Докторпедагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный членМеждународной академии информатизации при ООН Н.Ж. Булгакова.
Вбольшой группе водных видов спорта, которая продолжает увеличиваться врезультате появления новых видов: аквааэробики, синхронного плавания, женскоговодного поло, водных лыж и др., ведущее место занимает спортивное плавание.Плавание в нашей стране и за рубежом — один из наиболее массовых видов спорта,поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физическихупражнений, связанный с гигиеническо-оздоровительным и закаливающим-воздействиемна человека (особенно на растущий организм детей и подростков) водной среды.
Чрезвычайнаяпопулярность плавания связана с фантастическим ростом рекордов в этом видеспорта. Это стало возможным в итоге проведения широкого комплекса исследованийв плавании по биоэнергетике, биомеханике, гидродинамике, антропомоторике и др.
Изперечисленных исследования по биоэнергетике можно назвать основными, посколькувыносливость определяет спортивные достижения в плавании.
Созданиеводного тредбана (гидроканала) — бассейна размером 8,3 х 3,1 х 3,3 м совстречным потоком воды, скорость которого регулируется с точностью до 0,02 м/с,- позволило воспроизводить различные виды плавательных упражнений одновременнос регистрацией физиологических и биохимических изменений в ответ на нагрузкиразного характера (П.-О. Остранд, Энгелессон).
Установленыуровни развития компонентов специальной работоспособности и их соответствие увысококвалифицированных взрослых пловцов и юных пловцов 11-16 лет. Определенавозрастная динамика развития компонентов работоспособности в диапазоне 11-20лет (Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко, В.Н. Ершов). Как показали результатыисследования, выполняемые объемы тренировочных нагрузок аэробной, смешаннойаэробно-анаэробной гликолитической направленности, а также общий объем нагрузкинаходятся в линейной зависимости от величины максимального потреблениякислорода (максимальной аэробной мощности).
Объемнагрузок анаэробной алактатной направленности находится в обратной зависимостиот размеров индивидуального максимума потребления кислорода. Влияние нагрузокаэробной, смешанной аэробно-анаэробной и анаэробной алактатной направленностинаходится в обратной зависимости от абсолютного значения рН, характеризующегоанаэробную гликолитическую емкость. В то же время нагрузки анаэробногогликолитического воздействия прямо зависят от наибольшего сдвига рН: чем большепродуктов анаэробного метаболизма образуется в процессе выполнения данного видаработы, тем меньший объем работы анаэробной гликолитической направленностиможет быть выполнен (Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко).
Проведенасистематизация специальных тренировочных упражнений в плавании в зависимости отиндивидуального уровня развития аэробной и анаэробной производительностиорганизма спортсменов и срочного тренировочного эффекта (В.Р. Соломатин, А.Журавик).
Изменениеаэробного и анаэробного обмена у спортсменов зависит от избранных значенийпараметров выполняемого упражнения, продолжительности пауз отдыха и числаповторений упражнений, т.е. общего количества выполняемой работы. Варьированиеотдельными параметрами физической нагрузки оказывает неоднозначный эффект напоказатели аэробного и анаэробного обмена при повторной мышечной работе.
Определенырежимы повторной и интервальной нагрузки, вызывающие наибольший приростаэробных и анаэробных потенций. Проведен анализ взаимосвязи приростовпоказателей специальной работоспособности и выполненных объемов тренировочныхнагрузок различной направленности (В.Р. Соломатин, В.В. Смирнов). Полученыпредварительные данные о специфике тренировочного воздействия интервальнойгипоксической тренировки с применением прибора «гипоксика-тор» (Н.И.Волков, Т.Г. Фомиченко, Н.В. Ковалев).
Врезультате многолетних научных исследований в спортивном плавании сложилисьпредставления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта корганизму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаныобобщенные модельные характеристики пловцов высокого класса. Было показано,что:
1.Спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения — тотальных размеров тела, пропорций, конституционного типа, которые определяютплавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых(обхватные размеры тела, величина мышечной силы, композиция мышечных волокон) ифункциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела, композициямышечных волокон) потенциях пловцов (Дж. Таннер, К. Титтель, X. Вутчерк,Хирата, Н.Ж. Булгакова, Э.Г. Мартиросов и др.).
2.Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями исиловой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковыхдвижений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать вводе при плавании на привязи на нулевой скорости и в гидроканале при различныхскоростях обтекающего потока.
3.Эффективная реализация силовых способностей в плавании требует высокого уровняподвижности в плечевых. коленных и голеностопных суставах и гибкостипозвоночника.
4.Пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями:абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировуюэлиты, превышают 6,0-6,5 л/мин, а относительное МПК, несмотря на внушительнуюмускулатуру, достигает 75-80 и более мл/кг/мин. Максимальные величинынакопления лактата после прохождения соревновательной дистанции упловцов-спринтеров равняются 20-26 ммоль/л, а у стайеров — 16-19 ммоль/л.
Исследованияпоследних лет, проведенные на пловцах, показывают, что скорость плаванияразными способами и на разных дистанциях определяется различными особенностямителосложения, физической и функциональной подготовленности (X. Вутчерк, Н.Ж.Булгакова, И.Е. Филимонова). Поскольку прямое сравнение показателейтестирования в возрастных группах с дефинитивными моделями неправомочно, дляотбора в процессе многолетней тренировки разрабатываются возрастные этапныемодели, позволяющие уточнить динамику развития способностей юных спортсменов,определяющие достижения в зрелом возрасте.
Этодает возможность проводить прямое сравнение показателей тестирования ввозрастных группах с соответствующей эталонной моделью со следующими целями:
— диагностики способностей;
— уточнения специализации внутри избранного вида спорта;
— коррекции тренировки (В.М. Зациорский, Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева).
Особенностьюсовременных исследований биомеханики плавания является их направленность наопределение динамических параметров техники и связей этих показателей скинематическими характеристиками движений, а также силовыми и функциональнымипоказателями спортсмена.
Скоростьплавания зависит прежде всего от мощности гребка, основу которой составляетсила. Поэтому современные пловцы высокого класса уделяют силовой подготовке до300 и более часов в год (С.М. Вайцеховский).
Насуше выполняются упражнения, по форме и характеру идентичные гребковымдвижениям в воде. Для этого применяются специальные силовые тренажерыинерционного типа «Мини джи», «Биокинетик»), позволяющиенаиболее точно имитировать особенности сопротивления водной среды (возрастаниесопротивления в связи с увеличением скорости гребка). Для сближения силовыхупражнений на суше с гребковыми движениями в воде применяется плавание со,специальными «тормозами», с лопатками, плавание с растягиваниемрезинового шнура и др. Однако прирост силовых качеств, полученный от занятийсиловыми упражнениями общего или специального характера, часто отрицательновлияет на тренировочные и соревновательные результаты спортсмена.
Приведемпредварительные данные взаимосвязи силовой подготовленности и динамическиххарактеристик техники плавания юных спортсменов в возрастном диапазоне 11-16лет, когда силовые возможности увеличиваются в 2,5-3 раза:
1.Основной механизм гребковых движений (ритмическая структура) складывается умальчиков-пловцов уже в 11-12 лет.
2.В 12-14 лет в силу резкого увеличения длины рабочих рычагов и площади гребущихповерхностей (за это время длина руки увеличивается на 11,5%, а площадь кистина 31,1%) и отставания прироста силовых и скоростно-силовых возможностейпроисходит некоторое ухудшение качества выполнения фаз захвата и подтягивания.Юные пловцы стремятся как можно быстрее перейти к фазе отталкивания, теряяопору в первой половине гребка.
3.С 14 до 16 лет улучшаются динамические параметры гребковых движений, чтосовпадает по времени с интенсивным увеличением силовых потенций юных пловцов.
4.Динамические параметры фаз захвата и подтягивания в наибольшей мерехарактеризуют техническое мастерство юных пловцов, а динамические параметрыфазы отталкивания и импульс силы связаны с уровнем развития силовыхвозможностей (А.Р. Воронцов, Д.А. Биневский).
По-видимому,проблема реализации силовых возможностей в плавании не потеряет своейактуальности в ближайшие годы.
Вплавании успешность выступлений взрослых спортсменов определяется эффективнойметодикой спортивного отбора, рациональной стратегией многолетней спортивнойтренировки, оптимальным подбором средств и методов тренировки и правильнойдозировкой и соотношением нагрузок на отдельных этапах многолетней подготовки(В.К. Бальсевич, В.П. Филин, М.Я. Набатникова и др.). Получены данные озакономерности возрастного биологического развития показателей, лимитирующихспортивные достижения: возрастная динамика развития физических качеств ифункциональных систем, гетерохронность роста, периоды наиболее интенсивногороста и возраст «пиковых» приростов, степень консервативности иизменчивости показателей в процессе развития и тренировки, соотношение уровнейзрелости различных функциональных систем на разных этапах многолетнейтренировки, влияние индивидуальных темпов биологического созревания на динамикуразвития физических качеств и спортивных достижений и др. (Н.Ж. Булгакова, М.Н.Кремлева, А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарева, В.Р. Соломатин, К. Купер, Ю.Л.Войтенко). Эти данные определяют:
— периодизацию многолетней спортивной подготовки и сроки этапов отбора;
— содержание тренировочных и тестовых программ на разных этапах подготовки иотбора.
Возрастныеили этапные модельные характеристики (модели промежуточных состояний),разработанные на основе лонгиту-динальных исследований, являются основнымориентиром для коррекции многолетней тренировки и отбора, поскольку показатели,составляющие модель, обладают стабильностью и отражают взаимосвязь ювенильныхпромежуточных и дефинитивных состояний пловца (Н.Ж. Булгакова, В.А. Румянцев,А.Р. Воронцов).
Учетполовой дифференцировки и соотношения таких временных факторов, каккалендарный, биологический возраст спортсмена и его тренировочный стаж,позволяет индивидуализировать содержание подготовки, а также повысить точностьдиагностики спортивной одаренности в пубертатном периоде развития.Сопоставление биологического возраста с соматической и функциональной зрелостьюдает возможность более точно оценить готовность юного спортсмена к выполнениютренировочных нагрузок различной физиологической направленности. Высокийуровень соматической и функциональной зрелости при низком балле биологическоговозраста служит одним из признаков спортивной перспективности (Н.Ж. Булгакова,В.Р. Соломатин, А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарев, Е.Е. Вовк, Т.С. Тимакова).
Разработанныенами шкалы функциональной и соматической зрелости позволили выработатьобъективные критерии для оценки перспективности спортсменов и индивидуализацииих подготовки.
Сравнениеосновных показателей физического развития и двигательной активности юныхпловцов и школьников, данные о строении, функциях и возрастных особенностяхбиологического созревания позволили отобрать наиболее эффективные способыприменения средств плавания для повышения уровня физического развития иукрепления здоровья детей и подростков.
Совместнос ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава России нами разработаны иобоснованы гигиенические нормы допустимых физических нагрузок, направленных наразвитие выносливости, по показателям МПК, PWC120, ЧСС и АД у мальчиков идевочек 10-15 лет (Л.И. Абросимова, М.В. Антропова, А.Г. Храпкова, И.В.Чеботарева). Абсолютные показатели физического развития и двигательнойподготовленности у пловцов в возрастном диапазоне 11-16 лет значительно выше,чем у школьников, не занимающихся спортом, что объясняется влиянием многолетнихзанятий плаванием.
Возрастнаядинамика развития соматических и функциональных показателей у пловцов ишкольников имеет достоверные различия. У спортсменов обоего пола величиныпогодовых приростов больше, а возрастные зоны наибольших темпов прироста на 1год позже, чем у школьников.
Учитываявысокую степень подобия динамики созревания морфофункциональных показателей удевочек и мальчиков с 11 до 16 лет (девочки опережают мальчиков на 1,5-2 года),планирование и содержание тренировочных программ для девочек в этом возрастномдиапазоне должны коренным образом отличаться от программ для мальчиков (Э.Г.Мартиро-. сов, И.В. Чеботарева, А.Р. Воронцов, В.Р. Соломатин, Е.Е. Вовк).
Полученныеданные о величинах погодовых приростов и возрастных зонах пиковых приростовсоматических и функциональных показателей у пловцов и школьников являютсяосновополагающим материалом для разработки программно-нормативных документовдетей и подростков, занимающихся в СДЮСШ плавания и общеобразовательной школе(Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева и др.).
Подчеркнем,что результаты исследований группы «Школа и здоровье» при президиумеРАО выявили тревожную тенденцию ухудшения физического развития и двигательнойподготовленности школьников с 1-го по 9-й классы. Так, уровень развития такихфизических качеств, как быстрота, сила, силовая выносливость, подвижностьсуставов и пр., не соответствует нормативным требованиям «Комплекснойпрограммы физического воспитания учащихся 1-9-х классов общеобразовательнойшколы» (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман). Данные, полученные нами,ставят под сомнение эффективность организации и методики занятий по физическомувоспитанию как на уроках физической культуры, так и во внеклассной ивнешкольной формах работы (Н.Ж. Булгакова, В.3. Афанасьев, С.Н. Морозов).
Внастоящей статье представлены фрагменты научных данных, полученных в наиболееактуальных направлениях научных исследований в плавании. Несмотря на то чтообсуждаемые здесь проблемы в ряде случаев решены лишь частично, а некоторыевопросы до сих пор-ждут своего решения, научный потенциал, накопленный висследованиях российских и зарубежных специалистов, в полной мере отражен впрактике подготовки и переподготовки преподавателей и тренеров по плаванию всехформ обучения в ИФК.
Фундаментализацияобразования по предмету «Плавание» идет в направлении разработки исовершенствования программ, учебников и учебных пособий, тематических поурочныхпланов и других учебно-методических материалов, ориентированных на подготовкуспециалистов для работы в массовом физкультурном движении и спорте высшихдостижений, способных справиться с требованиями завтрашнего дня.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru