Агропромышленный сектор экономики, его реформирование и перспективы развития

«Аграрный секторэкономики, его реформирование и перспективы развития (на примере РБ)»

Реферат
Объем работы25 стр., в том числе 2 табл.
В курсовойработе исследуется проблема реформирования аграрного сектора в Республике Беларусь.В курсовую работу включены следующие задачи:
1.        Отразитьсущность аграрного сектора
2.        Определить,что такое агропромышленный комплекс, а также проблемы возникающие в нем
3.        Оценитьперспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
В результате проведенногоисследования сделаны следующие выводы:
1.        Аграрныйсектор страны – одна из важнейших сфер экономики, которая жизненно необходима.
2.        Агропромышленныйкомплекс – это комплекс предприятий по производству и переработке сельскохозяйственнойпродукции, а также предприятия, производящие средства производства длясельского хозяйства
3.        Реформированиес/х сектора Республики Беларусь, прежде всего, связано с формой собственности,а именно гегемонией государства в данной сфере.

Введение
Аграрныйсектор, несмотря на свою порой невысокую долю в ВВП, всегда имел большоезначение для экономики любой страны. Именно сельское хозяйство стало первойотраслью стран, когда уже можно было говорить об экономики на макроуровне.Сельское хозяйство явилось предпосылкой возникновения государственности,объединению различных племен в одну страну и т.д.
Сегодняаграрный сектор имеет ряд особенностей. Такие процессы, как глобализация,интернационализация подстегнули государства производить лишь те продукты,которые имеют сравнительные преимущества по сравнению с другими странами. Т.е.нельзя говорить, что страны производят полный набор продуктов самостоятельно. Некоторыестраны даже практически полностью закупают его за рубежом, так как есть болеевыгодные сферы промышленности. Однако, это приводит к некоторой дестабилизациимирового рынка продовольствия. Так, если в Индии засуха, то цена на сахар в мирерастет в разы, как в этом году.
Поэтомукаждое государство в той или иной степени должно путем производства либостратегических закупок обеспечить стабильность продуктовых поставок в стране.
Пообъему ВВП сельское хозяйство в Республике Беларусь занимает третье место послепромышленности и сферы услуг. Для Беларуси аграрный сектор является одним извалообразующих. И если само сельское хозяйство в силу особенностей имеетдотационный характер, то сопутствующие отрасли развиты и очень сильно. Поэтомуразвитие самого сельского хозяйство должно развиваться, чтобы обеспечить сырьемсопутствующие отрасли.
Цельработы – показать степень развития и тенденции развития сельского хозяйства вРеспублике Беларусь.
Предметисследования – экономика страны.
Задачиданной работы:
4.        Выявитьсущность аграрного сектора
5.        Определить,что такое агропромышленный комплекс, а также проблемы возникающие в нем
6.        Оценитьперспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
1. Аграрный сектор, его сущность,специфика, и роль в развитии национальной экономики
В сельском хозяйстве, каки в других секторах, действуют основные закономерности экономического развития.Более того, многие законы рыночной экономики проявляются в аграрной экономике вболее чистом виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйствопредставлено многочисленными и сравнительно небольшими фермерскими хозяйствами,действующими относительно автономно друг от друга. Поэтому учебники по экономическойтеории часто иллюстрируются примерами сельскохозяйственного производства. [2]Темне менее, аграрная экономика обычно выделяется в особый курс, для аграрногосектора развивается самостоятельная экономическая теория. Для чего этоделается, почему, скажем, нет курса экономики угольной промышленности илистроительства? Причиной тому целый ряд специфических особенностей аграрногосектора, требующих его отдельного рассмотрения. Остановимся на наиболеесущественных из них.
Прежде всего,сельское хозяйство в развитых странах представляет собой классический примерсовершенно конкурентной отрасли, поскольку сельхозпроизводство ведется большимколичества продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемомпредложения для влияния на цены, продукт практически не диверсифицируем, акроме того, практически отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка.
Втораяособенность – вследствие слабой дифференцируемости продукции продавцы имеютмало возможностей для повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственнуюпродукцию и средства производства для сельского хозяйства из года в год во всеммире изменяется не в пользу аграрного сектора.
Еще однаособенность – сильная зависимость сельхозпроизводства от природных условий.Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрныйсектор сферой относительно рискованного приложения капитала.
Конечным продуктомсельскохозяйственного производства и продовольственного сектора являетсяпродовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, какправило, низка. Потребители приобретают основные виды продовольствия независимоот роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. С другойстороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары являетсянеэластичным и по доходу.
Низкаяэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию порождает так называемуюдолгосрочную фермерскую проблему. Сама по себе низкая эластичность спроса ещене является проблемой для сектора экономики, если предложение не растет илирастет медленно. Но дело в том, что за последний век аграрный сектор пережилзначительный научно-технический прогресс, резко выросла производительностьаграрного труда и предложение сельскохозяйственной продукции стало быстрорасти. А с ростом реальных доходов спрос каждой отдельной семьи, предъявляемыйк аграрно-продовольственному сектору сокращается. Но с ростом благосостоянияобычно сокращается и рождаемость, а это означает снижение темпов ростанаселения. В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию вобществе растет медленнее, чем ее предложение.
Результирующимтрендом становится относительное падение фермерских доходов. В долгосрочнойперспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторахэкономики. Так как сельское хозяйство – высоко конкурентная отрасль, казалосьбы, что в силу законов рынка параллельно с падением доходов должен происходитьотток фермеров из этой отрасли в более прибыльные сферы деятельности. Однако напрактике этого не происходит. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводитк усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя исельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни итруда и обусловливает особый общественный консерватизм этой части населения.
Ценоваянеэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию в совокупности сбольшой зависимостью аграрного производства от природного фактора иконкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: ценына рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания в объемахпредложения в зависимости от тысячи неподконтрольных фермеру причин (высокийили низкий урожай и т.д.) – и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.
Еще одно отличиеаграрного сектора от других секторов экономики заключается в том, что наиболеераспространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянскоехозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования являетсяблагосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрногопроизводства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предпринимательвсегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистомвиде неприменимо. [2]
В дополнение квышеназванным особенностям аграрной экономики следует отметить, что этот секторхарактеризуется еще и особым отношением общества к нему. Протекционизм какэкономическая политика защиты отечественного производителя присущ, безусловно,не только сельскому хозяйству. Однако именно в продовольственной сфере оннаиболее распространен и силен. Наряду с общими аргументами в пользупротекционизма (противодействие демпингу, защита становящейся отрасли,безработица и т.п.) в аграрной сфере используют и специфические доводы. Преждевсего, это стремление к продовольственной безопасности нации, котораяпонимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельскойместности, так называемый сельский ландшафт. [8, с. 11]
Традиционныйсельский ландшафт с его национальными особенностями безусловно являетсянациональным культурным достоянием каждой страны. С сокращением численностисельскохозяйственного населения возникает угроза его утраты. Эта проблемаособенно актуальна для стран Западной Европы, которые долгое время пыталисьпутем экономической поддержки собственных фермеров решать и эту проблему. Обособой актуальности именно аграрного протекционизма свидетельствует то, что напротяжении всей послевоенной истории проблема его устранения занимает важнейшееместо в ряду проблем международной торговли. Этот вопрос был основным приразработке Римского договора, с которого начался Европейский экономическийсоюз. Это вопрос занимает центральное место в итоговых документах Уругвайскогораунда ГАТТ.
В настоящеевремя в Республике Беларусь применяются следующие основные способырегулирования аграрного сектора:
– Поддержкацен и доходов производителей. Сюда относятся прямые ценовые субсидиипроизводителям, установление минимальных гарантированных цен, государственныезакупки продовольствия для нужд армии, районов Крайнего Севера, крупныхгородов;
– Внешнеторговоерегулирование;
– Меры,направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способыкомпенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям,система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам);льготный кредит сельхозпроизводителям (сниженная ставка процента, льготныесроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга); налоговые льготы;
– Структурнаяполитика: различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей.
Такимобразом, экономические отношения в аграрном секторе достаточно специфичны, чтообуславливает необходимость особого теоретического курса аграрной экономики.Роль аграрного сектора в экономике является неоспоримо высокой. И дело не всоздании ВВП. Сельское хозяйство любого государства призвано обеспечить населениенеобходимыми продуктами.2. Проблемы функционирования АПК Беларуси
Агропромышленныйкомплекс Республики Беларусь является самым крупным производственным комплексомэкономики страны.
Организационнаяструктура АПК включает 3 сферы:
1.        Сельскоехозяйство осуществляет производство продовольствия и сырья для перерабатывающейпромышленности.
2.        Отраслипроизводящие средства производства для АПК. Средства производства – этосовокупность предметов труда и средства труда. Предметами труда являются всето, на что направлена деятельность человека. Средства труда – это все то, спомощью чего человек воздействует на предмет труда.
3.        Отраслиобеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей – заготовка,переработка, хранение, транспортировка и реализация с/х продукции. В число этихотраслей входят пищевая, мясная, молочная, рыбная, комбикормоваяпромышленности, а так же легкая промышленность работающая на с/х среде иторговля продовольственными товарами.
С\хпредприятия представляют собой коллектив трудящихся вооруженных средствамипроизводства и производящих с\х продукцию в соотношении с гос. законом,договорами и внутренними потребностями.
С\х производство внастоящее время характеризует возникновение ряда новых форм хозяйствования. [8, с. 16]
К числуосновных принципов формирования фермерских хозяйств относят следующие:
1.        Добровольностьформирования и свобода выбора партнеров.
2.        Переводсистемы землепользования на основы частной собственности или пожизненногонаследования.
3.        Полнаяэкономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
ИнфраструктураАПК:
1.        Социальнаяинфраструктура АПК.
2.        Показателиэффективности АПК.
3.        Производственнаяинфраструктура АПК.
Инфраструктура– это предприятия и организации обслуживающие АПК и обеспечивающие развитиепроизводства и жизнедеятельности людей.
Инфраструктураподразделяется на производственную и социальную.
Производственнаяинфраструктура включает:
1.        Системудоведения до потребителя (оптовые базы, склады)
2.        Транспорти связь.
3.        Системуматериально-технического снабжения (запчастями, ГСМ, удобрениями).
4.        Системуматериально-технического обслуживания (электроснабжение, водоснабжение,газоснабжение).
Социальнаяинфраструктура включает:
1. Дошкольныеучреждения (ясли, сады).
2. Учрежденияобразования и наук.
3. Учрежденияздравоохранения, спорта и охраны окружающей среды (ФАП, амбулатории).
4. УчрежденияЖКХ и т.д.
Отстепени развития аграрного сектора страны зависит экономическое и материальноеблагосостояние ее граждан, повышение или понижение общего уровня жизни.
Современнаяполитика в сфере рыночной экономики не дает сельскохозяйственному комплексуработать на полную силу. Этот факт во многом объясняется уникальностьюаграрного производства и его продукта. Кроме того, сельскохозяйственные цены идоходы аграриев значительно отстают от цен и доходов в экономической системестраны в целом. Именно эти факторы и являются причиной для появления тенденцииснижения мотивации предпринимательской деятельности в аграрном секторе.
Сельскоехозяйство представляет собой одну из важнейших областей развития экономическогои промышленно-производственного благосостояния нашей страны.
Задачейсельского хозяйства является удовлетворение продовольственных потребностейнаселения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесьвыступает главным поставщиком сырья.
Ключевойособенностью сельскохозяйственного комплекса является использование в качествеобъекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главнымсредством производства в агропромышленном комплексе. Основой производства всельскохозяйственном секторе является использование природных биологическихфакторов, которые представляют собой животные и растения. Исходя извышесказанного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит отестественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, иприродно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия.Именно этим и обусловлена территориальная рассредоточенность производствасельскохозяйственной продукции.
Следуеттакже сказать, что средством формирования сельскохозяйственных фондов, взначительно большей мере, чем в других отраслях промышленно-экономическогосектора, происходит за счет собственной продукции.
Аграрный сектор включаетживотноводство и растениеводство. На долю скотоводства приходится болееполовины стоимости валовой продукции животноводства. На 1 января 2008 года вхозяйствах насчитывалось 4 млн. 006,7 тыс. голов крупного рогатого скота, изних 1 млн. 559 тыс. коров. В сельскохозяйственных организациях сосредоточенаосновная часть поголовья крупного рогатого скота – 91%, в том числе поголовьекоров – 79%. По производству молока на душу населения Беларусь занимает 1-еместо среди стран СНГ и 4-е место в Европе. [3]
Поголовьесвиней в 2007 году составляло 3 млн. 642 тыс. голов, из них 72,5% принадлежатсельскохозяйственным организациям республики, остальная часть – хозяйствамнаселения и фермерам. В сельскохозяйственных организациях производится 69% отобщего производства свинины в стране.
Одной изсамых развитых отраслей является птицеводство. На душу населения производится15 кг мяса птицы и 320 шт. яиц. В республике имеется 28,7 млн голов птицы, изкоторых только 22% приходится на личные хозяйства населения.
Всельскохозяйственных организациях производится 97% мяса птицы и более 65% яиц.Птицеводство общественного сектора в основном сосредоточено в республиканскомобъединении «Белптицепром», в состав которого входят птицефабрики, два комбикормовыхпредприятия, перопуховая фабрика.
Селекционно-племеннаяработа с птицей ведется в РУП «Племптицезавод «Белорусский», ученые которогосоздают новые перспективные кроссы и совершенствуют имеющиеся. Племенноепоголовье птицы экспортируется в страны СНГ.
В республикетакже развито рыбо-, коне-, пчело- и звероводство.
Сельскохозяйственныеземли в Беларуси занимают 89,8 тыс. кв. км, из них 55,4 тыс. кв. км – пашня.Основу зернового хозяйства составляют такие культуры, как ячмень, рожь, овес,пшеница озимая и яровая, тритикале. В структуре зернового клина они занимаютоколо 90%.
Валовой сборзерна во всех категориях хозяйств Беларуси в 2008 году стал рекордным исоставил 9,1 млн. т. По объемам производства зерна на душу населения Беларусьнаходится на уровне многих европейских государств.
Республикавходит в число семи ведущих производителей картофеля в мире и занимает 1-еместо по его производству на душу населения. Выращиванием картофеля занимаютсяпрактически все сельскохозяйственные организации и население.
В 2007 годуплощадь посадки картофеля в сельхозорганизациях республики составила 45,9 тыс.га, в личных подсобных хозяйствах – около 370 тыс. га. Валовое производствокартофеля превышает 8 млн. т. В Беларуси сосредоточено около 16% мировыхпосевов льна.
Из 26 странмира, производящих льноволокно, Беларусь входит в первую пятерку. Среди странСНГ наша республика занимает треть рынка производства льноволокна.Промышленность первичной обработки льна включает 49 льнозаводов. Ихсреднегодовая мощность по выпуску льноволокна составляет около 50 тыс. т. Сюдаже входят 4 экспортно-сортировочные льнобазы. Более половины общего объема поставокльноволокна приходится на внутренний рынок, остальное отгружается на экспорт.Основными его статьями являются льноволокно, пряжа, бытовые и тарные ткани изльна.
Климатическиеусловия Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленнымсвеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской,Гродненской и Минской областей.
Сахарнуюсвеклу в Беларуси перерабатывают 4 предприятия: Городейский, Скидельский иСлуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годоваямощность переработки корнеплодов – около 2,7 млн. т. Беларусь способнаудовлетворить собственную потребность в сахаре на 100%.
Производствомовощей в стране занимается более 1 тыс. сельхозорганизаций, около 3 млн. личныхподсобных и других хозяйств населения.
В Беларуси нанужды кормопроизводства используется 70% сельскохозяйственных угодий.Скотоводческим и птицеводческим хозяйствам ежегодно выделяется более 20 млн. ткормов. Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукциизанимает второе место в структуре АПК.
Одной изважнейших социально значимых отраслей перерабатывающей промышленности являетсяпищевая, включающая 20 отраслей. В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий,которые производят продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки,табачно-махорочные и парфюмерно-косметические изделия.
ПредприятияМинистерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусьвырабатывают свыше 70% общего объема продукции, предприятия концерна«Белгоспищепром» – около 20%, иностранные, совместные и предприятияБелкоопсоюза – немногим более 10%.
В составе пищевойпромышленности ведущее место занимают мясная и молочная отрасли. Значительныйудельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую,винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностьюобеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами засчет собственного производства. Но обеспечить свои потребности в маслерастительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах и фруктах страна не может инуждается в импорте. [3]
Проблемыагропромышленного комплекса в РБ сегодня:
1.        Низкаяэффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственнойформой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая была еще в советскоевремя. Однако и сегодня колхозы существуют, причем в основном государственнойформы собственности, что естественно снижает их эффективность.
2.        Недостатокпрофессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разницав заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблемаобострилась
Можно сделатьвывод, что сельскохозяйственный комплекс состоит из собственно сельскогохозяйства, предприятий, производящих средства производства для сельскогохозяйства, и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.Проблемы в РБ сегодня – это недостаток кадров, структура сельского хозяйства (колхозы,а не фермерские хозяйства), что выливается в дотационность данной отрасли.
3. Направленияреформирования и перспективы развития АПК
Впоследнее время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства ипродовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управленияпредпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленногопроизводства. Например, разработана Программа социально-экономического развитияи возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложениесельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарногокредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономикисельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы ореорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских(фермерских) хозяйствах и др.
Сегодняможно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течениетрех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовойпродукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годыистекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметнооживление. Сокращается убыточность отрасли.[1]
Нонельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритетразвития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005–2010 гг.и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсногопотенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другиеотрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовыхцен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственнуюпродукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работниковсельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.
Изучениепоказывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определениестратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем болеечто сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработкаПрограммы социально-экономического развития и возрождения села. Государственнаяаграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (табл. 3.1).
Таблица3.1 Основные принципы государственной агропродовольственной политикиБазисные принципы Содержание 1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы 2. Адресность государственной поддержки Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями 3. Устойчивость механизмов государственного регулирования Основные обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения 4. Гарантированность) мер государственной поддержки Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств 5. Разграничение обязательств республиканских и местных хозяйственных органов Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные – за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию. 6. Ограничение размеров государственной поддержки и усиление самофинансирования Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства 7. Равнодоступность и конкурсность предоставления государственных преференций Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение государственных средств. Для этого необходима конкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться 8. Учет международных обязательств При осуществлении государственной поддержки национального аграрного комплекса важно учитывать обязательства Беларуси, содержащиеся в международных соглашениях. Прежде всего, необходимо учитывать требования Всемирной торговой организации, членом которой, по всей вероятности, в скором времени станет Беларусь. Это предполагает переориентацию мер и средств поддержки с «янтарной корзины» на «зеленую», т.е. с беспорядочной многовидовой поддержки на программно-целевую и инновационную

Достижениецелей государственной аграрной стратегии и политики должно контролироватьсяПравительством страны на основе ряда показателей. Основные из них приведены втабл. 3.2.
Таблица3.2 Контролируемые показатели достижения целей государственной политики1 2 1. Обеспечение продовольственной безопасности страны Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80%, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95%. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15–20% общих объемов производства продовольствия 2. Сбалансированность продовольственного рынка по спросу и предложению Сбалансированность продовольственного рынка можно считать достигнутой, если Правительство, используя интервенционное вмешательство, осуществляет постоянный мониторинг продовольственного рынка в разрезе конкретных видов продукции. По недостающим или избыточным видам продукции должны приниматься оперативные действия в связи с необходимостью их экстренных поставок имеющихся фондов и резервов (вплоть до ввоза из-за рубежа), а также закупки излишков. Для этого важно формировать и постоянно обновлять стратегические государственные резервы и оперативные фонды регулирования 3. Доступность основных видов продовольствия всем категориям населения Продовольствие является доступным тогда, когда все слои населения имеют возможность приобретать необходимые продукты питания с учетом их ассортимента и качества по ценам, адекватным заработной плате. У наиболее низкой по доходам части населения расходы на продукты питания должны занимать не более 50–60% 4. Мотивация труда и рост качества жизни Мотивация и стимулирование труда являются ключевыми факторами эффективности производства. Для стимулирования экономических интересов товаропроизводителей важно использовать не только рычаг роста оплаты труда, но и механизм накопления собственности посредством выплаты дивидендов, участия работников в прибылях предприятия, начисления процентов на используемый частный капитал в совместном производстве и т.п. Все это призвано обеспечить устойчивый рост качества жизни сельского населения. Механизмы мотивации труда считаются действенными, если растет экономический интерес к труду, активизируется предпринимательство, увеличиваются доходы, повышается качество жизни работников 5. Предотвращение «ножниц цен» Индексы цен на сопоставляемые группы товаров сельскохозяйственного и промышленного производства можно назвать адекватными, если выравнивается доходность различных отраслей, в расчете, например, на 1000 руб. стоимости реализованной продукции (оказанных услуг) б, Доходность (рентабельность) отрасли Доходность отраслей агропромышленного комплекса должна обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство средств производства и постоянное обновление технико-технологической базы предприятий за счет собственной хозяйственной деятельности. В зависимости от специализации предприятий и специфики отраслей минимально необходимая рентабельность не должна быть ниже 20–40%. Государству важно строго отслеживать уровни доходности отраслей АПК и предпринимать оперативные меры для их поддержания
Крупнойугрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающейдоли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйствдостигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженностиприблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляетпочти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственнаядеятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство,произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем большехозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают взависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятиянеотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговыхобязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надеждыздесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами посанации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятныхисходных условии для рыночной реорганизации.
Ещеодной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК,является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарностьдействующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективностипроизводства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, ноявляется сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночнуюхозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующегозаконодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формытрадиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложныеобходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя дажевести самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Напервый взгляд, может показаться, что важнейшие законы и законодательныенормативы вроде бы есть, но они как показывает углубленное изучение, втискиваютразнообразную и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово ложе» устаревших идогматических норм, позаимствованных в основном в законодательстве РоссийскойФедерации и слабо адаптированных к условиям Беларуси. Нынешнеезаконодательство, вместо того, чтобы следовать за бурным развитием экономики,адаптироваться к новым реалиям, стимулировать. эффективность, выполняетпреимущественно фискальные и угнетающие функции. С таким законодательством,конечно, прогресса в АПК достичь вряд ли удастся. В связи с этим надо,полагаем, в корне поменять саму концепцию законодательства. Нельзя вдавливатьэкономику в право, право должно обслуживать экономику, т.е. обеспечивать устойчивоеи эффективное развитие производства.
Правои конкретные его носители – законы должны быть стимулирующими хозяйственнуюдеятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими.Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательныеакты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, опродовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находитьсяприоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, аименно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансированияи саморазвития. [1]
Государствуважно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия наагропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичногорыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую системувзаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, котораяотвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрногокомплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственнойподдержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направлениятакой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов,непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктурысельской местности.
Всвою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать:
>  льготированиекредитов и субсидирование процентных ставок;
>  реструктуризациюнепосильной кредиторской задолженностипредприятий (особенно рыночноориентированных);
>  компенсациючасти затрат по договорам страхования имущества и производства;
>  уменьшениеналоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциациюналогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности.
Поддержкапроизводства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такиепрограммы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо»,«Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция исеменоводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническаябаза», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматриватьнеобходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерииокупаемости инвестиций.
Поддержкарынка должна включать:
>  закупочныеи товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка поспросу и предложению;
>  залоговыеоперации и ипотеку для привлечения инвестиций;
>  закупкипродукции в государственные фонды и резервы;
>  информационноеи консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений,мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержанияценового паритета;
>  антимонопольноевмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.);
>  мониторинги регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включаяразгосударствление и приватизацию собственности;
>  мониторингдоходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию дляобеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономическойдеятельности предприятий.
Поддержкасоциальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включатьподдержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры набаланс местных органов государственного управления (заметим, что при рынкепроизводство – это функция предприятий, а социальная инфраструктура – этофункция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест,поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержкуразвития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культурыагроландшафтов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственнойпрограмме «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качестважизни».
Заключение
Сельскоехозяйство является основным источником продовольствия, а также поставщикомсырья для некоторых сопутствующих отраслей.
Сельскоехозяйство нельзя рассматривать как сугубо выращивание продуктов. За сельскимхозяйством стоит огромное количество других предприятий, которые с однойстороны обслуживают сельскохозяйственные организации, а с другой обрабатываютс/х продукцию.
Аграрнаяэкономика – это часть экономической теории. Она изучает использование ограниченныхресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия.
Агропромышленныйкомплекс Республики Беларусь является самым крупным производственным комплексомэкономики страны.
Организационнаяструктура АПК включает 3 сферы:
1.        Отраслипроизводящие средства производства для АПК. Средства производства – этосовокупность предметов труда и средства труда. Предметами труда являются всето, на что направлена деятельность человека. Сельское хозяйство осуществляетпроизводство продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности.
2.        Отраслиобеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей – заготовка,переработка, хранение, транспортировка и реализация с/х продукции.
Однако, несмотряна развитость сельского хозяйства, данная отрасль имеет ряд проблем. Одна изних – низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловленогосударственной формой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая былаеще в советское время. Еще одной проблемой можно назвать недостаток профессиональныхкадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработныхплатах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась.
Перспективысельскохозяйственного комплекса в РБ следующие: без коренного реформированияотрасли данная сфера останется убыточной. Следует создавать фермерскиехозяйства. Это, возможно, коренным образом изменит структуру выпуска сырья, ноповысит эффективность работы. Это в свою очередь обеспечит сопутствующиепредприятия более качественным сырьем и повысит их эффективность. Такжевыиграют от этого и предприятия, производящие с/х оборудование.
Список источников
1.  Аграрнаяреформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси. [Электронный ресурс].– 2008
2.  Аграрнаяэкономика – это часть экономической теории. [Электронный ресурс]. – 2008
3.  Агропромышленныйкомплекс РБ. [Электронныйресурс]. – 2008
4.  ГоцкийГ.Г. Трансформация аграрного хозяйства и менеджмент / Г.Г. Гоцкий. – Мн.:Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 1997. – 110 с.
5.  Гусаков В.Г. Основныенаправления совершенствования аграрной стратегии и политики / В.Г. Гусаков.– Мн.: Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 2007. – 124 с.
6.  ДадалкоВ.А. Государственное регулирование развития АПК: Зарубеж. опыт / Науч. центрмаркетинговых исслед. ПКК «Армита». – Мн., 1994. – 111 с.
7.  Заровняева С.В. Регулированиеи поддержка АПК в системе государственного управления экономикой: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05/ Заровняева Светлана Викторовна. – Новосибирск, 2007. – 22 с.
8.  Клюня В.Л. Аграрныеотношения в условиях переходной экономики: Учеб. пособие для студентов экон.специальностей. – Мн.: Бел. гос. ун-т, 2006. – 56 с.
9.  Корбут Л.Ф. Финансовыепроблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. – М.: ВНИИТЭИАПК, 1991. – 144 с.
10.     МурукаеваНадежда Павловна Особенности государственного регулирования экономики АПК нарегиональном уровне: (На примере Респ. Саха (Якутия)): Автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. – СПб. — Пушкин,1999.