Алексеева А. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии кгу имени Н. А. Некрасова

Управление образования Администрации города Костромы Центр семейно – общественного воспитания детей, не посещающих дошкольные учрежденияРазвитие и воспитание ребенкаот 1 года до 2 летКострома 2007Составитель: Алексеева А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. В составлении приняла участие Голубева М.Г., педагог-психолог «Центра семейно–общественного воспитания», высшей квалификационной категории. Рецензент: Попова Е.П., кандидат педагогических наук, начальник отдела дошкольного образования Управления образования Администрации города Костромы.«Азбука для мамы» (развитие и воспитание ребенка от 1 года до 2-х лет). Рекомендации молодым родителям, педагогам дошкольных учреждений, студентам дошкольных факультетов. – Кострома, 2007 г.«Азбука для мамы является продолжением первой части – «Воспитание ребенка 1-го года жизни». Рекомендации предназначены для молодых родителей, чьи дети раннего возраста не посещают дошкольное учреждение. Ребенок подрастает, появляются новые проблемы. Большинство трудностей в воспитании маленького ребенка возникает из-за незнания основ его физического и психического развития. В рекомендациях представлены самые основные начальные сведения о ребенке 2-го года жизни, которые можно назвать «азбучными» истинами в воспитании. Рекомендации будут полезными и для педагогов дошкольных учреждений, и для студентов по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». «Азбука для мамы» активно используется в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста, как доступный материал в просветительской работе с родителями. © Центр семейно-общественного воспитания © А.В.Алексеева, составление, 2008Содержание Обращение к родителям 4Развитие и воспитание ребенка от 1 года до 2-х лет 5Физическое развитие и воспитание. Здоровье. Гигиена. 6Ребенок развивается в движении 10Ребенок учится действовать с предметами. 13Игры детей в домашних условиях 16Ребенок многое понимает и ему очень хочется говорить самому… 21«Секреты» пальчиков и ладошек 24Вместе делаем, придумываем, радуемся 25 ^ Обращение к родителям Уважаемые Мамы и папы! Бабушки и дедушки!Все близкие люди для ребенка! Прошел год с тех пор, как в семье многое изменилось – появившись на свет, малыш прочно занял свое достойное место в этой жизни! Многое Вас радовало, что-то огорчало, тревожило… Ребенок подошел в прямом и переносном смысле к новому рубежу: он прожил один год младенчества – так называется этот период от рождения до одного года. Каждый день был открытием для ребенка и для Вас. Его активное развитие не останавливалось ни на миг. Потребность в движениях и активное поведение малыша (он ни минуты не хотел сидеть спокойно) подготовили его к самостоятельной ходьбе. Окружающий мир для ребенка расширился, он может пробраться в любой уголок освоенного и не освоенного еще пространства, стали доступнее вещи, предметы, игрушки… В связи с этим появилась новая потребность – исследовать все, что стало доступным. И это стало выражаться в познавательной активности ребенка: рассмотреть, поиграть, бросить, попробовать на вкус, оторвать какие-то элементы, поломать… Его привлекают как знакомые, так и незнакомые предметы, крупные и мелкие, натуральные и игрушечные. Многочисленные действия с ними развивают общие движения и мелкие движения рук, кисти, пальцев. Ребенок научился с Вами «разговаривать», хотя произносимых слов в его речи еще мало. Но пассивная речь очень помогает выражать просьбу, удовольствие, нежелание и т.д., и т.д. Он эмоционально проявляет себя в мимике, жестах, действиях. Адекватно относится к похвале, к порицанию. Умелое распознавание потребностей ребенка, его состояния, настроения, желаний, требований («дай!») значительно смягчает проявления «кризиса 1 года», который, по мнению ученых, свидетельствует о своеобразном витке на новом уровне развития ребенка. Проявления упрямства, негативизма, каприза, своеволия, которые могут проявляться в годовалом возрасте, находятся в прямой зависимости от реакции взрослых на них. Негативные проявления в поведении ребенка могут быть малозаметными – если взрослый внимателен, терпелив, тверд, если он уже изучил своего ребенка и находит самый подходящий способ реагирования на то или иное проявление ребенка. И наоборот: реакция взрослого на каприз, своеволие ребенка проявляется как категоричный запрет, жесткий ответ, отсутствие внимания к ребенку – это усиливает его негативное проявление. Итак, в семье стал складываться свой опыт воспитания ребенка. Надеемся, что наши советы, предлагаемые в первой части «Азбуки для мамы» (1-й год жизни ребенка) Вам помогли обогатить свой опыт внимательных, заботливых, грамотных родителей. А ребенок без устали продолжает свой путь развития… Младенчество, а именно – каждый день, каждый прожитый месяц на 1-м году жизни, стали основой, фундаментом в развитии ребенка на 2-м и 3-м году его жизни. Этот новый период называется периодом раннего детства. Мир ребенка от одного до двух лет становится еще сложнее, интереснее как для него, так и для близких. Немногие родители отдают ребенка в детский сад в этом возрасте. Конечно, с мамой ребенку лучше, спокойнее, комфортнее. Родители уже поняли, что они не просто родители, а первые воспитатели ребенка. Ребенок растет, меняется, а значит и родители должны идти не просто в ногу с развитием ребенка, а опережать его развитие. Мы попробуем помочь родителям в этом.Спрашивают родители… Моему сыну еще нет полутора лет, а он явно вредничает: может, что угодно, сбросить со стола, на слова «нельзя» все равно делает по-своему. Я читала где-то, что у детей бывает кризис, неужели это так, что это такое? Может быть у сына кризис? И что же делать в этот период? Как его приучить слушаться? Надо ли и как часто без признаков болезни ребенка показывать врачу? К каким специалистам надо сходить после первого года жизни ребенка? Дочка стала капризной. Мы это связывали с прорезыванием зубов. Но капризное поведение стало ей как – будто нравиться, она добивается своего. Не всегда понятно чего она хочет. Я вижу у других маленьких детей испорченные зубы, неужели портятся молочные зубы? Как их сохранить? Вредно ли то, что дочка все берет в рот? Ей сейчас 1 год 4 месяца, врач говорит, что у нее мало зубов. А что надо делать, чтобы соответствовало возрасту? Дочке 1 год 6 месяцев. Как приучать к горшку? Она категорически его отвергает. Я пытаюсь ловить момент, но не получается, хотя она тут же замочит штанишки. Мы заметили такую особенность в поведении сына: как только начал уверенно ходить, он начал лазать, стремится на высоту, часто срывается, поплачет, а потом снова лезет. Или же находит маленькие пространства, лезет туда, застревает, иногда что-то падает на него… И так постоянно, может быть какие-то непорядки с его развитием? Дочка не засыпает одна… С ней надо сидеть, иногда долго не засыпает. Пробовала уходить, приглушать свет, но она плачет, добивается, чтобы ее взяли на руки. Ей скоро полтора года, надо ведь приучать засыпать самостоятельно. А как? Нашей дочке 1 год 7 месяцев, она не может долго находиться без бутылочки с соской. Умеет пить из чашки, хорошо ее держит, пьет глотками. А потом все равно находит бутылочку, или просит ее. Сосет даже пустую. Я заметила, что она начинает нервничать, если нет бутылочки. Приходится брать ее с собой, если отлучаемся из дома. Как ее отучать, не нанося вреда ее нервной системе. Через месяц дочке будет 2 года. В последние полгода она не управляема. Делает то, что ей хочется. Физически она сильная, упитанная, нам кажется, что нормально умственно развита. Но всех заставляет крутиться около ее. Над всеми, в том числе, и над детьми ей надо брать верх. А если нет, то ударит, толкнет. Наша настойчивость вести себя по иному вызывает истерику: падает на пол, кричит до поту. Другие мамы говорят, что она не слышит обращения к ней, не реагирует. Я знаю, что она все слышит, но не реагирует. Она редко смотрит в лиц о, в глаза, когда ей делают замечание. Мы, конечно, обеспокоены. К кому обратиться за помощью? Вопросы актуальные и их можно продолжать… Родители ждут конкретного ответа на свой вопрос. Очень удобно: задать вопрос, получить рецепт и решить проблему… В одном случае «рецепт» поможет, но чаще всего приходится искать варианты, подходящие для конкретного случая, конкретного ребенка, конкретной семьи. Поэтому сначала мы предлагаем Вашему вниманию, уважаемые родители, самые основные, начальные сведения о ребенке 2-го года жизни, которые можно назвать «азбучными» истинами в воспитании. Ведь большинство проблем, трудностей возникает из-за незнания основ физического и психического развития ребенка, что ведет к ошибкам родителей^ Развитие и воспитание ребенка от 1 года до 2-х лет В возрасте от 1 года до 2-х лет ученые определили 4 периода в развитии, когда делаются своеобразные «срезы» по показателям физического и психического развития ребенка (их называют «эпикризные сроки»). Соответствия норме развития или отклонения от нее определяют специалисты: врачи, педагоги, психологи. И если даже ребенок не ходит в детский сад, уровень его развития определить можно маме, хотя, лучше, обратиться к специалистам (в своей поликлинике, в ближайшем Центре развития ребенка). В приложении данного пособия посмотрите несложную таблицу, в которой даны основные показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни. В нашей «Азбуке» мы покажем то основное, чего нельзя упускать в воспитании детей 2-го года жизни. Для начала определим общие, но очень важные условия в домашнем воспитании: Умело и внимательно наблюдайте за развитием ребенка: что закрепляется в поведении, что появляется вновь, меняются ли интересы и привязанности ребенка, что принимает или отвергает и т.д. Постарайтесь грамотно выстроить взаимодействие с ребенком: он стремится к самостоятельным действиям, но еще очень нуждается в вашем внимании, помощи. Выберите «среднюю» линию совместной деятельности с ребенком. Обратите внимание на то, что «эпикризные сроки» в развитии ребенка соответствуют общепринятым кварталам года, т.е. трем месяцам. Поэтому ежеквартальные сроки могут быть своеобразным ориентиром во времени (сходить в поликлинику, посетить врачей-специалистов, посмотреть таблицу показателей развития, заметить изменения и пр.). Своевременно ставьте перед собой вопросы: появились ли заметные изменения в развитии через каждые три месяца? Многие умения более ярко проявляются именно в «эпикризные сроки», а именно – 1 раз в квартал (особенно: речевые умения, культурно-гигиенические навыки, движения, игра и действия с предметами, различение цвета, формы, величины и др.).^ Физическое развитие и воспитание. Здоровье. Гигиена. Начнем с того, что один раз в три месяца вы будете с ребенком посещать педиатра и знать, как идет физическое развитие (прибавки в росте, весе; при отклонениях в состоянии здоровья – посетить специалиста; своевременные профилактические прививки и пр.). На 2-м году жизни ребенка идет интенсивное прорезывание зубов.^ Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту.Пять зубов у нас во рту…Не пройдет и год, Будет полный рот… Да, это совершенно верно. Проговаривайте эти ритмические слова ребенку, ему понравится. Первые коренные зубы появляются в 12-16 месяцев, клыки в 16-20 и вторые коренные зубы – в 20-30 месяцев. Для контроля этого процесса можно воспользоваться простой формулой: число месяцев жизни минус 4 получается количество зубов. Например, ребенку 18 месяцев, сколько зубов у него должно быть? 18месяцев – 4 = 14 зубов. Но имейте в виду, что в сроках и в последовательности прорезывания зубов могут быть индивидуальные различия. Обычно болезненно режутся коренные зубы. Облегчите боль: десну ребенка можно смачивать теплым содовым раствором (1 чайная ложка питьевой соды на 1/2 стакана теплой воды). В этот период ребенок может плохо спать, капризничать, плохо есть, все эти проявления тесно взаимосвязаны, заметно сказываются на поведении. Ваша реакция – как можно больше внимания, соучастия, сочувствия ребенку. Ну, если «у нас – полный рот зубов», значит изменится кое-что и в детском питании. Ребенку после года рекомендуется смешанный стол. Он предполагает разнообразие используемых продуктов для ежедневного приготовления блюд. Белки, углеводы, жиры, витамины и прочие питательные вещества присутствуют в традиционно используемых продуктах. А вот варианты, комбинации их сочетания можно менять ежедневно. Вы легко заметите пристрастие и вкус ребенка к тем или иным блюдам и, в зависимости от этого, постарайтесь варьировать продукты. В дневном рационе ребенок получит все необходимое. Здоровый аппетит – это ощущение собственной потребности в том виде пище, который именно сейчас и необходим организму. Бывает так, что какой-то период ребенок предпочитает определенные блюда, а потом отказывается от них. Это возможно. Вот здесь-то и нужны комбинации. Сейчас много информации о рациональном питании ребенка в раннем возрасте, маме надо просто поинтересоваться и заняться вопросом здорового аппетита ребенка. В этом поможет врач-педиатр, консультант в поликлинике, мед. сестра. В рациональное питание не входят колбасные изделия, сладости, фруктовые воды и прочее, что содержит консерванты, красители, ароматизаторы. Пусть как можно дольше ребенок не знает вкуса конфет. Если вы сумели выдержать до 2-х летнего возраста ребенка, вы – заботливая мама, вы сделали большое благо для ребенка. Вред сладостей для малыша известен всем, но далеко не все проявляют твердость в том, чтобы не угостить ребенка «сладеньким». Заметим, что твердость труднее проявить по отношению к родственникам и знакомым. Но это надо сделать. Ведь ребенок, не вкусив конфету, не знает, что это такое. А внешнюю ее привлекательность просто не надо демонстрировать. Если даже вы исключите присутствие конфет в доме на этот период, вы ничего не потеряете, наоборот, это будет благо и для ребенка и для вас. Рациональному питанию ребенка поможет смешанный стол. Смешанный стол в питании ребенка – это не сверхизысканные блюда и приготовления. Это натуральные, обычные (простые), свежие продукты в разном сочетании. Исключив блюда с консервантами из постоянного рациона (исключением могут быть соки, консервированные фрукты), остается обратиться к известной истине: разумное сочетание белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Их необходимость, взаимосвязь давно просчитана учеными для детского и взрослого организма, для мужчины и женщины, для молодого и пожилого человека. Но маме надо знать сначала самое необходимое. Ребенку нужны белки растительного и животного происхождения. Растительные белки содержатся в крупах, орехах, бобовых и пр. Животные белки – в мясе, яйцах, молоке, рыбе, птице. Постоянное употребление белков реально: не хочет ребенок кашу, но поест мясное блюдо, или наоборот. Пусть ребенок ест столько, сколько хочет – он не съест ни больше, ни меньше того, сколько требуется ему. В этом случае насыщение белком будет обеспечено. Остается понаблюдать за аппетитом ребенка, подумать о смене белковых блюд.Жиры в обычном понимании многих людей – это жирная пища, от которой стараемся избавиться. Но организму нужны жирные кислоты, которые участвуют в обменных процессах и являются не заменимыми для этого. При термической обработке жирные кислоты теряют качества. Особенно полезно растительное масло в сыром виде, что легко использовать в салатах. В смешанный стол ребенка включаются углеводы. Это сахар и крахмал, который находится в хлебе, крупах и других мучных продуктах, в картофеле, в овощах, корнеплодах. Дефицит углеводов наблюдается редко. А вот избыток может привести к нарушению обменных веществ в организме. Мы не всегда задумываемся о ценности минеральных солей для растущего организма. Биологическая ценность их состоит и проявляется в росте костей, прорезывании зубов, в сокращении мышц, в образовании гормонов и ферментов. Среди множества минеральных веществ выделяют кальций, йод, железо. Именно они чаще являются дефицитом в организме ребенка, так как значительная часть их теряется при кулинарной обработке. Говоря о смешанном столе для ребенка, следует отметить, что минеральные соли содержатся в разных продуктах. Кальций обязательно присутствует в молоке и кисломолочных продуктах, в твороге, сыре. Мясо, рыба, овощи и фрукты – это тоже поставщики кальция. Железо содержится в мясе, печени, яичном желтке, икре рыб, в хлебе и крупах, фруктах (особенно: зеленые яблоки, гранаты и пр.), в зеленых листовых овощах. Йод в больших количествах имеется в морской рыбе, морской капусте, меньше его в овощах и фруктах, но постоянное присутствие их в рационе ребенка с получением витамина В поможет сдвоению кальция и фосфора в кишечнике. Смешанный стол ребенка не может быть таковым без витаминов. Дефицита витаминов не будет, если ребенок получает разнообразную, натуральную пищу. Витамин А присутствует в обычной пище: растительное масло, сливочное масло, сливки, печень, яичный желток. Витамин А образуется с помощью каротина, имеющегося в моркови, оранжевых фруктах, в листовой зелени. Недостаток витамина А проявляется в склонности к простуде, кожным заболеваниям, ухудшению зрения.Витамин В (и вся группа) особенно важен для полноценной деятельности нервной системы, кроветворения, для предупреждения болезней глаз, кожи. Эти витамины содержатся в хлебе и крупах грубого помола, в яйцах, печени, молоке, мясе, в дрожжах, пшеничных отрубях. Витамин Д образуется по воздействием солнечных лучей. В зимнее время необходимо дополнительное поступление в организм этого витамина (рыба, яичный желток, печень, растительное масло). Именно витамин Д нужен для усвоения минеральных веществ (кальций, фосфор и др.), поступлению их в кровь и созданию костей. Не следует забывать и о воде. Ее необходимое количество поступает через напитки, супы, овощи, фрукты. Кроме этого, пусть ребенок пьет обычную воду – столько, сколько хочет. Опять-таки он выпьет ни больше, ни меньше, чем ему требуется. Таким образом, смешанный стол ребенка достаточно богат, разнообразен, но и прост. Варианты сочетаний продуктов – многочисленны. Взрослому необходимо придерживаться присутствия разных веществ в питании ребенка, отказа от длительного однообразия блюд, от неупорядоченного использования сладостей, особенно между кормлениями. Смешанный стол – это сбалансированность, сочетаемость самых разных простых продуктов, многочисленные варианты блюд из них. Немаловажно и внимательное наблюдение за аппетитом ребенка: «любимое» блюдо он может отвергнуть и какое-то время в нем не нуждаться, но неожиданно выразит потребность в тех блюдах, от которых прежде отказывался. Это – нормально. Уважаемые родители! Уделите должное внимание питанию ребенка второго года жизни. Кроме качественного питания, как видим, не обязательно изысканного и сверхдорогого, здесь не последнее место занимают воспитательные вопросы. Процесс кормления иногда превращается в тяжкую процедуру для ребенка и мамы; у ребенка плохой аппетит; ребенок отвлекается во время еды – вертится, гримасничает, бежит к игрушкам, возвращается и т.д., упрямится, привередничает, просит сладостей и т.д. Давайте попробуем выработать ряд простых правил и придерживаться их именно на втором году жизни ребенка. Игнорирование этих правил выработает те негативные привычки в жизни ребенка, которые определят его поведение за столом в последующие годы. До полутора лет рекомендуем кормить ребенка 4-5 раз, а после полутора – 4 раза в день. Промежуток между приемами пищи составляет соответственно от четырех до пяти часов. Возможно и трехразовое питание, при котором дети нормально растут и развиваются. Выработайте у себя спокойное, нормальное отношение к аппетиту ребенка. Если он не испытывает желания и интереса к еде (хотя прошло 4 часа), ест мало, начинает привередничать, возможно, что он не успел проголодаться. Попробуйте удлинить интервал между кормлениями. Возникает и необходимость сокращать интервалы. Ребенок не заявляет о том, что хочет есть, но в поведении это не трудно заметить: капризничает, игрушки отвергает, «не знает, чем заняться», становится возбужденным, плаксивым – это признаки голода – не понятного ему чувства, а мама это должна заметить. Приучайте ребенка есть самостоятельно. Сейчас это очень важно. Пусть держит ложку, может взять не острую вилку. Что-то обязательно донесет до рта. Не запрещайте категорично брать пищу руками (макароны, котлету и пр.). Хорошие манеры – впереди. А сейчас он сам знакомится с содержанием в тарелке. Он должен сам понять, что он голоден и этот голод может удовлетворить едой. Не проявляйте тревоги и беспокойства, если мало съел супу, или не доел котлету, или отказался от пюре… В один раз этого и не бывает. Он съест то, что утолит его голод. Такое ваше усилие как «ложку за маму, папу…» пользы не принесет, а постепенно выработает отвращение не только к доеданию, но и вообще – к процессу кормления. Не превращайте кормление в средство поощрения и наказания: «съешь все – конфету дам, не съешь суп – не дам шоколадку». Просто забудьте о таком способе! Чреватость, вредность его обнаружите очень скоро, но будет поздно, ребенок запомнил то, что еда – это не естественный процесс утоления голода, а награда или обязанность. Не думайте о том, что только вы знаете о полезном питании малыша. Внимательное наблюдение за кормлением и поведением ребенка (можно кое-что записывать – очень пригодится!) поможет вам заметить периодическое изменение в аппетите и интересе к тем или иным продуктам, блюдам. Положитесь на ребенка, он не будет морить себя голодом. Съеденный банан и яблоко (вместо завтрака!) обязательно восполнятся полным обедом, где он не откажется и от хлеба, и от супа, и от рыбы! Не кормите ребенка насильно, не пугайте наказанием, угрозой («папе скажу, он тебя накажет…»). Этим вы легко превратите кормление в неприятный процесс, заметите ухудшение аппетита, понижение активности ребенка, усиление его раздражительности. А себя будете ловить на мысли: «в чем же дело, делаю все вкусно, еда полезная…». Подумайте о том, как исключить ваше давление на ребенка во время еды, вспомните, не было ли насильственного кормления во второй половине первого года жизни, откажитесь от неоправданной строгости и «правильности» собственной позиции. Скорее всего, вы еще не поняли и не познали своего малыша. Очень возможно, что проблемы в кормлении ребенка – это ваши проблемы, а не его. Есть сезонные периоды. Зимой ребенок получает меньше солнечных лучей. Весной – меньше «живых» витаминов. А долгожданное лето надо воспринять как благодатный сезон для жизни ребенка – не более. Не пытайтесь восполнить сразу и полно все не полученное за зиму и весну. Именно летом, особенно в жаркие дни, возможно изменение режима питания, возможно ухудшение аппетита. Пусть ребенок побольше пьет: вода, компот, разбавленный сок – все это может пить ребенок. Молоко, кефир – это пища, а не питье. Выпив кефир, кисель перед дневным сном, ребенок может отказаться от обеда – это не каприз, он почувствовал, что сыт и может спокойно уснуть. Но после сна он хорошо поест. Если вам не удалось уберечь ребенка до 2-х лет от сладостей, то после их приема дайте ребенку попить воды. Приучайте полоскать рот – сначала, как получится. После конфеты почистите его зубки (можно мокрой ваткой, марлевой салфеткой). Полоскание после еды – процедура просто нужная – очистить питательную среду, в которой гнездятся бактерии. Молочные зубы повреждаются легко и быстро, если их не оберегать, посещения стоматолога не минуемы. Правила можно продолжить… Но для начала задумайтесь над этими. Пусть и не сразу, а через какое-то время решите ряд проблем, связанных с кормлением ребенка второго года жизни.^ Ребенок развивается в движении Одной из задач в воспитании ребенка 2-го года жизни является развитие общих движений. К ним относится ходьба, бег, лазанье, прыжки, бросание предмета. На первый взгляд кажется, что весь день ребенка проходит в этих движениях. Это биологическая потребность растущего организма. Природа ребенка разумно «распоряжается» его двигательной активностью. Ребенок 2-го года жизни без смены позы или вида движения может находиться или двигаться от нескольких секунд до 1,5 минут. Понаблюдайте: то ребенок ходит, то залезает на что-нибудь, то слезает, то садится, поднимается, бросает мяч, перешагивает через что-то и т.д. Поочередная смена движений снимает напряжение уставших мышц, обеспечивает им отдых. А в целом ребенок все время совершает какие-либо действия. Двигательная активность детей различна, индивидуальна. Условно можно выделить три группы: дети средней, большой и малой подвижности. Ребенок 1-й группы отличается размеренной подвижностью в течение дня, движения спокойные, уверенные. Такой ребенок бегает, прыгает, лазает столько, сколько может, сам переключается на другую деятельность или обращается к взрослому. Но это не значит, что с ребенком не надо заниматься. Среди детей 2-й группы выделяются особенно подвижные дети с повышенной активностью. Чрезмерная подвижность утомляет нервную систему, что сказывается на поведении (неуравновешенность). Дети находят возможность двигаться в любых условиях (непоседливость). Большая двигательная активность приводит к умственной утомляемости (рассеянность внимания, неточность любых действий). Здесь очень важно помогать ребенку переключаться на менее динамическое состояние. Дети 3-й группы отличаются малой двигательной активностью. Они выбирают спокойные виды деятельности. Родителей это вполне устраивает. Но надо иметь ввиду, что из-за малой активности у детей не развивается ловкость, плохо формируются движения., не вырабатывается потребность в подвижных видах деятельности (дети сторонятся подвижных игр, сидят, наблюдают за другими). Эти общие характеристики двигательной активности детей 2-го года жизни помогут вам определить примерный двигательный темп своего ребенка. Но в любом случае ребенок нуждается в помощи взрослого, который может мудро, ненавязчиво сопровождать развитие двигательных навыков через игровые упражнения, этюды, незатейливые игры со своим ребенком. Предлагаем перечень двигательных навыков, которые необходимы ребенку 2-го года жизни для его правильного физического развития.ХодьбаК 1 г. 6 мес. ходьба с перешагиванием через палку; ходьба по лестнице приставным шагом с опорой, а затем переменным шагом без опоры (высота ступенек 15-20 см); ходьба по доске, положенной на землю.С 1 г. 6 мес. устойчивая ходьба при перемене направления (прямо, поворот в сторону, назад, наклоны); ходьба и спуск по лестнице переменным шагом (сначала с опорой, потом без опоры); ходьба по наклонной доске (ширина – 25 см, высота – до 20 см) с помощью взрослого, к 2 годам – без помощи; ходьба по гимнастической скамейке с помощью взрослого, к 2 годам – с предметом в руках.ЛазаньеК 1 г. 6 мес. залезание на горку; подлезание под предмет.С 1 г. 6 мес. лазанье по стремянке приставным шагом (высота – 1,5 м);К 2 годам лазанье по вертикальной лесенке приставным шагом.БросаниеС 1 года – бросание мяча (диаметр 15-20 см) обеими руками.К 1 г. 6 мес. – бросание мяча в цель обеими руками на расстояние 30-40 см.^ К 2 годам – то же одной рукой.БегС 1 г. 2 мес. Двигательные упражнения ребенку интересны со словами. Мама шагает рядом с ребенком и произносит:«Зашагали наши ножкиПрямо по дорожке топ-топ.^ Вот как мы умеем с Олей топ-топ,Ну-ка, веселее, топ-топ. Это наши ножки шагают по дорожке, топ-топ». (1-2 раза)С 1 г. 3 мес. – ребенок, играя, упражняется в беге. Для выработки основных двигательных навыков недопустимы навязанные ребенку упражнения. Не принуждайте ребенка делать то, чего он не хочет в данный момент. Зато он легко согласится поиграть. Так, на протяжении всего 2-го года жизни очень важно упражнять ребенка в ходьбе. Все виды ходьбы способствуют развитию навыков равновесия. Задания простые: «Давай пойдем по этой дорожке к кукле и посадим её на стульчик»; «Это мостик, по нему пройдем, поищем мишку». В домашних условиях есть возможность упражнять ребенка во всех видах движений.Упражнение «Пролезь в обруч». Взрослый: «В норке сидит мышка. Пойдем к ней в гости».Упражнение «Великан». Взрослый берет мяч (любую игрушку) чуть выше вытянутой руки ребенка и предлагает ему: «Достань-ка… У-у-у, какой большой…». Пусть ребенок дотянется, потом поиграйте с игрушкой.Игра «Птичка». Сначала ребенок и мама сидят на корточках – они птички. Мама напевает:«Села птичка на окошко,Посиди у нас немножко.^ Посиди, не улетай,Улетела птичка – ай!» Помахивая руками (крыльями) птички улетают. После нескольких повторений ребенок будет договаривать легкие слова во время игры.Упражнение «Поймай зайчика» (солнечного). Мама зеркальцем «ловит» зайчика на стене, потолке и приговаривает:«Солнечный зайчик: прыг, прыг, скокПрыгает как мячик: прыг, прыг, скок…». Движения зайчика разнообразны: он бегает, прыгает, убегает, прячется, выскакивает. Мама словами обозначает: зайчик веселый; прыгнул на диван; забрался на потолок; устал; лег спать; уснул; выскочил; танцует и т.д.Игра «Пойдем в гости». Для этого упражнения на полу положите «дорожку» длиной до 2-х метров (ширина 40-50 см). Это может быть лист обоев, кусок ткани, дорожка, ограниченная шнуром и т.п. На другом конце дорожки ждет собачка. В гости можно идти с куклой или любой другой игрушкой. Мама произносит слова:«Катя, Катя маленька,Катенька удаленька.^ Иди по дорожке,Топни, Катя ножкой». Постепенно можно усложнять «путь». Перешагнуть через препятствие; перелезть через стульчик, ползти на коленках. Можно увеличить длину пути, сделать поворот и т.д. Варианты бесконечно разные: угощать собачку, поиграть с ней. По желанию ребенка менять игрушки, побуждая к тому, чтобы ребенок сам их выбирал. Хорошие возможности для развития движений у детей есть в зимнее время на улице. Не превращайте прогулку в катание ребенка на санках. Для того, чтобы ребенок мог двигаться, предлагаем придерживаться оправданного способа одевания ребенка. ^ Четырехслойная одежда при температуре воздуха до -8 градусов: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка (демисезонный комбинезон), носки, сапоги (утепленные ботинки).^ Пятислойная одежда при температуре воздуха -12-13 градусов: белье, платье, шерстяная кофта, колготы, рейтузы (две пары), зимнее пальто (шуба, теплый комбинезон), валенки, две пары носков (шерстяные и махровые). В такой одежде ребенок будет двигаться.Чем занять ребенка на улице? Предлагаем типичные игровые упражнения, которые можете разнообразить сами.1 г. – 1 г. 3 мес.: катание в санках куклы (мишки, зайца…).1 г. – 1 г. 5 мес.: ходьба за санками, толкание их впереди себя.С 1 г. 6 мес.: бег за мячом (до 7 см в диаметре), догнать и принести, снова бросить.1 г. 6 мес. – 2 г.: «Зайди в домик». Обруч лежит на земле. Ребенок заходит в обруч сначала держась за руку взрослого, потом один. Потом с куклой.^ К 2 годам: прыжок в обруч с опорой (за руки) и обратно, потом без опоры.«Перешагни через обруч». Обруч держать на высоте 25-45 см (в зависимости от роста ребенка). Предложить перешагнуть правой и левой ногой поочередно.^ 1 г. 9 мес.: «Залезть на горку». С помощью и без помощи взрослого.1 г. 10 мес.: «Кинуть снежок». Обруч находится в вертикальном положении на расстоянии 80 см от ребенка. Диаметр снежка 3-5 см. Бросать правой и левой рукой поочередно.«Достань обруч (мяч)». На высоте вытянутых рук ребенка достать, захватить и притянуть обруч к себе.«Уберем снег». Лопаткой сгребать снег в кучу и переносить в нужное место. Если ребенок отвлекается (едет машина, гуляют дети), не заставляйте насильно выполнять задание. Если он доится залезать на горку, скатываться неё – не настаивайте, пусть подрастет. За время прогулки надо и покатать ребенка на санках, и побегать бегом, и понаблюдать за чем-либо (транспорт, птицы, играющие дети и т.п.). проверяйте теплоту рук, если охладились – согрейте. А дома после прогулки также проверьте ноги. Активная прогулка – залог хорошего самочувствия и средство физического воспитания ребенка.^ Ребенок учится действовать с предметами. Другой важной задачей в воспитании ребенка 2-го года жизни является обучение его действиям с предметами. Предметные действия развивают самостоятельность ребенка и обогащают способы действия с предметами, что является предпосылкой игровой деятельности. Предметные действия осваиваются только в совместной деятельности с взрослыми. Как и общие движения, о которых говорилось, страдают нескоординированностью, так и действия с предметами у ребенка 2-го года жизни нескоординированы. Как в развитии общих движений большую роль играет речевое общение, так и предметные действия сопровождаются называем предмета, при этом обращается внимание на то, понимает ли ребенок произносимые взрослым слова. На 2-м году жизни ребенок лишь усваивает назначение предметов, не зная порой, как применять некоторые из них. При освоении мира предметов и вещей необходимо их назвать, рассмотреть, показать, как пользоваться. Очень важно включать ребенка в этот процесс. Например, перед одеванием принести шапку, подержать варежку. В игре: собрать пирамидку (три кольца), найти такой же (например, кубик). Для ребенка действия с предметами – это игра. Ему все хочется потрогать, постучать, бросить, покусать, смять, порвать. Особенно интересно складывать различные предметы в ёмкость, а потом доставать их. В этом смысле ребенка привлекает кухня, папин стол, выдвижные ящики, прихожая и пр. Ребенок осваивает те места и предметы, которые были малодоступны до годовалого возраста. Для освоения предметного мира предлагаем примерный перечень игрушек, предметов и игр с ними.Куклы: тряпичные с крупными чертами лица, пластмассовые или резиновые пупсы. Среди разнообразия кукол надо выбрать такую, которую можно переодеть, посадить, показать различные действия: шагает, прыгает, танцует, кушает, спит и пр. С куклой можно погулять, покатать в коляске, можно кормить, посадить рядом, когда взрослый читает книжку. Части тела куклы, действия с ней, её одежда обозначаются словами, что расширяет понимание слов взрослого и дальнейшее обогащение активного словаря ребенка. Дайте кукле имя и называйте других кукол по имени. Задача взрослого: ребенок должен полюбить куклу и захотеть общаться с ней как с партнером. Для этого предлагаем один из приемов обыгрывания. Взрослый создает ситуацию сюрприза, неожиданности для ребенка: легкий стук, звук…: «Ой, кто это постучал? Заходи к нам! Как тебя зовут? – Катя (Ляля, Оля и т.п.). Ты хочешь с нами жить? – Да!… А это наша дочка Верочка…(Можно побудить ребенка назвать себя). Давай познакомим куклу Катю с другими игрушками, с бытовыми предметами ребенка: это Верин стул, это её чашка, это её носочки и т.д. Как только ребенок проявит интерес к кукле Кате, можно бесконечно обыгрывать разные ситуации: «Катя хочет кушать, гулять. Что же мы её наденем? Катя хочет спать, разденем её, погладим, поцелуем…» и т.д. постепенно можно обновить гардероб куклы. Попробуйте сделать самодельную куклу: мягкую, с добрым выражением лица, с волосами, гнущимися руками и ногами. Если ребенок слушает сказки, куклу можно соотнести с