Административное выселение

П Л А Н
Введение
1.Административное выселение
а) самоуправное занятие помещение иего последствия;
б) предварительные процедурыадминвыселения;
г) необоснованные заявления обадминистративном выселении и порядок  ихрассмотрения
2.Возможность обжалования санкциипрокурора о выселении, порядок восстановления нарушенных прав
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению мною рассматриваема тема, как я считаю, несоответствует юридическим процессам происходящим сегодня. Как вероятно известномногие статьи Жилищного Кодекса РСФСР не соответствовали реалиям и поэтомузаконодатели РФ предприняли попытку изменить многие его существенные положенияи с 1 января 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, которыйпретерпел существенные изменения относительно старого ЖК.
Жилищныеправоотношения носят длящийся характер, но рано или поздно наступают обстоятельства, с которыми закон связывает их прекращение.Указанные обстоятельства именуются юридическими фактами и в соответствии с общепринятой классификациейподразделяются на события и действия.
Прекращениесвязанное с наступлением юридического события, то есть обстоятельства независящего от воли людей (например при землетрясении разрушен дом, человек,пользующийся жилым помещением умирает и др.)
Прекращение жилищногоправоотношения может обусловленоистечением срока, еслиправоотношение носит срочный характер (например,при краткосрочном найме), непригодностьюпомещения для проживания,выкупом кооперативной квартиры и другими обстоятельствами. В указанных случаяхречь идет либо о событиях, либо о таких обстоятельствах, с которыми сам законсвязывает прекращение жилищногоправоотношения.
Действия участников жилищного правоотношения либо третьих лиц, которые влекут егопрекращение, могут быть как правомерными,так и неправомерными. Жилищное правоотношение может быть прекращено во взаимному соглашению его участников. Прекращение жилищногоправоотношения может иметь местои в результате действий третьих лиц.
Действия, которые влекутпрекращение жилищного правоотношения,могут быть как правомерными, такинеправомерными.
Чаще всегодействий участников жилищногоправоотношения и третьих лиц еще недостаточно для ею прекращения. Помимоэтого необходимы акты соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. Нередки случаи, когда для прекращенияжилищного правоотношения необходимо наличие не одного, а нескольких властныхактов.
Прекращениежилищного правоотношения может как сопровождаться, так и не сопровождаться выселением граждан.
Выселение, покаким бы основаниям и в каком бы порядке оно ни производилось, во всех случаяхотносится к принудительным мерам государственно-правового воздействия.Выселение производится либо по решению суда (судебное выселение) либо с санкциипрокурора (административное выселение). Следуя системе, принятой в жилищномзаконодательстве, судебное выселение подразделяется на выселение спредоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения; выселениес предоставлением гражданам другого жилого помещения; выселение безпредоставления гражданам другого жилого помещения.
Данная работаболее широко посвящена административному выселению.
1. ВЫСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
    Расторжение договора найма жилого помещения и выселение нанимателяпроизводится, как уже отмечалось, по общему правилу в судебном порядке. Посравнению с судебным порядком выселения административный является болееупрощенным. Поэтому он действует лишь в виде исключения.
    До принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзныхреспублик выселение граждан в администрантивном порядке применялосьсравнительно широко. Сейчас же эту процедуру регламентирует новый ЖК РФ.
    Основы  резко сократили количествооснований для административного выселения, которые сохранились и до настоящегомомента.
    Так, ЖК закрепил, что выселение производится в судебном порядке.Допускается выселение в административном порядке с санкции прокурора лишь лиц,самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом.
    Выселение в первом случае производится без предоставления другого жилогопомещения, в отличие от второго, когда нанимателю и членам его семьи должо бытьпредоставлено другое благоустроенное жилое помещение. Это объясняется тем, чтово втором случае граждане пользуются жилым помещением на законных основаниях, авыселение предусмотрено в административном порядке в связи с необходимостьюсрочного расселения граждан из аварийного дома (жилого помещения), так как этоболее оперативный порядок выселения, нежели судебный. При самоуправном жезанятии жилого помещения вселение происходит неправомерно (без решениясоответствующих органов (организаций) и без ордера, а также без заключениядоговора найма, поэтому закреплены существенные различия в последствияхвыселения между этими двумя основаниями выселения в административном порядке ссанкции прокурора.
    Одним из доказательств самоуправного занятия жилого помещения можетслужить отсутствие у занявшего помещение лица ордера. Иногда под понятием«самоуправное занятие » понимается также вселение граждан в жилоепомещение не на основании ордера, а на основании другого административного акта(например, письменного разрешения должностного лица местной администрации) либорешения некомпетентного органа и т.д. Однако, эти случаи неправильно относятсяк категории самоуправного вселения, так как здесь происходит не самоуправное, анезаконное вселение, поскольку вселение происходит без ордера.  Если лицо заняло жилое помещение с нарушениемустановленного порядка и условий предоставления жилых помещений, но наосновании какого-либо разрешения, такое лицо не считается самоуправно занявшимжилое помещение и может быть выселено не в административном,  а только в судебном порядке.
    Кроме того, В.Ф. Маслов отмечает, что «не считается самовольнымвселение в жилое помещение с согласия лица, которое наделено правомпользоваться этим помещением, хотя бы и с целью его незаконного закрепления завселившимся. В такой ситуации вселившиеся должны признаваться временнымижильцами или поднанимателями (в зависимости от условий вселения) и могут бытьвыселены только по решению суда». [2]
    Не подлежат выселению в административном порядке наниматели, которыевселились в освободившуюся смежную или проходную комнату, и наниматели вкоммунальной квартире, занявшие освободившуюся в ней комнату без разрешенияжилищных органов.
    Во всех приведенных случаях речь идет о нарушении установленного порядкаосуществления права на жилое помещение, которое не подпадает под понятиесамоуправства. Таким образом, самоуправное занятие жилого помещениянеобходимоотличать от нарушения порядка заселения жилой площади.
    При вселении в жилое помещение с нарушением предусмотренного закономпорядка хотя и имеет место неправомерное проживание на спорной площади, но вдействиях поселившихся отсутствует самоуправство. Все споры о праве  на жилую площадь и выселении граждан,получивших ее в обход правил распределения жилья, рассматриваются в судебном порядке.Например, только суд может решить вопрос о выселении граждан, занявших жилуюплощадь в ведомственном доме по совместному решению администрации и профкома,но без разрешения местной администрации о выдаче ордера или только с разрешенияруководителя предприятия.
    Самоуправное занятие жилого помещения не порождает жилищногоправоотношения. Оно признается правонарушением. «Поэтому при выселениилиц, самоуправно занявших жилые помещения, происходит не прекращение жилищногоправоотношения, а пресечение неправомерного состояния, восстановлениенарушенного правопорядка. В этом случае защищается право распоряжения жилойплощадью лица, в чьем ведении (управлении) она находится (законного владельцаили собственника жилого дома), от неправомерного посягательства вселившегося».  
    Административному выселению подлежат все без исключения граждане,вселившиеся самоуправно, независимо от того, какими льготами они пользуются припредоставлении им жилых помещений в установленном порядке.
    Если при сложившейся ситуации (очевидности обстоятельств дела) невозникает сомнения в том, что самовольно занявший жилое помещение не имеет нанего никакого права, то административное выселение полностью оправдано с точкизрения незамедлительного реагирования на правонарушение.
    Долгое время не было ясности в решении вопроса о том, в каком порядке-судебном или административном могут выселяться лица, самоуправно занявшиенежилые помещения. В.Ф. Чигир, например, писал, что поскольку административныйпорядок выселения допускается только в случаях, прямо перечисленных в законе, ажилищное законодательство, в частности, жилищные кодексы, не предусматриваеттакого порядка в отношении занятия нежилых помещений, данные нормы, какисключение из общего правила, не должны толковаться распространительно. Поэтомувыселение из самоуправно занятых жилых помещений должно производиться не вадминистративном, а в судебном порядке.
   Действительно, если закон считает недопустимым самоуправное заселениежилого помещения для проживания в нём и требует немедленно реагировать на этислучаи путем административного выселения, то такая реакция тем более оправдана,когда гражданин занимает в этих целях нежилое помещение, право проживания вкотором на при каких условиях у него не может возникнуть. В обоснованиесказанного можно привести и другие доводы.
    Самоуправное занятие нежилого помещения является нарушением субъективногогражданского права владельца этого помещения в традиционном его понимании и неотносится к жилищному правонарушению. Гражданские права защищаются не только всудебном порядке. Поэтому в данном случае может быть применен административныйпорядок восстановления нарушенного права, поскольку нет никаких сомнений впротивозаконности посягательства.
    Выселение граждан в административном порядке может иметь место только ссанкции прокурора. С заявлением в прокуратуру могут обращаться только органыместной администрации, осуществляющие управление жилищным фондом, и ихжилищно-коммунальные управления (отделы), предприятия, учреждения, организации,в ведении которых находится жилое помещение или жилой дом. Таким образом,жилищно-эксплуатационные организации не в праве обращаться с заявлением кпрокурору о выселении в административном порядке, в том числе и о выселениилиц, самоуправно занявших жилое помещение, в отличие от порядка,существовавшего раньше.
   Прокурор при рассмотрении заявления о выселении обязан прежде всеговыяснить, имеются ли установленные законом основания для выселения вадминистративном порядке, то есть действительно ли лицо заняло жилое помещениесамоуправно, а если поступило заявление о выселении из дома (жилого помещения),грозящего обвалом, действительно ли дом (жилое помещение)  является аварийным, имеется ли заключениекомпетентной комиссии и решение местной администрации о признании дома (жилогопомещения) аварийным, предоставлено ли выселяемому гражданину другоеблагоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями закона.
    Административное выселение граждан может иметь место лишь после того,как гражданин добровольно отказался освободить жилое помещение. Поэтомупрокурор, принимая заявление о выселении, обязан потребовать от органа,обратившегося с заявлением о выселении, предоставления акта об отказегражданина добровольно освободить жилое помещение.  Также обязателен вызов выселяемого к прокуроруи разъяснение ему существа и характера предъявленного требования. Гражданинудолжна быть предоставлена широкая возможность давать письменные объяснения посуществу требования о выселении, приобщать документы и т.д.
     Прокуроры, в частности, не всегда обеспечивают полную и всестороннююпроверку обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, неистребуют порой нужные материалы, что приводит к вынесению незаконныхпостановлений.
    Дел о выселении граждан из домов, грозящих обвалом, по статистике не такуж много. Прокуроры не во всех случаях истребуют доказательства того, что домгосударственного или общественного жилищного фонда грозит обвалом, то естьзаключение компетентной межведомственной комиссии и решение органа местной администрации о признании таковым дома(жилого помещения).
    Также при выяснении вопроса о выселении в административном порядкепрокурор обязан затребовать письменное объяснение и от всех подлежащихвыселению совершеннолетних лиц, а в случае выселения несовершеннолетних инедееспособных лиц — от их законных представителей.
    Выборочные данные из различных регионов страны свидетельствуют орапространенности необоснованных обращений в прокуратуру по поводу выселенияграждан, самоуправно занявших жилые помещения. Чаще всего это происходитпотому, что обращающиеся жилищные органы не выясняют, когда, в каком порядке икто занял освободившееся помещение.    Необоснованные обращения направлены на ущемление конституционных правграждан, способствуют нездоровому психологическому климату, загружаютпрокуратуру ненужной работой, а в случаях гражданско-правовых споров затрудняютих своевременное разрешение
    При рассмотрении материалов прокуроры должны тщательно выяснять, кто,когда, в каком порядке, на какую жилую площадь вселился, в каждом конкретномслучае правильно оценивать полученные доказательства и только тогда решать — дать санкцию на выселение или отказать.
    Прокуроры районов порой не вызывают в прокуратуру представителейведомств — владельцев служебных жилых помещений, когда местная администрацияпросит о выселении в административном порядке лиц, самоуправно занявших их, невыясняют, нужна ли эта жилая площадь ведомству, в том числе в качествеслужебной. А выяснять это надо, поскольку служебные комнаты нередко длительноевремя не используются и не заселяются. И не только выяснять, но и приниматьсоответствующие меры.
    Часто остается без внимания такое нарушение закона, как выдача ордеровна заселение квартир, признанных непригодными для постоянного проживания. Аведь такие жилые помещения заселению не подлежат, и вопрос об их использованиив каждом конкретном случае должен решаться местной администрацией.
    Если требование об административном выселении обосновано, прокурорвыносит постановление, в котором подробно излагаются обстоятельства  дела, доводы сторон, мотивы выселения изакон, на основании которого оно производится, указывается срок исполнения иисполнитель постановления, дается предписание органам милиции об оказаниисодействия в выселении.
    Копия постановления вручается выселяемому, заинтересованной организациии соответствующему отделению милиции.
    Постановление о выселении в административном порядке подлежитпринудительному исполнению органами милиции по истечении 7 дней со дня еговручения гражданам, выселяемым из жилого помещения, которые даются им длядобровольного освобождения жилого помещения.
    Санкция прокурора на административное выселение не исключаетпоследующего обращения заинтересованного лица в суд. Вопрос оправоприменительной практике выселения граждан из самоуправно занятых жилыхпомещений рассматривался Конституционным Судом РФ, который в Постановлении«По делу о проверке конституционности правоприменительной практики,связанной со спорами о предоставлении жилых помещений; о проверкеконституционности административного порядка выселения граждан из самоуправнозанятых жилых помещений с санкции прокурора, о проверке конституционностиотказа в возбуждении уголовного дела от 5 февраля 1993 года № 2-П признал несоответствующим Конституции РФ обыкновение правоприменительной практикивыселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административномпорядке с санкции прокурора (без возможности последующего обращения в суд).Иными словами, Конституционный Суд РФ признал право указанных граждан наобжалование постановления прокурора о выселении в административном порядке всуд, в отличие от ранее существовавшего порядка, в соответствии с которым такоеобжалование было возможным только в порядке подчиненности вышестоящемупрокурору.
   
2. Возможность обжалования санкциипрокурора о выселении, порядок восстановления нарушенных прав
        Вышестоящийпрокурор при обжаловании ему постановления об административном выселении вправеотменить это постановление прокурора и направить дело для дополнительнойпроверки, либо оставить его без изменения. Он вправе также изменитьпостановление. Вышестоящий прокурор может вынести и новое постановление, но приусловии принятия дела об административном выселении к своему производству.Причем это он обязан сделать во всех случаях, независимо от того, требуется дополнительнаяпроверка или нет. Особый порядок вынесения новых постановлений призван повыситьответственность вышестоящих прокуроров за их вынесение. Следует подчеркнуть,что на практике необходимо строго разграничивать изменение постановления ивынесение нового постановления, не допускать под видом изменения постановлениявынесения новых постановлений (например, выселение  вместо отказа в выселении и наоборот).
    На время проверки жалобы вышестоящий прокурор может приостановитьисполнение постановления о выселении в административном порядке.
    Раньше довольно широко была распространена практика, когда вышестоящийпрокурор, не отменяя постановление прокурора о выселении, возвращал тем неменее дело прокурору с указанием провести дополнительную проверку, обсудитьвозможность иного решения дела и. т.д. Обычно вышестоящий прокурор в этихслучаях приостанавливал исполнение постановления.         
   При наличии уважительных причин по заявлению заинтересованных лиц илисудебного исполнителя прокурор, вынесший постановление о выселении вадминистративном порядке, а также вышестоящий прокурор вправе отсрочитьпринудительное исполнение постановления.
    Лица, выселяемые из самоуправно занятых жилых помещений, возмещаютфактические расходы, связанные с выселением. Выселение лиц из домов (жилыхпомещений), грозящих обвалом, производится за счет жилищных органов местныхадминистраций или соответствующей государственной, муниципальной, общественнойорганизации, которым принадлежит дом, грозящий обвалом.
    В заключение ещё раз отметим, что при выселении из аварийных домов спредоставлением другого благоустроенного жилого помещения имеет местопрекращение одного и возникновение другого жилищного правоотношения. Привыселении из самоуправно занятых жилых помещений ни того, ни другого нет,поскольку самоуправное занятие жилого помещения никаких прав на него непорождает, а выселение  происходит безпредоставления другого жилого помещения. Не вызывает, однако, сомнений, что вобоих случаях имеет место охрана прав граждан и организаций: в первом случаегражданина, который проживает в аварийном доме; во втором — лица, которомупринадлежит самоуправно занятое жилое помещение.
    В случае отмены постановления прокурора об административном выселениипосле его исполнения нарушенные жилищные права граждан, выселенных из жилогопомещения, подлежат восстановлению в соответствии с действующим законодательствомРФ. Возникшие при этом споры подлежат рассмотрению в суде.
    Следовало бы передать в компетенцию судебных органов рассмотрение дел овыселении граждан, самоуправно занявших жилые помещения  в домах государственного и общественного жилищногофонда, как это предусмотрено по делам о выселении из домов жилищно-строительныхкооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Дела этисложные, связанные подчас с получением, исследованием и оценкой многочисленныхдоказательств и по своему характеру схожи с гражданско-правовыми спорами. Неслучайно каждое второе дело рассмотрено с нарушением срока, зачастую не по винепрокурора.
     И вообще вряд ли дело прокурора — выносить постановления о выселенииграждан в административном порядке.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Анализ данной темы позволяет нам сделать ряд выводов. Соблюдениеустановленного законом порядка лишения жилища социально незащищенных категорийграждан имеет большое значение для защиты их жилищных и интересов, обеспеченияустойчивости права пользования жилым помещением.
    Расторжение договора может иметь место только по инициативе одной изсторон, но при этом наниматель жилого помещения по договору социального наймаобладает большей самостоятельностью, чем наймодатель и ограничен в своихдействиях только получением согласия на расторжение договора от членов егосемьи.   
      Законом предусмотрен иадминистративный порядок выселения, при котором гарантии прав и законныхинтересов гражан проявляются прежде всего в том, что государство контролируетдеятельность организаций и должностных лиц по административному выселению черезпрокуратуру, так как выселение допускается только с санкции прокурора.
      Но такой порядок хотя и являетсяболее оперативным по сравнению с судебным, все же не лишен недостатков, чтоприводит к нарушению прав и законных интересов граждан.
      В частности, эти недостатки проявляются в том, что проводится неполная иневсесторонняя проверка прокурорами обстоятельств, имеющих значение для дела, вто что не вызываются для дачи объяснений лица, имеющие непосредственноеотношение к делу, остается без реагирования выдача ордеров на квартиры,непригодные для проживания, прокуроры не ставят вопроса о возмещении ущерба,связанного с длительным проживанием граждан в самоуправно занятом жилом помещении и т.д., в том числе прокуроры слабоосуществляют надзор за соблюдением судебными исполнителями требованийзаконодательства об исполнении постановлений. Постановления прокуроров неисполняются длительное время либо их неисполнение часто связано с отказомответчиков освободить жилое помещение в добровольном порядке.
    В связи с этим, целесообразно отнести дела о выселении из самоуправнозанятых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищногофонда к компетенции судебных органов, так как это, зачастую, дела сложные,связанные с получением, исследованием и оценкой различных доказательств, чтоговорит об их схожести с гражданско-правовыми спорами. Тем более, что нормазакона о праве каждого на судебную защиту даёт полное основание дляпоследующего обращения в суд и в случае администраитвного выселения изсамоуправно занятого жилого помещения.
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.
1.       Жилищный кодекс РФ, вступил в силу01.01.2005
2.      «Гражданское право» изд. БЕК, Москва 2001 год, подредакцией Е.А.Суханова.
3.      «Гражданское право» изд. ПРОСПЕКТ, Москва 2004 год,под редакцией А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого.
4.       Седугин П.И. Жилищное право: Учебникдля вузов. — М.: Норма-Инфра — М., 1998. — 320 с.
5.    Комментарий к жилищному законодательствуРоссийской Федерации.    
        /Отв. ред. начальник Правовогоуправления Аппарата        
       Государственной Думы, доктор юридическихнаук, профессор В.Б.
       Исаков. — М.: Юрайт, 1999.- 603 с.