Агропромышленный комплекс области является одним из ведущих в России. Сельскохозяйственные угодья занимают

ИНФОРМАЦИЯдля выступления на региональном молодежном форуме«Ростов 2011 – территория развития!»Неклиновский район 7 сентября 2011 годаУважаемые участники форума! От имени Министерства сельского хозяйства и себя лично приветствую участников, организаторов и гостей регионального молодежного форума «Ростов 2011 – территория развития!» В любом современном обществе молодежь – наиболее ценный ресурс. Она готова идти на риск, жертвовать многим, претворяя в жизнь свои творческие планы и замыслы, и уверенной поступью двигаться к победе. Региональный форум не только закладывает новые традиции, но открывает для молодежи новые горизонты. Форум предоставляет уникальную возможность инициативной, талантливой и целеустремленной молодежи обменяться опытом и поучиться у профессионалов, раскрыть свой потенциал, приобрести новые ценные контакты. Желаю всем участникам и гостям Форума новых открытий, ярких впечатлений, интересных встреч и продуктивной работы!Общая характеристика АПК Ростовской области Агропромышленный комплекс Ростовской области – административного центра Южного федерального округа, представляет собой систему взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Благоприятные природно-климатические условия, уникальное транзитное положение в транспортной сети страны способствовали капитализации в Ростовской области значительного потенциала в агропромышленном комплексе и превращению ее в житницу России. Агропромышленный комплекс области является одним из ведущих в России. Сельскохозяйственные угодья занимают 8,2 млн. га, пашня – 5,8 млн. га, в том числе орошаемая – 228 тыс. га. В сельхозпроизводстве занято 1,7 тысяч сельхозорганизаций, 13 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, более ^ 2 тысяч индивидуальных предпринимателей, свыше 547 тысяч личных хозяйств граждан. На территории в 100 тысяч квадратных километров проживает 4,2 млн. человек, из них третья часть в сельской местности – 1,4 млн. человек. В секторе сельского хозяйства создается ^ 12% ВРП Ростовской области, занято около 14% от всего занятого населения по экономике. По степени вклада в формирование ВРП области сельское хозяйство занимает третье место после обрабатывающей промышленности и торговли. В области выделяют шесть основных природно-сельскохозяйственных зон. Северо-Западная – скотоводческо-свиноводческая с развитым зернопроизводством, объединяет 9 районов. Северо-Восточная – скотоводческо-зерновая с развитым свиноводством и птицеводством, в нее входят 9 районов.^ Центральная орошаемая – скотоводческо-овощеводческая с развитым виноградарством и рисосеянием, включает 6 районов.Приазовская – скотоводческо-зерновая с развитым пригородным хозяйством, объединяет 8 районов.^ Южная – зерно-скотоводческая с развитым свиноводством, в ней насчитывается 6 районов. Восточная – овцеводческо-зерновая с развитым мясным скотоводством, включает 5 районов. Более 65% валовой продукции сельского хозяйства области производится в отрасли растениеводства, где первостепенное значение имеет зерновая отрасль (под зерновыми культурами занято 67% посевных площадей). Сбор зерновых культур в области ежегодно составляет в среднем 6-7 млн. тонн, масличных – более 1 млн. тонн. Ростовская область поставляет зерно и подсолнечное масло в северные регионы и промышленно развитые центры страны. Кроме того, она является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. Экспорт зерновых на внешний рынок составляет более 4 млн. тонн в год, подсолнечного масла – более 300 тыс. тонн. На Дону традиционно развито животноводство. В этой отрасли хозяйства специализируются по молочному и мясному скотоводству, свиноводству, овцеводству, коневодству и птицеводству. На востоке области содержат преимущественно мясной скот калмыцкой породы, развито коневодство и овцеводство. На севере области в Миллеровском и Каменском районах» построены и функционируют 2 свиноводческих комплекса ЗАО «Русская Свинина» и ООО «Русская Свинина, Миллерово». В Белокалитвинском, Каменском и Семикаракорском районах компания «Оптифуд» занимается производством мяса птицы. В Октябрьском районе Ростовской области построен самый крупный в Европе комплекс по производству мяса индейки ООО «Евродон». В хозяйствах Азовского, Зерноградского, Мясниковского, Матвеево-Курганского, Миллеровского, Неклиновского районов сосредоточено молочное скотоводство.^ Пищевая и перерабатывающая промышленность занимают первое место среди обрабатывающих производств по объемам отгруженных товаров (выполненных работ и услуг) – ее вклад в общий промышленный объем составляет более 28%. В этой отрасли работает более 200 крупных и средних предприятий, действует более тысячи организаций малого бизнеса. В области производится продукция практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности: – мясоперерабатывающая насчитывает 25 крупных и средних мясокомбинатов, общей мощностью по убою – ^ 231 тыс. тонн в живом весе в год, по производству колбасных изделий – 75 тыс. тонн;- молокоперабатывающая насчитывает 27 крупных и средних предприятий и 11 малых предприятий и цехов общей производственной мощностью по переработке молока свыше 615 тыс. тонн в год. – масложировая – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности области. По производству масла прессового Ростовская область занимает второе место в России, а по производству масла рафинированного дезодорированного – 1 место; – мукомольная насчитывает 14 крупных и средних предприятий общей производственной мощностью по выпуску муки 430 тыс. тонн в год, и 300 минимельниц;- хлебопекарная насчитывает 17 крупных и средних хлебопекарных предприятий, 28 хлебозаводов потребительской кооперации и более чем 300 минипекарен; – кондитерская насчитывает 250 предприятий и цехов;- плодоовощная насчитывает 11 предприятий общей производственной мощностью 109,4 млн. условных банок в год.- безалкогольная насчитывает ^ 14 крупных и средних специализированных предприятий области. Государственная политика в сфере развития сельского хозяйстваВ целях правового регулирования отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий в 2006 году был принят Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В целях определения основных приоритетов аграрной политики актуальных для Ростовской области 19.11.2009 г. принят Областной закон № 326-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области». Их всего 7, это: сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения; обеспечение увеличения производства продукции животноводства и растениеводства;устойчивое развитие сельских территорий, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, а также несельскохозяйственных видов деятельности;создание условий для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе путем развития соответствующей инфраструктуры; осуществление инновационной политики, в том числе путем создания условий для эффективного использования научно-технического потенциала, разработки и внедрения новых технологий производства сельскохозяйственной продукции;кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства, предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям; оказание содействия муниципальным образованиям в сфере сельскохозяйственного производства. Закон вовлекает в реализацию аграрной политики третий уровень – органы местного самоуправления, и упорядочивает реализацию аграрной политики исполнительными органами власти и органами местного самоуправления Ростовской области. В частности в законе определено, что аграрная политика области будет реализовываться не только посредством мероприятий программ развития сельского хозяйства областного значения, но и посредством муниципальных программ в сфере сельского хозяйства. Кроме того, органы исполнительной власти оказывают поддержку местному самоуправлению в реализации их полномочий в сфере сельского хозяйства и содействие в сфере сельскохозяйственного производства и социального развития села. В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, утвердившем Государственную программу развития сельского хозяйства, всем субъектам Российской Федерации поручено разработать региональные программы. 30.11.2009 г. постановлением АРО № 633 утверждена Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010 – 2014 годы в Ростовской области. В программе сохранены направления, определенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2014 годы, систематизированы имеющиеся проблемы и риски, поставлены цели и задачи по развитию сельского хозяйства области на среднесрочный период, предусмотрен комплекс мероприятий по развитию сельского хозяйства, рыбоводства, социальной сферы села, перерабатывающей промышленности, малого сельскохозяйственного бизнеса, конкуренции на продовольственном рынке, а также развития потребительской кооперации.Основными целями программы являются: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, а также рыбы и рыбопродукции, производимой в Ростовской области;развитие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области для обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания по экономически обоснованным ценам в объемах и ассортименте, достаточных для рационального питания;увеличение доли местных товаропроизводителей в объемах реализуемой продукции; сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, как основного средства производства и национального достояния области; устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения. Достижение указанных целей особенно актуально для Ростовской области, ввиду того, что в сельской местности проживает более трети жителей области (1,4 млн. человек). Общий объем финансирования программы из областного бюджета в 2010 – 20114 годах составит ^ 15,5 млрд. руб., в том числе в 2010 году –5,3 млрд. рублей. В текущем году на развитие животноводства будет направлено 201,7 млн. рублей программы, на развитие растениеводства – 179,6 млн. рублей, на улучшение жилищных условий сельских жителей и строительство инженерной инфраструктуры будет направлено ^ 358,2 млн. рублей. Для решения поставленных задач в программу включено 12 подпрограмм и 6 разделов.Пять подпрограмм направлены на развитие животноводства – молочного и мясного скотоводства, овцеводства, птицеводства и свиноводства. Меры государственной поддержки направлены на компенсацию затрат по содержанию скота в племенных и товарных хозяйствах. Будет продолжена бюджетная поддержка реализации инвестиционных проектов. С 2010 года помимо ставших традиционными направлениями поддержки племенного животноводства реализуются новые виды поддержки. Это: субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья КРС мясного и молочного направления в товарных хозяйствах; субсидии на возмещение части затрат по выращиванию молодняка КРС и реализации его перерабатывающим предприятиям Ростовской области; субсидии на возмещение части затрат за произведенное молоко и реализованное на перерабатывающие предприятия области; субсидии на приобретение семени племенных быков – производителей для искусственного осеменения коров. В результате реализации мероприятий к 2013 году по сравнению с 2006 годом (начало приоритетного национального проекта) в отрасли животноводства производство молока возрастет на 26,7% и составит 1120 тыс. тонн, мяса на 53,1% и составит 398 тыс. тонн, продуктивность коров увеличится на 17,3%, средний удой на одну корову составит 4350 кг молока. Три подпрограммы направлены на развитие растениеводства: подпрограмма «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области на 2010–2014 годы» с объемом финансирования 2,3 млрд.. рублей, в т.ч. в 2011 – 617, млн. рублей; подпрограмма «Развитие виноградарства и виноделия в Ростовской области на 2010–2014 годы» с объемом финансирования ^ 19 млн. рублей, в т.ч. в 2011 – 11,3 млн. рублей; подпрограмма «Развитие плодоводства в Ростовской области на 2010–2014 годы» с объемом финансирования 68 млн. рублей, в т.ч. в 2010 – 22,6 млн. рублей. Мероприятия программы сохранения и восстановления плодородия почв бут направлены на стимулирование проведения сельхозтоваропроизводителями агрохимического обследования полей, увеличения использования минеральных удобрений. Кроме того, запланированы новые направления по выполнению функций государственного заказчика по вопросам обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, обозначенных в Областном законе от 14.01.2008 № 858–ЗС «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области». Государственное регулирование в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения планируется осуществлять по следующим основным направлениям: проведение почвенно-мелиоративного обследования для сбора информации и ведения банка данных о состоянии плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. По результатам почвенно-мелиоративного обследования выполняются работы по мелиоративной обработке солонцов. Планируется ежегодное проведение почвенно-мелиоративного обследования на площади 8-10 тыс. га. За период 2010–2012годов объём выполненных работ составит 28,1 тыс. га; ежегодное проведение фитосанитарного обследования земель сельскохозяйственного назначения для составления прогноза распространения вредителей, болезней сельскохозяйственных культур, рационального комплексного и безопасного применения средств защиты растений; разработка нормативной и методической документации в сфере обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения для установления стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, разработка теоретического и технологического обоснования применяемых в Ростовской области ресурсосберегающих технологий в земледелии. Мероприятия подпрограммы развития виноградарства и виноделия направлены на улучшение качества производимого винограда аборигенных (местных) сортов, обеспечение качественной сырьевой базы для винодельческой отрасли. Субсидироваться будут закладка виноградников и питомников и уходные работы. Мероприятия подпрограммы развития плодоводства будут способствовать обеспечению населения свежими плодами в течение года, перерабатывающих предприятий сырьем. Субсидироваться будут расходы на закладку насаждений, садов интенсивного типа и уходные работы. Расходы бюджета по этим направлениям составят За три года реализации мероприятий подпрограмм будет предотвращено от выбытия из сельскохозяйственного оборота ^ 36 тыс. га сельскохозяйственных угодий, защищено 11,7 тыс. га от водной эрозии, затопления и подтопления, 48 тыс. га от ветровой эрозии и опустынивания, внесено минеральных удобрений 660 тыс. тонн д.в., заложено 130 га новых виноградников, площадь закладки садов достигнет 400 га. В рамках программы наряду с развитием крупного сельскохозяйственного производства средства направляются на развитие малого и среднего сельского предпринимательства.Мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего сельского предпринимательства и личных подсобных хозяйств в Ростовской области на 2010 – 2014 годы» обеспечивают поддержку инвестиционной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов организаций потребительской кооперации. На реализацию мероприятий подпрограммы запланировано 471,7 млн. рублей, в т. ч. в 2011 году – 186,2 млн. рублей.^ Кроме средств, предусмотренных подпрограммой, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по итогам 1-го полугодия 2011 года фермерскими хозяйствами получено более 556 млн. рублей, в том числе – субсидии по привлеченным кредитам – 50 млн. руб. – растениеводство – 67 млн. руб. – животноводство – 12 млн. руб. Получено 383 единицы сельхозтехники по «льготной цене» на общую сумму более 252 млн.руб. Фермерами получено дизельного топлива по сниженным ценам – 24 тыс. тонн. В результате объем реализуемой продукции, произведенной хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами увеличится за 3 года на 10%. Возрастет количество работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов. И здесь хочу отметить, что кроме развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств программные мероприятия направлены на развитие организаций, обеспечивающих сбыт производимой ими продукции. ^ С 2010 года расширен перечень мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации: Это расходы областного бюджета по возмещению части затрат на приобретение основных средств, необходимых для закупки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции 5,5 млн. рублей; Возмещение части затрат на уплату авансовых и текущих лизинговых платежей при приобретении основных средств, покупку и установку оборудования, обеспечивающего предпродажную подготовку, производимой сельскохозяйственной продукции, а также части затрат на подключение к инженерной инфраструктуре – 3,1 млн. руб. Политика поддержки малых форм хозяйствования на селе на длительную перспективу будет сохранять свою актуальность, так как фермерские хозяйства и личные подворья граждан имеют важную социальную функцию, обеспечивая дополнительные доходы селян, а также производят более 60% объема всей сельскохозяйственной продукции. Коротко о перспективах:1.направление развитие семейных животноводческих ферм В 2009 году Минсельхозом России Приказом Минсельхоза России от 24.04.2009 № 163 утверждена целевая ведомственная программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ на 2009-2011гг.». В настоящее время подготовлен проект программы на 2012 – 2014годы.Предлагаемые меры: строительство инфраструктуры к семейным животноводческим фермам за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; субсидирование инвестиционных кредитов (до 15 лет – в животноводстве) и текущих кредитов; субсидирование части затрат по строительству (реконструкции) семейных животноводческих ферм (из бюджета РФ – 30%; из бюджета субъекта РФ – 30%; собственные средства – 40%); приоритетное участие в других мероприятиях Госпрограммы. Из федерального бюджета планируется направить – 1,5 млрд. руб.На областном уровне В минсельхозпрод области поступили и отработаны заявки от 38 претендентов, желающих стать участниками программы. Предполагается построить 33 фермы молочного направления и 5 – мясного. Потребность в кредитных ресурсах составит порядка 325 млн. рублей. Потребность в бюджетных средствах – 34 млн. рублейВ настоящее время подготовлены предложения по господдержке создания животноводческих ферм в виде субсидий на возмещение части затрат: на строительство (реконструкцию) семейных животноводческих ферм (50% от фактических затрат, без учета НДС); на приобретение сельскохозяйственных животных для семейных животноводческих ферм (25% от фактических затрат, без учета НДС); на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для оснащения семейных животноводческих ферм (30% от фактических затрат, без учета НДС); строительство (ремонт) подъездных дорог присоединения и/или подключения к сетям: электрическим, газораспределительным водопровода и канализации для семейных животноводческих ферм (25% от фактических затрат, без учета НДС). Решается вопрос и финансировании.2. Направление: Минсельхозом Российской Федерации разработана и проходит согласование ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы». В 2012 году планируется направить из федерального бюджета на реализацию указанной программы 2 млрд. рублей.Предлагаемые меры: предоставление грантов на создание (развитие) фермерского хозяйства; предоставление грантов на социальное обустройство фермера; субсидирование инвестиционных кредитов (до 15 лет – в животноводстве, до 8 лет – в растениеводстве) и текущих кредитов; субсидирование экономически значимых региональных программ, в т.ч. предусматривающих компенсацию части затрат КФХ по уплате первого платежа по лизингу сельхозтехники, оборудования и скота; приоритетное участие в других мероприятиях Госпрограммы.^ Для привлечения Ростовской областью федеральных средств принято решение разработать аналогичную региональную программу или включить мероприятия в Областную долгосрочную целевую программу развития сельского хозяйства; предусмотреть расходные обязательства в областном бюджете (выполнение условий софинансирования средств из федерального бюджета); принять областной нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и сроки предоставления субсидий конечным получателям (КФХ); определить обязательства по выполнению показателей, установленных соглашением между Минсельхозом Российской Федерации и Администрацией Ростовской области.3 Направление В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам работы II Всероссийского форума сельских поселений (10 июня 2011 г., г. Саранск) Минсельхозом Российской Федерации в настоящее время разрабатывается программа, направленная на развитие производства продукции растениеводства и садоводства в садоводческих некоммерческих объединениях. Государственную поддержку за счет средств федерального бюджета садоводческим некоммерческим объединениям планируется предоставлять на обустройство инженерной, дорожной инфраструктуры, энергообеспечение, водоснабжение, газификацию и развитие систем противопожарной безопасности. Указанные средства будут направлены в субъекты Российской Федерации при условии разработки региональных программам, предусматривающих мероприятия по развитию производства продукции растениеводства и садоводства в садоводческих некоммерческих объединениях. В настоящее время проект программы по развитию садоводческих некоммерческих объединений граждан в Ростовской области на 2012 – 2014 разработан региональным отделением «Союз садоводов России» и представлен на рассмотрение в минсельхозпрод области. Для реализации программы потребуется выделение дополнительных средств областного бюджета в размере ^ 30 млн. рублей (10 млн. рублей ежегодно). Учитывая социальную значимость данного направления, мы вышли с предложением о включения указанных расходов в прогноз социально-экономического развития Ростовской области по министерству сельского хозяйства и продовольствия на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы (ко второму чтению Областного закона об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы). Все эти программные продукты будут направлены на сохранение трудовых ресурсов на селене, на увеличение объемов производимой продукции и здесь встает вопрос о том как организовать сбыт продукции, произведенной Донскими сельхозтоваропроизводителями.^ Мероприятия раздела «Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» -35 млн. руб. направлены на содействие сельхозтоваропроизводителям по участию в зерновых интервенциях; в продвижении готовой продукции на рынок Ростовской области и других регионов, повышению уровня доступности продуктов питания для населения, расширению производственных мощностей для переработки производимого в области сельскохозяйственного сырья. Здесь хотелось бы отметить, что в целях организации взаимоувязанной схемы производства, закупки, переработки и сбыта, особенно молочной продукции, возрастает роль поддержки развития субъектов малого предпринимательства:1. за счет создания соответствующей инфраструктуры поддержки сельского предпринимательства^ 2. за счет организации самозанятости безработных граждан.В части самозанятости: в области активно ведется работа по данному направлению. Ее важнейшим направлением является комплексное решение развития торгово закупочной деятельности и организации самозанятости безработных граждан. В настоящее время во всех муниципальных районах разрабатываются программы развития торгово-закупочной деятельности с участием организаций Ростовского облпотребсоюза и сельхозкооперативов и индивидуальных предпринимателей из числа безработных граждан, организовавших свое дело по производству сельхозпродукции. В рамках ведомственной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2011 год» по итогам первого полугодия текущего года количество участников программы в части организации самозанятости безработных граждан в сфере сельского хозяйства составило 636 человек. Создано 100 дополнительных рабочих мест. В разрезе отраслей агропромышленного производства организовали собственное дело: в животноводстве – 424 человека (51,3 % к 2010 году), в растениеводстве и овощеводстве – 96 человек (66,7 %), в пчеловодстве – 101 человек (76,5%), в производстве пищевых продуктов – 15 человек (в первом полугодии 2010 года – 0). В настоящее время Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области В.Ю. Голубев соответствующим постановлением утвердил долгосрочную целевую программу «Содействие занятости населения Ростовской области на 2012-2014 годы». За 3 года на реализацию программы будет выделено свыше 4 млрд рублей. Из них около 1,5 млрд рублей будут направлены из областного бюджета, а остальная сумма – из средств федерального бюджета. В части создания соответствующей инфраструктуры поддержки сельского предпринимательства в декабре 2010 года создано некоммерческое партнерство «Аграрный рынок» (далее – Партнерство), одним из учредителей которого является министерство сельского хозяйства и продовольствия области. Участие Администрации Ростовской области в Партнерстве представлено в виде имущественного взноса в сумме 35,0 млн. рублей. За счет имущественного взноса Партнерством приобретено и передано Партнерам НП «Аграрный рынок» (мясоперерабатывающим предприятиям – ООО «Мясокомбинат» Песчанокопского района и ИП «Пятикопов С.А.» Сальского района, сельскохозяйственному потребительскому снабженческо – сбытовому кооперативу «Донагроресурс» Багаевского района) оборудование и транспорт на общую сумму около 32,0 млн. руб. В свою очередь Партнерами приняты обязательства по организации до 2016 года прироста в области объема закупок мяса в убойном весе на 32,1 тыс. тонн или на 9%, плодоовощной продукции – на 45 тыс.тонн или на 12%. При этом цены реализации производимой продукции остаются ниже рыночных. Для обеспечения гарантированного сбыта произведенной сельхозпродукции и решения проблем социальной защиты населения городов области планируется создание в 2012-2013г.г. собственной фирменной торговой сети: в 2012 г. – установка 20 стационарных торговых объектов в г. Ростове-на-Дону, в 2013г.- еще 10 в других городах области. В настоящее время ведутся переговоры с администрацией города Ростова-на-Дону о выделении 20 земельных участков в «спальных» районах города Ростова-на-Дону под установку стационарных торговых объектов малых форматов НП «Аграрный рынок». Необходимо признать, что производимая в области продукция перерабатывающей отрасли не всегда выдерживает конкуренцию, в том числе с производителями соседних регионов. В связи с этим возникают трудности со сбытом продукции. Причиной зачастую является не качество продукции, а состояние товаропроводящих сетей и использование маркетинга. В этом случае, мероприятия подпрограммы «Развитие конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2010 – 2014 годы» направлены на решение этих проблем. Для обеспечения территориальной доступности продовольственных товаров во всех муниципальных образованиях Ростовской области потребуется: оптимизация размещения торговой сети; упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах; привлечение отечественных и иностранных компаний, внедрение современных технологий (в том числе сетевых – создание супер- и гипермаркетов, магазинов-складов и т.д.); привлечение внебюджетных инвестиций в реконструкцию и строительство розничных рынков; организация сельскохозяйственных ярмарок, выставок (в том числе «ярмарок выходного дня»), обеспечение торговых мест на розничных рынках для представителей крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предприятий потребкооперации; оборудование рядов для сезонной торговли плодово-ягодной продукцией ЛПХ; создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке агропродовольственной продукции. Для решения этих задач необходимо повышение инвестиционной привлекательности сферы производства и переработки агропродовольственной продукции, развитие товаропроводящей сети в сельских территориях. Программные мероприятия, не вошедшие в подпрограммы, включены в разделы программы.Раздел «Развитие отраслей растениеводства» предусматривает средства на компенсацию затрат по приобретаемым элитным семенам сельскохозяйственных культур и химических средств защиты растений (рапс). (всего 209,9 млн. рублей, в т.ч. в 2011 году – 111,0млн. рублей).^ Раздел программы «Достижение финансовой устойчивости» предусматривает предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кратко- и долгосрочным кредитам сельскохозяйственными товаропроизводителями, техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, снижение рисков в сельском хозяйстве. (Всего 7,6 млрд. рублей, в т.ч. в 2011 году – 3,1 млрд рублей).^ Раздел программы «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» (всего 3,8 млн. рублей, в) включает мероприятия по трем направлениям: 1. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. (^ Планируется, что все муниципальные органы управления АПК будут иметь возможность доступа в систему и предоставления информации в нее); 2. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Количество оказанных услуг в 2012 году по сравнению с 2007 годом должно возрасти в 3 раза. Рост будет обеспечен за счет привлечения на конкурсной основе информационно-консалтинговых служб, включая консультационные центры АККОРА; 3. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.^ Раздел «Развитие рыбоводства» предусматривает мероприятия, направленные на создание условий для повышения конкурентоспособности продукции рыбоводства. (всего 103,5 млн. рублей, в т.ч в 2010 году – 78 млн. рублей)Раздел «Прочие мероприятия» предусматривает направления расходования средств на утилизацию биоотходов, противоэпизоотические мероприятия (всего 60,3 млн. рублей, в т.ч. в 2011 году – 12 млн. рублей).Отдельно хочу остановиться на подпрограмме Социальное развитие селаВ целях формирования кадрового потенциала на селе из молодых, квалифицированных специалистов, создания привлекательных жизненных условий, предусмотрен ряд мероприятий, которые включены в подпрограмму «Социальное развитие села в Ростовской области на 2010-2012 годы». Мероприятия подпрограммы направлены на субсидирование затрат сельских жителей по приобретению жилья, финансирование строительства объектов газификации, объектов водоснабжения в сельской местности.Примечание С момента реализации национального проекта (2006 год) построено и введено в эксплуатацию: