Активизация познавательной деятельности слабовидящих детей на уроках

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат III, IV видов»ЧЕРПАКОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНАТЕМА: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯАБАКАН 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1…………………………………………………………………….……5 1.1. Изучение вопроса о развитии познавательной активности в современной тифлопедегогике…………………………………………..5 1.2. Процесс познания……………………………………………………………6 1.3. Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения…………………………………………..…..7 1.4. Причины снижения познавательной активности……………………….…8 ГЛАВА 2………………………………………………………………………….9 2.1. Нетрадиционные формы уроков……………………………………………9 2.2. Практические методы обучения……………………………………….…..12 2.3. Практическая деятельность как средство активизации познания……….15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..19 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………20 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..………21ВЕДЕНИЕ В процессе формирования и развития личности, во взаимодействии ее с социумом и природой ведущая роль принадлежит зрению. Зрительный анализатор подает в наше сознание «извне» подавляющую часть всего информационного потока. При слабовидении и, особенно при слепоте наблюдается резкое сокращение потока информации. Чувственное познание окружающей действительности становится крайне затруднительным. Выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Затруднения, испытываемые лицами с глубокими нарушениями зрения при восприятии окружающего мира, и вызванное ими снижение активности отражения требуют самого широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, а в конечном итоге – активизацию познавательной деятельности. Постоянное увеличение объема информации, распространение компьютерных технологий – это объективные решения современного общества, способствующие его поступательному развитию. Но вместе с тем они имеют и негативные последствия – увеличение контингента детей с теми или иными нарушениями физического развития, и зачастую это именно нарушения зрения. Нарушение зрения может негативно повлиять на познавательную деятельность учащихся, на успешность усвоения учебного материала. Педагогу, имеющему в классе слабовидящих учеников, необходимо знать индивидуально-типологические особенности таких детей. Изучение темы, связанной с активизацией познавательной деятельности слабовидящих детей не перестает быть актуальной в настоящее время. Более того, в рамках реализации реформы российского образования данная тема приобретает еще большую значимость. Уровень образования и воспитания выпускников специальных коррекционных школ должен быть таким, чтобы они могли найти применение своим умениям и способностям, успешно интегрироваться в обществе. Предметом изучения данной работы является познавательная деятельность детей с нарушением зрения (слабовидящих). Задачи: Познакомиться с исследованиями в тифлопедагогической науке по изучению познавательной деятельности лиц с нарушением зрения Изучить особенности психического развития детей с нарушением зрения, специфику их познавательной деятельности, личностного и эмоционального развития. Изучить влияние дефекта зрения на активность и результативность процесса познания Представить и обосновать применение специальных приемов и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности слабовидящих детей. ГЛАВА 11.1. Изучение вопроса о развитии познавательной активности в современной тифлопедегогике. Современные исследования особенностей слепых и слабовидящих детей опираются на теорию основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.И. Зелицовой и направлены на компенсаторное развитие этой категории детей в процессе коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях А.Г. Литвака и Л.С. Солнцевой основной идеей выступает выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, способного найти пути преодоления отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате глубоких нарушений зрения. В современной тифлопсихологии и тифлопедагогике ребенок с нарушением зрения рассматривается не как ущербная, а как активно развивающаяся личность, способная восполнить непосредственные дефекты сенсорики опосредованной познавательной деятельностью. В современных тифлопедагогических теориях активно изучаются вопросы использования и развития остаточного зрения и осязания в различных видах учебной деятельности. Исследования В.З. Денискиной, Н.С. Котючек, Г.Ф. Федяй показали, что в процессе обучения разным школьным предметам, при ознакомлении с одновременным или последовательным восприятием материала разными анализаторами дети показывали больший объем признаков и свойств воспринятых объектов. Кроме того, комплексное воздействие позитивно влияет на всю познавательную сферу, на эмоциональный настрой при усвоении знаний. Необходимо учитывать изменение контингента обучающихся в школе слепых и слабовидящих. Л.И. Кироллова, исследуя данный вопрос, выделила следующие тенденции: При сокращении количества слепых детей наблюдается существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение. Увеличение количества детей, имеющих сложный комплект зрительных заболеваний. Лишь небольшой процент учащихся имеет единичное нарушение зрительных функций. Увеличение сопутствующих зрительному заболеванию других дополнительных дефектов и среди них нарушения деятельности центральной нервной системы у значительного количества детей. Сложность состава обучающихся в школах для детей с нарушением зрения требует глубокого изучения психологии данной категории детей, их познавательной сферы, личностных качеств и особенностей поведения.^ 1.2. Процесс познания. Процесс познания – отражение объективной действительности в сознании субъекта. Механизм осуществления познавательной деятельности достаточно сложен и имеет свою последовательность. Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем задействованы все органы чувств – зрение , слух, осязание, обоняние и вкус, связывающие человека с внешним миром. Чувственные образы – единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. На второй ступени – рациональном (логическом) познании – происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек, строя суждения, понятия и умозаключения, познает закономерности окружающего мира. Обе ступени процесса познания – чувственная и рациональная – находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. ^ 1.3. Особенности познавательной деятельностиу детей с нарушением зрения У лиц с нарушением зрения чувственное познание осуществляется с трудом. Вследствие поражения зрительного анализатора объем информации о внешнем мире резко сокращается. Разумеется, физиологически включаются и начинают действовать компенсаторные механизмы, на они не могут дать полного замещения функции зрения. Особенности зрительного восприятия у слабовидящих детей и детей с остаточным зрением таковы, что знания о предметах и явлениях неполны, фрагментарные, количество сформировавшихся зрительных образов недостаточно. Негативное влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появление отклонений во всех видах познавательной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Это отражается на снижении количества получаемой информации и на изменение ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении зрительных ощущений и восприятий, образов, представлений, что ограничивает возможности формирования воображения и памяти. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процесс формирования понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности. Патология зрения в том числе оказывает влияние и на физическое развитие детей. Нарушается точность движений, ходьба и другие двигательные акты становятся специфичными. Таким образом, у слабовидящего ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система.^ 1.4. Причины снижения познавательнойактивности Факторы снижения познавательной активности при глубоких нарушениях зрения могут быть преодолены путем создания соответствующих условий для успешного компенсаторного приспособления. Важнейшим из них является включение учащихся с нарушением зрения в активную познавательную деятельность, формирование у них положительной мотивации и установок. Нарушение зрения зачастую является тем фактором, который может негативно влиять на познавательную деятельность учащихся, на успешность усвоения учебного материала. Дети, имеющие зрительную патологию, нуждаются в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром, а также учебным материалом по различным предметам. При отсутствии последовательной коррекционной работы в обучении слабовидящих детей, у них могут возникать трудности в учении, пробелы в знаниях, что в дальнейшем приводит к снижению активности познавательной деятельности, отсутствию интереса к предмету. При нормальном интеллектуальном развитии, соответствующем возрасту, дети с нарушением зрения испытывают трудности в учении из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности и частичного отставания в развитии высших психических функций. Педагог, работающий со слабовидящими детьми, должен понимать особенности их психики и владеть специальными приемами и методами, использование которых делает процесс обучения наиболее оптимальным и результативным. ГЛАВА 2^ 2.1. Нетрадиционные формы уроков. Во все времена человеческой истории учителя искали способы более эффективного обучения подрастающего поколения. Состояние современного российского общества, меняющиеся условия жизни выдвигают жесткие требования к современной молодежи. Школа, безусловно, должна чутко реагировать на социальный запрос. Для того чтобы социальная адаптация современных выпускников была более успешной, они должны быть активными, предприимчивыми, коммуникабельными и при этом быть людьми нравственными. Развитие таких качеств зависит не только от содержания изучаемых предметов, но и от форм организации обучения.Целью данной работы является изучение стратегии активного преподавания через нетрадиционные формы уроков. При этом учение становится учебной деятельностью, когда школьники овладевают не только знаниями, но и способами их приобретения.Основными задачами данной темы являются: изучить литературу по избранной теме; расширить арсенал методических приемов в преподавании истории и обществознания; разработать систему уроков нетрадиционной формы.На уроках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в современных условиях. Кроме того, доминирование репродуктивного подхода в обучении, создает у большинства учащихся безразличное отношение к учению и даже у некоторой части учащихся отрицательное. Именно по этому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со сверстниками, участвовать в дискуссии, играть разнообразные роли. Формами реализации активной стратегии преподавания могут быть нетрадиционные уроки. Разумеется, в массовой практике преподавания истории и обществознания давно присутствуют уроки-семинары, лабораторно-практические занятия, диспуты, конференции и др. Но их применение, как правило, носит эпизодический характер, зачастую не составляет системы. Изучение и отработка методики проведения нетрадиционных уроков в моей практике дает положительный результат, что выражается в росте активности учащихся на уроках, в повышении интереса к предмету. Существует множество нетрадиционных форм уроков: путешествие; игра; соревнование; пресс-конференция; диспут и др. Все они дают прекрасные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей. В классах среднего звена более привлекательными для учащихся и в конечном счете более результативными оказываются уроки в форме игры или соревнования. Конкурсная методика таких уроков дает возможность успешно решать задачи обобщения и систематизации учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Игровой характер заданий создает творческую раскованность, позволяет проявить себя и слабым ученикам. Подобные уроки я провожу как итоговые занятия по какой-либо теме. Использование игр и соревнований решает не только учебные, но и воспитательные задачи: формирование чувства дружбы, коллективизма и т.д. Такие формы уроков как дискуссия или диспут более сложны и целесообразно проведение их в старших классах. Урок-диспут – одна из самых интересных форм уроков, но не самая распространенная, так как такой урок требует соответствующе подготовленной ученической аудитории. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность учащихся, прививают интерес к предмету. Уроки-диспуты формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимости к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе. Диспут (от лат. Dispute – рассуждать, разбирать, спорить) – это публичный спор на какую-либо тему. Проведение диспута требует предварительной подготовки: класс условно делится на две команды, которые будут оппонировать друг другу, учитель рекомендует дополнительную литературу учащимся, консультирует учеников, помогая сформулировать определенную позицию. Непосредственно, при проведении урока, необходимо обозначить цель проводимого диспута для учеников, сформулировать правила проведения диспута, которым рекомендуется следовать.Условия диспута: На диспуте нет наблюдателей, все активные участники. Уважай оппонента, умей выслушивать противоположное мнение. Говори просто, но убедительно. Выражай свою позицию, приводи аргументы. Во время выступления на уроке ученики могут пользоваться литературой, записями, конспектами. Однако, речь идет не о чтении, а об ответе с опорой на текст. Ребята могут зачитывать цитаты, исторические документы. Такие уроки позволяют решать следующие задачи: в ходе полемики ученики овладевают навыками публичного выступления. В ходе диспута ребята взаимодействуют друг с другом, таким образом, закрепляются навыки групповой деятельности. Степень вовлеченности учащихся в процессе учебной деятельности на уроке-диспуте, как и на других уроках очень разная. Учителю необходимо создать условия, при которых каждый ученик (в большей или меньшей степени) будет включен в учебный диалог. При анализе и оценке деятельности учащихся я пользуюсь таблицей, которая позволяет выявить недостатки в организации урока (приложение 5). На завершающем этапе урока проводится итог в споре, желательно сблизить противоположные позиции. В целом подобные уроки должны включать в себя конструктивность, т.е. диспут не должен выглядеть как элементарная дискредитация противника, напротив, в ходе урока должно быть продвижение в проблематике вопроса, взаимное обогащение знаниями, складывание объективной исторической картины из субъективных взглядов и мнений. Активная деятельность учащихся на уроках такого типа способствует развитию мышления, формирует активную гражданскую позицию, основные мировоззренческие идеи, все это в свою очередь воспитывает политическую и правовую культуру.^ 2.2. Практические методы обучения Практические методы обучения школьников с дефектами развития наиболее трудно реализуются при проведении самостоятельных и опытнических работ, наблюдений и программного практикума по основам наук. Эти методы предполагают применение действий учащихся при выполнении того или иного задания. Система движений, направленных на объект с целью его изучения или преобразования, выражается действием. Знания и действия очень переплетены, формируясь в деятельности, знания в ней и проявляются. Действия с объектами дают ученику одновременно знания об их строении, свойствах, о возможных изменениях и превращениях. Овладев приемами умственной деятельности, ученик, прежде чем приступить к внешним, моторным действиям, направленным на достижение поставленной цели, планирует оперируя образами и понятиями. Таким образом внешняя деятельность направляется и конкретизируется сознанием школьника, внутренним планом действия. Выполняя практическое задание, ученик постоянно сравнивает полученные результаты с запланированным эффектом и имеет возможность регулировать моторику и корригировать производимые действия в соответствии с умственным планом. Переработка чувственной информации, полученной в ходе практического знакомства с изучаемыми объектами и явлениями, приводит к образованию в сознании ребенка определенных представлений и понятий, к совершенствованию знаний. Деятельность закрепляет знания, поднимает их на более высокий уровень, который в свою очередь, определяет более сложный характер производимых действий, выработку более квалифицированных умений и навыков. При нарушении работы какого-либо анализатора у учащихся страдают их физические действия: наблюдается ослабление чувственного контроля, затрудняется констатация необходимых признаков объектов, нарушается координация движений при выполнении практикума. А это в свою очередь сказывается на совершенстве внутренних психических действий. Необходима коррекция при формировании двигательных умений и навыков, и этот процесс должен быть включен в систему коррекционной работы по исправлению психических и физических недостатков в развитии школьников. Выработанные коррекционные умения и навыки, применительно к движению ученика, к его ориентировке в микро – и макропространстве, позволяют перестроить структуру деятельности. Произойдут изменения в соотношении систем анализаторов и их компонентов, которые контролируют выполнений действия. До выработки подобных навыков точность и правильность предметных действий контролируется совместной работой сохранных анализаторов, причем при порциальном дефекте используются и функциональные возможности не полностью пораженного анализатора. Нарушения структуры и функции органов чувств требуют передачи другим (сохранным) анализаторам части афферентной информации и более тесного подключения к практической работе деятельности этих сохранных систем. Это в свою очередь потребует выработки «обходных путей» в коре головного мозга, нейродинамической перестройки межанализаторных связей, т.е. компенсации имеющего дефекта. При использовании практических методов обучения мы не отходим от принципа полисенсорности восприятия, поэтому важно подключить зрение, слух, осязание, обоняние, температурную чувствительность и др. к операторской работе, к констатации и определению изучаемых объектов и процессов. Причем в ходе коррекционной работы важно учитывать то положение. Что перечисленные виды чувствительности разных модельностей подчас выполняют несвойственное им функции, обеспечивая доступность учебной информации (чтение с помощью осязания при слепоте, восприятие звука с помощью выбрационных сигналов при глухоте и др.). Особенностью формирования умений у учащихся с дефектами развития является их постепенная автоматизация (перевод в навыки) и снижение доли участия в контроле ослабленного, нарушенного анализатора и связанного с ним сознания вплоть до полного их отключения. Но это не значит, что выработанные навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Сознанию подконтролен весь процесс действия в целом. При выполнении любой практической работы очень важно ввести ученика в проблемную ситуацию с тем, чтобы он осознал необходимость действий, показать ему сам процесс зарождения знаний, их динамику и изменчивость Активному участию ученика в практикуме способствует самостоятельное открытие того, что наука эта не просто обучение учащихся знающими педагогами, а нечто большее.^ 2.3. Практическая деятельность как средство активизации познания. Работая над данной темой, я изучила на уровне теории причины снижения активности познавательной деятельности детей с патологией зрения. На основании теоретических знаний, в практической деятельности (в преподавании истории и обществознания) начала поиск оптимальных решений, которые позволили бы максимально оптимизировать процесс обучения и вовлечь учащихся к активным формам обучения. На данном этапе основными направлением и средством активизации познавательной деятельности я выбрала практическую деятельность учащихся в процессе обучения истории и обществознанию. Обществоведческие дисциплины традиционно относят к «устным» предметам и большую часть информации учащиеся воспринимают на слух. В данной ситуации очень важно использовать возможности остаточного зрения. Одновременное восприятие материала разными анализаторами (слух и зрение) позволит усваивать его более полно и прочно. Практическая деятельность на уроках истории и обществознания может быть достаточно разнообразной. Самое элементарное – это использование учебника и картографической наглядности при выполнении практических заданий, например: Использование текста при составлении характеристики исторического персонажа; Использование текста при составлении кроссвордов; Использование текста при формулирование вопроса для взаимоопроса. Большие возможности даёт использование исторической карты на уроке. Карта может быть и самостоятельным источником знаний, и дополнительным элементом. Применение карты осуществляет постепенный переход от конкретно-образной наглядности к символической. Следовательно, чтобы научиться работать с картой учащийся первоначально усваивает её азбуку – символику. При использовании карт необходимо учитывать то, что учащимся с нарушением зрения требуется больше времени для восприятия, для выделения главного плана. Кроме того, учителю необходимо синхронизировать речевыми объяснениями то, что даётся учащимся для зрительного восприятия. Практические задания по карте могут быть следующими: Найдите на карте и выпишите города Сибири и Дальнего Востока, основанные в 18 в; Укажите стрелками направление движения армии Наполеона; Работа с картой способствует осознанию учащимися того факта, что исторические события протекают в определенном пространстве. Кроме понятия «пространство» детям необходимо усвоить понятие «историческое время». Учащиеся средних классов и отдельные учащиеся старших классов испытывали затруднения по данному вопросу, не могли ориентироваться в историческом времени. Для решения этого вопроса я стала использовать на уроках «ленту времени» (См. Приложение 1). Это простое приспособление можно использовать для игровых заданий и как вспомогательное средство при изучении и закреплении материала по истории. Вызывают значительный интерес у учащихся исторические задачи. Рассмотрим использование исторических задач двух типов: биографические и событийно-проблемные. Биографические задачи дают определенный объём информации о конкретной личности, интересные факты, отзывы об этой личности других знаменитых людей. Учащиеся, анализируя полученную информацию, должны определить о ком идёт речь. В основе событийно- проблемных задач лежит учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Положительный результат даёт использование на уроках схем и таблиц. Схемы и таблицы являются средством выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении или заполнении схем и таблиц учащиеся совершают логические операции – анализ, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и изобразить графически. При наличии зрительного дефекта учащиеся затрачивают значительное количество времени на конспектирование, выполнение чертежей. В целях рационального использования времени в ходе урока я предлагаю учащимся готовые схемы, куда они по заданию вносят недостающие элементы (См. Приложение № 2). В ходе выполнения подобных заданий дети учатся классифицировать, сравнивать сопоставлять. В качестве примера использования схемы, к данной работе прилагаю технологическую карту урока обществознания по теме «Формы государства». На уроке по этой теме кроме развития мыслительных операций предусмотрено развитие цветовосприятия (См. Приложение № 3). Этот урок завершает данную тему. На предыдущих уроках учащиеся изучали различные формы государства и знакомились с цветовой таблицей по разным её элементам. На итоговом уроке дети должны собрать всё воедино. Цветовая окраска вызывает в памяти учащихся ассоциативный ряд и активизирует мыслительные процессы. Для оптимизации процесса обучения, контроля и учета знаний учащихся на уроках я широко использую тестовые задания, сюжетные и дидактические игры, кроссворды, занимательные задания. Правильный подбор наглядно–дидактического материала и планомерное использование практических методов и приемов способствуют формированию целостных и содержательных представлений у учащихся об исторической картине мира. Исследования показывают, что при правильной организации учебно-воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов учебной, трудовой и общественно – полезной деятельности от состояния зрения отсутствует, а активность лиц с нарушенными функциями зрения приходит в норму. Активное участие тысяч людей с ограниченными возможностями в жизни нашего общества, их успехи в самых различных областях деятельности – лучшее тому подтверждение.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность темы «Активизация познавательной деятельности учащихся» трудно переоценить. На данном этапе этот вопрос приобретает еще большую значимость. Модернизация Российского образования поставила новую задачу перед педагогическим сообществом: формирование социально активной личности. У выпускников школ III, IV видов процесс социализации осуществляется гораздо сложнее, чем у выпускников массовых школ. Педагоги, работающие с детьми, имеющими нарушения зрения, должны посредством своего предмета способствовать развитию и воспитанию человека, способного интегрироваться в общество. Работая над данной темой, я изучила основные формы познания, особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения. Основным средством активизации познавательной деятельности на данном этапе я использую практическую деятельность на уроках истории и обществознания. Я нашла для себя много интересных форм реализации этого вида деятельности. Систематическое и планомерное применение такой методики развивает у детей интерес к предмету, а также дает положительные результаты, что выражается в повышении качества знания.ЛИТЕРАТУРА: Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. Москва, 2005. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих, – М., 1988. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. «Владос», М., 2000. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащихся школ слепых. – М., 1969. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. КАРО. Санкт –Петербург, 2006. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. Ж. Дефектология № 6 – 2005. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. «Логос», Москва, – 2006. Игры и занимательные задания по истории. Дрофа. М., 2003. Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. М., 2005. Лупиков К.В. Игры на уроках истории. «Русское слово», М., 2003.Приложение 1 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Приложение 2Приложение 3 Министерство образования и науки Республики Хакасии РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов» г. Абакан, ул. Белоярская, 60.Урок обществознания10 классТема: Формы государстваУчитель: Черпакова В.Н.Абакан–2007Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о государстве и его формах.Задачи урока:Образовательные: Обобщить и закрепить знания учащихся о сущности государства и его признаках; Закрепить умения учащихся различать отличающиеся по форме государства.Воспитательные: Способствовать формированию политической культуры, гражданской позиции.Развивающие (коррекционные): Развивать слуховое восприятие через дидактические игры: эстафета «признаки государства», «политические новости»; Развивать мышление при выполнении тестового задания; Развивать зрительное внимание, цветовосприятие и ориентировку в малом пространстве при работе с таблицей; Формирование предметной речи через словарную работу и использование в ответах специальных терминов.Тип урока: повторительно-обобщающий урокМетоды: репродуктивные, наглядно-практические, проблемно-поисковые.Формы и приемы работы: фронтальный опрос, решение теста, заполнение таблицы, дидактические игры, эссе.Оборудование: таблицы для оформления доски, мольберт, карточки с терминами, глобус.Раздаточный материал: карточки-тесты, карточки-таблицы.^ ПЛАН УРОКА № Этапы урока t Содержание урока Методические особенности 1 Орг.момент 1 Эмоциональный настрой.Сообщение цели и темы урока. Вступительная речь учителя. 2 Актуализация опорных знаний Эстафета «Признаки государства» Классу задается вопрос «Что такое государство?»Затем проводится игра. 3 Обобщение и систематизация знаний: «Формы правление» Фронтальный опрос.Дидактическая игра «Политические новости».Словарная работа.Подведение итога игры. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.Учащиеся на слух воспринимают и называют формы государства по формам правления.Объяснение терминов.Учитель оценивает активность и знания учащихся. 4 Обобщение и систематизация знаний: «Формы территориального устройства» Фронтальный опрос.Работа с тестом.Подведение итога игры. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.Учащиеся решают тест по теме.Учитель оценивает активность и знания учащихся. 5 Физкультминутка Коррекция осанки.Офтальмологическая гимнастика Проводит учитель. 6 Обобщение и систематизация знаний: «Политический режим». Фронтальный опрос. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 7 Закрепление практических умений. Составление и заполнение таблицы «Формы государства» Учащиеся самостоятельно собирают и заполняют таблицу, выполненную в цвете. Задания дифференцированы. 8 Итог урока. Выставление оценок.Рефлексия. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.Выяснить достигнуты ли цели урока. Учащиеся заполняют карточки. 9 Дом.задание Написать эссе на тему «Государство – аппарат насилия или благо для людей?» Записывают в дневник.Комментарии учителя. ^ Формы государства Форма правления Форма территориального устройства Политический режим Монархия Республика Унитарное государство Федерация Конфедерация Тоталитарный