Активизация инвестиционной деятельности как приоритетная финансовая политика государства 2

–PAGE_BREAK–ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Инвестиционная ситуация в РФ. Инвестиционный климат в РФ

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит  от существующего в ней инвес­тиционного климата.

Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. [4, 157] В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения инвестиций.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество рабочей силы; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязательность партнеров при исполнении контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизма в экономике.

Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России — это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал.

В отношении качества рабочей силы необходимо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качества рабочей силы, которую швейцарский институт Beri ежегодно определяет для 49 стран, характеризует Россию как страну не очень благоприятную для размещения производства, на рубеже с группой стран не подходящих для размещения какого-либо производства. [20] Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и  производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.

Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явная слабость. Необъятные просторы оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Отсутствие современной инфраструктуры значительно увеличивает величину необходимых первоначальных затрат.

Политическая стабильность и предсказуемость представляют одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.

Отмечаются успехи России в продвижении рыночных реформ, особенно заметные в сравнении с тем, что было 7-10 лет назад. Однако до эффективной рыночной экономики еще далеко.

Макроэкономические показатели весьма напряженные, но в целом более или менее стабильные. Негативное влияние на инвестиционный климат оказывает слабость государства, неэффективность его усилий по защите прав собственности, обеспечению исполнения обязательств по контрактам, борьбе с коррупцией и преступностью.

Значительные препятствия для инвестиций составляют неплатежи, распространение бартера, ненадежность банковской системы.

Налоговая система признается неудовлетворительной, прежде всего с точки зрения практики взыскания налогов и защиты прав налогоплательщиков.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другое, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
2.2 Препятствия на пути инвестиций
Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.

Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей.

Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.

Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

1)                отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;

2)                правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;

3)                неэффективное земельное законодательство;

4)                высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;

5)                низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

6)                изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;

7)                непрогнозируемость таможенного режима;

8)                слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

9)                сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.

Также следует заметить, что весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис 2008г, который подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала.

На состоянии инвестиционной сферы негативно сказывается отсутствие эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, а также механизмов взаимодействия участников инвестиционного процесса с целью более полного использования экономических стимулов для развития инвестиционной деятельности. Не дали должных результатов меры по активизации инвестиционной деятельности, предпринимаемые на всех уровнях власти. Попытки правовой регламентации инвестиционного процесса начала — середины 90-х годов еще не получили логического продолжения, в связи с чем законодательная база инвестиционной деятельности является в настоящее время во многом несовершенной. Инвестиционное законодательство не отражает современный уровень развития рыночных отношений и является несистемным. Осложняющим фактором для целей развития инвестиционной деятельности является отсутствие продуманной системы организационных мер по развитию инвестиционной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.3 Иностранные инвестиции в экономике РФ.

Иностранные инвестиции— в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. [21]

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

— создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

— приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов,  зданий, сооружений, долей участий в предприятиях,  акций, облигаций и других ценных бумаг;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

— предоставления займов,  кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России определяет Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ».

Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности [7, 112].

Структура поступлений иностранных инвестиций имеет следующий вид. Прямые инвестиции (стратегические) — вложение свободных денежных средств в акционерный капитал компании, дающее право на участие в управлении. Задача инвестора — повысить эффективность работы компании с тем, чтобы получить более высокий доход на инвестиции. Портфельные инвестиции — вложение денежных средств в акции с целью получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и/или получения дивидендов. Возвратные инвестиции — кредиты, выдаваемые инвесторами компании.

Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Инвестиционная привлекательность России выросла с 5 до 21 процента за два года. [22]Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело — вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело — скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых — быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Проанализируем деятельность иностранного капитала в России:

1) По видам инвестиций. (табл. 1)
Таблица 1 — Поступление иностранных инвестиций по типам

2000

2005

2006

2007

2008

$ млн.
США

В % к итогу

$ млн.
США

В % к итогу

$ млн.
США

В % к итогу

$ млн.
США

В % к итогу

$ млн.
США

В % к итогу

всего инвестиций

10958

100

53651

100

55109

100

120941

100

103769

100

в том числе:

прямые инвестиции

4429

40,4

13072

24,4

13678

24,8

27797

23,0

27027

26,0

из них:

взносы в капитал

1060

9,7

10360

19,3

8769

15,9

14794

12,2

15883

15,3

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

2738

25,

2165

4,0

3987

7,1

11664

9,7

9781

9,4

прочие прямые
инвестиции

631

5,7

547

1,1

922

1,8

1339

1,1

1195

1,1

портфельные инвестиции

145

1,3

453

0,8

3182

5,8

4194

3,5

1415

1,4

из них:

акции и паи

72

,7

328

0,6

2888

5,2

4057

3,4

1126

1,1

долговые ценные бумаги

72

,6

125

0,2

294

0,6

128

0,1

618

0,6

в том числе векселя

1

,

121

0,2

93

0,2

125

0,1

168

0,2

прочие инвестиции

6384

58,3

40126

74,8

38249

69,4

88950

73,5

75327

72,6

из них:

Продолжение таблицы 1

торговые кредиты

1544

14,1

6025

11,2

9258

16,8

14012

11,6

16168

15,6

прочие кредиты

4735

43,2

33745

62,9

28458

51,6

73765

61,0

57895

55,8

в том числе на срок:

до 180 дней

2042

18,6

2656

4,9

3057

5,5

3429

2,8

6617

6,4

свыше 180 дней

2693

24,6

31089

58,0

25401

46,1

70336

58,2

51278

49,4

прочее

105

1,

356

0,7

533

1,0

1173

0,9

1264

1,2

В таблице приведены все виды вложения имуществен­ных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесто­рами в объекты предпринимательской и других видов дея­тельности на территории России с целью получения последу­ющего дохода.

Как видно из таблицы, прямые инвестиции в период с 2000 по 2008 года  сократились и  составляют в 2008 г. 26,0%, в то время как в 2000 г. на них приходилось 40,4% всех инвестиций. В 2008 году общее количество инвестиций составило $103769 млн. Иностранные инвесторы стремятся вложить капитал главным образом в форме кредитов с про­центами и в ценные бумаги. [19]

2) Из каких государств преиму­щественно привлекаются иностранные инвестиции в Рос­сийскую экономику, инвесторы каких государств предпочи­тают использовать благоприятные условия инвестирования в России. (табл. 2)
Таблица 2 — Объем иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, $ млн. США

 

Накоплено на конец
2008г.

В том числе

Поступило
в 2008г.

всего

в % к
итогу

прямые

порт-
фельные

прочие

Всего инвестиций

264599

100

122392

5627

136580

103769

Продолжение таблицы 2

из них по основным странам-инвесторам

226203

85,5

101523

5271

119409

83353

в том числе:
Кипр

56902

21,5

40732

1728

14442

19857

Нидерланды

46346

17,5

35931

41

10374

14542

Люксембург

34402

13,0

1217

273

32912

7073

Соединенное Королевство (Великобритания)

30811

11,6

4647

2339

23825

14940

Германия

17425

6,6

7275

26

10124

10715

Ирландия

9662

3,7

480

0,4

9182

2903

Франция

9542

3,6

1927

1

7614

6157

США

8769

3,3

3193

662

4914

2773

Виргинские острова (Брит.)

8267

3,1

5470

200

2597

3529

Япония

4077

1,6

651

1

3425

864

Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны. Основные страны-инвесторы в 2008г. — Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. [19] Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. В 2008г. в экономику России поступило 103,8 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале — 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале — 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале — 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 51,6% (на конец 2007г. — 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных — 2,1% (3,1%). [19]

Динамика накопленного иностранного капитала в период с 2007 по 2008 г.г. показана на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика накопленного иностранного капитала, %

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

            Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

3)     По видам экономической деятельности.

Основной объем прямых инвестиций по-прежнему достается сектору нефти и газа. В частности, началась добыча нефти на российских месторождениях проекта «Сахалин-1» — одном из крупнейших российских проектов, осуществляемых с участием иностранных инвестиций. Капитальные вложения в разработку всех месторождений проекта оцениваются свыше 12 млрд. долл. Крупные зарубежные вложения работают и в проекте «Сахалин-2». Штокмановское газоконденсатное месторождение в Баренцевом море также готовится к освоению на принципах соглашения о разделе продукции с иностранными инвесторами. Все это не удивительно, поскольку российский нефтегазовый сектор требует совершенствования методов добычи и освоения новых месторождений, что не может не привлекать иностранных инвесторов [15, 54].

 Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

В то же время, в последние годы идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Больше всего иностранных средств было направлено в сферу обрабатывающих производств ($ 33914 млн) и оптовой и розничной торговли ($23905 млн.). Также зарубежные вложения направлялись в сферу операций с недвижимым имуществом ($15378 млн.), сферу добычи полезных ископаемых ($12396 млн.). (табл. 3)
Таблица 3 — Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности, млн. долл. США

2008г.

Накоплено на конец
2008г.

Поступило

Погашено

(выбыло)

всего

в %
к итогу

Всего

103769

67954

264599

100

в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

862

467

1827

0,7

рыболовство, рыбоводство

27

56

139

0,1

добыча полезных ископаемых

12396

5000

50235

19,0

обрабатывающие производства

33914

19770

79254

30,0

Продолжение таблицы 3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3394

317

4448

1,7

строительство

3387

968

7391

2,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

23905

26298

55666

21,0

гостиницы и рестораны

188

160

606

0,2

транспорт и связь

4861

3396

18875

7,1

финансовая деятельность

4977

3044

12948

4,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

15378

8286

31515

11,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

26

65

46

0,0

образование

0,0

4

4

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

20

5

167

0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

434

118

1478

0,5

За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей (METRO, Aushan и др.), и, видимо, эта тенденция продолжится.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Россия, по прогнозам EIU, в 2007-2011 годах будет второй страной после КНР среди развивающихся стран по объему полученных ПИИ. Инвесторов прежде всего будет привлекать размер российского рынка и «очень значительный возврат на вложенные инвестиции».

Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему и не играют важной роли в современной российской экономике. Однако по мере улучшения инвестиционного климата ситуация изменится и иностранные инвестиции смогут стать действенным инструментом реализации процессов реструктуризации и инновации рыночной экономики России.

    продолжение
–PAGE_BREAK–ГЛАВА 3 АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

3.1 Меры на ближайшую перспективу. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

1) Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы:

— верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;

— необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;

— должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;

–                    для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;

–                     требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;

–                     важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;

–                    улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

2) Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

–                    банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

–                    создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

–                    повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;

–                    Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;

–                    ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

3) Внешнеэкономическая и таможенная политика.

–                    упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;

–                    ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.

4) Защита прав собственности.

–                    необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;

–                    законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;

–                    стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;

–                    срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;

–                    ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость — более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;

–                    уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

5) Свобода входа на рынок.

–                    необходимо упростить процедуры по организации бизнеса;

–                    в настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

6) Борьба с коррупцией.

–                    В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления этой работы в ближайшее время:

–                    сокращение числа лицензируемых видов деятельности;

–                    перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;

–                    активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;

–                    анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств;

–                    следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Что касается мер на среднесрочную и долгосрочную перспективу, то здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

1) Структурные реформы.

–                    Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

1)     защита прав собственности;

2)     укрепление корпоративного управления;

3)     усиление дисциплины исполнения контрактов;

4)     развитие банковской системы и институтов финансового рынка;

5)     реформирование естественных монополий;

6)     проведение земельной реформы.

Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

Первое — следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов — «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Второе — необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

    продолжение
–PAGE_BREAK–