Агрегирование (aggregation) соединение отдельных единиц или данных в единый показатель

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯАГРЕГИРОВАНИЕ (aggregation) — соединение отдельных единиц или данных в единый показатель. Например, все еди­ницы продукции агрегируются в реальный валовый нацио­нальный продукт. АКСИОМА НЕНАСЫЩЕННОСТИ (axiom of nonsalis-faction) — одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Согласно аксиоме для потребителя не существует нежелательных товаров и услуг и порог насыщения еще не достигнут. В этих условиях потребитель всегда пред­почтет большее количество товаров меньшему или другими словами, если потребительская корзина А содержит большее количество хотя бы одного товара, чем потребительская корзи­на В, то А предпочтительнее В (А > В) АКСИОМА ПОЛНОЙ УПОРЯДОЧЕННОСТИ ИЛИ ВОЗ­МОЖНОСТИ ВЫБОРА (axiom of comparison) — одна из базо­вых аксиом ординалистского подхода к анализу полезности. Предполагается, что для любой пары потребительских наборов А и В потребитель может указать, что либо А предпочтительнее В (А > В), либо В предпочтительнее А (А АКСИОМА ТРАНЗИТИВНОСТИ (axiom of transitivity) – одна из базовых аксиом ординалистского подхода к анализу по­лезности. Предполагает, что если для рассматриваемых потреби­тельских наборов А, В и С верно, что А > В и В > С, то A > С. Или если А = В и В = С, то А = С. Применение данной аксиомы предполагает учет так называемого парадокса восприятия. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (oppor­tunity (economic) costs) — денежные доходы, которыми жертву­ет экономический субъект — владелец экономических ресурсов, когда использует их в собственном производстве, а не продает на рынке другим потребителям. Оцениваются с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользования данных ре­сурсов иным, альтернативным путем. Равны доходу от исполь­зования данных ресурсов при их наиболее выгодном альтерна­тивном применении или количеству других продуктов, которые нельзя произвести при данном использовании ресурсов (см. Кривая производственных возможностей). АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ (capital consump­tion allowances, depreciation) — оценка объема изношенного или использованного капитала, в процессе производства вало­вого национального продукта, амортизация. АЦИКЛИЧНЫЙ (acyclical) — изменяющийся в произволь­ном направлении, не совпадающем с ходом экономического цикла. БАЗОВЫЙ ГОД (base year) — год, принимаемый за основу, при построении индексов цен. БАРЬЕР НА ПУТИ ВХОЖДЕНИЯ (barrier to entry) – лю­бые мероприятия, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ (budget curve, budget line) — грани­ца бюджетной области потребителя (см. Бюджетная область), совокупность потребительских корзин (наборов), доступных потребителю при данном уровне цен на товары и полном ис­пользовании его (потребителя) денежного дохода. БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ (МНОЖЕСТВО, ОГРАНИЧЕ­НИЕ) (budget set, constraint) — совокупность всех потребитель­ских корзин (наборов), которые потребитель может приобре­сти при заданной величине его денежного дохода и данном уровне цен на товары и услуги. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (budget deficit) – сумма пре­вышения расходов правительства над доходами в каждый дан­ный год. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ (budget proficit) – сумма превышения доходов над расходами правительства в каждый данный год. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ – ВВП (gross do­mestic product) — совокупный доход, произведенный на терри­тории страны, в т.ч. за счет находящихся в иностранной собст­венности факторов производства; суммарные затраты на про­изводство товаров и услуг на территории страны. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – ВНП (gross national product) — совокупный доход всех граждан страны, в том числе от принадлежащих им факторов производства за ру­бежом; совокупные затраты данной страны на производство товаров и услуг. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (quantity supplied – Qs) -количество данного товара, которое производители готовы предложить на рынок при данных ценах, в данное время и дан­ном месте. Графически может быть представлена в виде точки на кривой предложения. Зависит как от ценовых, так и от неце­новых факторов предложения. ВЕЛИЧИНА СПРОСА (quantity demanded – Qd) — коли­чество данного товара, которое покупатели готовы приобрести при данных ценах, в данное время и данном месте. Графически может быть представлена в виде точки на кривой спроса. Зави­сит как от ценовых, так и от неценовых факторов спроса. ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (vertical combina­tion) — группа предприятий, составляющих различные стадии производства готового продукта и являющихся собственно­стью одной фирмы. ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ (complementary goods) — товары, для которых существует обратная зависи­мость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает уменьшение спроса на дру­гой. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods) -товары, для которых существует прямая зависимость между ценами на один товар и спросом на другой, т.е. рост цены на один товар вызывает увеличение спроса на другой. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence) – по­ложение, при котором изменение цены (или других парамет­ров) одной фирмы сказывается на изменении объема продаж другой фирмы; причем любая фирма, осуществляющая подоб­ные изменения, должна ожидать возможной реакции со сторо­ны фирм-конкурентов. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) (externalities) -последствия производственной и потребительской деятельно­сти экономических субъектов, находящие лишь косвенное от­ражение на рынке. Внешние эффекты могут быть как отрица­тельными (например, загрязнение окружающей среды), так и положительными (например, ремонт дома его владельцем). Учет затрат на возмещение внешних эффектов позволяет рас­считать общественные издержки производства. ВМЕНЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (см. ^ Ашпернативные издержки). ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (external economies of scale) — сокращение издержек производства фирмы в результате расширения (объема произ­водства и/или количества всех фирм) всей отрасли, к которой принадлежит данная фирма. ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА ПРОИЗ­ВОДСТВА (internal economies of scale) — сокращение издержек производства фирмы в результате расширения объемов ее соб­ственного производства. ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР (automatic stabilizer) -механизм, позволяющий снизить амплитуду экономических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики. Например, система ставок подоходного налога, пре­дусматривающая автоматическое уменьшение налогов по мере снижения уровня дохода. ВЫТЕСНЕНИЕ (crowding out) — сокращение инвестиций в результате стимулирующей бюджетной политики, вызываю­щей рост ставки процента. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (horizontal combi­nation) — группа предприятий, составляющих одни и те же ста­дии производства и являющихся собственностью одной фирмы. ДЕЗИНФЛЯЦИЯ (disinflation) — снижение темпов рос­та пен. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ МО, Ml, M2, МЗ – различные показатели денежной массы. Больший номер соответствует бо­лее широкому понятию денег. Под деньгами в узком смысле слова подразумевается агрегат М1 (наличные деньги в обраще­нии, депозиты населения и предприятий до востребования, а также средства населения и предприятий на расчетных и теку­щих счетах). Агрегаты М2 ( М1 + срочные вклады в сбербанках) и МЗ (М2+ депозитные сертификаты банков и облигации госу­дарственного займа) являются разновидностями финансовых капитанов и выполняют функцию сбережения. ДЕНЕЖНАЯ БАЗА (или ДЕНЬГИ ПОВЫШЕННОЙ СИ­ЛЫ) — сумма наличных денег в обращении и банковских ре­зервов. Используется при анализе денежного мультипликатора. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply determinants) – все факторы, влияющие на величину предложения. Различают ценовые и неценовые детерминанты предложения. Изменение неценовых детерминант при неизменной иене ведет к измене­нию всей функции предложения и ее смещению вправо или влево. При изменении только цены данного товара и сохранении неизменными прочих условий наблюдается движение вдоль кривой предложения. ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА (demand determinants) — все факторы, влияющие на величину спроса. Различают ценовые и неценовые детерминанты спроса. Изменение неценовых факто­ров спроса при неизменной цене на рассматриваемый товар ведет к изменению всей функции спроса и смещению кривой спроса вправо или влево. При изменении только цены данного товара и сохранении неизменными прочих условий происхо­дит движение вдоль кривой спроса. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (monetary multiplier) — коэффициент, показывающий отношение прироста денежной массы к приросту депозитов. ДЕФЛЯТОР ВНП (GNP deflator) — агрегированный пока­затель общего уровня цен, рассчитанный как отношение ре­ального объема валового национального продукта (ВНП) к но­минальному ВНП. ДЕФЛЯЦИЯ (deflation) — снижение общего уровня цен; процесс, противоположный инфляции. ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ (gentleman’s agree­ment) — неофициальная договоренность между фирмами-олигополистами относительно установления цен на рынке. ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) – снижение стоимо­сти будущих расходов и поступлений по отношению к теку­щим, связанное с наличием положительной ставки процента. Стоимость будущих расходов (R) и поступлений равна сего­дняшней величине инвестиций (Х) плюс процент (r), или R = Х(1+ r)п, где п — период времени. ДИСКРИМИНАЦИЯ (см. Ценовая дискриминация). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ (product differentiation) -физические или иные различия между товарами различных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами другой. Диффе­ренцированные товары рассматриваются покупателями в каче­стве схожих, но несовершенных заменителей. ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (value added) – разница между стоимостью произведенной предприятием (или отрас­лью) продукцией и стоимостью приобретенной промежуточ­ной продукции. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long run) — период, доста­точный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех ис­пользуемых ею факторов производства. В долгосрочном пе­риоде все ресурсы и все издержки являются переменными. ДОПУЩЕНИЕ «ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ» («other things being equal» assumption) — допущение, согласно которому все факторы, за исключением используемых в анали­зе, рассматриваются как постоянные. ДОХОД (revenue) — общая сумма денег, получаемых эко­номическим субъектом в течение какого-либо периода време­ни. Доход предполагает поток денег (в отличие от богатства, представляющего собой запас финансовых активов, т.е. коли­чество в данный момент времени). Различают доход от исполь­зования экономических ресурсов {рента, процент, заработная плата, нормальная прибыль) и доход как результат производст­венной деятельности фирмы (совокупный, средний и предельный доходы). ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) – структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях значительного положительного эффекта масштаба производства. Достижение фирмой минимальных средних из­держек при объемах (масштабах) производства, обеспечиваю­щих практически полностью потребности рынка в данном то­варе, вытесняет остальные фирмы из отрасли и создает ситуа­цию естественною монополизма. ЕСТЕСТВЕННАЯ ОЛИГОПОЛИЯ (natural oligopoly) – структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях положительного эффекта масштаба производства. Достижение ограниченным количеством фирм минимальных средних издержек при объемах (масштабах) производства, обес­печивающих практически полностью потребности рынка в данном товаре, вытесняет остальные фирмы из отрасли и соз­дает ситуацию естественного олигополизма. ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (natural rate of unemployment) — термин, введенный Милтоном Фридма­ном (1968) для характеристики уровня безработицы в условиях долгосрочного равновесия и полной занятости в экономике. ЗАКОН ОУК.ЕНА (Okun’law) — обратная зависимость ме­жду уровнем безработицы и реальным объемом ВНП, показы­вающая, что увеличение уровня фактической безработицы относительно ее естественного уровня на один процент приводит к отставанию реального объема производства на 2,5%. ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода; другими словами, если цены на ка­кой-либо товар увеличиваются и при этом все прочие парамет­ры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ (law of diminishing returns) — принцип, согласно которому дополнительное ис­пользование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет начиная с некоторого момента вре­мени к сокращению предельной отдачи или предельного про­дукта. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, или ПЕРВЫЙ ЗАКОН ГОССЕНА (law of diminishing marginal utility) — принцип, согласно которому рост потребления како­го-либо блага при сохранении неизменными объемов потреб­ления всех прочих благ приводит, начиная с некоторого моментa времени к убыванию предельной полезности данного блага. Принцип не является универсальным. Иногда предельная по­лезность сначала растет, достигает своего максимума и лишь затем начинает снижаться. ЗАПАС (stock) — показатель, измеряемый как количество на данный момент. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — цена труда (услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.). ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ (golden standard) — денежная сис­тема, при которой золото выступает в роли денег и осуществля­ется свободный обмен всех денежных знаков на золото. ИЗДЕРЖКИ (costs) — расходы фирмы на производство то­варов или услуг в течение определенного периода времени. Как правило, величина бухгалтерских издержек отличается от величины экономических издержек. ИЗДЕРЖКИ МЕНЮ (menu cost) — расходы продавца, свя­занные с изменением цены. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer’s surplus) – разни­ца между максимальной суммой, которую потребители готовы заплатить за определенное количество нужного им товара, и суммой, которую они фактически платят. Измеряется как пло­щадь между кривой спроса и горизонтальной линией на уровне рыночной цены равновесия. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producers surplus) – со­вокупный эффект превышения цены над величиной предель­ных издержек производства, определяющих кривую предложе­ния производителя. Измеряется как площадь между кривой предложения и горизонтальной линией на уровне рыночной цены равновесия. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in quantity supplied) — изменение количества товаров, которое го­товы предложить на рынке производители, при изменении це­ны рассматриваемого товара и неизменности всех прочих па­раметров (издержек, технологии, экономических ожиданий, количества производителей и т.д.). На графике отражается дви­жением вдоль кривой предложения. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА (change in quantity demanded) — изменение количества товаров, которое готовы купить потребители, при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, дохо­дов, цен на другие товары и т.д.). На графике отражается дви­жением вдоль кривой спроса. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (change in supply) – из­менение количества товаров, которое готовы предложить на рынке производители, связанное с воздействием каких-либо неценовых факторов. На графике отражается смещением всей кривой предложения вправо или влево. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (change in demand) — изменение количества товаров, которое готовы купить потребители, под воздействием каких-либо неценовых факторов. На графике от­ражайся смещением всей кривой спроса вправо или влево. ИЗОКВАНТА (isoquant) — совокупность всех возможных комбинаций факторов производства 1 и 2, достаточных для производства данного объема выпуска. Характер изоквант оп­ределяется технологией производства. ИЗОКОСТА (isocost line) — набор комбинаций экономиче­ских ресурсов, которые фирма может приобрести с учетом ры­ночных цен на ресурсы и полном использовании своего бюд­жета. Наклон линии изокосты определяется отношением ры­ночных цен на труд и на капитал, что вытекает из уравнения изокосты. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (human capital investment) —любая мера, направленная на повышение производительности труда рабочих (посредством повышения их квалификации и развития способностей); расходы на улуч­шение образования, здоровья рабочих или на повышение мо­бильности рабочей силы. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ (inflationary expecta­tions) — предположения экономических субъектов (фирм, домохозяйств и т.д.) относительно будущей динамики цен. ИНДЕКС ЦЕН (price index) — индекс, показывающий ди­намику изменения цен, используется для пересчета номиналь­ного объема производства (дохода) в реальный объем (доход). ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (indi­vidual proprietorship) — одна из форм предпринимательской деятельности; фирма, принадлежащая одному владельцу, кото­рый имеет право на всю заработанную прибыль и несет пол­ную ответственность за результаты своей деятельности. ИНФЛЯЦИОННАЯ СПИРАЛЬ (wage-price inflationary spi­ral) — повышение ставок заработной платы, которое порожда­ет повышение цен, а последнее, в свою очередь, ведет к даль­нейшему росту ставок заработной платы. ИНФЛЯЦИЯ (inflation) — повышение общего уровня цен в экономике. ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК (cost-push inflation) – инфля­ция, вызываемая уменьшением совокупного предложения в результате роста издержек производства; сопровождается со­кращением реального объема производства и увеличением без­работицы. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА (demand-pull inflation) — инфля­ция, вызываемая увеличением совокупного спроса. КАПИТАЛ (capital) — инвестиционные ресурсы, средства производства; факторы производства, созданные человеком в процессе производства. Финансовый капитал (финансовые ак­тивы) к факторам производства не относятся. КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference map) — совокупность кривых безразличия, описывающих предпочтения (и соответ­ственно поведение) данного потребителя. КАРТЕЛЬ (cartel) — соглашение между продавцами (про­изводителями) в целях ограничения рыночной конкуренции. Картель предполагает сговор между продавцами относительно цен, рынков сбыта, квот производства и сбыта участников и т.д. Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объ­единять производителей одной страны), так и международный характер (объединение производителей разных стран, так на­зываемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). КОЛИЧЕСТВЕННАЯ (КАРДИНАЛИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (cardinal utility theory) — теория, согласно ко­торой полезность любого потребительского набора может быть измерена и имеет определенное значение для данного потре­бителя. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — эко­номическая система, в которой материальные ресурсы являют­ся государственной собственностью, а направление и коорди­нация экономической деятельности общества осуществляются посредством централизованного планирования. КОНГЛОМЕРАТ (conglomerate) — объединение предпри­ятий, не связанных технологически друг с другом и осуществ­ляющих одну или более стадий производства разнородных то­варов. КОРПОРАЦИЯ (corporation) — одна из важнейших форм бизнеса; организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегия­ми и обязательствами, которые отличаются от прав, привиле­гий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в от­дельности. Владельцами корпорации являются все держатели акций (в отличие от держателей облигаций, являющихся кре­диторами компании). КРАЕВОЙ (УГЛОВОЙ) ОПТИМУМ (boundary optimum) – особый случай нахождения потребительского оптимума, при котором потребитель отказывается от одного из товаров неза­висимо от своего дохода и цен на него. В данном случае усло­вие экономического равновесия потребителя (равенство пре­дельной нормы замещения соотношению цен на товары в точке оптимума) не выполняется. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (short run) – период време­ни, в течение которого фирма не может изменить количество хотя бы одного производственного ресурса. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) – совокуп­ность потребительских наборов, обеспечивающих потребите­лю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей, так что ему безразлично, какой из наборов выбрать. Кривые без­различия стандартного не имеют участков возрастания, никогда не пересекаются, имеют убывающий характер, являются выпуклыми к началу координат, их предпочтительность для потребителя возрастает по мере удаления от начала коорди­нат. КРИВАЯ ИНВЕСТИЦИЙ (investment curve) – кривая, по­казывающая объем планируемых фирмами инвестиций при раз­личных уровнях дохода. КРИВАЯ ЛАФФЕРА (Laffer curve) — кривая, отражающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых по­ступлений: выявляет налоговую ставку, при которой налого­вые поступления достигают максимума. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) – графическое изображение функции предложения от цены. В зависимости от продолжительности рассматриваемого периода и от специфи­ки рынка может иметь самый различный характер. В простей­ших моделях кривая предложения рассматривается как возрас­тающая. КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve) — кривая, показывающая воз­можные комбинации производства двух продуктов в условиях полной занятости, полного использования всех экономиче­ских ресурсов, неизменной технологии и постоянного запаса ресурсов. Данная кривая позволяет графически проиллюстри­ровать необходимость выбора в условиях ограниченности ре­сурсов и наличие возрастающих альтернативных издержек. КРИВАЯ РЕАКЦИИ (reaction curve) — графическое изо­бражение функции реакции одной из фирм при выборе опти­мального объема на решение другой фирмы относительно ве­личины объема выпуска. Используется при анализе поведения олигополистов на рынке (например, в модели Курно). КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изобра­жение функции спроса от цены. Как правило, является убы­вающей (исключение составляют товары Гиффена. для кото­рых кривая спроса является возрастающей). КРИВАЯ ФИЛЛИПСА (Phillips curve) – кривая, отражаю­щая зависимость между уровнем безработицы и годовым тем­пом уровня цен. КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, отражающая за­висимость реального потребления (спроса) от дохода потреби­теля. Форма кривых позволяет классифицировать исследуемые товары на нормальные (с выделением в этой группе предметов первой необходимости и предметов роскоши) и на относи­тельно худшие. Если полученная кривая имеет положительный наклон, то товар относится к группе нормальных, если отрица­тельный наклон, то к относительно худшим, так как с ростом доходов объем его потребления сокращается. ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ (price leadership) – метод согласо­вания цены на рынке между фирмами-олигополистами; фир­ма-лидер объявляет изменение иен на свою продукцию, и вслед за нею другие фирмы отрасли также объявляют о иден­тичном (или примерно таком же) изменении цен. Различают лидерство в ценах фирмы-доминанта и фирмы-барометра. ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА «ПОСЛЕ ЭТОГО – ЗНАЧИТ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО» — некорректный ход рассуждений, со­гласно которому одно событие, предшествующее другому, объ­является его причиной. ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (kinked demand curve) -кривая спроса фирмы-олигополиста при отсутствии сговора, основанная на допущении, что фирмы-конкуренты присоеди­нятся к решению о снижении цен, но проигнорируют решение о повышении цен. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (marginal analysis) — поиск оптимального значения некоторой переменной посредством сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны небольшими изменениями этой переменной. МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА (см. Эффект масштаба про­изводства) МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — часть теорети­ческой экономики, изучающая отдельных экономических субъ­ектов (отдельных потребителей, отдельных фирм, государства) в процессе производства, обмена и потребления товаров и ус­луг в целях удовлетворения своих неограниченных потребно­стей посредством ограниченных ресурсов. Микроэкономика исследует отдельные рынки и конкретные цены, формулирует принципы эффективного поведения экономических субъектов. МИНИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫЙ МАСШТАБ ПРОИЗ­ВОДСТВА (minimum efficient scale) — наименьший из объемов производства фирмы, при котором ее долгосрочные средние издержки достигают минимального уровня. МНОЖИТЕЛЬ ЛАГРАНЖА (Lagrange multiplier) – коэф­фициент, используемый для решения задачи максимизации полезности при заданных бюджетных ограничениях по методу Лагранжа. МОДЕЛЬ (model) — упрощенное представление экономи­ческой действительности, позволяющее выделить наиболее глав­ное в сжатой компактной форме (например, с помощью гра­фиков и уравнений) или точное описание упрощенной вообра­жаемой экономики. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) — рынок, на котором действует значительное ко­личество фирм, производящих дифференцированную продук­цию; доступ на рынок относительно свободный; фирма обладает определенной монопольной властью и использует значи­тельную неценовую конкуренцию. МОНОПОЛИЯ (monopoly) — рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них может по­влиять на общий объем предложения и на цену товара. Модель чистой монополии предполагает наличие в отрасли единствен­ного производителя (продавца) конкретного товара или услуги и отсутствие у фирмы прямых конкурентов, поскольку про­никновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффектив­ными. МОНОПОЛЬНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ВЛАСТЬ (monopoly (mar­ket) power) — способность фирмы или группы фирм, дейст­вующих совместно, поднимать рыночную цену выше конку­рентного уровня. Для количественной оценки монопольной власти используется коэффициент Лернера (L), равный отно­сительному превышению цены (Р) над предельными издерж­ками (М/С) L = (Р— МС)/Р. МОНОПСОНИЯ (monopsony) — рынок, на котором дейст­вует лишь один покупатель товара или услуги. МУЛЬТИПЛИКАТОР (multiplier) — коэффициент, пока­зывающий отношение равновесного реального объема произ­водства к изменению объема инвестиций или к изменению любого другого компонента совокупных расходов. НЕВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (sunk costs) — величина постоянных издержек, которые несет фирма даже в случае пре­кращения производственной деятельности; издержки, отказ от которых и компенсация которых невозможны, и, как следст­вие, они не учитываются при принятии решения. НЕОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (unlimited liabi­lity) — неограниченный размер убытков, которые единолич­ный собственник или партнеры должны взять на себя по закону. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (imperfect compe­tition) — все рынки, за исключением тех, на которых выполня­ются условия совершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия и олигопсония; рынки, на которых покупатели или продавцы способны в од­ностороннем порядке влиять на рыночные цены. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (nonprice competition) – конкуренция посредством дифференциации продукции, рек­ламы, мер по стимулированию сбыта и т.д.; воздействие на ры­ночный спрос в целях увеличения объемов продаж при неиз­менных ценах. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (non-price determinants of supply) — факторы, оказывающие воздей­ствие на предложение при неизменных ценах на рассматриваемый товар (издержки производства, технология, экономиче­ские ожидания, количество производителей и т.д.). НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА (nonprice deter­minants of demand) — факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар (дохо­ды, вкусы потребителей, иены на другие товары, экономиче­ские ожидания и т.п.). НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (inelastic supply) – коэффициент эластичности такого предложения меньше еди­ницы; процентное изменение цены больше процентного изме­нения величины предложения. НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС (inelastic demand) – коэффи­циент эластичности такого спроса по модулю меньше едини­цы; процентное изменение цены больше процентного измене­ния величины спроса. НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Примером неявных издержек для предпринимателя может быть заработная плата, которую он мог бы получать, работая по найму. НОМИНАЛЬНЫЙ (nominal) — измеряемый в текущих це­нах, не пересчитанный с учетом инфляции. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit) – часть сово­купных издержек фирмы; платежи, которые фирма должна осуществлять, чтобы приобрести и удержать предпринима­тельский талант; минимальный доход, которым должны возна­граждаться предпринимательские способности; вмененные из­держки. НОРМАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ (normal goods) — товары, вели­чина потребления которых увеличивается по мере роста дохо­дов потребителя. Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу является величиной положительной. НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (normative economics) -подход к оценке экономических явлений с точки зрения того, какой должны быть экономика, цели экономического разви­тия, экономическая политика. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОТ МОНОПОЛИЗАЦИИ (social cost of monopoly) — чистые потери общества, вызванные монопольным ограничением объемов выпуска; равны разнице между стоимостной оценкой, устанавливаемой потребителями за каждую единицу потерянного выпуска продукции, и пре­дельными издержками ее производства. ОБЩИЙ ДОХОД (см. ^ Совокупный доход). ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (см. Совокупные издержки). ОБЩИЙ ПРОДУКТ (см. Совокупный продукт). ОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (limited liabi­lity) — ограничение максимального размера потерь заранее оп­ределенным пределом. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ (scarce resources) – не­возможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рынок, на котором действует ограниченное количество фирм, производящих однородную (так называемая чистая олигополия) или дифференцирован­ную продукцию (дифференцированная олигополия); моно­польная власть отдельной фирмы ограничена особой взаимо­зависимостью фирм друг с другом; преобладает сильная неце­новая конкуренция. ОЛИГОПСОНИЯ (oligopsony) — рынок, на котором дейст­вует всего несколько покупателей. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal output) — объем вы­пуска, обеспечивающий фирме максимальный объем прибыли. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫПУСК (optimal positive output) — объем выпуска, обеспечивающий фирме мак­симальный объем прибыли, при условии, что она не собирает­ся прекращать свое производство. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР (optimal consumer bundle) — комбинация товаров и услуг, обеспечиваю­щая потребителю максимальную полезность. ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ — вид экономической модели, используемый при анализе поведения отдельных эко­номических субъектов для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели (пре­дельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п.), вследствие чего данный анализ принято называть маржинальным (от англ. margin). ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (decreasing returns to scale or diseconomies of scale) — про­цесс возрастания долгосрочных средних издержек фирмы с увеличением масштабов производства. ОТНОСИТЕЛЬНО ХУДШИЕ ТОВАРЫ (inferior goods) -товары, объем потребления которых падает с ростом доходов потребителей. Для данных товаров эластичность спроса по до­ходу является отрицательной. ПАРАДОКС ГИФФЕНА (см. ^ Товары Гиффена). ПАРЕТО-ОПТИМУМ (см. Эффективность по Парето). ПАРТНЕРСТВО (ТОВАРИЩЕСТВО) (partnership) – одна из форм организации предпринимательской деятельности: фир­ма, которой владеют и которой управляют два лица и более. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ОБЪЕМНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРО­СА (cross-output elastisity of demand) — характеризует процент­ное изменение цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%. Используется для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРО­СА (cross-price elastisity of demand) — характеризует процент­ное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Используется для характеристики взаимодополняющих и взаимозаменяюших товаров. ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable cost) – издержки, общая величина которых возрастает (уменьшается), когда воз­растает (уменьшается) объем выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату переменных факторов производства. ПЕРЕМЕННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (variable resourse) — всякий используемый фирмой ресурс, ко­личество которого можно изменять. ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (positive economics) – на­правление в экономической теории, предполагающее объясне­ние и прогнозирование экономических явлений, изучение об­щеэкономических закономерностей, на основе которых фор­мируются принципы экономического поведения, выявление причинно-следственной или функциональной связи между яв­лениями. ПОЛЕЗНОСТЬ (utility) — степень удовлетворения, полу­чаемая экономическим субъектом (см. ^ Функция полезности). ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ (easy money policy) – по­литика увеличения денежной массы в обращении. ПОЛИТИКА ДОРОГИХ ДЕНЕГ (tight money policy) – по­литика сокращения или ограничения роста денежной массы в экономике. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ (full employment) — уровень заня­тости, при которой существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный национальный продукт равен потенциальному). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОД­СТВА (increasing returns to scale or economies of scale) — про­цесс сокращения долгосрочных средних издержек фирмы при увеличении масштаба производства. ПОРЯДКОВАЯ (ОРДИНАЛИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОЛЕЗ­НОСТИ (ordinal utility theory) — разработана Ф. Эджуортом, В. Парето, И. Фишером, Р. Аленом, Дж. Хиксом в конце XIX — начале XX века. В отличие от количественной теории полезности, отвергает возможность количественного соизме­рения полезности благ, основывается на ряде аксиом, объяс­няющих поведение потребителя через сопоставление полезно­сти и построение кривых безразличия и бюджетных линий. ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed cost) – затраты фир­мы, величина которых не меняется при изменении объемов выпуска фирмы; расходы фирмы на оплату постоянных факто­ров производства. ПОСТОЯННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРС) (fixed resourse) — любой применяемый фирмой ресурс, количе­ство которого она не может изменить. ПОСТОЯННЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТ­ВА (см. ^ Эффект масштаба производства) ПОТОЛОК ЦЕН (price ceiling) — установленная законом максимальная цена на товар. ПОТОК (flow) — величина, измеряемая как количество в единицу времени. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР, или КОРЗИНА (consumption bundle) — совокупность товаров и услуг, выбранных потреби­телем. Записывается в виде Q= {Q1, Q2, …, Qi….. Qn), где Qi — количество товара i (Qi > 0); n — число товаров. ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) — объективная нужда чело­века или группы людей в чем-либо, необходимом для поддер­жания жизнедеятельности и развития организма и личности. (см. Теория иерархии потребностей Маслоу). ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ ФАКТОРА (РЕСУРСА) (marginal revenue product — MRP) — прирост совокупного до­хода фирма от использования одной дополнительной единицы какого-либо ресурса, при этом количество других ресурсов ос­тается неизменным. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ (Marginal Rate of Substitution, или MRS) товара А товаром В называют количест­во товара В, которое должно быть сокращено «в обмен» на уве­личение количество товара A на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.