Александр II и его реформы

– 2 – 2Содержание Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4 Глава 2. Отмена крепостного права. 6 Глава 3. Буржуазные реформы Александра 11 Последствия реформ Александра 17 Список использованной литературы. 18 – 3 – В 2ведение.

Реформы проведенные Александром II в ХIПоэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их. Прежде всего в первой главе я сказал несколько слов о лич- ности Александра Николаевича и о первых годах его царствования. Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного пра- ва,потому что на мой взгляд,эта реформа явилась

самой значитель- ной не только за время его царствования,но и за все столетие. В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах,та- ких как земская реформа,судебная,военная,образовательная ,хозяйс- твенная. В заключении я попытался оценить последствия реформ Алек- сандра II 4 – 2Глава 2Личность императора Александра Николаевича 2и 0 2первые годы его царствования.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх,по- тому что ни у императора Александра I,ни у цесаревича Константина не было сыновей,а в своем поколении он был старшим князем.Соот- ветственно его образование и воспитание было прекрасно поставле- но,и направлено на то,чтобы подготовить его к высокой миссии. Первым воспитателем Александра

II был капитан Мердер,а в де- вять лет его обучением занялся В.А.Жуковский.Программа,по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то,чтобы сделать,чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным,сохранив его от преждевременного увлече- ния мелочами военного дела.Программу Александр успешно освоил,но уберечься от военной муштры того времени не смог.
В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александров- не,принцессе Гессен-Дармштадтской.С этого времени Александр начи- нает свою служебную деятельность.На протяжении десяти лет от яв- лялся правой рукой своего отца.Судя по свидетельствам истори- ков,Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества.Однако его отличали от железного характера

Николая врожденная мягкость и великодушие.Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно – в разные моменты жизни он производит разное впечатление 5 – Первые годы своего царствования император пытался ликвиди- ровать последствия Восточной войны и порядков николаевского вре- мени.В отношении внешней политики Александр явился продолжателем начал

Священного Союза,руководивших политикой и Александра I,и Николая I.Кроме того,на первом приеме дипломатического корпу- са,государь заявил,что готов продолжать войну,если не достигнет почетного мира.Таким образом он продемонстрировал Европе,что,в этом плане,является продолжателем политики отца.Также и во внут- ренней политике у людей сложилось впечатление,что новый император продолжит дело своего

отца.Однако на практике это оказалось не такповеяло мягкостью и терпимостью,характеристичными для темпе- рамента нового монарха.Сняты были мелочные стеснения с печа- тиуниверситеты вздохнули свободнее говорили,что государь хочет правды,просвещения,честности и свободного голоса. В действительности,так оно и было,так как,наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне,Александр потребовал откровен- ного изложения всех недостатков.

Некоторые историки полагают,что на первых порах программы вообще не было,так как трудности воен- ного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоуст- ройстве страны.Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу,которая стала лозунгом для России на долгие годыДа утверждается и совершенс- твуется ея внутреннее благоустройствоправда и милость
да царс- твует в судах еяда развивается повсюду и с новой силой стремле- ние к просвещению и всякой полезной деятельности – 6 – 2Глава 2Отмена крепостного права. Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше,чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы,что мало чем отличалось от рабства.Однако пойти на отмену крепостного пра- ва правительство смогло лишь в 1861 году. Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы

эксплуатации Еще в 1856 году император,принимая у себя представителей дворянства,сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы.По его мнению лучше начать уничтожать крепостное право сверху,нежели дождаться того времени,когда оно начнет само по се- бе уничтожаться снизу. В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса поме- щичьего хозяйства,основанном на принудительном,крайне неэффектив- ном,труде крепостных крестьян. В социальной сфере – усиление крестьянского протеста

против крепостничества,которое выражалось в увеличении волнений. Для сравнения приведем данные 1831-1840 гг 328 крестьянских волнений 1841-1850 гг 545 крестьянских волнений 1851-1860 гг 1010 крестьянских волнения. Как мы видим,крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем.Правящие круги опасались того,что разроз 7 – ненные крестьянские волнения перерастут во вторую пугачевщину. Кроме того,поражение в

Крымской войне показало,что крепост- ное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того,что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав,правительство встало на путь социальных,экономических и политических реформ. 3 января 1857 года был образован секретный комитет для об- суждения мер по устройству быта помещичьих крестьян,но так как он состоял из ярых крепостников,то действовал нерешительно.Одна- ко,через некоторое время,заметив,что крестьянское недовольство не утихает,
а напротив,нарастает,комитет вплотную преступил к подго- товке крестьянской реформы.С этого момента существование комитета перестало быть секретом и в феврале 1858 года он был переимено- ван в Главный комитет о помещичьих крестьянах,выходящих из кре- постной зависимости. Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе.А оно координально различалось.Большинство помещиков выступало во- обще против реформы.

Некоторые соглашались,но на различных услови- ях одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина,другие,хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения,или намеревавшиеся перестро- ить его на предпринимательских началах,выступали за более либе- ральный ее вариант – освобождение крестьян с землей со сравни- тельно умеренным выкупом. Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке об- щественно-политического подъема в стране.

В 50-х годах ХIХ в.сло- жились два идейных центра,возглавлявшие революционно-демократи- ческое направление русской мысли А.И.Герцена и Н.П.Огарева 8 – Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова в Лондоне. Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного дви- жения среди тех слоев дворянства,которые считали необходимым не только отменить крепостное право,но и создать общесословные вы- борные органы управления,учредить гласный суд,ввести гласность вообще,провести преобразования в

сфере просвещения и т.д. В.И.Ленин называл обстановку общественно-политического кри- зиса в России на рубеже 50-60-х годов революционной ситуацией и выделял три ее объективных признака 1 кризис верхов,выражавшийся в их невозможности управ- лять по старому 2 обострение,выше обычного,нужды и бедствий угнетенных классов 3 значительное повышение активности масс,не желавших жить по-старому. Но революционные силы были настолько слабы,что с помощью проведения ряда буржуазных реформ,самодержавие
не только смогло выйти из кризиса,но и укрепить свои позиции.Вот в какой обстанов- ке проводилась отмена крепостного права. К концу августа 1859 года проект Положений о крестьянах был практически подготовлен.В конце января 1861 года проект пос- тупил на рассмотрение последней инстанции – Государственного со- вета.Здесь было сделано новое дополнение к проекту в пользу по- мещиковпо предложению

одного из крупнейших землевладельцев П.П.Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам но по соглашению с ними немедленно в собственность и бесплатно в дар четверть надела.Такой надел получил название четвертного или дарственного крестьяне называли его сиротс 9 – ким. 19 февраля Положения они включали в себя 17 законодатель- ных актов были подписаны царем и получили силу.В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу.Это особенно важный момент в крестьянской реформе,и я хотел бы обра- тить на него внимание.Веками крестьяне боролись за свою свобо- ду.Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущест- во,насильно женить,продать,разлучить с семьей и просто убить,то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить,он мог жениться,не спрашивая на то

согласия поме- щика,мог самостоятельно заключать сделки,открывать предприя- тия,переходить в другие сословия.Все это предоставляло возмож- ность развития крестьянского предпринимательства,способствовало росту отхода крестьян на заработки,а в целом давало сильный тол- чок развитию капитализма в пореформенной России. По Положениям было введено крестьянское самоуправле- ние,т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старос- тами и волостными старшинами.
Крестьянам предоставлялось право са- мим распределять землю,раскладывать повинности,определять очеред- ность отбывания рекрутской повинности,принимать в общину и уволь- нять из нее.Также вводился волостной крестьянский суд по маловаж- ным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен,поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством выкупной системы.

В Положенияхуказа- но,что помещики смогут получить земельную ссуду,как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен зе 10 – мельный надел.Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бу- магами и засчитывалась за крестьянами,как казенный долг,который они должны были погасить в течении 49 лет Выкупными платежами. Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглаше- ния между помещиком

и крестьянином по поводу размера надела,а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в уставной грамоте в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу,то ликвидация феодальных,экономических отношений,устоявшихся десятилетиями,рас- тянулась на многие годы.По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности,что и при крепостном праве.Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные

побо- ры.До перевода крестьян на выкуп,они находились во временнообя- занном положении,т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить об- рок.Так как определенного срока по истечении которого временноо- бязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было,то их освобождение растянулось на 20 лет правда к 1881 году их оставалось не более 15. Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года,ее значение
для дальнейшего развития страны было очень вели- ко.Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феода- лизма в капитализм.Освобождение крестьян способствовало интенсив- ному росту рабочей силы,а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства.Помещикам же ре- форма обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйс- тва к капиталистическим 11

– 2Глава 3. 2Буржуазные реформы Александра II. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость про- ведения и других буржуазных реформ – в области местного управле- ния,суда,образования,финансов,в военном деле. 1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях,вводившее бессословные выборные ор- ганы местного самоуправления – земства.Они избирались всеми сос- ловиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных

органов уездных и губернских земских собраний и исполнительных уездных и губернских земских управ. Земства несли ответственность за народное образование,за народное здоровье,за своевременные поставки продовольствия,за ка- чество дорог,за страхование,за ветеринарную помощь и другое. Все это требует больших средств,поэтому земствам было позво- лено вводить новые налоги,облагать население повинностями,образо- вывать земские капиталы.При своем полном развитии земская дея- тельность должна

была охватить все стороны местной жизни.Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесослов- ным,но и расширили круг его полномочий.Самоуправление получило столь широкое распространение,что многими было понято,как переход к представительному образу правления,поэтому со стороны прави- тельства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне,и не позволять общаться между собой – 12 – земским корпорациям. 16 июня 1870 года было издано
Городовое положение,по кото- рому в 509 городах вводилось выборное самоуправление – городские думы,избираемые на четыре года.Городская дума избирала свой пос- тоянно действующий исполнительный орган – городскую управу,состо- явшую из городского головы и нескольких членов.Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской упра- вы.Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители,обладающие имущественным

цензом преимущественно владельцы домов,торгово-промышленных заведений,банков – одним словом торгово-промышленная буржуазия. Таким образом,основная масса городского населения была уст- ранена от участия в городском самоуправлении.Компетенция городс- кого самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов благоустройство городов,устройство базаров и т.п Одновременно с земской реформой,была подготовлена и судеб- ная.

Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных.Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный,гласный суд с участием присяжных заседате- лей,адвокатурой и состязательностью сторон.Присяжные заседате- ли,участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого,мере наказания же определяли сами судьи.Решения,принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными,в противном случае

могли быть обжалованы в судебной палате.Решения окружных судов,в которых принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае,если было совершено нарушение законного порядка судопроиз- водства.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат 13 – Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.Состав мировых судей избирался на уездных земс- ких собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт присяжных пове- ренных- адвокатуру,а также институт судебных следователей.Пред- седатели и члены окружных судов и судебных палат,присяжные пове- ренные,их помощники и судебные следователи должны были иметь выс- шее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором,а мировые судьи – Сена- том.После этого они не могли быть уволены или устранены от долж- ности на какое-то время,а лишь

в случае совершения какого-либо уголовного преступления,но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд.Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей. В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности,кото- рый в корне изменил порядок пополнения войск.При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе.

По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности,и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения,но бед- нейших из них,так как те,кто побогаче могли откупиться,наняв за себя рекрута.Такая форма воинской повинности легла тяжким бреме- нем на плечи бедных слоев населения,потому что срок службы в то время был 25 лет,то есть кормильцы,уходя из дома,покидали его практически на всю жизнь,крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону,призываются все молодые люди,достигшие 21 – 14 – года,но правительство каждый год определяет необходимое число но- вобранцев,и по жребию берет из призывников только это число обычно на службу призывалось не более 20-25 призывников.Призы- ву не подлежали единственный сын у родителей,единственный корми- лец в семье,а также если старший брат призывника отбывает или от- был службу.Взятые на службу числятся в нейв сухопутных войсках 15 лет6
лет в строю и 9 лет в запасе,во флоте – 7 лет действи- тельной службы и 3 года в запасе.Для получивших начальное образо- вание срок действительной службы сокращается до 4-х лет,окончив- ших городскую школу – до 3-х лет,гимназию – до полутора лет,а имевших высшее образование – до полугода. Таким образом,мы можем сделать вывод,что новая система предпола- гала не только военное обучение солдат,но в то же время проводил- ся ряд мероприятий с целью просвещения особенно это заметно во время управления

военным министерством графом Д.А.Милютиным. Военные расходы,вызванные Восточной войной,а также выкупная операция,затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета.Правительство брало кредиты за границей,прибегало к внутренним займам,выпускало кредитные билеты.Все это привело к тому,что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства. Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер,одна из которых – отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица откупали право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму.По новому порядку вино могло продавать любое лицо,но все вино,поступавшее в продажу об- лагалось акцизом налогом в пользу государства.Таким же акци- зом были обложены соль,сахар,табак.Были увеличены некоторые тамо 15 – женные пошлины.Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог.В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз,и почти также

увеличился ввоз товаров в Россию.Число торговых и промышленных предприятий замет- но увеличилось,а также число фабрик и заводов.Появились кредитные учреждения – банки,во главе которых стоял Государственный банк 1860 год. Россия начала терять характер патриархального землевладель- ческого государства.Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми условиями общественной жизни.
Еще в начале своего царствования Александр II отменил неко- торые стеснительные меры в отношении учебных заведений,принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы,они стали доступны для вольнослушателей,как муж- чин,так и женщин.Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам,после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить.В 1863 году был издан устав,согласно которо- му профессорская корпорация

получила самоуправление.Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в универ- ситете,что являлось поводом для частых студенческих беспоряд- ков.Под влиянием таких настроений граф Д.А.Толстой решил осу- ществить реформу средней школы.В начале царствования императора при министре А.В.Головине доступ в гимназии был открыт для де- тей всех сословий.Гимназии же были двух типовклассические,с изу- чением древних языков и реальные,соответственно

без них,но с пре 16 – обладанием естествознания.Граф Толстой,поддерживаемый М.Н.Катко- вым в 1871 году составил новый устав гимназии,одобренный госуда- рем.Классическая гимназия была сделана единственным типом общеоб- разовательной и всесословной средней школы,выпускники которой имели право поступления в университет.Реальные гимназии заменили реальными училищамицель их была в том,чтобы давать образование людям всех

сословий,но приспособленное к практическим потребнос- тям и к приобретению практических познаний.Этой реформой было создано полное преобладание классической школы.Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов,а именноиз-за отсутствия дос- таточного количества преподавателей латыни и греческого язы- ка,пришлось выписывать специалистов из-за границы.Естественно,их преподавание не нравилось студентам,так как первые не знали ни русского языка,ни русской
литературы. Таким образом,несмотря на то,что реформа графа Толстого име- ла в основе правильную идею о значении классицизма,она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы,реформирова- лась и женская.До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы,в которых обучались в основном дво- рянки.С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сосло- вий.

Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании.Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но,несмотря на усилия,народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне 17 – 2Заключение. 2Последствия реформ Александра II. Итак,мы рассмотрели основные преобразования и реформы,

прове- денные Александром II. Основная реформа его царствования – осво- бождение крестьян – в корне изменила порядок,существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. С отменой крепостного права воскресла торгово-промышленная деятельность,в города хлынул поток рабочих рук,открылись новые сферы для предпринимательства.Между городами и уездами восстано- вились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости,выравнивание всех перед су- дом,создание новых либеральных

форм общественной жизни привели к свободе личности.А чувство этой свободы пробудило желание развить ее.Создавались мечты об установлении новых форм семейной и об- щественной жизни. Мне хотелось бы закончить словами А.А.Кизеветтера о правле- нии Александра II Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи,открывать
свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям,с высоты бесп- ристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений то нельзя не признать,что император Александр Нико- лаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования 18 – 2Список использованной литературы 1. С.Ф.Платонов Лекции по русской истории,Москва, издательство Высшая школа,1993 год.

2. С.Ф.Платонов Учебник русской истории,Санкт-Петербург, фирма Стройлеспечать,1993 год. 3. С.Ф.Платонов Собрание сочинений,т.1. 4. В.А.Федоров Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века,Москва,издательство Мануск- рипт,1993 год.