www.koob.ru Александр ЛоуэнЛЮБОВЬ И ОРГАЗМАлександр Лоуэн – известный американский психоаналитик, один изсоздателей биоэнергетического анализа и исследователей проблемсексуальности. Его работы высоко оценены и широко известны на Западе.Данная книга представляет собой попытку рассказать о природе сексуальногооргазма в его неразрывной связи с личностью, вскрыть причинынеудовлетворенности сексуальной жизнью мужчин и женщин, показать механизмэтого сложного и сладострастного чувства. Книга написана доступным ихорошим языком. Нет сомнений, что она обратит на себя внимание тысяччитателей и поможет им в решении их проблем в интимной жизни.ОГЛАВЛЕНИЕГлава 1. Сексуальная искушенность – взамен сексуальной зрелости^ Глава 2. Секс – выражение любвиГлава 3. Любовь как выражение сексуальностиГлава 4. Секс и смерть. Смерть и индивидуальностьГлава 5. Гомосексуальность и гомосексуалы; гомосексуалисты^ Глава 6. Гомосексуальность: особенности лесбийской личностиГлава 7. Скрытая гомосексуальностьГлава 8. О гетеросексуальностиГлава 9. О сексуальности мужчин и женщин^ Глава 10. Чувственность против сексуальностиГлава 11. Сексуальный оргазмГлава 12. Оргастическая импотенция у мужчинГлава 13. Оргастическая импотенция у женщин^ Глава 14. Двойной стандартГлава 15. Сексуальные роли женщиныГлава 16. Сексуальные роли мужчиныГлава 17. Правда телаИспользованная литератураПосвящается Вильгельму Райху, открывшему функциональное значениеоргазма, что и сделало возможным создание этой книги.^ ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИБлагодарю всех, кто любезно согласился помочь мне в издании этойкниги и потратил на это свое время и силы. Моя особая признательность иблагодарность-госпоже Адель Льюис, занимавшейся редактированием рукописи;она прочла ее вместе со мной и сделала много полезных предложений; УолтерСкалецки сделал рисунки и диаграммы, а Стивен Золл, бывший старшийредактор издательства “Макмиллан”, проявил дружеский интерес и оказалсущественную помощь. Спасибо друзьям и сотрудникам, обсуждавшим со мнойидеи, нашедшие выражение в этой книге.^ Глава 1. СЕКСУАЛЬНАЯ ИСКУШЕННОСТЬ – ВЗАМЕН СЕКСУАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИПрошло полвека с тех пор, как наше общество стало все большеосвобождаться от строгостей викторианского периода, сковывавшихсексуальное поведение и ограничивавших возможности сексуальногосамовыражения; результатом стало появление новых взглядов, которые можноназвать сексуальной искушенностью, но которые вряд ли говорят осексуальной зрелости. Современный человек, так сказать “среднийпредставитель” нашего общества, пожалуй, более сведущ в вопросах секса,чем люди прошлого; в то же время есть много признаков, указывающих на то,что люди плохо представляют себе свою роль и свои цели в сексуальнойжизни. Ответы на многие вопросы, связанные с сексом, дал психоанализ(которым так увлеклись наши просвещенные современники), но и он не смогизбавить от чувства греховности и облегчить разочарование, вызываемоекрушением надежд. Подобное разочарование обусловлено не недостатком возможностей дляприобретения сексуального опыта, а невозможностью (или неспособностью)получать радость и удовлетворение, обещаемые сексуальной любовью.Существует (и доступна публике) обширная литература, описывающая техникусекса разных культур, восточных и западных; но она не может ни просветить,ни помочь в тех случаях, когда речь идет о неудачной, несчастливойсексуальной жизни – а именно с этой проблемой постоянно сталкиваются внаши дни врачи, психиатры и специалисты по вопросам брака и семьи.Сексуальные отношения обсуждаются с такой откровенностью, о которойпрежде, пятьдесят лет назад, нельзя было и помыслить; и все же до сих порсуществуют невежественные и искаженные взгляды на природу и назначениеоргазма. Похоже на то, что сексуальная искушенность – это всего лишьпокров, маскировка, скрывающая сексуальную незрелость, склонность кконфликтам и беспокойство, свойственные многим. Незрелость и наивностьраспространены до сих пор; их не могут рассеять (а только обманываютчитателей) книги, обещающие “открыть секрет сексуального удовлетворения”,преподав “несколько простых уроков”. Издания на тему “Как это делается”или “Как стать счастливым” могли бы вызвать улыбку, если бы ситуация небыла слишком серьезной; фактически они только запутывают вопрос и сбиваютс толку читателей. Само обилие подобных “руководств” служитпредупреждением о том, что проблема не имеет простого решения. Дело в том,что сексуальность представляет собой неотъемлемую часть (или аспект)личности, поэтому ее нельзя изменить без соответствующих изменений(модификаций) самой личности. Более того, сексуальность формирует личностьи одушевляет ее (как это будет показано ниже). Поэтому нельзя достигнутьсексуального удовлетворения путем простого использования или изобретениякакой-то особой техники. Оно приходит, скорее, как результат образа жизни,жизненного опыта и зрелости личности. Важно также понять сексуальность какспособ эмоционального самовыражения. Попытка подойти к такому пониманию и внести ясность в представление оприроде сексуального оргазма сделана в этой книге. В этих целях придетсярассмотреть взаимную связь, существующую между сексуальностью и личностьюв целом. Если удастся определить такую связь, то можно будет установитьпричины недостаточной сексуальной удовлетворенности мужчины и женщины. Для иллюстрации проблем, отягощающих жизнь многих людей, в книгеиспользованы примеры из практики автора, работавшего в качестве врача-психиатра. Приведена и критика современных взглядов на сексуальность;возможно, она поможет избавиться, наконец, от ошибок, которые служат втечение долгого времени причинами неудач в сексуальной жизни.Представленный здесь материал – это результат познаний, приобретенныхавтором в течение пятнадцати лет активной работы в качестве врача-психиатра, а также двадцати лет настойчивого изучения данной темы. Воснове всего лежит простое наблюдение, неоднократно подтвержденное жизнью:эмоциональные и сексуальные проблемы индивидуума являются отражениемопределенных нарушений его личности. Если не согласиться с этимутверждением, то получится, что жизнь человека делится на две разныечасти, не связанные между собой: одна – его обычная деятельность при светедня и в одежде, а вторая – ночная, происходящая в постели и без одежды.Весь мой опыт, однако, говорит о том, что личность нельзя расщепить на двеотдельные половинки, хотя находится немало охотников убедить себя и другихв том, что так оно и есть. Могу сказать, что несмотря на распространенныепопытки создать впечатление, что человек может по-разному функционироватьна этих двух уровнях, факты говорят о другом: так, подавленная заботамидомашняя хозяйка не сможет порхать, как игривая ночная бабочка, аотягощенный ответственностью чиновник не перевоплотится в бравогокавалера. Когда приходит момент сексуального отклика, домашняя хозяйкабоится дать волю чувствам, а чиновник слишком заботится о последствиях. Я убежден в том, что сексуальное поведение человека отражает свойстваего личности, так же как в личности индивидуума отражаются его сексуальныечувства. В основе данного труда лежит следующая точка зрения: сексуальноеповедение индивидуума можно объяснить, только разобравшись с особенностямиего личности. Чтобы обосновать это утверждение, необходимо отличатьсексуальную искушенность от сексуальной зрелости, т. е. различатьпоказную, внешнюю сторону и существо дела. Сексуальная искушенностьнаиболее отчетливо проявляется по следующим направлениям: 1) в отношении кполовому акту; 2) в отношении к мастурбации; 3) в отношении к телу.Попытаемся сначала определить понятие и позицию сексуальной искушенности,а затем проанализировать сложившиеся взгляды на эти вопросы и описать ихзначение. Итак, сексуально искушенный человек относится к половому акту, как кпоступку, в котором проявляются его способности, а не его чувства поотношению к партнеру. В связи с этим он рассматривает половое сношение какпобеду собственного “Я”, а мастурбацию – как свое личное поражение. Вобоих случаях в центре внимания находятся личные переживания, желаниеоправдать возможную сексуальную несостоятельность и избавиться отсвязанного с ней чувства вины. Подавляемое чувство вины особенно яркопроявляется в переживаниях, связанных с мастурбацией. Позиция сексуально искушенного человека основана на отождествленииего личности с образом его собственного “Я”, т. е. с его умом, исовершенно не учитывает роль тела и происходящих в нем физическихпроцессов, влияющих на поведение и чувства. Подобные взгляды можно назватьневежественными; они проявляются, например, в недооценке влияния работымышц на сексуальную отзывчивость. Хроническая напряженность мышцзатрудняет дыхание, снижает подвижность и угнетает сексуальные чувства.При этом сам “искушенный” индивидуум считает, что его сексуальныетрудности имеют чисто психический характер и никак не связаны сособенностями его тела. Сексуально искушенный индивидуум как будто бы освободил себя отчувства какой бы то ни было сексуальной вины. Он знаком с различнымипозами и прочими ухищрениями сексуальной техники и отбросил ограничения,которые прежде отделяли норму от извращений. Он принял, как современноесоциальное достижение, отказ от всяких запретов и ограничений в областисексуального поведения. Он – преданный поклонник эротической литературы,но выступает за объективный, научный подход к проблемам сексуальности.Словом, это сексуально эмансипированная личность. К сожалению, егосексуальные устремления нередко оказываются несостоятельными, так что емуприходится обращаться за помощью к психиатру. Он говорит, что егобеспокойство объясняется страхом перед неудачей; что секса он не боится ине чувствует никакой вины по поводу своей сексуальной деятельности. Чегоон опасается – так это неспособности “выполнить все как следует”: чтоможет не наступить или пропасть эрекция или что эякуляция произойдетпреждевременно. При этом он хорошо понимает, что как раз из-за его страхови беспокойства его худшие опасения могут осуществиться. Если говорить оженщинах, то они переживают по поводу того, что может не наступить “пикощущения” и не придет оргазм. Ну что же, опасения неудачи можно понять: ведь она наносит уронмужскому самолюбию и представлению о мужественности; тем более можнопосочувствовать неспособности дать удовлетворение женщине. Так же можноотнестись с сочувствием к переживаниям женщины, считающей, чтонеспособность достигнуть кульминации – это удар по ее женской гордости.Все же такая оценка сексуальности, когда главным критерием считается успехили неудача исполнения сексуальной роли, кажется оправданной только напервый взгляд. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать идеи,на которых основана такая точка зрения, поскольку они лежат в основевзглядов сексуально искушенной личности. Мысль о том, что половая деятельность – это проявление своего рода”мастерства исполнения роли”, которому можно научиться по книгам илиосвоить на практике, – присутствует почти во всех сочинениях, посвященныхсексуальной любви. Между тем, понятие “исполнение” по отношению к сексунужно употреблять с большой осторожностью. Умение играть рольподразумевает выполнение некоторого акта таким образом, чтобы вызватьвнимание к особому искусству или творческим способностям исполнителя. Всоциальном смысле “умение играть роль” означает, что исполнение акта(действия) является предметом наблюдения и критики другого человека илипублики. Исполнение роли оценивается по критериям, являющимся внешними поотношению к исполнителю. В качестве примера можно взять хотя бы случай,когда человек ест. Если он за столом один, то о нем, как правило, нельзясказать, что он “играет роль”. Если же он ест в обществе, то действиепринимает черты представления. Поведение за столом попадает в поле зрениядругих людей, и если манеры данного лица не отвечают принятым требованиямхорошего воспитания, то ему не избежать критики. Так что удовольствие отеды отступает на второй план; главным становится соблюдение этикета.Другой пример: написание письма, которое, конечно, является частным иличным делом автора; однако, если он знает, что грамматика и стиль егосочинения станут предметом обсуждения и оценки, то дело принимает характерисполнения определенной роли. Таким образом, концепция “исполнения роли”требует разграничения между личными и общественными действиями. Можновидеть, однако, что всякое действие способно принять характер “исполненияроли”, если оно выполняется с целью “произвести впечатление на публику”,т. е. если оно становится предметом оценки с помощью объективныхкритериев, но не субъективного восприятия. Между тем, нормальный половой акт – это часть личной жизни; и онтолько тогда касается общества, когда выставляется на всеобщее обозрение.В этом случае обсуждаются стиль и манера исполнения, независимо от чувств,которые должно выражать действие. Если же упустить из вида чувства,которые придают этому явлению подлинную ценность, то действие превращаетсяв своего рода спектакль, утрачивая свой личный характер, так как егооценка производится не по субъективным, а по другим критериям. Итак, половой акт превращается в исполнение роли, если его цельюстановится желание произвести впечатление на партнера, а не выразить своичувства к нему; если желание удовлетворить партнера берет верх надсобственными потребностями; если стремление утвердить свое “Я” становитсяболее важным, чем чувства и ощущения. Таким образом, сексуально искушеннаяличность – это исполнитель сексуальной роли. О нем можно сказать, что он”хорошо выполнил свою роль”, если он смог довести своего партнера докульминации, независимо от своих собственных впечатлений от акта. Какговорит А. Эллис, такому “исполнителю” не обязательно входить в женщину,”потому что он может легко стимулировать самые чувствительные части еетела, используя для этого пальцы, губы, язык и другие органы, если пенисне справляется со своим назначением”. В наш просвещенный век многие мужчины являются подобными”исполнителями сексуальной роли”. В их сексуальном поведении присутствуетэлемент принуждения, основанный на необходимости произвести впечатление надругих (и на себя) своей сексуальной мощью. Их мысли привязаны к образусвоего мужского “Я”, символом которого является фаллос в состоянииэрекции. В прошлом такой тип поведения был свойствен немногим (яркийпример – Казакова); в наше время он характеризует сексуальные взглядымножества людей. Ну а пока существует элемент принужденности – будетсуществовать и риск неудачно сыгранной сексуальной роли. Истинные чувстваиндивидуума проявляются только тогда, когда сознание принужденностиуменьшается или исключается совсем после проведения курса аналитическойтерапии. Вот что рассказал, например, недавно один из пациентов авторакниги: “Впервые в жизни я обнаружил, что у меня пропала эрекция. Возможно,это случалось и раньше, но только раз или два, и при особыхобстоятельствах; но теперь дело обстоит иначе. Раньше все получалосьлегко; иногда – с передышкой, но пару раундов я всегда выдерживал.Наверно, все изменилось из-за этого постоянного желания показать, какой ясильный. Прежде случалось, что у меня бывало по четыре-пять женщин в день,так что приходилось чуть ли не бегом спешить от одной к другой, и я этимгордился. Теперь же я чувствую, что у меня нет большого желания заниматьсялюбовью, и эрекция пошла на убыль. Мне даже лучше быть под женщиной, а несверху”. То, что произошло с этим пациентом, являет собой пример глубокогоконфликта между действительной потребностью, сводившейся к пассивным изависимым (оральным) действиям, и идеалом сильного, агрессивного,мужественного героя, с которым он отождествлял свое “Я”. Вдействительности же выпяченная грудь, накачанные мускулы и сжатые челюсти- все оказалось только маской, защищавшей ребенка, которым он оставался вдуше. Его вынужденная способность к эрекции тоже была одним из этихзащитных средств. Она не помогла ему ни стать счастливым, ни обрестисексуальное удовлетворение. Маску пришлось сбросить до того, как удалосьразрешить конфликт. Теперь зададимся вопросом: почему сама ситуация, когда мужчина неможет исполнить сексуальную роль, стараясь сделать это ради себя или радисвоей партнерши, – расценивается как неудача? Например: если человекчувствует, что не хочет есть, – вряд ли он отнесется к потере аппетита какк трагедии. Почему же утрата сексуального желания считается провалом?Ответ состоит в том, что половой акт является исполнением определеннойроли в тех случаях, когда хотят спрятать свои истинные чувства – от другихили от себя; например, чтобы отсутствие эрекции не расценили как утратусексуального интереса к партнеру. Между тем, такая утрата интереса можетбыть вызвана страхом, или неприязнью, или просто отсутствием сексуальноговозбуждения, вызываемого партнером, и только невротик может расценитьрезультат действия этих причин как личное поражение. Было бы гораздочестнее, хотя бы по отношению к самому себе, открыть свои подлинныечувства и тем избежать неловкого положения. Подобным образом, утратаэрекции может быть вызвана боязнью проникновения в вагину, антипатией кженским половым органам или другими причинами, но это опять-таки нельзярасценивать как поражение. Если сексуальное стремление мужчины к женщинемотивировано, в основном, желанием вызвать ее одобрение или избежать ееупреков, то вряд ли это поможет ему постоянно поддерживать эрекцию. Такимобразом, если утрату эрекции расценивать как поражение, то причиной такогопоражения является измена самому себе. Итак, сексуально искушенный индивидуум прячет свое беспокойство, своюнеприязнь и свою вину и называет это “боязнью неудачи”. Если это так, тонеобходимо снять маску с исполнителя роли и показать, что его “боязньпоражения” – не что иное, как попытка логического объяснения его подлинных(но скрытых) страхов. Примером существования подобных страхов, чувствавины и неприязни, скрытых под маской искушенности, служит рассказ одногопациента, страдавшего в течение многих лет от импотенции и преждевременнойэякуляции: “Однажды мне захотелось сделать это с матерью, и очень сильно! Потоммне стало стыдно; я стыжусь этого до сих пор. Боже, ну зачем ты допускаешьтакие вещи! Я представлял ее себе: обнаженную, такую белую, красивую, иэто была пытка! Мне тяжело даже думать об этом. Я чувствую неловкость,просто горло перехватывает. Еще я вспоминаю Мэри, хитрую и злобную сучку, перевиравшую всесплетни и выступавшую спасительницей пьяниц. Мне хотелось ее “трахнуть” исделать это не спеша и с удовольствием, заставить ее угождать мне, и чтобыя делал это хорошо и долго. Я хотел, чтобы она бегала за мной, плакала,упрашивала, а я бы ее поддразнивал и поддавал жару, чтобы она стонала отизбытка чувств. Эти мысли меня возбуждали, но я боялся. Ведь она – такаякрепкая и ловкая тварь, она бы мне и яйца могла ободрать! Я ее опасался,боялся; не мог к ней подступиться. Я знал немало таких как она, и я всехих боялся, потому что я хотел сделать это с каждой из них. Великийпокоритель женщин – вот кем я был в мечтах, вот какую роль я себе отводил;но беда в том, что я ненавижу и боюсь женщин, потому что я – не настоящиймужчина! ” Из этого рассказа, полного патетики, можно сделать несколько выводов,объясняющих, почему этот пациент был импотентом. Во-первых, в немнакопилось столько страха и враждебности по отношению к женщинам, что ужепочти не осталось места для каких-то нежных или просто добрых чувств кним. Во-вторых, все его сексуальное чувство было направлено только на то,чтобы возбудить и удовлетворить женщину, так что он уже не испытывалсобственных желаний. Он мог бы “хорошо исполнять свою роль” в ситуациях,близких к тем, которые он себе воображал, потому что они его сильновозбуждали. Но, к несчастью, женщины, которых он желал, пугали его, и оних избегал, а к прочим (в том числе и к своей жене) его чувства былислишком противоречивы. И, наконец, в-третьих: в основе всех его страхов иволнений лежало потрясшее его сексуальное чувство к своей матери. Оностало источником противоречивости (амбивалентности) его чувств, которая ипривела к импотенции. Будучи орально зависимым от своей матери, ониспытывал к ней половое влечение; он чувствовал неразрывную связь с ней ипереживал к ней неприязнь; она была для него и Мадонной, и проституткой,матерью – и объектом сексуальных желаний. При таких обстоятельствах простоневозможно не потерпеть неудачу, потому что успех означал бы для негосексуальное обладание собственной матерью. Эдипов комплекс вообщехарактерен для сексуально искушенных личностей. Характерно и искажение(дисторсия) чувств, при котором страх перед женщиной порождает желаниеудовлетворить ее, а боязнь обладания переходит в страх перед сексуальнымпровалом. В этих искажениях обязательно придется разобраться, если мыхотим понять сложности и противоречия, свойственные современнымсексуальным нравам. Недавно Дж. Б. Пристли так писал в одной журнальнойстатье: “Одной из самых неприглядных особенностей нашей западнойцивилизации является поощрение и эксплуатация эротизма, порождаемогоиногда презрением к женщинам и страхом перед настоящей любовью и передреальным сексом, но чаще преследующего обыкновенные коммерческие цели”.Подобная эксплуатация эротизма в литературе, в кино и в индустрииразвлечений осуществлялась бы не так легко, если бы в обществе утвердиласьсексуальная зрелость, а не сексуальная искушенность. Итак, в основе сексуальной искушенности лежит дисторсия чувств,причем этот термин допускает и достаточно широкое толкование. Если впрошлом сексуальная неудача заключалась в неспособности приглушить илиподавить неумеренное сексуальное чувство, то в наше время она означаетнеспособность к сильным чувствам. Если проследить психосексуальноеразвитие искушенного индивидуума, то почти наверняка обнаружится, что вранней юности он жестоко страдал от мастурбации. Ему пришлось бороться сбеспокойством и с чувством вины, которые он смог преодолеть, только ставвзрослым и набравшись ума. На вопросы, связанные с этой темой, пациентобычно отвечает так: “Да, конечно, тогда я думал, что это вредно и вообщенеправильно, но теперь я разбираюсь в этом лучше”. Он понял, в концеконцов, что опасна не сама мастурбация, а чувство вины, связанное с ней,ведь он – сексуально просвещенная личность. Но если признать, что егосознательные взгляды выражают его бессознательные чувства, то можноупустить из вида одну важную проблему. Если говорить о проблеме, с которой пациент столкнулся в юности, тоона включала не только чувство вины по поводу мастурбации, но также инеспособность контролировать эту склонность. Почему он не мог остановиться? Может быть, из-за недостатка воли?Вопреки всем решениям, принимавшимся не однажды, он возобновлял этозанятие, которое никак не мог считать добродетельным, хотя и пришел, вконце концов, к выводу о его безвредности. Таким образом, каждый актмастурбации воспринимался им как нарушение самодисциплины, проявлениеслабоволия и удар по самолюбию. В результате такого опыта половой акт сталассоциироваться у него с идеей неудачи, причем эта ассоциация закрепиласьв подсознании и поэтому мешала вести ему нормальную половую жизнь, когдаон стал взрослым. Боязнь сексуальной неудачи – это также и боязнь неспособностиконтролировать сексуальное возбуждение. Это чувство свойственно каждомуиндивидууму, страдающему от преждевременной эякуляции. Боязнь того, чтокульминация наступит слишком быстро, приводит к попыткам контролироватьсексуальное возбуждение, но каждая такая попытка вызывает напряжение,страх и неспособность сохранить сексуальный заряд для оргазма. Индивидуум,страдающий от преждевременной эякуляции, попадает в замкнутый круг: чемсильнее он старается взять под контроль или задержать нарастаниевозбуждения – тем быстрее он достигает кульминации. Именно страх переднеудачей порождает у искушенного индивидуума общее чувство вины ибеспокойства по поводу своей сексуальности, которое не находит выхода иостается в душе, скрываясь под маской благополучия. Все сказанное выше о мужчинах относится и к женщинам, с их страхомсексуального несоответствия, т. е. неспособности иметь оргазм. Между тем,способность женщины иметь оргазм не является существенным критерием еесоответствия (или несоответствия) в сексуальном отношении. В таком случае,что же символизирует эта способность к оргазму у мужчины и у женщины?Известно, что каждая женщина, по своей биологической природе, способна коргастическому отклику при совершении полового акта. Если же ей не удаетсядостичь кульминации, то это может быть связано с рядом причин, неподдающихся контролю ее сознания. Например, может повлиять чувствонеполноценности и общее беспокойство по поводу своих сексуальныхспособностей, мешающее ей свободно отдаться своим переживаниям. Можетподействовать и неосознанная неприязнь к партнеру, препятствующая полномусексуальному единению. Конечно, ее отклик зависит и от сексуальных способностей мужчины, такчто его несоответствие тоже может сказаться. Как бы то ни было, но еслиона не притворяется, то неполноценность ее отклика выражает ее подлинныечувства, и только так это и надо понимать. Ничто так не мешает женщинеполучать удовольствие от секса, как ее убеждение в том, что половой акт -это своего рода выступление, успех или неудача которого выявляют ееполноценность (или ущербность) как женщины. Получается, что сексуальная искушенность – это барьер на пути ксексуальной зрелости, который надо разрушить, чтобы обрести сексуальнуюсвободу, приносящую удовольствие и радость как в любви, так и вообще вжизни. К сожалению, искушенность стала частью наших сексуальных нравов ипроникла в современное научное (сексологическое) мышление. Особеннонаглядно это проявилось в современных взглядах на мастурбацию. Известно(это знает любой психиатр по своему опыту), что пациенты во время актамастурбации испытывают чувство вины, но не переживают его во времяполового акта. Так вот, многие врачи и писатели, изучающие проблему,считают эту ситуацию вполне нормальной. Вот что пишет, например, Э. Фрид:”Я думаю, что в какой-то мере чувства стыда и вины, связанные смастурбацией, являются реакцией самозащиты, поскольку они говорятвзрослому человеку о том, что с ним что-то не так: ведь он может пойти ипопытаться найти себе партнера вместо того, чтобы заниматьсясамоудовлетворением”. Я же полагаю, что всякому (в том числе и занимающемуся мастурбацией)известно, что удовлетворение и удовольствие, получаемое от полового акта,намного превосходит то, которое дает мастурбация. Если индивидуум еюзанимается, то обычно – из-за невозможности (недоступности) совершенияполового акта: например, ввиду недостатка женщин, или из-за неумения (илиневротической неспособности) завязывать знакомства, либо по причинесемейного конфликта. В любом случае я не вижу причин принять появлениечувства вины как должное (равно как и появление стыда, беспокойства).Просто я, как психотерапевт, попытаюсь помочь пациенту устранитьпрепятствия, мешающие ему получать радость от нормальной половой жизни.Всякий индивидуум, выбитый из колеи стечением обстоятельств, можетиспытывать чувство вины, стыда или беспокойства, обращаясь к мастурбации;но на то и существуют доктора и терапевты, чтобы снять эти отрицательныеэмоции, а не “отпускать грехи”, подобно священникам. Сам по себе актмастурбации никогда не был саморазрушением личности; наоборот, не разнаблюдалось его положительное успокаивающее влияние, снимающеенервозность. Именно чувства вины, стыда и беспокойства оказываютразрушительное влияние на личность (при мастурбации). Терапевт долженвыяснить причины обращения пациента к худшему из методов получениясексуального удовольствия, а не критиковать его за это. Почему же с мастурбацией связывают большее чувство вины, чем ссовершением полового акта? Мой опыт, как психиатра, показывает мне, чточувство греха, связанное с половым актом, маскируется отношениемсовременного общества к этой теме. Существует множество способовлогического оправдания одобрительной позиции общества по отношению кполовому акту, совершаемому взрослым индивидуумом. Его называют самойуглубленной формой общения и связи двух личностей, способом единения ипроявления участия, выражением любви и т. д. Все это, разумеется, верно,но дело в том, что сексуальность вообще не нуждается в оправданиях. Этобиологическая функция организма, мотивируемая чувствами удовольствия иудовлетворения, которые она обеспечивает. Человек относится к видуплацентарных млекопитающих; если он не в состоянии принять свою животнуюприроду в качестве части своего собственного биологического наследства, тоему придется вести борьбу с чувствами вины и стыда в связи со своейсексуальной функцией. И вот, с точки зрения интересов общества, ценность полового актаможно легко объяснить и оправдать, а оправдать мастурбацию – трудно, темболее, что чувство греха, связанное с сексом, проявляется в этом случаеболее отчетливо. Одна из пациенток говорила по этому поводу так: “Недумайте, что я не могу мастурбировать из-за того, что вижу в этом грех.Просто это – нечто такое, что я не могу делать для себя сама; я хочу,чтобы это делал для меня мужчина. Такие вещи нелегко объяснить”. И потомона добавила: “Я не могла заниматься мастурбацией, пока не началалечиться. Сказать по правде, я никогда по-настоящему этого и не делала. Ятак стеснялась, что до 22 лет даже не пользовалась “тампаксами”. Первыйполовой акт был у меня в 23 года; он меня напугал. Когда мне было 25, явпервые попробовала мастурбировать. Только вчера вечером это доставило мнеудовольствие, но потом я плакала. Я чувствую, что хочу мужчину”. То, что пациентка плакала после мастурбации, доставившей ейудовольствие, объясняется не чувством одиночества: ведь она никогда неплакала, когда эти попытки были неудачными. Эти слезы напоминаютпереживания людей, встретивших любимого после разлуки, или просто близкогочеловека, которого долго не было. Пациентка заметила: “Пожалуй, можносказать, было так, как будто я снова обрела свое тело”. При мастурбации,ввиду отсутствия партнера, возникает возможность полного и внезапногоощущения своей телесной сущности. Если мастурбация принеслаудовлетворение, то это чувство ищет выхода и побуждает к поискам партнера,с которым можно было бы разделить удовольствие. Если девушка испытывает неприязнь к своим органам и избегает ихтрогать, но позволяет молодому человеку ласкать себя или вступать с ней всвязь, то этим она как бы снимает с себя ответственность за своюсексуальность и перекладывает ее на другого. Подобным же образом люди,чувствующие греховность мастурбации, страдают от недостатка уверенности всебе. Зато половой акт приносит удовлетворение самолюбию, заслоняющеесобой незавершенность и недостаток удовольствия. В таких случаях, еслиудается проникнуть под маску сексуальной искушенности, то обнаруживаетсясохранившееся в душе чувство греха. Однажды я говорил на эту тему сженатым сорокалетним мужчиной, имевшим нескольких детей. Он проходилобследования уже несколько лет; наступило небольшое улучшение, но полногорешения проблемы так и не было. В самой первой беседе я спросил его осексуальных переживаниях и о мастурбации. Он ответил, что да, занималсяэтим, и что это его сильно беспокоит. Меня, как врача, удивил такой ответ:ведь человек уже проходил лечение. Когда я объяснил ему, что в мастурбациинет ничего неверного и аморального, он вздохнул с облегчением и сказал:”Вы сняли с моей души груз, тяготивший меня много лет! ” Меня же всегдаудивляло, когда пациенты, уже проходившие курс аналитической терапии,сообщали, что тема мастурбации при этом не затрагивалась. Ведь в задачуанализа как раз и входит выявление и нейтрализация чувства вины,связанного с мастурбацией, омрачающего получаемое удовольствие. Врачподтверждает, что мастурбация – естественное явление; этим он помогаетпротивостоять вредному влиянию чувства вины. Вильгельм Райх сказал однажды, что если пациент не получаетудовольствия от мастурбации, то, значит, он не закончил лечение по курсуаналитической терапии. Все это говорится, конечно, не в поощрениемастурбации. Все дело в том, что неспособность получать удовольствиеГлава 2. СЕКС – ВЫРАЖЕНИЕ ЛЮБВИНевозможно писать о сексе, не говоря о любви. Искушенный индивидуумсмотрит на секс и на любовь как на совершенно разные чувства; такой взглядхарактерен для невротических личностей и связан с неглубоким пониманиемэтих эмоций. В этой главе мы поговорим о связях, существующих между сексоми любовью, и попытаемся определить общие функции, которые их объединяют. Секс – выражение любви. Однажды я даже осмелился сказать, что “сексневозможен без любви” (в статье для “Энциклопедии сексуальногоповедения”). Экземпляр статьи был отправлен на рецензию редакторукатолического журнала, которого заин
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…