Административное правонарушение транспортные средства

–PAGE_BREAK–Состав и виды правонарушения

Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые административными взысканиями от противоправных посягательств.

Объект административного проступка — необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано

административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством  об административных право-нарушениях.

        Признаком объективной стороной проступка можно назвать деяние. Оно является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.

Правонарушение совершаются  людьми- субъектами правонарушения.

Для признания лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться в происходящих событиях и явлениях окружающей действи-тельности.

Субъект деяния  не  может  рассматриваться  в качестве признака правонарушения. Но без субъекта нет правонарушения,  и в тоже  время не каждый  человек может быть признан субъектом противоправного  виновного деяния.  Следовательно,  квалификация правонарушения зависит от понятия его субъекта.

Субъект уголовного права совпадает с  субъектом уголовной  от­ветственности. В гражданском праве такого совпадения нет.  Субъекты гражданского права наделены определенными правами и обязанностями  и могут активно участвовать в различных правоотношениях, стимулируемых или допускаемых  нормами  гражданского  законодательства.   Субъекты гражданского права осуществляют правомерные действия. Соответственно в науке гражданского права субъекты гражданского права рассматрива­ются как лица,  наделенные  правоспособностью и дееспособностью для совершения правомерных действий. Содержание дееспособности определя­ется способностью  совершать  как правомерные действия,  так и нести ответственность за правонарушения(  деликтоспособность  ).   Причем признаки субъекта правомерного и противоправного поведения не всегда совпадают.

Способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности, включая ответственность,  присуща человеку, обладающему качеством личности,  то есть индивидууму,  имеющему достаточный уро­вень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.

Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспо­собных и вменяемых,  т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой.  Малолетние и психически  больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации:  дети  –  вследствие  недостаточного психического и физического развития,  а душевнобольные- вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания  (душев­ная болезнь).

Закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектности. Так,  уголовная ответственность наступает по дости­жении16 лет, а за отдельные виды преступлений- с14 лет; админист­ративная ответственность  –  с16 лет;  ответственность по трудовому праву- с момента заключения трудового договора или членства в  кол­хозе, т.е.  с16 лет,  и в исключительных случаях с15 лет; по граж­данскому законодательству ответственность в полном объеме  возникает с18 лет и частичная- с15 лет.

Неодинаковый возраст ответственности устанавливается  с  учетом степени общественной опасности правонарушений,  значимости тех благ, на которые они посягают.

        Субъективная сторона административного проступка — это внутреннее, психологическое отношение лица к совершаемому им общественно вредному деянию и его последствиям. Её психологическое содержание раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель, представляющих различные формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые друг от друга

Отдельное правонарушение- конкретное явление реальной действи­тельности. Но правонарушения не единичны. Они составляют определенную совокупность их  видов.  Наиболее разработанным,  получившим научное определение, является такой вид правонарушений, как преступность.

Преступностьопределяется как относительно массовое, исторически изменчивое, социальное,  имеющее уголовно-правовой характер, явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.

В принципе это определение можно отнести ко всей массе правона­рушений, для этого из него надо исключить особенное, присущее особой группе правонарушений  –  преступлениям. В этом случае правонарушения могут быть определены  как  исторически  изменчивое,  антисоциальное явление общества,  состоящее  из совокупности всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем  регионе. Структура правонарушений  характеризуется  соотношением  видов (групп) правонарушений,  классифицируемых по различным основаниям  и признакам: характеру  регулируемых  отношений,  степени общественной опасности, субъектам,  распространенности (по  количеству,  времени, регионам) и др.

Подобная классификация всей массы правонарушений  по многочис­ленным критериям  возможна по мере развития соответствующих исследо­ваний в отдельных областях права и широкого использования компьютер­ной техники.

Применительно к областям регулируемых отношений  правонарушения различаются соответственно  отраслям законодательства:  гражданские, трудовые, уголовные, административные, процессуальные и др.

С учетом  общественной  опасности правонарушения принято делить  на две группы:  преступления и иные правонарушения( проступки,  де­ликты)  – административные,  дисциплинарные,  гражданско-правовые. В связи с этим разделением  встает  проблема  разграничения  уголовных преступлений и административных проступков,  поскольку провести гра­ницу между ними весьма и весьма не просто.

Эта проблема приобретает  наибольшую  актуальность именно сей­час, когда готовится проект нового уголовного законодательства. Слож­ность этой  задачи состоит в том,  что речь идет о сходных по своему характеру явлениях.  И решаться она должна не иначе как в  соответс­твии с законом,  не нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами международного права.

Из сопоставления  соответствующих статей Уголовного зако­нодательства и Законодательства об административных правонару­шениях видно,  что  и преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты,  именно  в  этом прежде всего состоит общественная опасность- признак,  определяющий их материальную сущность.  Задачи административного и уголовного за­конодательств состоят  в охране от посягательств одних и тех же объ­ектов.

Единая сущность  административных правонарушений и преступлений подтверждается также следующим обстоятельством:  «не является  прес­туплением действие или бездействие хотя формально и содержащее приз­наки какого-либо деяния,  предусмотренного уголовным законом,  но  в силу малозначительности   не  представляющее  общественной  опаснос­ти» (ст.7 Уголовного Кодекса РСФСР).  Тот же принцип выражен и в ст. 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушени­ях: «при малозначительности совершенного административного  правона­рушения орган (должностное лицо),  уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и  ограни­читься устным замечанием.

Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между прес­туплением и административным проступком заключается в различной сте­пени их общественной опасности.  Эта степень определяется  интенсив­ностью посягательства, реально наступившими или потенциально опасны­ми общественными последствиями.

Вот тот  критерий,  по  которому  можно и должно разграничивать проступки и преступления.  Будучи совершенным даже при  определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может ква­лифицироваться как преступление,  если его  качественная  определен­ность и  степень  его  общественной  опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его  общественной  опасности  существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признавать­ся таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

Вопрос о том увеличивает ли повторное совершение административ­ного проступка общественную опасность деяния и личности  нарушителя настолько, чтобы  повлечь за собой изменение юридической природы са­мого проступка и служить основанием для признания его преступлением, и, следовательно,  для  применения  к виновному уголовного наказания   должен быть решен в отрицательную сторону. Совершение лицом правона­рушения повторно может быть отнесено лишь к бстоятельствам,  отягчающим ответственность за административные правонарушения,  преступление не есть сумма проступков. Наличие административного взыскания за предшествующий проступок может относиться лишь к личности  правона­рушителя, и никак не повышает степени общественной опасности.  Кроме того, согласно общему принципу права „лицо, подвергнутое в установ­ленном законом  порядке  наказанию,  не может быть наказано за то же деяние“. С общепризнанным положением о том,  что „уголовной  ответственности  и  наказанию  подлежит  лишь  лицо,  виновное в совершении    преступления“ (ст.3 Уголовного Кодекса РСФСР), не согласуются нормы адми­нистративного законодательства,  предусматривающие наложение уголов­ной ответственности за повторно совершенное административное  право­нарушение.

Вместе с тем, имеет смысл установить новые, более четкие крите­рии разграничения  преступлений от сходных административных проступ­ков, то есть должны быть учтены такие обстоятельства,  которые, зна­чительно повышая   степень  общественной  опасности  правонарушения, действительно превращают его в преступление.  Так, например, в Указе ПВС РСФСР от 21.11.88г.  »нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности” считается  административным  проступком,  а «нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожа­ра, причинение вреда здоровью людей или крупный ущерб»-  преступле­нием. Это  позволит  законодательству стать более стабильным,  менее подверженным всякого рода изменениям.

Кроме приведенного  выше  разделения  по  степени  общественной опасности существуют и другие основания  классификации  правонарушений. Основываясь на наличии экономических,  социальных, политических отношений общества,  различают три вида правонарушений:  в  области экономических отношений (собственность, труд, распределение и др.), в области социально-бытовых отношений (семья,  быт, общественный поря-  . док), в  сфере  управления  (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).  Возможна классификация правонарушений и по иным критериям (например,  в научных целях).  Так, можно разли­чать правонарушения,  посягающие на духовные или материальные блага, общественные или личные интересы,  правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и т.д.

Каждая классификация  в  известной  степени условна,  поскольку между различными правонарушениями  проявляется  определенная  связь. Так, совершение  правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком или  несколькими  людьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей законо­дательства и одновременно влечь несколько различных санкций,  напри­мер, виновное  повреждение здоровья гражданина собственником автомо­биля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материаль­ного вреда, административную (лишение водительских прав) и уголовную ответственность. Существует также и психологическая связь правонарушений: безна­казанность за совершение  сравнительно мало  опасных  (гражданских, трудовых, административных) правонарушений создает уверенность в бе­зответственности и безнаказанности для правонарушителя и других лиц, повинных в них,  создает почву для совершения более опасных правона­рушений, в том числе и преступлений.

С учетом общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифици­руются в качестве правонарушений,  и устанавливающих ответственность за их совершение, возникает вопрос о возможности рассматривать сово­купность всех правонарушений как единую сложную систему.

Признание системной взаимосвязи преступности и других  правона­рушений обосновывается  исследованиями,  которые  обнаруживают связь аморальных поступков, близких к составу административного проступка, который в  свою  очередь моделирует состав преступления.  Выявляются также тесные связи и взаимные влияния отдельных правонарушений,  чтс позволяет рассматривать и изучать причины, общие для всех правонару­шений.

Имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы права, но и как о нарушении социальных интере­сов и  справедливости.  Характеристика правона-рушения как нарушения нормы права уже рассматривалась выше и была признана неотъемлемость этого признака,  так как его отсутствие означает одновременно и от­сутствие правонарушения.  Деяние, не противоречащее социальным инте­ресам и  справедливости  не всегда противоправно,  так как для права существует два вида социальных интересов:  юридические значимые и не.-учитываемые правом.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Составы правонарушений /используя статьи 114-122 КоАП РСФСР вместе с санкциями/

ст. 114. Нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил регистрации транспортных средств – влечет наложение штрафа на граждан в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

Управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, а равно управление транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, или не прошедшими государственного технического осмотра, или имеющими неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами дорожного движения запрещается их эксплуатация, за исключением неисправности, указанных в части третьей настоящей статьи, –

Влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,2 минимального размера оплаты труда.

Управление транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда), —

Влечет наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,3 минимального размера оплаты труда.

Управление водителями зарегистрированными транспортными средствами без государственных номерных знаков, а равно с подложными номерными знаками –

Влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

Управление водителями транспортными средствами с нестандартными нечитаемыми или установленными с нарушением требований правил дорожного движения номерными знаками –

Влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,3 минимального размера оплаты труда.

Статья 1141. Нарушение правил установки устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов
Установка на автотранспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов без разрешения Государственной автомобильной инспекции, установка на автомобилях спереди красных огней, красных светоотражающих приспособлений или красных светоотражающих материалов, а равно незаконное использование цветографических схем автомобилей оперативных служб –

Влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а на водителей транспортных средств – наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда.

 

Нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств – административное правонарушение, посягающие на безопасность дорожного движения и установленный порядок использования этих средств. С целью обеспечения безопасности участников дорожного движения Правила дорожного движения устанавливают ряд требований к эксплуатации транспортных средств, обязательную их регистрацию в ГИБДД, проведение технического осмотра.

С объективной стороны нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств может выражаеться в управлении водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы и рулевого управления; или переобуродованными без соответствующего разрешения; или не зарегистрированными в установленном порядке; или не прошедшими государственного осмотра. Каждое из названных действий образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ответственность данной статьей. Причем законодатель связывает ее наступление не с самим фактом несоблюдения соответствубщих требований предъявляемых к транспортным средствам, а с управлением транспортными средствами, не отвечающими этим требованиям. Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами образует состав правонарушения.

Ответственность по комментируемой статье наступает при установлении самого факта управления транспортным средством с нарушением указанных выше требований.

 
    продолжение
–PAGE_BREAK–Ст. 115. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения
Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 10 до 30 км/ч, несоблюдение требований дорожных требования дорожных знаков и разметки проезжей части, кроме случаев, указанных в части второй настоящей статьи, нарушение правил проезда пешеходных переходов, расположения транспортных средств на проезжей части, остановки, стоянки, буксировки, перевозки грузов, пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, ремнями безопасности или мотошлемами –

Влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до 0,2 минимального размера оплаты труда.

Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 км/ч, проезд на запрешающий сигнал светофора или регулировщика, насоблюдение требований дорожных знаков «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Опасность», пересечение сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных  направлений, нарушение правил движения через железнодорожные переезды, кроме указанных в части третьей настоящей статьи, нарушение правил обгона, разворота, а также перевозки людей, непредоставление преимущества в движении водителям транспортных средств или пешеходам, имеющим такое право –

Влечет наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда.

Движение через железнодорожный переезд при закрытом либо закрывающемся шлагбауме, запрешающем сигнале светофора либо запрешающем сигнале дежурного по переезду, —

Влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до двух минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение водителями иных правил дорожного движения, кроме предусмотренных статьями 114, 1141, 117, 118, 121 настоящего Кодекса и частями первой, второй и третьей части настоящей статьи, –

Влечет предупреждение.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 115 Кодекса, является безопасность дорожного движения. Данная статья устанавливает ответственность водителей за грубые нарушения правил дорожного движения. Их опасность состоит в том, что в результате этих направлений чаще наступает дорожно-транспортные происшествия. Статья предусматривает ответственность за несколько составов правонарушений.

С объективной стороны эти правонарушения выражаеются в совершении следующих нарушений Правил дорожного движения: превышение водителями транспортных средств установленной скорости, презд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, разметки проезжей части дорог, о предоставлении преимущества в движении, нарушение правил перевозки людей, обгона транспортных средств, проезд остановок общественного транспорта или пешеходных переходов, пользование осветительными приборами в темное время суток или условиях недостаточной видимости. Каждое из названных деяний образует состав правонарушения, предусмотренного ч. Iст. 115 Кодекса.

Субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 115 Кодекса, могут быть только водители транспортных средств государственных предприятий, учреждений, общественных организаций, а также водители личного транспорта. Если такие правонарушения совершены лицами, не имеющими права управления транспортными средствами, то ответственность этих лиц наступает по ст. 119 Кодекса.

Ст. 116. Исключена Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г.

Ст. 117. Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения
Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, –

Влечет наложение штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, –

Влекут наложение штрафа в размере от двух до четырех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления ранспортными средствами на срок от одного года до трех лет.
Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения. Особая его опасность обусловлена тем, что под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важнейшие функции организма водителя транспортного средства, треяется необходимая для управления реакция и т.п. Как свидетельствует статистика, управление транспортными средствами в состоянии опьянения чаще приводит к наиболее тяжким по своим последствиям дорожно-транспортным происшествиям и гибели людей.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 117 Кодекса, выражается в управлении волдителем транспортным средством в состоянии опьянения. Под управлением следует понимать непосредственное выполнение функций водителя во время движения транспорта либо выполнение функций инструктора-водителя. Обязательным признаком рассматриваемого правонарушения является то, чтобы управление транспортным средством выполнял водитель, находящийся в состоянии опьянения, под которым имеется в виду как алкогольное, так и наркотическое опьянение. Для наличия состава ст. 117 Кодекса не имеет значения степень опьянения. Вместе с тем для него не важно установление самого факта опьянения водителя, управлявшего транспортным средством. Законодательство предусматривает порядок освидетельствования на состояние опьянения, устанавливая также административную ответственность за уклонение водителей транспортных средств от прохождения такого освидетельствования. Для состава рассматриваемого административного правонарушения не имеет значения, совершил ли водитель, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения, какие-либо еще нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, нарушение правил маневрирования и т.д.). однако наличие таких нарушений может быть учтено при выборе размера  и виде административного взыскания в пределах санкции ст. 117 Кодекса. Следует также иметь в виду, что повторное в течение года управление транспортными средствами в состоянии опьянения образует состав преступления, предусмотренный ч. IIст. 117 настоящего Кодекса.

 Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 117 Кодекса, образует также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Для этого состава характерно самоустранение водителя, который должен был управлять транспортным средством, от управления и передача  им управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения. По смыслу комментируемой статьи, имеется в виду передача управления лицом, имеющим право управления транспортным средством, лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для наличия состава правонарушения не имеет значения, имело ли лицо, которому было передано управление транспортным средством, право на управление этим средством или нет.

    продолжение
–PAGE_BREAK–