оглавление
Введени
1. Понятие административного производства, их виды.Административное производство в деятельности ОВД
2. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
3. Производство по делам о поощрении
4. Дисциплинарное производство
Заключение
Нормативные акты
Литература
/>/>Введение
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА — совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядокрассмотрения и разрешения однородных групп управленческих дел.
Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, чторегулируются различными отраслями права, но реализуются через государственнуюисполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальнойдеятельности объясняет многочисленность административных производств, посколькуадминистративный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своихпроцессуальных форм.
Актуальность темы курсовойработы состоит в том, что вопрос о видах административных производств,представляет значительный интерес, прежде всего, с позиций практическогоприменения административно-процессуальных норм. Как известно, вадминистративном порядке разрешаются дела по применению соответствующихправовых норм почти всех отраслей материального права, за исключениемуголовного.
Эта особенностьадминистративно-процессуальной деятельности предопределяет и многообразиеадминистративных производств, если подразделить их, исходя из спецификирегулируемых общественных отношений.
Основная цель исследованиясостоит в изучении и анализе юрисдикционных видовадминистративных производств.
В соответствии с данной целью висследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию ивидам административного производства;
2. Рассмотреть административныепроизводства в деятельности ОВД.
3. Проанализировать производствав административно-юрисдикцион-ном процессе: по жалобам граждан; по делам о поощрениях; дисциплинарное производство. />/>1. Понятие административногопроизводства, их виды. Административное производство в деятельности ОВД
Каксоставная часть юридического процесса, административное производствопредставляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий,обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся влогической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установлениефактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатоврассмотрения таких дел в правовых актах — документах (постановлениях,решениях).
Такие характерные чертысвойственны всем известным видам процессуальной деятельности — процессамгражданскому, уголовному, административному, но в отличие от первых двух, вадминистративном процессе не составляется промежуточных процессуальныхактов-документов: только органы прокуратуры выносят постановления о возбуждениипроизводства по делу об административном правонарушении или дисциплинарногопроизводства; не составляется отдельного процессуального документа о принятии делак производству; не составляется обвинительного акта; не составляется отдельногопроцессуального документа об отложении рассмотрения конкретного дела (кромеспециальных производств, например, в сфере стандартизации). В административномпроцессе производство направлено на достижение итогового правового результата ипоэтому выносится единственный процессуальный документ — решение по конкретномуделу в форме постановления.
В теории административногопроцесса сложилось определенное соотношение процесса и производства — как общееи особенное, процесс представляется как совокупность производств, производство- часть процесса. Если процесс — понятие болееширокое, охватывающее юридическую часть государственной управленческойдеятельности, то производство — это ужедеятельность, связанная с разрешением определенной, сравнительно узкой группыоднородных дел. Именно характер конкретных дел является определяющим критериемгруппирования процессуальных норм по институтам (производствам), так как приэтом учитываются свойства, общие, типичные для данной группы дел или дляподавляющего большинства дел определенной категории.
Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные действиядолжностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается вуведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права илизаконного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаяхнезависимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов иликаких-либо других, главное объединяющее качество — характер обращения.
Руководствуясь названным критерием можно различать следующиепроизводства: по принятиюнормативно-правовых актов в сфере управления; по заявлениям и предложениямграждан в органы государственного управления; по жалобам граждан в органыгосударственного управления; по применению поощрений в сфере государственногоуправления; дисциплинарное производство, по делам об административныхправонарушениях.
Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные видыпроизводств связывает воедино коренная общность, дающая основание говорить окаждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса.
Таким образом, если различия между названными видами производств носятчастный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы,объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже принципиальноезначение.
Совокупность административных производств — базовая характеристикаадминистративной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как посубъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту).Независимо от вида производства основным документом административного делаявляется письменное заявление (жалоба, протокол, запись обращения). Кадминистративному делу относятся и другие документы, которые подаются сторонамиадминистративно-правовых отношений и помогают в решении дела (свидетельстваочевидцев, потерпевших, экспертные заключения, другие документы, которыекасаются дела). Орган, который занимается производством по делу, может требоватьлибо по собственной инициативе и собственными силами получать необходимыедокументы.
Каждое производство осуществляется соответственно по определенным стадиямс соблюдением принципов административного процесса.Стадииадминистративного производства — это этапы, через которые проходитадминистративное дело от возникновения до окончания, это совокупностьпоследовательно совершаемых административных действий.
Содержание административнойдеятельности милиции составляет реализация ее функций, осуществляемых вустановленных формах и соответствующими методами.
В своей административнойдеятельности органы внутренних дел руководствуются Законом РФ «О милиции»,Кодексом РФ об административных правонарушениях, а так же Указами президента,постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовымиактами.
К полномочиям милицииобщественной безопасности в процессе производства по делам об административныхправонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественнойбезопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественныхместах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов,действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдениеминостранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда,выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.
Административную деятельностьосуществляют в большей степени следующие подразделения милиции общественнойбезопасности: отдел ГИБДД, участковые инспектора милиции, отделлицензионно-разрешительной системы (ЛРС), отдел паспортно-визовой службы (ПВС),инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и сотрудники дежурной части.
Так, например, участковый уполномоченный при рассмотрении обращений изаявлений граждан должен:
— Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции, поступивших от населения сообщений осовершенных на административном участке правонарушениях с последующейобязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных илиготовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
— Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащиепризнаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня ихпоступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.
— Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты иобстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимополучить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.
— Принимать по письменным обращениям граждан решения. [1]
Дисциплинарное производство и производство по поощрениям в ОВДрегулируется Положением о службе в органах внутренних дел и Приказом МВД РФ№ 1038 от 14декабря 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения ослужбе в органах внутренних дел». Они устанавливают основанияответственности, виды дисциплинарных взысканий и поощрений, права органовисполнительной власти и руководителей по наложению взысканий и объявлениипоощрений, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретныхусловий службы.
Об этом более подробно будетпоказано в последующих главах.
/>/>2. Производство по предложениям, заявлениям и жалобамграждан
Одним из наиболее расширенных является производство по делам пообращениям граждан. В этом случае под обращением имеется в виду предложения,заявления и жалобы, которые рассматриваются органами исполнительной власти.
• предложения — обращенияграждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, насовершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решениевопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфердеятельности общества и государства;
• заявления — обращения гражданпо поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией РоссийскойФедерации, законодательством Российской Федерации;
• жалобы — обращения граждан стребованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениямиорганов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законныхинтересов;
• ходатайства — письменныеобращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицамиопределенного статуса, прав, свобод;
• коллективные обращения граждан— обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингахи собраниях.
Порядок рассмотрения обращенийграждан регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений,заявлений и жалоб граждан».
Для данного производствахарактерны следующие стадии:
– Первая стадия — возбуждение дела (основание — соответствующее обращение в письменной либоустной форме) производится в форме регистрации поступившего обращения.
– Вторая стадия — рассмотрение обращения.
– Третья стадия — принятие руководителем решения по обращению.
Производство по заявлениям ипредложениям граждан в органы государственного управления обеспечивается всоответствии с их конституционным правом участвовать в управления деламигосударства и обращаться лично и коллективно в государственные органы и органыместного самоуправления.
В заявлениях обычно содержатсяпросьбы граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов; взаявлениях высказываются общественные либо государственные интересы поулучшению работы органов государственной власти и управления, о более полномудовлетворении прав и законных интересов определенных слоев населения, трудовыхколлективов.
Установлены сроки рассмотренияобращений: 15 дней — в местных органах управления, 30 дней — в центральных(федеральных). Для рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семейсроки рассмотрения сокращаются вдвое. При необходимости срок рассмотрения можетбыть продлен руководителем, но не более чем на один месяц. На письменныеобращения должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме.
Исполнение решения по обращениюсостоит в оперативном уведомлении гражданина о результатах рассмотренияобращения. Такое решение может быть обжаловано в административном либо судебномпорядке.
Производство по жалобамграждан является одним из средств реализации конституционного права научастие граждан в государственном управлении. Правовые основы для производствапо обращениям граждан закреплены в ст. 33 Конституции РФ, устанавливающей правограждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления.
Помимо этого, в ст. 46Конституции РФ закреплено право обжаловать в суд решения и действия (илибездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений и должностных лиц.
Все жалобы граждан можно поделитьна два типа:
• административные, то естьрассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;
• судебные, рассматриваемыесудами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского,арбитражного и конституционного судопроизводства.
Среди административных жалоб поправовым признакам различаются общая и специальная. Порядок рассмотренияпервых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Основания и порядок производствапо специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися вУставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядкерассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, Кодексе РФ Обадминистративных нарушениях (КоАП РФ) и в некоторых иных актах.
Работа с жалобами граждан —особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляетсяпоследовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права.Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальныхнорм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами,существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам.
В производстве по общимадминистративным жалобам можно выделить четыре стадии.
Первая из них — стадия первичнойобработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения ирегистрируют их.
В пятидневный срок руководительобязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и какбудет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию.
Жалобу, которая направляется вдругие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означаеттребование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело послеразрешения жалобы и контроль за работой с жалобой.
Если жалоба является повторной,то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.
Вторая стадия — проверкажалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализированаинформация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверкиобразуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты,активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут бытьполучены сведения, нужные для дела.
Помимо сбора фактических сведенийработа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовыхнорм.
Иногда по результатам проверкисоставляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.
Третья стадия — принятиерешения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятиеакта (решения, закона, приговора) является центральным моментомфункционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административномпроизводстве.
Поскольку решение подводит итогуже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, срокирассмотрения обращения (дела).
Общий срок рассмотрения жалобграждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, нетребующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но непозднее 15 дней.
2. Если для разрешения обращениянеобходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительныхматериалов либо принятие других мер, срок производства может быть продленруководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.
3. Жалобы военнослужащих и членових семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — в7-дневный срок.
В случае необходимости срок можетбыть продлен, но не более, чем на 15 дней.
В результате рассмотрения жалобыможет быть принято решение:
• о полном удовлетворении жалобы;
• о частичном удовлетворениижалобы;
• об отказе в удовлетворениижалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью еепроверки и т. д.).
· о разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности,правовом регулировании и т. д.).
Четвертая стадияпроизводства по жалобам — исполнение принятого решения. Прежде всего,необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можноответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частичноили полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего несделано.
Субъект власти в таких случаяхобязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина,принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимопроинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.
Действующее законодательство неограничивает право граждан на повторное обращение с жалобой в орган,рассмотревший ее, или в вышестоящий орган. Но надо иметь в виду, что такиеповторные обращения малоэффективны. Наиболее надежные гарантии объективного иправильного рассмотрения граждан обеспечивается при судебном разбирательстве всоответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий ирешений нарушающих права и свободы граждан”.
В суд можно обратиться с жалобамина действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления,учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений илигосударственных служащих. Можно обжаловать как индивидуальные, так иколлегиальные решения, в том числе выраженные в форме правовых актов, которые,в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми, так ииндивидуально-правовыми. Предмет жалобы ограничивается запретом на обжалованиедействий (решений), проверка которых отнесена законом к исключительнойкомпетенции Конституционного Суда РФ и действий (решений), в отношении которыхзаконом предусмотрен иной порядок судебного обжалования (по уголовным,гражданским делам и делам об административном правонарушении), а также повопросам, касающимся обеспечения обороны и государственной безопасности России.
Названный Закон РФ от 27 апреля1993 г. разрешает обращаться с жалобой либо непосредственно в районный суд поместу жительства гражданина или в суд по месту нахождения соответствующегооргана, объединения, государственного служащего либо к вышестоящему в порядкеподчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,предприятию или объединению, общественному объединению, государственномуслужащему.
Обращение с жалобой в районныйсуд препятствует подаче такой же жалобы в вышестоящий орган; подача жалобы ввышестоящий орган не препятствует обращению с такой те жалобой в суд.
В вышестоящем органе жалобаподлежит рассмотрению в месячный срок, если такой орган отказал вудовлетворении жалобы или в месячный срок со дня подачи жалобы гражданин неполучил ответа по жалобе, возможно обращение в суд.
Жалоба может быть подана в суд втрехмесячный срок, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно онарушении его прав и свобод, либо в месячный срок, исчисляемый со дня получениягражданином уведомления об отказе в удовлетворении жалобы рассмотреннойвышестоящим органом. Жалоба на отказ в разрешении на выезд из РФ за границу пооснованию, что заявитель уведомлён о сведениях, составляющих государственнуютайну подаётся соответственно в Верховный суд Республики в составе РФ, областной,городской суд, суд автономной области, суд военного округа по месту принятиярешения об отказе в разрешении на выезд.
Жалоба может быть подана каксамим заинтересованным лицом, так и по его просьбе надлежаще уполномоченнымпредставителем общественной организации, трудового коллектива.
Неправомерные действия органоввоенного управления или воинских должностных лиц могут быть обжалованывоеннослужащим в военный суд.
По своей инициативе или попросьбе гражданина суд вправе приостановить исполнение обжалованного действия(решения).
Правила рассмотрения в судахдел по жалобам на действия (решения) органов государственного управленияследующие: жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок с участиемгражданина, подавшего жалобу, и руководителя (представителя) соответствующегооргана с согласия лица, подавшего жалобу, дело может быть рассмотрено судьейединолично; явка в суд руководителя (представителя) соответствующего органаможет быть признана обязательной (ст. 239 Гражданского ПроцессуальногоКодекса).
При признании жалобы обоснованнойсудебным решением соответствующий орган (должностное лицо) обязываютсяустранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина. Такоерешение суда в 10-дневный срок после вступления его в законную силунаправляется соответствующему органу либо вышестоящему органу, общественнойорганизации или должностному липу.
С момента вступления в законнуюсилу решение суда об удовлетворении жалобы обязательно к исполнению, анезаконный индивидуальный или нормативный акт считается недействительным. Обисполнении такого решения в месячный срок должно быть сообщенозаинтересованному гражданину и суду. При отказе в удовлетворении жалобы награжданина могут быть возложены судебные издержки. При удовлетворении жалобысудебные издержки возлагаются на соответствующий орган или государственногослужащего./>/>3. Производство по делам опоощрении
Поощрение — это такой способвоздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей насовершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействиевозбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального,морального или иного одобрения.
В настоящее время существуетбольшое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Созданроссийский правовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в неговходят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслейправа.
Действующими правовыми актамизакрепляются:
• виды правовых поощрений;
• основания их применения;
• полномочия субъектов властипоощрять;
• порядок поощрения(поощрительное производство). Больше всего в рассматриваемом правовом институтенорм административного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мерпоощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий кругсубъектов, которые могут быть поощрены.
Поощрительныеадминистративно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можновыделить две группы. В административном законодательстве есть масса источников,специальной темой которых является поощрительная деятельность субъектовисполнительной власти. Это: Положение о премиях Правительства РоссийскойФедерации в области науки и техники, утвержденное Правительством 27 декабря1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации,утвержденное Правительством 31 мая 1995 г., и многие иные акты центральных федеральныхорганов.
Акты о поощрении издаются также всубъектах Федерации.
Вторая группа источниковадминистративно-поощрительных норм — акты, в которых наряду со многими другимивключены и одна или несколько поощрительных норм. Это, например, законы «Обосновах государственной службы Российской Федерации», «О милиции»,Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и многие другиедисциплинарные уставы, КоАП РФ.
Административно-правовые нормырегулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительноепроизводство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах,регулирующих поощрение государственными наградами, Государственными премиями, премиямии грамотами Правительства Российской Федерации.
В централизованном поощрительномпроизводстве можно выделить стадии:
• возбуждения дела о поощрении;
• общественной и государственнойоценки материалов о поощрении. Для этого созданы Комиссия при Президенте погосударственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства,Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области наукии техники и другие органы;
• принятия решения о поощрении;
• исполнения решения.
Положением о государственныхнаградах Российской Федерации в редакции Указа Президента от 6 января 1999 г.достаточно полно регулируется разновидность поощрительного — наградноепроизводство.
Государственными наградамиРоссийской Федерации являются: звания Героя Российской Федерации, ордена,медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации.
Ходатайства о награждениигосударственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений,организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственностилибо органами местного самоуправления. После согласования с органами местногосамоуправления районов, городов их направляют соответствующим главамисполнительной власти субъектов Федерации или в федеральные органыгосударственной власти по согласованию с главами исполнительной властисубъектов Федерации.
Государственная администрация неявляется монополистом в поощрительной деятельности. Поощряют все типыадминистраций: частная, муниципальная, государственная. Во многих случаяхгосударственная администрация начинает поощрительное производство, оформляетнеобходимые материалы и ставит перед президентами, представительными органами,судами вопросы о поощрении конкретных субъектов права, например, о присвоениипочетного звания, досрочном освобождении от отбывания наказания, замене егоболее мягким.
Порядок возбуждения ходатайств онаграждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персоналаВооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел,работников прокуратуры, таможенной службы, судей определяется соответствующимифедеральными органами исполнительной власти.
Представления к награждениюгосударственными наградами вносятся Президенту Российской Федерациируководителями федеральных органов государственной власти и руководителямиорганов исполнительной власти субъектов Федерации.
Комиссия по государственнымнаградам при Президенте:
• оценивает представление;
• готовит материалы, а такжепроекты указов.
На федеральном уровне поощрениепроизводится:
1) Президентом РоссийскойФедерации. К исключительной компетенции Президента относится награждениеГосударственными наградами, присуждение Государственных премий. Он делает это вформе издания специальных указов;
2) Правительством РоссийскойФедерации;
3) центральными органамиисполнительной власти специальной компетенции Российской Федерации;
4) иными центральными органамиРоссийской Федерации (Центральным банком, Прокуратурой, Центральнойизбирательной комиссией).
По поручению Президента и от егоимени награды могут вручать:
• руководители федеральныхорганов государственной власти;
• руководитель службыгосударственных наград Президента;
• руководители органовгосударственной власти субъектов Федерации;
• полномочные представителиПрезидента;
• послы Российской Федерации;
• военноначальники — откомандиров дивизий и им равных.
Президент может поручить вручениегосударственных наград и иным лицам.
Государственная награда вручаетсянагражденному в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со днявступления в силу Указа о награждении. Одновременно награжденному выдаетсяудостоверение к государственной награде.
Очень широко на практикеиспользуются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности,награждение грамотой. К сожалению, сейчас намного меньше, чем раньше,используется такое поощрение, как занесение на Доску Почета (предприятия, вуза,района, города).
К военнослужащим, работникаморганов внутренних дел, кроме того, применяются такие средства моральногопоощрения, как снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, занесение вКнигу почета, награждение нагрудным знаком, награждение личной фотографиейслужащего, снятого у развернутого Знамени части (органа внутренних дел).
О поощрениях военнослужащих,сотрудников ОВД производится запись в учетных карточках, в отношении рабочих,государственных и муниципальных служащих — в их трудовых книжках./>/>4. Дисциплинарноепроизводство
Дисциплинарное производство — эторегулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти поприменению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарноепроизводство — это урегулированная правом деятельность уполномоченныхсубъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарнойответственности.
Нормы о дисциплинарномпроизводстве — это процессуальная форма, использование которой позволяетэффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарнойответственности. Это — составная часть административно — юрисдикционного, азначит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальнойформе, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеютбольшую специфику.
Порядок привлечения кдисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихсяурегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставеВооруженных Сил дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Средидействующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы стольдетально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.
Исходя из анализа действующихправовых норм, теоретических положений о стадиях процессуальной деятельности врассматриваемом производстве можно различить 4 стадии:
1) служебное разбирательство(расследование);
2) рассмотрение дисциплинарногодела;
3) пересмотр дела;
4) исполнение наложенноговзыскания.
На первой стадиивыявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо,совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информациируководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний можетприказ обжаловать; в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные ине отмененные взыскания должны быть исполнены.
Служебное разбирательство проводитсялибо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, имуполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации онеправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителемпроступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершеноправонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок былсовершен, каковы его последствия, степень вины его участников.
Действующее законодательствопочти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кторасследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этомсоставляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могутпроизводиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры и т. д. Но во всехслучаях от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности,должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводитсяпроверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение,быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованногопривлечения к ответственности.
Если служебное разбирательствопроводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результатыоформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.
Рассмотрев материалы дела,субъект дисциплинарной власти вправе:
• вообще не реагировать надеяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;
• ограничиться напоминанием онеобходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и инымисредствами воздействия, которые не являются взысканиями;
• направить материал нарассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета,студенческого совета и т. д.);
• наложить на виновногодисциплинарное взыскание;
• если руководитель, командирсчитает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, направитьматериалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;
• при наличии в действияхвиновного признаков преступления направить материал в орган, который вправевозбудить уголовное дело.
Права начальников по наложениювзысканий установлены с учетом особенностей службы в органах внутренних дел. Дисциплинарные взысканияприменяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Правовыми актами установленысроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие,лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекатьсяк ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру(начальнику) стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведенияслужебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административномправонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончанияпроверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовногодела или дела об административном правонарушении и вынесения по нимокончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения егов отпуске, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.
Если давностный срок истек, адисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком быэтапе оно ни находилось, должно быть прекращено.
По общему правилу дисциплинарноевзыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих,сотрудников милиции и некоторых иных милитаризованных служащих самые легкиевзыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд ) могутналагаться устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.
Поскольку законодательство неустанавливает требований к форме актов о наложении взысканий, на практикеиспользуются такие варианты:
• издается специальный приказ оналожении взыскания на одного человека;
• одним специальным приказомпривлекаются к ответственности несколько человек;
• в приказе, подводящем итогидеятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из нихсодержат решения о наложении взысканий;
• взыскание налагается решениемколлегии.
За каждый случай нарушенияслужебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ должен быть доведен досведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуетсяобъявление приказов перед строем, на совещаниях(собрании).
Дисциплинарное взысканиеприводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня егоналожения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, ноподлежит учету.
Как всякий административный акт,приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, какстадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрениевышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица,подписавшего приказ.
Изменить, отменить приказ могут егоавтор, вышестоящий руководитель и суд.
В дисциплинарных уставах и иныхподобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллективаобратиться с жалобой в суд. Но такое право он, как и все граждане, имеет всоответствии со ст. 46 Конституции и Законом Российской Федерации «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано: «Военнослужащий вправе… обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управленияи воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы».
Сотрудник органов внутренних делтакже вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взысканиепоследовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних делРоссийской Федерации, а в установленных законом и Положением случаях — и в суд.Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарныхвзысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.
В случае подачи жалобы в суд либовышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнениеналоженного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
Порядок исполнения приказа вомногом зависит от избранного дисциплинарного взыскания. Многие из них имеюттолько морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит вих доведении до сведения, оглашении. Если начальник избрал взысканиеорганизационного характера — понижение в должности, увольнение (исключение) ит. д. — его нужно выполнить реально.
Дисциплинарный Устав Вооружённыхсил РФ большое внимание уделяет регулированию вопросов применения и исполнениядисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте.
В отношении военнослужащих,сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срокасо дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарноевзыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.
Взыскания, налагаемые намилитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки. И вообще, покачлен административного коллектива находится в нем или продолжает находиться навоенной или иной милитаризованной службе, взыскания должны быть учтены.
После издания приказа опривлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особоеправовое состояние — состояние наказанности. Во-первых, в течение срокадействия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, вэто время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранееналоженного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срокадействия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применениеболее суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания непозволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.
Члены административныхколлективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются непривлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срокадавности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил новогодисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряетюридическую силу и состояние наказанности прекращается.
По общему правилу годичный срокдавности исчисляется со дня наложения взыскания, то есть с даты изданияприказа. А окончание срока понимается неоднозначно. В ст. 39 Положения о службев органах внутренних дел и в ст. 33 Дисциплинарного устава таможенной службысказано, что дисциплинарное взыскание утрачивает силу, если в течение годасотрудник «не подвергался вновь дисциплинарному взысканию». А в ДисциплинарномУставе Вооружённых сил РФ и многих других актах взыскание утрачивает силу, еслив течение года «не совершено нового проступка». Таким образом, в первом случаесрок исчисляется от первого приказа до второго, а во втором случае — от первогоприказа до второго проступка.
Устные взыскания, налагаемые насотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одногомесяца. Совершение нового проступка прерывает течение срока давности погашениявзыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоихвзысканий.
Досрочное снятие дисциплинарноговзыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим этовзыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.
/>/>Заключение
В результате проведённогоисследования по теме: „Административные производства“ можно сделать ряд выводов:
во-первых, административныйпроцесс имеет сложную структуру, состоящую из специфических административныхпроизводств;
во-вторых, каждому из этихпроизводств свойственны характерные черты, вытекающие из особенностейматериально-правовых институтов, нормы которых реализуются не непосредственно,а при помощи административно-процессуальных норм;
в-третьих, этот сложный механизм реализациисоответствующих правовых норм, многие из которых имеютпринудительно-обязательный характер, обусловлен объективными требованиямизаконности и задачами ее реального обеспечения.
В административно — юрисдикционном процессе производства классифицируют: по предложениям,заявлениям и жалобам граждан; по делам обадминистративных правонарушениях; дисциплинарное; исполнительное; по применениюмер административного пресечения, производство по поощрениям.
Все административные производстваобъединяет то, что они есть различные проявления единой по своей сутиадминистративно-процессуальной деятельности и осуществляются на принципиальноединой организационно-структурной основе.
Главное при решении вопроса о структуре административного процессасостоит в отыскании критерия, который давал бы возможность выделить однородныегруппы административных дел, рассмотрение которых составило бы содержаниесоответственных видов производств. Таким критерием может служить характериндивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления.При этом под характером понимаются существенные свойства, общие для даннойгруппы дел. />/>/>Нормативныеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М., 1993.
2. КодексРФ «Об административных нарушениях» от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред.Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ).
3. Трудовой Кодекс РФ.Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ.
4. ФедеральныйЗакон РФ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы РоссийскойФедерации”
5. ФедеральныйЗакон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Закона от 14 декабря 1995 г.).
6. ЗаконРФ «О милиции» N 1026-1 от 18 апреля 1991 года (в ред. от10.01.2003 N 15-ФЗ).
7. УказПрезидента в редакции от 6 января 1999 г. «Положение о государственных наградахРоссийской Федерации».
8. ПостановлениеВерховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 „ Об утверждении Положения о службе в органахвнутренних дел РФ и текста присяги сотрудника ОВД РФ “ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 2, ст.70.
9. УказПрезидиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалобграждан» (в редакции Указов Президиума ВС СССР от 04. 03. 80 года и от 02.02. 88 года).
10. Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ.
11. ПриказМВД РФ № 1038 от 14 декабря 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядкеприменения Положения о службе в органах внутренних дел»
12. Приказ МВД РФ № 900 от16.09.2002г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковыхуполномоченных милиции». />/>/>Литература
1. Административноеправо: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юрист, 2001.
2. Административнаядеятельность ОВД: Учебник /под ред. В. Я. Кикотя — М.: Юнити-Дана, 2003.
3. БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА,2001.
4. ГабричидзеБ. Н., Чернявский А. Г. Административное право. — М.: Проспект, 2004.
5. КононовП.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры //Государство и право. 2001.
6. ОсинцевД.В. Основы административного права. Курс лекций. М., 2001.
7. ОвсянкоД. М. Административное право. М. Юристъ 2000г.
8. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право.— М.: Юридический центр, 2004.