Активная и пассивная безопасность автомобиля

Министерство образованияи науки
Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1,№2
по дисциплине «Безопасностьтранспортных средств»
Активная и пассивнаябезопасность автомобиля
2010

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Техническая характеристика автомобиля
2 Активная безопасность автомобиля
3 Пассивная безопасность автомобиля
4 Экологическая безопасность автомобиля
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
 
Современныйавтомобиль по своей природе представляет собой устройство повышенной опасности.Учитывая социальную значимость автомобиля и его потенциальную опасность приэксплуатации, производители оснащают свои автомобили средствами,способствующими его безопасной эксплуатации. Из комплекса средств, которымиоборудован современный автомобиль, большой интерес представляют средствапассивной безопасности. Пассивная безопасность автомобиля должна обеспечиватьвыживание и сведение к минимуму количества травм у пассажиров автомобиля,попавшего в дорожно-транспортное происшествие.
В последниегоды пассивная безопасность автомобилей превратилась в один из наиважнейшихэлементов с точки зрения производителей. В изучение данной темы и её развитиеинвестируются огромные средства по причине того, что фирмы заботятся о здоровьеклиентов.
Попробуюобъяснить несколько определений, скрывающихся под широким определением«пассивной безопасности».
Онаподразделяется на внешнюю и внутреннюю.
К внутреннейотносится мероприятия по защите людей, сидящих в автомобиле, путем специальногооборудования салона. К внешней пассивной безопасности относятся мероприятия позащите пассажиров путем придания кузову особых свойств, например, отсутствияострых углов, деформации.
Пассивнаябезопасность — совокупность узлов и устройств, позволяющих сохранить жизньпассажиров автомобиля при аварии. Включает в себя, помимо прочего:
1.подушкибезопасности;
2.сминаемыеили мягкие элементы передней панели;
3.складывающуюсярулевую колонку;
4.травмобезопасныйпедальный узел — при столкновении педали отделяются от мест крепления иуменьшают риск повреждения ног водителя;
5.инерционныеремни безопасности с преднатяжителями;
6.энергопоглощающиеэлементы передней и задней частей автомобиля, сминающиеся при ударе — бамперы;
7.подголовникисидений — защищают от серьезных травм шею пассажира при ударе автомобиля сзади;
8.безопасныестекла: закаленные, которые при разрушении рассыпаются на множество неострыхосколков и триплекс;
9.дугибезопасности, усиленные передние стойки крыши и верхняя рамка ветрового стеклав родстерах и кабриолетах поперечные брусья в дверях.

1 Техническиехарактеристики автомобиля ГАЗ-66-11
 
/>
 
/>
 

Таблица 1 –Характеристика ГАЗ – 66 – 11Модель автомобиля ГАЗ – 66 — 11  Год выпуска 1985 – 1996 гг. Размерные параметры, мм Длина 5805 Ширина 2322 Высота 2520 База 3300 Колея, мм Передних колёс 1800 Задних колёс 1750 Весовые характеристики Масса в снаряжённом состоянии, кг 3640 Грузоподъёмность, кг 2000 Полная масса, кг 5970 Нагрузка передней оси, кг 2715 Нагрузка задней оси, кг 3055 Скоростные характеристики Максимальная скорость, км/ч 90 Время разгона до 100 км/ч, сек нет данных Тормозные механизмы Передней оси Барабанного типа с внутренними колодками. Диаметр 380 мм., ширина накладок 80 мм. Задней оси
Таблица 2. – Значенияустановившегося замедления. Тип автомобиля Категория jуст, м/с2 Грузовые N1 5,5
2 Активная безопасностьавтомобиля
Говорянаучным языком — это совокупность конструктивных и эксплуатационных свойствавтомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий иисключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивнымиособенностями автомобиля.
А еслиговорить проще, то это те системы автомобиля, которые помогают в предотвращенииаварии.
БЕЗОТКАЗНОСТЬ
Безотказностьузлов, агрегатов и систем автомобиля является определяющим фактором активнойбезопасности. Особенно высокие требования предъявляются к надежности элементов,связанных с осуществлением маневра — тормозной системе, рулевому управлению,подвеске, двигателю, трансмиссии и так далее. Повышение безотказностидостигается совершенствованием конструкции, применением новых технологий иматериалов.
КОМПОНОВКААВТОМОБИЛЯ
Компоновкаавтомобилей бывает трех видов:
а)Переднемоторная — компоновка автомобиля, при которой двигатель расположен передпассажирским салоном. Является самым распространенной и имеет два варианта:заднеприводную (класическую) и переднеприводную. Последний вид компоновки — переднемоторная переднеприводная — получил в настоящее время широкое распространениеблагодаря ряду преимуществ перед приводом на задние колеса:
— лучшаяустойчивость и управляемость при движении на большой скорости, особенно помокрой и скользкой дороге;
— обеспечениенеобходимой весовой нагрузки на ведущие колеса;
— меньшемууровню шума, чему способствует отсутствие карданного вала.
В тоже времяпереднеприводные автомобили обладают и рядом недостатков:
— при полнойнагрузке ухудшается разгон на подъеме и мокрой дороге;
— в моментторможения слишком неравномерное распределение веса между осями (на колесапередней оси приходится 70%-75% веса автомобиля) и соответственно тормозных сил(см. Тормозные свойства);
— шиныпередних ведущих управляемых колес нагружены больше соответственно большеподвержены износу;
— привод на передниеколеса требует применение сложных узлов — шарниров равных угловых скоростей(ШРУСов)
— объединениесилового агрегата (двигатель и КПП) с главной передачей усложняет доступ котдельным элементам.
б) Компоновкас центральным расположением двигателя — двигатель находится между передней изадней осями, для легковых автомобилей является достаточно редкой. Онапозволяет получить наиболее вместительный салон при заданных габаритах ихорошее распределение по осям.
в)Заднемоторная — двигатель расположен за пассажирским салоном. Такая компоновкабыла распространена на малолитражных автомобилях. При передаче крутящегомомента на задние колеса она позволяла получить недорогой силовой агрегат ираспределение такой нагрузки по осям, при которой на задние колеса приходилосьоколо 60% веса. Это положительно сказывалось на проходимости автомобиля, ноотрицательно на его устойчивости и управляемости, особенно на большихскоростях. Автомобили с этой компоновкой, в настоящее время, практически невыпускаются.
ТОРМОЗНЫЕСВОЙСТВА
Возможностьпредотвращения ДТП чаще всего связана с интенсивным торможением, поэтомунеобходимо, чтобы тормозные свойства автомобиля обеспечивали его эффективноезамедление в любых дорожных ситуациях.
Для выполненияэтого условия сила, развиваемая тормозным механизмом, не должна превышать силысцепления с дорогой, зависящей от весовой нагрузки на колесо и состояниядорожного покрытия. Иначе колесо заблокируется (перестанет вращаться) и начнетскользить, что может привести (особенно при блокировке нескольких колес) кзаносу автомобиля и значительном увеличении тормозного пути. Чтобыпредотвратить блокировку, силы, развиваемые тормозными механизмами, должны бытьпропорциональны весовой нагрузки на колесо. Реализуется это с помощьюприменения более эффективных дисковых тормозов.
Насовременных автомобилях используется антиблокировочная система (АБС),корректирующая силу торможения каждого колеса и предотвращающая их скольжение.
Зимой и летомсостояние дорожного покрытия разное, поэтому для наилучшей реализации тормозныхсвойств необходимо применять шины, соответствующие сезону.
ТЯГОВЫЕСВОЙСТВА
Тяговыесвойства (тяговая динамика) автомобиля определяют его способность интенсивно увеличиватьскорость движения. От этих свойств во многом зависит уверенность водитель приобгоне, проезде перекрестов. Особенно важное значение тяговая динамика имеетдля выхода из аварийных ситуаций, когда тормозить уже поздно, маневрировать непозволяют сложные условия, а избежать ДТП можно, только опередив события.
Так же как ив случае с тормозными силами, сила тяги на колесе не должна быть больше силысцепления с дорогой, в противном случае оно начнет пробуксовывать.Предотвращает это противобуксовочная система (ПБС). При разгоне автомобиля онапритормаживает колесо, скорость вращения которого больше, чем у остальных, апри необходимости уменьшает мощность, развиваемую двигателем.
УСТОЙЧИВОСТЬАВТОМОБИЛЯ
Устойчивость- способность автомобиля сохранять движение по заданной траектории,противодействуя силам, вызывающих его занос и опрокидывание в различныхдорожных условиях при высоких скоростях.
Различаютследующие виды устойчивости:
— поперечнаяпри прямолинейном движении (курсовая устойчивость).
Ее нарушениепроявляется в рыскании (изменении направления движения) автомобиля по дороге иможет быть вызвано действием боковой силы ветра, разными величинами тяговых илитормозных сил на колесах левого или правого борта, их буксованием илискольжением. большим люфтом в рулевом управлении, неправильными угламиустановки колес и т.д.;
— поперечнаяпри криволинейном движении.
Ее нарушениеприводит к заносу или опрокидывании под действием центробежной силы. Особенноухудшает устойчивость повышение положения центра масс автомобиля (например,большая масса груза на съемном багажнике на крыше);
— продольная.
Ее нарушениепроявляется в буксовании ведущих колес при преодолении затяжных обледенелых илизаснеженных подъемов и сползании автомобиля назад. Особенно это характерно дляавтопоездов.
УПРАВЛЯЕМОСТЬАВТОМОБИЛЯ
Управляемость- способность автомобиля двигаться в направлении, заданном водителем.
Одной изхарактеристик управляемости является поворачиваемость — свойство автомобиляизменять направление движения при неподвижном рулевом колесе. В зависимости отизменения радиуса поворота под воздействием боковых сил (центробежной силы наповороте, силы ветра и т.д.) поворачиваемость может быть:
— недостаточной — автомобиль увеличивает радиус поворота;
— нейтральной- радиус поворота не изменяется;
— избыточной- радиус поворота уменьшается.
Различаютшинную и креновую поворачиваемость.
Шиннаяповорачиваемость
Шиннаяповорачиваемость связана со свойством шин двигаться под углом к заданномунаправлению при боковом уводе (смещение пятна контакта с дорогой относительноплоскости вращения колеса). При установке шин другой модели поворачиваемостьможет измениться и автомобиль на поворотах при движении с большой скоростьюповедет себя иначе. Кроме того, величина бокового увода зависит от давления вшинах, которое должно соответствовать указанному в инструкции по эксплуатацииавтомобиля.
Креноваяповорачиваемость
Креноваяповорачиваемость связана с тем, что при наклоне кузова (крене) колеса изменяютсвое положение относительно дороги и автомобиля (в зависимости от типаподвески). Например, если подвеска двухрычажная, колеса наклоняются в стороныкрена, увеличивая увод.
ИНФОРМАТИВНОСТЬ
Информативность- свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и остальныхучастников движения. Недостаточная информация от других транспортных средств,находящихся на дороге, о состояния дорожного покрытия и т.д. часто становитсяпричиной аварии. Внутренняя обеспечивает возможность водителю восприниматьинформацию, необходимую для управления автомобилем.
Она зависитот следующих факторов:
— Обзорностьдолжна позволять водителю своевременно и без помех получать всю необходимуюинформацию о дорожной обстановке. Неисправные или неэффективно работающиеомыватели, система обдува и обогрева стекол, стеклоочистители, отсутствиештатных зеркал заднего вида резко ухудшают обзорность при определенных дорожныхусловиях.
— Расположениепанели приборов, кнопок и клавиш управления, рычага переключения скоростей ит.д. должно обеспечивать водителю минимальное время для контроля показаний,воздействий на переключатели и т.д.
Внешняя информативность- обеспечение других участников движения информацией от автомобиля, котораянеобходима для правильного взаимодействия с ними. В нее входят система внешнейсветовой сигнализации, звуковой сигнал, размеры, форма и окраска кузова.Информативность легковых автомобилей зависит от контрастности их цветаотносительно дорожного покрытия. По статистике автомобили, окрашенные в черный,зеленый, серый и синий цвета, в два раза чаще попадают в аварии из-за трудностиих различения в условиях недостаточной видимости и ночью. Неисправные указателиповоротов, стоп-сигналы, габаритные огни не позволят другим участникамдорожного движения вовремя распознать намерения водителя и принять правильноерешение.
КОМФОРТАБЕЛЬНОСТЬ
Комфортабельностьавтомобиля определяет время, в течение которого водитель способен управлятьавтомобилем без утомления. Увеличению комфорта способствует использование АККП,регуляторов скорости (круиз-контроль) и т.д. В настоящее время выпускаютсяавтомобили, оборудованные адаптивным круиз-контролем. Он не толькоавтоматически поддерживает скорость на заданном уровне, но и при необходимостиснижает ее вплоть до полной остановки автомобиля.
 
3 Пассивная безопасностьавтомобиля
 
КУЗОВ
 
/>
Онаобеспечивает приемлемые нагрузки на тело человека от резкого замедления при ДТПи сохраняет пространство пассажирского салона после деформации кузова.
При тяжёлойаварии есть опасность, что двигатель и другие агрегаты могут проникнуть вкабину водителя. Поэтому, кабина окружена особой «решёткой безопасности»,представляющей собой абсолютную защиту в подобных случаях. Такие же рёбра ибрусья жесткости можно найти и в дверях автомобиля (на случай боковыхстолкновений). Сюда же относятся и области погашения энергии.
При тяжёлойаварии происходит резкое и неожиданное замедление до полной остановкиавтомобиля. Этот процесс вызывает огромные перегрузки на тела пассажиров,могущие оказаться фатальными. Из этого следует, что необходимо найти способ«замедлить» замедление для того, чтобы уменьшить нагрузки на тело человека.Одним из способов решения данной задачи является проектирование областейразрушения, гасящих энергию столкновения, в передней и задней части кузова.Разрушения автомобиля будут более тяжёлыми, зато пассажиры останутся целыми (иэто по сравнению со старыми «толстокожими» машинами, когда машина отделывалась«лёгким испугом», зато пассажиры получали тяжёлые травмы).
Конструкциякузова предусматривает, что при столкновении части кузова деформируются как быпо отдельности. Плюс к этому в конструкции использованы высоконапряженныеметаллические листы. Это делает машину более жесткой, а с другой стороныпозволяет ей быть не такой тяжелой
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
Поначалу наавтомобили ставились ремни с двухточечным креплением, которые «держали» седоковза живот или грудь. Не прошло и полувека, как инженеры смекнули, чтомноготочечная конструкция гораздо лучше, потому что при аварии позволяетраспределить давление ремня на поверхность тела более равномерно и значительноснизить риск травмирования позвоночника и внутренних органов. В автоспорте,например, применяются четырёх-, пяти- и даже шеститочечные ремни безопасности —они держат человека в кресле «намертво». Но на «гражданке» из-за своей простотыи удобства прижились трёхточечные.
Чтобы ременьнормально отработал своё предназначение, он должен плотно прилегать к телу.Раньше ремни приходилось регулировать, подгонять по фигуре. С появлениеминерционных ремней необходимость «ручной регулировки» отпала — в нормальномсостоянии катушка свободно крутится, и ремень может обхватить пассажира любойкомплекции, он не сковывает действия и каждый раз, когда пассажир захочетсменить положение тела, ремешок всегда плотно прилегает к телу. Но в тотмомент, когда наступит «форс-мажор» — инерционная катушка тут же зафиксируетремень. Кроме того, на современных машинах в ремнях применяются пиропатроны.Небольшие заряды взрывчатки детонируют, дёргают ремень, и тот прижимаетпассажира к спинке кресла, не давая ему удариться.
Ремнибезопасности — это одно из самых действенных средств защиты при аварии.
Поэтомулегковые автомобили должны оборудоваться ремнями безопасности, если для этогопредусмотрены места крепления. Защитные свойства ремней во многом зависят от ихтехнического состояния. К неисправностям ремней, при которых не допускаетсяэксплуатация автомобиля, относятся видимые невооружённым глазом надрывы ипотёртости тканевой ленты лямок, ненадёжная фиксация языка лямки в замке илиотсутствие автоматического выброса языка при отпирании замка. У ремнейбезопасности инерционного типа лента лямки должна свободно втягиваться вкатушку и блокироваться при резком движении автомобиля со скоростью 15 – 20км/ч. Замене подлежат ремни, испытавшие критические нагрузки во время ДТП, вкоторых кузов автомобиля получил серьёзные повреждения.
ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Одной израспространённых и действенных систем безопасности в современных автомобилях(после ремней безопасности) являются воздушные подушки. Они начали широкоиспользоваться уже в конце 70-х годов, но лишь десятилетие спустя онидействительно заняли достойное место в системах безопасности автомобилейбольшинства изготовителей.
Ониразмещаются не только перед водителем, но и перед передним пассажиром, а такжес боков (в дверях, стойках кузова и т.д.). Некоторые модели автомобилей имеютих принудительное отключение из-за того, что люди с больным сердцем и детимогут не выдержать их ложного срабатывания.
Сегоднянадувные подушки безопасности — обычное дело не только на дорогих машинах, но ина маленьких (и относительно недорогих) автомобильчиках. Зачем же нужны подушкибезопасности? И что они из себя представляют?
Разработаныподушки безопасности, как для водителей, так и для пассажиров на переднем сиденье.Для водителя подушка устанавливается обычно на рулевом управлении, дляпассажира — на приборной панели (в зависимости от конструкции).
Передниеподушки безопасности срабатывают при получении аварийного сигнала от блокауправления. В зависимости от конструкции, степень наполнения подушки газомможет варьироваться. Предназначение передних подушек – защита водителя ипассажира от травмирования твёрдыми предметами (кузов двигателя и др.) иосколками стёкол при фронтальных столкновениях.
Боковыеподушки предназначены для уменьшения повреждения людей, находящихся вавтомобиле при боковом ударе. Они устанавливаются на дверях, либо в спинкахсидений. При боковом столкновении внешние датчики посылают сигналы вцентральный блок управления подушками безопасности. Это делает возможнымсрабатывание как некоторых, так и всех боковых подушек.
Вот схемаработы системы подушек безопасности:

/>
Исследованиявлияния надувных подушек безопасности на вероятность гибели водителя прилобовых столкновениях показали, что таковая уменьшается на 20-25%.
В случае,если подушки безопасности сработали, или были каким-либо образом повреждены,они не могут быть отремонтированы. Вся система подушек безопасности подлежитзамене.
Воздушнаяподушка водителя имеет объём от 60 до 80 литров, а переднего пассажира – до 130литров. Нетрудно представить, что при срабатывании системы, объём салонауменьшается на 200-250 литров в течение 0,04 сек(см. рисунок), что даёт немалуюнагрузку на барабанные перепонки. Кроме того, вылетающая со скоростью более 300км/ч подушка, таит в себе немалую опасность для людей, если они не пристёгнутыремнём безопасности и ничто не задерживает инерционное движение тела навстречуподушке.
Существуетстатистика, говорящая о влиянии надувных подушек безопасности на травматизм приаварии. Что же нужно делать, чтобы уменьшить вероятность травмы?
Если в машинеимеется подушка безопасности, не стоит размещать повернутые назад детскиесиденья на сиденье автомобиля, где эта подушка безопасности находится. Принадувании подушка безопасности может сдвинуть сиденье и нанести травму ребенку.
Подушкибезопасности на пассажирском месте повышают вероятность гибели детей до 13 лет,сидящих на этом месте. Ребёнок ниже 150 см роста может получить удар в головувоздушной подушкой, открывающейся со скоростью 322 км/ч.
ПОДГОЛОВНИКИ
 
/>
Рольподголовника – предотвратить резкое движение головы во время аварии. Поэтомуследует отрегулировать высоту подголовника и его позицию в правильноеположение. Современные подголовники имеют две степени регулировки, позволяющиепредотвратить травмы шейных позвонков при движении «взахлест», стольхарактерных при наездах сзади.
Эффективнаязащита при использовании подголовника может быть достигнута, если он находитсяточно на линии центра головы на уровне ее центра тяжести и не далее 7 см отзадней ее части. Помните, что некоторые опции сидений изменяют размер иположение подголовника.
ТРАВМОБЕЗОПАСНЫЙ РУЛЕВОЙМЕХАНИЗМ
Травмобезопасноерулевое управление является одним из конструктивных мероприятий, обеспечивающихпассивную безопасность автомобиля – свойство уменьшать тяжесть последствийдорожно-транспортных происшествий. Рулевой механизм рулевого управления можетнанести серьёзную травму водителю при лобовом столкновении с препятствием присмятии передней части автомобиля, когда весь рулевой механизм перемещается всторону водителя.
Водительтакже может получить травму от рулевого колеса или рулевого вала при резкомперемещении вперёд вследствие лобового столкновения, когда при слабом натяженииремней безопасности перемещение составляет 300…400 мм. Для уменьшения тяжеститравм, получаемых водителем при лобовых столкновениях, которые составляют около50% всех дорожно-транспортных происшествий, применяют различные конструкциитравмобезопасных рулевых механизмов. С этой целью кроме рулевого колеса сутопленной ступицей и двумя спицами, позволяющих значительно снизить тяжестьнаносимых травм при ударе, в рулевом механизме устанавливают специальноеэнергопоглащающее устройство, а рулевой вал часто выполняют составным. Все это обеспечиваетнезначительное перемещение рулевого вала внутрь кузова автомобиля при лобовыхстолкновениях с препятствиями, автомобилями и другими транспортными средствами.
Втравмобезопасных рулевых управлениях легковых автомобилей применяются и другиеэнергопоглащающие устройства, которые соединяют составные рулевые валы. К нимотносятся резиновые муфты специальной конструкции, а также устройства типа«японский фонарик», который выполнен в виде нескольких продольных пластин,приваренных к концам соединяемых частей рулевого вала. При столкновенияхрезиновая муфта разрушается, а соединительные пластины деформируются иуменьшают перемещение рулевого вала внутри салона кузова.
Основнымиэлементами колеса в сборе являются обод с диском и пневматическая шина, котораяможет быть бескамерной или состоять из покрышки, камеры и ободной ленты.
ЗАПАСНЫЕ ВЫХОДЫ
Люки крыши иокна автобусов могут быть использованы в качестве запасных выходов для быстройэвакуации пассажиров из салона при ДТП или пожаре. С этой целью внутри и снаружипассажирского помещения автобусов предусмотрены специальные средства дляоткрытия аварийных окон и люков. Так, стекла могут устанавливаться в оконныепроёмы кузова на двух замковом резиновом профиле, имеющем замковый шнур. Привозникновении опасности необходимо выдернуть замковый шнур с помощью скобы,прикреплённой к нему, и выдавить стекло. Некоторые окна подвешиваются в проемена петлях и снабжаются ручками для их открывания наружу.
Устройствадля приведения в действие аварийных выходов автобусов, находящихся вэксплуатации, должны быть в работоспособном состоянии. Однако в процессеэксплуатации автобусов работники АТП нередко снимают скобу на аварийных окнах,опасаясь умышленной порчи уплотнения окон пассажирами или пешеходами в случаях,когда это не диктуется необходимостью. Подобная «предусмотрительность» делаетневозможным экстренную эвакуацию людей из автобусов.
4 Экологическаябезопасность автомобиля
 
Экологическаябезопасность – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникамдвижения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации.Мероприятиями по уменьшению вредного воздействия автомобилей на окружающуюсреду следует считать снижение токсичности отработавших газов и уровня шума.
Основнымизагрязняющими веществами при эксплуатации автотранспорта являются:
– выхлопныегазы;
–нефтепродукты при их испарении;
– пыль;
– продуктыистирания шин, тормозных колодок и дисков сцепления, асфальтовых и бетонныхпокрытий.
Основнымимероприятиями по предотвращению и уменьшению вредного воздействия автомобилейна окружающую среду следует считать:
1) разработкутаких конструкций автомобилей, которые меньше загрязняли бы атмосферный воздухтоксичными компонентами отработавших газов и создавали бы шум более низкогоуровня;
2)совершенствование методов ремонта, обслуживания и эксплуатации автомобилей сцелью снижения концентрации токсичных компонентов в отработавших газах, уровняшума, производимого автомобилями, и загрязнения окружающей средыэксплуатационными материалами;
3) соблюдениепри проектировании и строительстве автомобильных дорог, инженерных сооружений,объектов обслуживания таких требований, как вписывание объекта в ландшафт;рациональное сочетание элементов плана и продольного профиля, обеспечивающеепостоянство скорости движения автомобиля; защита поверхностных и грунтовых водот загрязнения; борьба с водной и ветровой эрозией; предотвращение оползней иобвалов; сохранение животного и растительного мира; сокращение площадей,отводимых под строительство; защита зданий и сооружений вблизи дороги отвибраций; борьба с транспортным шумом и загрязнением воздуха; применениеметодов и технологии строительства, приносящих наименьший ущерб окружающейсреде;
4)использование средств и методов организации и регулирования движения,обеспечивающих оптимальные режимы движения и характеристики транспортныхпотоков, сокращение остановок у светофоров, числа переключения передач ивремени работы двигателей на неустановившихся режимах.
Методыснижения уровня шума автомобилей
Дляснижения шума автомобиля, прежде всего, стремятся конструировать менее шумныемеханические узлы; уменьшать число процессов, сопровождающихся ударами; снижатьвеличину неуравновешенных сил, скорости обтекания деталей газовыми струями,допуски сопрягаемых деталей; улучшать смазку; применять подшипники скольжения ибесшумные материалы. Кроме того, уменьшение шума автомобиля достигаетсяприменением шумопоглощающих и шумоизолирующих устройств.
Шумво впускном тракте двигателя может быть уменьшен с помощью воздухоочистителяспециальной конструкции, имеющего резонансную и расширительную камеры, иконструкций впускных труб, уменьшающих скорости обтекания внутреннихповерхностей потоком топливовоздушной смеси. Эти устройства позволяют снижатьуровень шума впуска на 10–15 дБ по шкале А.
Уровеньшума, при выпуске отработавших газов (при их истечении через выпускные клапаны),может достигать 120–130 дБ по шкале А. Чтобы уменьшить шум при выпуске,устанавливают активные или реактивные глушители. Наиболее распространенныепростые и дешевые активные глушители представляют собой многокамерные каналы,внутренние стенки которых изготовлены из звукопоглощающих материалов. Звукгасится в результате трения отработавших газов о внутренние стенки. Чем большедлина глушителя и меньше сечение каналов, тем интенсивнее гасится звук.
Реактивныеглушителипредставляют собой сочетание элементов различной акустической упругости;снижение шума в них происходит вследствие многократного отражения звука ивозвращения его к источнику. Следует помнить, что чем эффективнее работаетглушитель, тем больше уменьшается эффективная мощность двигателя. Эти потеримогут достигать 15% и более. В процессе эксплуатации автомобилей необходимотщательно следить за исправностью (прежде всего – герметичностью) впускного ивыпускного трактов. Даже небольшая разгерметизация глушителя резко усиливаетшум выпуска. Шум в трансмиссии, ходовой части и кузове нового исправногоавтомобиля может быть уменьшен путем конструктивных усовершенствований. Вкоробке передач применяются синхронизаторы, косозубые шестерни постоянногозацепления, блокирующие конусные кольца и ряд других конструктивных решений.Получают распространение промежуточные опоры карданного вала, гипоидные главныепередачи, менее шумные подшипники. Совершенствуются элементы подвески. Вконструкциях кузовов и кабин широко используются сварка, шумоизолирующиепрокладки и покрытия. Шум в перечисленных выше частях и механизмах автомобилейможет возникать и достигать значительных величин только при неисправностях отдельныхузлов и деталей: поломке зубьев шестерни, коробления дисков сцепления,дисбалансе карданного вала, нарушении зазоров между зубчатыми колесами вглавной передаче и т.д. Особенно резко возрастает шум автомобиля принеисправности различных элементов кузова. Основной путь устранения шума –правильная техническая эксплуатация автомобиля.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечениеисправного состояния элементов конструкции автомобиля, требования к которомурассмотрены ранее, позволяет снизить вероятность ДТП. Однако создать абсолютнуюбезопасность на автодорогах пока не удаётся. Вот почему специалисты многихстран уделяют большое внимание так называемой пассивной безопасностиавтомобиля, позволяющим уменьшить тяжесть последствий ДТП.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. www.anytyres.ru
2. www.transserver.ru
3. Теория и конструкция автомобиля и двигателя
Вахламов В.К., Шатров М.Г., Юрчевский А. А.
4. Организация автомобильных перевозок ибезопасность движения 6 учеб. пособие студ.высш.учеб. заведений/ А.Э.Горев,Е.М.Олещенко.- М.: Издательский центр «Академия». 2006.(стр.187-190)