Адмнистративно-правовые нормы в современном российском праве

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ   3
1. Понятие и особенности административно-правовых норм    5
1.1. Понятиенормы права  5
1.2. Понятие административно-правовыхнорм   6
1.3.  Особенностиадминистративно-правовых норм   8
2. Виды административно-правовых норм    11
3. Административно-правовые нормы в российском праве. 14
3.1. Реализация административно-правовыхнорм. 14
3.2. Действие административно-правовыхнорм во времени, пространстве и по круг лиц. 15
3.3. Формы выраженияадминистративно-правовых норм. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   27
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент времени в России проходит этап становления. Становления,преобразования всех сфер жизни. Для этого необходима прочная, справедливая идействующая правовая база. Переход от тоталитаризма к правовому государствуобусловлен изменением системы и содержания права, органов государственнойвласти. Которые получат большую свободу, но одновременно и большуюподотчетность обществу.
Административное право представляет собой одну из важнейших отраслей системыправа России. Первоначальной единицей, кирпичиком административного праваявляются административно-правовые нормы.
Термин «норма» не однозначен. С его помощью, во-первых, обозначаютсяопределенные статистические закономерности, существующие в природе и обществе.Эти нормы отражают объективную реальность вокруг нас. Во-вторых, термином«норма» обозначают правило поведения людей в обществе, которые создаютсялюдьми, их социальными институтами или стихийно складываются в ходе общениялюдей в процессе совместного существования и совместной деятельности и имеютцель регулировать отношения между людьми. Нормы административного правапонимаются именно в последнем значении.
Сами административные нормы являются одними из важнейших норм в праве,т.к. в них содержатся правила поведения, связанные как с государством, так и собществом. Взаимоотношения властных подразделений, институтов государства,взаимоотношения граждан с органами государственной власти, исполнениепоследними своих обязательств. Это и многое другое содержится именно вадминистративно-правовых нормах. Административно-правовые нормы – неотъемлемаячасть права, т.к. во многом регламентируют работу органов, обладающихгосударственно-властными полномочиями, они необходимы для нормального,полноценного функционирования общества и государства в целом. Существуетмножество различных норм, каждая из которых регламентирует свою область.
Цель курсовой работы – показать все многообразие административно-правовыхнорм, способность государства реализовать на практике и выявить некоторыепроблемы, связанные с действием и существованием административно-правовых норм.
В учебной литературе по административному праву дается описание,классификация правовых норм, их действие и  реализация на практике, а такжепроблемы, связанные с несовершенством системы права и рычагов государственногоуправления.
1. Понятие и особенности административно-правовых норм1.1. Понятиенормы права
Норма права – это установленное или санкционированное государством(публичной властью) общее правило поведения, регулирующее определенный видобщественных отношений и носящих обязательный характер. [Ар. стр. 38].
Вообще, норма права – это волевое, общеобязательное, формальноопределенное правило поведения и из этого понятия можно выделить следующиепризнаки нормы права:
1.              Норма праваявляется социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление и волягосударства.
2.              Этообщеобязательное правило поведения. Норма права носит общий характер, относитсяне к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства.
3.              Это регуляторобщественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей.
4.              Они формальноопределены. Эта определенность состоит в том, что они точно, четко, определенноописывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определеннофиксируют юридические последствия.
5.              Принудительностьнорм – наиболее специфическое свойство, отличающее эти нормы от иных социальныхнорм. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственногопринуждения, причем только правового.
Каждая норма характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, чтонорма права может оказывать свое регулирующие воздействие лишь в том случае,если она определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями еговоплощения в жизнь и мерами принуждения, применяемыми за несоблюдение этогоправила. Структуру правовой нормы составляют следующие элементы: гипотеза,санкция и диспозиция.
Гипотеза – это часть правовой нормы, определяющая условия ее применения икруг адресатов. Например, ст. 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайногоположения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строяв соответствии с ФКЗ».
Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая правило поведенияобщего характера, т.е. права, обязанности или запреты.
Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на меры принуждения,применяемые за несоблюдение данной нормы. Например, ст. 8.20 Кодекса обадминистративных правонарушениях: «Погрузка, выгрузка или перегрузка наконтинентальном шельфе и(или) в исключительной экономической зоне РФ добытыхминеральных и(или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешениеобязательно, — влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размереот одной второй до одного размера стоимости минеральных и(или) живых ресурсов ит.д.».1.2. Понятиеадминистративно-правовых норм
Любая отрасль права имеет своим основанием  нормы права, как первичный иглавный элемент. Административное право как самостоятельная отрасль права имеетсвои нормы, которые составляют отдельную группу юридических норм –административно-правовую. Норма права по своему юридическому значению – этоопределенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различногорода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а такжеприменением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридическогопринуждения. Из этого норму административного права можно определить какустановленные государством правила поведения, целью которых являетсянормирование общественных отношений, возникающих,  изменяющихся ипрекращающихся в сфере функционирования механизма государственной власти[Алехин, стр. 47].
В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивнаяроль административного права, проявляющаяся в следующем:
1.             Административно-правовыенормы упорядоченность организацию и функционирование всей системыисполнительной власти и отдельных ее звеньев.
2.             Административно-правовыенормы определяют вариант должного, соответствующего интересам государстваповедения всех лиц и организаций, которые связаны с управлением.
3.             Административно-правовыенормы предназначены для обеспечения эффективной реализации механизмаисполнительной власти.
4.             Административно-правовыенормы служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности игосударственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессегосударственно-управленческой деятельности.
5.             Административно-правовыенормы имеют свои средства защиты в отличии от многих других отраслейроссийского права. Этими средствами защиты являются административная идисциплинарная ответственность.
6.             Административно-правовыенормы могут выступать в роли регулятора общественных отношений.
7.             Административно-правовыенормы устанавливаются довольно часто непосредственно в процессе реализацииисполнительной власти [Алехин, стр. 47-48].
Все вышеперечисленное является общей характеристикой нормадминистративного права. Далее рассмотрим особенности.
1.3. Особенности административно-правовых норм
Для рассмотрения этого вопроса необходимо разобраться с соотношениемправоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).
I.       Административно-правовые нормы,как и любые другие нормы, являются актом правотворчества, т.е.административного нормотворчества, закрепленного законодательством засоответствующими органами исполнительной или законодательной власти. Дляадминистративного права характерно юридическое опосредование деятельности поустановлению правовых норм, основным содержанием который является исполнениеили применение к конкретным обстоятельствам требований законов, являющихсяосновой правовой системы РФ. Именно поэтому административно-правовые нормы какрегулятор общественных отношений характеризуются как одни из важнейшихюридических норм правоприменения в сфере государственного управления, т.е.нормы несут двойную юридическую «нагрузку» [Алехин, стр. 49]:правоустановительную и правоприменительную. Правоустановление по своей сутислужит целям правоприменения. Однако некоторые из них устанавливают основныепараметры государственно-управленческой деятельности и возникают в процессеуправленческих отношений. (ПРИМЕР: статус субъектов исполнительной власти).
Из этого следует, что существует определенная иерархияадминистративно-правовых норм: наивысшей юридической силой обладаютконституционные нормы, затем нормы законов высших органов исполнительной властив зависимости от их условия, т.е. административно-правовые нормы,устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению сконституционными и законодательными нормами. Последние по своему юридическомузначению первичны.
Административно-правовые нормы – вторичная норма правоустановления. Онисоздаются непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечиваютдейственность прежде всего конституционных и прежде всего законодательныхправовых норм. Они являются одними из существенных юридических средств,обеспечивающих действенность.
Обычно нормы закона не имеют прямого действия. Они наиболее общие правилаповедения, нормы-принципы, нормы-абстракции. Административно-правовые нормы,создаваемые субъектами исполнительной власти придают тем или иным позициям,оговоренным в законе, прямое действие. Вообще, для того, чтобы закон действовали исполнялся необходимо опосредование норм нормами административного права, чтонеобходимо для функционирования механизма государственной власти в полномсоответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную исудебную.
Административное нормотворчество не может быть безграничным и чтобы этогоне происходило существует ряд условий, относящихся к содержанию и порядкуформирования административно-правовых норм:
1.             Длительный периодзаконодательная власть действовала всего лишь формально. В результате этогонормотворческая инициатива была в руках исполнительной власти, т.е.административно-правовые нормы должны создаваться уполномоченными на тоорганами, для обеспечения прямого действия и реальности их.
2.             Административно-правовыенормы должны опираться на законодательство, т.к. чрезвычайное развитие получилоадминистративное нормотворчество отраслевого характера. Вследствие чего сталобольше ведомственных административно-правовых норм.
Для того, чтобы эти условия выполнялись необходимо четкое решение вопросао границах и объеме компетенции субъектов исполнительной власти посамостоятельному установлению административно-правовых норм.
На данный момент необходимы условия не позволяющие чрезмерно расширятьсферу административного нормотворчества, а так же условия, позволяющие нормамразвиваться в строгих рамках законности и государственной дисциплины [Алехин,стр. 52-54].
II.     Рассмотрим следующую особенность административно-правовых норм. Как и многиедругие нормы права они состоят из гипотезы, санкции и диспозиции. Но иногдабывают случаи, когда гипотеза не четко выражена. Диспозиция – это предписания,запреты и дозволения (Пример: ст. 5.1. АК). Санкция предусматривается, какправило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административноговоздействия, но не все нормы имеют эту особенность (Пример: ст. 13.2 АК).
Итак, административно-правовые нормы – это установленное государствомправило поведения в сфере государственного управления. Они обеспечиваютэффективную реализацию механизмов исполнительной власти, являютсяобщеобязательными для всех и являются регулятором общественных отношений.Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей, связанных с ихфункциями, способами нормотворчества, а также со структурой.
2. Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивнойнаправленности и по своему юридическому содержанию. Существуют различныеоснования классификации. Далее рассмотрим некоторые из них:
I. По предмету правового регулированияадминистративно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляюткомплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемыхадминистративным правом управленческих отношений. Они регулируют сущностьуправляемых отношений или правила поведения. Такие нормы нередко называютстатическими. Такие нормы, например, определяют обязанности соответствующихдолжностных лиц принять и рассмотреть жалобы граждан, основа компетенции тогоили иного субъекта исполнительной власти.
Таким образом, материальные нормы основа взаимодействия различныхсубъектов исполнительной власти.
Процессуальные административно-правовые нормы регулируют порядокреализации управленческих отношений или рассмотрения дел об административныхправонарушениях. Например, это нормы, определяющие порядок приема,рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан. Назначение этих норм в том,что они определяют порядок реализации юридических обязанностей и прав,установленных материальными нормами административного права.
II. Поцелевому назначению делятся на регулятивные и охранительные.
Регулятивные содержат правила нормативной деятельности, а охранительныепризваны обеспечить защиту, охрану регулируемых отношений.
III.По юридическому содержанию выделяют следующие виды административно-правовыхнорм:
1.              Обязывающие, т.е.предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенныедействия [Алехин, стр. 57]. Веления в таких нормах обязательные.
2.              Запрещающие, т.е.предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях,определяемых данной нормой [Алехин, стр. 58]. Запреты могут носить общий либоспециальный характер.
3.              Уполномочивающие(диспозитивные) нормы. В них предусматривается возможность адресата действоватьпо своему усмотрению. Отсутствует прямое предписание и запрет.
4.              Стимулирующие(поощрительные) нормы обеспечивают с помощью средств материального и моральноговоздействия должное поведение участников регулируемых управленческихобщественных отношений. Обычно они связываются с исполнением в процессереализации исполнительной власти экономических рычагов управления.
5.              Рекомендательныенормы. Они не имеют юридически обязательного характера, поэтому они чащеиспользуются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти инегосударственных формирований.
IV. Поадресату выделяют нормы регламентирующие:
1.  Организацию идеятельность механизма исполнительной власти.
2.  Административно-правовойстатус государственных служащих – работников управленческого аппарата.
3.  Ключевые вопросыорганизации деятельности государственных предприятий и учреждений.
4.  Административно-правовойстатус общественных объединений.
5.  отдельные стороныфункционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.
6.  Административно-правовойстатус гражданина.
V. Сучетом федеративного устройства Российской Федерации нормы по своему масштабуподразделяются на:
— общефедеральные;
— устанавливаемые субъектами федерации.
VI. Пообъему регулирования:
— общие;
— межотраслевые;
— отраслевые;
— местные.
VII.По характеру предписаний:
— внутрисистемные;
— общеобязательные.
Итак, мы видим, что в современном российском праве существует множествооснований классификации административно-правовых норм, подчеркивая тем самымважность и необходимость их существования.
3. Административно-правовые нормы в российском праве.3.1.Реализация административно-правовых норм.
Реализация административно-правовых норм – это практическое использованиесодержащихся в них правил поведения, в целях регулирования управленческихотношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образомвыраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют всестороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с ихадминистративно-правовым статусом [Алехин, стр. 62]. Существует 2 вариантареализации административно-правовых норм – это исполнение и применение.
Исполнение административно-правовых норм – точное следование участниковрегулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретамили дозволениям, которые в них содержатся [Алехин, стр. 62]. Этот методреализации норм административного права универсален в силу того, что субъектамиявляются любые участники управленческих отношений. От качества объема и условияисполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемогоими правового режима в сфере государственного управления. Вследствие чегоисполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка игосударственной дисциплины сфере реализации исполнительной власти.
Применение административно-правовых норм является прерогативойсоответствующих субъектов исполнительной власти. Она выражается в изданииполномочными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов,основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти актыиздаются применительно к конкретным административным делам [Алехин, стр. 62].Административно-правовые нормы реализуются путем официальногоюридически-властного конкретного административного дела, что относится кисключительной компетенции органов государственного управления. Иногдаправоприменение в административном порядке по российскому законодательствувозлагается на народные суды. Такая деятельность осуществляется, при наложенииадминистративных взысканий за совершение административных правонарушений илипри решении административных споров (например, рассмотрение жалоб граждан).
Из всего вышесказанного следует, что исполнение и применение являютсядвумя основными способами реализации административно-правовых норм.
Также под реализацией можно предполагать соблюдение и использование.Соблюдение – это основа реализации административно-правовых норм в любомспособе, будь то исполнение или применение. Если соблюдение являетсяюридической категорией, то использование вряд ли будет иметь юридическоезначение. Фактически использование – это элемент исполнения дозволительныхадминистративно-правовых норм.
На данный момент реализация в полном объеме административно-правовых нормзатруднена в силу многих обстоятельств, таких как обилиеадминистративно-правовых нарушений, проступков, кризис системы исполнительнойвласти.3.2. Действиеадминистративно-правовых норм во времени, пространстве и по круг лиц.
Обязательность административно-правовых актов, их действие небеспредельно, а ограничено пространством, временем и кругом лиц.
В первую очередь разберем действие правовых норм во времени. Моментначала действия норм определяется следующими правилами:
а) если в нормативном акте, содержащем административно-правовую норму,указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного временион и вступает в силу;
б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступает всилу общее правило для данного вида нормативных актов, установленное закономили иным актом. Согласно закону РФ от 25 мая 1994 года «О порядке опубликованияи вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 днейпосле их официального опубликования. Согласно указу Президента РФ № 763 от 23мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ,правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территорииРФ по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства,содержащие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающиеправовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций,вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Нормативныеакты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характерапосле регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступаютв силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.
Порядок вступления  в силу актов субъектов федерации определяется самимисубъектами в их уставах и других нормативных актах.
Действие нормативных актов прекращается в случае:
а) прямой отмены;
б) по истечении срока, на который принят нормативный акт;
в) принятия нового нормативного акта по тем же вопросам, темже или вышестоящим органом.
С действием административных актов во времени связаны вопросы обратнойсилы и переживания. В статье 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отменяющийответственность, обратной силы не имеет, т.е. акты не распространяются на тефакты, которые имели место до вступления его в силу.
Переживание акта – это применение отмененного, уже не действующего вмомент применения акта к фактам, которые были в момент его действия.
Вопрос о действии правовой нормы имеет большое практическое значение. Отего правильного решения зависит нома, которая будет применяться в конкретномслучае.
Действие административно-правовых норм в пространстве зависит от органа,их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, накоторое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют впределах их территории.
Пространство, на которое распространяется суверенитет государства,включает в себя сушу, внутренние воды и т.п.
В связи со способностью нормы переживать Бахрах  выделяет следующие типыдействия новой и старой норм во времени:
1.             Перспективноедействие новой нормы – на факты, возникшие после вступления в силу ее,порождающие новые правоотношения; старая норма в этом случае переживает себя,если продолжает регулировать отношения, которые возникли в ее основе и последаты вступления в силу новой.
2.             Немедленноедействие новой нормы – на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющиеправа и обязанности их участников с даты вступления ее в силу; а старая нормапрекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утратыею силы.
3.             Обратное – направоотношения, возникшие до ее вступления в силу с какой-то более ранней датыили даже с момента их возникновения. Норма обратного действия частично илиполностью пересматривает также возникшие правоотношения. Старая досрочнопрекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, авпоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой [Бахрах,статья, стр. 16]. При таком понимании обратная сила нормы – это ее ревизионнаясила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии сдействовавшей ранее нормой прав и обязанностей.
Далее можно выделить общеправовые принципы действия правовых норм вовремени:
1.  Общим правиломявляется немедленное действие нормы.
2.  Норма, ухудшающаяправовое положение граждан (многих или даже некоторых), имеет в отношении этихграждан лишь перспективное значение.
3.  Норма, смягчающаяили отменяющая ответственность за правонарушения, имеет обратную силу.
4.  Исключения изэтих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы,принятой тем же органом, который установил норму основную.
В некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать вмежтерриториальном масштабе. Возможен их «выход» и за государственные границыРФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российскихорганизаций и граждан в зарубежных странах. Иногда административно-правовыенормы действуют на территории нескольких государств в соответствии сдвухсторонними соглашениями или многосторонними. Также административные нормыимеют свой круг лиц, на который они распространяются. Ряд норм распространяетсятолько на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц безгражданства. Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, тамнормы права РФ не действуют.
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, наних не распространяются нормы, предусматривающие меры принуждения заправонарушения. Многие нормы хотя и действуют по всей территории, но действуютизбирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работниковопределенной отрасли, государственных служащих, депутатов и т.д.
Таким образом, мы видим, что нормы административного права имеют своютерриторию, круг лиц, время, на которые они распространяются.3.3. Формывыражения административно-правовых норм.
Формами выражения административно-правовых норм являются источникиадминистративного права. На практике это нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразиеисточников административного права РФ. В их числе нормативные акты органовисполнительной власти, законодательной, а также правила, утверждаемые этимиорганами.
Все акты имеют различную юридическую силу и поэтому их можно выстроить вопределенную иерархическую систему.
I.   Акты, принятые наоснове референдумов и акты законодательных органов.
II.  Акты ПрезидентаРФ.
III. Акты государственной администрации.
IV.     Актымуниципальных органов.
V. Публичныедоговоры.
VI.     Акты правосудия.
VII.    Административныеобыкновения.
Далее рассмотрим подробнее все группы.
I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов.
1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания РФ иВерховного Совета РСФСР.
1.1 Конституция РФ 1993 г. В ней содержатся общие нормы, имеющие прямуюадминистративно-правовую направленность. Например, это нормы, определяющиеосновы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.ст. 77,110-117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами и органами субъектов РФ (ст.ст. 71-73) и т.п.
1.2. Административно-правовые нормы законодательных актов. Например этозакон о Правительстве.
1.3. Декларации, положения, акты об амнистии и др.,  акты ВерховногоСовета РСФСР, Федерального Собрания.
2. Законодательные акты субъектов РФ:
2.1. Конституции, уставы субъектов РФ.
2.2. Законы субъектов РФ.
II.Акты Президента РФ.
Акты Президента являются одними из важнейших источников административногоправа, они имеют особый юридический режим, связанный с тем, что Президент невходит ни в одну из ветвей власти.
Акты Президента это:
1.  Указы Президента.
2.  Распоряжения.
Акты Президента не должны противоречить Конституции, федеральным законам.Однако существует ряд особенностей, таких как то, что в отношении указовПрезидента в Конституции не предусмотрена их отмена, указы Президента могутвосполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующимзаконодательного решения, при условии, что такие указы не противоречатКонституции и ФЗ. Например, указ президента от 3 октября 1994 г. «О мерах поукреплению единой системы исполнительной власти в РФ».
III.Акты государственной администрации
1. Административные акты федеральных органов и организаций.
1.1. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они создаются наосновании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ и нормативных актов Президента.Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в формепостановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющиенормативного характера, в форме распоряжений.
1.2. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источниковадминистративного права служат нормативные акты государственных комитетов,министерств, комитетов и служб РФ.
1.3. Приказы, постановления, инструкции, распоряжения и др. актытерриториальных федеральных органов исполнительной власти, приказы, инструкцииадминистраций и федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований.
1.4. Акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ,Верховного Суда РФ и др.
1.5. Акты Банка России.
2. Административные акты субъектов федерации.
2.1. Указы, постановления и др. акты глав исполнительной власти субъектовРФ (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций).
2.2. Постановления и распоряжения правительств субъектов РФ.
2.3. Приказы, постановления центральных органов специальной компетенциисубъектов РФ.
2.4. Приказы, постановления местных органов государственной властисубъектов РФ.
2.5. Приказы, инструкции администраций, государственных предприятий,учреждений субъектов федерации.
IV.Акты муниципальных органов.
Нормативные акты представительных и исполнительных органов местногосамоуправления являются источником административного права в случае наделенияэтих органов законом необходимыми государственными полномочиями. Актымуниципальных органов содержат нормы административного права, регулирующиевопросы административного принуждения.
V.Публичные договоры.
В правовой практике РФ увеличивается значение публичных договоров и можновыделить 4 их вида:
1.             Международныедоговоры – это договоры РФ с иностранными государствами  они имеют приоритет,т.е. в случае расхождения норм закона и международного договора применяютсянормы международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
2.             Федеративныедоговоры РФ с субъектами.
3.             Административныедоговоры. Нормы административного права содержатся в договорах между органамиисполнительной власти различных уровней и компетенции.
4.             Нормативныеобщефедеральные соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов,работодателей и Правительством РФ, а также аналогичные трехсторонниесоглашения, заключенные на уровне субъектов РФ [Бахрах, стр. 40].
VI.Акты правосудия
Акты правосудия могут влиять на систему норм двумя способами. Во-первых,признавая незаконными или неконституционными действующие нормы и тем самымпрямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда закономустановлено, что решения определенных судов являются обязательными для судовтой же или низшей инстанции [Бахрах, стр. 41].
Существует 2 типа актов правосудия:
1.             Акты судов общейкомпетенции (в том числе военных) и арбитражных судов, которые могут признатьне соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные актывплоть до постановлений Правительства России.
2.             Акты правосудия,которые признаны источником административного права, — постановленияКонституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Всоответствии со ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд по запросамуполномоченных на то органов, решает дела о соответствии Конституции РФ:
üфедеральныхзаконов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы,правительства РФ;
üконституцийреспублик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
üдоговоров междуорганами государственной власти России и органами государственной властисубъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
üНе вступивших всилу международных договоров РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ неподлежат введению в действие и применению.
Например, Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которымипризнал несоответствующими Конституции РФ, ФЗ административно-правовых норм,регулирующих применение мер административного принуждения
VII.Административные обыкновения.
Административные обыкновения – это нормы, правила поведения ворганизациях. Они являются обязательными только для этих организаций и носятлокальный характер.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что административно-правовыенормы, как и остальные, реализуются на практике. Основными способами ихреализации являются исполнение и применение, т.е. четкое следованиеадминистративно-правовым нормам и их применение и использование на практике вуправленческой сфере.
Административно-правовые нормы имеют свой круг лиц (ограниченный, неограниченный), действуют на всей территории РФ, на территории субъекта РФ илина территории локальной организации и его действие распространяется во времени.Иногда они могут иметь обратную юридическую силу.
Основными внешними формами выражения норм административного праваявляются нормативные акты, имеющие свою иерархию, значимость и юридическуюсилу.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основание административного права – это административно-правовая норма.По своему юридическому значению норма права – это установленное правилоповедения, соблюдение которого гарантируется различными способами.
Административно-правовые нормы обеспечивают упорядоченность организации ифункционирования всей системы исполнительной власти, устанавливают вариантдолжного поведения, имеют свои средства защиты, регулируют общественныеотношения.
Особенностями административно-правовых норм является то, что создание ихопосредовано деятельностью по установлению норм. Административно-правовыенормы, создаваемые органами исполнительной власти, помогают закона прямодействовать, т.е. для действенности закона его нормы должны быть опосредованынормами административного права, но есть требования к административным нормам,которые должны соблюдаться: во-первых, нормы должны издаваться уполномоченнымина то органами; во-вторых, они должны основываться на законодательстве.
В современном российском праве существует множество видовадминистративных норм с различными основаниями классификации, например, поцелевому назначению нормы делятся на регулятивные и охранительные, с учетомфедеративного устройства нормы общефедеральные и субъектов РФ и т.д. Каждый виднесет свою цель и значение, в соответствии с которым они применяются напрактике. Реализация административно-правовых норм – это использование их.Основными способами реализации являются применение и исполнение, иногдавыделяют соблюдение и использование, но они являются составной частьюприменения.
В зависимости от видов административные нормы действуют во времени, впространстве и по кругу лиц. Так, например, федеральные нормы действуют на всейтерритории, а нормы субъектов только на территории субъектов. Некоторые нормы,особенно локальные, имеют определенный круг лиц.
Внешними формами выражения являются нормативные акты, имеющие систему, взависимости от силы.
Существует также множество проблем, связанных с административныминормами. Во-первых, длительное время законодательная власть действовалаформально и в силу этого она фактически подменялась исполнительной властью. Врезультате большинство административно-правовых норм создавались не законнымпутем, а органами общей компетенции. Во-вторых, существовало обилиеведомственных административных норм.
Процесс реализации в наше время Дале о идеального. Это обусловленокризисом исполнительной власти, управленческой независимости многих органовисполнительной власти.
Но тем не менее проводятся реформы о устранению недостатков системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.             Арбузкин А.М.Основы государства и права. – Учебник. – М. – 1998 г. – 254 с.