Активизация учебного процесса на уроках информатики в начальной школе

Активизация учебного процесса на уроках информатики в начальной школеИзлишне спорить, благо или зло несет с собой компьютеризация всех сфер жизни человечества, происходящая на наших глазах. Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. Образование не может игнорировать требования технического прогресса. Широкое использование компьютера в учебно-воспитательном процессе уже вышло за рамки эксперимента, но еще не стало обыденностью. Несколько лет в России существует правительственная программа компьютеризации сельских школ. Данная программа действует под патронажем президента. Результаты действия этой программы видны и в нашей области – это видно, например, из того, что компьютерные классы появились во всех сельских школах и почти везде подключен выход в Internet.^ Одной из актуальных проблем в наше время является введение персональных компьютеров в комплекс средств обучения в начальной школе, так как многие дети с раннего детства приобщаются к компьютерам через игры, микропроцессорные электронные игрушки. И поэтому школа, опираясь на имеющийся у детей жизненный опыт, должна обеспечить условия его обогащения с учетом психологических закономерностей развития детей данного возраста, преемственности его этапов. Изучением данной проблемы занимаются такие педагоги, как: А.В.Горячев, Ю.А.Первин, А.Л.Семенов и другие. Они утверждают, что диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. На мой взгляд, нельзя не согласиться с тем, что компьютер значительно расширил возможности предъявления информации (в том числе и учебной). Современный человек должен уметь ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Компьютер в школе выполняет следующие функции: Техническое средство обучения, позволяющее более продуктивно организовать учебное пространство (проведение медиауроков). Хранение огромного количества материала и готовых разработок. Распечатка раздаточного материала. Средство диагностики и контроля. Источник информации для домашней подготовки, для написания рефератов и выполнения творческих работ. Репетитор. В нашей школе проводилось исследование по наличию и использованию компьютеров дома учащимися и учителями школы. В ходе исследования было выявлено, что у 44% учащихся и у 66% учителей есть дома компьютеры – это большой плюс. Количество компьютеров увеличивается к старшей школе, но вместе с тем 33% обучающихся в начальной школе имеют компьютер. Из них 12% подключены к Интернету. Компьютер в школе может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: ^ изучение информатики; использование при изучении различных предметов. По мнению многих педагогов, компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Ведь это универсальный инструмент, дающий возможность работать с различными видами информации, а также осуществлять фронтальную, индивидуальную и самостоятельную работу. В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. В нашей стране практика переноса курса “информатики” в сферу начального образования начала складываться в начале 90-хх годов. В 1992 году была опубликована программа учебного курса “Основы информатики и вычислительной техники” для 3-4 классов, а в 1995 году коллегия Министерства образования РФ постановила признать целесообразной” необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе”, первым из которых был определен пропедевтический курс в 1-6 классах. В пояснительной записке «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089 сказано, что Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебный модуль предмета Технология.^ Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.     1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с такими предметами как: математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы..     2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика” в рамках одного урока без деления на группы. В этом случае необходимо учитывать:наличие компьютеров в начальной школе (например, один компьютер с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиапроектор с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру),электронных средств обучения готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики. Этот один компьютер в кабинете может быть использован как “электронная” доска, то есть использоваться в режиме “вызова” к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. 3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Это возможно, если имеется материальная база (компьютерный класс, компьютерные программы), готовность учителя к преподаванию предмета. Отметим, что использование компьютеров на каждом уроке информатики как в начальной школе, так и других ступенях обучения необязательно. Поэтому даже при наличии только одного компьютерного класса в школе можно его использовать и для обучения информатики, и для использования при обучении других предметов. В нашей школе уже 6 лет в начальных классах преподавание информатики осуществляют учителя, работающие по программе «Школа 2000 – 2100». Курс «Информатика в играх и задачах», разработанный авторским коллективом под руководством Горячева А.В.. Цель этого пропедевтического курса: приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.     С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении я, как и многие учителя, широко использую игровые формы. В частности, формирование у младших школьников умений учиться на уроках информатики происходит в процессе:игры;при работе на компьютере;совместного поиска и анализа примеров. Свои занятия я не строю в форме монолога или традиционного объяснения. Зачастую – это беседы, обсуждение новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, переходящих в игру или в дискуссию. Также провожу нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-игра, урок-экспедиция, соревнования и другие формы. При опросе детей, какой предмет в школе нравится больше всего многие называют информатику. Урок стараюсь разделить на две части:Работа с тетрадью, которая позволяет вести “предкомпьютерную” подготовку, т.е. выявление, осознание и принятие школьниками учебной задачи; планирование ее достижения. Это позволяет более продуктивно использовать компьютерное время; дает ребенку опору для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов. Работа за компьютером с исполнителем или редактором. В 1 классе компьютер использую только как доску. Но с приобретением интерактивной доски некоторые задания ребята выполняют на ней, например: перемести предмет в нужную группу, поставь на место, восстанови закономерность и др.Основная работа ведется в учебниках-тетрадях. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая выполнить те или иные задания на разлинованном пространстве. На мой взгляд, цель учебника-тетради – способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития, а именно развитие мышления школьников; более прочное усвоение теоретических положений, а так же приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач; овладение алгоритмами решения задач; формирование у них умений и навыков самоконтроля. Учебник-тетрадь дает возможность провести полную “предкомпьютерную” подготовку школьника на уроке. Это позволяет школьнику более осознанно, целенаправленно работать на компьютере. Он содержит большое количество иллюстраций. Поскольку главным принципом обучения в этом возрасте является наглядность, это способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний. Для повышения интереса обучающихся к учебным предметам, для развития мышления и интеллекта, многие учителя начальных классов используют на своих уроках ИКТ. Это позволяет делать уроки наглядными и насыщенными информацией. В работе современного учителя огромное место занимают медиауроки с применением компьютера. Использование таких уроков помогло преобразить преподавание традиционных предметов, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе. Смена ярких кадров и заданий дает простор детской фантазии. Использование компьютера решило проблему дефицита подвижной наглядности, например, при проведении устного счета, словарной работы, работы с геометрическим материалом и т.д. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Многие педагоги, часто используют компьютер в качестве электронной доски, что увеличивает объем работы, которую мы успеваем сделать на уроке. Использование компьютера позволяет учителю усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Еще одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Кроме того, компьютер помогает почти полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Наблюдения педагогов и психологов показали, что компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого не всегда удается добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С применением компьютера качественно изменяется контроль за деятельностью учащихся, при этом обеспечивается гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученики знают, что если они отвлекутся, то не успеют решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Контроль одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в оптимальном темпе, для каждого конкретного человека. Но необходимо помнить, что процесс внедрения информационной технологии в обучение школьников достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Применяя компьютер в школе, необходимо соблюдать гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе (СанПиН 2.2.2.542-96).  Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме. Большинство методистов считают, что компьютер целесообразно применять лишь при условии хорошего программного обес­печения в случае действительной необходи­мости. Программы, применяемые в начальном образовании, подразделяются на два основных вида: тренировочные и обуча­ющие. Хотелось бы отметить, что большинство программ для младших школьников построены в игровой форме для индивидуального пользования – это и «Суперинтеллект», и «Путешествия с Дракошей», и с другими сказочными персонажами. Наиболее продуманы разработки программ по природоведению, ИЗО и информатике – это «Мир информатики», «Учись рисуя», «Наставник», «Мульти-пульти» и другие. Итак, подводя итоги, можно смело утверждать, что компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Считаем, что такие уроки становятся интереснее, насыщеннее, в них реализуется принцип наглядности, повышается интерес к учебе и эффективность обучения, и все это напрямую влияет на качество знаний учеников.