Аграрный сектор Афганистана и проблемы его использования

Аграрный сектор Афганистана ипроблемы его использования
За последние более чем 20 лет в Афганистане, начиная от прихода к властиНародно-демократической партии Афганистана (НДПА) в 1979 г. и кончаяназначением Х. Карзая председателем временной администрации страны на боннскойконференции по Афганистану в 2001 г., власть поменялась четыре раза. Всякий разсмена власти приносила все новые проблемы сектору земледелия, афганскимкрестьянам.
Аграрный сектор Афганистана на протяжении гражданской войны столкнулся смножеством трудностей, таких как регулирование земельных отношений, нехватка оросительныхсетей, рост производства наркокультур, разминирование сельскохозяйственныхполей и невывоз оттуда взорванных боеприпасов. Каждое новое правительство сосвоими реформами и планами изменяло характер этих проблем. При НДПАсельскохозяйственные угодья Афганистана, согласно программе партии, былиперераспределены между крестьянами в зависимости от категории земельныхучастков; правительство моджахедов во главе с президентом Б. Раббани еще доприхода к власти пообещало вернуть конфискованные НДПА участки прежнимсобственникам.
Правительство талибов частично продолжило курс земельных реформ, начатыхих предшественниками. После падения их режима в средствах массовой информацииАфганистана часто обсуждается вопрос о возврате земельных участков прежним собственникам.На сегодняшний день, когда страна стремится к нормальной жизни, эффективноеиспользование сельскохозяйственных ресурсов, а значит, окончательное решениеуказанных проблем может намного облегчить сложившуюся в стране кризиснуюобстановку.
Уже говорилось, что многие земельные участки были заминированы, частьнаделов многократно переходила от одного собственника к другому, другая часть входе роста численности населения раздробилась между многочисленными членамихозяйств. Решение проблемы землепользования имеет значение, так какпроизводство и продажа сельхозпродукции – единственный источник дохода большейчасти населения страны. Размер земельных площадей, занятых под наркотическимикультурами, за последние годы вырос в несколько раз, что отрицательносказывалось на структуре аграрного сектора. Хотя в 2005 г., по данным ООН,наркопроизводство сократилось на 21%, в текущем году предсказывают его рост.
Из всей территории Афганистана – 655 тыс. кв. км – основную ее частьзанимают горы. Общая площадь земель страны, пригодных для сельскохозяйственногоиспользования, равна 7,9 млн. га. В силу отсталости здесь никогда эти землиполностью и эффективно не использовали.
В разные годы конфликтного периода под посевами всех видов сельхозкультурбыло занято от 3 до 3,88 млн. га земельной площади. Последняя цифра относится к1977/78 г. – т.е. к кануну апрельской революции. За последнюю четверть века,несмотря на высокие темпы роста численности населения, площадь посевов ещебольше сократилась и всегда находилась ниже уровня 1979 г.
Руководство НДПА в 80-е годы вело работу по экстенсивному развитиюсельского хозяйства Афганистана, частично предпринимая попытки егоинтенсификации, однако в ходе гражданской войны и диверсионных актов,совершенных оппозиционными силами, часть крупных объектов ирригации вышла изстроя, а многие земледельцы бросили свои наделы и покинули страну. В результатес 1979 по 1989 гг. общая земельная площадь, занятая под культурами, сократиласьдо 3,34 млн. га, а к 1991 г. до 3,2 млн. То есть за 10 лет посевные площадиуменьшились на 10%.
После свержения правительства М. Наджибуллы в 1992 г. и прихода к властив Афганистане муджахедов ситуация намного ухудшилась. Вопрос о возвратеземельных наделов прежним владельцам был поднят новым руководством страны, чтопривело к их новому перераспределению. Кризисная ситуация в этой области ещебольше обострялась. Боевые действия, на этот раз между разными группировкамиоппозиционных сил за места в правительстве и раздел сфер влияния на местах,положили начало новой войне, которая все больше обостряласоциально-экономическую ситуацию в стране.
Гражданская война нанесла ощутимый урон аграрному сектору Афганистана иотбросила его на несколько десятилетий назад. О масштабе отсталости сельскогохозяйства Афганистана можно судить по многим показателям. Так, со времен началагражданской войны численность населения страны росла высокими темпами, аплощадь посевов сельскохозяйственных культур неизменно сокращалась. В качествепримера возьмем площадь, занятую под посевами основных видов зерновых –пшеницы, ячменя, риса и кукурузы. Посевы указанных культур в 1979 г. занимали3185 тыс. га, а к 2000 г. – моменту свержения режима движения «Талибан» – всего2379 тыс. га6. Общая численностьнаселения Афганистана за эти годы выросла с 15,5 до 25,8 млн. человек. Т.е.площадь, занятая под зерновыми за указанный отрезок времени сократилась на25,3%, а численность населения выросла на 66%.
Для более полного анализа состояния в сельском хозяйстве рассмотримпоказатели размеров посевов зерновых на каждого жителя страны в динамике. Ониза это время значительно сократились. Абсолютный показатель в 1979 г. был равенпримерно 0,2 га, а к 2000 г. снизился до 0,09 га на душу населения. То есть длявосстановления объема производства зерна даже до уровня 1979 г. Афганистанупонадобится немало усилий и ресурсов. Иными словами, чтобы вернутьземлепользование до уровня указанного 1979 г., на сегодняшний день Афганистанунужно расширить посевные площади только основных видов зерновых до 5,4 млн. га.
Восстановление сельскохозяйственного сектора входит в приоритетные задачипрограммы развития послевоенного Афганистана. Данная отрасль способнастабилизировать общую социально-экономическую обстановку в стране, посколькуподавляющая часть населения живет и трудится в сельской местности, а самаотрасль дает около 53% ВВП Афганистана. Строительство новых и ремонтдействующих объектов ирригации в свою очередь позволяет намного расширить долюполивного земледелия и увеличить производительность всего сельского хозяйства.
Афганистан со своим сухим климатом и частыми засухами остро нуждается вмощных оросительных сооружениях. Об этом свидетельствуют засухи, охватившиестрану за предыдущие годы, особенно в 1998–2001 гг., в результате которых нетолько земледелие пострадало, но и в животноводческой отрасли падеж скотасоставил более чем 50%. А за время войны и междуусобиц, как уже было вышечастично сказано, была разрушена почти вся оросительная система, что и сталопричиной таких последствий. Часть оросительных объектов если не была разрушена,то в ходе длительной эксплуатации и нехватки средств на капитальный ремонтполностью или частично вышла из строя.
За два года постталибского периода относительная политическаястабильность и благоприятные погодные условия способствовали росту площадейпосевов и уровню производства сельскохозяйственных культур, в первую очередьзерновых. Уже к 2003 г. площадь, занятая под зерновыми, по сравнению с 2001 г.выросла на 36,4% и составила 2819 тыс. га. Иными словами, среднегодовой приростразмера посевов за эти два года был равен 18%. Рост производства оказалсявозможным благодаря удачным погодным условиям (в эти годы были обильныеснегопады), что еще раз подтверждает необходимость нормального обеспечениясельского хозяйства водой.
Если политическая обстановка и дальше будет стабилизироваться, то вближайшем будущем отдача сельскохозяйственного производства в Афганистанедостигнет желаемого уровня, при котором страна сможет максимально снизитьимпорт пшеницы и других видов зерновых. Чтобы этого достичь, необходимо решитьмассу проблем, часть которых была перечислена выше. Речь, во-первых, идет овосстановлении бывших и строительстве новых мелких, средних и крупных поразмеру ирригационных сооружений, в первую очередь в районах – основныхпоставщиках сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, необходима очистказемель от мин и невзорванных снарядов. В-третьих, следует восстановитьтехническую базу земледелия, обеспечить земледельцев сельскохозяйственнойтехникой и инвентарем, ибо низкая техническая оснащенность аграрного сектора непозволяет снизить себестоимость продукции сельского хозяйства, увеличитьпроизводительность труда. В-четвертых, необходимо если не прекращение, то покрайней мере сокращение производства наркотических культур, главным образомопийного мака. Помимо всего этого, следует урегулировать земельные отношения всельском хозяйстве путем законодательного регулирования аренды, купли ипродажи, а также наследования земельных участков).
Регулирование экономических отношений, в частности земельных, в сельскомхозяйстве в отличие от других отраслей экономики Афганистана, в которыхзаконодательные акты и нормативы соответствуют требованиям рыночной экономики,требует иного подхода. Известно, что в сельских местностях продолжает доминироватьтрадиционный образ жизни, а вопросы социально-экономического и правовогохарактера и сегодня решаются согласно законам шариата или традиции.
Касаясь водоснабжения поливных земель, отметим, что урожайность набогарных землях всегда зависела от количества выпадаемых зимних осадков, а онив Афганистане бывают очень редко, поэтому акцент нужно делать на поливноеземледелие как основной источник производства сельскохозяйственнойземледельческой продукции. Размер общих площадей, пригодных для орошения вАфганистане, составляет примерно 5,3 млн. га, или 67% от пригодных к земледелиюплощадей. Нужно добавить, что до 90-х годов прошлого века ежегодно в среднемкультивировали около 3,2 млн. га площадей, из них 2,6–2,7 млн., или примерно81–84% составили поливные земли, а остальное богарные.
Однако для планирования, использования и развития национальных водныхресурсов понадобится своевременно приобрести свежую и достовернуюгидрологическую информацию. Для этого требуются средства на строительствогидрологических станций в разных регионах страны. До сих пор соответствующиеорганы власти страны вынуждены пользоваться информацией 20-летней давности.
Сельскохозяйственные земельные ресурсы Афганистана распределенынеравномерно. Большая часть плодородных и пригодных к использованию земельнаходится на севере, северо-востоке и западе страны. Эти регионы считаютсяосновными поставщиками зерновых на внутреннем рынке. На их долю, по некоторымданным, приходится около 75% всей плодородной площади страны.
Имеющиеся водные ресурсы Афганистана из-за отсутствия нормальныхирригационных систем используются крайне неэффективно. Так, по данным некоторыхисточников, годовой запас воды Афганистана равен 70 млрд. кубическим метрам, изкоторых 55 млрд. – поверхностные воды, а 15 млрд. – подземные. Из них ежегоднов хозяйственных целях используется только 20 млрд. куб. м., то есть всего 30%от общих запасов. Из используемого объема около 95% идет на орошение.
Из пяти видов ирригационной системы Афганистана (современной итрадиционной системы, родники, кяризы и колодцы) 80% орошается традиционноканалами и ручейками. Они обычно строятся у рек и водных течений, берущихначало в горах и высокогорьях, что позволяет крестьянам без особых проблемстроить примитивные каналы мелкого и среднего размера.
Поскольку после свержения режима талибов ведущие страны мира имеждународные финансовые учреждения и фонды заявили о готовности оказать помощьАфганистану в восстановлении разрушенной экономики, правительство совместно сэкспертами этих фондов разработало долгосрочную программу экономическогоразвития страны. Эта программа, в частности, включает вопросы восстановлениякрупных в масштабе страны объектов ирригации, электроэнергетики. Своевременнаяреализация этих проектов зависит от выполнения мировым сообществом обещаний повыделению необходимых средств и целесообразному их использованию.
Одной из таких программ является «Общественная инвестиционная программапо использованию национальных ресурсов» (Natural Resource Management PublicInvestment Programme), в частности водных для развития поливногоземледелия. В ее разработке приняли участие специалисты Министерства сельскогохозяйства и животноводства, Министерства ирригации, водных ресурсов иокружающей среды, Министерства по восстановлению и развитию сельскогохозяйства. В рамках этой программы, состоящей из 7 национальных субпрограмм, и35 проектов с общим бюджетом в 54,62 млн. долл. США, разработаны трисубпрограммы, имеющие непосредственное отношение к сельскому хозяйству, аименно землепользованию.
Субпрограмма под названием «Использование национального речного бассейна»нацелена на восстановление и совершенствование условий использования водныхресурсов в пяти основных водных бассейнах Афганистана. В ее рамкахпланировалось восстановление ⅓ национальной гидрологической системымониторинга.
Целью другой субпрограммы под названием «Немедленное восстановлениенациональной ирригационной системы» («NationalEmergencyIrrigationSchemeRehabilitation») является совершенствование и увеличение производительностисельскохозяйственного производства посредством первоочередного восстановления иреконструкции приоритетных мелких, средних и крупных национальных ирригационныхсистем.
Долгосрочная национальная программа по развитию ирригации иэлектроэнергии («NationalLongTermIrrigationandPowerProgramme») нацелена на увеличение объема производствапродукции сельского хозяйства и генерирование электроэнергии.
Эффективное использование водных ресурсов Афганистана, говорится впрограмме, дает новые возможности различным их пользователям. Планировалосьпроведение работ по изучению технических возможностей каждого бассейна вотдельности. Согласно программе, по крайней мере, один проект обустройстваводного бассейна из указанных должен был стартовать еще в 2003 г.
Восстановление действующих и строительство новых национальныхирригационных сооружений по плану должно было способствовать освоениюприблизительно 378 тыс. га земли, что обеспечило бы 340 тыс. домохозяйствсредствами к существованию.
Реализация разработанных программ по использованию водных ресурсов кромеобеспечения поливной водой сельскохозяйственных земель параллельнорассматривает проблему их использования в целях развития гидроэнергетики.Согласно долгосрочной программе ирригации и электроэнергетики, уже в 2003 г.Министерство ирригации, водных ресурсов и окружающей среды Афганистана должнобыло восстановить и реконструировать 12 крупных ирригационных инфраструктур. Сзавершением работ по всем проектам в течение десяти лет поливной водой будетобеспечено около одного миллиона га земли, в том числе 0,5 млн. га новых, ктому же будет генерировано 1291 МВт электроэнергии. К концу 2003 г. должны былизавершиться работы по изучению технических возможностей и заключения контрактов(проведения тендеровов) по некоторым из указанных проектов.
Программа использования национальных ресурсов была рассчитана на три года(2003–2005). Субпрограмма по использованию водных бассейнов общей стоимостью на815,719 млн. афгани состоит из следующих 3 отдельных проектов:
1. Реабилитация 114 национальных гидрологических станций. Сметнаястоимость проекта – 225 млн. афгани.
2. Развитие программ речных бассейнов Кундуз, Баглан, Саманган,рассчитанное на 5 лет. Сметная стоимость проекта – 343,219 млн. афгани.
3. Изучение 5 основных речных бассейнов с целью развития использованияводных бассейнов. Сметная стоимость проекта – 247,5 млн. афгани.
Субпрограмма восстановления ирригационной системы, рассчитанная на2039,895 млн. афгани, включает нижеследующие проекты:
1. Восстановление ирригационной системы бассейна Амударьи. Сметнаястоимость проекта – 792,135 млн. афгани.
2. Восстановление ирригационной системы речного бассейна Фарахруд.Сметная стоимость проекта – 101,25 млн. афгани.
3. Восстановление ирригационной системы речного бассейна Гильменд.Сметная стоимость проекта – 249,345 млн. афгани.
4. Восстановление ирригационной системы речного бассейна Герируд. Сметнаястоимость проекта – 494,73 млн. афгани.
5. Восстановление ирригационной системы речного бассейна Кабул. Сметнаястоимость проекта – 262,935 млн. афгани.
6. Восстановление и поддержка ирригационной системы. Сметная стоимостьпроекта – 139,5 млн. афгани.
Четвертая по списку субпрограмма, общей стоимостью в 26932,5 млн. афгани,по количеству проектов самая большая и состоит из нижеследующих 12 проектов:
1. Ирригационный проект Кундуз/Ханабад (Kunduz/Khanabadirrigationproject). Сметная стоимость проекта – 1125 млн. афгани.
2. Проект Гельменд-Каджаки. Сметная стоимость проекта – 900 млн. афгани.
3. Ирригационный проект Газни-Сарди. Сметная стоимость проекта – 562,5млн. афгани.
4. Проект водохранилища и электростанции Герат-Сальма (рассчитан на 5лет). Сметная стоимость проекта – 3240 млн. афгани.
5. Ирригационный проект Тахар-Кокча (рассчитан на 5 лет). Сметнаястоимость проекта – 2745 млн. афгани.
6. Ирригационный проект Нимроз-Камаль-хан (рассчитан на 5 лет). Сметнаястоимость проекта – 2205 млн. афгани.
7. Реабилитационный проект долины Гильменд (рассчитан на 5 лет). Сметнаястоимость проекта – 2700 млн. афгани.
8. Кундузский проект резервуара, ирригации и электростанции (рассчитан на11 лет). Сметная стоимость проекта – 2250 млн. афгани.
9. Ирригационный и электроэнергетический проект Нангархар-Кама (рассчитанна 6 лет). Сметная стоимость проекта – 3375 млн. афгани.
10. Водохранилище Баглан-Келеги (проект рассчитан на 6 лет). Сметнаястоимость – 2160 афгани.
11. Ирригационный и гидроэнергетический проект Фарахруд (рассчитан на 6лет). Сметная стоимость – 2835 млн. афгани.
12. Водохранилище Кабул (проект рассчитан на 5 лет). Сметная стоимость –2835 млн. афгани.
Указанная программа включает все основные направления комплексногоразвития земледелия Афганистана путем строительства современной национальнойирригационной системы.
В долгосрочной перспективе в рамках этих и других программ развитияправительства Афганистана для развития ирригационной системы и эффективногоиспользования водных ресурсов между 2004 и 2015 гг. планировалось инвестировать2,35 млрд. долларов. Освоение данной суммы дает возможность орошения 3,54 млн.га земли.
До сих пор в рамках конкретных проектов при финансовой поддержкезарубежных стран и организаций ведутся работы по ремонту бывших и строительствуновых ирригационных объектов. Некоторые страны и организации подписали договорыс соответствующими министерствами и ведомствами Афганистана о выделениифинансовых ресурсов на эти цели.
Из соседних стран активное участие в восстановлении системы ирригацииАфганистана принимает Китай. В марте 2004 г. правительством Китая иМинистерством водных ресурсов и окружающей среды Афганистана был подписандоговор по восстановлению ирригационной системы провинции Парван. Стоимостьпроекта 25 млн. долларов. Строительство данного сооружения, согласно даннымисточника, дает возможность оросить 24800 га земли.
Европейский союз входит в число основных доноров Афганистана и запрошедшие постконфликтные годы оказал солидную финансовую помощь этой стране.Только при помощи Евросоюза за эти годы были отремонтированы 633 ирригационныхобъекта.
Международные организации и финансовые институты также играют важную рольв деле восстановления сельского хозяйства Афганистана. Особая роль в этом планепринадлежит ФАО, Всемирному банку и Азиатскому банку развития. Так, в июле 2004г. в Кабуле был подписан трехсторонний договор о сотрудничестве между ВсемирнымБанком, Министерством ирригации и водных ресурсов и окружающей средыАфганистана и ФАО, на реализацию которого выделено 75 млн. долл. США. Согласнодоговору, в ближайшие три года в различных провинциях Афганистана будутреализованы 1200 проектов по строительству и восстановлению мелких и крупныхсовременных ирригационных сооружений. Министр водных ресурсов и окружающейсреды Ахмад Юсуф Нуристани сообщил, что из общей суммы 40 млн. долл. поступаетсо стороны всемирного банка, а остальные работы стоимостью в 35 млн. будутвыполнены Трастовым фондом по реконструкции Афганистана совместно с ФАО.
В 2004 г. в рамках Программы национальной солидарности были начаты работыпо реализации 16 проектов в районе Тагаб, провинции Каписа. Утвержденный проектстоимостью в 13 млн. афгани включает очистку земли и каналов, строительстводамб и сельских дорог. Всего в провинции 16 утвержденных проектов стоимостью в1,6 млн. долл. США.
В провинции Тахар были построены восемь дамб и один шлюз для защитыберегов реки Талукан от эрозии. Эти выполненные работы дают возможностьирригационным объектам постоянно обеспечить водой около 4 тыс. га земли.
Афганистан на сегодняшний день все еще нуждается в экстренной помощи повосстановлению ключевых секторов экономики. А это значит, что стране необходимовосстановить мелкие ирригационные объекты, которые могли бы в долгосрочнойперспективе служить в качестве основы для создания и развития крупнойирригационной системы. Ремонт действующих и строительство новых мелких исредних объектов в краткосрочном периоде как с точки зрения инвестиций, так исроков завершения работы имеет преимущества. Во-первых, такие объекты требуютотносительно малых денежных, материальных и трудовых затрат. Во-вторых, этиобъекты можно построить за очень короткий период времени – от несколькихмесяцев до одного года – и ввести в эксплуатацию. Именно по этим соображенияммеждународные организации и страны-доноры в первую очередь внимание уделяютподобным объектам. В первые годы часть ресурсов шла на их восстановление.
аграрный сектор афганистан

Литература
аграрный сектор афганистан
1. Давыдов А.Д. Аграрноезаконодательство Демократической Республики Афганистан (социально-экономическийанализ). М., 1984, с. 61–86.
2. Афганистан (справочник). М., 2000,с. 135.
3. Краткий статистический сборниксостояния и развития отраслей национальной экономики и социальных служб ДРА(1977/78–1979/80 гг.). Кабул, июль1980, с. 6.
4. Ежов Г.П. Экономическая географияАфганистана. М., 1990, с. 94.
5. Natural ResourceManagement Public Investment Programme. Submission to the Ministry of FinanceFor the SY 1382–1384 National Development Budget. March 12, 2003.
6. http://www.afghanmania.c/>om/en/news/0,news,3505,00.php