Активизация региональной политики по развитию малого предпринимательства в Хабаровском Крае

АКТИВИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Студентка А. И. Песочинская подпись Группа 143 дата Научный руководитель: Е.Ю. Агешина подпись к.э.н доц. дата Хабаровск 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ… ….2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ… ….……….3. СТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ …… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36 ПРИЛОЖЕНИЯ… …40 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Малое предпринимательство представляет собой наиболее многочисленный и статически трудноизмеримый для государственных властей сектор экономики, наделенный значительной хозяйственной самостоятельностью. На малое предпринимательство возлагаются большие надежды по увеличению темпов роста развития экономики и повышения благосостояния общества.

Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте означает, прежде всего, рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения. На Дальнем Востоке малое предпринимательство стало формироваться с некоторым опозданием, но развивалось в контексте общероссийских тенденций. В настоящее время оно стало неотъемлемой частью региональной экономики.

Отдаленность Хабаровского края от промышленных и научных центров обусловливает особую значимость развития предпринимательства. Предпринимательская деятельность охватывает практически все основные виды экономической деятельности и в его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей края. На доходы от малого бизнеса в частности в Хабаровском крае живет более трети населения. Кроме того, этот вид деятельности способствует формированию среднего класса и смягчает социальную нагрузку
на бюджет. На сегодняшний день малое предпринимательство сталкивается с множеством проблем, в том числе сугубо специфических, обусловленных региональными особенностями. В то же время возможности государственной поддержки здесь ограничивается в силу дотационности местных бюджетов. Значит, требуется выявление и формирование необходимых условий для эффективной деятельности малого предпринимательства, поиск механизмов его взаимодействия с органами власти.

Хабаровский край, где проблемы предпринимательства проявляются с «районным коэффициентом» хороший полигон для научного осмысления и выработки рекомендаций. Степень научной разработанности проблемы. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и многообразной проработке вопросов деятельности малого предпринимательства. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат

зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства. Сам термин «предпринимательство» был введен в научный оборот в восемнадцатом веке английским ученым Р.Катильоном. Понятие «предприниматель» встречается в работах А.Смита, Ж Б. Сэя. Качественно новую страницу в исследование сущности предпринимательства внесли Р.Джадд, Д.Кейнс, Д.Кларк, К.Маркс, А.Хоскинс, а также современные экономисты

Ф.А.Хайек, М.Фридман, К.Макконелл. С началом экономической реформы в России в литературе получили определенное отражение проблемы управления развитием малого предпринимательства. Этому вопросу посвящены работы как ряда научных и общественных организаций, в числе которых ведущее место принадлежит Институту социологии РАН, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Российской экономической академии им.Плеханова. В данном контексте следует выделить работы
В.Афанасьева, А.Блинова, Э.Горбунова, И.Разумновой. Представляют интерес труды ученых-дальневосточников: С.П.Быстрицкого, Л.С.Воронцовой В.К.Заусаева, В.М.Закучаева, В.Г.Мысника. В процессе написании курсового проекта использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации и Хабаровского края, регламентирующие деятельность малого предпринимательства.

Большое внимание уделялось современным статистическим исследованиям, проведенным Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства и Дальневосточным научным институтом исследования рынка, а также периодическим изданиям, в которых освещаются актуальные проблемы деятельности малого предпринимательства. Целью курсового проекта является разработка теоретических положений в направлении выявления проблем

малого предпринимательства в региональном аспекте и выработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности малого предпринимательства в Хабаровском крае. В соответствии с целевой установкой определены следующие задачи исследования: 1. исследовать состояние малого предпринимательства в современных условиях в Хабаровском крае; 2. провести анализ основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе

своей деятельности; 3. исследовать динамику развития и существующий механизм управления малым бизнесом на региональном уровне; 4. провести анализ системы взаимодействия органов власти Хабаровского края и малого предпринимательства и выявить недостатки при реализации государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства; 5. выработать практические рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия органов власти

и малого предпринимательства, с учетом современного государственного регулирования предпринимательской деятельности. Объектом курсового проекта является малое предпринимательство как основа эффективного развития региональной экономики. В качестве предмета курсового проекта рассматривается система взаимодействия органов власти Хабаровского края с малым предпринимательством. Хронологические рамки исследования. Временные рамки исследования 2003-2007 года.
Выбранные хронологические рамки позволяют в динамике проследить развитие института малого предпринимательства, что необходимо учитывать для выработки практических рекомендаций. Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составляет диалектический метод познания, позволяющий изучать экономические явления в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, реализовать сочетание комплексного, системного и ситуационного подхода к изучаемой теме.

В процессе исследования применялись такие методы и приемы, как абстрактно-логический, статистический, функциональный, метод системного анализа, группировки и синтеза. Эмпирическая база основывается на статистических исследованиях Национального института системных исследований проблем предпринимательства и Дальневосточного научного института исследования рынка, а также на статистических данных, сформулированных

в результате реализации краевых целевых программ по поддержке и развитию малого предпринимательства в Хабаровском крае. Практическая значимость исследования заключается в том, что практические предложения по совершенствованию взаимодействия органов власти и малого предпринимательства могут быть использованы: -в качестве методологической базы для дальнейшей разработки системы взаимодействия власти и бизнеса; -как база для разработки нормативных актов на региональном уровне по улучшению системы взаимодействия

малого предпринимательства с властными структурами. Исследование завершено конкретными предложениями и рекомендациями по совершенствованию системы взаимодействия органов власти Хабаровского края и малого предпринимательства с целью улучшения деятельности бизнеса в региональном аспекте. 1 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Малое предпринимательство становится серьезным фактором социальной
и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Экономический эффект от результатов деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения увеличения

его вклада в объем выпускаемой продукции (услуг), повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, увеличения вклада в доходы бюджета. В силу указанных причин поддержка малого предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства Хабаровского края, решающая как социальные, так и экономические задачи. Реализация политики органов власти Хабаровского края в сфере отношений с малым предпринимательством,

направленной на его поддержку и развитие, за последние годы дало положительные результаты. Хотелось бы осветить состояние малого предпринимательства в Хабаровском крае сквозь призму уже реализованных целевых программ по развитию малого предпринимательства. Основные направления поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне, в основном, соответствует федеральной политике. Это действительно те направления поддержки, в которых

больше всего нуждаются предприниматели. Развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с краевыми и муниципальными программами, другими документами. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки малого предпринимательства, основанный на реализации программ, разрабатываемых с учетом достигнутого состояния, потребностей малого бизнеса, проблем и задач, а также других факторов, оправдывает себя.
На протяжении двенадцати лет осуществлению целенаправленной системной работы органов власти края по развитию и поддержке малого предпринимательства способствовала реализация четырех краевых программ и завершение пятой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004-2006 годы” от 20.10.2003 года № 29-пр утвержденной Правительством края . По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Хабаровский край с 2003 года и по сегодняшний день входит в группу тех субъектов России, где наблюдается положительная динамика по трем направлениям: -по динамике количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей региона; -по динамике среднесписочной численности занятых на малых предприятиях; -по динамике объема инвестиций в основной капитал (с учетом ИПЦ) . Анализ реализации краевой программы так же свидетельствует о том, что по основным показателям

деятельности малого предпринимательства отмечается положительный прирост и увеличение его вклада в экономику края (Приложение А) . С учетом оценки в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 23,3 % увеличилось число малых предприятий, которое достигло 9,3 тысячи. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возросло на 3 тысячи и достигло 26,5 тысяч человек. В сфере малого предпринимательства занято около 174 тысяч работающих, что составляет 23,8 % от численности

занятых в экономике края (в 2005 г. – 23,1 %). За 2006 год в малом предпринимательстве дополнительно создано шесть тысяч новых рабочих мест, что способствует решению одной из социальных задач по сокращению уровня безработицы. Объем оборота продукции, работ и услуг малого предпринимательства края (по оценке 2006 г.) составляет около 112 млрд. рублей, с ростом к 2005 году на 3,7 процента (в сопоставимых ценах), при этом его доля – свыше 30 процентов от оборота полного круга предприятий края по всем видам экономической
деятельности. Отраслевое распределение занятости населения в малом предпринимательстве является отражением его структуры по видам экономической деятельности, которая характеризуется преобладанием малого предпринимательства в крае в сфере оптовой и розничной торговли (малые предприятия – 43 % от общего числа, индивидуальные предприниматели – более 70 %), и это не только в нашем крае и его муниципальных районах, но и в среднем по России (Приложение

Б). С каждым годом увеличивается объем использованных инвестиций малых предприятий, который составляет более 1,5 млрд. рублей, с ростом к 2005 году на 5 процентов (в сопоставимых ценах). В большей степени инвестиции направляются на обновление основных средств в строительстве, обрабатывающих производствах и в операции с недвижимым имуществом. За 2006 год от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей поступило налогов и других платежей

во все уровни бюджетов в сумме 6,09 млрд. рублей, в том числе в бюджет края уплачено – 3,34 млрд. рублей, что составляет 12,8 процента в объеме уплаченных налогов в бюджет края (за 2005 год: всего – 4,4 млрд. руб в т.ч. в бюджет края – 2,2 млрд. руб с долей– 10,2 %). Несмотря на увеличение налоговых платежей малого бизнеса в абсолютном выражении, их доля в общем объеме изменилась незначительно. Это объясняется, с одной стороны, позитивным развитием в целом экономики края,

соответственно ростом налоговых платежей крупных и средних предприятий, с другой стороны, введением федеральным законодательством специальных налоговых режимов для малого бизнеса, направленных на упрощение налогообложения. На этих режимах сегодня работает около 70 % субъектов малого предпринимательства края. В структуре муниципальных образований наибольшую долю налоговых поступлений от малого бизнеса края вносят предприниматели г. Хабаровска (63,7 %) и г.
Комсомольска-на-Амуре (18,2 %). По данным органов статистики края, исходя из “базовой совокупности” малых предприятий и численности работающих на малых предприятиях, представлены (расчетные) отдельные основные показатели деятельности малого предпринимательства края в разрезе городских округов и муниципальных районов (Приложение В). С развитием местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации” , решение самых серьезных социальных вопросов смещается в сторону муниципалитетов. Сегодня экономическую основу многих поселений в районах составляют структуры малого и среднего предпринимательства – это именно тот рычаг, который может эффективно воздействовать на экономику. Кроме того, значительное количество работающих в малом предпринимательстве, при существующей проблеме безработицы, требует к себе серьезного отношения органов власти края и органов местного самоуправления

по созданию благоприятных условий для его развития. Таким образом, об эффективности мер государственной поддержки органами власти Хабаровского края свидетельствует положительная динамика показателей деятельности малых предприятий края на протяжении ряда лет. В сравнении с соседними регионами Дальневосточного округа (Приморский край, Амурская обл

Еврейская АО) даже за последние три года малые предприятия Хабаровского края работают более эффективно . Несмотря на положительные результаты деятельности малого предпринимательства в крае, все же потенциал его используется пока не в полной мере. Проблемы малого предпринимательства, в основном, те же, что и у крупного и среднего бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие малого предпринимательства
в Хабаровском крае, по-прежнему являются : -недостаток собственных финансовых средств, производственных и офисных помещений; – недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей; -слабо развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в районах; -несовершенство налогового законодательства, так и административные барьеры, препятствующие работе предпринимателей. Главным инструментом решения данных проблем и реализации политики органов власти края в отношении малого

предпринимательства на ближайший период являются “Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2007 – 2009 годы” , утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 12.01.2007 г. № 4-пр. Основные препятствия для развития малого предпринимательства носят экономический характер: чтобы встать

на ноги, предприниматель, особенно начинающий, должен рассчитывать только на свои силы. По оценке экспертов до 90 % субъектов малого бизнеса нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности. Отсутствие залогового обеспечения, высокие процентные ставки по кредитам, соответственно недоступность банковских кредитных ресурсов, являются тормозом для развития малого бизнеса. Коммерческие банки до сих пор еще неохотно работают с субъектами малого бизнеса, особенно с начинающими.

Не менее важной проблемой являются слишком высокие производственные расходы малых предприятий, которые порой достигает 20 % от себестоимости продукции. Это арендная плата, затраты на получение финансовых ресурсов для открытия бизнеса, приобретение производственных помещений, юридические, бухгалтерские, консультационные услуги. Продолжается развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для предпринимателей необходимый спектр услуг.
Вместе с тем, наличие объектов инфраструктуры на краевом и, особенно на муниципальном уровне, не может удовлетворять потребности предпринимателей. Органы муниципальных образований не проявляют заинтересованности в поиске форм участия по созданию объектов инфраструктуры для оказания услуг предпринимателям. В основном, объекты инфраструктуры расположены в Хабаровске, где сосредоточено более 50 процентов субъектов малого предпринимательства, что делает их практически недоступными для малых предпринимателей других

муниципальных образований Хабаровского края. Большой проблемой в развитии малого предпринимательства остаются проблемы информационной доступности и грамотности в ведении бизнеса. В рамках основных направлений региональной политики в этой сфере планируется развитие информационной поддержки малого предпринимательства, направленная на повышение информированности в грамотном ведении бизнеса. Нехватка квалифицированных кадров в этой сфере деловой активности всегда остается острой.

В соответствии с основными направлениями поддержки предпринимательства продолжается подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов малого бизнеса. В Хабаровском крае формируется многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы малого бизнеса. Осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для малых предприятий через систему начального профессионального образования.

Проводятся обучающие семинары для предпринимателей по актуальным вопросам. За 2004-2006 годы проведено около 200 семинаров в 15 городах и районах края, на которых прошли обучение более 4 тысяч предпринимателей. Таким образом, сегодня в результате взаимодействия власти и бизнеса, направленного на эффективное развитие экономики края и на решение проблем, улучшается в крае деловой предпринимательский климат. Принятые меры сказались на улучшении состояния малого предпринимательства
в крае. Большинство запланированных мероприятий выполнено, на реализацию которых использовано (по прогнозу) 19,3 млн. рублей средств краевого бюджета. При социологическом исследовании, проведенным Дальневосточным НИИ рынка предпринимателям было предложено ранжировать проблемы по мере их важности (Приложение Г) . Высокие ранги получили правовые проблемы федерального уровня: частые изменения в законодательной базе, сложный порядок налогообложения. Несколько уступает им по значимости «отсутствие достоверной информации

о законодательной базе». Это, по-видимому, объясняется, с одной стороны, неумением значительной части предпринимателей работать в федеральной и краевой информационной системе, с другой – несовершенством и запаздыванием ввода в неё оперативной информации. Проблема «неисполнение законов, связанных с предпринимательством», получила преимущественно 3 и 4 ранги. Это отметили 42,8% респондентов. Проблемам «аренда и купля недвижимости», «взаимодействие с арбитражными

судами» и «разработка и составление договоров» предприниматели присвоили, в основном, 3 – 5 ранги (47,5; 20,6; 20,6%, соответственно). Что касается экономических проблем (Приложение Д), то здесь по трем первым рангам первенствует «высокие тарифы на электроэнергию и тепло». На неё указали 55,0% опрошенных предпринимателей. Несколько уступают ей «низкий платежеспособный спрос населения» (45,4%), «высокая арендная плата» (43,1%)

и «высокий уровень налогов» (39,5%). Следующие по значимости проблемы: «высокие транспортные тарифы» (31,3%) и «высокие оптовые цены на сырье и комплектующие для производства» (28,3%). Замыкают рейтинг проблемы: «конкуренция» (39,6%), «отсутствие льгот начинающим предпринимателям» (28,7%), «недоступность кредитов» (30,5%), «инфляция» (21,3%), «сложность ведения бухгалтерского учета» (19,3%). Предпринимателям был задан также вопрос о проблемах, в наибольшей степени сдерживающих развитие их
бизнеса (Рисунок 1). Рисунок 1 – Оценка предпринимателями основных проблем, сдерживающих развитие бизнеса, по основным отраслям экономики Здесь главными отмечены высокие ставки налогов и банковских процентов за кредит, а также сложность ведения бухгалтерской отчетности. Распределение ответов среди предпринимателей основных отраслей экономики Хабаровского края показало, что наибольшая значимость этих проблем в производственной сфере: в промышленности,

строительстве и на автомобильном транспорте. Таким образом, требуется принятие дальнейших мер по формированию более эффективных форм поддержки малого бизнеса для улучшения делового предпринимательского климата. Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в контексте рассматриваемых барьеров, можно представить системой из четырех основных составляющих: Во-первых, это ограниченные возможности развития бизнеса, определяемые общеэкономической ситуацией в стране и регионе (высокие налоги, тарифы монополистов, стоимость

кредитных ресурсов и аренды производственных площадей, низкая платежеспособность населения, нестабильная законодательная база, сложный порядок налогообложения и др.). Во-вторых, слабая государственная поддержка предпринимательства, особенного малого, что не позволяет ему на равных конкурировать с зарубежными компаниями. В-третьих, существующее бюрократическое администрирование, оборачивающееся длительностью оформления

всех бизнес-документов, нерациональным использованием времени управленческого персонала чиновников, потерей оперативности во взаимоотношениях предпринимателей с партнерами. Наконец, коррупция, усиливающая теневую сферу, расширяющая ненормативные отношения бизнеса и власти, сдерживающая формирование цивилизованных предпринимательских отношений. Для решения существующих проблем выработан основной инструмент реализации политики органов власти края
в отношении малого предпринимательства на ближайший период. Краевая программа “Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2007 – 2009 годы”, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 12.01.2007 г. № 4-пр направлена на установление сотрудничества власти и бизнеса в координации усилий по развитию предпринимательства в крае .

Таким образом, основные проблемы и противоречия, сдерживающие развития малого предпринимательства в Хабаровском крае сводятся к взаимодействию предпринимателей с органами власти, поэтому важнейшим направлением деятельности Правительства края в вопросах становления, развития и поддержки малого предпринимательства является сотрудничество и установление деловых партнерских отношений. 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ

ОРГАНОВ ВЛАСТИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Важным фактором развития малого предпринимательства в регионе является решение тех проблем, с которыми сталкивается предприниматель в ходе организации своей деятельности и развития предприятия. Преодоление этих барьеров, в первую очередь невозможно без поддержки малого предпринимательства органами власти. Государственная поддержка малого предпринимательства на краевом (муниципальном) уровне

Хабаровского края по своим направлениям, в основном, соответствует федеральной политике. В то же время наиболее существенные проблемы малого предпринимательства и недостатки государственной системы его поддержки проявляются как на федеральном, так и соответственно на региональном (муниципальном) уровнях. Рисунок 2.1 – Основные противоречия, сдерживающие развитие предпринимательства В сфере административного регулирования предпринимательства основное противоречие развивается не между
бизнесом и правом (правилами, нормативами), а между бизнесом и административными органами власти, которые преломляют любые законодательные инициативы в собственных интересах. Подобные аспекты рождают во взаимоотношениях бизнеса и власти противоречия, которые в определенных условиях могут обостряться, сдерживая позитивное воздействие на экономическое развитие . От того, на каких принципах основано, и в каких формах и механизмах протекает такое взаимодействие

будет зависеть не только состояние малого предпринимательства в Хабаровском крае, но и рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения. Поэтому считается необходимым проанализировать сложившуюся систему взаимодействия органов власти и малого предпринимательства в Хабаровском крае.

Основу взаимодействия составляют две сферы: сфера регулирования властью деятельности малого предпринимательства и сфера его поддержки со стороны власти. Сферу регулирования составляет регистрация бизнеса, лицензирование и разрешение и сертификация малого предпринимательства. Основу поддержка малого предпринимательства со стороны государства и муниципальных органов власти составляет, во-первых, правовое регулирование. Оно включает как общероссийские, так и краевые законы, подзаконные

акты и постановления федерального и местного правительств, регулирующие деятельность бизнеса. Во-вторых, созданная на территории субъекта Федерации деловая инфраструктура, помогающая и обеспечивающая эффективную деятельность предпринимательства. Развитие и поддержка малого предпринимательства остаются приоритетом политики Правительства Хабаровского края, с учетом достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач экономического и социального развития края.
Система поддержки мало предпринимательства в Хабаровском крае очень разветвленная и охватывает практически все сферы деятельности предпринимательства (Приложение Е). Механизм подобного взаимодействия обеспечивается не менее сложной инфраструктурой: учебной, финансово-кредитной, производственно-инновационной, информационной и конечно инфраструктурой непосредственного взаимодействия органов власти и малого предпринимательства (Приложение

Ж) . Сложившаяся система взаимодействия органов власти и малого предпринимательства строится, прежде всего, на нормативно-правовых актах Хабаровского края в сфере предпринимательства. Основные положения, регламентирующие деятельность органов власти и малого предпринимательства прописаны в Законе Хабаровского края от 29.02.1996 года № 8 « О малом предпринимательстве в Хабаровском крае» , в котором освещены основные направления реализации

региональной политики по поддержке и стимулированию развития предпринимательства на территории Хабаровского края и в целевых краевых программах по развитию и поддер