Адресная социальная помощь в Ростовской области

–PAGE_BREAK–Необходимо отметить, что Закон «О государственной социальной помощи» направлен на строго адресное расходование бюджетных средств, поэтому устанавливает достаточно жесткие требования к достоверности и обоснованности сведений, на основании которых выносится решение о назначении государственной социальной помощи. Документальное подтверждение сведений, необходимых для назначения государственной социальной помощи, предусмотрено в части 3 ст.8 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Более того, органы социальной защиты населения вправе не только потребовать от заявителя документальное подтверждение всех сведений о доходах, но и самостоятельно провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) имущественного положения заявителя (его семьи). Делается это для того, чтобы пресечь возможные злоупотребления со стороны недобросовестных граждан и максимально исключить вероятность незаконного получения бюджетных средств.
В случаях выявления недостоверности содержащихся в документах сведений, на основании которых было произведено оказание государственной социальной помощи, организация, выдавшая эти документы, возмещает соответствующему органу социальной защиты населения стоимость этой помощи. При отказе в добровольном возмещении убытков органы социальной защиты населения должны принять меры к их возмещению в судебном порядке.
В соответствии со ст.9 Федерального закона «О государственной социальной помощи» основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Отказ может быть обжалован в административном или судебном порядке.
Здесь же, учитывая задаваемые из регионов вопросы понятийного характера, можно добавить, что применительно к государственной социальной помощи терминологическая разница между словами «оказываться» и «назначаться» несущественна. В Законе оба термина употребляются одинаково.
Статья 10 Закона Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяет основания для прекращения оказания государственной социальной помощи органом социальной защиты: изменение в составе семьи, доходах и имуществе, о чем заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, в двухнедельный срок, либо установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений.
После того как орган социальной защиты населения в установленном порядке определит обоснованность заявления на государственную социальную помощь, принимается решение о назначении помощи в размере, определенном законодательством субъектов РФ в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Эта норма предусмотрена статьей 11 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Таким образом, размер государственной социальной помощи может быть определен законодательством субъектов РФ в пределах установленной Законом разницы.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь может оказываться как в денежной форме, так и в натуральном виде. При этом Закон предусматривает обеспечение органов местного самоуправления соответствующими бюджетными ресурсами для исполнения передаваемых им расходных полномочий.
Иногда отмечают, что часть 2 ст.12 Закона противоречит ст.5, спрашивая: могут ли быть источниками оказания помощи собственно средства местных бюджетов или полномочия, передаваемые им органами государственной власти, передаются вместе с материальными и финансовыми ресурсами?
Противоречия между ст.5 и 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» нет. Статья 5 определяет источники оказания государственной социальной помощи, в то время как в ст.12 указаны виды оказания государственной социальной помощи.
Согласно Закону, средства местных бюджетов являются источниками оказания государственной социальной помощи наряду со средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Одновременно в части 2 ст.12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» уточняется, что оказание государственной социальной помощи осуществляется органами местного самоуправления в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.
Такая уточняющая поправка сделана с учетом того, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ; ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), что, в свою очередь, определяет специфику финансовых обязательств местных органов власти по оказанию государственной социальной помощи.

2. Правовое регулирование адресной социальной помощи согласно законодательству Ростовской области
2.1 Законодательная регламентация адресной социальной помощи в Ростовской области Нормативная база адресной социальной помощи в Ростовской области установлена Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области»[8].
Данный Областной закон устанавливает условия и порядок предоставления государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета.
Согласно статье 1 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» для целей настоящего Областного закона используются следующие основные понятия:
·                   адресная социальная помощь — социальное пособие в денежном выражении и натуральная помощь, предоставляемые малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам;
·                   малоимущие — семьи или одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;
·                   социальное пособие — денежная сумма, безвозмездно предоставляемая гражданам за счет бюджетных средств;
·                   среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Согласно статье 2 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» законодательство Ростовской области об адресной социальной помощи основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, которые были рассмотрены выше и состоит из Областного закона «О прожиточном минимуме в Ростовской области»[9], настоящего Областного закона и иных нормативных правовых актов Ростовской области.
Статья 3 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» определяет цели оказания адресной социальной помощи.
Адресная социальная помощь оказывается в целях:
·                   поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;
·                   усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
·                   снижения уровня социального неравенства;
·                   повышения доходов населения;
·                   адресного использования бюджетных средств.
Статья 4 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» определяет основные принципы оказания адресной социальной помощи.
Так оказание адресной социальной помощи строится на следующих основных принципах:
·                   заявительного характера о нуждаемости в ней граждан;
·                   дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств.
Статья 5 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» определяет виды адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь в Ростовской области оказывается в следующих видах:
·                   социальное пособие в денежном выражении;
·                   натуральная помощь.
Статья 6 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» определяет источники финансирования адресной социальной помощи.
Финансирование расходов на предоставление адресной социальной помощи в денежном и натуральном выражении, в том числе расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате социального пособия в денежном выражении, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансовых средств на оказание адресной социальной помощи устанавливается ежегодно областным законом об областном бюджете.
Органы местного самоуправления вправе предусматривать в местных бюджетах дополнительные средства для оказания адресной социальной помощи.
Статья 7 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» устанавливает условия предоставления социального пособия в денежном выражении и натуральной помощи.
Право на получение социального пособия в денежном выражении и натуральной помощи имеют семьи или одиноко проживающие граждане со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
При предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения на момент подачи заявления гражданином.
К получателям адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении относятся следующие категории малоимущих жителей Ростовской области:
·                   одинокие неработающие пенсионеры, достигшие 65-летнего возраста;
·                   неработающие трудоспособные граждане, осуществляющие уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, инвалидами 1 группы, престарелыми гражданами, достигшими 80-летнего возраста (при наличии справки о нуждаемости в постороннем уходе);
·                   лица, попавшие в экстремальную ситуацию.
Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении определяется как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10 процентов базовой суммы, установленной федеральным законом для определения размера социальных выплат.
Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, социальное пособие в денежном выражении может назначаться в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.
Социальное пособие в денежном выражении назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором принято решение о назначении пособия.
Порядок назначения и выплаты социального пособия в денежном выражении лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, определяется Администрацией Ростовской области.
Порядок назначения адресной социальной помощи в натуральном виде определяется Администрацией Ростовской области.
Статья 8 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» определяет порядок предоставления адресной социальной помощи.
Адресная социальная помощь предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области.
Адресная социальная помощь предоставляется областным органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, а в случае передачи полномочий по предоставлению адресной социальной помощи органам местного самоуправления ее предоставление осуществляется учреждениями, уполномоченными органом местного самоуправления, по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Адресная социальная помощь предоставляется учреждениями на основании решений комиссий по оказанию адресной социальной помощи, создаваемых органами местного самоуправления.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляется в соответствии с законодательством.
Граждане, обратившиеся за назначением социального пособия в денежном выражении и натуральной помощи, предоставляют:
·                   заявление в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи. От имени гражданина с заявлением об оказании ему адресной социальной помощи может обратиться опекун, попечитель, другой законный представитель;
·                   паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
·                   справку с места жительства о составе семьи, подтверждающую степень родства (или свойства) членов семьи, их совместное проживание и ведение совместного хозяйства;
·                   справку, подтверждающую инвалидность;
·                   трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие (отсутствие) работы;
·                   документы, подтверждающие доходы членов семьи (или одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании адресной социальной помощи, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с федеральным законом и принадлежащем им (их семьям) имуществе на праве собственности.
Орган либо учреждение, осуществляющее назначение и выплату адресной социальной помощи, может провести дополнительную проверку (комиссионное обследование) предоставленных заявителем сведений.
Организации несут ответственность в соответствии с законодательством за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах для назначения адресной социальной помощи.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Уведомление о назначении адресной социальной помощи или об отказе в ее предоставлении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом либо учреждением не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом либо учреждением представленных заявителями сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган либо учреждение должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
В случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган либо учреждение отказывает заявителю в назначении адресной социальной помощи.
Отказ в назначении адресной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в порядке, установленном законодательством.
Заявитель обязан известить орган либо учреждение, назначившее адресную социальную помощь, об изменениях сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) адресной социальной помощи, о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом либо учреждением факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение адресной социальной помощи на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством.
2.2 Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростовской области Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростовской области установлен в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 24 января 2005 г. N 16 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области»[10].
Во исполнение Областного закона от 22.10.2004 N 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» указанным Постановлением утверждены:
·                   Положение о порядке назначения и выплаты социального пособия в денежном выражении лицам, попавшим в экстремальную ситуацию.
·                   Положение о порядке назначения адресной социальной помощи в натуральном виде.
Положение о порядке назначения и выплаты социального пособия в денежном выражении лицам, попавшим в экстремальную ситуацию устанавливает порядок назначения и выплаты социального пособия в денежном выражении лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, в соответствии с Областным законом «Об адресной социальной помощи в Ростовской области».
Предоставление социального пособия в денежном выражении лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, осуществляет министерство труда и социального развития области.
Под экстремальной ситуацией понимается крайняя, необычная по трудности ситуация, в которой оказалась малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от нее (него) обстоятельствам, а именно: стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение); пожар, обвал или разрушение жилища, аварии; утрата жизненно необходимого имущества; необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских учреждений; отсутствие топлива, теплой одежды, предметов первой необходимости в осенне-зимний период, а также стечение обстоятельств, не позволяющих обеспечить минимальные жизненные потребности.
Преимущественным правом на получение социального пособия в денежном выражении в экстремальной ситуации пользуются многодетные семьи, семьи участников и инвалидов Великой Отечественной войны, семьи погибших и пострадавших в результате террористических актов и контртеррористических операций, неполные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов.
Граждане за назначением социального пособия в денежном выражении обращаются с заявлением на имя Главы Администрации (Губернатора) в муниципальные учреждения социальной защиты населения, которым министерство труда и социального развития области на договорной основе поручает выполнение отдельных организационных работ по оказанию адресной социальной помощи:
·                   прием заявлений и документов, дающих право на получение социального пособия, исчисление среднедушевого дохода семьи и размера пособия; передача представленных гражданами заявлений и документов на рассмотрение комиссий по оказанию адресной социальной помощи, создаваемых органами местного самоуправления;
·                   направление именного уведомления о назначении (отказе) пособия;
·                   формирование и ведение автоматизированной базы получателей пособий;
·                   подготовка заявок о потребности средств на оказание адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении и других.
Основанием для предоставления министерством труда и социального развития области социального пособия в денежном выражении либо отказа в его предоставлении, а также установления срока его выплаты являются рекомендательные решения комиссий по оказанию адресной социальной помощи, создаваемых органами местного самоуправления и министерством труда и социального развития области соответственно.
Министерство труда и социального развития области:
·                   ежемесячно, на основании заявок учреждений, формирует сводную заявку на финансирование адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении на очередной месяц и направляет ее министерству финансов области по форме и в сроки в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 26.03.2001 N 132 «О порядке организации исполнения областного бюджета».
·                   до 25-го числа текущего месяца готовит проект распоряжения Администрации области о финансировании министерства труда и социального развития области для оказания адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении.
В чрезвычайных ситуациях массового характера (стихийные бедствия, террористические акты, катастрофы и т.п.) министерство труда и социального развития области готовит специальный проект распоряжения Администрации области об оказании адресной социальной помощи.
Министерство финансов области на основании распоряжения Администрации области направляет средства на счет главного распорядителя средств — министерства труда и социального развития области для последующего зачисления на счет получателя средств — министерства труда и социального развития области.
Учреждения ежемесячно представляют в министерство труда и социального развития области по форме и в сроки, установленные министерством:
·                   заявки о потребности средств на оказание адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении;
·                   сводные описи с суммами средств адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении, рекомендованными к предоставлению гражданам решениями комиссий по оказанию адресной социальной помощи, создаваемых органами местного самоуправления, в текущем месяце в пределах предусмотренных ассигнований для их перечисления на счета кредитных организаций (банков) либо почтовых и доставочных предприятий;
·                   автоматизированную базу получателей средств адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении.
Выплата адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении осуществляется на лицевые счета граждан в кредитных организациях или через почтовые, доставочные предприятия и кассу министерства труда и социального развития области.
Министерство труда и социального развития области на основании представленных учреждениями сводных описей в течение 3 дней со дня поступления на счет министерства средств адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении перечисляет их на счета кредитных организаций (банков) либо почтовых и доставочных предприятий.
Учреждения на следующий день после представления в министерство труда и социального развития области сводных описей передают в электронном виде или на бумажном носителе списки получателей адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении в кредитные организации (банки) либо почтовые и доставочные предприятия для зачисления пособий на лицевые счета получателей или их доставки.
Средства, выделяемые на адресную социальную помощь в виде социального пособия в денежном выражении, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Ответственность учреждений за достоверность информации, представляемой в министерство труда и социального развития области, определяется договором.
Положением о порядке назначения адресной социальной помощи в натуральном виде устанавливается порядок назначения адресной социальной помощи в натуральном виде за счет средств, выделяемых из областного бюджета на эти цели: бесплатное питание малоимущих граждан в столовой министерства труда и социального развития области; благотворительные акции, посвященные социально значимым датам, проводимые министерством труда и социального развития области.
Устанавливается следующий порядок обеспечения бесплатным питанием малоимущих граждан.
Министерство труда и социального развития области обеспечивает организацию бесплатного питания малоимущих граждан в столовой министерства по пригласительным талонам.
Бесплатным питанием в столовой министерства труда и социального развития области обеспечиваются малоимущие граждане из категории одиноких престарелых граждан, инвалидов, многодетных и неполных семей, ветеранов войны и труда, лиц, попавших в экстремальную ситуацию, проживающих в г. Ростове-на-Дону, а также приезжающих в г. Ростов-на-Дону из других городов и районов области и обращающихся в Администрацию области, министерство труда и социального развития области, иные государственные учреждения для решения вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения. Основными критериями определения степени нуждаемости в бесплатном питании являются: среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в области, утрата способности граждан пожилого возраста и инвалидов к самообеспечению, сложившаяся экстремальная ситуация в семье.
Распределение пригласительных талонов на питание производится министерством труда и социального развития области между департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, общественными организациями ветеранов и инвалидов. Часть талонов резервируется для выдачи непосредственно малоимущим жителям области, попавшим в экстремальную ситуацию и обратившимся в Администрацию области, министерство труда и социального развития области, иные государственные учреждения. Распределение департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону пригласительных талонов на питание производится между муниципальными учреждениями социальной защиты населения районов г. Ростова-на-Дону.
Распределение пригласительных талонов на благотворительный обед оформляется протоколом заседания постоянно действующей комиссии при министерстве труда и социального развития области по контролю за обеспечением бесплатного питания и качеством приготовления пищи.
Обеспечение пригласительными талонами на бесплатное питание малоимущих граждан, проживающих в г. Ростове-на-Дону, осуществляется муниципальными учреждениями социальной защиты населения районов г. Ростова-на-Дону на основании заявления и актов комиссионного обследования материально-бытовых условий заявителя.
Бесплатным питанием по пригласительным талонам ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, обеспечиваются 100 человек. Питание малоимущих осуществляется в две смены: с 12-00 до 13-00 часов и с 13-30 до 14 часов 30 минут. Расчеты производятся безналичным порядком по пригласительным талонам на благотворительный обед.
Определение организации общественного питания для работы в столовой осуществляется на основании конкурса. С организацией, выигравшей конкурс, министерство труда и социального развития области заключает договор на предоставление данных услуг.
Постоянно действующая комиссия при министерстве труда и социального развития области по контролю за обеспечением бесплатного питания и качеством приготовления пищи осуществляет ежемесячный контроль за соблюдением предприятием расценок, согласованных при прохождении конкурсного отбора.
Министерство труда и социального развития области осуществляет:
·                   постоянный контроль за учетом и выдачей пригласительных талонов на бесплатное питание департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону;
·                   ежемесячную сверку выданных и реализованных столовой пригласительных талонов на благотворительный обед с отчетами организаций, непосредственно выдавших их гражданам;
·                   формирует заявку на финансирование бесплатного питания малоимущих граждан на очередной месяц и направляет ее министерству финансов области по форме и в сроки в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 26.03.2001 N 132 «О порядке организации исполнения областного бюджета».
Сверка пригласительных талонов оформляется актом с указанием количества отоваренных талонов по организациям, их выдавшим. Ежедневное меню с его калькуляцией и количество отоваренных пригласительных талонов на благотворительный обед являются основанием для взаиморасчетов столовой с министерством труда и социального развития области.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатного питания малоимущим гражданам, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год на оказание адресной социальной помощи в соответствии с утвержденной поквартальной разбивкой.
Устанавливается следующий порядок финансирования благотворительных акций, посвященных социально значимым датам, проводимых министерством труда и социального развития области.
Министерство труда и социального развития области:
·                   проводит благотворительные акции согласно Перечню (приложение к настоящему Положению) и в соответствии с утвержденными министерством сметами;
·                   использует средства для проведения благотворительных акций, посвященных социально значимым датам, для выдачи денежной помощи, а также приобретения памятных сувениров участникам мероприятий в объеме расходов на одного человека, не превышающих среднегодовой размер адресного социального пособия;
·                   формирует заявку на финансирование благотворительных акций за месяц, предшествующий социально значимым датам, и направляет ее министерству финансов области по форме и в сроки в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 26.03.2001 N 132 «О порядке организации исполнения областного бюджета»;
    продолжение
–PAGE_BREAK–·                   при подготовке до 25 числа месяца, предшествующего социально значимым датам, проекта распоряжения Администрации Ростовской области о финансировании министерства труда и социального развития области для оказания адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении включает в проект распоряжения расходы, связанные с проведением благотворительных акций.
Финансирование расходов, связанных с проведением благотворительных акций, посвященных социально значимым датам, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год для оказания адресной социальной помощи в соответствии с утвержденной поквартальной разбивкой.
Ответственность за соблюдение настоящего Положения возлагается на министерство труда и социального развития области.
Постановлением Администрации Ростовской области «Об утверждении Порядка оказания адресной социальной помощи по газификации домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов, участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны за счет средств Пенсионного фонда РФ»[11]
Порядок оказания адресной социальной помощи по газификации домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов, участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны за счет средств Пенсионного фонда РФ разработан с целью оказания адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации на проведение работ по газификации домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов, участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах «а»-«г» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»[12], а именно:
·                   военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившимся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизанам и членам подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
·                   военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходивших в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленным для военнослужащим воинских частей действующей армии;
·                   лицам вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавших в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
·                   сотрудникам разведки, контрразведки, выполнявшим в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств
·                   вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Адресная социальная помощь по газификации домовладений оказывается категориям граждан, указанным выше, на газификацию домовладения за исключением надворных построек, принадлежащего им на правах личной собственности, проживающим на газифицированной территории населенного пункта или на газифицированной улице, в непосредственной близости от разводящих сетей, и не получивших такую помощь из других источников финансирования. В затраты по газификации домовладения включается оплата стоимости строительства газопровода уличных сетей, трассы к дому, внутридомовых разводящих сетей, приобретения газового оборудования и приборов учета.
Предоставление адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в виде долевого участия Пенсионного фонда Российской Федерации в размере до 50 процентов стоимости строительно-монтажных работ, газового оборудования и приборов учета, необходимых для газификации домовладений указанных категорий граждан, но не выше 7 тыс. рублей на одно домовладение.
Для получения адресной социальной помощи на газификацию домовладения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации в городскую (районную) комиссию по оказанию адресной социальной помощи по месту регистрации необходимо представить следующие документы:
·                   заявление;
·                   справку о составе семьи;
·                   документы, подтверждающие доход членов семьи;
·                   копию договоров подряда на производство работ по газификации и на приобретение газового оборудования с приложением сметного расчета стоимости работ;
·                   копию документа, подтверждающего размер для долевого участия в строительстве уличного газопровода;
·                   подлинники документов о принадлежности жилья;
·                   квитанции об оплате за приобретенные газовые приборы и приборы учета;
·                   квитанции об оплате выполненных работ по газификации с приложением акта выполненных работ.
Комиссия по оказанию адресной социальной помощи в 10-дневный срок после получения данного пакета документов:
·                   составляет акт обследования пенсионера, в котором указывается: фамилия, имя, отчество пенсионера; домашний адрес; номер пенсионного дела с приложением справки о размере пенсии; наличие детей, где они проживают, и возможность оказания помощи родителям на газификацию, в случае проживания в составе семьи, указать родственные связи, сведения о доходах членов семьи, наличие подсобного хозяйства. Акты обследования должны быть подписаны председателем, членами комиссии по оказанию адресной социальной помощи;
·                   рассматривает представленные документы;
·                   определяет право на финансовую помощь;
·                   вручает заявителю письменное решение об отказе в назначении адресной социальной помощи в случае отсутствия права на ее получение;
·                   рассчитывает сумму финансовой помощи заявителям, имеющим право на получение адресной социальной помощи на газификацию домовладения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
·                   готовит ходатайство главы муниципального образования об оказании адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда на газификацию домовладений на имя председателя областной межведомственной комиссии по вопросам финансирования расходов и контролю за целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, утвержденной постановлением Администрации области от 23.05.2003 N 240 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2003 N 145»;
·                   направляет ходатайство главы муниципального образования области с приложением сформированного пакета документов в министерство строительства и жилищного хозяйства области.
Министерство строительства и жилищного хозяйства области осуществляет проверку:
·                   копии договоров подряда на производство работ по газификации и на приобретение газового оборудования с приложением сметного расчета стоимости работ;
·                   копии документа, подтверждающего размер пая долевого участия в строительстве уличного газопровода;
·                   квитанции об оплате за приобретенные газовые приборы и приборы учета;
·                   квитанции об оплате выполненных работ по газификации с приложением акта выполненных работ.
В 10-дневный срок дает экспертную оценку рассмотренных документов и передает их в областную межведомственную комиссию.
Областная межведомственная комиссия в течение 10 рабочих дней принимает решение и готовит заявку о выделении средств. Решение областной межведомственной комиссии оформляется протоколом с приложением списка граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи по газификации домовладений, и со всеми указанными в пунктах 4 и 5 данного Порядка документами, не позднее одного рабочего дня со дня принятия данного решения направляется в государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.
В соответствии с решением областной межведомственной комиссии государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в 3-дневный срок на основании изданного им распоряжения осуществляет перечисление денежных средств гражданам согласно списку, утвержденному протоколом областной межведомственной комиссии, на оказание адресной социальной помощи по газификации домовладений на счет организаций, осуществляющих доставку пенсий. В платежном поручении должны быть указаны: фамилия, инициалы и домашние адреса вышеуказанных категорий граждан.
Выплата адресной социальной помощи по газификации домовладений производится способом, установленным для выплаты пенсии, без оплаты дополнительного тарифа организациям, осуществляющим выплату.
Копия распоряжения государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об оказании адресной социальной помощи на газификацию домовладений с приложением списка, утвержденного протоколом областной межведомственной комиссии, в 5-дневный срок с даты перечисления средств направляется главам муниципальных образований области.
2.3 Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростове-на-Дону Оказание адресной социальной помощи в Ростове-на-Дону осуществляется в соответствии с Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 9 февраля 2006 г. N 111 «Об утверждении Положения о порядке оказания адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Ростова-на-Дону»[13].
Положение о порядке оказания адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Ростова-на-Дону принято в соответствии с Областным законом от 07.10.2004 N 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» и постановлением Администрации Ростовской области от 24.01.2005 N 16 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области», и определяет условия и порядок оказания адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Ростова-на-Дону за счет средств бюджета города (при наличии возможности в очередном финансовом году) и привлеченных внебюджетных средств.
Адресная социальная помощь может быть оказана в следующих видах:
·                   Денежная помощь — социальное пособие в денежном выражении.
·                   Натуральная помощь — продовольственными товарами, предметами первой необходимости, в том числе школьными учебниками, школьной спортивной формой, горячим питанием.
·                   Реабилитационные мероприятия — занятия оздоровительным плаванием детей-инвалидов, санаторно-курортное оздоровление и мероприятия реабилитации граждан.
Компетенцией по оказанию адресной социальной помощи наделены городская и районные комиссии по оказанию адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Ростова-на-Дону.
Городская комиссия принимает решение о расходовании и распределении средств, запланированных в бюджете города, и из поступивших внебюджетных средств на оказание адресной социальной помощи и мероприятия, посвященные социально значимым датам.
Районная комиссия определяет право граждан на получение адресной социальной помощи и оказывает адресную социальную помощь за счет бюджетных и внебюджетных средств на основании настоящего Положения.
Районная комиссия ежеквартально представляет секретарю городской комиссии отчет о предоставленной адресной социальной помощи по форме, установленной МУ «Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону».
Назначение и выплата адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 24.01.2005 N 16 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области».
МУСЗН районов направляют в МУ «Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону» информацию о выплате адресного социального пособия в денежном выражении не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным.
Оказание данных видов помощи осуществляется за счет внебюджетных средств. Реализация данной адресной социальной помощи производится в пределах средств, поступивших на указанные цели.
Право на натуральную помощь в виде продуктов питания, предметов первой необходимости и бесплатного питания предоставляется малоимущим гражданам г. Ростова-на-Дону из категории одиноких престарелых граждан, инвалидов, многодетных и неполных семей, ветеранов войны и труда, лиц, попавших в экстремальную ситуацию, чей среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Ростовской области. Помощь оказывается по решению районной комиссии на основании заявления гражданина с приложением всех необходимых документов.
На основании решения городской комиссии о выделении средств МУ «Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону» осуществляет мероприятия по обеспечению бесплатным питанием малоимущих граждан города Ростова-на-Дону в соответствии с действующим законодательством.
Распределение талонов на горячее питание производится МУ «Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону» через муниципальные учреждения социальной защиты населения районов города.
    продолжение
–PAGE_BREAK–