Актуальность проблемы. Текущее состояние на рынке страхования. Страхование и pr

Отраслевой PR Е. ШмаковаPR В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ ПРИ ПОГЛОЩЕНИИ ИНОСТРАННЫМИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИЙ РОСНО и НАСТА (2009)Актуальность проблемы. Текущее состояние на рынке страхования. Страхование и PR В настоящее время рынок страхования динамично развивается. Объем реального, то есть очищенного от псевдостраховых операций, российского страхового рынка (без учета ОМС) по итогам 2007 года составил 437 млрд рублей, что на 105 млрд рублей (или 31,8%) больше, чем в 2006 году 1, при этом по оценкам ВСС, страховой рынок России к 2010 году увеличится в несколько раз – до $74,9 млрд.2 При этом сейчас страхование и страховые продукты находится только на начальной ступени своего развития. Например, в 2006 году совокупный объем премий наших компаний (406 763 343 тыс. рублей) оказался почти в 2,3 раза меньше страховых взносов, собранных Zurich, и в 6,7 раза меньше того, что получила Allianz SE.3 Причина в том, что в России конкурентный страховой рынок стал развиваться только с 1991 года. До этого страхованием занимался Госстрах, и, хотя традиция страхования зарождалась и развивалась, о развитии страхования в целом в России говорить в это время не приходится. По этой причине иностранные компании активно выходят на Российский рынок посредством покупки российских страховых компаний. Кроме того, данной тенденции способствует ожидающееся в скором времени вступление России в ВТО, которое откроет российский страховой рынок для непосредственной деятельности иностранных компаний (на данный момент они могут выходить на рынок только посредством участия в капитале отечественных компаний). Но наложит на их деятельность ряд существенных ограничений. Например, материнская страховая компания должна будет существовать в форме, аналогичной российскому ОАО, и не может быть зарегистрирована в оффшоре. К работе в России будут допущены только филиалы компаний, работающих не менее 10-15 лет и не имеющих претензий со стороны своего национального страхового надзора. Собственные средства таких компаний должны превышать эквивалент 2 млрд. рублей, а годовой объем премии – не менее 200 млрд. рублей (или $9 млрд.) и т. д. Таким образом, иностранные страховые компании, готовясь к ВТО, заранее ищут себе место на Российском рынке. Всего на российском рынке на данный момент работают 78 страховщиков с участием иностранного капитала.4 Однако в условиях насыщения рынка и высокой конкуренции, когда нужно выделить свою компанию из массы других, рассказать о не всем заинтересованным группам и создать лояльность среди клиентов, особое значение начинают приобретать связи с общественностью. Многие организации, реализуя PR-кампании, столкнулись с существующим на современном рынке общим негативным отношением населения к страхованию в целом. Страховой продукт является неосязаемым, и потребителям психологически трудно платить просто за бумагу – полис, обязательства продавца которой отсрочены во времени и могут быть не выполнены по ряду причин. Именно неуверенность в том, что выбранная страховая компания произведет выплату при наступлении страхового случая по незначительной причине (например, отсутствии какого-либо документа), подогреваемая нестабильностью экономической ситуации в целом, а также различными публикациями, вплоть до обсуждений на форумах, о нечистоплотности большинства компаний, создает настороженное отношение к страховым компаниям. Следствием этого является покупка в основной массе полисов обязательно страхования, от которого никуда не деться. Важно, что тщательно продуманная и качественно воплощаемая PR деятельность поможет преодолеть эту ситуацию. На современном рынке страхования ситуация крайне благополучна для PR деятельности: еще не появилась устойчивая лояльность клиентов по отношению к конкретным компаниям и одновременно не сложилась традиция потребления страховых услуг. Кроме того, PR необходим страховым компаниям, так как страховые продукты являются стандартными, до 91% в структуре страховых взносов – классические страховые продукты и существует лишь незначительное число способов сделать привлекательнее полис по ним, поэтому борьба идеен на коммуникационном уровне. PRзанимает особое место в страховании еще и по той причине, что у компаний фактически нет возможностей устанавливать цены ниже, чем у конкурентов. Занижение цены возможно только на очень незначительном промежутке, так как связано со значительным риском и вполне может привести к разорению. При этом установление повышенных цен невозможно, так как продукты схожи и клиент просто уйдет к другому страховщику. Таким образом, в условиях пока только ведутся переговоры о вступлении России в ВТО, а национальный страховой рынок только развивается, иностранные компании будут активно поглощать Российские. При этом ввиду специфичности деятельности для получения наибольшего эффекта и недопущения потерь особое значение приобретают связи с общественностью. ^ PR действия после поглощения страховой компании иностранной Российский рынок на данном этапе отличается непрозрачностью и кулуарностью сделок, по этой причине рассмотрим только процесс организации связей с общественностью уже после момента осуществления сделки и сосредоточимся на PR этапа организации деятельности новой структуры. Этот этап весьма интересен, так как дает возможность получить синергетический эффект от покупки иностранной компанией. Поглощение иностранной компанией означает, что национальная продолжает функционировать на Российском рынке, но при этом необходимо заново выстроить связи с общественностью, так как за ней теперь стоит совершенно другая структура. Самое главное в данном процессе извлечь выгоду одновременно из имеющейся клиентской сети и из западного опыта в страховании нового владельца. При этом важно не только привлечь новых клиентов за счет открывающихся возможностей, но и удержать прежних клиентов, не напугать их, а рассказать о том, что их ожидает, увлечь новыми перспективами. Ведь, как известно, привлечь нового клиента гораздо дороже и сложнее, чем удержать старого. Эти вопросы призвана решить PR компания.1.Бренд При выстраивании позиции компании на рынке в первую очередь необходимо определить, под каким брендом продолжит работать компания. Так как бренд является концентрацией образа всей деятельности компании, этот вопрос крайне важен при выборе одного из двух вариантов: оставить бренд национальной компании или перейти под бренд иностранной компании. При выборе следует анализировать следующие параметры: – степень узнаваемости каждого из брендов на рынке – с одной стороны, иностранный бренд дает компании принадлежность к иностранным технологиям страхования и означает высокое качество услуг. Однако одновременно он лишает компанию российской принадлежности и усиливает недоверие к ней как к чуждой по происхождению. Так, если бренд иностранной компании совершенно неизвестен на рынке, то переход под новое название отдалит тех клиентов, которые готовы были застраховаться в компании, потому что слышали название. Здесь следует тщательно взвесить преимущества от нематериального актива брендов и принять решение в пользу того, которое даст большее покрытие клиентов. Не следует также забывать о том, что можно выбрать менее известный бренд, но такое решение должно подкрепляться продуманной стратегией развития этого бренда в России в дальнейшем без потери значительного числа клиентов в настоящем. Кроме того, весьма выигрышным вариантом может стать создание нового бренда, объединяющего уже существующие два тем или иным способом. – символическое значение брендов для страховой деятельности – в случае узкой специализации компании ее бренд может заранее сообщать о том, чем она занимается или нести иное значение, например о позиции компании, которое дает информацию клиенту. Этот фактор также должен быть учтен. Так, например, бренд Росгосстрах несет в себе значительное сообщение о надежности компании и его переименование может серьезно снизить ее позиции на рынке. – выбранная стратегия интеграции и дальнейшего развития – здесь играет роль комплексное видение интеграции национальной компании в иностранную и ее функционирования. Так, при полной интеграции компании ее бренд лучше изменить, так как это позволит использовать при позиционировании значение всей международной группы. Однако если компания сохранит некоторую структурную самостоятельность на рынке, ответ не так однозначен и предполагает анализ вышеперечисленных факторов.^ 2.Источники PR При формировании образа компании после поглощения необходимо определиться с источниками PR деятельности. Конечно, прежде всего, они зависят от той группы, на которую нацелена деятельность компании. В случае со страховой компанией важнейшей группой являются текущие и потенциальные клиенты (причем как физические, так и юридические лица). В их сознании необходимо сформировать новый образ компании, в которой хотелось бы застраховаться или возобновить полис. При этом акцент следует сделать на сочетании российского опыта страхования, знания российской специфики данной области и западного опыта в страховании, знании технологий, использовании наилучших технологий. Согласно опросам, топ-менеджеры ряда крупных компаний в ряду факторов, влияющих на репутацию фирмы, публикации в СМИ ставят на четвертое место (40% руководителей) после клиентов компании (90%), ее сотрудников, а также личности и репутации руководителя компании (70-80%).5 Таким образом, наиболее значительную роль при выстраивании мнения потенциальных клиентов играют высказывания неофициальных фигур, таких как клиенты и сотрудники организации. Это связано со спецификой страхования как одной из отраслей финансовой сферы: клиенты отрицательно воспринимают настойчивую PR деятельность, так как существует устойчивое мнение, что чем больше работают с клиентом на этом уровне, тем менее надежна компания. При этом роль руководителя крайне важна, он рассказывает от лица всей компании о процессах, в ней происходящих, с позиции управленца и клиенты прислушиваются к его словам. Публикации в СМИ играют среди этих средств поддерживающую роль. Итак, проанализируем использование данных источников при слиянии страховых компаний с иностранными для формирования устойчивого положительного образа среди потенциальных и текущих клиентов, как основной целевой аудитории.3.Клиенты Мнение клиентов крайне важно, так как они являются для окружающих людей источниками проверенной информации: они испытали услугу на себе и говорят все «как есть». Главная задача – показать клиентам, что и после слияния с иностранной компанией качество услуги не ухудшится, а только улучшится. Работать с данным источником информации кране сложно, так как контакт должен идти не на прямом уровне внушения или убеждения. Прежде всего, это информация в здании страховой компании в виде буклетов о положительных ожиданиях от поглощения иностранной компанией. Кроме того, значительную роль играют страховые агенты, которые непосредственно контактируют с клиентами. Их необходимо снабдить текстами, содержащими ключевые моменты, сообщающие о том, что новый владелец компании дает клиенту дополнительную уверенность в выполнении страховой компанией своих обязательств, что теперь о нем заботится западный опыт. Полный текст такой речи создаст ощущение заученности и неискренности, а ключевые моменты позволят придерживаясь основной идеи выразить все собственными словами и дополнить личными мыслями.^ 4.Сотрудники компании Связи с сотрудниками компании разделяются на две ветви. Первая – формирование из работников «говорящих» экспертов, то есть тех, которые будучи профессионалами в своей области донесут до общественности путем различных публичных выступлений информацию о том, что поглощение принесет только рост и развитие компании и дополнительную защиту клиентам. Это позволит проинформировать клиентов о преимуществах поглощения на профессиональном, но менее официальном уровне и создаст ощущение диалога и заботы о клиенте на всех уровнях. «Говорящих» экспертов следует выращивать из управленцев среднего звена. Для этого применимо проведение собраний по вопросам публичных выступлении и ответов на вопросы, исходящих от официальной внешней аудитории. Вторая – держать в курсе сотрудников обо всех происходящих изменениях в компании. Эта мера сформирует непубличный слой людей, которые на бытовом уровне будут рассказывать знакомым, близким и друзьям о том, что компания развивается, что в ней заботятся обо всех сотрудниках. Это создаст устойчивое мнение в надежности компании. В данном варианте работы важно уведомлять обо всем происходящем по электронной почте, создать горячую линию по всем вопросам присоединения и дальнейшей стратегии развития, развесить в офисе наглядные материалы об иностранной компании, ее успехах. При этом важно для правильного проведения PR стратегии четко установить в компании, от каких лиц может идти информация на официальном уровне. Всем остальным должно быть запрещено давать комментарии по поводу поглощения и текущей или стратегической деятельности компании. Иначе многообразие мнений нарушит единую линию позиционирования компании. Такое распоряжение следует донести до всех работников путем рассылки по электронной почте, издания соответствующего печатного кодекса и распространения среди всех сотрудников или путем помещения его во внутреннем интернет-пространстве, доступном для всех сотрудников и информировании об этом.^ 5.Руководитель компании Исследования, проведенные международным финансовым концерном Allianz SE в более чем 70 странах мира, показали, что 68% сотрудников воспринимают информацию о стратегических планах компании только из уст руководителя. Исследования американских PR-специалистов также подтвердили: на 80% репутация компании зависит от репутации ее руководителя.6 Таким образом, руководитель компании должен поддерживать информационный контакт со всеми заинтересованными группами. При замене руководителя в компании на человека, одобренного иностранным акционером, прежде всего, следует оформить его имидж. Руководитель должен позиционироваться как авторитетный эксперт, высокопрофессиональный управленец, яркая личность и человек, которому можно доверять. Здесь важно рассказывать о его детстве, его происхождении, его хобби, его семье. Крайне полезно упоминать об уважительном отношении к России, о том, что здесь нравится. При этом чрезвычайно важно, чтобы эти сообщения носили не рекламный характер, а тон – неформальной доверительной беседы. Ни в коем случае нельзя, чтобы слова звучали как фальшь, это оттолкнет как клиентов, так и партнеров. Затем руководитель должен регулярно сообщать о планах компании, о ее успехах, о достижениях и проводимых изменениях, о том, над чем компания работает и чего стремится достичь, о той крайне существенной роли, которую играет иностранная компания в поддержке всех начинаний, об ее доле в успехах. Неудачи также должны быть озвучены. Причем из уст руководителя они будут звучать наименее болезненно для всех потребителей и наиболее существенно. Открытое обсуждение провалов, их причин и подведенных итогов гораздо больше убедит в чистоплотности и надежности компании, чем молчание руководителя и расползающиеся слухи, которые могут быть объяснены неудачей присоединения к иностранной компании и разрушат всю компанию. ^ 6.Публикации в СМИ Особое место занимают публикации в СМИ, так как их наиболее просто отслеживать. Публикации в ситуации присоединения страховой компании к иностранной должны сдержать следующие элементы для создания устойчивого положительного образа надежного и устойчивого положительного развития:^ Стратегия развития После присоединения к иностранной страховой компании следует сообщить средствам массовой информации о видении работы компании на рынке, о планах и стратегии развития. Продуманная стратегия с первых шагов компании с новыми акционерами подчеркнет образ устойчивой структуры с четкими планами на будущее. Обязательно должны быть раскрыта роль иностранной компании в деятельности российской, степень финансовой поддержки, четко названы те технологии иностранной компании, которые могут быть использованы в работе национальной, указано, что отношение к клиентам не ухудшится, что будут развиваться улучшения и забота о клиенте только усилится.^ Рейтинги надежности Регулярно рейтинговые агентства проводят рейтинговую оценку страховых компаний по международным стандартам. Возможна ситуация, когда компания получает рейтинг, но отказывается проводить их в печать. Отсутствие информации о рейтинге компании с иностранным акционером наводит на мысль об ее неустойчивости. Компании следует периодически выводить в печать информацию о проведенных рейтингах. Присоединение к иностранной компании дает большое преимущество при позиционировании себя как надежного страховщика через рейтинги. При отрицательной динамике рейтинга или его неудовлетворительном значении следует снабдить его финансовыми показателями деятельности компании для выведения убедительных причин, а также дополнить информацией о рейтинге иностранного акционера, его месте в страховании на национальном рынке, а также его финансовых результатах. Такая информация может подаваться в любом наиболее выгодном свете. Так, можно говорить о собранных премиях и произведенных выплатах при отрицательной прибыли, можно говорить о высоком месте на рынке имущественного страхования даже если при совокупном страховании позиция на рынке невысокая. Это позволит, сообщая достоверную и правдивую информацию, позиционировать компанию как открытую и фиксирующую результаты своей деятельности для последующей коррекции. Впоследствии, при налаженной работе, положительная динамика будет еще более полезна.^ Публикации о выплатах Размещенные публикации в СМИ о произведенных после поглощения иностранной компанией выплатах продемонстрирует платежеспособность. Ведь главное для потребителя – то, что компания продолжает выплачивать деньги. Сейчас очень многие страховые компании убыточны. «Как показало исследование ключевых показателей российского страхового рынка, выполненное «Эксперт РА», значение усредненного уровня комбинированной убыточности-нетто (с учетом расходов на ведение дела) в 2006 году в целом по рынку составляло 92,8%, по крупнейшим универсальным страховщикам – 104,46%, в 2007 году – 93,8% и 101,1% соответственно. По группе ведущих страховых компаний средний уровень убыточности по-прежнему превышает сто процентов, т.е. основная (страховая) деятельность уже второй год подряд приносит большей части лидеров рынка убытки”7 Слияние с иностранными компаниями связаны со значительными финансовыми затратами. Поэтому нужно максимально извлечь выгоду из убытков: информировать общественность обо всем, что выплачено. ^ Публикации о застрахованных объектах Помимо выплат, важно освещать застрахованные объекты. Хорошо, если это будут крупные, всеобще известные или социально значимые объекты, например, спортивные команды. С одной стороны, это позволит привлечь внимание к компании, показать, что она после присоединения продолжает действовать. С другой стороны, это позволит привлечь больше подобных объектов, что не только принесет прибыль, но и популярность, а. значит, значительное число физических лиц в качестве страхователей.7.Сайт Помимо всего вышеперечисленного, важную роль в связях с общественностью при поглощении иностранной страховой компанией играет сайт. Это то место, где пользователь в любое время может получить интересующую его информацию об обновленной компании. Для формирования положительного мнения о присоединении к иностранной компании, сайт должен, помимо прочих, содержать следующие разделы: – полную информацию о сделке по поглощению – информацию о деятельности и ее результатах иностранного инвестора – финансовую информацию отечественной компании – портфолио руководителя компании – наглядную структуру компании, где показано взаимодействие иностранной и отечественной компаний – миссию, видение и стратегию страховой компании с акцентом на участие в них иностранной компании^ PR опыт страховых компаний РОСНО и НАСТА Рассмотрим воплощение организации связей с общественностью при поглощении страховой компании иностранной на примере компаний РОСНО и НАСТА. Компания РОСНО на данный момент практически полностью принадлежит германской компании Allianz AG . В июне 2001 года германская Allianz AG купила 45% акций страховой компании “РОСНО”. Однако контрольный пакет (51%) оставался у отечественной компании АФК «Система». В феврале 2007 г. Allianz приобрел контрольный пакет акций «РОСНО», и его доля в компании составила 97%. Компания НАСТА на 66% принадлежит швейцарской группе Zurich также с февраля 2007 года с согласованным увеличением доли до 100% к 2010 году1.Бренд Обе компании по-разному подошли к вопросу выбора бренда. РОСНО выбрало комбинированный вариант, в котором название компании осталось прежним, но при этом везде (на документах, на сайте, в рекламе и тп) указывается, что РОСНО входит в Allianz. Выглядит это так: Причин подобного креативного решения было несколько. Во-первых, РОСНО – сокращение от российского страхового народного общества. Это дает компании возможность заявлять о себе как о народной, российской компании, что формирует доверие. Во-вторых, после проведенных исследований было выяснено, что бренд РОСНО широко известен в России. Согласно данным TNS Gallup AdFact, бренд РОСНО знают 53% москвичей и 43% жителей других городов РФ. Далее по показателю узнаваемости следуют “Ингосстрах” (36 и 33% соответственно) и “Росгосстрах” (36 и 48%). 8 Кроме того, в рамках проекта Международный Листинг Брэндов (Brandlisting.com) брэнд РОСНО в 2007 году был оценен агентством V-RATIO Business Consalting Company в 444,6 млн. долларов США9 Указание же на принадлежность к германской группе дает возможность пользоваться мировым авторитетом Allianz и ссылаться на доступные через него новейшие технологии и качество страхования. Кроме того, впоследствии, при необходимости, переход полностью под бренд Allianz может быть осуществлен гораздо безболезненнее. Компания НАСТА с 2008 года полностью перешла под бренд Zurich. Это является частью стратегии компании Zurich – «^ Единый бренд, единый Zurich». Переименование произошло несмотря на то, что узнаваемость бренда НАСТА составляла 26% целевой аудитории10, что в разы больше узнаваемости бренда Zurich. Для компании это означает потерю некоторого количества клиентов в настоящем и дополнительные инвестиции на раскрутку бренда в России. Однако единый бренд по всему миру означает, что в любой стране потребитель пользуется услугами компании с едиными стандартами деятельности. При этом хотя слоган, звучащий в новой рекламе компании «Продуманные условия автострахования от компании с мировым именем. Цюрих – история надежности», делает акцент на качестве услуг иностранной компании, но комментарии в Интернет показывают, что пользователи пока еще не разобрались в ребрендинге компании. Первое время компания будет называться СК «Цюрих Ритейл», что делает акцент на специализации компании в розничном страховании и будет выделять ее от всей группы Цюрих. Это даст возможность более плавного перехода к полной смене наименования.^ 2.Сотрудники компании Компания РОСНО уделяет значительное внимание формированию у сотрудников осведомленности о происходящих изменениях. В составе департамента по управлению персоналом был создан отдел развития корпоративной культуры, который устраивает опросы сотрудников по удовлетворенности психологическим климатом, вовлеченности персонала в решение общих бизнес-задач. Измерения проводятся прежде всего в форме опросов. При этом некоторые из них выполняются по методике и под контролем Allianz. Кроме того, регулярно рассылаются письма о производимых изменениях, а также организуются онлайн конференции с руководством по поводу деятельности новой структуры компании. Кроме того, значительное внимание уделяется тем работникам, которые выступают публично. Так, Татьяна Ивкина, PR директор РОСНО, говорит – «Мы, например, регулярно составляем рейтинг наиболее активных экспертов РОСНО, отмечаем их на корпоративных мероприятиях и награждаем подарками в знак благодарности за их работу в качестве спикеров РОСНО»11^ 3.Руководитель компании От лица компании РОСНО выступает ее генеральный директор – Ханнес Чопра. Эту должность он занимает с 1 мая 2007 года. Его образ тщательно формируется компанией. Интервью с ним часто появляются в прессе и клиенты знают о нем много личной информации, помимо сухих биографических фактов. Так, Ханнес рассказывает о своих хобби – футбол, театр, национальная индийская музыка, игра на музыкальных инструментах, русская литература. О часто говорит о любви к России, ее литературе, которая появилась еще в студенческие годы, о том, что ему крайне симпатичны русские люди – открытеые и гостеприимные. Все это располагает к себе общественность, позволяет разрушить барьер между иностранцем и российскими клиентами. Однако помимо этого он еще и профессионал. Чопра комментирует все шаги и планы компании: кризис, его роль для страхования, внедрение новых продуктов (таких, например, как страхование UNIT-LINKED), страховые выплаты (например, скандальный Детур). Все это создает образ надежной компании с человечным профессионалом во главе. В компании НАСТА после ее покупки компанией Zurich генеральным директором был назначен Гарри Делба, бывший президент компании НАСТА. Таким образом, перестановок не было. Это также видная фигура: По данным Ассоциации менеджеров России, по итогам деятельности в 2005 году входит в ТОП-500 самых профессиональных высших менеджеров России, а по итогам деятельности в 2006 году – в ТОП-10 самых профессиональных руководителей страховых компаний.12 Однако его медийная активность гораздо ниже. При этом его образ практически не проработан, так как в СМИ содержится только информация о его биографии без личностных черт.^ 4.Публикации в СМИ Стратегия развития После присоединений к иностранным компаниям РОСНО и НАСТА рассказали о своих стратегиях развития. Ханнес Чопра об интеграции: «На операционном уровне мы приблизим “РОСНО” ко всем технологиям Allianz, чтобы действительно вынести максимальную выгоду из сделки для наших клиентов. Также будет проведена реструктуризация, чтобы разделить операционную деятельность и стратегические функции»13 Ханнес Чопра об инвестициях: «Да, конечно, Allianz будет инвестировать в “РОСНО”. Россия и другие страны СНГ – развивающиеся рынки, а “РОСНО” – быстрорастущая компания. Через некоторое время после сделки наши акционеры поддержали развитие группы “РОСНО” капиталовложением в объеме $120 млн. Эти средства пойдут на развитие страхования жизни» 14 Исполнительный вице-президент СК “Наста” Михаил Волков и заместитель гендиректора СК “Цюрих” Сергей Савосин об интеграции: «Создана рабочая группа, которая в течение месяца-двух будет разрабатывать интеграционный проект. Решено, что российские “дочки” Zurich будут управляться совместно из центра по Восточной Европе, который находится в Вене, охватывая Австрию и Россию, его региональный гендиректор – Лутц Бауэр. Так что от Zurich в рабочую группу войдут сотрудники не только из Москвы, но еще из Цюриха и Вены. Под интеграцией мы понимаем введение во всех дочерних предприятиях стандартов на основе единой паневропейской платформы Zurich Way. Не исключено, что это будет использование общих центров оказания услуг, в которые для повышения эффективности работы передаются все операции, также будет произведена централизация процессов, чтобы снизить издержки. Обычно Zurich создает свой глобальный стандарт с локализацией к местным условиям. Некоторые трудности возникнут, когда придется совмещать разнонаправленные бизнесы российского “Цюриха” и СК “Наста”» Исполнительный вице-президент СК “Наста” Михаил Волков и заместитель гендиректора СК “Цюрих” Сергей Савосин об инвестициях: «Инвестиции потребуются – страхование является очень капиталоемким бизнесом. Но размеры требуемых вложений пока неизвестны. В любом случае финансовыми вопросами -привлечением внешнего или внутреннего финансирования и прочее) будет заниматься только головная компания в Цюрихе, потому что планируется ввести централизованное финансирование. Для этого в головном офисе существуют специальные органы управления» Таким образом, сообщения обеих компаний весьма схожи, различие только в стратегиях. РОСНО делает акцент в публикациях на самостоятельной деятельности, реструктуризации внутри компании, но приведении всего к стандартам иностранного инвестора, при этом НАСТА указывает на полный контроль и централизацию иностранной компанией. Первая стратегия дает комплексную позицию российского опыта и иностранного качества, вторая позиция – абсолютно иностранные стандарты.^ Рейтинги надежности Обе компании регулярно выводят в печать сообщения о проведенной рейтинговой оценке. Компания НАСТА получила после присоединения рейтинговым агентством «Эксперт РА» рейтинг на уровне «А+» (очень высокий уровень надежности). При этом в публикации указывается роль иностранного инвестора: «Позитивно отражается на надежности страховщика влияние его собственника – группы Zurich Financial Services»15 Компании РОСНО тем же агентством присвоен рейтинг А++ (Высокий уровень надёжности с позитивными перспективами), однако указания на роль иностранного инвестора здесь нет. Таким образом, РОСНО продолжает стратегическую линию создания образа самостоятельной деятельности с незначительной поддержкой иностранного поставщика, в отличие от НАСТА.^ Публикации о выплатах Обе компании публикуют сведения о произведенных выплатах. РОСНО: выплатило за пострадавший в результате пожара загородный дом в Тюмени 740 тыс. рублей, выплатило более миллиона рублей за столкнувшийся с коровами автомобиль, выплатила страховое возмещение туристам, пострадавшим от действий туроператора «Детур», в размере страховой суммы. НАСТА: выплатила физическому лицу более 2,7 млн рублей за поврежденное имущество, выплатила 2,2 млн руб владельцу автомобиля BMW 335xi по страховому случаю, связанному с гибелью транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия. Сообщения о выплатах обеих компаний в основном касаются физических лиц. Указание суммы возмещения, подробностей происшествия и условия страхования, указанные в сообщении, открывают возможности страхования для потенциальных клиентов. Они становятся более осведомленными о том, что и как можно застраховать, кроме того, если компания по таким случаям выплачивает, то в нее идти можно.^ Публикации о застрахованных объектах РАСНО: В августе 2001 года (после первичной покупки Allianz акций РОСНО) ОАО “НК “ЮКОС” застраховало в РОСНО три своих нефтедобывающих предприятия “Юганскнефтегаз”, “Томскнефть”, “Самаранефтегаз” на $2.5 млрд от огневых рисков и перерывов в производстве. В декабре 2001 года ТНКзастраховала имущество всех своих “дочек” на 7,2 млрд долл. в компаниях “Росно” и “Альфа-Страхование”. Помимо многочисленных публикаций о страховании магазинов, автомобилей. предприятий и недвижимости, РОСНО активно страхует спортивные объекты. Это очень важно для потенциальных клиентов, так как спорт занимает существенное место в жизни людей: он является объединяющим фактором. Образ надежной и «народной» компании только выигрывает от этого. РОСНО – официальный страховщик сборных России по регби и баскетболу. На Играх XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине РОСНО выступило официальным страховщиком российских олимпийцев и партнером Олимпийского комитета России (ОКР). В 2008 году Пензенский филиал РОСНО застраховал от несчастного случая игроков футбольных команд «Спартак» и «Зенит» на общую сумму 36 миллионов рублей. НАСТА: застраховала фитнес-центр World Class, имущество торгового комплекса «ПИК» (здание, отделка, коммуникации, оборудование супермаркетов «Народный» и «Супернародный») от огня и других опасностей. НАСТА после поглощения также страхует спортсменов: застраховал спортсменов 2-ого этапа Открытого Кубка России по сноукайтингу 2008 при участии Федерации парусного спорта РФ от несчастного случая. Всего застраховано 50 спортсменов. Однако масштабы страхования здесь значительно ниже. Итак, обе компании публикуют информацию о страховании объектов, выбирая для этих целей наиболее масштабные и запоминающиеся объекты. Кроме того, обе компании отдают должное страхованию спортивных объектов.5.Сайт Сайты РОСНО содержит всю необходимую для освещения поглощения информацию. Однако сайт НАСТА не освещает новую структуру компании, ее руководство, а вся существенная информация содержится в разделе новости, который представляет собой набор публикаций о компании. Кроме того, на сайте НАСТА нет финансовых данных, а финансовые результаты по итогам отчетных периодов публикуются только о группе Цюрих. С одной стороны, это создает образ закрытой, непрозрачной компании, а для финансовой структуры открытость деятельности – ключевой фактор успеха. С другой стороны – это шаг на пути полной интеграции компаний и через некоторое время деятельность компании будет полностью ассоциироваться с результатами деятельности всей группы в целом. Таким образом, сайт РОСНО предоставляет более структурированную информацию. Неслучайно сайт РОСНО по рейтингам всех ведущих “счетчиков” (RamblerTOP100, Yandex, SpyLog) занимает первое место по посещаемости среди страховых компаний.16Выводы Итак, подведем итоги. Поглощение отечественных страховых компаний иностранными является тенденцией современного страхового бизнеса. При этом страховой рынок весьма благоприятен для PR деятельности. Связи с общественностью при поглощении иностранными компаниями позволяют создать отношение к компании, сочетающее в себе опыт страхования на российском рынке и качество иностранного стр