Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков

Содержание. Введение 31. Характеристика и особенности подросткового возраста 1. Подростковый возраст и его особенности .2. Предпосылки девиации в подростковом возрасте 2. Акцентуации – временные изменения характера в подростковом возрасте 1. Характер как индивидуальная характеристика личности 2. Классификация типов акцентуаций характера 3. Динамика акцентуаций характера 20 3.

Акцентуации характера и современный подросток 1. Общие характеристики акцентуаций, характерных для современных подростков 2. Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками 28 Заключение .30 Список использованных источников 31 Введение. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим

напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним.

Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40 взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор этого предположения известный психолог и психиатр
К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью или высокой одаренностью . Здесь надо исходить из того факта, что в не резко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и нормальным людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся

и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за Леонгардом как акцентуация характера , появляется избирательная уязвимость

в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-

практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку.
В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов

преодоления.Объект исследования выпускники 9-х классов, из которых 16 девочек и 24 мальчика. Предмет акцентуации характера у подростков. Цели работы рассмотреть такие вопросы, как особенности подросткового возраста, предпосылки девиации в подростковом возрасте, характеристика и классификации акцентуаций характера, общие характеристики акцентуаций, характерных для современных подростков. Гипотеза какие акцентуации наиболее характерны для современных подростков?

Задачи для успешного решения поставленных целей необходимо провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме, подобрать методы исследования, провести исследование и оценить результаты. Методы получения информации 1.Библиографические методы изучение исследований, сравнение источников, работ авторов и исследователей, которые занимались этой проблематикой или подобными проблемами . 2. Наблюдения 3. Опросы 4. Эксперименты 5. Использовались методики для определений акцентуаций характера

К. Леонгарда для определения типа темперамента – методика определения психологической характеристики темперамента. Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе обобщены мнения различных авторов. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные этой работы могут использоваться при подготовке практических психологов и в реальной практике. 1. Характеристика и особенности подросткового возраста.1.1.
Подростковый возраст и его особенности. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются критическими периодами

детства . Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет 2 года , характеризуется началом перестройки организма ребенка ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности

подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется

самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. Чайка Р.П. Школьный психолог и конфликты в школе
Психологический журнал 2003 том 20 с. 8. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым

крайним и неожиданным образом замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение

родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении. Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию.

Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом бури и натиска
, описал 3 типа развития отрочества Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я . Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует

и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие Я , возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности,

тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений

и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие серьезная игра . Примером серьезной игры могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера флирт, кокетство . В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями,
которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса Кто я может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах 1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для

подростка происходит теперь вне её. 2. Детские компании поиски друга, поиски того, кто может тебя понять . 3. Подросток начинает вести дневник. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как не о ребенке .

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными взрослыми умениями – социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных
норм. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Ленинград Медицина , 1983. -С. 132. Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения.

Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций пионерских и комсомола и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой. 1.2. Предпосылки девиации в подростковом возрасте.Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества.

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка,

что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития,
совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные

или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос Кто я? часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются

собственные взгляды и суждения появляются собственные оценки на те или иные события и факты он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки.
Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам

отклоняющегося поведения повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых поучить его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира герой фильма, сильный взрослый, герой передачи,

выдающийся спортсмен и др которому он пытается подражать его внешнему облику, манере поведения. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков в школе и дома Вопросы психологии 2002 2 С.16. Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста

эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью.
Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. 2. Акцентуации – временные изменения характера в подростковом возрасте. 2.1. Характер как индивидуальная характеристика личности. Характер от лат. character – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека

к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении как и темперамент и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок отсюда название характер . Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по

крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей
в корне различных. Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам 1 сфера направленности интересов и склонностей, 2 чувств и воли,

3 ассоциативно-интеллектуальная сфера. Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Еще на заре учения об акцентуациях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы.

В. М. Бехтерев 1886 упоминал о переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием . П. Б. Ганнушкин 1933 подобные случаи обозначал как латентную психопатию , М. Framer 1949 и О. В. Кербиков 1961 – как предпсихопатию , Г. К. Ушаков 1973 – как крайние варианты нормального характера . Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора

неврологической клиники Берлинского университета 1968 – акцентуированная личность . Однако правильнее говорить об акцентуациях характера Личко 1977 . Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера

В работах К. Леонгарда используется как сочетание акцентуированная личность , так и акцентуированные черты характера . К. Леонгард заменил термин психопат на термин акцентуированная личность . Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а
с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа. Леонгард К. Акцентуированные личности Ростов-на-Дону Феникс, 1999 С.57. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты.

Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний. По мнению

А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим
воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях сопряженных с данной акцентуацией может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти другие ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей. Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении.

В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь. Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому акцентуация характера не может быть психиатрическим диагнозом. По исследованиям А. Е. Личко пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80 из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную

адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий. Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают

адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую. Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе.
Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления. Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации. Различают несколько видов относительно стойких изменений переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е.

заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут вытеснить , заслонить черты других акцентуаций. Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое

отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним
вариантом нормы. Леонгард К. Акцентуированные личности Ростов-на-Дону Феникс, 1999 67. В школьной и обыденной жизни упование на несносный характер – своего рода вечный стрелочник, на которого так удобно сбрасывать ответственность. Такой вот у меня скверный характер язвит подросток. Ну-ну, характер решил показать вторит взрослый. То есть сам-то ни в чём не виноват – просто с характером

не повезло. Такая данность, вроде цвета глаз или горбинки на носу. Известно два подхода к индивидуальным различиям человека. Один – так называемая теория черт – описывает индивидуальность как мозаику, слагающуюся из различных элементов. Он признаёт уникальность человека, неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности.

Другой подход – теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание типа характера. Разумеется, количество типов ограничено, что даёт возможность узнать себя в одной из классификаций или увидеть отдельные стороны своего характера. Один из мастеров подростковой психотерапии Андрей Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, но при этом мы можем говорить о том, что разнообразие людей вовсе не исчерпывается 31 типом характера.

Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные. Зависимость от точки наименьшего сопротивления очень портит жизнь молодым людям. В значительной степени особенности их характеров связаны как с психофизиологическими особенностями
организма, так и со стилем воспитания в семье, со средой, формирующей стереотипы и навыки поведения. Известно, например, что в школу для слепых приходят дети с разными характерами, а у выпускников тип характера, как правило, единообразен – застревающий, вязкий, ибо сама методика обучения, социализация слепых формирует такое поведение. Взрослея, подростки понимают, что изменить характер чрезвычайно трудно, но делают, как правило, 2 очень разных вывода. Один можно сформулировать так

Теперь я знаю, кто виноват во всех моих ошибках. Я ничего не могу изменить, потому что характер получен по наследству. Я – законченный неудачник . Другой же вывод совершенно иной Я больше, чем мой характер. Мой характер – только часть меня . Принятие того, что изменить нельзя и того, что изменить можно, процесс заключения дипломатичного договора со своим характером – важнейшая составляющая кризиса юношеской идентичности.

Мой характер – лишь инструмент, свойства которого я могу знать или не знать, изучать их или не интересоваться ими. Я могу использовать этот инструмент по назначению для решения моих собственных задач, которые ставит не характер, я нечто большее – я сам . По мнению ряда исследователей, примерно у 40 людей акцентуации как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться. Как правило, в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой

дилеммой Я и мой характер, кто кого? Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности. 2.2. Классификация типов акцентуаций характера. Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко.
Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким. Таблица 1 Классификация типов акцентуаций характера. Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко Лабильный Лабильный циклоид Сверхподвижный Эмотивный Лабильный Демонстративный Истероидный Сверхпунктуальный

Психастенический Ригидно-аффективный Неуправляемый Эпилептоидный Интравертный Шизоидный Боязливый Сенситивный Неконцентрированный или неврастенический Астено-невротический Экстравертный Конформный Слабовольный Неустойчивый – Гипертимный Циклоидный Гипертимный тип. Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка

повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности

труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Циклоидный тип. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны 1-2

недели и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению.
В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни переезд, смена учебного заведения и т.п В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта хороших и плохих периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной. Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно

круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте.

Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера. Астено – невротический тип. Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке

соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки. Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке.
С незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объ ективности

Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы

и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные. Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты – эта неспособность нередко тяжело переживается.

Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер.
Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир.

Самооценка обычно – неполная хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм. Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость.

Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело – с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками.

Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику – от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью в остальном обычно представляют себя гораздо
более конформными, чем есть на самом деле. Истероидный тип. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности,

театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях.

Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление. Неустойчивый тип. Главная черта – нежелание трудиться – ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда.

Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений.
К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу думать как все , поступать как все , стараться, чтобы все у них было как всех – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения.

Поэтому за компанию легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой. Смешанные типы. Встречаются достаточно часто. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны Практически не сочетаются следующие типы Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного

Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим
Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Смешанные типы бывают двоякого рода. Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания

лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного

типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. 2.3. Динамика акцентуаций характера. Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях

характера. Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях. На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций. 1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений,
покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной. 2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков

или вымещение злобы на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях. 3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в спектакль , в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной. Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте это преходящие психопатоподобные нарушения поведения пубертатные поведенческие кризы . Катамнестические исследования показывают, что если эти нарушения поведения

возникают на фоне акцентуации характера, то у 80 при повзрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертомной акцентуации 86 хорошей адаптации , наименее-при неустойчивой всего 17 . Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде 1 делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядке криминала 2
ток-сикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств 3 побегов из дома и бродяжничества 4 транзиторных сексуальных девиаций ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера – это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий

и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается динамикой акцентуаций происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни. Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов. 1. Переход явной акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются,

компенсируются. Тем не менее при латентных акцентуациях под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к слабому звену , к месту наименьшего сопротивления , присущему данному типу акцентуации, может произойти нечто, аналогичное декомпенсации при психопатиях. Черты определенного типа акцентуации, до этого замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно. 2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды

психопатических развитий, достигающих уровня среды патологии краевые психопатии , по О. В. Кербикову . Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов 1 наличие изначальной акцентуации характера, 2 неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к месту наименьшего сопротивления данного типа акцентуации, 3 их действие должно быть достаточно продолжительным и, главное,
4 оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида является детство, для психоастеника – первые классы школы, для большинства других типов – разные периоды подросткового возраста от 11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у сенситивного типов . Только при паранойяльном типе критическим является более старший возраст – 30-40 лет – период высокой социальной активности. 3.

Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описанных нами

и промежуточных, и амальгамных . Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их могут быть типы лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилептоидный, истеро-эпилептоидный. Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием. Так, вследствие безнадзорности или гипопротекции в воспитании

черты неустойчивого типа могут наслоиться на гипертимное, конформное, эпилептоидное и реже на лабильное или шизоидное ядро. При воспитании в обстановке кумира семьи потворствующая гиперпротекция , истерические черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа. Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного – в эпилептоидный
или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу. Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими. Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте 18-19 лет в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипер-тимности появляются короткие

субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо. Вследствие этого у студентов-первокурсников в сравнении со школьниками старших классов частота гипертимной акцентуации заметно снижается, а частота циклоидной заметно возрастает. Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных биологических факторов является присоединение, аффективной лабильности легко взрываются, но быстро отходят как одной из ведущих черт характера к гипертимному,

лабильному, астено-невротическому, истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростковом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм. Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания.

Можно указать на следующие из них 1 гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности 2 особый вид гипопротекции, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п. 3 доминирующая гиперпротекция гиперопека 4 потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая
воспитания кумира семьи 5 эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения воспитание по типу Золушки 6 воспитание в условиях жестоких взаимоотношений 7 в условиях повышенной моральной ответственности 8 в условиях культа болезней . 3. Акцентуации характера и современный подросток. 3.1. Общие характеристики акцентуаций, характерных для современных подростков.

Подростковый период – период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов кризис идентичности склонность к депрессиям и суицидальному поведению , кризис авторитетов следствие эдипового комплекса – протест против отца , сексуальный кризис смена эрогенных зон с оральной на гинетальную – Нессен , страх одиночества, принятие новых социальных ролей, гормональный диссонанс – таким образом получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс.

Для этого периода жизни характерно возникновение различных форм нарушений поведения. То, что раньше считалось аномалией сейчас вошло в критерий нормы 90 подростков имеют определенный тип акцентуации характера. С целью рассмотреть акцентуации характерные для современных подростков выявить ведущий тип акцентуации и особенности поведения подростков было проведено обследование группы школьников 40 человек по патохарактерологическому диагностическому опроснику для подростков

ПДО . Обследовались выпускники 9-х классов, из которых 16 девочек и 24 мальчика. В ходе исследования были выявлены наиболее встречающиеся акцентуации характера. Среди них – гипертимный тип акцентуации, лабильный тип акцентуации, истероидный, эпилептоидный, шизоидный, неустойчивый и сенситивный типы акцентуаций названы по мере убывания . Для каждого из этих типов характерны свои проявления, которые так же были выявлены в ходе исследования,
и с помощью корреляционного анализа показали значимость следующих выводов. При выявлении гипертимного типа акцентуации можно говорить о том, что выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности создают почву для возможного возникновения социальной дезадаптации, чему способствует и выраженный риск употребления наркотических веществ. Черты неустойчивого типа акцентуации проявляют свои качества при выявлении гипертимного типа о чем

свидетельствует риск наркомании, высокий уровень конформности . Данное положение вещей, без сомнения, может привести к социальной дезадаптации. Подобная черта отмечена у подростков мужского пола. Как ни странно, но молодые люди связывают характеристики неустойчивого типа акцентуации нежелание трудиться, праздность, безволие, трусость, поверхностность контактов, слабоволие и повышенной конформности с проявлением

в системе отношений черт мужественности. У девушек гипертимный тип акцентуации связан с истероидным типом. Для гипертимных акцентуантов женского пола открывается возможность возникновений психопатий на фоне акцентуации характера. Лабильный тип акцентуаций характера включает в себя проявление истероидных и астено-невротических черт на фоне высокой реакции эмансипации возможен риск социальной дезадаптации. Интересно отметить, что для лабильного типа с подобными включениями истероидный тип, выраженная эмансипация

в системе отношений характерно проявление черт женственности. Этот пункт отмечают подростки мужского пола. При выявлении истероидного типа акцентуации характерно проявление гипертимных, астено-невротических и лабильных черт. Высокая реакция эмансипации и в этом случае создает благоприятную обстановку для риска социальной дезадаптации. У мальчиков к этому прибавляется склонность к делинквентности.
У девочек истероидный тип акцентуации сочетается с высоким баллом по шкале шизоидности и возможностью возникновения психопатий на фоне акцентуации характера. Эпилептоидный тип акцентуации сочетается с проявлениями неустойчивого и психостенического типов. Шизоидный тип акцентуации характера представляется криминогенным выявлена склонность к делинквентности , но Личко отмечает, что у шизоидов нередко высокий балл по шкале делинквентности не является проявлением

нарушения поведения. Помимо делинквентности у подростков шизоидный тип акцентуации сочетается с высокими баллами по шкале сенситивности, с проявлением черт астено-невротической акцентуации и выраженной реакцией эмансипации. Для девушек с шизоидной акцентуацией характера к выше сказанному можно прибавить, проявление психостенических черт и возможности формирования психопатий на фоне акцентуации. Неустойчивый тип акцентуации характерен проявлением гипертимных и эпилептоидных черт.

Высокая реакция эмансипации и уровень конформности в сочетании с выраженным риском злоупотребления наркотических веществ дают 100 возможность социальной дезадаптации. Данный тип акцентуации в системе отношений придерживается черт мужественности что отмечают и девушки и юноши . Девушки к вышесказанному прибавляют такую характеристику, как негативизм. Для подростков с выявленным сенситивным типом акцентуации характерно проявление шизоидных и астено-

невротических черт. Риску социальной дезодаптации сопутствует и риск депрессии. Таким образом, были выделены типы акцентуаций характера и их проявления. В данной работе не указаны циклоидный, астено-невротический и психастенический тип акцентуации в силу того, что в группе, где проводилось исследование данные акцентуации не были выявлены. Исходя из количества акцентуаций характера и их повторяемости, я выделил акцентуацию характера наиболее
предпочитаемую подростками. Общий тип акцентуации характерный для данного возрастного периода – гипертимный. У мальчиков так же выявлена гипертимная акцентуация. Девочки предпочитают истероидный тип акцентуации характера. Гипертимная акцентуация характера отмечается довольно высокими показателями по шкалам лабильного типа, истероидного и конформного. Эмансипация умеренная, ярко выраженная склонность к диссимуляции.

В отношениях могут проявляться такие черты, как скрытность, недосказанность, нежелание раскрывать свой внутренний мир. В некоторых случаях возможно проявление психастенических черт характера это касается отношений с родителями . Делинквентное поведение, встречающееся у гипертимных подростков на фоне акцентуации характера, отличаются от делинквентности других акцентуаций характера бравадностью, т.е. проступки совершаются с целью престижа, для доказательства собственной храбрости и превосходства.

Можно сказать, что для подростков в наше время характерно удовлетворительное самочувствие, хорошее, стабильное настроение, которое портится из-за объективных причин. Тревогу вызывает беспокойство за близких и неуверенность в себе. На сон влияют дневные переживания как подтверждают большинство опрошенных Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть .

Влечение к алкогольным напиткам возникает при условии хорошей компании . Возможна психологическая склонность к алкоголизации. Выпить любят в компании, предпочитая не сильные дозы опьянения. Но при обстоятельствах могут поспорить на так называемое не слабо , чтобы показать свою силу и не потерять место в компании. В сексуальном отношении наибольшее удовольствие доставляют флирт и ухаживания.
Одеваться любят как все, не бросаясь в глаза своей экстравагантностью. Предпочитают спокойные цвета. Огорчает нехватка средств денег . В отношениях с родителями – главную роль играет мать. Многие высказывают страх и беспокойство за ее жизнь. В отношении к отцу высказывается желание, чтобы он был ближе, больше времени проводил с ними для исследований

прошлого года – 10 классы прослеживается желание другого порядка хочу, чтобы бросил пить или меньше пил . Друзей предпочитают иметь неограниченное количество и боятся потерять их или испортить отношения. В случае неудачи пытаются разобраться в ситуации и найти выход, не прося ни у кого ни помощи ни поддержки. Предпочитают оптимистический взгляд на неудачу. В отношениях с окружающими проявляют комформность стараются жить так, чтобы никто не мог сказать о них ничего плохого .

С незнакомыми людьми отношения строят по принципу ты – мне, я – тебе Быстро чувствую доброжелательное отношение к себе и так же отношусь сам . Предпочитают действовать интуитивно. Одиночеству предпочитают компанию. Оптимизм в неудачах переносится и на отношение к будущему. Хотя испытывают тревогу от неприятностей и неудач, стараются жить так, чтобы будущее было хорошим.

Убеждены, что в будущем исполняться все их желания и мечты. В отношении неизвестности, возможного риска предпочитают действовать с учетом, что все закончится хорошо . Рисковать, не зная последствий, не любят. Лидерские наклонности указывают на истероидные черты характера в данной области эта черта особенно выраженна Люблю быть первым там, где меня любят и уважают . Бороться за первенство не в их правилах. Критику воспринимают адекватно показателю эмансипации
Если меня критикуют, это еще не значит, что я не прав . То же касается опеки и наставлений. Правила и законы чтут по мере необходимости, не испытывая угрызений совести при их нарушении. В детстве и в школе главную роль по их самооценке на данный момент играло общение со сверстниками. Несколько раз повторяют, что они похожи на окружающих и ничем от них не отличались в течение всей жизни, что может свидетельствовать о высоком уровне групповой сплоченности.

Среди недостатков, мешающих достижению целей называют нехватку усидчивости и терпения. 3.2. Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками. С учетом сказанного выше, можно прибавить лишь то, какие различия были найдены между мальчиками и девочками. Различия начинаются уже с определения типа акцентуации. Если у мальчиков больше баллов достигает тип гипертимный, то у девочек – истероидный.

У девочек в системе отношений превалирует приукрашивание, изворотливость, они более эгоцентричны. Несмотря на то, что в системе отношений превалирует мужской тип общения, феминность у девочек находится в прямой корреляции с истероидным типом акцентуации. Высокий уровень эмансипации ставит возможным формирование психопатий. По шкале конформности у мальчиков средний уровень.

Корреляционный анализ установил связь конформности с феминностью. У мальчиков – обратная корреляция с О . Девочки отличаются тем, что у них конформность находится в положительной корреляционной зависимости с отрицательным отношением к обследованию 5 уровень значимости . В данном случае мы можем предположить, что высокие баллы по данной шкале конформность это социально значимый ответ и не имеет большего диагностического значения, что подтверждается и высоким баллом по
шкале эмансипации. У мальчиков такой зависимости не обнаружено. В данном случае у них прослеживается обратная корреляционная связь с отрицательным отношением к исследованию. Так же у девочек прямая корреляционная связь между недоверием к исследованию и диссимуляцией, что подтверждает диагностированный истероидный тип акцентуации. Склонность к диссимуляции у мальчиков находится в прямой корреляционной связи с риском социальной дезадаптации и с показателем реакции эмансипации.

В этом случае, мы позволим себе говорить о возможном выражении таким образом мужественности. Корреляционный анализ мальчиков указывает на возникновение социальной дезадаптации в связи с показателем диссимуляции. Реакция эмансипации напрямую связана с риском возникновения психопатий. Диагностированный таким образом возможный риск возникновения психопатий присутствует у девушек, т.к. при составлении общей акцентуции характерной для девушек данного возраста, были набраны высокие баллы

по этим двум шкалам. В системе отношений мужественные черты, по мнению наших подростков, набирают дети с неопределенным типом акцентуации характера. Но если вспомнить характеристику этой акцентуации, то вряд ли отношения этих подростков можно определить таким образом. В данном случае мы хотим указать на неадекватное отношение к мужественности и ее проявлениям. Скорей всего здесь дело идет о делинквентном поведении, которое воспринимается подростком, как показатель

маскулинности. Черты женственности во взаимоотношениях с окружающими мальчиками связывают с конформностью и лабильным типом акцентуации. У девочек женственность присуща истероидному типу и связана с риском депрессии Заметим, что в оценке черт мужественности – женствености, у девочек преобладает мужественность . Это может говорить о том, что ощущение себя женщиной не исключает, а наоборот заставляет в системе социальных отношений вести себя по мужественному типу – это характерно для девушек-подростков.
Риску социальной дезадаптации подвергаются подростки с высокими показателями по шкале Склонность к диссимуляции с этим признаком проходит прямая корреляционная связь , такие же данные мы видим и у Личко. Характеристика молодых людей не отличается от общей, поэтому мы отдельно описываем лишь тип поведения в межличностных отношений, характерный для девушек. Эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, восхищение, сочувствие, театральность, позерство.

Желания не совпадают с возможностями. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи. Любят быть в центре внимания, претендуют на первенство среди сверстников. Очень адаптивны. При желании могут многого добиться. Внешняя комфортность скрывает глубокое желание самостоятельности, самонадеятельности, желание полной свободы и власти. Любят играть на чувствах окружающих, легко претворяются, способны для того, чтобы

вызвать интерес к себе на неразумные, глупые поступки, возможен вариант делинквентного поведения для привлечения внимания. Довольно сильно выраженная акцентуация может привести к психопатии, а так же высокий балл по шкале эмансипации настораживает. В данном случае она выражается в вербальном выплеске агрессии. Что касается отношений с окружающими, то для девочек-подростков феминность сочетается с истероидным типом акцентуаций, высокой эмансипацией. Женственность оказывается, таким ообразом маскулинным признаком,

т.к. к этому образу женщины приписывается большой запас агрессивности, готовый выйти в любую минуту. Феминность связана с риском депрессии, которая в данном случае замещается агрессией. Адаптивные способности с одной стороны к новым, незнакомым ранее местам, не исключают возможности социальной дезодаптации в условиях резкого изменения ближайшего окружения. Заключение. Подводя итог данной исследовательской работе, стоит отметить, подростковый период – период
кризисов. Подростковый возраст многие авторы определяют как второе рождение . Рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Пубертатный возраст удобряет почву, которую заложили в нас родители, в далеком безоблачном детстве. Самое большое количество конфликтов приходится на этот период. После нескольких лет жизни без проблем , на еще не созревшую, хрупкую детскую душу выливают студеную

воду . Одни от этого закаляются, другие – заболевают. С целью рассмотреть акцентуации характерные для современных подростков, выявить ведущий тип акцентуации и особенности поведения подростков было проведено обследование группы школьников 40 человек . Обследовались выпускники 9-х классов, из которых 16 девочек и 24 мальчика. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики для определения акцентуаций характера

– опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая характеристика темперамента. В ходе проведённой работы были выделены типы акцентуаций характера и их проявления. Исходя из количества акцентуаций характера и их повторяемости, была выделена акцентуация характера наиболее предпочитаемая подростками. Общий тип акцентуации характерный для данного возрастного периода – гипертимный. У мальчиков так же выявлена гипертимная акцентуация.

Девочки предпочитают истероидный тип акцентуации характера. В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Таким образом, для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, места наименьшего сопротивления в характере и избегая, по возможности,
неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения. Список использованных источников. 1. Анцупов А.Я Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов М. ЮНИТИ, 1999. 2. Асеев В.Г. Возрастная психология Иркутск Наука, 1989. 3. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов в подростковой

среде М. Прометей, 2000. 4. Бурлачук Л. Ф Морозов С. М. Словарь – справочник по психологической диагностике Киев, 1989 5. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта Автореф. дис канд. психол. наук Тамбов, 2002. 6. Гришина Н.В. Психология конфликта СПб. Питер, 2000. 7. Змановская

Е. В. Девиантология Психология отклоняющегося поведения М. ACADEMIA, 2003. 8. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами Вопросы психологии 2001 6 С. 26 – 37. 9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения М. Юнити, 2001. 10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Ленинград Медицина , 1983. 11. Леонгард К. Акцентуированные личности Ростов-на-Дону Феникс, 1999. 12. Психология индивидуальных различий. Тексты Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М. Изд-во МГУ, 1982. 13. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону Издательство Феникс , 1997. 14. Фанталова

Е.Б. Диагностика внутриличностного конфликта М. Фолиум, 1997. 15. Чайка Р.П. Школьный психолог и конфликты в школе Психологический журнал 2003 том 20 с. 8. 16. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков в школе и дома Вопросы психологии 2002 2 С.13-19. 17. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера

Иркутск, ИГПУ, 1996.