Активные методы обучения

Введение 3 Глава I. Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения 1. Проблема активности личности в обучении 2. Характеристика основных активных методов обучения 10 Глава II. Экспериментальное изучение проблемы повышения эффективности использования активных методов обучения. 1. Анализ использования в начальной школе активных методов обучения.
2. Особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения. 3. Анализ и оценка результатов опытной работы 43 Заключение 45 Список литературы 47 Приложение 48 Приложение 53 Приложение 55 Приложение 56 Введение
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность
выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика начального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в начальной школе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке,
как и в образовательной практике. Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы моей дипломной работы «Активные методы обучения». Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Я заметила, что зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики. Цель моей дипломной работы – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного
обучения школьников. Объектом моего исследования являются активные методы обучения школьников в целостном педагогическом процессе. Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование активных методов обучения. Гипотеза исследования – я предполагаю, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если: – учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; – активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять,
запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; – творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; – педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими. Задачи исследования: – проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования; – определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения; – разработать условия организации технологии активного обучения; – опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения в начальной школе посредством включения в целостный педагогический процесс.
Глава I. Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения 1. Проблема активности личности в обучении Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фак¬тор достижения целей обучения, общего развития личности, про¬фессиональной ее подготовки требует принципиального осмыс¬ления важнейших элементов обучения
(содержания, форм, ме¬тодов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае¬мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус¬ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социаль¬ной активности. Уровень проявления активности личности в обучении обуслов¬ливается основной его логикой, а также уровнем
развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава¬тельной активности человека, но и своеобразие его личности. В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю¬щей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность. Выделяют 3 уровня активности: • Активность воспроизведения — характеризуется стремлени¬ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла¬деть способами применения по образцу. • Активность интерпретации — связана со стремлением обуча¬емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо¬собами применения знаний в измененных условиях. • Творческая активность — предполагает устремленность обу¬чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель¬ных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа¬гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше¬нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично¬стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение». А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу¬ющим образом: активное обучение знаменует
собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо¬го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения: • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; • достаточно длительное
время вовлечения обучаемых в учеб¬ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко¬временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи¬вой и длительной (т.е. в течение всего занятия); • самостоятельная творческая выработка решений, повышен¬ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по¬мощью прямых и обратных связей. Активные методы обучения — это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото¬рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической
и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель¬ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.
Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз¬ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак¬тивности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци¬ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте¬рес к деятельности
преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори¬ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше¬нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин¬формацию, но и способы добывания знаний; критический под¬ход к суждениям других, независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих¬ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении высту¬пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы¬деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное
или имитационное. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу¬чения осуществляется через установление прямых и обратных свя¬зей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол¬лективной профессиональной деятельности). Особенность имита¬ционных методов — разделение их на игровые и неигровые.
Мето¬ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен¬ные роли, относятся к игровым. М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате¬риала, поскольку достигается существенное приближение учебно¬го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. 1.2. Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь¬ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вно¬сится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать ин¬формацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении
— создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопроса¬ми), который это противоречие объективирует. Неизвестным яв¬ляется ответ на вопрос, разрешающий противоречие. Познавательные задачи должны быть доступны по своей труд¬ности для учащихся, они должны учитывать познавательные воз¬можности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.
Каково же дидактическое построение проблемного обучения? Глав¬ный ее метод, — логически стройное ус¬тное изложение, точно и глубоко освещающее основные положе¬ния темы. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических при¬емов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает
учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к про¬блемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме. Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются сле¬дующие два важнейших элемента: • система познавательных задач, отражающих основное содер¬жание темы; • общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал. Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк¬ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован¬ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк¬ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она
состоит, определить свое отношение к ситуа¬ции. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, ха¬рактеризующийся следующими основными признаками: • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между уча¬стниками их решения. Например, с помощью метода разыгрыва¬ния р