Актуальные вопросы правового регулирования банкротства кредитных организаций

«Актуальныевопросы правового регулирования банкротства кредитных организаций»

Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвященарассмотрению некоторых актуальных вопросов правового регулирования банкротствакредитных организаций.
Общие вопросы правовогорегулирования банкротства кредитных организаций прописаны в современномроссийском праве достаточно подробно.
В то же время, в связис общим экономическим положением в стране, с учетом сложившейсяправоприменительной практики в отношении указанного вопроса, существует ряд отдельныхмоментов, которые требуют своего уточнения – так имеют место быть, отдельныетенденции, связанные с неосторожным или умышленным банкротством со стороныкредитных учреждений. Есть и другие примеры. Связано это с тем, что практикабанкротства в России имеет сравнительно недавнюю историю и в нормах права, естьряд моментов, которые требуют своей законодательной доработки. Этимопределяется актуальность нашей работы.
Цель настоящей работызаключается в выявлении и изучении актуальных вопросов регулированиябанкротства кредитных организаций.

Основнаячасть
Перед выявлениемнекоторых, наиболее актуальных моментов в правовом регулировании банкротствакредитных организаций, представляется необходимым, уточнить саму сущностьинститута банкротства.
Итак, банкротство – этоодна из старейших категорий, известных еще римскому праву.
Этот институт всегда выступалв качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе,обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.
Социально-экономическаяважность института банкротства диктует необходимость разработки специальногозаконодательства. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательствасуществуют в большинстве государств мира и во всех странах с рыночнойэкономикой[1]. Неисключением является и Российская Федерация.
Правовой институтбанкротства, для России, это сравнительно новая категория права. Взаконодательную практику он пришел только в 1992 году с принятием Закона РФ№3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[2]и прошел определенные стати развития и трансформации[3].
В настоящее время, вРоссии, законодательная система подходов к банкротству в основномсформировалась. Основой ее является ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» от 26 октября 2002 года[4].
Действие указанногозакона распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческимиорганизациями, на некоммерческие организации, действующие в формепотребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
Вместе с тем нормыЗакона о банкротстве применительно к кредитным учреждениям вторичны, а институтбанкротства кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций». Таким образом, общие нормы банкротства прописаны вФЗ-43, а конкретизация нашла свое отражение в ФЗ№ 40.
В целом, в сравнении собщей категорией «банкротства» понятие банкротства кредитныхорганизаций отличается определенной спецификой. Так, предметом регулированияЗакона о банкротстве кредитных организаций являются:
— установление порядкаи условий осуществления мер по предупреждению банкротства кредитныхорганизаций;
— установлениеособенностей оснований и процедур признания кредитных организаций банкротами иих ликвидация в порядке конкурсного производства.
Отдельное вниманиезаконодателя к банкротству кредитных учреждений, объясняется спецификойбанковской деятельности вообще, сложностью и общественной значимостью задач,выполняемых кредитными организациями. Исходя из этого, отечественное банковскоеправо подразумевает, что банкротство не может являться абсолютной целью вотношении кредитных организаций, даже при условии, что их финансовое состояниеи является неблагополучным[5].
Принятие поспешныхрешений кредиторами или должниками в данной области всегда чревато большиминегативными последствиями для стабильности экономики в целом. Вместе с тем,экономические кризисы, общая неплатежеспособность, неэффективный менеджмент,являются реальностью для многих кредитных организаций, тем более в нынешнихэкономических условиях.
Рассмотрим основныеправовые положения регулирования банкротства кредитной организации в России.
В соответствии суказанными выше нормативными актами, под банкротством кредитных организацийподразумевается признанная судом неспособность последней удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей.
Банкротство кредитнойорганизации возможно только в результате его признания арбитражным судом (в товремя как банкротство других организаций возможно и по объявлению должника). Такжев России действует законодательный запрет добровольного объявления обанкротстве, что также отличает банкротство кредитной организации отбанкротства юридических лиц другой формы собственности.
Для признания кредитнойорганизации банкротом достаточно и частичной неспособности кредитнойорганизации удовлетворить требования кредиторов и произвести обязательныеплатежи. Критической величиной считается снижение уровня достаточности капиталадо 2%.
Срок признаниякредитной организации, неспособной удовлетворить указанные требования и платежисоставляет один месяц (и является, таким образом, сокращенным по сравнению стремя месяцами для других юридических лиц).
Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» также устанавливаетопределенные меры, которые призваны предупредить банкротство кредитныхорганизаций. Такими мерами являются[6]:
— реорганизация.
— финансовоеоздоровление;
— назначение временнойадминистрации.
Указанный законподразумевает и определенный институт банковского надзора, который представляетсобой регулирование, контроль и оздоровительные меры (вплоть до реорганизацииотдельных банков). Эти меры, как правило, осуществляются Центральным БанкомРоссии.
Остановимся на мерахфинансового оздоровления, которые особо прописываются в российской банковскомправе.
Меры по финансовомуоздоровлению (разделяемые на предупредительные и принудительные) применяются доначала процедур банкротства (что подразумевают выявление определенных проблем уорганизации).
Результатом применениямер по финансовому оздоровлению может быть либо полное восстановлениеликвидности банка, либо начало процедур банкротства.
Правом на обращение варбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротомобладают:
— кредитная организация– должник;
— кредитор кредитнойорганизации;
— ЦБ РФ;
— прокурор;
— налоговый или инойуполномоченный орган при наличии задолженности по уплате обязательных платежейв бюджет и во внебюджетные фонды.
Таким образом, мырассмотрели основные юридически значимые моменты в процессе банкротствакредитной организации. Теперь перейдем к некоторым вопросам, которые, на нашвзгляд, являются актуальными в контексте изучаемой нами темы.
Хотелось бы отметить, что,по мнению некоторых правоведов, в Законе о банкротстве кредитных организаций вкачестве оснований для проведения мероприятий по предупреждению банкротстванеоправданно смешиваются обстоятельства экономического и административногохарактера[7].
Закон о банкротствекредитных организаций в части определения таких оснований, во-первых, содержитперечень специальных обстоятельств, связанных непосредственно с признакамибанкротства и имеющих экономическую подоплеку[8].
Действующая редакцияЗакона о банкротстве кредитных организаций и соответствующие специальныеправовые акты Центрального банка РФ содержат значительные пробелы в регулированиипорядка составления, утверждения, изменения сметы расходов временнойадминистрации по управлению кредитной организации, не обеспечивают ясногопонимания направлений расходования средств[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии споставленной целью, сделаем основные выводы по нашей работе:
— общие вопросыправового регулирования банкротства кредитных организаций прописаны вфедеральном законе № 40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций» от 25 февраля 1999 года, а также в федеральном законе № 127-ФЗ «Онесостоятельности и банкротстве» от 26 октября 2002 года;
— банкротство всегдавыступало в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов вобществе, обеспечивало его устойчивость и стабильность.
— под банкротствомкредитных организаций подразумевается признанная арбитражным судомнеспособность последней удовлетворить требования кредиторов по денежнымобязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
— по мнению некоторыхправоведов, в Законе о банкротстве кредитных организаций есть ряд моментов,которые требуют своей законодательной доработки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
I.         Нормативные акты
1.        Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Федеральный закон от25.02.1999 № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. — № 9. – Ст. 1097.
2.        Онесостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 43. – Ст. 4190.
II.       Специальнаялитература
1.        АлексееваД.Г. Хоменко Е.Г. Банковское право. — М.: Право, 2008. – 340 с.
2.        Владимирова Г.А. Гражданско-правовое регулирование банковскойдеятельности. — М.: Юринформ, 2006. — 250 с.
3.        Михайленко И.С. Правовые проблемы предупреждения банкротствакредитных организаций. – М.: Гардарика, 2008. – 160 с.