1.Предмет административного права
Административноеправо — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается отдругих прежде всего по предмету и методу правового регулирования.Административное право призвано регулировать особую разновидность общественныхотношений, главным признаком которых является то, что они возникают,развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи сорганизацией и функционированием системы исполнительной власти.Следовательно,предметом административного права является совокупность общественных отношений,складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Однако, следует сразу оговориться, чтоадминистративное право не является единственной отраслью права, охватывающейобщественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “еенормы и имеют здесь безусловный авторитет Какие же именно отношения входят вобласть интересов административного права? Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы всфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательствеи юридической литературе для определения сферы действия административного праваиспользуются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственноеи муниципальное управление,государственная администрация, административная власть. Все они обозначаютпонятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1)управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2)исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная)и 3) используемая им при этом власть.[3]
Такимобразом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходеформирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживаетсферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулированиепроизводится посредством:
а)упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественныхотношений;
б)формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законамразвития общества, положениям Конституции РФ;
в)охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и другихотраслей права;
г)вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, несоответствующих интересам граждан, общества, государства.
Подпонятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а)властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительныхорганов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иныхгосударственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров,председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (омелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию несудебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований,осуществляющих административный контроль на основании предоставленных имгосударством полномочий.
Содержаниедеятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции,исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами,юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образомдеятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примеромтому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функцииуправления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами неадминистративного, а других отраслей права, например, трудового,уголовно-процессуального, финансового. Следовательно, можно ограничить предметадминистративного права, уточнив, что оно регулирует только те общественныеотношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.
Такимобразом, предмет административного права можно условно подразделить на двечасти: 1) внутриаппаратные отношения и 2)взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическимилицами и государством.
Следовательно, предметом административногоправа являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельностиорганов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектамиадминистративного права.
Можноопределить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1)создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важногоинструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2)обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3)создание в сфере управления условий для реализации гражданами и ихобъединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан иобщества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности ит.п. служащих государственного аппарата. В зависимости от конкретных условий возникновения управленческихотношений можно также выделить внутренние и внешние функцииадминистративно-правового регулирования:
а)внутренние или внутрисистемные — это отношения, связанные с формированиемуправленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и ихподразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности междуработниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступаютсоподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;
б)внешние отношения — это отношения, связанные с непосредственным воздействием наобъекты, не входящие в систему исполнительной власти — на граждан, общественныеотношения, коммерческие структуры, в том числе — частные, и т.п.
Наука административного права различает, такимобразом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдетниже.
Врамках своего предмета административное право создает определенный правовойрежим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (всоответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иныхучастников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основноепроявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивнаяфункция. Ей сопутствует и другая функция — правоохранительная (юрисдикционная),обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защитузаконных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческихотношений.
Система административного права
Нарядус предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является еецелостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостностьсистемы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели,принципов и метода правового регулирования.
Подсистемой правового воздействия вообще следует понимать определенный юридическийрежим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическимиприемами правового регулирования — особым порядком возникновения и формированиясодержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способових реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на даннуюсовокупность норм. дминистративноеправо — одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Этопредопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начинаяот правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.Система административного права делится на общую и особенную части. Общая частьвключает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная частьсостоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления(образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает всебя несколько административных институтов (подотраслей).
Вобщую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующиеадминистративно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2)регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3)регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4)обеспечивающие законность управления.
Вчетырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечениебезопасности граждан, общества, государства, административно-политическуюдеятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственнойадминистрации; 3) социально-культурную деятельность государственнойадминистрации; 4) деятельность государственной администрации по организацииполитических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
2. Административный штраф
являетсяденежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
1)минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов),установленному федеральным законом на момент окончания или пресеченияадминистративного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда);
2)стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания илипресечения административного правонарушения;3) сумме неуплаченных и подлежащихуплате на момент окончания или пресечения административного правонарушенияналогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции,либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг,списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования орезервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленномпорядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок насчета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных вустановленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченногоадминистративного штрафа.2. Размер административного штрафа не может быть менееодной десятой минимального размера оплаты труда.
3.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходяиз минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пятьминимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятьдесят минимальныхразмеров оплаты труда, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеровоплаты труда.
Административныйштраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морскихводах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительнойэкономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного,валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютногорегулирования, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях,о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об участии вдолевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) вРоссийской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, правилпривлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников,налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен спревышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не можетпревышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, дляюридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.4. Размерадминистративного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предметаадминистративного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов,сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либосуммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг,списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования орезервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленномпорядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок насчета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных вустановленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратныйразмер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующейсуммы или стоимости.
5.Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме всоответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Возмездное изъятие орудия совершенияили предмета административного правонарушения
1.Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административногоправонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация спередачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов нареализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.
2.Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенныхорудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охотаили рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
4. Под источником административного праваможно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выраженияадминистративно-правовых норм. В этом смысле значение источника права можетрассматриваться в трех аспектах. Во-первых, он способствует зарождению правовыхнорм в соответствии с объективными условиями экономического и социальногоразвития и для отражения общественных интересов. Таков скорее материальныйаспект источника права, поскольку право обусловливается именно процессомразвития политических, экономических и иных отношений. В данной работе мы лишьотмечаем, но не рассматриваем подробно указанный аспект источника.
Во-вторых,источник административного права означает импульс, своего рода началоформирования правовых норм, процесс правообразования.Скажем, научные концепции ученых-административистов,о чем подробно рассказывалось выше, оказывали сильное влияние на реальнуюадминистративную политику и административную практику. Ими в немалой степениформировались устойчивые взгляды на виды и признаки административно-правовыхактов, органов государственного управления. Основанием концепций и программадминистративных реформ часто служили теоретические разработки ученых,политиков, государственных деятелей.
В-третьих,источник административного права выступает как форма выражения иструктурирования административно-правовых норм. Черты источника такого рода внаиболее полном виде воплощают правовые акты и административные договоры какписьменные документы особого рода, со своими признаками и структурой. Им мыуделим ниже большое внимание.
Всоответствии с вышеуказанным отнесем к первой подсистеме собственные источникиадминистративного права: а) административно-правовые идеи и концепции; б)правовые акты органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, включая актыправительств, администраций и ведомственные акты; в) правовые актыгосударственных акционерных обществ, корпораций, финансово-промышленных групп ииных хозяйственно-управленческих объединений; г) акты государственных унитарныхпредприятий, учреждений и организаций; е) административные договоры илиуправленческие соглашения.
Вторуюподсистему источников административного права составляют: а) нормы КонституцииРФ, конституций республик, уставы областей и иных субъектов РФ; б) законы РФ иее субъектов; в) указы Президента РФ и акты президентов, глав республик; г)решения судебных органов (Конституционного Суда применительно к спорам окомпетенции, Высшего Арбитражного Суда — к спорам административного характера,в будущем — решения органов административной юстиции).
Следовательно,удельный вес и соотношение источников административного права служатпоказателями его развитости и системной упорядоченности. Нужно всегда, наразных этапах развития государства, поддерживать их баланс, своеобразное равновесие,в рамках которого каждый источник может играть свою составную и созидательнуюроль.
Всистеме источников административного права особое место занимаютадминистративное и административно-процессуальное законодательство. Напомним,что эти отрасли российского законодательства отнесены к совместному ведению РФи субъектов РФ. Вопрос заключается в том, как понимать содержание и структуруэтих отраслей. По точному смыслу конституционных норм имеются в виду отраслизаконодательства, во-первых, включающие в себя только законы, во-вторых,развивающиеся раздельно, но в тесной связи друг с другом (пока же втораяотрасль почти не развита), в-третьих, охватываемые общей системойадминистративного права.
Можноотметить в качестве особенностей этих отраслей наличие в них законов трехвидов. Статутные законы закрепляют правовое положение органов исполнительнойвласти. Тематические законы регулируют их полномочия в различных сферахгосударственной и общественной жизни. Кодексы пока в меньшей степени характерныдля административного и административно-процессуального законодательства.Действуют лишь КоАП, ТК РФ, содержащие нормыматериального и процессуального права. Частично в АПК РФ есть нормы, касающиесяспоров в сфере административных правоотношений. В перспективе возможнокодифицировать нормы в сфере административного процесса, информатики и т.п.
5. Конфискация орудия совершения илипредмета административного правонарушения
1.Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушенияявляется принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность илив собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.Конфискация назначается судьей.
2.Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охотыили рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовствоявляется основным законным источником средств к существованию.
3.Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившегоадминистративное правонарушение, орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения:
подлежащихв соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятыхиз оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившегоадминистративное правонарушение, по иным причинам и на этом основанииподлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
29. Лишение специального права
1.Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранеепредоставленного ему специального права устанавливается за грубое илисистематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях,предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишениеспециального права назначается судьей.
2.Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двухлет.3. Лишение специального права в виде права управления транспортнымсредством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортнымсредством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управлениятранспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения вустановленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения,а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил местадорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
4.Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, длякоторых охота является основным законным источником средств к существованию.
7. Дисквалификация
1. Дисквалификация заключаетсяв лишении физического лица права занимать руководящие должности висполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров(наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность поуправлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицомв иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
2. Дисквалификацияустанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Дисквалификация может бытьприменена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные илиадминистративно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членамсовета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
8. Задачи производства по делам обадминистративных правонарушениях
Задачамипроизводства по делам об административных правонарушениях являютсявсестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельствкаждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнениявынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавшихсовершению административных правонарушений.
Статья24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административныхправонарушениях
1.Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русскомязыке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственнымязыком Российской Федерации производство по делам об административныхправонарушениях может вестись на государственном языке республики, натерритории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченныерассматривать дела об административных правонарушениях.
2.Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении ине владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечиваетсяправо выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приноситьжалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицамиязыке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Статья24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
1.Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, заисключением случаев, если это может привести к разглашению государственной,военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях,если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих впроизводстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, ихблизких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
2.Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушениивыносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в видеопределения.
Статья 24.4. Ходатайства
1.Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении,имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей,органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
2.Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом,должностным лицом, в производстве которых находится дело об административномправонарушении, в виде определения.
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающиепроизводство по делу об административном правонарушении
Производствопо делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатоепроизводство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующихобстоятельств:
1)отсутствие события административного правонарушения;
2)отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершенияпротивоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящимКодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемостьфизического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3)действия лица в состоянии крайней необходимости;
4)издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административногонаказания;
5)отмена закона, установившего административную ответственность;
6)истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7)наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, постановления о назначении административногонаказания, либо постановления о прекращении производства по делу обадминистративном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовногодела;
8)смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении.
Статья 24.6. Прокурорский надзор
Генеральныйпрокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют впределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РоссийскойФедерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законовпри производстве по делам об административных правонарушениях, за исключениемдел, находящихся в производстве суда.
Статья 24.7. Издержки по делу обадминистративном правонарушении
1.Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:
1)сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;
2)сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследованиевещественных доказательств.
2.Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическимлицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федеральногобюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенномфизическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — насчет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическимлицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм,выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрениемдела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом ипредусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, аиздержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическимлицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счетбюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вслучае прекращения производства по делу об административном правонарушении,совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки поделу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета,а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении,совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РоссийскойФедерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
4.Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется наосновании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размерыотнесенных к издержкам затрат.
Решениеоб издержках по делу об административном правонарушении отражается впостановлении о назначении административного наказания или в постановлении опрекращении производства по делу об административном правонарушении.
9. Федеральным министерством в России называется федеральный орган исполнительной власти повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вустановленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральное министерствовозглавляется входящим в состав Правительства РФ министром РФ. Федеральноеминистерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральныхконституционных актов, федеральных законов, актов Президента РФ и правительстваРФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфередеятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых всоответствии с вышеназванными актами осуществляется исключительно федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ иправительства РФ.
Федеральное министерство вустановленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю инадзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кромеслучаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениямиПравительства РФ.
Кроме того, федеральноеминистерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в еговедении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельноти государственных внебюджетных фондов.
10. Принцип равенства законодательства об адм. Правонарушениях.
Лица, совершившиеадминистративные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежатадминистративной ответственности независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежатадминистративной ответственности независимо от места нахождения,организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
2. Особые условия применения меробеспечения производства по делу об административном правонарушении ипривлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющихопределенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц),устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
1. Лицо, совершившееадминистративное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона,действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
2. Закон, смягчающий или отменяющийадминистративную ответственность за административное правонарушение либо инымобразом улучшающий положение лица, совершившего административноеправонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона всилу и в отношении которого постановление о назначении административногонаказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административнуюответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающийположение лица, обратной силы не имеет.
3. Производство по делу обадминистративном правонарушении осуществляется на основании закона,действующего во время производства по указанному делу.
11.Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е.отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому правусвойственно
регулированиегражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личныхнеимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных спреступлением и наказанием. Какие правоотношения регулируетадминистративноеправо? Прежде всего, следует указать, что административное
право- это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли праваотличаются друг от друга по предмету и методуправового регулирования. Именно
предметадминистративного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения — это урегулированные
нормамиадминистративного права общественные отношения, складывающиеся в сфере
деятельностиисполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют
собойразновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру,
юридическомусодержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки
любогоправоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего
правоотношениеесть результат регулирующего воздействия на данное общественное
отношениеданной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация
правовойнормой действий (поведения)
сторонэтого отношения;
корреспонденциявзаимных обязанностей и право сторон правоотношения,
определяемаянормой и т.п. во время производства по указанному делу. Основные и неосновные административные правоотношения.Административно-правовые
отношенияклассифицируются по многим критериям.
Первоначальновыделяютсядве группы административных правоотношений:
а)отношения,
непосредственновыражающие основную формулу управляющего воздействия
(субъект-объект),в которой отчетливо проявляется властная природа
государственно-управленческойдеятельности, их можно обозначить как
властеотношения; иногда они именуются как основные;
б)отношения,
складывающиесяза рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или
инойобъект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся
какнеосновные правоотношения;
Первыеиз
названныхвыражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но
прямоее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и
нижестоящимизвеньями механизма исполнительной власти, между должностными
ли