Афинская культура образование и воспитание

Оглавление

Введение
1. Афинскоеобразованиеи воспитание
2. Поэзияи музыкальноеискусстводревней Греции
3. Древнегреческийтеатр и изобразительноеискусство эпохиэллинизма
Заключение
Списокиспользованнойлитературы

Введение

Особоевнимание Грецияуделяла воспитанию, что позволилоим создатькультуру, установившуюэталон прекрасногов архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностьюсохраняющийсяи в наше время.Огромным влияниемв Греции пользовалисьфилософы Платон, Аристотель, Сократ, а такжеблизкие к нимПифагор, Евклид, Архимед, известныенам больше какматематики.В греческойсистеме воспитанияискусство, наука и спортбыли неразрывносвязаны. Хилоетело, отсутствиемузыкальногослуха и неграмотностьосуждались,(это не касалосьнизших слоевнаселения ирабов). Воплощениемэллинскогодуха были Олимпийскиеигры, проводившиесяв 8-4 веках до н.э. и включавшиеспортивныесостязания, театральныеи религиозныедействия.
Цельюданной работыявляется определениекультурологическихобоснованийвоспитанияприменяемыхв древних Афинах.В настоящейработе рассмотренапроблема воспитаниякак части культурыдревней Греции.Так как древняяГреция не былаоднороднымгосударствомнами рассмотренасистема воспитанияеё особенностив Афинскомполисе.
В частностив Афинах огромноезначение придавалосьэстетическомувоспитаниюпосредствомтеатра и изобразительногоискусстваграждан. Вклассическуюже эпоху ведущимжанром становитсядрама, а обязательныматрибутомархитектурыкаждого города— театр.
В работерассмотреныгреческаямифология илитератураи её воспитательноезначение награждан. Платонназывал Гомера“ВоспитателемГреции”.
В даннойработе мы рассмотрелисистему воспитанияв древних Афинахкак часть культурыантичности.Ответы на вопросамвлияния нажизнь древнихгреков театраи изобразительногоискусстванайдены в источниках: К. Куманецкий«История культурыДревней Грециии Рима», Л. Любимов«ИскусствоДревнего Мира»,«Культурология»под редакциейС.Н. Иконниковой, В.П. Большакова.
Воспитаниепоэзией и музыкойА.-И. Марру «Историявоспитанияв античности(Греция)».

1. Афинскоеобразованиеи воспитание

Афинскаядемократиясчитается самойразвитой формойдемократическогостроя античныхрабовладельческихгосударств.Формированиесистемы политическихорганов афинскойдемократиибыло результатомдлительногоисторическогопериода, начинаяс реформ Солона(640-635 — ок. 559 до н. э.).
В греческихполисах основойвсей социально-экономическойи политическойорганизациивыступал коллективграждан. Кромених в афинскомобществе находилисьметеки, многочисленныерабы, которыев совокупностисоставлялиболее половинывсего населения.Однако афинскаяполисная системаопиралась награжданинаи была созданапрежде всегодля гражданина.Полноправнымафинским гражданиноммог быть жительАттики, обародителя которогоимели гражданскиеправа, а егоимя было записанов особом списке, ведущемся вдемах. В такиесписки заносилисьюноши и девушки, достигшие18-летнего возраста.К 20 годам юношазаканчивалкурс военно-Воспитательногообучения истановилсяполноправнымгражданином.
Несмотряна большоевнимание, физическомуВоспитаниюи изучениюбоевых искусствв афинскихшколах огромноевнимание уделялосьэстетическому, гуманитарномуобразованию.Помимо грамматики, арифметики, истории изучалосьораторскоеискусство ириторика, музыкаи графика.
Афинскаядемократиязаботиласьоб образованиии Воспитанииграждан. Начинаяс Перикла (490 —429 до н. э.), т.е. с 40-30гг. V в. до н.э., властистали раздаватьмалоимущимгражданамспециальныежетоны, по которымможно былопройти на театральноепредставление.Таким образом, афинская демократиябазироваласьна широкомучастии различныхкатегорийграждан, обеспечивалаее общественнуюактивность, создавалаусловия дляразвитияполитическогосамосознанияафинскогогражданина1.
Однакои у афинскойдемократиисуществовалисвои недостатки.Во-первых, афинскаядемократиябыла рабовладельческой, т.е. рабы, такжекак и метеки, постоянноживущие в Афинах, не имели гражданскихправ и не принималиучастия в управлениигосударством.
IV в до н.э. ознаменовалсяв Древней Греции, как век созданияразличных школ, хотя обучениестоило оченьдорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческогооратора тойэпохи, Исократа, стоило едвали не дороже, чем обучениеу софистов, ибыло доступнотолько состоятельнойверхушке горожан.Все болеемногочисленныефилософскиешколы ориентировалисьтакже лишь насоциальнуюэлиту. Интенсивнаяинтеллектуальная, творческаяжизнь все большесосредоточиваласьна одном изполюсов общества.Характерно, что обращенноек широким массамискусствотеатра, получившеестоль явноеразвитие вАфинах V в. дон. э., уже не игралов следующемстолетии прежнейсоциально — Воспитательнойроли. Трагедияпереживалаупадок, комедияпретерпеласущественныеизменения. Ноесли поэзияспустиласьс высот, достигнутыхею в Грецииэпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась нанебывало высокийуровень. Ораторскоеискусство IV в.до н. э. вплотьдо последнихвеков античностиоставалосьнепревзойденнымобразцомлитературногомастерства, правильности, чистоты и красотыстиля. Еще большеевлияние оказалана последующиепоколения, ине только вдревности, философия IV в.до н. э., представленнаяименами Платонаи Аристотеля.Изобразительноеискусство, особенно скульптуру, прославилив то время шедеврыПраксителяи Скопаса, неуступавшиевеликим творениямФидия, ПоликлетаВеликолепныйпамятник античнойкультуры поэмыГомера «Илиада»и «Одиссея»(VI в. до н. э.). Когда-тоафинская молодежьзаучивала ихнаизусть, чтоявлялось частьюобразования.Поэмы Гомераимели не толькобольшое значения, как произведенияискусства, импредавалосьтакже важноегосударственное, социальноеи нравственноезначение. Этипоэмы о человеческихотношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе исудьбе. Во всевремена оничитались, какглубоко современные.
Поэмыучат спокойномуотношению ксмерти какестественнойнеобходимости.Приводя многоценных наблюдений.Например, отом, что сильноечувство двулико: горе и разъединяети сплачивает; плач одновременнонесет просветленьеи т. д.
Любопытно, что все греческоеобразованиепостроено напередаче будущемугражданинуряда навыков, которые емупонадобятсяопять же дляличного участияв общественныхделах. ЭтоподразумеваетВоспитаниене профессионалав какой-либообласти, а личности.Показательно, что часть навыковпередаетсяребенку рабом, т.е. заранее непрограммируетсяих употреблениепо определенномуобразцу (ведьраб не мог бытьобразцом жизнидля гражданина).
АнтичноеВоспитание- это Воспитаниепо Сократу (469– 399 до н. э.), философа, поставившегознание превышевсех авторитетови мнений. Этомупринципу училон и своих учеников.Рассказывают, что он присматривалсяк одареннымюношам и из нихготовил учеников.Сократ не писалкниг, считал, что в них мысльмертвеет, становитсяправилом, а этоуже не естьзнание. Самаябольшая мудростьпо Сократу, состоит в том, чтобы не обольщатьсясвоими знанием, не абсолютизироватьего («Я знаю, что ничего незнаю»). Самоепозорное невежество- «воображатьчто знаешь то, чего не знаешь».Сократ былпостояннодобродушени радостен, чемраздражал, вызывал нападки, его били. Ученикивозмущалисьи спрашивали, почему учительне отвечаеттем же. Сократотвечал: «Развея потащу в судосла, если онменя лягнул?».
«Всякийчеловек, даровитыйили бездарный, должен по Сократу, учиться и упражнятьсяв том, в чем онхочет достигнутьуспехов. Особеннозначимо Воспитаниеи обучениеполитическомуискусству длялюдей даровитых»,-откуда делалисьи политическиевыводы: руководствогосударством- это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занималисьтоже профессионалы.Эта концепциябыла абсолютнопротивоположнаосновополагающимпринципамафинской демократии, согласно которойуправлениеполисом — делокаждого гражданина.Тем самым учениеСократа создавалотеоретическуюбазу для олигархов, что и привелоего в концеконцов к непримиримомуконфликту сдемосом, закончившемусяосуждениеми смертью Сократа.
Особенностьюантичной культурыбыло стремлениесделать культуруспособом жизни(мы это виделина примереСократа). Этоотносилосьне только кфилософам, нои к искусству, поэзии. Греческаякультура вомногом основаладальнейшееразвитие культуры.Основнымисимволами еебыли два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считалидревние греки, два противоположныхмироощущенияи две культуры.Бог Аполлон- бог пластическогоискусства, умеренности, гармонии, красотыи покоя. БогДионис — бограскованностии свободы, стихииприроды и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя ичрезмерности.ПочитаниеАполлона привелок господствупластическогоискусства, искусстваГомера, эпохиРенессанса, христианскойрелигии. ПочитаниеДиониса привелок рождениюгреческойтрагедии с ее(часто нелицеприятной)правдой жизни, к философскомупессимизмуи нигилизму.
Грекисчитали, чтов культуре, каки в самой жизни, должно сочетатьсяаполлоновскоеее качествои дионисийское, в противномслучае возможнагибель культуры.Господствоаполлоновскогов культуреприведет вконце концов, к стагнации, застою. А возобладаниедионисийскогок разрушению, протесту радипротеста.

2. Поэзияи музыкальноеискусстводревней Греции

В основегреческогоискусства лежаттелесные интуиции.Искусствогреков подчиненопоследним впонимании«искусства»и «ремесла».«Идеалисты»- Сократ со своимутилитарнымвзглядом наискусство, Платон со своимподчинениемхудожественноготворчестварелигиозными общественнымзадачам, Аристотельсо своей теорией«музыкального»Воспитания, Плотин со своимподчинениемхудожественногоэроса мистическомувосхождениюи т. д., и т. д. Немыслимбыл взгляд начистое искусствокак на нечтоценное и дажепросто предпологаемое.«Искусстводля искусства»- невозможнаявещь для античности.
Культурнаяжизнь афинянв архаичнуюэпоху веласьна так называемых«беседах» и«пирах», попойках, слудующих завечерней трапезой, с определённымиправилами истрогим этикетом.Каждый и присутствующихпо очередиполучает миртовуюветвь, означающуюего черёд петь,«песнь, переходящаязигзагом отодного к другому».Ребёнку, еслион хотел впоследствиидостойно участвоватьв пирах и считатьсяобразованнымчеловеком, ннадо былоусвоить, нарядус некоторымипознаниямиГомера (VIII векдо н. э.), ставшиек тому времениклассикой, объёмный запаслирическихстихотворений.
Успехомпользовалисьгномическиепоэты, вродеавтора «ПоученийХилона», некоторыефрагменты«поучений»дошли до наспод именемГесиода изизвестногосборника элегийФиогнида. Ноподлинно афинскийклассик Солон, его Элегииобращениек согражданамна моральныетемы, которыев свою очередьпреследоваливоспитательныецели. Солонацитировалина суде и в народномсобрании такиеораторы какКлеофонт иДемосфен1.
О пластичностигреческойпоэзии писаноочень много.Но можно сказать, что далеко невсе исследователиодинаковохорошо и глубокочувствуют этупластику. Пластикагреческойпоэзии не естьнечто тольковнешнее илитолько украшающее.Она существенноорганизуетсамый смысли структуруэтой поэзии.Можно не говоритьспециальноо тои же Гомере, так как и всякийэпос более илименее пластичен, и везде в эпическихсказанияхтелесное изображениезаслоняетвнутреннеразвивающуюсялогику субъекта.
Но то жесамое, однако, надо сказатьи о греческойдраме. Здесьтакже почтиполное отсутствиесамостоятельнойлогики событийдуха; и действияоказываютсяпочти немотивированными.Судьба тут неесть имманентнаялогика жизни, но насильственноврывающийсяизвне слепойслучай. В особенностистатуарностьи пластикатрагедии виднана писателях, в которыхкульминируетаттическийгений, на Эсхиле, Софокле и Эврипиде.У Эсхила (525 — 456до н. э.) трагедияпочти ничегообщего не имеетс нашей драмой.
Это — своегорода лирическиеоратории, вкоторых монологии десятки, сотнистихов уничтожаютв корне всякуювнутреннююлогику и динамикужизни. Прометейвисит на скалецелую трагедию, и действие нина шаг не подвигаетсяв течение всейтрагедии. В«Семи противФив» эпическоечередованиемонологовдоведено дополного схематизма.Характеры — одноцветны, неприступны, монолитны.Каждый геройстоит переднами как статуя; и мы не видим, а только верими догадываемся, что между этимистатуями происходиткакая-то драмаи трагедия.Оценка убийстваОрестом своейматери, хотяи отличаетсябольшей пространностьюот простогогомеровскогоодобрения этогособытия, всеже получаетокончательнуюформу и смыслтолько с появлениемАфины. Проклятие, тяготеющеенад всем родоми тем ослабляющееили часто простоуничтожающеедраматизмдействующихлиц, вполненалицо не тольков эпосе, но и утрагиков. Развязкасплошь да рядомпринадлежитбогам, а не людям.Наконец, наличиедлиннейшиххоров у Эсхила, наполняющихбольшую частьего трагедий, уже достаточноговорит оботсутствииу него психологии, трагедии идрамы в нашемсмысле слова.Что такое хор? Это есть какбы объективированнаямысль, отелесенноечувство, обезличенныйсубъект. Это- мысль, чувствои субъект — впластическойтрактовке.
Бытьможет, еще ярческазываетсяосновная античнаяинтуиция нахарактередревнегреческоймузыки. Еслизападная драмани в каком случаене может бытьпомещаема водин отдел сдрамой античной, то музыка древнихесть нечто ужесовсем несоизмеримоес музыкой западной.При нашей обычной, ходячей «классификации»искусств, гдемы распределяемискусства самымвнешним инесущественнымобразом, т. е.по роду материала, из которогосделано произведение, мы должны статьсовершеннов тупик передтем явлением, которое именуетсягреческоймузыкой. Греки здесь продолжаеткак бы ощупыватьстатую, хотя, казалось бы, столь бестелесноеискусство, какмузыка, и оченьмало дает кэтому оснований.
Греческаямузыка естьмузыка почтиисключительновокальная.Инструментынемногочисленныи поразительнопримитивны, и существуютони почтиисключительнодля сопровождения.Музыка имелазначение лишькак придатокпоэзии. Она неимела у грековсамостоятельногозначения; и дляАристотелямузыка — лишь«главнейшееиз украшенийтрагедии».Музыка толькоподчеркиваетсодержащиесяв самой поэзиимелодическиеи ритмическиеотношения. Это- в значительноймере лишьвыразительнаядекламацияили же речитатив.Грек не мог быстерпеть нашегооркестра; этодля него былобы просто какофониейи безобразием, безвкусием.Тут действовалстрогий императив, не раз формулированныйтем же Платоном:«Гармония иритм должныследоватьсловам; размери гармониядолжны сообразоватьсясо словом, а неслово с ними».Итак, греческаямузыка естьискусствопреимущественновокальное исловесное, гдеслово подчиняетсебе ритм имелодию и гденикакой инструментне имеет самостоятельногозначения.
Некоторыеисторики отмечают, что грики стремилисьпрежде всегобыть музыкантами.Их искусствобыло преждевсего музыкальным, а уж потом словесными изобразительным.«Лира, лёгкийтанец и пение»- этим исчерпываетсясодержаниекультуры дляФеогнида. Платон(428 или 427 — 348 или 347 дон. э.) говорит:«Тот, кто неспособен участвоватьв хороводе(быть одновременнопевцом и танцорм), не являетсяпо-настоящемуобразованнымчеловеком».Платон поясняет, что музыкальноеобразованиеимеет значениеи для нравственности; обучение укифариста, влияя на личностьв целом, способствуетприучениюмолодых к «владениюсобой», делаетих более культурными, поселяя в ихдушах эвритмиюи гармонию1.

3. Древнегреческийтеатр и изобразительноеискусство эпохиэллинизма

Эллинизм(эллинистическаяэпоха III — II вв. дон.э.) приняторассматриватьпрежде всегокак культурноеявление, какраспространениегреческойкультуры взавоёванныхМакедониейстранах. Культураэллинистическогомира была сложнаи многообразна.Она была синтезоми разными сочетаниямигреческойкультуры икультуры странБлижнего иСреднего Востока.Для эллинистическойкультуры характерноеё греческоеоформлениеи глубокиеместные традиции.В этот периодполучил широкоераспространениев эллиническоммире общегреческийязык — койне, ставший средствоммежнациональногообщения. Греки- воины, чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянныена обширныхтерриторияхэллинистическогомира, преодолевалиполиснуюограниченностьсвоих взглядов.В их среде получилоширокое распространениеновое мировоззрение- космополитизм(от греческогослова «космополитес»- «гражданинмира»).
Происхождениедревнегреческойдрамы и театра.Появлению драмыв Греции предшествовалдлительныйпериод, на протяжениикоторогоглавенствующееместо занималисначала эпос, а затем лирика.Все мы знаембогатый героическийэпос-поэмы«Иллиада» и«Одиссея», поучительныйэпос-поэмыГесиода (VII в. дон.э.); это произведениялирическихпоэтов VI в. дон.э. Рождениегреческой драмыи театра связанос обрядовымииграми, которыепосвящалисьбогам-покровителямземледелия: Деметре, еедочери Коре, Дионису. Такиеобряды иногдапревращалисьв культовуюдраму. Например, в городе Элевсинево время мистерий(таинств, накоторых присутствовалилишь посвященные)устраивалисьигры, во времякоторых изображалосьбракосочетаниеЗевса и Деметры, похищение КорыПлутоном, скитанияДеметры в поискахдочери и возвращениеКоры на землю.
Дионис(или Вакх) считалсябогом творческихсил природы; позднее он сталбогом виноделия, апотом богомпоэзии и театра.СимволамиДиониса служилирастения, особенновинограднаялоза. Его частоизображалив виде быка иликозла.
На праздниках, посвященныхДионису, распевалине толькоторжественные, но и веселыекарнавальныепесни. Шумноевеселье устраивалиряженые, свитуДиониса. Участникипраздничногошествия мазалилицо виннойгущей, надевалимаски и козлиныешкуры. Из обрядовыхигр и песен вчесть Дионисавыросли трижанра древнегреческойдрамы: трагедия, комедия и сатировскаякомедия (названнаятак по хору, состоявшемуиз сатиров).Трагедия отражаласерьезнуюсторону дионисийскогокульта, комедия— карнавально-сатирическую.Сатировскаядрама представляласьсредним жанром.Веселый игровойхарактер исчастливыйконец определилиее место напраздникахв честь Диониса: сатировскуюдраму ставиликак заключениек представлениютрагедий.
Трагедия, по свидетельсьвуАристотеля(384 – 322 до н. э.), браланачало от запевалдифирамба, комедия- отзапевал фаллическихпесен, т.е. Песен, в которыхпрославлялисьплодоносящиесилы природы.К диалогу, которыйвели эти запевалыс хором, примешивалисьэлементы актерскойигры, и миф какбы оживал передучастникамипраздника.
Многоео происхождениигреческой драмымогут сказатьсами словатрагедия икомедия. Словотрагедия происходитот двух греческихслов: трагос-«козел»и одэ-«песнь», т.е. «песнь козлов».Этоназваниевновь ведетнас к сатирам-спутникамДиониса, козлоногимсуществам, прославлявшимподвиги и страданиябога. Словокомедия происходитот слов комоси одэ. «Комос»-это шествиеподвыпившейтолпы ряженых, осыпавших другдруга шуткамии насмешками, на сельскихпраздникахв честь Диониса.Следовательно, слово комедияобозначает«песнь комоса».
Греческаятрагедия, какправило, браласюжеты из мифологии, которая хорошобыла известнакаждому греку.Интерес зрителейсосредоточивалсяне на фабуле, на трактовкемифа автором, на той общественнойи нравственойпроблематике, которая разворачиваласьвокруг всемизвестныхэпизодов мифа.Используямифологическуюоболочку, драматурготражал в трагедиисовременнуюему общественно-политическуюжизнь, высказывалсвои этичские, философские, религиозныевоззрения.Поэтому рольтрагическихпредставленийв общественно-политическоми этическомВоспитанииграждан былаогромна. Ужево второй половинеVI в.до н.э. трагедиядостиглазначительногоразвития.
Особенностьюновой комедиибала ее гуманнофилантропическаянаправленность.В лучших произведенияхпроводилисьпередовые идеиэллинистическойфилософии.Несмотря наотсутствиеполитическойтематики, вновой комедииполучали отражениятакие важныепроблемы, какметоды воспитания, отношение кженщине, кпредставителямразличныхсословий, кчужестранцам.Причем постояннопроповедовалисьболее мягкие, болеегуманные отношениямежду людьми.Новая аттическаякомедия пользоваласьогромным успехому публики. Зрителейпривлекалото, как разрабатываетсядаже банальныйсюжет или привычнаямаска: пружинойдействия сталаловко устроеннаяинтрига, развитиекоторой велосьтонко и искусно.Театральныепредставлениясчиталисьшколой Воспитания, и государствоуделяло имбольшое внимание.Представленияшли несколькораз в год побольшим праздниками продолжалисьнесколько днейподряд. Ставились3 трагедии и 2комедии. Смотрелис утра до вечера, а чтобы всежители смоглипосетить театр, выдавалисьиз казны специальныетеатральныеденьги.
В периодрасцвета греческойкультуры (VI — V вв.до н.э.) в Афинахжили и творилисамые выдающиесягреческиетрагическиепоэты, классикине только греческой, но и мировойлитературы: Эсхил, которогопо праву называютотцом трагедииза его бессмертныепроизведения(«ПрикованныйПрометей»,«Персы»); Софокл, создавшийтрагедии «ЦарьЭдип», «Электра», и др.; Еврипид- автор «Медеи»,«Ипполита»,«Ифигении вАвлиде». Классикомв греческойкомедии являетсяАристофан, написавшийкомедии: «Мир»,«Женщины внародном собрании»,«Всадники»и др.
Древнегреческоеизобразительноеискусствопрочно вошлов художественноеразвитие последующихвремён. Егоэлементы живутв настоящеевремя. Ведущимиархитек-турнымисооружениямиклас-сическойГреции былихрамы, театры, общественныездания. Основнымархитектурнымсооружениемявляется храм.Самые знаменитыеобразцы греческойархитектуры- сохранившиесядо нашего временив афинскомакрополе храмыПарфенон иЭрехтейон (421– 426 до н.э.). В древнегреческойархитектурепоследовательносменились триархитектурныхстиля: дорический, ионическийи коринфский.Отличительнойособенностьюназванныхстилей являетсяформа колонн- непременногоатрибутадревнегреческихсооружений.
Греческаяскульптурапервоначальноуступала скульптуредревнего Востока.Но с V в. до н.э.достигла небывалогорасцвета. Передаётсяне только фигураи лицо, но и движениеи даже чувстваизображаемыхлюдей. Особойизвестностьюи славой пользовалисьскульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп(IV — V вв. до н.э.).
Живописьбыла широкораспространенав древней Грециив виде фресоки мозаик, которымиукрашают храмыи здания, ноони почти несохранилисьдо нашего времени.К образцамсохранившейсяживописи относятсязнаменитыегреческиечернофигурныеи краснофигурныевазы. Греческиесосуды разнообразныпо форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, килики.Первоначальновазопись былачернофигурной, затем она смениласьболее совершеннойкраснофигурной.Основой рисункаслужил силуэт.Кроме мотивоврастительногои животногомира в греческойкерамике появляетсямного сценсражений, пиров, охоты, мифологическихсюжетов1.

Заключение

В ДревнейГреции выделялисьдве системывоспитания, Афинская — эстетическаяи Спартанская– военная.Современнаясистема эстетическоговоспитаниямногое взялаот Афинскойдемократии.Некоторыеэкспериментальныесовременныешколы желаяподчеркнутьих гуманитарныенаправленностьносят названияАфинских. ВАфинах огромноезначение придавалосьвоспитаниюпосредствомтеатра и изобразительногоискусстваграждан. В Афинах, наиболеедемократическомиз полисовЭллады театрстал подлиннымвоспитателемнарода, он формировалвзгляды и убеждениясвободныхграждан Эллады.Театр былобщественныминститутом, включеннымв систему полисныхпраздников.Театральноезрелище быломассовым, зрителямиявлялась большаячасть граждан, организацияпредставлений- одна из самыхважных и почетныхлитургий; современи Периклагосударстводавало беднейшимгражданамденьги дляоплаты билетов.Театральныепредставленияносили состязательныйхарактер, ставилисьпьесы несколькихавторов, и жюри, избранное изграждан, определялопобедителя.В данной работемы рассмотрелисистему воспитанияв древней Грециикак часть культурыантичности.Утверждениедостоинстваи величиячеловека-гражданинастановитсяглавной задачейгреческойкультуры эпохиклассики. Впроизведенияхискусствадревние грекивоспевали образчеловека-герояво всем совершенствеего физическойи нравственнойкрасоты. Этотидеал имелбольшое этическоеи общественно-воспитательноезначение. Искусствооказывалонепосредственноевоздействиена чувства иумы современников, воспитываяв них представлениео том, какимдолжен бытьчеловек.
К четвертомувеку до н.э. вобщих чертахв Греции сложиласьсистема образования— общее образованиеили энциклопедическоеобразование,энкюклиоспайдейа, котороев своей основене было отвергнутони Римом, нихристианскимсредневековьем, ни христианско-демократическимновым временем(гуманистическаяили классическаягимназия, гуманитарноеобразование).Классическиеязыки — древнегреческийи латынь — вформе так называемойинтернациональнойлексики вошливо все европейскиеи неевропейскиеязыки и, являясьмеждународнымязыком наукии культуры, связываютвоедино, навека живыенервы и кровеносныесосуды, современнуюцивилизациюс ее живительнымиисточниками— историческимопытом и достижениямипрошлого… Вотосновные итогикоторые можноподчеркнутьиз данной работы.

Списокиспользованнойлитературы

1. Культурология: под ред. С.Н.Иконниковой, В.П. Большакова.-М., 2010.
2. КуманецкийК. История культурыДревней Грециии Рима. -М., 1990.
3. ЛосевА.Ф, Тахо-ГодиА.А. Жизнь замечательныхлюдей: Платон, Аристотель.-М., 1993.
4. ЛюбимовЛ. ИскусствоДревнего Мира.-М., 1971.
5. МарруА.-И. Историявоспитанияв античности.-М., 1998.
6. Платон.Политика илиГосударство.ч. III., -СПБ., 1863.
7. Мифынародов мира: под ред. С. А.Токарева. -М.,1993.
8. ПопперК. Открытоеобщество и еговраги. Т. 1. -М., 1992.