Александр Моисеевич Володин Лившиц

(1919-2001)
ВОЛОДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург, прозаик. Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).
Стихи писал с детства; первая книга — сборник «Рассказы» (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса «Фабричная девчонка» (пост. 1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом. Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина — «Пять вечеров» (1959), «В гостях и дома» (1960), «Старшая сестра» (первонач. назв. «Моя старшая сестра», 1961), «Идеалистка» (1962), «Назначение» (1963), «Две стрелы» (1967; пост. 1980), «Кастручча» (1968), «Дульсинея Тобосская» (1969; пост. 1971), «Ящерица» (1969; пост. 1982), «Мать Иисуса» (1970).
Характерная для драматургии Володина художественная свобода — от реалистического жизнеподобия до условности притчи («Две стрелы», «Ящерица», «Мать Иисуса»), литературного парафраза («Дульсинея Тобосская») и сатирического гротеска (комедия «Назначение» — о сов. бюрократии; «Кастручча» — антиутопия в духе Дж.Оруэлла и Е.Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. «Пять вечеров», «Старшая сестра») и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. «Назначение», «Кастручча»).
Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: «Пять вечеров» (по собственной пьесе), «Звонят, откройте дверь!» (1965), «Похождения зубного врача» (пост. в 1965 реж. Э.Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны), «Дочки-матери» (1974; пост. реж. С.Герасимова, 1975), «Осенний марафон» (пост. в 1979 реж. Г.Данелия).
В воспоминаниях — книги «Для театра и кино», «Оптимистические записки» (обе 1967), «Записки нетрезвого человека» (1991), — обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
Умер Александр Володин 17 декабря 2001 в Петербурге.