Актуальные вопросы развития российской социологии на современном этапе

Содержание
Введение
1. Современные методы прикладных социологическихисследований
2. Социальная информация как актуальная проблемасоциологических исследований на современном этапе развития российского общества
2.1 Что такое социальная информация, ее виды
2.2 Статистическая информация Госкомстата России
2.3 Данные, содержащиеся в официальных документах
2.4 Информация, собираемая с помощью массовых опросов
2.5 Экспертная информация — данные, полученные с помощью опросов экспертов
2.6 Данные средств массовой информации
Заключение
Список литературы
Введение
Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периодаослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развитияэмпирических исследований — в первую очередь в США, а затем и в других странах.Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развитиязападного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитииэкономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именнона исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками)и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратиласьразработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологииявилось создание в 20-е годы XX в.Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальныхпроцессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864-1944 гг.)исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают- прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальныхфакторов, детерминирующих структуру общества.
Специфика развития социологии XX века состоит в том, что нарядус традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическаяи прикладная социология.
Анализ классического периода в развитии социологии предполагаетрешение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определенияпринципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различныеподходы.
Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии,социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений» — альтернативнойтейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях.В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено,что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений,на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенностьработника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосферав трудовой ячейке и т.п. Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов,и получил название политики «человеческих отношений».
Происходит становление и развитие отраслевых социологии. В нейосуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследованийна основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципамфункционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматриваетсякак наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которыевытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляютсебя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функциюцеледостижения — политическая, функцию интеграции — правовые институты, обычаи итрадиции, функцию воспроизводства социальной системы — органы социализации (включаясемью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействиемежду подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть,влияние, ценности, культура.
Как правило, в учебниках по социологииописываются лишь методы работы с информацией (ее сбора, обработки и анализа), аинформация как таковая — ее виды, их особенности, для чего они служат и т.п. — этивопросы обычно не рассматриваются. Однако методы — это не информация, а лишь инструментыработы с нею. Сама же информация существует независимо от того, какими методамиона была собрана. И не будет преувеличением
Целью данной курсовой работы являетсяизучение особенностей актуальных проблем социологических исследований на современномэтапе развития российского общества.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть стратификация: понятие, сущность, исторический контекст.
· Проанализировать экономику и социальную стратификацию и характер взаимодействия.
· Выявить тенденции стратификации и расслоения российского общества.
Объектом исследования являются актуальные проблемы социологическихисследований.
Предмет исследования — социологические исследования.
/>1. Современные методы прикладныхсоциологических исследований
Конкретное социологическое исследование (КСИ) — это систематеоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальномобъекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическоеисследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1) подготовка исследований;
2) сбор первичной социологической информации;
3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработкана ЭВМ;
4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогамисследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных видасоциологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное — наиболее простой вид, решающий ограниченныезадачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программуи применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информацииоб объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.
Описательное исследование — более сложный вид,предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемомявлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразнымихарактеристиками.
Аналитическое исследование — самый сложный вид, преследующийцель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат вего основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственныеему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени итщательно обработанной программы.
По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследованиеи повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежуткивремени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может бытьширокомасштабным или локальным.
В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбораданных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.
Анализ документов.Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которымиуже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамикуих изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычнотекстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях,публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация,которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме.Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальноепонимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретаетконтент-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовойинформации, являясь незаменимым методом группировки текстов.
Опрос — самыйраспространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение кнепосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаютсяили не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речьидет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективныхи межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знатьлишь в определенных условиях и ситуациях.
Две основные разновидностисоциологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетированииопрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Поформе проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случаеза короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очными заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос черезгазету, журнал.
Интервьюированиепредполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или егополномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведенияоно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным,например, по телефону.
В зависимости отисточника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовыеи специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступаютпредставители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно несвязана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица,чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетныезаключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способныедать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широкоРаспространенное в социологии название таких опросов — экспертные опросы илиоценки.
Социологическоенаблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятиекакого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем.Формы и приемы фиксации мог быть различными: бланк или дневник наблюдения, фототеле- или киноаппарат и другие технические средства.
Наблюдение — один из самых распространенных способов познания.В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирическихданных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность,аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическимизнаниями, проверку и контроль. Как правило, социологи осуществляют наблюдения зачленами исследуемой группы, либо не вмешиваясь и не участвуя в их действиях (скрытоенаблюдение), либо принимая участие в их деятельности (метод включенного наблюдения).Во многих ситуациях наблюдение представляется единственно возможным методом полученияданных. Иногда люди оказываются не в состоянии или просто не хотят рассказыватьо своем образе жизни. Возможно, это происходит потому, что их образ жизни не отвечаеттребованиям закона, представляет собой отклонение от общепринятой нормы, или простоони не хотят раскрывать свои тайны. Помимо прочего, с помощью наблюдения невозможноизучать события прошлого. В таких случаях особенно полезны архивные исследования.
Архивное исследование — исследование существующих историческихсвидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные статистические отчеты,газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы,произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов. Новоеприложение ранее собранных данных для некой другой цели может иметь большое значение.
Преимущество архивных исследований состоит в том, что они даютученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственныхотрезках, чем это возможно при использовании других методов. Социологи более увереныв правильности гипотезы, если имеют возможность проверить ее на примере целого рядакультур и исторических эпох, не ограничиваясь одной группой людей в одном конкретномвремени и месте. Однако ограничения свойственны и этому методу. Основная проблемазаключается в том, что отсутствие или недостаточная точность документов часто препятствуетпроведению адекватной проверки. А когда материал имеется в наличии, его часто бываеттрудно категоризировать следовательно, чтобы получить ответ на вопрос исследования.
В таблице 1 представлены положительные и отрицательные стороныкаждого из методов (см. стр.25).
/>2. Социальная информациякак актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развитияроссийского общества/>2.1 Что такое социальнаяинформация, ее виды
Можно сказать, что именно социальнаяинформация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именноона является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная темили иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включитьв курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.
Дать определение социальной информациине так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обществе,которые накоплены в разных источниках, — в сборниках статистических материалов иофициальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительстваи др.), в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетахи интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.
Говоря о социальной информации, следуетотметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла.Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможностиизмерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь,чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывноидут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главныморудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии «пабликрилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.
В России продолжается рост количестваиздаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры(например, имеет его «Новая газета»), которые на рынке информационныхуслуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественногомнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.
Нельзя не отметить появление специализированныхизданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям.Например, в 2000 г. вышла интереснейшая книга (первый опыт такого рода) «Миграцияи информация», в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее информационномобеспечении, рассматривается ее «информационное пространство», в частности,как представлены миграционные проблемы в разных источниках информации.
Наконец, все более значимую рольв распространении разнообразной социальной информации начинает играть в России сеть«Интернет». Для пользователей интернета становятся доступными информационныересурсы, содержащиеся на сайтах научных организаций, в специализированных порталах,электронных изданиях и т.п. Ниже я охарактеризую те виды социальной информации,которые наиболее важны для освоения курса «Социология российских реформ».Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информация разнородна.Например, информация, которую содержат массивы заполненных анкет и документы государственныхархивов, весьма различна.
Виды социальной информации могутвыделяться по различным критериям: по содержанию, форме, носителям, источникам ит.п. Содержательные различия между разными видами социальной информации бесконечноразнообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и континентах, населяющихих народах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, переделах мира,истории мировой культуры, социальных настроениях различных групп населения разныхстран и т.д. Для освоения курса «Социология российских реформ» главнойявляется информация, содержание которой так или иначе затрагивает трансформациюроссийской экономики и российского общества.
Данные существуют во многих и разнообразныхформах. Это цифры, описания событий, дневниковые записи, рассказы очевидцев, графики,зарисовки, другие способы отображения социальной жизни. Социальная информация различаетсятакже по носителям, которые обеспечивают ее хранение, накопление и обогащение. Таковымимогут быть: бумажные носители (книги, газеты, журналы, официальные документы органовгосударственной власти, стенограммы митингов и собраний и др.); аудио — и видеозаписи(интервью, телевизионные программы и т.п.), электронные носители и глобальная сетьИнтернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по целям ее сбора. Так,она может быть целевой, собираемой специальными государственными и общественнымиорганизациями (например, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, отдельнымиучеными и т.д.) для научных нужд и нецелевой, накапливающейся в социальной памятилюдей в процессе их повседневной жизни.
Обычно, говоря о видах социальнойинформации, имеют в виду ее классификацию в зависимости от источников. В этом случаевиды информации — это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главнымииз таких видов можно считать следующие:
1) официальная статистическая информацияГоскомстата России;
2) данные, содержащиеся в официальныхдокументах органов государственного управления;
3) данные, получаемые с помощью массовыхопросов;
4) данные, получаемые с помощью опросовэкспертов; л
5) данные средств массовой информации;
6) данные, которые содержатся в соответствующихнаучных трудах. Далее охарактеризую каждый из этих видов социальной информации/>
2.2 Статистическая информация Госкомстата России
Официальные статистические данныеРоссийской Федерации представлены в многочисленных изданиях (разовых и продолжающихся)Госкомстата России. Назову лишь некоторые из них: «Российский статистическийежегодник »; ” Социально-экономическое положение России”; «Социальноеположение и уровень жизни населения России»; «Труд и занятость в России»;«Статистический бюллетень»; «Россия в цифрах» и др.
Даже из этого далеко не полного спискаизданий Госкомстата России ясно, что данные, относящиеся к социальным проблемамроссийских реформ, «рассыпаны» по разным сборникам. Они не выделены нетолько в особые разделы, но даже и в отдельные таблицы. Эти данные как бы«вмонтированы» в экономическую информацию. Поэтому для их извлечения нужна«вторичная обработка» под те (и именно те) задачи, которые решаются вкаждом конкретном случае. Например, Госкомстат России публикует данные о динамикебезработицы, а информация об их половозрастном, этническом составе, о составе ихсемей публикуется в других источниках. Следовательно, для изучения проблемы безработицыв России данных Госкомстата недостаточно, необходимо получить «пересечение»данных из разных источников. Какие данные Госкомстата России могут использоватьсяпри изучении социологии российских реформ? К их числу относятся данные:
1) о численности населения;
2) о численности занятых в разныхотраслях и сферах экономики;
3) о движении работников, их перемещенияхмежду отраслями, типами предприятий, регионами страны, городской и сельской местностьюи др.;
4) об оплате труда;
5) о трудовой нагрузке в разных отрасляхи на предприятиях разных типов;
6) о забастовках;
7) о безработных;
8) о профзаболеваниях и производственномтравматизме;
9) об уровне жизни населения (егодоходах, питании, жилищных условиях, потреблении непродовольственных товаров);
10) об отдыхе и развлечениях (проведенииотпусков, направлениях туризма, поездках в санатории, дома отдыха, туристские лагеря,базы отдыха и пр.). Как видим, круг данных Госкомстата России весьма широк. Этопозволяет использовать их для решения самых разнообразных социологических, научныхзадач.
Отметим также, что информация ГоскомстатаРоссии занимает особое положение в ряду всех видов информации, которые функционируютв обществе. Ее главная особенность в том, что она носит официальный характер и рассматриваетсякак наиболее достоверная. На самом деле эта информация столь же субъективна, какv любая иная. Ее собирают люди- работники управлений статистики в регионах России. Далее собранная ими информация,всесторонне характеризующая соответствующие регионы, направляется в компьютерныецентры Госкомстата России, где она сводится, обрабатывается, а затем публикуетсяв вышеназванных сборниках и бюллетенях. То есть эта информация отличается от всехдругих не достоверностью, а официальным статусом: ее производителем является государство.
Что касается достоверности этой информации,то однозначного мнения на этот счет нет. С одной стороны, исходя из общих соображений,ясно, что публикуемые данные не могут быть зеркальным отражением действительности,что интересы властей не могут не сказываться на информации. С другой стороны, масштабывоздействия власти на информацию установить тоже невозможно. Поэтому вопрос о достоверности,истинности информации Госкомстата России относится к числу вечно открытых. Мое мнениетакое: объективной информации вообще не бывает; поскольку ее собирают люди, субъекты,она всегда содержит субъективный элемент.
Вопрос о достоверности информациисвязан со статусом доверия к ней, в отношении которого в России также нет согласия.Однако, независимо от того, осуществляют или не осуществляют органы статистики теили иные приписки и сокрытия собранных данных, информация Госкомстата России остаетсяуникальной по широте отражения проблем: от браков и разводов, рождаемости и смертностив регионах России до здравоохранения, туризма, положения в странах мира. Уникальностьэтой информации также в том, что она носит количественный характер.
Еще одна особенность этой информации- охват длительных периодов времени. Причем, поскольку данные собираются по одними тем же схемам, появляется возможность описания динамики в соответствующих сферах.Например, в сборнике «Россия в цифрах» имеется таблица 6.3, в которойпредставлена численность занятых в экономике по отраслям в 1992, 1994, 1995, 1996,1997, 1998, 1999, 2000 гг. Сопоставление этих цифр позволяет получить график динамикичисленности в 1992-2000 гг. Наконец, информация Госкомстата России полирегиональна:она описывает ситуацию во многих (или даже во всех) регионах России.
Все это позволяет считать, что этаинформация для освоения дисциплины «Социология российских реформ» весьмаполезна. В той или иной степени большинство изучаемых ею проблем отражены в материалахГоскомстата России. Правда, относящаяся к этим проблемам информация как бы«размыта», как я уже отмечала, она публикуется во многих разных сборниках:ежегодниках, квартальных справочниках, тематических сборниках, юбилейных выпускахи др. Поэтому для пользования ею надо знать все основные источники и их содержание. 2.3 Данные, содержащиеся в официальных документах
Речь идет о документах, принимаемых(утверждаемых) органами власти и публикуемых в официальных изданиях. Субъектами,производящими эту информацию, являются такие органы, как Федеральное Собрание страны,Администрация Президента, Правительство, министерства, правовые структуры (КонституционныйСуд, Прокуратура и др.). Центробанк и другие организации.
К числу таких документов относятся,во-первых, законодательные акты страны: Конституция, Трудовой кодекс, Уголовно-процессуальныйкодекс, Земельный кодекс, Закон о милиции и др.
Во-вторых — официальные документыпо текущим проблемам управления: постановления, программы и решения Правительства,министерств и ведомств; указы Президента по конкретным вопросам управления страной;текущие распоряжения официальных лиц в государственном аппарате, официальная перепискаи др.
Особенность этого вида социальнойинформации состоит в том, что она представлена в текстовой форме, поэтому для ееиспользования нужны особые методы. Я уже говорила, что надо различать информациюкак таковую и методы работы с ней — ее сбора, обработки и анализа. Каждый вид социальнойинформации требует применения своих специфических методов. Например, для обработкидокументальной информации используются методы контентанализа. В этом отличие официальнойдокументальной информации от официальных статистических данных, которые обрабатываютсятеми или иными математическими методами. Уникальность документальной информациисостоит в следующем: официальные документы раскрывают характер проводимой государствомэкономической и социальной политики. Никакие другие источники — ни статистические,ни анкетные — не дают и не могут дать столь ясного представления о политике, проводимойгосударством в тот или иной момент времени, о выдвигаемых глобальных целях и принимаемыхспособах их достижения. 
2.4 Информация, собираемая с помощью массовых опросов
Поскольку массовые опросы чрезвычайнотрудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятсяне отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациямиявляются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд«Общественное мнение»), РОМИР (Российский мониторинг информации о России)и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблемРоссии. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночнымреформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1
Особенность этой информации состоитв том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей- изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «вопросники»интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иныхреспондентов — группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей,мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью,отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые людивысказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений иобразует общественное мнение.
Изучение общественного мнения — дляРоссии новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросыне практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнениеили его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его«легализация» явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни.Информация, характеризующая общественное мнение — это богатейший источник для углублениясоциологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняясостояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в странеи в мире — от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошлов мире — буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разныхгрупп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы «архива»такого рода данных трудно себе даже представить. 2.5 Экспертная информация — данные, полученные с помощьюопросов экспертов
Наряду с опросами населения важнейшимисточником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются длясбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформацииэкономики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентнымэкспертам. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличиеот опросов массовых. Однако «добывать» экспертов для опроса очень трудно,поэтому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные»вопросы «простым людям», которые ответов на подобные вопросы не знаюти не могут знать. Например, надо ли спрашивать рабочих о положении в науке, школьников- об итогах приватизации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросовне выходить за рамки информированности опрашиваемых.
Экспертные опросы начали использоватьсяв России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представленийобо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформацииеще не проявились. В этой ситуации мнения тех, кто по уровню интеллекта и (или)занимаемой должности могли сформулировать хоть какие-то ответы на вопрос «чтоделать», были бесценными.
В 1991-1993 гг. мне довелось руководитьэкспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего рода эксперимент. Была сформирована«экспертная панель» в составе 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашнихмолодых реформаторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассоциациймалого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директоров промышленных предприятий;обозревателей газет, занимавшихся экономикой и политикой; ученые — экономисты, социологи,географы. Им предлагалась специально разработанная анкета, целью которой было выяснениемнения экспертов по двум группам вопросов:
1) об основных направлениях реформ;
2) о возможных социальных последствияхреформ (эта анкета приводится в приложении 1). В последующие годы экспертные опросыполучили широкое распространение и заняли заметное место в социологической науке.Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертныхопросов, в которых немало полезных практических предложений и аналитических наблюдений.Сегодня эксперты стали главными героями любых дискуссий, круглых столов, теледебатов,где выясняются наиболее сложные вопросы современной политической ситуации в стране,они стали публичными политиками.
Экспертная информация весьма разнообразна,что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качествеэкспертов выступают представители самых различных профессионально-должностных групп,информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономикии общества. Примером экспертной информации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с помощью анкеты директора «Предприятия ВПК» (см. приложение 2). Эта анкетаохватывает широкий круг вопросов, касающихся юридического статуса предприятия иего собственников, хода производства, конкурентоспособности продукции, инвестиций,динамики кадров на предприятии, отношения работников к труду, ожиданий и др. Ясно,что информацию такого рода может дать только тот субъект, который причастен к управлениюи занимается им вплотную.
/>2.6 Данные средств массовойинформации
Особенность этого вида информациисостоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей(скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах,радио — и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержитсясоциальная информация, то она может использоваться и для научных целей. Однако этопредполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-егг.М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Московский центр Карнеги, 2000.
Особенность информации, содержащейсяв научной литературе по тем или иным социально-экономическим вопросам состоит втом, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данныепо изучаемым проблемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этоговида информации — систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность идр.
Вместе с тем фактор субъективностиприсутствует и в научной информации. Что же получается — что любая информация субъективна?Да, именно так. Поэтому задача пользователя — овладеть искусством интерпретациивсех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения «рационального зерна»из данных Госкомстата России, из официальных документов, из опросов общественногомнения, монографий, сборников, статей и других источников.
/>Заключение
Конкретное социологическое исследование (КСИ) — это система теоретическихи эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте(процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическоеисследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1) подготовка исследований;
2) сбор первичной социологической информации;
3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработкана ЭВМ;
4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогамисследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных видасоциологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Можно сказать, что именно социальнаяинформация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именноона является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная темили иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включитьв курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.
Дать определение социальной информациине так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обществе,которые накоплены в разных источниках, — в сборниках статистических материалов иофициальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительстваи др.) в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетахи интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.
Говоря о социальной информации, следуетотметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла.Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможностиизмерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь,чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывноидут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главныморудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии «пабликрилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.
В России продолжается рост количестваиздаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры(например, имеет его «Новая газета»), которые на рынке информационныхуслуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественногомнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.
 
Таблица 1
Четыре основных метода социологических исследованийМетод исследования Сильные стороны Слабые стороны Полевая работа 1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы 1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ 2. Дает возможность исследователю вести себя гибко — менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают 2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично Опросы (обследования) 1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов 1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены 2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов 2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле Документальное исследование 1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов 1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными 2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность 2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики Эксперименты 1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных 1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию 2. Эксперимент легче повторить другим исследователям 2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента
Список литературы
1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.
2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-воКазанского университета, 2002.
3. Авраамова Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения.М.: ИСЭПНРАН, 2004.
4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего).М.: ИС РАН, 2003.
5. Антов А. Понятие «социальная структура» в современной социологии// Социологические исследования 2003 г. №7 с.36-38.
6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологическихисследований М.: Наука, 2005.
7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубеже эпох.М.,1999.
8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ «Академкнига»,2004.
9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.:Университетская книга, 2001.
10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения.М.: Прогресс, 2004.
11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография российских изданий1990-2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.
12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред.В.И.Добренькова. — М.: Гардарика, 2004. — 432 с.
13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.
14. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России.М., 2002.
16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело,2002.
17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории.Новосибирск: Наука, 2003.
18. Зборовский Г.Е. Общая социология. — М.: Гардарики, 2004.
19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политическийжурнал 2003 г. №2 с.98-106.
20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. — М., 2000.
21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.М., 2006. C.80-84.
22. Рофе А.И. Экономика и социология труда. — М.: Мик, 2001.
23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходныйк рынку период // ПГТУ П. 2005.
24. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 2001.
25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов,А.Н. Данилов и др., Под общ. ред.А.Н. Елсукова. — Мн.: Тетра-Системс, 2003.
26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов,А.Н. Данилов. — Изд-е 4-е, стереотип. — Мн.: «Тетра-Системс», 2003.
27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Изд.2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003. — 512
28. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Изд.2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003. — 512 с.: ил.
29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологическогоизучения // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — №6. с.34-56.
30. Тадевосян Э.В. Социология. — М.: Знание, 2004.
31. Тощенко Ж.Т. Социология. — М.: Прометей, 2004
32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003.С. 20
33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.
34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. — Спб.: Алетейя, 1998.
35. 37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы.М.: Наука, 2005.