«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики»

ГОУ РМЭ «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»Реферат по теме:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики»Выполнила: учитель математики С.П. Введенскаяг. КозьмодемьянскСодержание Введение Основные положения теории познавательной деятельности. Психолого-педагогические аспекты познавательных процессов у учащихся.Ощущение.Восприятие.Память.Воображение.Мышление и речь.Способности. Активизация познавательной деятельности учащихся.Основные принципы работы учителя по активизации познавательной деятельности. Устный счет как элемент познавательной деятельности учащихся на уроке. Приемы активизации познавательной деятельности при проверке домашнего задания. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности.Решение задач – один из путей активизации познавательной деятельности учащихся. Заключение. Литература. Приложение. введение Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких математических приемов, которые бы активизировали бы мысль школьника, его познавательную деятельность. Возникновение интереса к математике у ребят зависит от методики преподавания и на сколько умело построена учебная работа. Надо заботится о том, чтобы на уроке каждый ученик работая активно, увлеченно, развивать любознательность, познавательный интерес. Актуальность темы обусловлена тем, что в школе процесс формирования у детей способностей, познавательного интереса и деятельности приобретает целесообразный и активный характер. Однако формирование познавательной деятельности учащихся требуют от учителя больших сил и умений. Учитель должен научить школьников систематически и рационально трудится, развивать интерес к предмету, наблюдательность учащихся, умение анализировать, обобщать, задавать вопросы. В основе всего этого лежит познавательный интерес, а, следовательно, и познавательная деятельность. ^ Объект исследования – обучение школьников математике. Предмет исследования – процесс формирования, развития, активизации познавательной деятельности учащихся. ^ Цель исследования – рассмотреть и разработать различные методы, приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи и цели:Ввести основные положения теории познавательной деятельности.Дать характеристику психологическим процессам познавательного интереса школьников, которые лежат в основе деятельности. Сформулировать основные принципы работы по активизации познавательной деятельности. Привести различные приемы и методы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. 1. основные положения теории познавательной деятельности Каждому хорошо известна народная мудрость: «Суди не по словам, а по делам». Обычно этот афоризм как аксиома принимается и в педагогической практике. О прилежании ученика заключают часто потому, как он готовит уроки, о его дисциплине – по поведению в школе и на улице. Однако недостаточно наличие поступка, чтобы судить о сущности человека. Мы должны знать причины поступков, которые психологи называют мотивами. Мотивы возникают в следствии осознания человеком своих потребностей, нужных для своей деятельности. Понятие деятельности – одно из основных в современной психологии. Деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Предмет деятельности – то на что направлен процесс (осознание продукта деятельности, приобретение знаний, саморазвитие). Нередко у педагогов создается впечатление, что действия человека определяются весьма просто: те или иные условия внешней среды воздействуют на человека и под влиянием формируется его поведение, его деятельность. Согласно этому считалось, что учителю достаточно разработать систему правил и требований, а затем предъявить их ученику и желаемый результат достигнут. Однако обучение – это не дрессировка. В настоящее время психологи считают, что на человека действуют и влияют целый ряд факторов, главными из которых являются потребности. Под потребностями понимают нужду в чем-нибудь испытываемую человеком. Из всех потребностей выделяют потребность в деятельности. Ее считают основным источником активности человека, его нужда в предмете деятельности. Форма проявления потребности – мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, связанная с удовлетворением определенной потребности. Должна быть цель деятельности – ее направленность на определенный результат. Без умения ставить цели и достигать их потребности и мотивы остаются нереализованными. Одним из видов деятельности у школьника является учебная деятельность. Это деятельность учащихся, направленная на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемов решения связанных с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и на формирование их личности. Учебную деятельность условно можно разделить на два основных вида: учебно-познавательную, включающую постановку общих целей обучения, выдвижение и обоснование частных целей, формирование мотивации учебной деятельности, овладение умениями и навыками и т.д.; контрольно-оценочную деятельность, подразумевающую контроль учебной работы учащихся, оценку результатов работы учащихся, их учет, корректировку учебной деятельности отдельных учеников и т.д. Понятие «познавательная деятельность» более широкое. Так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового. Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило в учебно-познавательной форме. Иногда учение и другие виды познания вступают в конфликт. Например: ученик очень любознательный, может чем-то интересоваться (техникой) и при этом равнодушно относится к учебным занятиям в школе. Более того увлеченный построением модели может не учить уроки. Моделирование как познавательная деятельность становиться его любимым делом, а учеба начинает вызывать неприязнь. Задача учителя, школы заключается в том, чтобы устранить это противоречие. Это тем более необходимо, что интерес к учению уменьшается из класса в класс. Причины падения интереса к учебе в 5-8 классах разнообразны. Чтобы уметь им противодействовать надо четко представить мотивы учения как деятельности, их «потребную» природу, развивать познавательные интересы учащихся. Если ребенок самостоятельно переносит свои знания и применяет различные приемы деятельности в новой для себя ситуации, то это уже элемент творческой деятельности. В работе я остановлюсь на познавательной деятельности. Ее эффективность находится в прямой зависимости от уровня активности школьника, степени его самостоятельности в этом процессе, все это определяется познавательными интересами школьников (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др.). Исследования показали, что познавательный интерес зависит не столько от возрастных возможностей учащихся, сколько от обобщенных умений. Одним из способов для развития и мотивации учебно-познавательной деятельности выступают упражнения, а также упражнения выступают в процесс обучения как способы организации и управления познавательного интереса, а также большую роль играет самостоятельная работа учащихся. Задача учителя в процессе обучения – сформировать потребность познания учащихся, которая обеспечивала бы потребность учащихся в деятельности. ^ 2. Психолого-педагогические аспекты познавательных процессов у учащихся. В жизни, реализуя свое поведение, человек должен планировать собственные действия. Для этого ему необходимо опираться на разнообразные сведения об окружающем мире. Их мы получаем с помощью различных познавательных процессов. К ним относятся ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Например, можно ли ориентироваться в действиях, если не видишь? Нет. А видим мы окружающий мир с помощью процесса восприятия. Можно ли планировать свои поступки, жизнь, если не прикидывать вперед? А эту деятельность обеспечивает воображение. Человек что-то спланировал. Но в процессе реализации плана возникают препятствия, трудности. Приходится остановиться и задуматься. Обдумывая ситуацию, мы опирались на знание отношений между различными предметами, людьми, которыми приходится взаимодействовать, и не только на них. А это уже процесс мышления. Наша ближайшая задача – разобраться в содержании этих познавательных процессов личности вообще. 2.1. ощущение Мир широк, разнообразен, сложен, запутан. С чего начинать ориентацию в нем. Психологам удалось выделить психологический процесс, выполняющий функции ориентации человека в самых простых, элементарных свойствах бытия, который они назвали ощущениями. Он возникает при воздействии на органы чувстсв раздражителей и заключается в отражении сознания человека отдельных свойств предметов. С помощью ощущений мы узнаем цвета, запахи, звуки, размеры тел и т.д. Учитель должен знать об ощущениях то, что они поддаются развитию и совершенствованию. Например, человек может различать до 180 тонов и более 10 тысяч оттенков. Дети различают всего 30-40 тонов и оттенков. При этом, если мы будем развивать тона, то ребенок в короткий срок может начать отличать до 100 оттенков. Из чего “складывается” ощущение света, вкуса, звука…? А “складывается из элементарных” кирпичиков: музыка, речь – из совокупности звуков, изображение – из цвета и света и т.д. Посредством, с помощью ощущения звуков, цветов, запахов, температуры, складывается картина, чувственный образ окружающего мира. На основе этого фундамента – наших ощущений – возникает восприятие. Знание о звуках вообще, запахах в целом, не относящихся к какому – то определенному предмету, не устраивают нас. Мы же не просто слышим звук, а конкретную речь, мелодию. В сущности, ощущение в «чистом» виде можно представить в ситуации, когда человек находится в темной комнате и впереди видит нечто (неопределенное) красное. А в жизни мы видим не нечто красное, а красную розу, красную книгу и другое. Дело в том, что, хотя ощущения позволяют нам отразить отдельные свойства действительности, но в жизни мы этих отдельных свойств не отражаем. Мы чувствуем реальные объекты и ситуации. 2.2. Восприятие Если мы посмотрим на книгу, то увидим целостную вещь, обладающую цветом, формой, температурой. Даже не подходя к ней, сможем определить, что она твердая, тяжелая, хотя в руки мы книгу не брали. Знаем мы это – по опыту. Чувствуем в целостности свойства предметов благодаря вашему познавательному процессу – восприятию. Его основная оперативная единица – чувственный образ. Восприятие представляет собой следующую более высокую ступеньку познавательной деятельности. Восприятие происходит активно, зависит от знаний и опыта: воспринимая, человек осмысливает, узнает, догадывается. Восприятие иногда называют суммой ощущений. На самом деле – это качественно новое явление. Учителю надо знать о такой особенности восприятия, как апперцепция: это зависимость восприятия от прежних знаний, опыта, специальности. Например: 2 ученика смотрят на доску и видят один и тот же пример. Ощущать они будут одно и тоже: тот же цвет, те же формы, размеры, а восприятие у них разное – один ничего не помнит о решении данного примера, а другой – не только знает, но и сможет его решить самостоятельно. Видят одно и тоже, а воспринимают по разному. Особенности восприятия во многом определяют качество обучения. Что нужно учитывать учителю, чтобы восприятие материала было полноценным? Установить цель, уточнить задачи восприятия. В начале объяснения, лабораторной работы, игры, любого другого занятия необходимо обратить внимание детей на что нужно обратить внимание, что выделить, а что запомнить. Класс должен быть подготовлен к восприятию материала: учитель уверен, что ученики понимают термины, формулы, чертежи, знают предшествующий материал. Восприятие – это организованный процесс, мозг человека впитывает то, что четко и ясно определенно. Восприятие полнее, если подключены различные анализаторы, т.е. ученик слышит речь учителя, выдает картину, предмет, чертеж, действует – решает задачу, выполняет упражнение. Внимание концентрируется, восприятие становится более полным, если предполагается последующая отчетность, т.е. ученик знает, что он будет по данному материалу писать контрольную работу, отвечать. Обучение не ограничивается получением информации, «отображением» предметов, их признаков в коре головного мозга. Эту информацию необходимо запомнить, научиться ею пользоваться, а затем и преобразовывать для объяснения явлений и открытия нового. Следующий уровень познавательной деятельности – память. 2.3. Память Память – это запоминание, сохранение, воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности. Личностные особенности памяти включают индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения типичных для каждого человека свойств памяти. Существуют такие виды памяти: ^ Словесно-логическая память. Это память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Этот вид памяти связан со складом ума, связанного с философским обобщением, теоретическим рассуждением.^ Образная память. Это память на представления. Уровень ее развития может быть неодинаков. По этому выделяют зрительную, слуховую, двигательную память и рассматривают отдельно уровень их развития. Преобладание у человека одного из названных видов образной памяти легко прослеживается в обучении. Если ученик лучше запоминает читая про себя, – у него зрительная память. Если ученик лучше запоминает, когда слышит прочитанное, – у него слуховой тип памяти. Зрительно-двигательная память хорошо развита у ученика, который грамотно пишет, но не знает правил грамматики. В профессиональной деятельности зрительная память развита у художников, слуховая – у музыкантов, композиторов, двигательная – у спортсменов. Высокого уровня развития достигает образная память у шахматистов. В обучении следует разносторонне учитывать особенности памяти школьников. С одной стороны все виды памяти учащихся следует развивать, давая задания, включающие нагрузку на различные виды памяти. С другой стороны, следует помочь ученику использовать тот вид памяти, который у него лучше всего развит. 2.4. Воображение Классифицируя ступени познания человеком окружающего мира на ступени использования чувственной опоры, психологи обнаружили интеллектуальную деятельность, которая позволяет нам строить, конструировать новые образы путем реконструкции имеющихся в памяти представлений. Это психологическая деятельность называется воображением. Существенным различием процессов представления и воображения является то, что первый имеет чувственную опору, а второй – чувственно логическую. Так, если человек воссоздает образ, например, стола по словесному описанию, его изображению или просто вспоминает конкретный стол, который когда-то видел, то делает это он с помощью представлений. Если же путем реконструкции имеющихся в памяти образов различных столов он строит, конструирует образ нового стола, которого прежде не видел, то здесь он опирается на свое воображение. Воображение – неотъемлемая часть сложных мыслительных операций. Без воображения развитие человечества было бы невозможно. Воображение бывает: Репродуктивным (воссоздающим) – человек по схеме, чертежу представляет себе предмет, который никогда раньше не видел. Творческим (научное, техническое творчество и т.д.) Воображение развивается в течении всей жизни, особо благоприятный период – детство. Нужно постоянно подталкивать ребят к поиску, выдвижению гипотез, искать ответы на различные вопросы, сочинять сказки, давать им пофантазировать. В процессе познания образ обобщается, человек выделяет в нем наиболее важные, существенные элементы, отбрасывая частные и несущественные. При этом воспроизводится, создается сущность объекта или действия и системы их связей в реальном или идеальном плане. В этом случае в процесс включается мышление и его оперативная единица – понятие. Иметь понятие о предмете – значит видеть общим способом его построения и значением его происхождения. Так, если воображение «говорит» нам о том, что вообще присуще предметам, то понятие должно ответить на вопрос, что это за предмет, в чем его суть. Можно привести пример из школьного курса математики, из практики обучения. Воспроизвести по описанию задачи или вспомнить конкретный треугольник ученику не составит труда. Нет проблем и в процессе конструирования (воображения) нового треугольника посредством реконструкции имеющихся в памяти образов геометрических фигур. Но вопрос учителя о том, что является ли треугольником фигура, изображенная на рисунке (треугольник с вырезанным в нем отверстием), ставит многих школьников в тупик. Для того чтобы верно ответить на этот вопрос, ученик должен знать (не формально выученное определение, а по сущности), что это за фигура – треугольник, в чем его суть; владеть знанием его происхождения и общим способом его построения, то есть понятием треугольника. Для этого уже требуется мышление – высший уровень познавательной деятельности. ^ 2.5. мышление и речь С помощью мышления нам удается решать вопросы, на которые невозможно ответить, опираясь только на ощущение, восприятия, представления или воображения. Указанный выше факт свидетельствует о наличии у школьников, испытывающих затруднение при ответе на поставленный вопрос, представления о треугольнике, но отсутствии полноценного понятия о нем. Что же такое мышление? Это вершина познавательных процессов. Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существующих связях и отношениях. В процессе мышления человек отражает общие свойства явлений и предметов, устанавливает закономерные связи между ними, раскрывает сущность. Более простые психические процессы дают сведения о конкретных объектах, мышление анализирует важнейшие свойства этих предметов, дает возможность делать выводы, предсказывать дальнейший ход событий. Мышление принимает различные формы. Самое простое – это наглядно-действительное, практическое мышление. Оно характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе. С этого вида начинается развитие мышления в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи непосредственно действуя с предметом. Для развития данного мышления у школьников важно, учитывать, что в силу непосредственного включения мыслительной деятельности в практическую бывает сложно увидеть в практических действиях элемент мышления, поэтому оказывается сложным их обобщение и перенос на решение новых практических задач. Более сложный вид мышления образный (наглядно-образное). Оно характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Значение этого вида мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и многообразно отражать объективную действительность. Этот тип мышления ярко выражен у художников, архитекторов и т.д. Более сложный вид мышления – абстрактно-логическое (понятийное). Оно отражает подчиненно-следственные связи, сущность явлений, которые не поддаются ни наглядно-действенному, ни образному. Абстрактно-логическое мышление дает возможность познать закономерности, предвидеть ход событий, объяснить суть явления и открыть новые законы, изобретать и сочинять. Первый элемент мышления – понятие, знание о существенных признаках предмета. Учитель приучает ребят вникать в сущность факта, явления, предмета, вычленят его главные, существенные качества. Например: что такое квадрат? Главные признаки – равенство сторон, прямые углы между сторонами. Другие признаки (окраска, толщина линий сторон) не существенны для данной фигуры. Представление – это общая картина, наглядный образ. Он помогает в познании, но представление – это еще не знание. Порой ученик говорит вокруг да около, а сущности выделить не может. В этом случае говорят у тебя представление о предмете, а понятия нет. Второй элемент мышления – суждение. Сопоставляются понятия, в которых содержатся утверждения или отрицания. Может быть и условное суждение (правило узнаешь, сможешь правильно решать). Суждение предполагает сознательное утверждение или отрицание, понимание связи. Умозаключение состоит из двух или нескольких суждений делает вывод. Это может быть дедуктивное умозаключение, когда из общего понятия вытекают частные или индуктивное – из частных посылок (суждений) следует общий вывод. Обучая учащихся мыслить логично, начинать следует с определения какой-то задачи, выделяя вопрос, который надо решить, установить цепь рассуждений. Выдвинете гипотезу, для всего этого нужны конкретные знания. Рассуждая, сопоставляя, экспериментируя, решая задачи, человек высказывает предположение, выдвигает идею, затем ее обосновывает, делает вывод, но предположительный. Следующий этап проверка этого вывода, подтверждение фактами. Только после этого беремся к решению задачи. Мыслительные операции очень сложны. Надо учить детей анализировать, обобщать, сопоставлять, сравнивать. Главное – научить думать, искать подтвержденье, рассуждать, доказывать, решать. Следующая форма мышления – речь. Даже когда мы думаем про себя, и тогда пользуемся речью, так называемой внутренней. Учителю надо понимать, какие существуют связи между мышлением и речью. Если ученик говорит, что все понимает, но не может выразить, объяснить, пересказать, значит ему только кажется, что он знает: представления его нечетки, это не подлинные знания. Мышление зависит от культуры речи, объема активного словаря, дикции, стилистики, логики, знания предмета речи. Речь бывает нескольких видов: Внутренняя – обрывочна, конспективна, скачкообразна, сокращена, использует эрзац-слова. Иногда про себя думается хорошо, а выразить ничего толком не можешь. Поэтому совет, который должен дать учитель учащимся: говорить про себя также, как вслух: пользоваться нужными терминами, понятиями, произносить полными предложениями. Внешняя речь гораздо сложнее, вы говорите, чтобы вас могли понять. Это может быть диалогическая речь – разговорная. Она сравнительно проста, порой просто примитивна, так как вас понимают с полуслова. Монологическая речь – это речь одного, это рассказ, лекция, ответ ученика. Она трудна и требует навыков ораторского мастерства. Нужно хорошо знать предмет, владеть логикой, чувствовать аудиторию. Письменная речь – это речь письменных знаков, она имеет ряд психологических особенностей – с одной стороны она легче, чем устная, можно и исправить, перечитать, вдуматься, а с другой стороны сложнее – необходимо владеть грамматикой, значительным запасом слов, навыками письма. 2.6. способности Нельзя развивать познавательную деятельность ученика не зная его способностей, так как учебная деятельность во многом определяется степенью развития и формирования по способностям. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретенных знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности – это индивидуальные свойства личности, обладая которыми человек может успешно овладевать той или иной деятельностью. О том как проявляются способности существует много различных точек зрения. Но мне близка следующая точка зрения. На проявление у ученика способностей влияет: наследственность, воспитание, среда, школа, работоспособность ребенка. От рождения ребенок получает те или иные задатки, способности, врожденные качества, которые зависят от развития тех или иных зон в коре головного мозга. Иногда задатки обнаруживаются быстро и сравнительно легко: слух, голос, способности к музыке, живописи, спорту, несколько позднее – математике, физики, химии. Психологи установили, что к 4-5 годам у ребенка созревает уже половина «фундамента» для его будущих способностей: физических, нравственных, умственных, волевых, эстетических. От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще данные задатки и способности развиваться. Выделяют следующие уровни развития способностей: ^ Первый уровень – репродуктивный. Человек, находясь на этом уровне, обнаруживает умение усваивать знания, овладевает деятельностью и осуществлять ее по образцу. ^ Второй уровень – творческий. В нем человек создает новое, оригинальное. Третий уровень – самый высокий уровень развития – это талант и гений. Кроме этого способности можно разделить на общие и на способности в определенной области. Если ученик имеет общие способности, то он как правило занимается одинаково успешно по всем предметам, добросовестный, активный. Таких учеников любят учителя, родители ими гордятся. Никто не беспокоится об их будущем, все уверены – институт, медаль. Но не всегда такой оптимизм оправдан, так как воспитывать детей с общими способностями не умеем, мы их захваливаем, не развиваем умение фундаментально работать в какой-то области. Дети, имеющие способности в определенной области (живописи, музыке, литературе, математике), успешно учатся по отдельным предметам по своему профилю, а по другим – гораздо слабее. По этому в системе обучения необходимо учитывать такое разделение интересов, склонностей, способностей. Существует еще один вид способностей – специфические. У ребенка можно обнаружить особую склонность к весьма узкому виду занятий: не просто музыке, а композиции или пению, не ко всей математике, а какому-то разделу и т.д. Эти дети крайне трудны в обучении и воспитании. Они могут плохо учится, быть упрямыми, капризными, не терпеливыми, но их решения оригинальны, необычны. Из этой группы выходят много одаренных людей. Что нужно для развития способностей? Известный российский математик академик А.Н. Колмогоров перечисляет такие условия: от рождения обладать надлежащими задатками в той или иной области, с раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее развитие и развитие конкретных способностей; с раннего возраста приобретать волевые и эмоциональные качества (настойчивость, трудолюбие, упорство, уверенность в себе, азарт); с определенного возраста получить должное общее образование и начать работу в избранном направлении; своевременно начать научную и практическую подготовку, поиски, тренировки, научится выдвигать свои гипотезу и идеи и пытаться их решать, все время экспериментировать, быть активным, предприимчивым. В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Активность развития и формирования способностей определяется целенаправленностью в обучении в школе. Под влиянием обучения и воспитания развитие способностей идет быстрее. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей необходимо развивать их познавательный интерес к предмету, научить систематически и рационально трудиться. Одним из показателей умственных способностей, способностью учению, является быстрота усвоения учебного материала. И нередко спокойных, с замедленной реакцией, с флегматичным темпераментом школьников неоправданно относят к числу неспособных, тем самым тормозя развитие их способностей. Необходимо очень внимательно подходить к каждому ученику. Выясненная во время причина такого, медленного усвоения учебного материала, слабого формирования тех или иных навыков, поможет воздержатся от необоснованных решений об отсутствии способностей у того или иного ученика. Чем раньше будут замечены, выявлены способности ребенка, тем больше возможностей имеется для более раннего начала их развития. 3. активизацияпознавательной деятельности учащихся Необходимым «условием» успешного формирования тех или иных умений является стремлением ученика к познанию. К сожалению не все школьники отличаются положительным отношением к учебной деятельности. Есть немало равнодушных к учебе и даже отрицательно относящихся к школе. Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учебной деятельности является создание учителем на уроках положительных мотивов учения. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией. В основе мотиваций лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. В психологии и дидактике различают несколько стадий интереса: Любопытство. Под любопытством понимают стадию ориентировки, связанную с новизной предмета. На ней ученики могут заинтересоваться предметом, но при этом здесь не заметно стремления к познанию. Интерес быстро возникает, и так же стремительно может исчезнуть. Любознательность. Она характеризуется стремлением глубоко познакомится с предметом. Познавательный интерес. Он характеризуется тем, что у ученика не только возникают проблемные вопросы или познавательные ситуации, но и стремление самостоятельно их решить. ^ Теоретический интерес. Ученик на этой стадии стремится разобраться в теории, применить эти знания на практике. Все стадии интереса тесно переплетаются, они взаимосвязаны и могут сосуществовать на одном и том же уроке. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников необходимо сделать процесс обучения желанным, добиваться познавательной активности детей на уроке. Познавательная активность- это деятельность человека, направленная на поиск и переработку информации для удовлетворения своих жизненных потребностей, повышения своего духовного уровня. Она рассматривается как средство самовыражения, самореализации в окружающей действительности. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. В педагогических исследованиях (работы Г.И. Щукиной) организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся выделены как один из стимулов познавательного интереса школьников. Принято считать, что интересный урок можно сделать за счет следующих условий: Личности учителя;Содержание учебного материала;Методы и приемы обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – это поле для творческой деятельности учителя. Можно отметить некоторые требования к современному уроку, так как именно на уроке мы можем влиять на познавательную деятельность школьников. С позиции современной педагогики следует обратить внимание на следующее: по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществить постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное, неправильно понятое;ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока); постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакции, все виды памяти и т.д. Основная задача учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета; стараться интегрировать знания, связывая темп своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Всего этого можно добиться, вводя в обучение развивающие приемы, повышающие интерес учащихся к предмету. Как развить у учащихся желание самостоятельно выполнять каждое упражнение дома и в школе? Как сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью? Решение этих вопросов зависит от умения учителя овладеть вниманием учеников. Как правило удачно выбранный вид деятельности в начале урока настраивает учащихся на плодотворную работу на протяжении всего урока. На этом этапе необходимо использовать те приемы активизации, которые обеспечивают усвоения нового материала или выполнения отдельного задания, при этом необходимо использовать те методы и приемы, средства которые подходят для данного возраста учащихся. ^ 3.1. Основные принципы работы учителя по активации познавательной деятельности. принцип активной самостоятельной деятельности учащихся Совершенствование методики преподавания и методов обучения непрерывно связано с вопросами самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решимостью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную познавательную деятельность учащихся. Особенно важна самостоятельность для развития различных умений школьников. Это объясняется тем, что любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащихся. Под самостоятельной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время. Самостоятельная работа представляет собой с одной стороны учебное задание, а с другой – форму проявления деятельности, памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учащимися учебного задания. Независимо от типа урока мы обязаны поставить перед учащимися конкретную цель, задачи, определить формы и методы работы. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке должна соответствовать их возможностям, должна развивать их способность, вырабатывать у них привычки трудится. Так же у учителя должен быть структурный план, в нем должно быть четко выделено время на объяснение материала. Что предстоит сделать учителю – это увеличить удельный вес самостоятельной учебной работы учащихся на уроке. Часто бывает так: на тех уроках, где учитель много времени тратит на объяснение нового материала, ученики бывают пассивными слушателями, и в результате основной массе учащихся не остается времени для переработки учебного материала на уроке, а их работа с учебником переносится на дом. Нередко ученики впервые знакомятся с текстом учебника при выполнении домашнего задания, что приводит к большим затратам времени и перегрузке. Добиться успеха можно если: после объяснения нового материала организовать непосредственно на уроке изучение текста, правила в учебнике, а затем некоторые виды самостоятельной работы, где учащиеся самостоятельно закрепят материал;при изучении нового материала направлять деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самосто