Дипломатическая Академия Министерства иностранных дел Российской ФедерацииНа правах рукописиГлумов Алексей ИвановичАКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПОИСКА, РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЙОНА МОРСКОГО ДНАСпециальность – 12.00.10 Международное правоАвтореферат диссертациина соискание ученой степеникандидата юридических наукНаучный руководитель: Доктор юридических наук, профессор Ковалев А.АМосква – 2010 г. Работа выполнена на кафедре международного права Дипломатической академии МИД России^ Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ковалев Александр АнтоновичОфициальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ^ Колодкин Анатолий Лазаревичкандидат юридических наукКазмин Юрий БорисовичВедущая организация: Федеральное Государственное Унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана» (ВНИИокеангеология)Защита состоится «___» __________ 2010 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.209.001.03. при Дипломатической Академии Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу: 119992, г. Москва, ул. Остоженка, д.53/2.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.Автореферат разослан «___» ___________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Б.М. Ашавский ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Актуальность темы связана с тем, что в долгосрочной перспективе развитие мировой экономики будет базироваться на минерально-сырьевом потенциале Мирового океана. Свидетельством этому является тот факт, что уже сегодня 30% мировой добычи нефти и газа осуществляется из недр континентального шельфа на глубинах моря до 2 км. Более 50-ти государств подали свои заявки в Комиссию ООН по установлению внешних границ континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны. По завершению этой работы, юридически будет сформирован за пределами национальной юрисдикции Международный район морского дна, где уже сегодня морскими геологами установлены гигантские запасы железомарганцевых конкреций (ЖМК), полиметаллических сульфидов (ГПС) и кобальтоносных корок (КМК), в которых процентное содержание высоколиквидных видов металлов, таких как никель, кобальт, медь, марганец, золото, серебро, цинк и др. значительно превосходит в аналогичных месторождениях, разрабатываемых на континентах. Международный район Морского Дна (далее – Район) – новелла в международном праве, введенная основным документом международного морского права, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция) и вызвавшая наибольшие разногласия в вопросах, регулирующих поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района (Часть XI Конвенции вместе с Приложениями III и IV к ней)1. Определение, согласно Конвенции, пространственной протяженности Района (за пределами континентального шельфа – КШ) и квалификация минеральных ресурсов Района «общим наследием человечества», при всех сохранившихся различиях в подходах различных ученых и политиков, в целом устоялось. Вместе с тем, положения Части XI Конвенции с самого начала вызвали неудовлетворенность у США и других ведущих государств мира. США не подписали Конвенцию и добились принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. «Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.» («Соглашение 1994г.», «Соглашение»). Соглашение 1994г. создало «параллельный режим» Района, действующий только для государств, его ратифицировавших. Национальным интересам России отвечает выявление новых крупных и уникальных месторождений минеральных ресурсов, открытие которых возможно только в Международном районе Морского дна2. Минеральные ресурсы Мирового океана, по мнению российских и зарубежных ученых, являются резервной базой, способной возместить в будущем дефицит минерального сырья, по крайней мере, в дальнесрочной перспективе и дать толчок инновационному развитию морской горной промышленности. Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана, создание условий и возможностей для разведки и добычи минеральных ресурсов глубоководных районов Мирового океана (на дне и в недрах), закрепление в рамках полномочий Международного органа по морскому дну прав Российской Федерации на разведку и разработку ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции является одной из долгосрочных задач национальной морской политики, определенной Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 27 июля 2001 г. № Пр-1387). В этой связи дальнейшее развитие международно-правовых и национальных норм регулирования этой горной деятельности в Мировом океане в дальнесрочной перспективе является задачей обеспечения экономической безопасности России. Россия, Франция, Япония, Германия, Китай, Индия, совместная организация «Интерокеанметалл» (Болгария, Куба, Польша, Россия, Чехия, Словакия) и Южная Корея в соответствии с контрактами, заключенными с Органами, уже начали промышленную разведку железомарганцевых конкреций и осуществляют активные поисковые работы на кобальтоносные корки и массивные сульфиды. В процессе таких работ возникают проблемы, которые, в частности, связаны с необходимостью международно-правового регулирования освоения новых видов минеральных ресурсов Района, к которым проявляет интерес промышленность многих государств и что не было учтено при разработке Конвенции 1982г., а в определенной мере – и Соглашения 1994г. Важное значение в указанном процессе имело принятие Органом в 2000 году «Правил поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе». Правила позволили упорядочить оформление контрактов должных субъектов с Органом на поиск и разведку полиметаллических конкреций. Ассамблея Органа, «рассмотрев Правила поиска и разведки полиметал-лических сульфидов в Районе, принятые в предварительном порядке Советом на его 161-м заседании 6 мая 2010 года»3, 7 мая 2010 года утвердила их. В настоящее время требуется четкое толкование и применение соответствующих положений Правил, что связано с горно-геологическими особенностями новых видов ресурсов, так как в Районе действует национальное предприятие – государственный научный центр «Южморгеология» и международная организация- «Интерокеанметалл», с которыми Орган заключил контракты на поиск и разведку полиметаллических конкреций и которые могут стать заявителями от Российской Федерации при подаче заявок в Орган на поиск и разведку новых видов минеральных ресурсов.^ Степень разработанности темы. Тема пользуется повышенным вниманием в науке международного права4, что связано с интересом развитых и развивающихся государств мира в минеральных ресурсах Района для обеспечения устойчивого развития своих экономик. Автор стремится внести свой вклад в разработку данного вопроса в интересах Российской Федерации. С учетом сказанного, предметом исследования являются отношения субъектов международного права по вопросам изучения и освоения минеральных ресурсов Района на основе концепции «общего наследия человечества» и других норм, предусмотренных Конвенцией по морскому праву 1982 г. и Соглашением 1994 г. Объектом исследования являются: положения Конвенции 1982г., Соглашения 1994г., Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций, полиметаллических сульфидов и проект Правил поиска и разведки кобальтоносных железомарганцевых корок; экологические риски в связи с указанной деятельностью, правовой статус контракторов (операторов).Цель исследования – анализ содержания, толкования и порядка применения международно-правовых норм и норм внутригосударственного права, относящихся к изучению и освоению минеральных ресурсов Района в интересах Российской Федерации и контракторов, пользующихся ее поручительством. Диссертантом решены следующие основные задачи: исследовано и дано толкование основных понятий по теме; представлена оценка основных применимых принципов деятельности в Районе; проведен сравнительный анализ положений Конвенции 1982г. и положений Соглашения 1994г.; рассмотрена система контракторов (на основе режима первоначальных вкладчиков); проанализированы основные положения Правил поиска и разведки полиметаллических конкреций и проекты Правил поиска и разведки других видов минеральных ресурсов в Районе; даны рекомендации по их совершенствованию, разработан проект Порядка осуществления деятельности Российских физических и юридических лиц; изучены вопросы защиты и охраны морской среды в процессе деятельности в Районе.Методологической и теоретической основой исследования служат научные труды следующих отечественных юристов: Ю.Г. Барсегов, А.Н. Вылегжанин, С.А. Гуреев, В.К. Зиланов, Л.Б. Имнадзе, Ю.Б. Казмин, А.Я. Капустин, Б.М. Клименко, А.А. Ковалев, А.Л. Колодкин, Ю.М. Колосов, В.С. Котляр, В.И. Кузнецов, Ю.Н. Малеев, С.В. Молодцов, П.В. Саваськов, Т.М. Старжина-Бисти, Г.И. Тункин, О.Н. Хлестов, С.М. Черниченко, Е.А. Шибаева. В работе использованы работы таких зарубежных авторов как: R.P. Anand, M.P. Barry, Я. Броунли (перевод), P.-H. Bourrelier, E.D. Brown, R.R. Churchill, R. N. Dean, R. Diethrich, C.F. James Wong, М. Lodge, A.V. Lowe, H. Nandan, W. Ritchie, H.E. Satya, M.N. Show и ряда других.Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что его материал основан на наиболее актуальных, проблемных аспектах деятельности в Районе, в контексте активизации работ по изучению и освоению минерально-сырьевого потенциала Мирового океана. В условиях приближающегося исчерпания «наземных» ресурсов, этот фактор значительно повышает интерес политиков и деловых кругов к упорядоченному порядку поиска, разведки и освоения минеральных ресурсов Района. Порядку, исключающему силовое столкновение, основанному на международном управлении деятельностью в Районе и мирном разрешении возможных споров. Автор показывает соотношение соответствующих международно-правовых норм, стандартов и правил с национальными нормами и правилами в данной области. Контракторы, в своей деятельности в Районе стремятся руководствоваться правилами своего государства. Эти правила различаются от государства к государству и существуют трудности в их унификации, поскольку для этого пришлось бы унифицировать технологии добычи и правовые системы. Соответственно возрастает значение международных норм и стандартов в данной сфере в качестве основы недродобычи в Районе. Вместе с тем, на практике неизменно проявляется «национальный элемент». Автор в этом плане отражает общую тенденцию в мировой науке и практике. Новизна его исследования заключается в выделении наиболее эффективных национальных норм и в предложениях по их совершенствовании, с акцентом на российское законодательство и позицию России в данном вопросе. Соответственно исследование ориентировано на управление деятельностью в Районе в новых исторических условиях, с акцентом на обеспечение экологической безопасности такой деятельности. Разработка темы диссертационного исследования позволила автору сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:1. Ресурсы Района относятся к «общему наследию человечества» и этот режим обязаны уважать и третьи государства – неучастники Конвенции и Соглашения.2. Правила поиска и разведки минеральных ресурсов Района, разрабатывались и утверждались в соответствии с Конвенцией и Соглашением в основном на базе возможной деятельности только для одного вида ресурсов – полиметаллических конкреций, хотя действие этих документов рассматривалось Конвенцией как универсальное в отношении всех минеральных ресурсов Района. В силу объективных физических характеристик новых видов минеральных ресурсов правовые нормы этих правил не могут быть напрямую применены к ним и требуют разработки новых норм для каждого вида ресурсов.3.Основная задача в правовом регулировании деятельности в Международном районе морского дна, связана с разработкой правил для поиска и разведки новых видов минеральных ресурсов, в основе которых лежит необходимость с одной стороны предоставить государствам и их предприятиям экономически рентабельные месторождения, а с другой стороны, предотвратить монополизацию ресурсов отдельными развитыми странами. Автором даны рекомендации по их совершенствованию в части: -размеров разведочных участков и объемов ресурсов; -«банковской системы» резервирования участков для Органа; -права заявителя на участие в совместном предприятии с Органом. 4. Государственная экологическая экспертиза должна быть обязательным условием выдачи государством поручительства для заключения уполномоченным предприятием контракта с Органом. Такая экспертиза проектов на все виды геолого-геофизической деятельности на континентальном шельфе предусмотрена в соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе РФ», и этот порядок автор рекомендует распространить и на проекты работ в Международном районе морского дна Мирового океана.5. Правила поиска и разведки ресурсов Района, принятые Органом, имеют для государств-участников Конвенции и Соглашения обязательный характер, но допускают объективное расхождение при их трансформации в национальных законодательных и подзаконных актах.6. Нормативно-правовое обеспечение деятельности российских предприятий в Районе необходимо совершенствовать. С учетом Положений Конвенции, правил Органа, практики реализации конвенционного режима и действующего российского законодательства автор рекомендует принятие «Положения о порядке регулирования деятельности российских физических и юридических лиц по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов в Международном районе морского дна».Теоретическая значимость исследования выражается в концептуальном обосновании современного применения международно-правовых и национальных норм поиска, разведки и освоения минеральных ресурсов Района. В обосновании приемлемых способов эффективного международного управления уникальными по своей правовой природе участками дна Мирового океана, минеральные ресурсы которого, отнесены в договорном порядке к «общему наследию человечества»5. Практическая значимость исследования состоит в представлении обоснованного, мотивированного научного материала, который может быть полезен при разработке и отстаивании российской позиции (Министерством иностранных дел России, другими министерствами и ведомствами России) на различных международных форумах по деятельности в Районе. Детальное исследование применимых в данной области международно-правовых норм и национального законодательства (и подзаконных актов) сопровождается анализом новейших документов международных форумов и органов в данной области, а также российской позиции, в отношении которой автором дана оценка и представлены необходимые предложения.Структура работы обусловлена предметом и объектом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы из 69 наименований и содержит 153 стр. м.п. текста и Приложения объемом 40 стр. м.п.текста. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо Введении обоснованы актуальность темы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, предмет и объект исследования, показана степень разработанности темы, определены цели и задачи диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту. В ^ Главе 1. «Общие международно-правовые вопросы поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов Международного района морского дна (Района)» определены основные источники правового регулирования и международно-правовые принципы по теме исследования и охарактеризованы основные понятия и пространственные пределы Района.Конвенция 1982г. оперирует понятием «Район», который, в соответствии со ст. 1 Конвенции, означает дно морей и океанов и его недра за пределами «национальной юрисдикции». То есть, как правило, за пределами континентального шельфа (КШ), границы которого устанавливаются по Конвенции. Идет активный процесс установления внешних границ КШ по Конвенции путем подачи прибрежными государствами соответствующих заявок в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа, которая наделена полномочиями проверять правильность установления границы юридического КШ. По состоянию на август 2010 года в Комиссию подано 53 заявки. Комиссия вынесла рекомендации только по одиннадцати заявкам. Используя критерии статьи 76 Конвенции, ряд исследователей предприняли попытку идентифицировать участки Морского дна за пределами 200 миль, которые могли быть включены по Конвенции в юридический КШ шельф прибрежных государств. Такие построения весьма приблизительны, но они являются полезными для того, чтобы оценить, какая часть минеральных ресурсов Мирового океана может находиться в пределах Района.Термин «минеральные ресурсы» в данном случае применяется к неживым природным ресурсам Района, в отличие от морских живых ресурсов. Весьма часто идентичные по содержанию минеральные ресурсы нередко имеют искусственное (лабораторное) происхождение. Как полагает автор, Комиссия международного права справедливо подчеркнула, что термин «естественные богатства» имеет «не такое узкое значение как выражение «минеральные ресурсы»6. Определенное значение имеет и выделение такой категории как «международные природные ресурсы» (их легко ассоциировать «с общим наследием человечества»). Необходимо иметь в виду основной мотив для заключения Соглашения 1994г.: если по Конвенции, «права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, и они не подлежат отчуждению», то «полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены»7. Важно также, что в материалах Конвенции 1982г. и Приложений к ней, а также в других документах Третьей Конференции ООН по морскому праву акцент сделан на «полиметаллические конкреции», а не на «минеральные ресурсы». В положениях статей 56,77, 82 и др. Конвенции 1982г., относящихся к морским районам, находящимся под юрисдикцией прибрежного государства, использован термин «природные неживые ресурсы», а в статье 145 (только в ней) говорится о «природных ресурсах» Района.Исследовано понятие «Район и его ресурсы как общее наследие человечества» с устоявшихся в науке международного права общетеоретических позиций в отношении института «общее наследие человечества». В соответствии со ст.136 Конвенции 1982 года Район и его ресурсы являются «общим наследием человечества». Это основополагающий принцип системы правового регулирования деятельности в Районе. Концепция «общего наследия человечества» была впервые официально сформулирована в «Декларации» принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции» (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2749 XXV). В декларации провозглашалось, что дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района являются «общим наследием человечества» и не подлежат присвоению, каким бы то ни было образом государствами или лицами. Кроме того, объявлялось, что этот район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами и лицами. Хотя понятие «общее наследие человечества» не определено, его содержание для целей Конвенции может быть расшифровано из других положений Части XI, в частности из основных принципов, регулирующих Район и изложенных в разделе 2 Части XI, а также из «параллельной системы разведки и разработки», содержащейся в статье 153. В частности, согласно статьи 137, ни одно государство не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой либо части этого района или его ресурсов. Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом интересов развивающихся стран (статья 140, п. 1). Финансовые и другие экономические выгоды, получаемые от деятельности в Районе, справедливо распределяются через Орган (статья 140,п.2). В соответствии со статьей 153 Части XI Конвенции ООН «параллельная система» является основой международного режима разведки и разработки минеральных ресурсов Района. Параллелизм системы разведки и разработки заключается в том, что такая деятельность может проводиться как самим Органом через свое Предприятие, так и самостоятельно государствами и их физическими или юридическими лицами (при поручительстве государств) (пункт 2).Безопасность поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов Района следует считать институтом международного права. С учетом того, что на ведение таких работ получают контракты субъекты различного уровня технического обеспечения и кадровой подготовки, внимание к каждому из таких контрактов и контракторов особое. Оно резко повысилось в связи с катастрофой в Мексиканском заливе 22 апреля 2010 года и повторного взрыва в Мексиканском заливе 3 сентября 2010 года в плане практического обеспечения экологической и иной безопасности при морской недродобыче. Под влиянием катастрофы от 22 апреля 2010 года за рубежом создано совместное (открытое) предприятие по обеспечению безопасности при морской нефтедобыче. Соответствующий вывод должен быть сделан и для деятельности в Районе. Соблюдение строгих стандартов безопасности при морской недродобыче изначально предполагается на всех этапах этого процесса. В наиболее общем плане это требование выражает, видимо, принцип предосторожности, закрепленный в ряде международно-правовых документов. В то же время международные стандарты безопасности, рекомендуемая практика при морской недродобыче в большинстве государств слабо разработаны. По мнению многих исследователей, пришло время срочно решать эту проблему. Предложения установить в таких случаях принцип ответственности государства – поручителя, государства принадлежности собственника и оператора, контрактора, руководствоваться правилом «загрязнитель платит» логически и объективно объяснимы. Но важнее внимание к стандартам, способствующим недопущению аварии или катастрофы (превенционный аспект), быстрейшему уменьшению и ликвидации негативных последствий. Опыт обеспечения безопасности при глубоководной недродобыче и для российских компаний (нефтяных, в первую очередь), и бизнесменов представляет большой интерес, в том числе – с точки зрения их участии в деятельности иностранных компаний. Предложения по закреплению концепции «эколого-правового пространства» и разработке единого правового документа в области защиты окружающей среды весьма ко времени. Автору представляется весьма востребованной идея учреждения Центра Немедленной Помощи при Морской Недродобыче (ЦНПМН), подобно ERAC – Emergency Response Activity Center на Черном море. Автор полагает нежелательным в данном случае разделять технические меры безопасности (англ. safety) и меры (стандарты) по обеспечению безопасности от АНВ – актов незаконного вмешательства (англ. security). Они должны приниматься комплексно, с учетом одинаковых негативных последствий с точки зрения возможного причинения экологического и иного вреда. Усиление наднационального элемента в соответствующих стандартах – настоятельное требование современности8. В контексте сказанного требует оценки (относительно ее эффективности) вся универсальная международно-правовая база регулирования деятельности в Районе (Мировом океане). Автор кратко производит эту оценку. В ^ Главе 2 «Осуществление управления поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов Района» анализируются понятие «международное управление» и роль Международного органа по морскому дну в управлении деятельностью в Районе. Автор соглашается с тем, что в начале XXI века выстраивается модель «антикризисного управления». В этом плане оценивается и намечающееся международное управление по теме настоящей диссертации, учитывая его возможные разновидности. В связи с этим отмечена возрастающая необходимость того, чтобы будущий миропорядок в целом основывался на коллективных механизмах решения мировых проблем. Как полагает автор, система правового режима Района и система Органа вполне соответствует концептуальным подходам к институту международного управления как таковому.Международный орган по морскому дну – новая международная организация, призванная регулировать и контролировать деятельность в Районе, а также структуру и функции различных звеньев этой организации, в число которых входят Ассамблея, Совет, Юридическая и Техническая комиссии, финансовый комитет и секретариат. Членами Органа являются все государства-участники Конвенции. В диссертации исследована роль Органа, по нормотворческой деятельности и созданию международно-правовых документов, без которых невозможно проведение работ в Районе, несмотря на наличие норм Конвенции и Соглашения. Это касается не только полиметаллических конкреций, но и других видов ресурсов. Основой соответствующих правил Органа является Приложение III к Конвенции 1982г. «Основные условия поиска, разведки и разработки» (изложены в виде статей), нормы которого являются неотъемлемой частью Конвенции, носят универсальный характер и должны учитываться при осуществлении деятельности на все виды минеральных ресурсов в Районе. Однако некоторые из них (в частности, антимонопольные положения и финансовые условия контрактов) были разработаны только применительно к полиметаллическим (железомарганцевым) конкрециям. С этим фактом государствам и компаниям приходится считаться, нередко полагаясь на внутригосударственное регулирование. Автор приходит к выводу, что эта система стимулирует интерес контрактора к добыче ресурсов в Районе. Аналогичный подход используется государством при стимулировании работ по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе Арктических морей. Государства, компании и предприятия должны подавать в Орган заявки на утверждение «планов работ», которые (после их утверждения) принимают «форму контракта» с учетом особых требований к обеспечению безопасности работ. Таким образом, Орган – главный инструмент в управлении осуществлением деятельностью в Районе, созданный в соответствии со статьями 156-185 Конвенции. Обычно эту функцию Органа определяют как «осуществление конвенционного режима в Международном районе морского дна», которому должны подчиняться все участники Конвенции и Соглашения. Общемировая позиция сложилась в пользу такого варианта, и поэтому единый Орган, и только он вправе осуществлять институционное (коллективное) управление в данной области. Как считает автор, система принятия решений в Совете Органа слишком сложная. Конвенционная деятельность в отношении новых видов ресурсов будет заморожена до тех пор, пока Орган не примет соответствующие правовые нормы в виде свода правил по их поиску и разведке и не определит конкретные меры по их реализации9. «Осуществление правового режима Района» можно понимать в широком смысле: это означает включение в анализ общепризнанных принципов и норм международного права, основополагающих его источников (прежде всего, Устава ООН), соответствующих норм международного морского права и т.д. В узком смысле анализ ограничивается оценкой содержания, а также порядком применения конкретных норм уже на заключительном уровне, т.е. на уровне Правил (и, соответственно, на уровне контракторов). В этом плане, как наиболее актуальный, и проводится анализ в настоящей диссертации. Лишь утверждение Правил позволило Органу заключить контракты на разведку с зарегистрированными первоначальными вкладчиками, трансформировав временный режим Резолюции II в единый и окончательный правовой режим, устанавливаемый по Конвенции и Соглашению. Однако нынешняя неблагоприятная ситуация на мировом рынке и медленные темпы работы по разведке глубоководных ресурсов полиметаллических конкреций свидетельствуют о том, что большинство контракторов останутся на своих местах и будут прилагать многократные попытки продлить свои контракты, чтобы сохранить выделенные районы и после истечении первоначального срока разведки в 15 лет. Как полагает автор, бесконечно этот процесс (без активизации практической работы) продолжаться не может. Оценка годовых отчетов Юридической и технической комиссией Органа на каждой ежегодной сессии Органа – мера неэффективная. Такая ситуация приводит к тому, что на ряде «контрактных участков» ведется только изыскательская деятельность и нет ясности, когда начнется их практическая разработка. Т.е. участок становится как бы «захваченным» бездействующим контрактором. В настоящее время единственным российским субъектом, осуществляющим деятельность по разведке полиметаллических конкреций в Районе является государственное геологическое предприятие (государственный научный центр) научно-производственное объединение по морским геологоразведочным работам «Южморгеология» Федерального Агентства по недропользованию России, получившее право на один участок морского дна в Тихом океане по резолюции III Третьей конференции ООН по морскому праву в качестве «первоначального вкладчика» еще до вступления Конвенции силу. Государственным правовым актом, закрепляющим право такой деятельности этим субъектом, явился Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 года10. Указом предусмотрено, что «Южморгеология» при осуществлении деятельности по разведке и разработке минеральных ресурсов на упомянутых участках морского дна пользуется защитой Российской Федерации. Указано, что отношения, возникающие в связи с использованием участков морского дна (п. 1 настоящего Указа), а также с разведкой и разработкой минеральных ресурсов в их пределах, регулируются законодательством РФ. Этим же Указом Правительству Российской Федерации было поручено разработать правовые акты, регламентирующие порядок деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов Района. В связи с упомянутым Указом 25 апреля 1995 г. Правительством Российской Федерации было принято специальное Постановление11. «Российская» деятельность в Районе до последнего времени осуществлялась в отношении разведки только полиметаллических (железомарганцевых) конкреций. Не появились субъекты с негосударственной формой собственности, заинтересованные в деятельности по их разведке. А такие субъекты, располагающие значительными финансовыми средствами, здесь необходимы. Стала возможна активная деятельность по разведке и разработке морских ресурсов в Районе российскими компаниями, независимо от форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала. Этому способствует и наличие в Районе новых видов ресурсов, которые являются объектом интенсивных разведочных работ в зонах национальной юрисдикции других государств (Папуа- Новая Гвинея), в чем заинтересованы и российские предприятия. Другим обстоятельством, требующим более активного влияния государства на регулирование деятельности на морском дне в Районе, является необратимый процесс акционирования и приватизации субъектов в геологоразведочной отрасли, включая морские геологоразведочные предприятия, традиционно выполняющие работы в Мировом океане и в Районе от имени Российской Федерации12. Оценивая с этих позиций современное состояние отечественной правовой базы в отношении рассматриваемой деятельности, можно говорить о правовом «вакууме» в отношении регулирования деятельности российских физических и юридических лиц по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа13. По мнению автора настоящей диссертации, указанные выше обстоятельства требуют комплексного (экономического, правового, технического) анализа и срочных мер по разработке и принятию нормативно-правовых актов в отношении регулирования деятельности российских физических и юридических лиц по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов Морского дна за пределами континентального шельфа.^ Глава 3. Прогрессивное развитие норм по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов Района открывается параграфом, посвященным особенностям безопасного производства указанной деятельности. Проанализированы, в первую очередь, статьи Конвенции, посвященные данному вопросу, с особым вниманием к экологическим аспектам и Правилам поиска и разведки глубоководных залежей полиметаллических сульфидов и кобальтоносных корок (к проекту таких Правил). Как отмечает автор, многие нормы и большинство стандартных положений контрактов на разведку останутся неизменными по сравнению с Правилами поиска разведки полиметаллических конкреций в Районе. Однако объективные физические параметры новых видов ресурсов вызывают необходимость учета их особенностей и их отличия от железомарганцевых (полиметаллических) конкреций. Это требует разработки новых норм по ряду важных вопросов. В частности, в отношении перекрывающихся заявок, размера районов для поиска и разведки, антимонопольных положений, процедуре отказа от части разведочных площадей, а возможно и других вопросов. Поэтому, по ряду положений Правила по новым видам ресурсов должны отличаться (и отличаются) от Правил по полиметаллическим конкрециям. Это положения, касающиеся: размера и конфигурации разведочного участка, отказа от части разведочного района, антимонопольные положения, банковской системы резервирования участков, права заявителя на участие в совместном предприятии, доле в акционерном капитале, раздела продукции. Несмотря на многолетние дискуссии и на принятие в мае 2010 года Правил по полиметаллическим сульфидам, в Органе не удалось достичь полного единодушия в отношении ряда ключевых вопросов. А именно: размер и конфигурация района, выделяемого одному заявителю для поиска и разведки; система резервирования части заявляемого разведочного района для Органа; антимонопольные положения. В основе этих проблем лежит необ
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…