Акустические гитары часть 1

Акустические гитары часть_1 Здравствуйте, уважаемые любители гитары вообще, и акустической гитары в частности! Если вас интересует общая информация о самых известных и лучших акустических гитарах в мире, то эта статья для вас. Итак, наверное все знают, что самые популярные электрогитары серийного производства делаются в Америке. С акустическими гитарами ситуация очень похожая – большинство самых крупных производителей дорогих и высококачественных гитар находятся в США или Канаде. Прожив в США энное количество лет и отыграв на многих инструментах, цена которых колебалась от $500 до $3000, я составил определенное мнение о них, которым и спешу поделиться с вами. Речь в этой статье пойдет в основном о гитарах, называемых “вестернами” – узкий гриф, большая коробка, Х-образное крепление пружин, металлические струны. Рождению этого вида гитар мы обязаны компании C.F.Martin, которая и на сегодняшний день является одной из самых крупных и качественных производителей акустических гитар. Вообще, Martin в “акустике” сделал такую же, если не большую, революцию, как Fender в “электрике”. Немного истории:Господин Мартин – гражданин США, немец по происхождению – начал производить гитары еще более 150-ти лет назад и делал это так хорошо, что стал известен по всей Америке. Именно ему, а вернее его компании, принадлежит изобретение Х-образного крепления пружин. Так же в конце двадцатых годов его компания придумала новую форму деки, и назвала ее dreadnought. На сегодняшний день больше половины акустических гитар имеет именно такую форму деки: увеличенная коробка, широкая талия и толщина самой коробки, увеличивающаяся от грифа вниз. Самая известная в мире гитара имеет такую форму, производится фирмой Martin и номер ее модели – D-28. Эту гитару можно смело назвать прототипом всех дешевых “вестернов”. Конечно, мало кто может себе позволить такой инструмент – ее “уличная цена” колеблется от $1500 до $2000. Martin же производит как более дешевые инструменты (от $600), так и более дорогие (до $5000). Вся продукция компании отличается очень высоким качеством – цельное дерево, никакого ламинирования, начиная с моделей с номерами от 16. Модели с номерами ниже обычно имеют ламинированные боковые стенки, но все равно прекрасного качества. Красное дерево, роузвуд и ель используют для изготовления дек, красное дерево – для грифов, черное дерево – для грифной накладки и струнодержателя. Инструменты этой компании, как правило, отличаются мощностью звука и соответствующей мощностью цены. Но если вы все-таки решитесь потратить такие деньги – остерегайтесь подделок! Martin выкупил компанию Sigma в Корее и теперь там делают “дешевые” (от $150 до $500) гитары на которых обычно пишется “Sigma by Martin”. По качеству они тоже неплохие, но с оригиналом не сравнить. Главным конкурентом ^ Martin на американском, да и наверное на мировом рынке, является фирма Taylor. Эта компания имеет свою уникальную историю: около 30-ти лет назад молодой человек по имени Боб Тейлор хотел купить себе гитару. Естественно он хотел Martin, но не мог позволить себе такую роскошь. Тогда он решил сделать себе гитару сам, и, взяв за основу знаменитый dreadnought, изготовил себе подобный инструмент. На сегодняшний день компания Taylor имеет сотни дилеров по всему миру и производит тысячи инструментов в год. Чтобы достаточно ярко описать их славу скажу, что звук их иструмента можно услышать на свежих концертах господина… Розенбаума! И не только услышать, но и увидеть – на обложке его альбома “Возвращение на Арго” в его руках именно Taylor. Фанаты Розенбаума могут заказать себе такой же всего за каких-то $2500. ^ Taylor не настолько конcервативная фирма, как Martin – они широко используют не только стандартные породы дерева (ель, красное дерево, роузвуд, черное дерево), но и работают с альтернативными породами – клен, коа (гавайское дерево), орех, кедр. В отличии от Martin, Taylor вообще не использует ламинирование, даже в самых своих дешевых – $800-ых моделях – все они из цельного дерева, что выгодно отличает его от Martin. Но славу, приобретенную за пару десятилетий, тяжело сравнить со славой компании, находящейся в бизнесе 150 лет. Поэтому многие музыканты все-таки предпочитают Martin. Правда несколько лет назад, когда я искал себе гитару в пределах $600, я нашел именно Taylor (пользованный, конечно). Но, как известно, гитары с возрастом становятся только лучше. Я вообще не любитель новых, блестящих инструментов – мне гораздо ближе “юзаные”, рабочие лошадки, но речь сейчас не об этом. Taylor так же известен своими моделями типа “джамбо” – c увеличенным размером коробки. Они прекрасно работают с двенадцатью струнами. В результате получается мощнейший инструмент, который в небольшом зале может звучать даже без усиления. Третья по размеру и известности (но отнюдь не по качеству продукции) компания – это Larrivee. Она тоже имеет свои традиции и историю. Во-первых, это не американская компания, а канадская. А ее основатель и хозяин по сегодняшний день Джин Ларриви – француз по происхождению. Долгое время Джин изучал искусство изготовления струнных музыкальных инструментов у мастеров Германии и Франции. Особое внимание он уделял классическим гитарам. С них все и началось, но в середине семидесятых годов мало кого интересовала классика, и Джин начал делать “вестерны”. Конечно, будучи человеком искусства, он не хотел копировать то, что делали все – а именно стандартные dreadnought, и занялся поиском своей формы. В результате он создал форму, весьма напоминающую форму классической гитары, но большего размера. Кроме того, Х-образные пружины в ней расположены под другим углом. Гитары Джина Ларриви имеют совершенно другие оттенки звука. Если между Taylor и Martin различия в стилях инструментов все-таки не такие большие, то Larrivee – это совсем другая гитара. Larrivee, как и все, гонится за спросом и делает инструменты всех популярных форм и размеров, но их марка – это не пресловутый dreadnought, а именно та форма, о которой я и рассказывал. Что касается дерева, то Larrivee, как и Taylor, тоже использует только цельное дерево – без ламинирования. Фирма мало экпериментирует с альтернативными породами. Даже клен на его инструментах попадается редко. Но зато Larrivee – ведущая компания по производству “дешевых” инструментов из цельного дерева – их цены начинаются от $500 и за эти деньги можно получить иструмент профессионального уровня. Кроме них я не знаю ни одной компании, которая могла бы похвастаться таким соотношением цены и качества. Для справки уточню, что слава этой фирмы тоже простирается далеко за пределы США и Канады. Такие рок-мастера, как Борис Гребенщиков и Юрий Лоза отдают предпочтение гитарам Джина Ларивии. На четверое место по популярности я бы поставил компанию Gibson. Честно говоря, лично я не нахожу в их “акустике” ничего особенного – обычные среднего класса гитары. Цены от $600 до $2500 – это, на мой взгляд, дороговато за то, что они делают. Единственная действительно выделяющаяся модель J-200 имеет долгую историю и многих почитателей в Америке. Но это скорее традиция, чем разумная слава. Gibson в бизнесе около ста лет и за это время перекупался много раз. В зависимости от того, кто владел компанией, качество продукции резко менялось. Например, гитары 50-ых и начала 60-ых годов звучат прекрасно и ценятся коллекционерами, которые платят за них бешенные деньги, а те же модели 70-ых и 80-ых – жуткие доски, которые по звуку иногда даже уступают корейским ламинированным гитарам. Gibson, в основном, держится на славе прошлых лет и популярности своих электрогитар. Когда-то, в далекие 30-ые, Gibson считался дешевой гитарой и был очень популярен в блюзе, но на сегодняшний день в плане акустических гитар я даже не знаю, что бы такого хорошего о них написать. Однако их покупают. Яркий пример тому – знаменитый Чиж. У него целых два инструмента этой фирмы – один элекрический (блюзовый) а второй – “акустика”. Я бы хотел еще раз повторить, что это мое субъективное мнение; я нисколько не пытаюсь принизить славу Гибсона в электрогитарах, и даже “акустика” в последние годы у них стала получше, но все равно она не соответствует тем деньгам, которые за нее просят. Вот, собственно, и весь обзор. Самое интересное то, что гитары, о которых я написал, тоже не самые лучшие. Такие фирмы как Collings, Goodall, Louden, Lakewood, Bourgeois и другие делают еще более дорогие и интересные инструменты. А еще есть мастера-одиночки. Но все это люди или компании, производяшие от нескольких штук до нескольких сот инструментов в год, и они не могут конкурировать по известности с Martin, Taylor, Larrivee или Gibson. На концертных подмостках часто можно увидеть акустическую продукцию компаний Takamine, Epiphone, Washburn, Yamaha и других. Но опять же, это уже совсем другая история – история о том, как создать акустическую гитару, пригодную для сцены. Акустические гитары: древесина и звук Здравствуйте, уважаемые поклонники акустической гитары. В сегодняшней статье речь пойдет о влиянии дерева на звук инструмента. Все мы знаем, что на звук любого вида гитар (а акустических особенно) влияет множество факторов – размер инструмента, его форма, крепление пружин, и даже такие, казалось бы, малозначимые вещи, как вес грифа и струнодержателя. Но главное – это дерево, именно с него все начинается. Ни для кого не секрет, что все гитары звучат по-разному и одна из главных причин этого явления – разница в сортах дерева, из которого они изготовлены. Поэтому, отбросив все мелкие детали и условности, мы сейчас попытаемся выяснить, каким же образом влияет на звук гитары сорта древесины, из которых она изготовлена. Какие же породы дерева используют в гитаростроении? Скажу честно – их так много, что я даже затрудняюсь перечислить все, но есть, что называется, “традиционные” сорта и от них мы и будем отталкиваться. Начнем с главного: верхней стенки коробки. Это часть инструмента – наиболее влияющая на звук. Есть две стандартные породы дерева, используемые для верхней стенки – это ель (spruce) и кедр (cedar). Как правило, ель придает звуку более резкий и звонкий оттенок, а кедр более мякгий и “обволакивающий”. В акустических гитарах в основном используют породу ели, именуемую “sitka spruce”. Она растет как в Америке, так и в Европе, и не является редкой породой, поэтому и цены на неё умеренные. Иногда на передних стенках более дорогих инструментов можно увидеть “engelmann spruce”, этот вид еще называют “немецкой елью”. Растет она в основном в Альпах и в Канаде. Она мягче обычной ели и, соответствено, звук у нее не такой резкий. На вид она тоже отличается от обычной ели – имеет белый оттенок, почти молочный цвет. Особо хорошо это видно на более старых инструментах, где sitka становится золотистого цвета, а engelmann – слегка желтоватой. В очень редких случаях и, как правило, на инструментах стоимостью свыше $3000 можно увидеть ещё один подвид ели – “аdirondack spruce” – “красную ель”. Это довольно редкая и дорогая разновидность, обладающая звуком звонким, как sitka, но более глубоким. Когда-то именно эта порода ели считалась стандартом в гитаростроении, но уже много лет подавляющее большинство гитар изготовляются из “sitka spruce”. Отсюда вывод – самые популярные виды дерева для передней стенки: ель или кедр. Кедр придает звуку более мягкий оттенок, но зато ель более звонкая. Кроме того, ель с годами приобретает более глубокий звук; она как хороший коньяк – чем старше, тем лучше. У кедра это качество практически отсутствует. Но в любом правиле есть исключения – иногда попадаются приятно звучащие и довольно дорогие иструменты, где вся дека (и верх, и низ, и бока) сделаны из красного дерева, или из дерева коа, но это, как я и говорил, исключения. Подавляющее большинство гитар все же изготавливается с передней стенкой из ели или кедра. Особено кедр популярен в классических гитарах. Перейдем к бокам и задней стенке коробки. Обычно они делаются из одинаковых материалов. Самые популярные – “mahogany” (красное дерево), “rosewood” (палисандр) и “maple”(клен). Не все, что хорошо для электрогитар, хорошо для “акустики”, например ольха и липа практически не используются, но давайте по порядку. Стандартом принято считать красное дерево и палисандр. Все остальные материалы принято сравнивать именно с ними. Красное дерево придает инструменту мягкий “ровный” звук. Звук этот обычно средней глубины и каждая струна хорошо звучит отдельно, то есть красное дерево – прекрасный выбор для тех, кто любит игру “переборами”. Также, при использовании систем амплификации (звукоусиления) этот вид дерева дает прекрасные результаты – особенно, если инструмент не имеет внутреннего звукоснимателя и записывать приходится в обычный микрофон. Палисандр же обладает более глубоким и “вязким” звуком – это особено чувстуется на басах. Этот вид дерева хорош для ритмических партий, игры в акустическом оркестре и просто если вам нравится более глубокий звук. В отличие от красного дерева, струны по отдельности слышны хуже, зато, если резко ударить по всем струнам сразу, получается сложный и объемный звук. Записать в микрофон такие гитары несколько сложнее, но если электроника встроена в гитару, то результаты будут хорошими. Все остальные виды, как я говорил, сравнивают с этими двумя. Например, клен обладает более резким и звонким звуком, чем палисандр, то есть ближе к красному дереву, но он не имеет такой мелодичности и мягкости звука как красное дерево. Еще одно довольно известное дерево в гитаростроении – орех. Почему-то большинство мастеров-одиночек Америки и Канады обходят гитары из ореха стороной, оставляя их производство большим компаниям. По-моему, это ошибка: я играл на нескольких совершенно потрясающих инструментах из ореха. Звук у него довольно звонкий и не очень глубокий, но если сочетать его с кедром, то получаются прекрасные результаты. Также в последнее время приобретает популярность гавайская коа. Информации по этому дереву немного, поэтому поделюсь личными впечатлениями. На мой взгляд, звук коа немного глуховат. Он мягкий и достаточно глубокий, но я в нем не слышу звонкости. Зато внешне это один из самых красивых видов дерева, который я когда-либо видел. В заключении нужно добавить, что самым “элитным” деревом в акустике считается бразильский палисандр. До 1969-го года практически все использовали его в гитаростроении, но правительство Бразилии запретило его экспорт и теперь за две хорошие сухие досочки для стенок гитары приходится выкладывать до $2000, что мало кому по карману. Поэтому большинство современных гитар сделаны из палисандра, экспортированного из других регионов. Надо заметить, что акустические свойства того или иного дерева меняются в зависимости от того, где это дерево росло. Этот список можно было бы продолжить, но перечислить все невозможно, а мы рассмотрели практически все основные сорта, встречающиеся в “акустике”. Остальное я бы назвал скорее исключением, нежели правилом. По прочтении всего вышеизложенного становится ясно, что хороший мастер, перед тем как начать делать гитару, думает о том, какой звук он хочет ей придать. Сразу после принятия определенного решения он выбирает материал для передней и задних стенок – это самое важное. Конечно, наш рассказ весьма поверхностен, тем более, что понятие “глубокий звук” или “мягкий звук” весьма относительны. Но, во всяком случае, большинство мастеров и гитаристов сходятся во мнении, которое я и описал выше. У нас остается гриф, накладка и струнодержатель. На мой взгляд, эти элементы или вообще не влияют на звук, или я обладаю недостаточным слухом, чтобы почувствовать разницу. Тем не менее, спешу сообщить, что грифы, в основном, делаются из красного дерева или (чуть реже) из клена. Это твердые и относительно недорогие породы. В классических гитарах ещё часто используют кедр с вклеенной полоской черного дерева (эбони). Черное дерево очень твердое и его так же принято использовать для накладок и струнодержателей. Но оно довольно дорогое, поэтому, если у вас не мастеровая гитара, то скорее всего накладка и струнодержатель на ней будут из палисандра. Это тоже неплохо – палисандр помягче чёрного дерева, но вполне пригоден. Я читал публикации гитаристов, утверждающих, что накладка из черного дерева “приятнее” и им легче играть на инструментах с такими накладками. Я не смею насмехаться или даже спорить с таким мнением, но скажу, что я лично не знаю никого, кто с закрытыми глазами мог бы отличить накладку из палисандра от эбони путем взятия аккорда или ноты на грифе… Вот, собственно, и всё. Остались только декоративные детали, такие как бортики, детали розетки и тому подобное. Чаще всего они пластиковые. На дорогих инструментах встречаются и деревянные, но уж на звук они точно никак не влияют. Есть мнение, что сорт дерева, из которого сделаны пружины, тоже придает оттенок звуку, но на мой взгляд гораздо большую роль играет сама форма и размер пружин а сделаны они обычно из того же материала, что и верхняя стенка. Итак, породы дерева мы рассмотрели и можно с уверенностью сказать, что как минимум в девяти из десяти случаев ваша акустическая гитара будет сделана из дерева, описанного в этой статье. Теперь давайте рассмотрим еще несколько важных моментов связанных с деревом. Как мы уже, наверное, знаем, большинство относительно недорогих акустических гитар сделаны не из цельного дерева, а из ламинированного и, надо отметить, что в последнее время ламинированные гитары становятся все лучшего и лучшего качества. Я, например, пробовал ламинированные инструменты, где я не мог определить по звуку, что дерево не цельное. В принципе, главное, чтобы верхняя стенка была из “настоящего” дерева, а все остальное уже менее важно. В ламинированных гитарах влияние дерева на звук значительно меньше – прессованные слои дерева не вибрируют так свободно, как цельная деревянная пластинка, поэтому “индивидуальности” у этих инструментов поменьше. В качестве совета: если вы ищете гитару до $300, то на дерево вообще не обращайте внимания – главное, что нужно рассмотреть – это удобство игры, качество склейки и, конечно, звук! Но мы отступили от темы – вернемся к дереву. Еще один немаловажный момент – это расположение волокон. Посмотрите внимательно на любую приличную акустическую гитару – вы увидите, что и передняя, и задняя стенки деки состоят из двух симметричных половинок. Причем не только сама форма, но и расположение волокон обычно симметрично. И сами волокна тоже расположены ровно. Достигается это путем специальной системы нарезки дерева. Считается, что это наилучший способ заставить дерево оптимально вибрировать. Кроме того, нужно обратить внимание на расстояние между волокнами, особенно на передней стенке. Обычно, чем больше расстояние, тем мягче дерево и, соответственно, звук более мягкий и менее звонкий. Считается, что наилучший вариант, это когда расстояние между волокнами – от 1мм до 2мм по всей поверхности. Кроме того, неплохо, когда это расстояние не сильно меняется от центра передней стеки к ее краям. Другими словами – ровные и параллельные волокна дают возможность дереву вибрировать наиболее свободно, а, значит, и дарить нам хороший и красивый звук! Надеюсь, что по прочтении этой статьи, если вы и не решите посвятить свою жизнь искусству изготовления акустических гитар, то уж во всяком случае вопросов, связанных с тем, из каких пород дерева эти гитары сделаны, у вас не возникнет. А если все-таки возникнет – пишите. Я постараюсь в меру собственных знаний на все вопрсы ответить. ^ Классическая Гитара Этот материал не несет в себе цель описать детально конструкцию этого непростого инструмента, а скорее является обзорной статьей. Классическая гитара вышла из испанской гитары, на которой изначально играли традиционную испанскую музыку, а потом в начале 20 века на этих инструментах стали играть классическую музыку. Гитара стала академическим инструментом, и классы гитары стали появляться в музыкальных училищах и консерваториях. Тогда то эта гитара и получила свое название “классической”. Наиболее значительный вклад в популяризацию классической гитары сделал гениальный испанский музыкант Андреас Сеговия – являющийся эталоном и “богом” классической гитары. Силу его влияния можно сравнить с такими именами как Николо Паганини в скрипичной музыке или Джими Хендрикс в электрогитаре. Яркой иллюстрацией к этому является факт, что наиболее известные классические гитаристы сегодняшнего дня являются прямыми учениками Сеговии. В отличие, от других видов гитар, конструкция “классической” гитары, как и техника исполнения, является давно сформировавшимся явлением, не подвергающимся никаким изменениям, и совершенствование там происходит исключительно в плане качества. Во многом это объясняется тем, что на этих инструментах играют по большей части академическую или фолк музыку. Хотя сыграть на этих инструментах можно композиции абсолютно любой стилистики, (но при этом в академической манере). На классических гитарах стоят нейлоновые струны, и они предназначены исключительно для пальцевого звукоизвлечения. Медиаторы классической техникой не предусмотрены. В классической гитаре все, как правило, более строго, чем в остальных разновидностях гитар. Сразу хочу оговориться – речь идет о дорогих классических и фламенко гитарах. Чем ниже стоимость инструмента, тем больше вероятность замены “стандартных” материалов на более дешевые. Например, если стоимость инструмента менее $300, то не исключена возможность того, что более 50% материалов не будут соответствовать “стандарту”. Это не значит, что такой инструмент не годится для домашней или даже профессиональной игры, просто звучание таких инструментов обычно не совпадает с тем, которое большинство профессионалов считает общепринятым. Корпус Верхняя стенка (дека) изготовляется из ели или кедра. Верхний и нижний клетц из того же материала, что и дека, равно как и пружины. На инструментах ручной работы часто можно увидеть совершенно потрясающий дизайн розетки вокруг резонатора. Розетка изготовляется из очень тонких деревянных пластинок, переплетенных и нарезанных в так называемую мозаику. Это целое искусство, требующее отдельной статьи, но поскольку розетка никак не влияет на звук, в более дешевых инструментах она изготовлена из “ширпотребной” пластмассы. Задняя и боковые стенки корпуса изготовляются из палисандра (rosewood). Причем в мастеровых гитарах – чаще всего из бразильского палисандра. Никакие другие варианты не принимаются, кроме… кипариса (cypress) – для фламенко гитар. Кипарис отличается звонкостью и считается стандартом во фламенко гитарах. Во всех остальных случаях используется палисандр. Он имеет глубокий и ровный звук. Считается, что чем он темнее, тем лучше его качество, самый лучший вообще достигает цвета черного кофе. Волокна на нем должны быть расположены ровно относительно друг друга и вертикально вдоль линии склейки. (Наверное, ни для кого не секрет, что как верхняя, так и нижняя дека склеиваются из двух симметричных половинок). Кстати, и на передней стенке принято придерживаться тех же правил относительно расположения волокон. Обводка (окантовка) изготовляется опять же из палисандра, хотя часто используются и другие, более контрастные по цвету породы дерева. Для этой части инструмента не существует строгих правил, но одна вещь все-таки общеизвестна: пластиковая окантовка – удел дешевых инструментов. Это правило не распространяется ни в коей мере на фолк-гитары, где часто даже инструменты стоимостью более $3000 имеют окантовку из пластика. Но, как я уже упоминал, в классике “другие правила игры” Гриф Тут, опять же, выбор древесины невелик – чаще всего кедр или красное дерево, несколько реже – клен. Гриф вклеивается в корпус. Никакие другие крепления типа винтовых не принимаются. Гриф, как известно, состоит из пятки (каблучка), которая, собственно, и вклеивается в корпус, ручки – основной части грифа, которой касается рука при игре, накладки (в которую вбиты лады) и головки (ладошки), к которой крепятся колки. Основная особенность классического грифа – это отсутствие анкерного стержня. В связи с его отсутствием, для того, что бы сделать ручку грифа более прочной, используется следующая хитрость: на стадии изготовления ручка грифа распиливается вдоль, и между двумя половинками вклеивается полоска (около 1,5 дюйма толщиной) из черного дерева. Таким образом, ручка грифа превращается в своеобразный ламинат, а ламинат прочнее цельного дерева. В результате, если повернуть гитару, на грифе видна вертикальная черная полоса, начинающаяся возле пятки и заканчивающаяся возле головки. Так же накладку грифа принято делать из черного дерева. В накладке прорезаются пазы для ладов, а сами лады специальным молоточком вбиваются в эти пазы. Именно вбиваются, а не вклеиваются. Верхняя часть накладки (куда и вбиваются лады) идеально плоская. Никакого “закругления”, как на фолк-гитарах, нет. Да и сам гриф гораздо шире, чем гриф фолк-гитары. ^ Голова грифа Это одна из наиболее важных вещей для мастера-изготовителя. Форма этой головы – это его своеобразная подпись. Каждый мастер придумывает свою форму головы, и если его гитары становятся популярными среди профессионалов, то большие фирмы – производители дешевого “ширпотреба” начинают копировать эту форму. Функционально головка существует для того, чтобы носить на себе колки. В классических гитарах голова “прорезная” (В ней прорезаны два продольных отверстия, куда вставляются колки, по 3 с каждой стороны). Во фламенко инструментах часто встречается другая система: в цельной голове просверливаются 6 круглых отверстий, и в них вставляются “пробки-колки”, в которые в свою очередь вставляются струны. Для тех, кому это описание не дает ясности, рекомендую посмотреть, как крепятся струны на голове скрипки – система та же. Также на грифе находится верхний порожек – обычно костяной. ^ Подструнник (струнодержатель, бридж) Он изготовляется из палисандра, в него вставляется нижний порожек (костяной). Также в нем просверлены тонкие отверстия, в которые, как в ушко иголки, продеваются струны. Далее струны “обвязываются” вокруг порожка. Существует несколько систем “обвязывания” струн, но, как говорится, “на пальцах этого не покажешь”. Изготовители В наше время гитары формата классичесских делают большинство гитарных фирм, – это относится и к знаменитым элетрогитарным (Gibson, Fender, Ibanez, Washburn и др.) и к многопрофильным холдингам (Yamaha и др.) и к чисто акустическим фирмам типа (Martin и др.). По большей части это недорогие, но вполне качественные инструменты (“ширпотреб”), хотя и среди них попадаются очень приличные дорогие модели. Теперь в двух словах о громких именах в этой отрасли гитаростроения. В отличие от других видов гитар, лидером в классике считается Испания, а не Америка. Самая известная фирма-изготовитель – Рамирез. Уже много поколений семьи Рамирез управляют фирмой, которая за последние 100 лет из маленькой мастерской превратилась в концерн, состоящий из нескольких фабрик. За славой Рамиреза пытаются угнаться такие известные компании, как Кордоба, Эстивез Контрарез, Пэрез и многие другие. Как видите, все это испанские имена и компании. И все они начинали с маленьких цехов и переросли в огромные фабрики. Однако лучшие из лучших инструментов все-таки делаются мастерами-одиночками, разбросанными по всему миру от Америки до Австралии. ^ Гитары GUILD (Гилд) В славных Соединенных Штатах есть множество разных гитарных фабрик, фабричек и мастерских. Некоторые из них выпускают всего несколько сот инструментов в год, но слава их гремит на весь мир, некоторые штампуют гитары тысячами и все равно считаются дешевым “ширпотребом”. Где-то по-середине между первыми и вторыми находится компания Guild. Гилд не может похвастаться тем, что ему принадлежит открытие какой-то знаменитой формы, как Dreadnought или Jumbo. Нет в их модельном ряде и какого-то одного “исторического” инструмента, как гибсоновский J-200 или мартиновский D-28. И, тем не менее, многие известные на весь мир музыканты выбирают Гилд. Выбирают они его за качество, хорошее звучание и прочность, которые присутствуют в каждом инструменте этой фирмы. А началось все вот как: В начале 50-х годов одна знаменитая гитарная фирма по имени Гибсон заключила сделку, результатом которой стало приобретение ею другой, не менее известной фирмы – Эпифон. Таким образом образовался мощный концерн по производству гитар: Гибсон-Эпифон. Но далеко не всех в гитарной индустрии устраивало такое сотрудничество, и, как бы в ответ ему, в Октябре 1952-го года была организована фирма, состоящая в основном из бывших сотрудников компании Эпифон. В историю гитар это событие вошло как образование компании Guild (Гилд). Двоих “отцов” этой компани звали Альфред Дродж и Джорж Мэнн. Первый был хозяином крупного магазина по продаже музыкальных инструментов, а второй – бывший член совета директоров компании Эпифон. Впрочем, уже через год Мэнн покинул компанию, остатвив ее на попечение Дроджа. Однако, именно благодоря стараниям Мэнна, за этот год на Гилд пришли многие видные мастера бывшего Эпифона. Через 4 года Гилд расширил производство и переехал в большее помещение. Надо отметить, что в первые годы своей деятельности компания, в основном, фокусировалась на акустических гитарах. Не имея своей “персональной” формы, Гилд пытался завоевать рынок тем, что выпускал гитары по качеству не уступающие Гибсону и даже Мартину и похожие на них по конструкции, но за меньшую цену. К концу 50-ых ситуация начала меняться: в период рождения рок-н-ролла стал так же моден акустический джаз, и Гилд ответил на это выпуском джазовых гитар. Из своего личного опыта я сделал вывод, что “арч-топы” Гилда того времени весьма напоминали идентичную продукцию Гибсона. К сожалению, официальные источники умалчивают о том, что же принесло Гилдовским джазовым инструментам того времени славу, но мне думается, что опять же: низкий ценник. Дело в том, что джазовые “арч-топы” стОят вдвое, если не втрое дороже своих “фолковых” собратьев, поэтому, если в акустике среди ведущих компаний цены все-таки похожы, то в джаз-гитарах разница весьма существенна. Таким образом за счет низких цен и высокого качества компания и продолжала процветать на пышной ниве акустической музыки. Чуть позже появились и электрогитары Гилд, однако большого успеха они не имели. Впрочем, следует отметить, что Гилд до сих пор выпускает несколько электро моделей в основном конкурирующих с Гибсоновским Лес Полом. Следовательно, и электрогитары Гилд имеют свою небольшую аудиторию. Вернемся, однако, к истории. В 1973 году случилось несчастье: президент компании Альфред Дродж погиб в авиакатастрофе. Для всех работников фабрики это был тяжелый удар, так как, несмотря на разросшееся производство, Гилд все же считался “семейным типом бизнеса”, где большинство ключевых решений принималось непосредственно хозяином или президентом. Несмотря на столь сильный удар, компания выстояла и даже несколько расширила производство. К началу 90-тых годов вновь наступили тяжелые времена. С расцветом акустической музыки конца 20-го века появилось множество производителей и конкуренция сильно ужесточилась. Если раньше можно было захватить часть маркета за счет дешевого, но качественного производства, то теперь количество производителей увеличилось, и все пытались по возможности снижать цены. В 1995-му году ситуация стала критической. И тут на арену вышел “классик электро музыки” Фендер. Компания Фендер предложила выкупить Гилд. Будучи под крылом Фендера, Гилд мог бы получить резервный бюджет, так необходимый ему для рекламных компаний и расширения производства. Единственной тревогой Гилда было то, что Фендер уже выпускал свои акустические гитары. Правда, по большей части это был корейский “ширпотреб” и ни в какое сравнение с Гилдом они идти не могли. Но, опасались директора Гилда, а что если Фендер превратит нашу продукцию в нечто подобное? Но ничего такого не произошло. Фендер принял умное решение не вмешиваться в дела Гилда на уровне производства… Таким образом Гилду удалось сохранить “свое лицо” и свой фирменный звук. Немного о модельном ряде Гилда. В отличии от многих больших компаний, Гилд не имеет строгого модельного ряда. По моим подсчетам компания выпускает около 50-ти разных инструментов, которые, грубо говоря, делятся на акустические, акустические для сцены (со звукоснимателями), и джазово-блюзовые. Есть так же несколько моделей чисто электрических, напоминающих своим видом продукцию Гибсона (а-ля Лес Пол). Я просто постараюсь перечислить все “подгруппы”, а потом уже выборочно остановлюсь на самых популярных моделях. Если де этой информации будет недостаточно, то более детальное описание можно найти на фирменном сайте компании. Итак, подгруппы… Benedetto Компания GUILD заключила договор со знаменитым гитарным мастером Бобом Бенедитто, специализирующимся на арч-топах. В данный момент Боб работает на Гилд, изготовляя 5 разных моделей Custom Shop Это серия из 3-х акустических и 4-х электрических гитар, которые можно заказать со своими “прибамбасами”, и они не считаются поточным производством. Джазовые – (арч-топы) Стандартные джазовые модели выпускаемые Гилдом многие годы. Они весьма схожи с моделями Gibson серии Classic типа ES-335, ES-175 и т.д. Акустика Стандартные акустические модели, выпускаемые Гилдом многие годы. Модели с 6 и 12 струнами, оркестровые модели, дреднауты и джамбо. Акустика со звукоснимателями Это еще одна стандартная серия, в которую входят так же специальные акустические гитары с тонким корпусом, позволяющим в условиях работы на сцене бороться с “фидбэком” Электрика В эту серию входит несколько электрогитар весьма напоминающих модели Gibson: Les Paul, SG и т.д. Как и у любой известной компании, у Гилда есть свои “знаменитые” модели, модели, при первом же взгляде на которые, любой профессионал сразу скажет: “это Гилд!”, гитары часто мелькающие с экрана телевизора и на концертных площадках. Моделей этих несколько, поэтому я начну с той, которая, на мой взгляд, самая интересная. Guild XL212 – 12-струнная джамбо. Эта гитара была одной из первых 12-тиструнок выпускаемых компанией еще в 60-тые годы. Ель\ красное дерево. Эта гитара одно время была снята с производства, но потом вновь запущена “по просьбам трудящихся”. Инструмент отличается мощным звонким звуком и хорошим балансом. Кстати говоря, все 12-тиструнки Гилда выпускаются с двойным анкерным стержнем, что придает им прочности. Guild D4 – классический “вестерн”. Ель\ламинированное красное дерево. До недавнего времени этот инструмент был, пожалуй, одним из лучших в диапазоне от $300 до $600. Одна из немногих 6-тиструнных моделей Гилда, звучащая сбалансированно и звонко. В большинстве своем Гилды обладают глубоким, но немного “вязким” звуком. Guild Artist Award – это одна из первых моделей Гилда на ниве арч-топов. Многие профессиональные джазисты считают ее лучшей из лучших. Мне, “любителю-аккомпаниатору”, остается только согласиться с этим мнением. Guild F4С – обычно после буквы “С” идет еще несколько букв, означающих из каких сортов дерева сделана задняя стенка. Это маленькая “подсерия” акустических гитар с тонким корпусом для сцены. Удобные и надежные они часто являются любимыми “дорожными” инструментами артистов. Мне так же хотелось бы поделиться личными впечатлениями человека перепробовавшего пару десятков Гилдов. Вся акустика этой компании отличается качественным производством и красивыми инкрустациями. Так же гитары Гилд известны своей прочностью. Правда следует отметить, что и по весу Гилд одни из самых тяжелых гитар, которые мне приходилось когда -либо держать в руках. Так же ширина и удобство грифа в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Но, в общем, это хорошие и качественные гитары, вполне достойные занять свое далеко не последнее место в истории музыки. ^ Инструменты фирмы Larrivee За свою не такую уж долгую историю фолк гитара далеко ушла от своей родной матери – классической гитары. С того момента, как знаменитый Мартин придумал свои orchestra model и dreadnought, тысячи мастеров по всему миру или копировали их, или искали свои пути, опираясь на чертежи и идеи этих инстр