Адреса передового педагогического опытаИванова Марина Александровна, зам.директора по ВР МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2», тел. 9-21-86Тема опыта: «Личностно-деятельностный подход в организации воспитательной деятельности педагога».Главным принципом личностно-деятельностного подхода являются субъект-субъектные отношения, включающие взаимодействие следующих компонентов: классного руководителя; обучающихся; значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, родителей и т.д.) В школе ведётся целенаправленная работа по созданию определенного стиля отношений педагогов с обучающимися: -совместное обсуждение с ребятами направления будущих действий; -выбор самими учащимися кому и с кем работать. (ВТК- временный творческий коллектив, создаваемый на время организации какого-либо дела); -объективность, оценка действий, а не личности. В работе используются методы, позволяющие достигнуть наибольшего эффекта в развитии у обучающихся активности, самостоятельности, креативности: 1. Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание подростка для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе; 2. Диалог – основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия руководителя с обучающимися. Диалог – прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи; 3. Метод упражнений (приучения) есть метод управления деятельностью подростков при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения. А.С.Макаренко писал: “…Человека нужно не лепить, а ковать … создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек”. Такой метод реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение подростков к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему; 4. Метод примера – это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение подростков впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей; 5.Метод поощрения – положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в процессе деятельности, и анализ ошибок, как «работа над ошибками». Поощрения стимулируют активность и творчество детей.Крашакова Алевтина Юрьевна,зам. директора по УВР МОУ «Маломостовская средняя общеобразовательная школа», тел.9-34-13^ Тема опыта: «Личностно – деятельностный подход в преподавании математики».Современное общество ставит перед школой задачу подготовки человека знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Уровень усвоения знаний зависит от уровня сформированности приемов учебной деятельности. В связи с этим проводится диагностика сформированности учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и действий оценки обучающихся. Инструмент диагностики включает: тест для определения уровня сформированности учебной деятельности ; характеристики уровней сформированности учебной деятельности (по Г.В.Репкиной и Е.В.Заике) и критерии их достижения. Самым главным условием эффективности уроков математики является создание такой среды на уроке, при которой всем и каждому участнику образовательного процесса было бы удобно, спокойно, интересно, то есть комфортно. Для создания комфортной среды на уроках и внеклассных мероприятиях по математике решаются следующие задачи: создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности обучающихся; экономное и целесообразное расходование времени урока; разнообразие методов и средств обучения, формирование и тренинг способов умственной деятельности обучающихся; формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и ученика; объем и прочность полученных знаний, умений и навыков. Для того чтобы учащиеся комфортно чувствовали себя, используются разнообразные формы проведения уроков: урок самостоятельной работы по материалу, который объясняли; урок проверки результатов путем сопоставления с данными; урок возвращения к ранее изученному материалу под другим углом зрения; лабораторная работа по геометрическому материалу; урок-зачет; урок – кроссворд; урок- мастерская.Кукарских Татьяна Викторовна,учитель биологии МОУ «Утичёвская основная общеобразовательная школа», тел. 9-48-18^ Тема опыта: «Проблемы предпрофильной подготовки по химии и биологии в условиях сельской малокомплектной школы».На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (курсы по выбору) призваны поддерживать зарождающийся интерес у девятиклассников к той или иной дисциплине, помочь им сделать правильный выбор профиля обучения в старшей школе. Педагогом разработана авторская программа элективного курса «Юный фермер» (Основы земледелия). Данный курс ведется четвёртый год в условиях сельской малокомплектной школы. Межпредметный (ориентационный) курс предпрофильной подготовки направлен на синтез знаний по предметам биологии, химии, географии и экологии, а также знакомит учащихся со спецификой типичных видов деятельности агронома, агронома-эколога, фермера и других профессий. Данный курс расширяет знания учащихся, умения и способствует накоплению индивидуального опыта, связанного с овладением профессиями земледельца, фермера. При дальнейшей заинтересованности учащиеся могут продолжить соответствующую подготовку для получения сельскохозяйственной специальности начального, среднего, высшего профессионального уровней. Большая часть занятий посвящена исследовательской работе по изучению строения почвы, ее свойств, разнообразия почв, основным принципам обработки, улучшением ее плодородия для повышения урожайности. Знакомит с современными технологиями, их использованием с учетом местной экологической обстановки. Курс имеет профориентационную и практическую направленность, в него включены лабораторные работы, уроки-практикумы, экскурсии, презентации, встреча с работниками сельского хозяйства. Шатунова Лариса Николаевна,учитель биологии МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2»^ Тема опыта: «Личностно-деятельностный подход как условие развития индивидуальных способностей обучающихся».Личностно – деятельностный подход в обучении предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. На уроках, где реализуется личностно – деятельностный подход учитель стимулирует обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни сделать ошибку, получить неправильный ответ и т.п. Важным является поощрение стремления ребёнка находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Необходимым условием является создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановки для естественного самовыражения ученика. Для реализации в образовательном процессе личностно-деятельностного подхода используются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и др. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Более всего личностно – деятельный подход имеет место при организации работы над проектом. Метод проектов стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем. Кокорина Татьяна Сергеевна,учитель химии МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1», тел. 9-14-30^ Тема опыта: «Подготовка обучающихся к профессиональному выбору через предметное содержание элективных курсов».Программы элективных курсов условно можно разделить на несколько групп. Первая – это программы элективных курсов, которые обеспечивают школьникам повышенный уровень изучения предметов средней школы или отдельного курса. Например, элективный курс «Химия окислительно-восстановительных реакций» даёт возможность рассмотреть и развить в комплексе знания в данной области, не разбивая материал по отдельным темам, а главное ,хорошо подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ, где материал просматривается во всех разделах: а, б, с. Программы второй группы открывают учащимся возможности в изучении областей знаний, которые дополняют профильный предмет. Такие программы создавались в школе, когда функционировал класс биолого-химического профиля : «Введение в фармацевтическую химию», «Биохимия человека», «Юный медик», «Лабораторные методы исследования в клинике» В процессе изучения данных элективных курсов старшеклассники самостоятельно выполняют практические работы с использованием известных лекарственных средств, ферментов, биопрепаратов. Это позволяет не только расширять и углублять знания, но и совершенствовать экспериментальные и исследовательские умения. Практические работы, составляющие данные курсы подобраны так, что учащиеся смогут познакомиться с методами клинической химии и биологии, и возможностями диагностики. Такой подход помогает ученику сделать обоснованный выбор профессии. Третью группу составляют курсы, наличие которых в учебном плане, помогает решать проблемы обобщения материала, изученного учащимися в средней школе. Это такие курсы как «Юный исследователь», «Углублённое изучение органической химии через систему экспериментальных работ», «Юный лаборант», «Металлы в окружающей среде и здоровье человека», «Основные методы очистки и разделения веществ». На занятиях учащиеся приобретают глубокие знания, практические умения и навыки, необходимые как профессионалу, так и каждому человеку в повседневной жизни. Каждая, составляемая педагогом, программа обязательно содержит требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, список рекомендуемой литературы, а также приложение. В приложении приводятся материалы, иллюстрирующие данный элективный курс: примеры демонстрационного и лабораторного эксперимента, тематика ролевых игр, тематика исследовательских работ, темы зачётных работ, экскурсий, творческих встреч с людьми профессий, связанных с биологией и химией. На занятиях элективных курсов используются активные методы организации деятельности учащихся : – практические работы; -участие в дискуссиях; -научно-исследовательская деятельность; -работа в компьютерном классе с выходом в Интернет; – слайд – презентации результатов. Результатом работы элективных курсов является то, что учащиеся с исследовательскими работами занимают призовые места на районных научно-практических конференциях школьников «Шаг в будущее», успешно сдают ЕГЭ по биологии, химии. Главный результат- высокий процент поступления выпускников в медицинские ВУЗы на бюджетной основе. Таким образом, элективные курсы способствуют профессиональному самоопределению учащихся, помогают выбрать жизненный путь в высокотехнологичном, конкурентном мире.Лиханова Светлана Васильевна,учитель начальных классов МОУ «Щигровская основная общеобразовательная школа», тел. 9-33-33^ Тема опыта: «Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения по вариативным УМК».Второй год Щигровская основная школа работает по теме: Компетентностный подход в процессе образования», которая реализуется через УМК «Школа 2100». Обучение ведется в «зоне ближайшего развития», когда формируется внутренняя мотивация к учению, повышается уровень общего развития и качество обученности в целом, акцент ставится не только на формирование прочных знаний, но и на использование этих знаний в новой, нестандартной ситуации. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично- поисковые, исследовательские методы обучения. Широко применяются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок – деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция и т.д.Погадаева Елена Сергеевна,учитель начальных классов МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2», 9-21-86^ Тема опыта: «Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий».Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. С целью развития познавательных способностей в школе со 2 класса ведётся курс « Юные умники и умницы» по программе О.Холодовой, который состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер и построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности проводятся различные игры и упражнения: «Волшебные лабиринты», сундучок «Превращалочки» (набор геометрических фигур, игрушки разной длины, проволока), таблицы, схемы логической направленности, «Собиралочки» (часть-целое), «Веселая азбука» (кроссворды, ребусы), «Соображалки» (головоломки, игры-шутки), которые направлены на умение выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством, классифицировать, обобщать, находить закономерность в расположении фигур и предметов, выделять существенные признаки предметов. В работе по развитию познавательных способностей очень помогает составление алгоритмов. Алгоритм – это понятное и точное представление последовательности действий, направленных на достижение указанной цели или решения поставленной задачи. Каждое действие должно обязательно следовать одно за другим и опираться на выполнение предыдущего действия. Например, алгоритм анализа: выделить части предмета; отметить их признаки (форма, цвет, размер, расположение в пространстве); выделить детали в каждой части; отметить их признаки.Погадаева Людмила Александровна,учитель информатики, классный руководитель МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1», тел. 9-14-30^ Тема опыта: Влияние раннего изучения информатики на развитие младшего школьника.Готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь, необходимо формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления, умения логически мыслить, а также развивать способности к анализу и синтезу. В рамках эксперимента в нашей школе третий год, согласно учебному плану, осуществляется преподавание машинного варианта курса «Информатика и ИКТ» в начальном звене. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ведется дифференцировано. Класс делится на группы – одна выполняет практическую работу, другая получает теоретические знания по теме, выполняет задания и упражнения для развития логического, алгоритмического, системного мышления и воображения. Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, овладении умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели объектов и процессов, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Эффект на уроках информатики достигается с помощью использования активных методов: ролевых и дидактических игр, работы в парах, группах, применению педагогических технологий. Используются развивающие упражнения: головоломки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи. Их использование направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания. Они способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, овладением новой терминологией.^ Тема опыта: «Использование ИКТ в работе классного руководителя»Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, позволяет автоматизировать делопроизводство. Основой для реализации этих технологий является ведение электронной версии журналов успеваемости, посещаемости, дневника классного руководителя в среде Excel. Применение электронного журнала позволяет оперативно подводить итоги успеваемости за четверть, полугодие, год, вычислять средний балл успеваемости каждого ребенка и по классу, определять рейтинг учащихся класса. Эти показатели удобно анализировать в динамике по четвертям, проводить сравнение по учебным годам, как успеваемости отдельного ребенка, так и успеваемость по классу в целом. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Большие возможности для общения с учениками и их родителями дает Интернет: ^ Электронная переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей.SMS – дневник позволяет информировать родителей об успеваемости их детей, например, отправлять родителям еженедельно табель успеваемости, а также решать различные вопросы. ^ SMS – сообщения позволяет в оперативном режиме информировать о чем – то важном: например, информировать родителей о дате и времени родительского собрания, по факту нарушения дисциплины, прогулов уроков и т.д. ^ Интернет – консультации – родители через электронную почту интересуются новостями класса или школы, задают вопросы классному руководителю, администрации.^ Информационный лист ученика – форма работы, которая проходит при участии учителей – предметников. К родительскому собранию готовится сводный лист успеваемости, в котором отражается результат учебы ребенка. Маркером выделяется ряд оценок, которые вызывают тревогу педагогов. Более продвинутый вариант – электронный журнал успеваемости и посещаемости размещается в Интернете. Для того, чтобы заглянуть в него, родителям достаточно набрать электронный адрес школы и личный код ребенка.Скокова Елена Леонидовна, учитель иностранного языка МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2», 9-21-86^ Тема опыта: Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.Актуальность личностно-ориентированного подхода в изучении иностранного велика, так как наблюдается заметное изменение общественного сознания, в котором все большее место занимает идея свободного развития личности во всех сферах жизни, включая образование. Практика работы показывает, что из личностно-ориентированных технологий уже на начальном этапе обучения иностранному языку эффективно «обучение в сотрудничестве», когда обучающиеся читают вполголоса в группах разные микротексты, помогая друг другу в случае затруднений, а затем зачитывают их вслух другим группам. С целью отслеживания процесса усвоения материала учащимися, оказания нуждающимся дополнительной помощи используются ролевые игры с постоянной сменой ролей. Такие, как например «Игра в учителя», «Игра в знакомство» и др. Для того, чтобы приблизить речевую ситуацию к реальным условиям, организуется общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями, например в 8 классе «Как пройти», «В гостях у наших друзей», в 10,11 классах «Подростки о субкультурах», пресс-конференция «Средства массовой информации» и др. С целью включения обучающихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность, применяется в работе метод проектов. Чернакова Надежда Михайловна,учитель истории МОУ «Куртанская средняя общеобразовательная школа», 9-31-37^ Тема опыта: «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания».Как заинтересовать ученика предметами историей, обществознанием как добиться того, чтобы все ученики активно работали на всех уроках? Что надо делать, чтобы ученики умели ставить и решать проблемы, предлагать альтернативные пути решения проблем, строить логические выводы, ставить вопросы и отвечать на них, прогнозировать и ставить перед собой и другими перспективные цели, активно воспринимать и осмысливать информацию? Ответить на эти вопросы помогает технология развития критического мышления. Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как: – умение работать в группе; – умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; – умение распределить информацию по степени новизны и значимости; – умение обобщить полученные знания; – формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и общения. В работе используются такие приемы: составление кластеров, составление маркировочной таблицы, синквейн. Использование таких форм работы позволяет стимулировать активность учащихся, их самостоятельность в поиске информации, аргументов, необходимых для подтверждения их позиции.Прудникова Вера Николаевна,учитель начальных классов МОУ «Травнинская средняя общеобразовательная школа», 9-43-91^ Тема опыта: «Внедрение современных педагогических методов и приёмов в образовательный процесс».Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, а также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Применение информационных технологий на уроках и внеурочное время требует от педагога большей подготовки, широко используются Интернет-ресурсы: «Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю, “Детские презентации”, Школа как мастерская «Нескучная Школа!» и другие. В классе организована работа по выпуску школьной газеты, информационный материал для которой, члены редколлегии находят на сайтах Интернета.Хомякова Оксана Евгеньевна, социальный педагог МОУ «Мокроусовскавя средняя общеобразовательная школа №1», 9-14-30^ Тема опыта: «Индивидуальная и коллективная работа с учащимися «группы риска» на основе личностно-ориентированного подхода».Одним из самых сложных периодов психического развития является подростковый возраст. Именно в этот период могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям «группы риска». Социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Поэтому очень актуально создание такой программы, которая бы позволила на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуаций характера подростка. В связи с этим на базе Мокроусовской средней общеобразовательной школы №1 была создана институциональная экспериментальная площадка «Индивидуальная и коллективная работа с учащимися « группы риска» на основе личностно- ориентированного подхода». В реализации программы эксперимента участвовало 20 детей и подростков обучающихся в МСОШ №1 из разных классов с отклонениями в поведении. Ширяева Ирина Афанасьевна,педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества», 9-15-50^ Тема опыта: «Воспитание эстетических чувств – путь к творчеству»Развитие творческих способностей у детей невозможно без деятельности, причем продуктивной. Развивать творческие способности помогают занятия прикладным творчеством: и одно из направлений- лепка из соленого теста. Сама специфика лепки из соленого теста определяет воспитательное и образовательное значение. Ребенок воспроизводит в лепке свои представления, свои знания о предметах, явлениях, событиях, наблюдения над окружающим миром. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь педагога, поощрение проявления детского творчества, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это происходит на занятии и становится прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.Шушарина Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества», 9-15-50^ Тема опыта: «Воспитание экологической культуры через игровую деятельность».Знакомство с экологическими знаниями детей, особенно младшего возраста, обладает рядом особенностей: ребят трудно увлечь экологическими проблемами, используя в работе только «сухие» экологические факты, цифры, события. Сформировать у детей высокую мотивацию к обучению экологии позволяет использование на занятиях игровых технологий. В процессе игры формируются знания не только о природе, в ней ребята учатся выполнять роли, вступать в диалоги, делать выводы, принимать самостоятельные решения. Дети всегда с удовольствием разыскивают «клад». Игру-поиск можно наполнить экологическим содержанием. Экологические игры: «Забавные животные», «Кто я?», «Узнай животное по описанию», «Угадай, чьи следы», «За здоровьем к растениям», «Отгадай, чей хвост» и т.д. облегчают усвоение и закрепление знаний о природе. Популярностью у детей пользуются ребусы, кроссворды, конкурсы, турниры. Уместно использование на занятиях элементов ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач). В проективных играх предлагается помечтать о будущем, и разработать проект по темам: «Мой дом в будущем», «Село моей мечты», «Село без мусора». Человек, наделенный экологической культурой, сумеет достичь гармонии со своим внутренним и внешним миром. Вот почему, так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, научить воспринимать окружающий мир и себя в нем.Обзор литературы и периодических изданийСавенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М., Просвещение 2001.Реализация личностно-деятельностного подхода в работе классного руководителя (материалы областной педагогической конференции). Курган, 2005.Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение 1991.Губельский А.Н., Кукушкин М.Е. Новая модель образования старшеклассников. Опыт создания. М.. Просвещение 2001.Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия. М., Просвещение 2000.Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. М.. Просвещение 2002.Из опыта работыЗнакомство с компьютером (урок информатики в начальной школе)Погадаева Л.А., учитель информатики Мокроусовской среднейобщеобразовательной школы №1.Тема: Знакомство с компьютером.Цели: 1. Познакомить с компьютером и его устройствами. 2. Развивать творческие и познавательные способности учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к технике. Ход урокаОрг.моментРазминкаКакой сегодня день недели?Что бывает с козлом после шести лет? (ему идет седьмой год)Когда цыпленок стоит на одной лапке? (когда подожмет другую) Чем больше из нее берут, тем больше она становится. Что это? (яма)От чего плавает утенок? (от берега)Знакомство с компьютеромСегодня мы поговорим, Как человек незаменим. И что компьютер только с ним Везде и всюду применим.С компьютером в библиотекеНе надо рыться в картотеке.Лишь только клавишу нажмем — И книгу нужную найдем…Машина нам исправно служит. Библиотекарь стал не нужен. Приходим мы в библиотеку, В ней нет живого человека.Кругом компьютеры стоят, Они с тобою « говорят » .Дают советы, где что взять. Всё быстро, и не надо ждать.Но вот компьютер поломался Или дала программа сбой, И ты без помощи остался:Гора «железа» пред тобой. Мы входим в класс, звенит звонок.Ведут компьютеры урок. Они вопросы задают, Ответов терпеливо ждут. К уроку ты готов всегда. Плохих оценок никогда За свой ответ не получал… Машина ставит низкий бал. Ты правильный ответ-то знал, Не ту лишь клавишу нажал. Увы, печальная картина — Оценку ставила машина. И сколько хочешь слезы лей, Ей все равно, кто перед ней. Не пожалеет, не поможет. Теперь ты понял, кто дороже?Какой же вывод? Он простой: Ведь дорог человек живой, Машина тем и хороша, Что лишь помощница она^ Логические упражненияСейчас немного отдохнемИ поиграем с Воробьем.Нарисуйте недостающую картинку.Нам на смекалку в этот разГоловоломки Икс припас. 2 4 5 2 6 1 2 3 4 5 0 4 Повторение На них работали первые ЭВМ? (электронная лампа)Счетная механическая машина. (арифмометр)На чем работало второе поколение ЭВМ? (на транзисторах)Она пришла на смену транзисторам. (микросхема)ЭВМ для персональной работы. (компьютер)^ ЗАКОНЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ.Скромный серый колобок,Длинный тонкий проводок,Ну а на коробке -Две или три кнопки.В зоопарке есть зайчишка,У компьютера есть … М Ы Ш К А.А теперь, друзья, загадка!Что такое: рукоятка,Кнопки две, курок и хвостик?Ну конечно, это … Д Ж О Й С Т И КСловно смелый капитан!А на нем – горит экран.Яркой радугой он дышит,И на нем компьютер пишет
Адреса передового педагогического опыта
Адреса передового педагогического опытаИванова Марина Александровна, зам.директора по ВР МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2», тел. 9-21-86Тема опыта: «Личностно-деятельностный подход в организации воспитательной деятельности педагога».Главным принципом личностно-деятельностного подхода являются субъект-субъектные отношения, включающие взаимодействие следующих компонентов: классного руководителя; обучающихся; значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, родителей и т.д.) В школе ведётся целенаправленная работа по созданию определенного стиля отношений педагогов с обучающимися: -совместное обсуждение с ребятами направления будущих действий; -выбор самими учащимися кому и с кем работать. (ВТК- временный творческий коллектив, создаваемый на время организации какого-либо дела); -объективность, оценка действий, а не личности. В работе используются методы, позволяющие достигнуть наибольшего эффекта в развитии у обучающихся активности, самостоятельности, креативности: 1. Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание подростка для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе; 2. Диалог – основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия руководителя с обучающимися. Диалог – прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи; 3. Метод упражнений (приучения) есть метод управления деятельностью подростков при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения. А.С.Макаренко писал: “…Человека нужно не лепить, а ковать … создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек”. Такой метод реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение подростков к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему; 4. Метод примера – это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение подростков впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей; 5.Метод поощрения – положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в процессе деятельности, и анализ ошибок, как «работа над ошибками». Поощрения стимулируют активность и творчество детей.Крашакова Алевтина Юрьевна,зам. директора по УВР МОУ «Маломостовская средняя общеобразовательная школа», тел.9-34-13^ Тема опыта: «Личностно – деятельностный подход в преподавании математики».Современное общество ставит перед школой задачу подготовки человека знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Уровень усвоения знаний зависит от уровня сформированности приемов учебной деятельности. В связи с этим проводится диагностика сформированности учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и действий оценки обучающихся. Инструмент диагностики включает: тест для определения уровня сформированности учебной деятельности ; характеристики уровней сформированности учебной деятельности (по Г.В.Репкиной и Е.В.Заике) и критерии их достижения. Самым главным условием эффективности уроков математики является создание такой среды на уроке, при которой всем и каждому участнику образовательного процесса было бы удобно, спокойно, интересно, то есть комфортно. Для создания комфортной среды на уроках и внеклассных мероприятиях по математике решаются следующие задачи: создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности обучающихся; экономное и целесообразное расходование времени урока; разнообразие методов и средств обучения, формирование и тренинг способов умственной деятельности обучающихся; формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и ученика; объем и прочность полученных знаний, умений и навыков. Для того чтобы учащиеся комфортно чувствовали себя, используются разнообразные формы проведения уроков: урок самостоятельной работы по материалу, который объясняли; урок проверки результатов путем сопоставления с данными; урок возвращения к ранее изученному материалу под другим углом зрения; лабораторная работа по геометрическому материалу; урок-зачет; урок – кроссворд; урок- мастерская.Кукарских Татьяна Викторовна,учитель биологии МОУ «Утичёвская основная общеобразовательная школа», тел. 9-48-18^ Тема опыта: «Проблемы предпрофильной подготовки по химии и биологии в условиях сельской малокомплектной школы».На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (курсы по выбору) призваны поддерживать зарождающийся интерес у девятиклассников к той или иной дисциплине, помочь им сделать правильный выбор профиля обучения в старшей школе. Педагогом разработана авторская программа элективного курса «Юный фермер» (Основы земледелия). Данный курс ведется четвёртый год в условиях сельской малокомплектной школы. Межпредметный (ориентационный) курс предпрофильной подготовки направлен на синтез знаний по предметам биологии, химии, географии и экологии, а также знакомит учащихся со спецификой типичных видов деятельности агронома, агронома-эколога, фермера и других профессий. Данный курс расширяет знания учащихся, умения и способствует накоплению индивидуального опыта, связанного с овладением профессиями земледельца, фермера. При дальнейшей заинтересованности учащиеся могут продолжить соответствующую подготовку для получения сельскохозяйственной специальности начального, среднего, высшего профессионального уровней. Большая часть занятий посвящена исследовательской работе по изучению строения почвы, ее свойств, разнообразия почв, основным принципам обработки, улучшением ее плодородия для повышения урожайности. Знакомит с современными технологиями, их использованием с учетом местной экологической обстановки. Курс имеет профориентационную и практическую направленность, в него включены лабораторные работы, уроки-практикумы, экскурсии, презентации, встреча с работниками сельского хозяйства. Шатунова Лариса Николаевна,учитель биологии МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2»^ Тема опыта: «Личностно-деятельностный подход как условие развития индивидуальных способностей обучающихся».Личностно – деятельностный подход в обучении предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. На уроках, где реализуется личностно – деятельностный подход учитель стимулирует обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни сделать ошибку, получить неправильный ответ и т.п. Важным является поощрение стремления ребёнка находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Необходимым условием является создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановки для естественного самовыражения ученика. Для реализации в образовательном процессе личностно-деятельностного подхода используются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и др. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Более всего личностно – деятельный подход имеет место при организации работы над проектом. Метод проектов стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем. Кокорина Татьяна Сергеевна,учитель химии МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1», тел. 9-14-30^ Тема опыта: «Подготовка обучающихся к профессиональному выбору через предметное содержание элективных курсов».Программы элективных курсов условно можно разделить на несколько групп. Первая – это программы элективных курсов, которые обеспечивают школьникам повышенный уровень изучения предметов средней школы или отдельного курса. Например, элективный курс «Химия окислительно-восстановительных реакций» даёт возможность рассмотреть и развить в комплексе знания в данной области, не разбивая материал по отдельным темам, а главное ,хорошо подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ, где материал просматривается во всех разделах: а, б, с. Программы второй группы открывают учащимся возможности в изучении областей знаний, которые дополняют профильный предмет. Такие программы создавались в школе, когда функционировал класс биолого-химического профиля : «Введение в фармацевтическую химию», «Биохимия человека», «Юный медик», «Лабораторные методы исследования в клинике» В процессе изучения данных элективных курсов старшеклассники самостоятельно выполняют практические работы с использованием известных лекарственных средств, ферментов, биопрепаратов. Это позволяет не только расширять и углублять знания, но и совершенствовать экспериментальные и исследовательские умения. Практические работы, составляющие данные курсы подобраны так, что учащиеся смогут познакомиться с методами клинической химии и биологии, и возможностями диагностики. Такой подход помогает ученику сделать обоснованный выбор профессии. Третью группу составляют курсы, наличие которых в учебном плане, помогает решать проблемы обобщения материала, изученного учащимися в средней школе. Это такие курсы как «Юный исследователь», «Углублённое изучение органической химии через систему экспериментальных работ», «Юный лаборант», «Металлы в окружающей среде и здоровье человека», «Основные методы очистки и разделения веществ». На занятиях учащиеся приобретают глубокие знания, практические умения и навыки, необходимые как профессионалу, так и каждому человеку в повседневной жизни. Каждая, составляемая педагогом, программа обязательно содержит требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, список рекомендуемой литературы, а также приложение. В приложении приводятся материалы, иллюстрирующие данный элективный курс: примеры демонстрационного и лабораторного эксперимента, тематика ролевых игр, тематика исследовательских работ, темы зачётных работ, экскурсий, творческих встреч с людьми профессий, связанных с биологией и химией. На занятиях элективных курсов используются активные методы организации деятельности учащихся : – практические работы; -участие в дискуссиях; -научно-исследовательская деятельность; -работа в компьютерном классе с выходом в Интернет; – слайд – презентации результатов. Результатом работы элективных курсов является то, что учащиеся с исследовательскими работами занимают призовые места на районных научно-практических конференциях школьников «Шаг в будущее», успешно сдают ЕГЭ по биологии, химии. Главный результат- высокий процент поступления выпускников в медицинские ВУЗы на бюджетной основе. Таким образом, элективные курсы способствуют профессиональному самоопределению учащихся, помогают выбрать жизненный путь в высокотехнологичном, конкурентном мире.Лиханова Светлана Васильевна,учитель начальных классов МОУ «Щигровская основная общеобразовательная школа», тел. 9-33-33^ Тема опыта: «Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения по вариативным УМК».Второй год Щигровская основная школа работает по теме: Компетентностный подход в процессе образования», которая реализуется через УМК «Школа 2100». Обучение ведется в «зоне ближайшего развития», когда формируется внутренняя мотивация к учению, повышается уровень общего развития и качество обученности в целом, акцент ставится не только на формирование прочных знаний, но и на использование этих знаний в новой, нестандартной ситуации. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично- поисковые, исследовательские методы обучения. Широко применяются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок – деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция и т.д.Погадаева Елена Сергеевна,учитель начальных классов МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2», 9-21-86^ Тема опыта: «Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий».Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. С целью развития познавательных способностей в школе со 2 класса ведётся курс « Юные умники и умницы» по программе О.Холодовой, который состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер и построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности проводятся различные игры и упражнения: «Волшебные лабиринты», сундучок «Превращалочки» (набор геометрических фигур, игрушки разной длины, проволока), таблицы, схемы логической направленности, «Собиралочки» (часть-целое), «Веселая азбука» (кроссворды, ребусы), «Соображалки» (головоломки, игры-шутки), которые направлены на умение выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством, классифицировать, обобщать, находить закономерность в расположении фигур и предметов, выделять существенные признаки предметов. В работе по развитию познавательных способностей очень помогает составление алгоритмов. Алгоритм – это понятное и точное представление последовательности действий, направленных на достижение указанной цели или решения поставленной задачи. Каждое действие должно обязательно следовать одно за другим и опираться на выполнение предыдущего действия. Например, алгоритм анализа: выделить части предмета; отметить их признаки (форма, цвет, размер, расположение в пространстве); выделить детали в каждой части; отметить их признаки.Погадаева Людмила Александровна,учитель информатики, классный руководитель МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1», тел. 9-14-30^ Тема опыта: Влияние раннего изучения информатики на развитие младшего школьника.Готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь, необходимо формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления, умения логически мыслить, а также развивать способности к анализу и синтезу. В рамках эксперимента в нашей школе третий год, согласно учебному плану, осуществляется преподавание машинного варианта курса «Информатика и ИКТ» в начальном звене. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ведется дифференцировано. Класс делится на группы – одна выполняет практическую работу, другая получает теоретические знания по теме, выполняет задания и упражнения для развития логического, алгоритмического, системного мышления и воображения. Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, овладении умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели объектов и процессов, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Эффект на уроках информатики достигается с помощью использования активных методов: ролевых и дидактических игр, работы в парах, группах, применению педагогических технологий. Используются развивающие упражнения: головоломки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи. Их использование направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания. Они способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, овладением новой терминологией.^ Тема опыта: «Использование ИКТ в работе классного руководителя»Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, позволяет автоматизировать делопроизводство. Основой для реализации этих технологий является ведение электронной версии журналов успеваемости, посещаемости, дневника классного руководителя в среде Excel. Применение электронного журнала позволяет оперативно подводить итоги успеваемости за четверть, полугодие, год, вычислять средний балл успеваемости каждого ребенка и по классу, определять рейтинг учащихся класса. Эти показатели удобно анализировать в динамике по четвертям, проводить сравнение по учебным годам, как успеваемости отдельного ребенка, так и успеваемость по классу в целом. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Большие возможности для общения с учениками и их родителями дает Интернет: ^ Электронная переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей.SMS – дневник позволяет информировать родителей об успеваемости их детей, например, отправлять родителям еженедельно табель успеваемости, а также решать различные вопросы. ^ SMS – сообщения позволяет в оперативном режиме информировать о чем – то важном: например, информировать родителей о дате и времени родительского собрания, по факту нарушения дисциплины, прогулов уроков и т.д. ^ Интернет – консультации – родители через электронную почту интересуются новостями класса или школы, задают вопросы классному руководителю, администрации.^ Информационный лист ученика – форма работы, которая проходит при участии учителей – предметников. К родительскому собранию готовится сводный лист успеваемости, в котором отражается результат учебы ребенка. Маркером выделяется ряд оценок, которые вызывают тревогу педагогов. Более продвинутый вариант – электронный журнал успеваемости и посещаемости размещается в Интернете. Для того, чтобы заглянуть в него, родителям достаточно набрать электронный адрес школы и личный код ребенка.Скокова Елена Леонидовна, учитель иностранного языка МОУ «Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2», 9-21-86^ Тема опыта: Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.Актуальность личностно-ориентированного подхода в изучении иностранного велика, так как наблюдается заметное изменение общественного сознания, в котором все большее место занимает идея свободного развития личности во всех сферах жизни, включая образование. Практика работы показывает, что из личностно-ориентированных технологий уже на начальном этапе обучения иностранному языку эффективно «обучение в сотрудничестве», когда обучающиеся читают вполголоса в группах разные микротексты, помогая друг другу в случае затруднений, а затем зачитывают их вслух другим группам. С целью отслеживания процесса усвоения материала учащимися, оказания нуждающимся дополнительной помощи используются ролевые игры с постоянной сменой ролей. Такие, как например «Игра в учителя», «Игра в знакомство» и др. Для того, чтобы приблизить речевую ситуацию к реальным условиям, организуется общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями, например в 8 классе «Как пройти», «В гостях у наших друзей», в 10,11 классах «Подростки о субкультурах», пресс-конференция «Средства массовой информации» и др. С целью включения обучающихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность, применяется в работе метод проектов. Чернакова Надежда Михайловна,учитель истории МОУ «Куртанская средняя общеобразовательная школа», 9-31-37^ Тема опыта: «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания».Как заинтересовать ученика предметами историей, обществознанием как добиться того, чтобы все ученики активно работали на всех уроках? Что надо делать, чтобы ученики умели ставить и решать проблемы, предлагать альтернативные пути решения проблем, строить логические выводы, ставить вопросы и отвечать на них, прогнозировать и ставить перед собой и другими перспективные цели, активно воспринимать и осмысливать информацию? Ответить на эти вопросы помогает технология развития критического мышления. Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как: – умение работать в группе; – умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; – умение распределить информацию по степени новизны и значимости; – умение обобщить полученные знания; – формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и общения. В работе используются такие приемы: составление кластеров, составление маркировочной таблицы, синквейн. Использование таких форм работы позволяет стимулировать активность учащихся, их самостоятельность в поиске информации, аргументов, необходимых для подтверждения их позиции.Прудникова Вера Николаевна,учитель начальных классов МОУ «Травнинская средняя общеобразовательная школа», 9-43-91^ Тема опыта: «Внедрение современных педагогических методов и приёмов в образовательный процесс».Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, а также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Применение информационных технологий на уроках и внеурочное время требует от педагога большей подготовки, широко используются Интернет-ресурсы: «Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю, “Детские презентации”, Школа как мастерская «Нескучная Школа!» и другие. В классе организована работа по выпуску школьной газеты, информационный материал для которой, члены редколлегии находят на сайтах Интернета.Хомякова Оксана Евгеньевна, социальный педагог МОУ «Мокроусовскавя средняя общеобразовательная школа №1», 9-14-30^ Тема опыта: «Индивидуальная и коллективная работа с учащимися «группы риска» на основе личностно-ориентированного подхода».Одним из самых сложных периодов психического развития является подростковый возраст. Именно в этот период могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям «группы риска». Социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Поэтому очень актуально создание такой программы, которая бы позволила на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуаций характера подростка. В связи с этим на базе Мокроусовской средней общеобразовательной школы №1 была создана институциональная экспериментальная площадка «Индивидуальная и коллективная работа с учащимися « группы риска» на основе личностно- ориентированного подхода». В реализации программы эксперимента участвовало 20 детей и подростков обучающихся в МСОШ №1 из разных классов с отклонениями в поведении. Ширяева Ирина Афанасьевна,педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества», 9-15-50^ Тема опыта: «Воспитание эстетических чувств – путь к творчеству»Развитие творческих способностей у детей невозможно без деятельности, причем продуктивной. Развивать творческие способности помогают занятия прикладным творчеством: и одно из направлений- лепка из соленого теста. Сама специфика лепки из соленого теста определяет воспитательное и образовательное значение. Ребенок воспроизводит в лепке свои представления, свои знания о предметах, явлениях, событиях, наблюдения над окружающим миром. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь педагога, поощрение проявления детского творчества, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это происходит на занятии и становится прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.Шушарина Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества», 9-15-50^ Тема опыта: «Воспитание экологической культуры через игровую деятельность».Знакомство с экологическими знаниями детей, особенно младшего возраста, обладает рядом особенностей: ребят трудно увлечь экологическими проблемами, используя в работе только «сухие» экологические факты, цифры, события. Сформировать у детей высокую мотивацию к обучению экологии позволяет использование на занятиях игровых технологий. В процессе игры формируются знания не только о природе, в ней ребята учатся выполнять роли, вступать в диалоги, делать выводы, принимать самостоятельные решения. Дети всегда с удовольствием разыскивают «клад». Игру-поиск можно наполнить экологическим содержанием. Экологические игры: «Забавные животные», «Кто я?», «Узнай животное по описанию», «Угадай, чьи следы», «За здоровьем к растениям», «Отгадай, чей хвост» и т.д. облегчают усвоение и закрепление знаний о природе. Популярностью у детей пользуются ребусы, кроссворды, конкурсы, турниры. Уместно использование на занятиях элементов ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач). В проективных играх предлагается помечтать о будущем, и разработать проект по темам: «Мой дом в будущем», «Село моей мечты», «Село без мусора». Человек, наделенный экологической культурой, сумеет достичь гармонии со своим внутренним и внешним миром. Вот почему, так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, научить воспринимать окружающий мир и себя в нем.Обзор литературы и периодических изданийСавенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М., Просвещение 2001.Реализация личностно-деятельностного подхода в работе классного руководителя (материалы областной педагогической конференции). Курган, 2005.Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение 1991.Губельский А.Н., Кукушкин М.Е. Новая модель образования старшеклассников. Опыт создания. М.. Просвещение 2001.Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия. М., Просвещение 2000.Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. М.. Просвещение 2002.Из опыта работыЗнакомство с компьютером (урок информатики в начальной школе)Погадаева Л.А., учитель информатики Мокроусовской среднейобщеобразовательной школы №1.Тема: Знакомство с компьютером.Цели: 1. Познакомить с компьютером и его устройствами. 2. Развивать творческие и познавательные способности учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к технике. Ход урокаОрг.моментРазминкаКакой сегодня день недели?Что бывает с козлом после шести лет? (ему идет седьмой год)Когда цыпленок стоит на одной лапке? (когда подожмет другую) Чем больше из нее берут, тем больше она становится. Что это? (яма)От чего плавает утенок? (от берега)Знакомство с компьютеромСегодня мы поговорим, Как человек незаменим. И что компьютер только с ним Везде и всюду применим.С компьютером в библиотекеНе надо рыться в картотеке.Лишь только клавишу нажмем — И книгу нужную найдем…Машина нам исправно служит. Библиотекарь стал не нужен. Приходим мы в библиотеку, В ней нет живого человека.Кругом компьютеры стоят, Они с тобою « говорят » .Дают советы, где что взять. Всё быстро, и не надо ждать.Но вот компьютер поломался Или дала программа сбой, И ты без помощи остался:Гора «железа» пред тобой. Мы входим в класс, звенит звонок.Ведут компьютеры урок. Они вопросы задают, Ответов терпеливо ждут. К уроку ты готов всегда. Плохих оценок никогда За свой ответ не получал… Машина ставит низкий бал. Ты правильный ответ-то знал, Не ту лишь клавишу нажал. Увы, печальная картина — Оценку ставила машина. И сколько хочешь слезы лей, Ей все равно, кто перед ней. Не пожалеет, не поможет. Теперь ты понял, кто дороже?Какой же вывод? Он простой: Ведь дорог человек живой, Машина тем и хороша, Что лишь помощница она^ Логические упражненияСейчас немного отдохнемИ поиграем с Воробьем.Нарисуйте недостающую картинку.Нам на смекалку в этот разГоловоломки Икс припас. 2 4 5 2 6 1 2 3 4 5 0 4 Повторение На них работали первые ЭВМ? (электронная лампа)Счетная механическая машина. (арифмометр)На чем работало второе поколение ЭВМ? (на транзисторах)Она пришла на смену транзисторам. (микросхема)ЭВМ для персональной работы. (компьютер)^ ЗАКОНЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ.Скромный серый колобок,Длинный тонкий проводок,Ну а на коробке -Две или три кнопки.В зоопарке есть зайчишка,У компьютера есть … М Ы Ш К А.А теперь, друзья, загадка!Что такое: рукоятка,Кнопки две, курок и хвостик?Ну конечно, это … Д Ж О Й С Т И КСловно смелый капитан!А на нем – горит экран.Яркой радугой он дышит,И на нем компьютер пишет