ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901 учитель биологии Алексеева Зинаида Ивановна План – конспект урока по теме: «Главные направления органической эволюции». Биологический прогресс и регресс в эволюции. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. 11 классадачи: Сформировать знания о макроэволюции; Раскрыть основные направления эволюции; Дать понятия главных направлений эволюции, способов осуществления макроэволюцииМетоды: репродуктивныеТип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельностиВид урока: лекция Ход урокаОрганизационный моментПриветствие Подготовка к работеПроверка наличия учащихсяИзучение нового материала.Лекция на тему: Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюцииПодведение итогов урока.Задание на дом.План лекции:Сущность макроэволюции;Способы осуществления макроэволюции: – дивергенция; – конвергенция – параллелизм 3) Роль прогресса и регресса в эволюции 4) Пути достижения биологического прогресса 5) Правила эволюцииМакроэволюция – надвидовая эволюция, в ходе которой виды ещё больше обособляются друг от друга, образуя более крупные систематические группы. Так, виды пшеница твёрдая, мягкая, однозернянка и другие образуют род пшеница, а пшеница, рожь и ячмень составляют семейство злаковых. Все представители семейства произошли от какого-то одного общего предка в результате микроэволюции, осуществлённой в популяциях этого предка. Для воссоздания макроэволюции одновременно используются данные сравнительной анатомии, палеонтологии и эмбриологии, благодаря чему было выявлено происхождение пшеницы, кукурузы и др; в животном мире – современной лошади и слона. Между микро – и макроэволюцией нет резкой грани, так как процесс микроэволюции, вызывающий дивергенцию популяций, продолжается без перерыва и на микроэволюционном уровне внутри вновь возникающих форм. Способы осуществления макроэволюции. Основной способ – дивергенция – расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающие под действием изменчивости, закреплённое наследственно и сохранённое естественным отбором. Общая закономерность эволюции, приводящая к образованию новых видов, родов, классов и т. д. Примером дивергенции является возникновение разнообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предков видов на Галапагосских островах. Механизм дивергенции основан на эволюционных факторах. В результате мутации, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора, в какой-то момент эволюции накопившиеся различия окажутся настолько значительными, что приведут к распаду исходного вида на два и более дочерних. Второй способ осуществления макроэволюции – параллелизм. Это процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп. Пример – развитие саблезубости у представителей разных подсемейств кошачьих. Третий способ – конвергенция – сближение признаков в пределах разных систематических групп живых организмов, возникающее при действии относительно одинаковых условий существования в ходе естественного отбора. Так, рыба акула, ископаемое пресмыкающееся ихтиозавр и млекопитающее дельфин имеют одинаковую форму тела, поскольку одинакова среда их обитания – водная. При конвергентном развитии сходство между неродственными организмами бывает только внешним. При конвергентном способе эволюции возникают аналогичные органы.Прогресс и его роль в эволюции. Этой проблемой занимался А.Н.Северцов. учение о прогрессе в эволюции было в дальнейшем развито его учеником И.И.Шмальгаузеном. Процесс эволюции идёт непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Такое возрастание приспособляемости организмов к окружающей среде А.Н.Северцов назвал биологическим прогрессом. Критериями биологического прогресса являются:а) увеличение численности;б) расширение ареала;в) повышение темпов внутривидовой изменчивости. Биологический прогресс – результат успеха вида в борьбе за существование.Биологический регресс – явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками:а) снижением численности особей;б) сужением ареала;в) уменьшением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели и в конечном счёте свидетельствует об угасании вида. В настоящее время виды, подвергшиеся биологическому регрессу, находятся под охраной человека. К числу исчезающих видов можно отнести уссурийского тигра и пятнистого оленя, ехидну и утконоса. Вымирание вида означает, что навсегда утратятся гены, которыми человек мог бы воспользоваться для восстановления его или для селекции, а в конечном счёте беднеет генофонд Земли. ^ — Предлагаю учащимся проанализировать данный материал и заполнить таблицу. Биологический прогресс и биологический регресс Признаки Биологический прогресс Биологический регресс ^ Численность вида Высокая Низкая Количество популяций вида Большое, образуются новые популяции Небольшое, происходит сокращение числа популяций ^ Соотношение рождаемости и смертности в популяциях Преобладает рождаемость Преобладает смертность ^ Ареал вида Расширяется Сужается Состояние надвидовых таксонов Таксон высшего ранга включает в себя большое число таксонов низшего ранга: род включает большое число видов, семейство – много родов и т. д. Таксон высшего ранга включает в себя небольшое число таксонов низшего ранга: род включает мало видов, семейство – один, два рода и т. д. ^ Биологический прогресс достигается различными путями. — Арогенез – путь развития групп организмов с выходом в другую адаптивную зону, под влиянием приобретённых новых приспособлений. Такой путь достижения биологического прогресса А.Н.Северцов определил как ароморфоз, или морфофизиологический прогресс. Примером может служить половая дифференцировка, переход на лёгочное дыхание и другое. Ароморфоз означает усложнение организации, которое сохраняется при дальнейшей эволюции и приводит к возникновению новых крупных систематических групп. Крупные ароморфозы дали возможность освоить животным новые среды обитания и источники питания. Это привело к перестройке общего уровня организации. В результате ароморфозов в процессе эволюции возникли новые типы животных, отделы растений, их классы. — Аллогенез – направление эволюции группы организмов, при которой у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остаётся прежними. Такие частные приспособления называются идиоадаптациями. Идиоадаптации возникают после ароморфоза, когда группа организмов заняла новую среду обитания и начались приспособительные изменения у отдельных популяций. Поэтому все популяционные, видовые, родовые особенности растений и животных относятся к идиоадаптациям. Примером могут служить различные формы тела рыб, цвета оперения у птиц, приспособления к опылениям у цветковых растений.— Катагенез – особый путь развития эволюции, связанный с проникновением организмов в более простую среду обитания и резким упрощением строения и образа жизни. Этот путь достижения биологического прогресса А.Н.Северцов назвал «общей дегенерацией». Примером служат паразитические ленточные черви, утратившие пищеварительную систему. — Предлагаю учащимся заполнить таблицу совместно по результатам лекции:^ Пути достижения биологического прогресса Признак Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация Какими преобразованиями сопровождаются Усложнения строения и функций, не являющееся приспособлением к условиям среды, но носящее самый общий характер. Даёт возможность расширять использование условий внешней среды. Частные приспособления к специфическим условиям среды. Приспособления к долее простым условиям существования: упрощение организации, возникновение приспособлений. ^ Изменение общего уровня организации Повышается Сохраняется Понижается Уровень осуществления эволюции Выход в другую адаптивную зону В пределах одной адаптивной зоны Как в пределах, так и с выходом в другую зону ^ Уровень возникающих таксономических различий Как правило, не ниже класса Таксоны невысокого ранга – семейство, род, вид. Приводит к увеличению видового разнообраз Таксоны невысокого ранга – семейство, род, вид. Примеры Возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности. Появление пучков поперечнополосатых мышц у членистионогих; появление челюстей у позвоночных, теплокровности, совершенствование отделов головного мозга. Покровительственная окраска животных, возникновение ластов у морских млекопитающих, видоизменения вегетативных органов растений, соответствие строения цветков размерам тела насекомых – опылителей. Утрата корней и листьев растениями – паразитами, развитие приспособлений к паразитированию. Исчезновение органов чувств и пищеварительной системы у паразитических червей, появление у них присосок и крючков, огромная плодовитость паразитов. В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими. Правила эволюцииНеограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.Происхождение от неспециализированных предковПрогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)Закрепление: Ответить на вопросы:Что такое биологический прогресс?Какие существуют основные направления эволюции организмов?Что является следствием биологического прогресса?Что такое биологический регресс?Чем характеризуется биологический регресс?Что является следствием биологического регресса?Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.Задание на дом: Изучить конспект лекции; Читать с. 416 – 421; ответить на вопросы.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…