Административный способ защиты правналогоплательщиков

–PAGE_BREAK–2. Административный способ защиты правналогоплательщиков
1. Административная защите прав налогоплательщиков (налоговых агентов) осуществляется путем подачи на акт налогового органа, действия или бездействие его должност­ного лица письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого орга­на.

Такая жалоба в вышестоящий налоговый орган (выше­стоящему должностному лицу) подается в трехмесячный сроксо дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Если указанный срок был пропущен по уважительной причине,то, по заявлению лица, подающего жалобу, он мо­жет быть восстановлен соответственно вышестоящим дол­жностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Какие же причины пропуска срока, как правило, при­знаются уважительными?

Для физических лиц(включая индивидуальных пред­принимателей) — это заболевания, и травмы, и иные лич­ные либо семейные обстоятельства (например, беремен­ность и роды), выполнение общественных обязанностей (скажем, направление на военные сборы), случаи вынужденного длительного отсутствия (служебные командировки и т.п.).

Для юридических лиц уважительными причинами мо­гут быть лишь форс-мажорные обстоятельства (война, на­воднение и т.п.), либо действия самих налоговых или пра­воохранительных органов, например, — по изъятию необхо­димой для обжалования материалов и документов.

Если у заявителя жалобы, пропустившего срок на ее подачу, имеется возможность документально подтвердить наличие соответствующей уважительной причины, то к заявлению о восстановлении пропущенного срока прикла­дываются наравне с обосновывающими жалобу и эти до­кументы.

2. Как уже говорилось, жалоба подается в письменной форме, подписывается заявителем и датируется. Содержа­ние жалобы должно включать:

1)     наименование налогового органа (должностное поло­жение и, факультативно, Ф.И.О. должностного лица), кото­рому адресуется жалоба;

2)     наименование (Ф.И.О. и статус) и адрес заявителя жалобы, наименование налогового органа (должностное по­ложение и Ф.И.О. должностного лица);

3)     акт (действия или бездействие) которого обжалуется;

4)     заголовок с указанием объекта жалобы (например, «Жалоба на… (такой-то акт, такие-то действия, бездей­ствие в такой-то ситуации)»);

5)     основания жалобы (т.е. факты нарушений, обстоя­тельства и мотивы, вызвавшие необходимость защиты на­рушенных прав и законных интересов заявителя в фис­кальной сфере)

6)     содержание требования налогоплательщика (налого­вого агента).

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до приня­тия решения по этой жалобе может отозвать ее, написав соответствующее заявление. Но в этом случае повторная подача жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу не допускается. Такая повторная подача жалобы на тот же акт (действия или бездействие) в тот же налоговый орган (тому же долж­ностному лицу) возможна только в том случае, когда при неизменном предмете обжалования (составе и характере содержащихся в жалобе требований) изменяются основа­ния (факты, мотивы, обстоятельства и т.п.) такого обжало­вания.[6]

Правовые последствия подачи жалобы регламентиру­ются в ст. 141 НК РФ. По общему правилу, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должно­стному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемо­го акта или действия.

Однако если налоговый орган (должностное лицо), рас­сматривающий жалобу, имеет достаточные основания пола­гать, что обжалуемый акт или действие не соответствует за­конодательству Российской Федерации, указанный налого­вый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней регламентируется положениями ст. 140 НК РФ, в которой установлен месячный срок (со дня получения жалобы ее адресатом) для рассмотрения жалобы вышестоящим на­логовым органом (вышестоящим должностным лицом). Рассмотрение жалобы осуществляется заочно (т. е. без вызова на рассмотрение самого заявителя), вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Порядок рассмотрения жалоб налогоплательщи­ков доведен Письмом МНС РФ от 5 апреля 2001 г. № ВП-6-18/274.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее дол­жностное лицо) принимает одно из ниже следующих реше­ний:

1)  оставляет жалобу без удовлетворения. Жалоба ос­тавляется без удовлетворения в случае ее необоснованнос­ти;

2)  отменяет акт налогового органа и назначает допол­нительную проверку. Такое решение принимается выше­стоящим налоговым органом в тех случаях, когда обжалу­емый акт вынесен без достаточных оснований, по неиссле­дованным материалам, когда событие налогового правонарушения, вина лица в его совершении не доказаны вынесшим обжалуемый акт налоговым органом, но и не исключены, либо в тех случаях, когда обжалуемый акт вы­несен с нарушением процедурных норм (например, подпи­сан ненадлежащим лицом или не мотивирован);

3)  отменяет решение и прекращает производство по делу о налоговом правонарушении. Такое решение прини­мается вышестоящим налоговым органом в тех случаях, когда само дело о налоговом правонарушении по формаль­ным причинам не подлежало возбуждению;

4)  изменяет решение или выносит новое решение. Ре­шение об изменении обжалуемого решения принимается вышестоящим налоговым органом когда:

а)         обстоятельства дела были установлены органом, вы­несшим обжалуемое решение, полно и точно, но какая-либо часть содержащихся в обжалуемом решении выводов и/или сообразных этим выводам предписаний не соответ­ствует обстоятельствам дела и/или нормам законода­тельства о налогах и сборах;[7]

б)        заявителем жалобы представлены вышестоящему на­логовому органу новые доказательства, свидетельствующие о частичной ошибочности выводов, содержащихся вобжа­луемом решении, сделанных нижестоящим органом об об­стоятельствах дела.

В свою очередь, новое решениевыносится вышестоя­щим налоговым органом, когда:

а)         обстоятельства дела были установлены органом, вы­несшим обжалуемое решение, полно и точно, но все выво­ды и предписания, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела или нормам зако­нодательства о налогах и сборах;

б)        заявителем жалобы представлены вышестоящему на­логовому органу новые доказательства, свидетельствующие ополной ошибочности выводов, содержащихся вобжалуе­мом решении, сделанных нижестоящим органом об обсто­ятельствах дела.

По итогам рассмотрения жалобына действия или без­действие должностных лиц налоговых органов вышестоя­щий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

5.) Основным недостатком административной защиты прав налогоплательщиков является ее низкая эффектив­ность. Причем, эта проблема актуальна даже в государ­ствах с высокой правовой культурой и обширным истори­ческим опытом демократического построения отношений между государством и обществом. Например, во Франции при решении споров в рамках налоговой службы позиция налогоплательщика находит подтверждение лишь в 20 % случаев, в Португалии и Италии — только в 9-12 % случаях, в Дании — также менее чем в 10 % .

Поэтому на практике многие налогоплательщики для защиты своих прав или принципиально не используют ад­министративный способ защиты попранного права или, на­правив жалобу в вышестоящий налоговый орган и полу­чив отрицательный ответ, переносят спор из тиши казен­ных кабинетов «вышестоящего налогового органа или вы­шестоящего должностного лица» в зал судебного заседания — обращаются к судебной защите своих прав.

    продолжение
–PAGE_BREAK–