Алексей Елисеевич Крученых

"Бука русской литературы", "Ужасное дитя" русского футуризма, Алексей Елисеевич Крученых был одним из самых радикальных и последовательных деятелей русского авангарда. Никто из футуристов не встретил такого непонимания и не подвергался такой уничижительной критике, как Крученых. Неутомимый полемист, организатор, теоретик,издатель, он всегда находился в эпицентре футуристической активности и самим своим присутствием эту активность создавал.
Сближение Крученых с будетлянами относится к 1912 году (хотя его знакомство с Д. Бурлюком произошло раньше).Тогда же состоялся его литературный дебют -вышли книги "Игра в аду" (в соавторстве с В.Хлебниковым) и "Старинная любовь" (обе -М., 1912), охарактеризованные одним из критиков как "безнадежное убожество при такой ухарской позе".
Подпись Крученых появляется под манифестом "Пощечина общественному вкусу", его произведения публикуются в нескольких футуристических альманахах. В 1913 году в Москве выходит этапный для Крученых и всего русского футуризма сборник "Помада", в котором, кроме прочих, помещено заумное стихотворение "Дыр бул щыл…" -самое известное произведение его автора. Крученых серьезно принимается за разработку теории заумного языка, в основу которой легла его "Декларация слова, как такового" (СПб., 1913).
В декабре 1913 года в петербургском театре "Луна-парк" была поставлена опера "Победа над солнцем" (текст Крученых, пролог Хлебникова, музыка М.Матюшина, декорации К.Малевича), ставшая одним из кульминационных событий в истории русского футуризма.
Крученых много издается. Он является инициатором уникальных литографических книг, позволивших объединить усилия лучших авангардистских литераторов и живописцев. Книги самого Крученых оформляли М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, О.Розанова, В.Татлин, Н.Кульбин.
Второй период футуристической деятельности Крученых связан с тифлисской группой "410", которую он и И.Зданевич организовали в 1918 году. Крученых не отказывается от своих радикальных взглядов на современное искусство, продолжает развивать теорию зауми и активно пропагандирует заумную поэзию.
После возвращения в Москву в 1922 году Крученых предпринимает попытку включиться в работу группы "Леф", однако слишком умеренные, по его мнению, эстетические принципы лефовцев его не устраивают, и он продолжает свою литературную деятельность в одиночку. Теории словотворчества и зауми, развиваемые Крученых, естественно, не могли прижиться в советской литературе. Книги теории и поэзии "Фактура слова: Декларация.(книга 120-ая)"(М., 1922;на обложке -1923), "Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный. (Трахтат обижальный и поучительный). Книга 121-ая"(М., 1922) и "Апокалипсис в русской литературе: Книга 122-ая"(М., 1923) явились, по существу, итоговыми работами Крученых. После этого ему удается издать еще несколько брошюр, а также неопубликованные произведения Хлебникова. Последняя выпущенная им книга датирована 1934 годом.
И.Терентьев, один из поздних футуристов, писал: "Крученых самый прочный футурист как поэт и как человек.
Его творчество -крученый стальной канат, который выдержит любую тяжесть". Но феномен Крученых оценивали не только его соратники по кубофутуризму и их продалжатели -заумники. П.Флоренский, Б.Пастернак, К.Чуковский, О.Мандельштам и другие признавали как безусловно состоявшийся факт поэтические эксперименты Крученых или по меньшей мере его "патетическое и напряженное отношениек поэзии".