Содержание
Введение
I. Производительные силы и производственные отношения всельском хозяйстве. Сельскохозяйственные реформы. Аграрно-промышленный комплекс
1.1 Сельскоехозяйство и особенности его развития
1.2 Эволюцияаграрного строя
1.3 Аграрныереформы в сельском хозяйстве
1.4Аграрно-промышленный комплекс
II. Земельная рента и ее формы в современных условиях.Состояние аграрно-промышленного комплекса России в настоящее время. Перспективыразвития сельского хозяйства
2.1Сельскохозяйственный спрос на землю
2.2Дифференциальная и монопольная земельная рента
2.3 Абсолютнаярента
2.4 Особенностигосударственной поддержки сельского хозяйства России
2.5 Оценкасоциально-экономического потенциала и перспективы развития приграничныхсельских районов Оренбургской области
Заключение
Списоклитературы
Введение
Россия является индустриально – аграрной страной. Сельскоехозяйство – одна из приоритетных отраслей народного хозяйства, в которойпроцессы производства, распределения, обмена и потребления имеют своиособенности, а действие экономических законов приобретает специфические формы.Данная специфика в значительной мере определяется включенностью ввоспроизводственный процесс. Основные отрасли сельского хозяйства —растениеводство и животноводство, в которые входят более мелкие отрасли,дифференцирующиеся в свою очередь по группам сельскохозяйственных культур,видам сельскохозяйственных животных и т. п.
Сельскохозяйственные угодья России составляют 219,6млн. га, в т. ч. пашня 132,3 млн. га, сенокосы 23,2, пастбища 64,7. Более 4/5 пашни приходится на Центральный и Центрально-Черноземныйрайоны, Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь. Земледелие дает 36%валовой продукции сельского хозяйства, животноводство свыше 60%.
Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупностьвзаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработкесельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя. Он занимаетособое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием.Развитие аграрно-промышленного комплекса сильно влияет на уровень народногоблагосостояния, поскольку его продукция составляет 80 процентов товаровторговли.
В настоящее время перед агропромышленным комплексомРоссии стоит множество важнейших проблем. Основная из них – проблемасамообеспечения страны продовольствием. Другой, не менее важной, задачейсельского хозяйства является развитие различных форм собственности в селе,которое может решить проблему повышения производительности труда вотечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК,зависит здоровье и уровень жизни россиян. Именно поэтому я считаю, чтовыбранная мною тема курсовой работы является особо актуальной в настоящеевремя.
Объект исследования – сельское хозяйство.
Предмет исследования – особенности аграрных отношенийв современной России.
Целью работы является выяснение особенностейвоспроизводства в аграрной сфере, сущности рентных отношений, основных путейрадикального преобразования собственности в сельском хозяйстве.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития сельского хозяйства и эволюциюаграрного строя;
2. Проанализировать состав и структуру АПК, его значение для экономикиРоссии;
3. Изучить сельскохозяйственный спрос на землю, его особенности и видырент;
4. Оценить состояние АПК России на сегодняшний день;
5. Обозначить тенденции развития и перспективы;
В первой главе рассматриваются особенностисельского хозяйства, его развитие, исторические аспекты, а также состав,структура и значение АПК.
Во второй главе показываются методы изучения спросана землю, виды рент и способы расчетов. А также особенности аграрных отношенийРоссии в настоящее время по данным за 2007 – 2008 годы.
Курсовая работа выполнена на основе материаловсовременных учебных пособий по экономической теории и экономике, а также статейнаучно – практических и аналитических журналов.
1. Производительные силы ипроизводственные отношения в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные реформы.Аграрно-промышленный комплекс
1.1 Сельское хозяйство и особенности его развития
Для большинства населения планеты сельскоехозяйство остается наиболее важной отраслью производящей продовольственныетовары. Из 6 миллиардов населения земного шара, проживающего в странах с низкимуровнем экономического развития, сегодня голодает около 1 миллиарда человек.Проблема обеспечения продуктами питания достаточно остро стоит для сотенмиллионов людей в различных странах. Сельское хозяйство является основнойсырьевой базой для пищевой и легкой промышленности. Кроме того, в этой отраслипроисходит непосредственное взаимодействие человека с природой, от которого взначительной мере зависит здоровье человека, его психологическое, нервное,эмоциональное состояние.
Сельское хозяйство, возникшее на заре человеческойцивилизации, наиболее быстрыми темпами развивалось в последние два столетия.Если в середине XVIII века в сельском хозяйстве было занято около 80 %совокупной рабочей силы, то в конце XIX – начале XX века в развитых странахмира в этой отрасли трудилось уже около 40 %, а примерно 35 % — в промышленности.В середине 90-х годов XX века в передовых странах мира в сельском хозяйствебыло занято около 5 % трудоспособного населения, а в США — только 2,5 %.
Резкое сокращение численности занятых в сельскомхозяйстве в развитых странах обусловлено значительным ростом производительноститруда в этой отрасли, что позволяет меньшему количеству работников прокормитьосновную часть населения. Например, в США один работник, занятый в сельскомхозяйстве, обеспечивает продуктами питания 139 жителей страны. Поэтому условнаядоля продукции в расчете на одного занятого в сельском хозяйстве в начале 90-хгодов составляла в США около 30 тысяч долларов, во Франции – 21 тысячудолларов, в Германии – примерно 19 тысяч долларов.
Ни одна отрасль народного хозяйства не зависит отприродно-климатических условий в такой мере, как сельское хозяйство. Этообусловлено, прежде всего, использованием в производстве земли какспецифического, искусственно невоспроизводимого средства производства,различающегося плодородием, месторасположением. Земля при условии рациональногоиспользования не только не теряет своих полезных свойств, но может иулучшаться, а ее ценность – расти.
В сельском хозяйстве производство продукциирастениеводства и животноводства связано с действием природных (в том числебиологических) законов. Так, сроки выращивания растений и животных,предопределенные генетически, мало поддаются регулированию. Сезонный характервыращивания сельскохозяйственной продукции обусловливает и ритм работыпредприятий перерабатывающей промышленности.
Специфический характер земли как средства трудасостоит также в том, что она одновременно является и предметом труда. Кспецифическим биологическим формам основных производственных фондов сельскогохозяйства принадлежат: производительный скот, древесные, плодово-ягодные идругие культуры; своеобразными оборотными фондами являются семена, молодняк наоткорме, корма и др. Для сельского хозяйства характерны низкие темпыоборачиваемости производственных фондов (вследствие непродолжительного сезонногоиспользования) и высокая фондоемкость производства.
Специфика сельскохозяйственного производстватребует значительной сезонной мобилизации сил тружеников села, посколькупосеять и собрать урожай без потерь нужно в очень сжатые агротехнические сроки.В этой сфере существует значительный разрыв между рабочим периодом и временемпроизводства (получения конечного результата): Чтобы сельскохозяйственнаятехника не простаивала в межсезонный период, необходимо создавать универсальныемашины (например, тракторы с набором нескольких десятков рабочих орудий,агрегатов, органов). Большая зависимость сельского хозяйства от природныхусловий предопределяет необходимость создания страховых фондов от засухи,половодий, града и других природных катаклизмов.
Большой разрыв между рабочим периодом и временемполучения конечного результата, проявляющийся в сезонности производства,существенно влияет на формирование доходов тружеников села, поскольку итоговыйразмер их доходов становится известным только после реализации сельскохозяйственнойпродукции.
Таким образом, основными особенностями развитиясельского хозяйства являются:
1. Тесное переплетение и взаимодействие экономических законов с природными(в том числе биологическими);
2. Непосредственное взаимодействие человека с природными факторами впроцессе производственной деятельности;
3. Специфический характер действия экономических законов в данной сфере,что обусловлено особенной ролью земли и других природных факторов в процессесельскохозяйственного производства;
4. Огромное разнообразие природно-климатических условий, качества иместорасположения участков земли относительно рынков сбыта сельхозпродукции;
5. Наличие, наряду с общественными факторами повышения производительноститруда, природных компонентов производительных сил (например, химический,механический состав грунта и биологические организмы) факторов;
6. Значительный разрыв между рабочим периодом и временем полученияконечного результата.
1.2 Эволюция аграрного строя
Аграрные отношения во многих странах Европы в XIX –начале XX века характеризовались господством крупного землевладения.Значительное распространение в этот период получило фермерское хозяйство.
В XX веке развитие аграрных отношений вкапиталистических странах происходило преимущественно через создание крупныхферм, коллективных хозяйств, сокращение численности фермерских хозяйств,расширение арендных отношений (временное предоставление земли за платуарендатору).
Разновидность аренды — семейная аренда, при которойглава семьи передает свой участок земли в аренду за определенную плату одномуиз членов семьи. Особенностью арендных отношений в некоторых развитых странахмира является объединение семейных ферм в сельскохозяйственные корпорации.
В СССР эволюционный (поступательный) путь развитияаграрных отношений прервала форсированная коллективизация, результатом которойстало массовое создание колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства былиликвидированы, а наиболее трудоспособная и активная (а потому — и болеезажиточная) часть крестьян попала в разряд кулаков и была репрессирована.
В ходе коллективизации происходило насильственноеобобществление средств труда, скота и др. Не желая вступать в колхозы,крестьяне массово вырезали скот. Поэтому количество лошадей с 1929 по 1935 годсократилось с 32,6 до 14,9 миллионов, примерно в два раза уменьшилось поголовьекрупного рогатого скота, остановился рост валовой продукции сельскогохозяйства.
На фоне развития официально признанных формсобственности — коллективной и государственной — происходило вытеснение другихформ собственности, прежде всего, — частной.
В действительности же, коллективная формасобственности в сельском хозяйстве была коллективной, государственной,управление ею осуществлялось административно-командными методами. В течениенескольких десятилетий через механизм «ножниц цен» прибавочный и частьнеобходимого продукта, созданного в аграрной сфере, изымались из села.Вследствие этого имело место отчуждение сельскохозяйственных работников отземли и других средств, производства, утрачивались стимулы к труду. Наряду сэтим проводилась политика преобразования части колхозов в совхозы.
После распада СССР перед независимыми государствамивстал вопрос о радикальной перестройке аграрных отношений.
1.3 Аграрные реформы в сельском хозяйстве
Аграрные реформы – это процесс трансформацииэкономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в сельскомхозяйстве.
В системе земельных отношений можно выделитьследующие структурные элементы, исходя из принципа их объективнойопределенности:
1. Земли аграрного производства (сельскохозяйственного назначения);
2. Земли мощностей промышленности, строительства, инфраструктурных отраслей(транспорта, связи, хранилищно-складского хозяйства) и др;
3. Земли, содержащие залежи природных ресурсов (энергоносителей, рудных,нерудных, строительных материалов, минерального сырья) и др.;
4. Земли государственного лесного фонда;
5. Земли урбанизированных территорий и выделенные под селитебную застройку;
6. Земли заповедных территорий и природоохранных зон;
7. Земли резерва Госземфонда.
В структуре первого блока – аграрногоземлепользования можно выделить три группы отношений:
1) земельной собственности (поземельные), определяющие социальный генотипаграрного строя общества: распределение функций распоряжения, владения,пользования землей;
2) сельскохозяйственного предпринимательства (земледельческие),характеризующие экономический строй хозяйственной деятельноститоваропроизводителей в рыночно конкурентной среде и охватывающей всю гаммуфункциональных связей, обеспечивающих естественно-воспроизводственный режимхозяйствования (производства, распределения, обмена и потребления);
3) агропромышленные связи по обеспечению определенного уровня агрокультурыблагодаря применению технических, химических средств производствасельскохозяйственного назначения, производимых за пределами собственно аграрнойсферы (в ресурсопроизводящих отраслях первой сферы АПК), но формирующихсоответствующий агротехнический строй производства и его технологическиеуклады, а значит, и уровень культуры сельскохозяйственного производства.
При всей значимости отношений третьей и второйгрупп, формирующих материально-технический базис сельскохозяйственногопроизводства (как воплощение достигнутого уровня развития его производственныхсил) и производственно хозяйственный уклад аграрного предприятия, особымобъектом институционально-трансформационных преобразований в аграрной сфере,придающим им общесистемный характер, являются земельные отношения, т.е.отношения присвоения определяющего ресурса биопроизводственного потенциаласельхозпроизводства – земли.
Значимость выбора алгоритма решения вопросаэффективного хозяйствования на земле определяется тем, что в экономическойцепочке «собственность на землю – ее хозяйственное использование – рыночноепризнание результатов деятельности сельхоз товаропроизводителей (выручка отпродаж, определяемая мерой удовлетворения покупательского спроса) – доходпредпринимателя (субъекта хозяйствования) – рента собственника земли» узловымэлементом (исходным и завершающим) выступает экономический интерес иволеизъявление собственника.
Исходя из оценки сегодняшнего состояния аграрнойсферы экономики: уровня отечественного производства продовольствия и сырьясельскохозяйственного происхождения, интервенции производственного импорта,производственной зависимости страны, разрушения производственно-ресурсногопотенциала АПК, катастрофического падения эффективности производства, резкогоснижения плодородия хищнически истощаемых земель, выбытия из хозяйственногооборота значительной доли (доходящей в ряде районов до 40 %)сельскохозяйственных земель, массовой убыточности и разорения хозяйств —следует признать удачным избранный курс аграрно-земельных реформ.
Разрушение производственного потенциала сельскогохозяйства методом ускоренно-политизированного слома (демонтажа) сложившейсяпроизводственно-хозяйственной структуры аграрной сферы принесло непоправимыйущерб ее развитию, поскольку нарушило первый из двух главных принципов,определяющих успешность реформационных преобразований: преемственность инновационность.Созидающий потенциал реформ оказался несоизмеримым с разрушительной силойреволюционных потрясений аграрной сферы.
Конструктивным устройством этой сферы, отвечающимтрадициям и духу общественно-коллективистского менталитета населения, моглостать платное землевладение на основе аренды земли как общенародного достояния(объекта общенародной собственности, избавленной от гипермонопольной еедеформации госаппаратом) для всех форм (традиционных, трансформирующихся и новых)хозяйствования (при использовании инструментария кадастровой оценки почвенныхразностей) и осуществление процедуры межхозяйственного землеустройства,высвобождающей недостаточно эффективно используемые земли из хозяйственногооборота традиционных хозяйств (вследствие платности этого ресурса) дляразделения их между новыми, формирующимися хозяйствами (в том числефермерскими).
Этот путь, реализуя главную цель реформ — созданиеэффективного хозяина (индивидуального или ассоциированного) на земле (и одновременнособственника произведенного продукта) на началах обособления сферы и объектахозяйствования и индивидуализации присвоения земли (в режиме владения ипользования) и товарного продукта (в режиме собственности), полностью отвечалбы вышеприведенной формуле необходимых и достаточных принципов-условийуспешности реформ, позволил бы созидать новую экономическую систему аграрногостроя на рыночно конкурентных основах, избежав гибельных последствийразрушительной силы декретного переустройства села. Жизненность этой моделиарендного землевладения доказана мировым опытом успешного аграрногопроизводства. Поэтому предстоит принять взвешенное решение о дальнейшем ходеземельной реформы, избавляющее от опасности возможных в будущем негативныхпроцессов необратимого характера.
При этом важно учитывать свойство земли (кар иссудного капитала, выступающего в роли капитала-собственности икапитала-функции) в рыночной экономике приносить устойчивый доход в качествеобъекта собственности ее субъекту и одновременно функционировать в качественезаменимого природного фактора сельскохозяйственного (био индустриального)производства, воплощенного в этой специфической натурально-вещной формекапитала-функции, принося доход сельхоз предпринимателю. Кроме того,использование земли как объекта собственности и как объекта хозяйствованиядолжно иметь соответствующие правовые механизмы и экономические формыреализации титула собственности и статуса арендатора (владельца илипользователя) земли.
Поскольку до настоящего времени экономико-правовойи нормативно-процедурный механизм обеспечения ликвидности титула собственностина землю, который бы предусматривал сделки по рыночному обороту земли,возможности сдачи ее в аренду, залога под ссуду (ипотеки), наследования,дарения и т.п., не отработан, а также в целях предотвращения спекуляции землейкрупными финансовыми структурами и частными лицами при убыточности хозяйств иотсутствии денежных средств у аграриев (уровень зарплаты наемных работниковсельхозпредприятий в 2,5 раза ниже среднего по России) представляетсяцелесообразным ограничить законодательными мерами оборот сельскохозяйственныхземель рынком прав владения (пользования), т. е. ограниченного распоряжения(распределительного присвоения и производственного использования) земельнымидолями (участками). Это позволило бы, не разрушая до «молекулярного состояния»причудливо сложившуюся конгломератную структуру трансформированных и новых форм(кооперативной, акционерной и частной) собственности на землю, постепенноперестраивать отношения землевладения и землепользования в направлениистановления эффективного функционирующих хозяйственных структур.
Сохранение при этом титула собственности на землюза получившими свой земельный пай (долю) аграриями будет служить им стабильнымисточником дохода.
При условии и по мере правовой отработки рыночногомеханизма оборота земли (купли-продажи) и при сложившейся (в перспективе)эффективной структуре хозяйственного землевладения и землепользования можновоспользоваться опытом применения экономических рычагов ограниченияраспорядительной власти собственников для предотвращения краткосрочныхспекулятивных сделок с землей.
Зонирование земель на сельскохозяйственные и иныеимеет целью предотвращение случаев использования первых не по назначению(Дания).
Таковы ориентиры аграрно-экономическихпреобразований в сфере земельных отношений.
В странах Центральной и Восточной Европы аграрныереформы осуществляются путем основания акционерных обществ, ваучерныхакционерных обществ, создания индивидуальных фермерских хозяйств (основанных натруде хозяина и членов его семьи, а также на наемном труде), кооперативов и др.Преобладает в процессе таких преобразований коллективная форма собственности.
Кооперативы, основанные на частной собственности ихчленов на землю и другие средства производства, не следует относить к частнойформе собственности. Они являются начальными формами коллективнойсобственности, в которой имеет место объединение частных и коллективныхэлементов при преобладании коллективных.
В процессе разгосударствления и приватизацииколлективная собственность выступает основой частной, а не наоборот; данныйпроцесс характеризуется, таким образом, сочетанием коллективного с частным припреобладании коллективных основ.
При этом во многих развитых странах мира значительнуюдолю занимает государственная собственность на землю.
Важным направлением радикальной аграрной реформыявляется создание эффективного аграрно-промышленного комплекса (АПК).
1.4 Аграрно-промышленный комплекс
АПК — это совокупность отраслей народногохозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением допотребителя сельскохозяйственной продукции.
В состав АПК входят следующие основные сферы:
1. Производство средств производства для сельского хозяйства и егопроизводственного обслуживания;
2. Собственно сельское хозяйство;
3. Сбор, заготовка, переработка, хранение, транспортировкасельскохозяйственной продукции.
Возникновение АПК обусловлено развитиемпроизводительных сил народного хозяйства, углублением общественного разделениятруда, развертыванием НТР. Внедрение достижений НТР в сельское хозяйствоприводит к сокращению занятых в этой отрасли, сужает сферусельскохозяйственного производства.
К первой сфере АПК относятся отрасли и предприятия,которые изготавливают для сельского хозяйства технику, электрооборудование,строительные материалы, удобрения и ядохимикаты, комбикорма, медикаменты и др.
Важное место в составе АПК занимают отрасли третьейсферы – производственной и социальной инфраструктуры: дорожно-транспортное хозяйство,элеваторно-складские предприятия, связь, материально-техническое обслуживание,жилые и культурно-бытовые объекты. Неотъемлемой частью АПК являются кредитныеучреждения и научно-консультативные фирмы, страховые компании, экспортныеобъединения и др.
АПК развитых стран Запада включает от 20 до 30 %всего трудоспособного населения. Его конечная продукция – это результатвзаимодействия отраслей всех трех сфер межотраслевой кооперации.
Роль первичного производственного звена в сельскомхозяйстве этих стран постепенно переходит от фермерских и крестьянских хозяйствк крупным капиталистическим фермам, аграрно-промышленным объединениям иагрокорпорациям. Получает распространение кооперация фермерских хозяйств,которые объединяются в сбытовые, потребительские, кредитные союзы, кооперативыдля оказания производственных услуг, общего использования и ремонта техники идр.
Поскольку отдельным фермам и дажесельскохозяйственным кооперациям приобрести всю необходимую технику невозможно,а часто – и экономически невыгодно, в развитых странах мира получилораспространение сервисное инженерно-экономическое обеспечение со сторонытехнических центров крупных машиностроительных фирм, диллерских предприятий(экономически или юридически независимых).
Наиболее рентабельными в деятельности такихдиллерских предприятий является аренда и прокат сельскохозяйственной техники. Ваграрно-промышленном комплексе развитых стран мира практикуется продажамашиностроительными фирмами техники в кредит аграриям и снабжение последними магазиновсельскохозяйственной продукцией в порядке погашения этого кредита.
Государство активно регулирует деятельность АПКчерез механизм цен, налогообложение, кредитную политику, предоставлениесубсидий для сельского хозяйства, путем поощрения экспорта сельскохозяйственнойпродукции и др.
2. Земельная рента и ее формы в современныхусловиях. Состояние аграрно-промышленного комплекса России в настоящее время.Перспективы развития сельского хозяйства
2.1 Сельскохозяйственный спрос на землю
Сельскохозяйственный спрос на землю является вусловиях развитого рыночного хозяйства производным от спроса на продовольствие.Он складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д.Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия почвы ивозможности его повышения, а также местоположение — степень удаленности отцентров потребления продовольствия и сырья.
Многие фермы производят не один видсельскохозяйственной продукции, а несколько, поэтому спрос на землю в аграрнойсфере носит комплексный характер. Чрезмерно узкая специализация для большинстваферм не является типичной.
Сельскохозяйственный спрос на землю определяетсяособенностями спроса на продовольственную продукцию. Мы уже отмечали, что дляпроизводства продовольствия типична ситуация, близкая к совершеннойконкуренции, так как преобладают семейные фермы.
Государство в развитых странах, как правило, неограничивает права граждан на куплю-продажу земли и фактически не влияет на еецену. Исключение составляют лишь ряд стран (с высокой долей аренды, напримерБельгия), где предоставляются преимущественные права на покупку землипостоянным арендаторам. Однако и в этом случае сделка на куплю-продажу землиосуществляется по рыночным ценам.
Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могутжить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продуктыпитания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. Вусловиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем надругие товары, так как происходит сокращение доли непродовольственных товаров(например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.
Неэластичность спроса на продукты питания означает,что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явитьсяпричиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличениепредложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падениюцен на сельскохозяйственную продукцию.
Аграрная сфера сильно зависит от природных условий.Изменения погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочисленные вредители,стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения. До сих порсельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируетсяв такой степени, как, например, промышленное производство.
На сельскохозяйственный спрос на землю оказываетсерьезное влияние и такой важный фактор, как постепенное сокращение долипродовольствия в бюджете потребителя — явление, типичное для населенияподавляющего большинства стран. Это долговременная тенденция.
Сокращение доли продовольствия в бюджетепотребителя приводит к уменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтомудоля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население,занятое в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что исокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой частинаселения будут неуклонно понижаться. (Что и наблюдалось во многих странахЕвропы в 80-е гг. нашего столетия). Естественно, что это в конечном счете отразитсяи на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.
В отличие от сельскохозяйственного спроса на землюнесельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту.Несельскохозяйственный спрос на землю также объединяет разнообразные видыспроса. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектовинфраструктуры, из промышленного спроса и даже… из инфляционного спроса наземлю.
В условиях высоких темпов инфляции борьба собесценением денежного богатства подталкивает спрос на недвижимость. И землявыступает одной из гарантий сохранения и приумножения богатства.
Несельскохозяйственный спрос, как правило,безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него — местоположениеземельных участков. Оно, имеет особое значение в крупных городах. В различныхрайонах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума в центрегорода.
2.2 Дифференциальная и монопольная земельная рента
Рента — это экономическая форма реализациисобственности на природные ресурсы. Поэтому изменения отношений собственностивызывают к жизни новые формы земельной ренты.
В условиях феодализма рента как экономическая формареализации собственности феодала на землю, выступала сначала как барщина,позднее – как оброк, на смену которому пришла денежная форма. Земельная рента вусловиях капитализма выступает в форме арендной платы землевладельцу завременное пользование землей арендатором. Если на этой земле есть сооружения(склады, ирригационная система и т. п.), то за пользование ими арендатор платитдополнительно. В этом случае арендная плата превышает ренту.
Различия в качестве и местоположении землисказываются на эффективности использования ее как объекта хозяйствования,обусловливая дифференциацию доходов, а значит, и ренты.
Дифференциальная земельная рента существует в формедифференциальной ренты I и дифференциальной ренты II.Причина возникновения дифференциальной ренты I – ограниченность земель лучшегои среднего качества, что вынуждает привлекать в сельскохозяйственный оборотхудшие по качеству участки земли. Аналогично складывается ситуация с участками,расположенными на разных расстояниях от рынка. Вследствие этого общественнаярыночная стоимость (цена равновесия), а значит, и цены на сельскохозяйственнуюпродукцию определяются условиями производства на худших или наиболее отдаленныхот рынка землях (в промышленности – средними условиями). Иначе теряется интересземлевладельца и арендатора к ведению сельского хозяйства на худших землях,поскольку на них не будут обеспечены нормальные условия для расширенноговоспроизводства. При этих условиях на лучших и средних землях создаетсядополнительный чистый доход, который приобретает форму дифференциальной рентыI. Таким образом, условием возникновения этой формы ренты является разница вплодородии и месторасположении земель. Источник дифференциальной ренты I – труд сельскохозяйственных наемных работников илифермеров.
Хозяйства, размещенные на лучших и средних покачеству землях, затрачивают на единицу продукции меньше труда, получая приэтом лучшие урожаи сельскохозяйственной продукции. Вследствие этогодифференциальная рента I в условиях общественной собственности на землю должнаизыматься государством. В условиях частной собственности на землю ееприсваивает землевладелец в форме арендной платы.
В условиях рационального сельскохозяйственногопроизводства дополнительные капиталовложения обеспечивают не только окупаемостьзатрат, но и получение избыточного дохода, который приобретает формудифференциальной ренты II. Эту ренту присваивает фермер или арендатор земли напротяжении действия арендного договора. При заключении нового договораземлевладелец, как правило, учитывает сделанные в предыдущие годы арендаторомдополнительные капиталовложения, возросшее плодородие земли и увеличивает платуза землю. Поэтому арендатор заинтересован, чтобы договор об аренде землизаключался на продолжительный срок, землевладелец же, напротив, – в его болеекраткосрочном действии.
В бывшем СССР дифференциальная рента I изымаласьгосударством через механизм самых низких закупочных цен в наиболееблагоприятных для ведения сельского хозяйства условиях и систему обязательныхпоставок сельскохозяйственной продукции по этим ценам. Дифференциальная рентаII оставалась преимущественно в хозяйствах и использовалась для развития производства,а также для частичного дополнительного стимулирования работников совхозов иколхозов.
Часть земли во многих странах находится вчрезвычайно благоприятных почвенно-климатических зонах. Размещенные тутхозяйства выращивают редкие фрукты – цитрусовые, ценные сорта винограда и др.Поскольку спрос на эту продукцию, как правило, превышает их предложение, то наних устанавливают цены, превышающие их стоимость, или монопольные цены.Вследствие этого рентные платежи, плата за землю на этих участках должны бытьболее высокими.
Представители неоклассического направленияэкономической теории выделяют еще категорию «квазирента», то есть дохода,получаемого владельцем отдельного фактора производства (в данном случае —земли), в результате внедрения передовой агротехники на протяжении относительнокороткого промежутка времени в условиях ограниченности предложения данногофактора со стороны конкурентов и установления вследствие этого более высокойцены. Если объем предложения со стороны конкурентов растет (они также внедряютпередовую технику), цена снижается и квазирента исчезает.
2.3 Абсолютная рента
Абсолютная рента — форма земельной ренты, которуюарендатор должен оплачивать собственнику за любой участок земли независимо отее плодородия и месторасположения, является экономической формой реализациимонополии собственности на землю. Ее источник – избыток прибавочной стоимостинад средней прибылью (разница между рыночной стоимостью сельскохозяйственнойпродукции и общественной ценой производства).
Процесс превращения земли в товар имеет какположительные, так и отрицательные стороны. Его положительные стороны –формирование полноценного хозяина земли, реальной частной собственности на нее.Это означает, что фермер сможет сооружать необходимые сельскохозяйственныестроения на земле, будет стараться улучшить ее качество; в случае отсутствиянаследников может продать ее, выйдя на пенсию и обеспечив себе надлежащийуровень жизни. Эти положительные стороны в значительной мере свойственны такжедолгосрочной аренде.
Отрицательными сторонами превращения земли в товарявляются, во-первых, возможность концентрации значительного количества земли вруках теневых финансовых структур, которые могут спекулировать земельнымиучастками. Во-вторых, превращение земли в товар может привести не кформированию реального владельца и хозяина, который будет трудиться на земле, абудет способствовать капитализации аграрных отношений, что противоречитпрогрессивной тенденции в этой сфере – преодолению отчуждения работников отземли.
Что касается политики дотированиясельскохозяйственного производства, то оно осуществляется из государственногобюджета, а земельная рента – форма реализации собственности на землю. Поэтомусобственник земли – государство, полученная им земельная рента может использоватьсядля предоставления дотаций землепользователям. С рентными отношениями тесносвязана цена земли. Земля во многих странах мира – объект купли-продажи. Земля– особенный товар, так как она является продуктом природы и на нее изначальноне затрачен труд. Если абстрагироваться от затрат труда на улучшение качестваземли, то цена земли основывается не на ее стоимости, а на величине дохода,который она приносит своему владельцу, то есть – ренте. Владелец может продатьземлю при условии, что вырученная им сумма будет не меньше, чем от дохода вформе процента, полученного при вложении этой суммы в банк.
Поэтому цена земли – капитализированная земельнаярента, определяемая формулой:
/>
где R – рента,
Бп – банковский процент.
На цену земли влияют и такие факторы, как темпинфляции, динамика доходов фермерских хозяйств и др.
Чрезвычайно высока цена земли на урбанизированныхтерриториях, особенно в крупных городах. Так, в Токио цена небольшого участкапод индивидуальное жилищное строительство составляет примерно 67 среднегодовыхдоходов граждан.
2.4 Особенности государственной поддержки сельскогохозяйства России
Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Россииприобрели немаловажное значение в связи с переходом к рынку. Как известно,сельское хозяйство – особая отрасль, доходы которой, исходя из ее немонопольнойприроды, всегда отстают от других отраслей.
Практически во всех странах сельское хозяйство является одной из наиболееподдерживаемых государством отраслей.
Государственное регулирование представляет собой систему типовых мерзаконодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемыхправомочными государственными учреждениями и общественными организациями вцелях стабилизации и приспособления существующей социально – экономическойсистемы к изменяющимся условиям.
Весомый аргумент в пользу государственной поддержки сельского хозяйства –падение доходов сельхозпроизводителей по сравнению с другими отраслями.Вмешательство государства – попытка восстановления справедливости.
По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельскомхозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способновозродиться только при активной государственной поддержке.
Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержкиагропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку, исследованыи обобщены В.И. Назаренко и А.Г. Папцовым.
Так, В.И. Назаренко выделяет меры прямого и косвенного государственногорегулирования. К мерам прямого государственного регулирования относитсяподдержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационныеплатежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанныйс реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей.Вынужденный забой скота и т.д.).
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержкивнутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов,установления налогов на экспорт и импорт продовольствия;
2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средствпроизводства путем предоставления;
3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственныхсредств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранениепродукции и транспортные работы по перевозкам продукции;
4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, котороепредполагает выделение государственных средств на проведение мероприятийдолгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства –субсидии на строительство производственных помещений, рекультивацию земель.
Другой автор (В.И. Серова) государственную поддержку классифицирует поформам бюджетной и небюджетной поддержки субъектов агропродовольственнойполитики.
К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг засчет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программрегулирования сельского хозяйства.
К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственнойполитики, не требующие расходования средств государственных или муниципальныхбюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретови ограничений.
Бюджетные услуги – это те функции, осуществление которых государствоберет на себя в обязательном порядке. Эти обязательства государства вытекают изцелей, функций и задач, стоящих перед соответствующими органами управления всельском хозяйстве.
/>
Рис. 1. Начислено субсидий из бюджетов сельскохозяйственным организациям
Для оценки эффективности бюджетной поддержки АПК за последние годыпроведем анализ субсидий за последние годы.
На рисунке 1 представлены данные о размерах бюджетной поддержкисельскохозяйственных предприятий по России.
Как видно, уровень бюджетной поддержки за анализируемый период вырос. В2006 году произошло резкое увеличение бюджетной поддержки в связи с реализациейнационального проекта «Развитие АПК».
Для оценки доли государственной поддержки сельскохозяйственныхпредприятий рассмотрим соотношение выделенных бюджетных средств и выручкипредприятий.
/>
Рис. 2. Процент субсидий, относимых на финансовый результат, в выручке сельскохозяйственныхорганизаций
Существует ошибочное представление о том, что уровень государственнойподдержки сельского хозяйства определяется размером суммы средств, выделяемойгосударством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет кулучшению положения в аграрном секторе.
Программы государства по поддержке цен не всегда эффективны, так как этапроблема решается за счет саморегулирования экономической системы, напримерсокращения числа занятых в сельскохозяйственном производстве.
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ в 2007 году, вагропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характермер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следуетуделять внедрению современных технологий, дальнейшему развитию кредитования населе.
Со вступлением России в ВТО возможно резкое изменение цен насельскохозяйственную продукцию. В связи с этим проводимые меры погосударственной поддержке направлены на улучшение качества продукции иподдержание конкурентоспособности российского производителя. В этих условияхроль государственной поддержки сельского хозяйства значительно возрастает.
2.5 Оценка социально-экономического потенциала иперспективы развития приграничных сельских районов Оренбургской области
Вопросы приграничного и трансграничного сотрудничества на постсоветскомпространстве – одна из актуальных тем, обсуждаемых общественностью,политическими лидерами, средствами массовой информации. Многие российскиерегионы, получившие после распада СССР статус приграничной территории,выполняют важные государственные функции по охране рубежей России, при этомостаются «окраиной страны», периферией. Однако, по общему мнению, границы междустранами СНГ должны выполнять не только барьерную функцию для обеспечениявоенной, экономической и эпидемиологической безопасности, но главное –способствовать развитию приграничного и трансграничного сотрудничества. Приэтом необходимо в полной мере использовать социо – культурные, производственныеи другие возможности приграничных территорий. В этой связи необходимаразработка методических подходов к оценке потенциала российских приграничныхтерриторий с целью стратегического планирования векторов их развития.
Особый интерес в этой связи представляет изучение социально –экономического потенциала сельских территорий и разработка мер по их развитиюввиду ряда объективных причин: низкий уровень жизни сельских жителей,неразвитая инфраструктура жизнеобеспечения, безработица, нелегальная миграция ит.д., что способствует снижению численности населения в этих районах,обострению социальной напряженности. Таким образом, для современной Россиирешение проблемы развития приграничных сельских территорий имеет большоепрактическое и научное значение.
Названные вопросы актуальны для Оренбургской области. Оренбуржье –приграничный субъект Российской Федерации, на который приходится самыйпротяженный участок российской – казахстанской границы, длиной 1876 километров (45 % от общей протяженности границы области). Через Оренбург проходит кратчайшийсухопутный маршрут, по которому направляется основной грузопоток из Азии вЕвропу. Тринадцать (из тридцати пяти) сельских районов области непосредственнограничат с Казахстаном (Акбулакский, Беляевский, Гайский, Домбаровский,Илекский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский, Первомайский, Светлинский,Соль-Илецкий, Ташлинский, Ясненский). По данным на 1 января 2007 года на этихтерриториях проживает 291,6 тысяч человек (13,7 % численности населенияобласти).
Определяя методические подходы к оценке социально – экономическогопотенциала приграничных районов, выделяют три блока индикаторов:
1. Развитие человеческого потенциала в условиях приграничности территории;
2. Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;
3. Развитие сельскохозяйственного производства.
Выборпоказателей обусловлен:
1) применением общепринятой в мировой и отечественной практике методикиизучения человеческого потенциала, основанной на факторах: долголетия,образованности, дохода;
2) необходимостью учета миграционной активности населения в приграничныхтерриториях;
3) объективно необходимым условием улучшения системы расселения – развитиеинфраструктуры жизнеобеспечения;
4) развитием сельского хозяйства – основы экономики сельских территорий;
5) наличием официальных статистических данных по районам области.
Характеристика социально – экономического потенциала сельскихприграничных территорий начинается с оценки развития человеческого потенциала(РЧП). В мировой практике принято рассматривать все достижения государств черезпризму развития человека. В докладе о мировом развитии указано, что развитиечеловеческого потенциала – это расширение способности людей вести болееполноценную жизнь. Развитие человеческого потенциала означает вложение средствв образование, здоровье и умение контролировать риски. Существенные различия вэкономическом, социально – культурном неравенстве населения различныхтерриторий усиливают различия стартовых жизненных возможностей людей,обусловливая дифференциацию уровня и качества их жизни. Одна из задач органоввласти и управления различных уровней – обеспечить возможности для развитияпотенциала населения.
Для измерения РЧП приграничных сельских районов я использовалапоказатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1 Сравнительная оценка показателей РЧП по приграничным сельскимрайонам Оренбургской области в 2006 годуПоказатель В среднем Минимальное Максимальное по области по 13 районам
Плотность населения, чел./тыс. км2 17,2 5,3 1,9 (Ясненский) 11,1 (Новоорский) Миграционный прирост (убыль) — 2,0 — 8,4 — 25,4 (Ясненский) 0,4 (Илекский) Коэффициент младенческой смертности, промилле 9,9 13,4 3,9 (Кувандыкский) 25,2 (Светлинский) Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения 63,5 % 61,0 % 59,1 % (Кувандыкский) 62,4 % (Акбулакский) Средняя номинальная начисленная зарплата работников, руб. 7685 4371,2
2742
(Соль-Илецкий) 7570 (Новоорский)
Неравенство в РЧП приграничных сельских районов Оренбургской области внастоящее время весьма значительно. Так, судя по данным таблицы 1, разрыв вуровне младенческой смертности между максимальным и минимальным значением поуказанным районам составляет 6,5 раза, в уровне средней зарплаты – 2,8 раза.Это объясняется, в частности, различиями в степени доступности современногомедицинского обслуживания в сельских районах, в степени решения проблемызанятости населения. Показатели РЧП в указанных районах ниже среднеобластногоуровня. Особую проблему, на мой взгляд, представляет низкая плотность населенияв приграничных районах, сохраняющийся на протяжении последних 4 – 7 летмиграционный отток населения в большинстве районов, высокая смертность детей до1 года. Отмечу, что во всех тринадцати районах уровень начисленной зарплатыниже среднеобластного. Вместе с тем положительным фактором является высокаядоля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения.
В 2006 году, по – сравнению с 2005 годом, в изучаемых районах значительносократился уровень младенческой смертности (что, несомненно, являетсярезультатом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»), выросласредняя зарплата работников. Однако увеличилась миграционная убыль населения.Что привело к уменьшению плотности населения в приграничных районах области.
Давая обобщающую оценку развития человеческого потенциала по приграничнымрайонам области, я выполнила интегральную оценку по методу Паттерн. Данныйметод заключается в нахождении простой средней арифметической из оценокзначений индикаторов объектов в процентах к наилучшим показателям:
/>
где i = 1, 2, 3,…;
n – сравниваемые территории;
j = 1, 2, 3,…;
k – сравниваемые показатели;
tij = yij/yjmax, если наилучший показатель – максимальноезначение признака;
tij = yjmin/yij, еслинаилучший показатель – минимальное значение признака.
Полученные интегральные величины ранжируются, территориям присваиваетсясоответствующий рейтинг (рис.3).
/>
Рис. 3. Рейтинг приграничных сельских районов Оренбургской области в 2005и 2006 годах.
В 2006 году среди сельских приграничных территорий лидерами по РЧПявляются Новоорский и Ташлинский районы, в которых сравнительно высокаяплотность населения, невысокий уровень младенческой смертности. Причем, рейтингНовоорского района, по – сравнению с 2005 годом, значительно вырос благодарясокращению смертности детей до 1 года и миграционной убыли населения. ВНовоорском районе средняя номинальная начисленная зарплата приближается позначению к среднеобластному уровню. Это объясняется тем, что в районерасположен город Орск – второй по величине в Оренбуржье, также в Новоорскомрайоне развита промышленность. В Ташлинском районе наблюдается миграционныйприрост. Этот район, расположенный на юго-западе области, считается одним изпередовых по развитию сельского хозяйства, решению социальных вопросовнаселения. К числу «проблемных» районов относятся Светлинский и Ясненский. Этивосточные районы Оренбуржья значительно удалены от крупных городов. В названныхрайонах высоки показатели безработицы, миграционной убыли населения.
Рассмотрим показатели развития инфраструктуры жизнеобеспеченияприграничных районов (табл. 2).
Таблица 2 Сравнительная оценка показателей развития инфраструктурыжизнеобеспечения по приграничным сельским районам Оренбургской областиПоказатель В среднем Минимальное Максимальное по области по 13 районам
Обеспеченность жильем, м2/чел. 20,1 19,2 16,8 Соль-Илецкий 21,1 Кваркенский Благоустройство газом, % к общей площади 94,5 94,9 85,9 Новоорский 100 Ташлинский Благоустройство водопроводом, % 76,8 52,8 35,4 Акбулакский 76,5 Светлинский Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс.т. 883,0 115,7
0
Гайский, Илекский 58,0 Первомайский Доля дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием, % 44,3 44,2 17,3 Акбулакский 67,8 Светлинский
Выбор показателей обусловлен необходимостью дать характеристикуудовлетворения первоочередных потребностей человека в качественном жилище,чистой воде, здоровой экологии. В развитии инфраструктуры жизнеобеспеченияприграничных районов Оренбургской области имеются диспропорции. Так, разрыв вуровне благоустройства водопроводом составляет от 35,4 % в Акбулакском районедо 76,5 % в Светлинском районе. Надо отметить, что уровень благоустройстваводопроводом в районах области, по –сравнению с 2005 годом, снизился в связи сувеличением объемов жилищного строительства, за которым не всегда «успевают»организации жилищной инфраструктуры. Такие показатели, как обеспеченностьжильем, благоустройство газом, доля дорого с твердым покрытием в изучаемыхрайонах – на ровне среднеобластных.
В Оренбуржье в последние годы активно осуществляются программы пожилищному строительству, по газификации жилья, строительству дорог. Вчастности, в области в течение 7 лет действует программа «Сельский дом» врамках которой в селах области было построено более 6 тысяч домов усадебноготипа, в том числе в 2006 году – 1,2 тысячи, в 2007 год – 1,3 тысячи. В рамках«Программы газификации регионов РФ в 2005 – 2007 годах» при поддержке ОАО«Газпром» и Администрации Оренбургской области в регионе в 2007 годупланируется газифицировать более 6 тысяч домовладений. Благодаря программеблагоустройство газом во многих сельских районах области достигает 99 – 100 %.Состояние автомобильных дорог в области в целом и в приграничных районах впоследние годы улучшается. Это – результат выполнения федеральной программы«Модернизация транспортной системы России».
Экологическое состояние атмосферного воздуха сельских территорий в целомпо области благоприятно. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ по 13приграничным районам составляют 13,1 % от объема выбросов в целом по области.Неблагополучным по данному показателю является Первомайский район (5,6 % отобъема выбросов в целом по области). Это обусловлено наличием газодобывающихустановок.
/>
Рис. 4. Рейтинг приграничных сельских районов Оренбургской области по развитиюинфраструктуры жизнеобеспечения в 2005 и 2006 годах
На рисунке 4 представлен рейтинг приграничных сельских районов по уровнюразвития инфраструктуры жизнеобеспечения Оренбургской области, полученный наоснове интегральной оценки методом Паттерн. Лидером в полученном рейтингеявляется Илекский район, в котором высокий уровень обеспеченности населенияблагоустроенным жильем, хорошие дороги. Следствием сравнительно высокогоразвития инфраструктуры жизнеобеспечения в этом районе является устойчивыймиграционный прирост населения. На 13 месте в рейтинге находится Акбулакскийрайон, в котором вопросы обеспечения жизненно важных потребностей населения нерешены в полной мере.
Одним из условий развития любой территории является политика в отношениизанятости населения. В этой связи необходимо уделить внимание состояниюсельскохозяйственного производства в приграничных сельских районах Оренбуржья.Результаты сравнительной оценки даны в таблице 3.
Таблица 3 Сравнительная оценка показателей развития сельскохозяйственногопроизводства по приграничным районам Оренбургской области в 2005 годуПоказатели В среднем Минимальное Максимальное по области по 14 районам Рентабельность (убыточность) реализованной продукции, % 7,0 –
— 9,0
Илекский
22,2
Ясненский Рентабельность реализации продукции растениеводства, % 13,1 –
— 11,4
Соль-Илецкий
31,8
Ясненский Рентабельность реализации продукции животноводства, % 4,7 –
— 19,8
Илекский
24,1
Гайский Урожайность зерновых, ц/га 7,6 5,8
2,5
Домбаровский
9,6
Гайский Надой на одну молочную корову, кг 2027 1860,9
1701
Домбаровский
2633
Ташлинский
Доля сельскохозяйственного производства в экономике приграничных сельскихрайонах области высока – в семи из тринадцати районах составляет 40 – 65 %. Всельскохозяйственном производстве приграничных районов занято 31 % от общейчисленности занятых в экономике. Это почти в четыре раза больше, чем в среднемпо области. Однако различие между максимальным и минимальным значениями велико:от 7,2 % в Новоорском районе до 69 % в Гайском районе. Высока доля занятых всельскохозяйственном производстве в таких районах, как Кувандыкский (57 %),Ясненский (61 %). В связи с неустойчивым состоянием сельскохозяйственногопроизводства в этих районах низкий уровень заработной платы, сопоставимый спрожиточным минимумом, и, как следствие, низкий уровень РЧП.
Эффективность сельскохозяйственного производства по территориямзначительно различается. В районах, где традиционно развито растениеводство, как правило, рентабельность хозяйственной деятельности выше. Показателисостояния сельскохозяйственного производства в крупных и средних организацияхСоль-Илецкого района минимальные в изучаемой совокупности. Но при этом в районеразвито фермерское движение. В частности, в районе в 2006 году зарегистрировано428 крестьянских (фермерских) хозяйств, что на 6 хозяйств больше, чем впредыдущем году. Для сравнения: в Гайском районе – всего 65 фермерскиххозяйств.
Сравнивая данные в таблицах, можно сделать вывод о низком уровне развитиячеловеческого потенциала в тех приграничных районах, где основой экономикиявляется сельское хозяйство. Причем, сельскохозяйственное производство в такихрайонах, как Ясненский, Гайский рентабельно. Это обстоятельство указывает нанизкую цену сельскохозяйственного труда: как бы эффективно сельские труженикини работали, доходов на РЧП не хватает.
В последние годы правительство области принимает меры по улучшениюкачества жизни в сельской местности. Кроме названных выше целевых программ,направленных на решение социальных проблем, в Оренбургской области принятацелевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2007 – 2010 гг.».Программой определены пять зон приоритетного развития туризма и рекреации вОренбуржье. В число рекреационных территорий входят и три приграничные:Кувандыкский район (горнолыжный центр), Новоорский район (Ириклинскоеводохранилище), Соль-Илецк (целебные озера, грязелечебница). Развитие туризма ирекреации должно способствовать развитию несельскохозяйственных видовэкономической деятельности, повышению занятости и доходов сельского населения.
Изучив основные параметры приграничных сельских районов области ясформировала SWOT-матрицу (табл. 4). SWOT-анализ– одно из современных направлений исследования потенциала и эффективностипредприятия, отрасли, региона с целью стратегического планирования.
Таблица 4 SWOT-матрица социально-экономическихпараметров приграничных сельских районов Оренбургской областиСильные стороны Слабые стороны
1. Снижение уровня младенческой смертности
2. Высокий уровень развития инфраструктуры жизнеобеспечения
3. Значительные площади сельскохозяйственных угодий
4. Наличие туристско-рекреационных объектов
1. Низкая плотность населения
2. Отрицательное сальдо миграции
3. Низкий уровень доходов населения
4. Значительные диспропорции в социально-экономическом развитии районов
5. Низкая эффективность сельскохозяйственного производства в большинстве районов Возможности Угрозы
1. Приграничное сотрудничество
2. Создание рекреационных центров регионального, всероссийского и международного значения
3. В сельском хозяйстве:
— переход к интенсивному (инновационному) земледелию
— развитие семеноводства
-развитие предпринимательства в АПК
1. Исчезновение крупного сельскохозяйственного производства
2. Потеря кадрового потенциала
3. Демографический кризис
4. Технологическая отсталость
5. Контрабанда, незаконный оборот наркотиков и т.п.
6. Утрата культурного наследия
Подводя итоги исследования можно сформулировать цели развитияприграничных сельских территорий:
1. Увеличение численности постоянного населения в приграничных районах;
2. Повышение степени удовлетворения потребностей населения, в том числе засчет сокращения дифференциации в потреблении благ и услуг между населениемгородской и сельской местности;
3. Создание рациональной структуры экономики региона на основеприоритетного развития отраслей жизнеобеспечения населения.
В качестве инструментов достижения целей можно назвать:
1) социальную поддержку семей, стимулирование рождаемости;
2) улучшение качества жизни населения за счет повышения качества идоступности медицинского обслуживания;
3) социальная поддержка мигрантов, в первую очередь стимулирование семейноймиграции на постоянное жительство;
4) сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе за счет развитияиндустрии туризма и рекреации;
5) целевое инвестирование в развитие инновационных видов деятельности;
6) государственная поддержка сельскохозяйственного производства вприграничных районах с целью сохранения кадрового потенциала и культурысельскохозяйственного труда;
7) развитие приграничной инфраструктуры;
8) формирование зоны беспошлинной торговли товарами, производимыми вприграничных территориях;
9) эффективное использование возможности транзита людей и грузов потерритории области (экологический сбор, платные участки дороги). При этомзначительная часть платежей должна оставаться в распоряжении территорий, таккак приграничная территория – «лицо» России.
Заключение
В результате проделанной работы мною была рассмотрена тема «Аграрныеотношения и их особенности в современной России», которая является одной изсамых актуальных для нашей страны в настоящее время.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Конечно, сельскоехозяйство нашей страны находится в плачевном состоянии. Причин этому множество,в том числе последствия перестройки, неправильная государственная политика ит.д. Однако существует множество предпосылок для коренного преобразования иулучшения сложившейся ситуации.
В итоге, поставленные в начале работы задачи мною выполнены, а такжедостигнута главная цель – выяснение особенностей воспроизводства в аграрнойсфере, сущности рентных отношений, основных путей радикального преобразованиясобственности в сельском хозяйстве.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997.-48с.
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетнойполитике в 2007 году».
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления изфедерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ» от 04.0269..2006. № 69.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2005.
5. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина.– М., 2006.
6. Электронный учебник ОГИМ – 2 курс.
7. Города и районы Оренбургской области: Стат. сб. / Территориальный органФСГС по Оренбургской области. – Оренбург, 2007.
8. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. – М.:Весь мир, 2006.
9. Информационно-аналитический сборник «Некоторые проблемы сельскогохозяйства зарубежных стран», 2006.
10. Научно-практический и аналитический журнал «Региональная экономика.Теория и практика» (56, 60), — 17.12.2007; 03.01.2008.
11. Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. № 7, 2004. С.5-55.