» рыночные экономическиемеханизмы, способ­ные по-новому воздействовать на все развитие общества.
Библиографическийсписок литературы
1.   КонституцияРФ. — М., 1993.
2.   Федеральныйзакон Российской Федерации «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального законаот 21.07.2005 N 97-ФЗ).
3.   Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ»oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, (в ред. Федерального конституционного законаот 27.09.2002 N 5-ФКЗ)  
4.   АлаевЭ. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи­ческий словарь.- М., 1983. – 345с.
5.   АбдулатиповР. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.- 560с.
6.   ХоревБ. С. Территориальная организация общества.- М., 1981.- 124с.
7.   Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М.: Норма2001.-767с.
8.    ИвановВ.В. Новые подходы к теории государственного устройства и федеративная системаРоссии // Юридическая мысль. – 2002.- № 3. — С.63-85.
9.   Козлова Е.И., Кутафин О. Конституционное право России.-М.,2002. – 678 с.
10. КонституцияРоссийской Федерации. Проблемный комментарий. / Ответственный редактор В. А.Четвернин. — М.: Центр конституционных исследований Московского ОбщественногоНаучного Фонда, 1997. – 689с.
11. Постатейныйкомментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ». / Под общей ред. В.И.Шкатулла. –М. ЗАО Юстицинформ, 2005.
12. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.-  М.: Фонд «Правовая культура», 1996.- 546с.
13. СаломаткинА.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории ипрактики). — М.: Манускрипт, 1995. –342с.                                                                                                    />

Приложение
/>

Населённые пункты  
Административно-территориальные  единицы                                                          /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>/>/>/>/>/>/>/>/>                                                                                                                  
           
/>/>  
                                                                                      /> /> /> /> /> /> /> />

                                территориисо специальным режимом управления
 
Административно-территориальное устройствосубъекта РФ