Альфред Адлер. Наука жить

Альфред Адлер. Наука жить Изд. в Киеве в 1997г OCR, spellcheck: Кирилл Кузин1. ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: “Только наука,непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой”. По-другомуэту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана сжизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукойжить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Всеэти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность,относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как кпроявленной части индивидуальной жизненной установки. Наша наука былавызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знанийвозможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом,индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не толькопредсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, чтослучится, чтобы этого не случилось.^ Стремление к цели Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивогостремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, котораявоплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и дажекомпенсации поражения в одной сфере, стремлением к успеху в другой. Эта силателеологическая: она проявляется в устремленности к цели, в которой всетелесные и душевные движения производятся во взаимодействии. Таким образом,абсурдно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно,безотносительно к индивидууму как целому. Абсурден, к примеру, тот факт, чтов судебной психологии больше внимания уделяется преступлению, чемпреступнику, ведь важен именно он, и совершенно не имеет значения, как долгомы созерцаем преступные действия: невозможно понять их преступный характердо тех пор, пока они не предстанут в качестве эпизода в жизни конкретноголица. Внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и неявляться преступлением — в другом. Очень важно понять индивидуальныйконтекст — цель жизни человека, которая определяет направление всех егопоступков и побуждений. Понимание цели жизни делает для нас возможнымпонимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненныхдействий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И наоборот,мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии,конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого. Наш интерес к психологии развился из медицинской практики, котораяобеспечила телеологический (ориентированный на цель) подход, необходимый дляпонимания психологических фактов. С медицинской точки зрения, все органыразвиваются в направлении конечной цели: к периоду зрелости каждый из нихимеет определенную форму Более того, мы обнаруживаем дополнительные усилияприроды преодолеть неполноценность либо компенсировать ее развитием другогооргана в случаях органических дефектов. Жизнь всегда стремится продолжаться,а жизненная сила до последнего не сдается без борьбы. Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждогочеловека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобыдобиваться больше тога, что возможно для него в актуальной жизненнойситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаряпостулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель илинамерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, таккак в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивидане имел бы никакого смысла. Совершенно очевидно, что фиксация этой цели — придание ей конкретнойформы — должна происходить на раннем этапе жизни, во время формирующегопериода детства. Характер прототипа или модели будущей зрелой личностиначинает складываться именно в это время. Можно представить, как протекаетэтот процесс. Будучи слабым, ребенок чувствует свою неполноценность инаходится в ситуации, которую с трудом может вынести. Однако в нем заложеностремление развиваться в направлении, определенном целью, которую он длясебя выбирает. На этом этапе материал, служащий развитию, менее важен, чемсама цель, детерминирующая направление жизни. Трудно сказать, какфиксируется эта цель, однако ясно, что она существует и оказывает влияние накаждое душевное движение ребенка. Мы в самом деле знаем еще совсем немного одвижущих силах, импульсах, причинах, способностях и их отсутствии в этотранний период. Для их понимания все еще нет ключа, так как направление жизниустанавливается только после фиксации цели. Когда же мы видим направление, ккоторому склоняется человек, мы уже можем догадаться, какие шаги будутделаться впоследствии. Правда, употребление слова “цель” у читателя, по всей вероятности,вызывает весьма смутное представление: о чем идет речь. Идея нуждается вконкретизации, так как в конечном счете “иметь цель” — означает стремлениебыть как Бог. Но быть как Бог, конечно же, это предельная цель, или, еслиможно так выразиться, цель целей. Воспитателям следует быть осторожными всвоих попытках воспитать себя и детей быть подобными Богу. Фактически, мыобнаружили, что ребенок в своем развитии заменяет эту цель на болееконкретную и непосредственную. Он ищет самую сильную личность в своемокружении и делает ее своим образцом, а подражание ей — целью. Это можетбыть отец или мать, так как мы обнаружили, что даже мальчик может быть подвлиянием матери, если она кажется самой сильной личностью. В дальнейшемребенок может хотеть быть кучером, так как по какой-то причине верит, чтоименно кучер — это сильнейший человек. Когда ребенок представляет эту цель,он начинает вести себя, чувствовать и одеваться как кучер, он обретаеткачества, связанные со своей целью. Но стоит полицейскому пошевелитьпальцем, и кучер становится ничем… Позже идеалом может стать доктор илиучитель, ведь учитель наказывает детей, и поэтому к нему возникает отношениекак к сильнейшей личности. При выборе цели ребенок оказывается перед выбором конкретных символов,и обнаруживается, что цель, которую он выбирает, является действительныепоказателем его социального интереса. Один мальчик, которого спросили, кембы он хотел быть в будущем, ответил: “Я хочу быть палачом”. Его ответуказывает на недостаток социального интереса, ведь мальчик хочет бытьхозяином жизни и смерти, — роль, которая принадлежит Богу. Он хочет бытьмогущественнее общества, и им движет идея бесполезности жизни. Быть врачом -это также цель, выстроенная вокруг идеи богоподобия в желании быть хозяиномжизни и смерти, но в данном случае цель реализуется посредством служенияобществу.^ Схема апперцепции Когда формируется прототип – ранний вариант личности, воплощающий цель,– устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все этодает нам возможность предсказывать, что случиться в его жизни в дальнейшем. Ребенок будет воспринимать различные ситуации не такими, какие онисуществуют в действительности, но согласно личной схеме апперцепции, –иными словами, он будет воспринимать ситуации сквозь призму предубежденийсвоих личных интересов. В связи с этим был обнаружен весьма интересный факт, что дети сорганическими дефектами связывали весь свой опыт с функционированиемповрежденного органа. К примеру, ребенок с желудочными расстройствамипроявлял повышенный интерес к еде, тогда как другой, с дефектом зрения, былболее озабочен вещами, на которые нужно смотреть. Это повышенное вниманиесвязано с личной схемой апперцепции, которая, как мы уже сказали,характеризует личность в целом. Таким образом, все вышеизложенное можетнавести на мысль, что для обнаружения сферы интересов ребенка, нам простонужно убедиться, какой из органов поврежден. Однако все не так просто.Переживание ребенком факта неполноценности органа отличается от восприятияэтого факта внешним наблюдателем, так как ребенок переживает этот фактмодифицированным своей схемой апперцепции. Таким образом, внешнее наблюдениенеполноценности не обязательно приводит к глубокому пониманию схемыапперцепции, хотя факт неполноценности органа действительно являетсяэлементом схемы. Ребенок погружен в реальность, где он равен всем остальным: никто изнас не наделен знанием абсолютной истины. Даже наша наука не обладаетзнанием абсолютной истины. Она основывается на здравом смысле, которыйговорит, что все меняется и меньшие ошибки делаются там, где делалисьбольшие. Мы все совершаем ошибки, но важно то, что мы можем их исправлять.Исправление ошибок легче и безболезненнее происходит во время формированияпрототипа. Однако, мы можем сделать это и позже, пересматривая всю ситуациюраннего периода. Так что, если нашей задачей является лечение пациента,страдающего неврозом, нам необходимо найти не обычные ошибки, которые онсовершил в последнее время, а фундаментальные, сделанные в раннем возрастево время формирования прототипа. Если мы обнаружим эти ошибки, их возможноисправить с помощью соответствующей терапии. Следовательно, в свете индивидуальной психологии уменьшается важностьпроблемы наследственности, так как важно не то, что наследует человек, а то,что он делает со своей наследственностью в ранние годы, – иными словами,важен прототип, который формируется ребенком в его окружении.Наследственность, конечно же, ответственна за врожденные органическиедефекты, но наша задача в данном случае заключается в том, чтобы облегчитьчастные трудности и поместить ребенка в более благоприятную ситуацию. Посути дела, подобное положение для нас даже удобнее, так как обнаруживопределенный дефект, мы знаем, что можем применить соответствующуюстратегию. Часто ребенок без врожденных дефектов хуже переносит недоеданиеили любое другое испытание из того множества, которое выпадает в периодвзросления. А теперь мы рассмотрим программу, которую индивидуальная психологияпредлагает для воспитания и обучения невротичных личностей:детей-невротиков, преступников, алкоголиков, — людей, которые подобнымобразом пытаются уйти от настоящей жизни. Сначала для того, чтобы быстро без труда понять, что беспокоитпациента, мы спрашиваем, когда начались проблемы. Обычно причину видят вкакой-то новой жизненной ситуации. На самом деле, новая ситуация не при чем,так как еще до того, как она сложилась, наш пациент — это мы обнаруживаем входе исследования – не был к ней готов. Пока он находился в благоприятныхобстоятельствах, ошибки его прототипа не проявлялись: в каждой новойситуации, реагируя согласно своей схеме апперцепции, созданной егопрототипом, он вынужден экспериментировать. Его ответы окружающему миру ужене являются только реакциями. В них появляется элемент творчества, но приэтом они все так же преследуют цель, которая доминирует на протяжении всейего жизни. Уже в ранних исследованиях индивидуальной психологии мы поняли,что нельзя рассматривать наследственность, как и любой другой фактор,изолированно от целого. Ясно, что прототип отвечает на жизненные ситуации всоответствии со своей собственной схемой апперцепции. Поэтому, чтобы достичьжелаемого результата терапии, психологу необходимо работать именно с ней.^ Чувство неполноценности и чувство общности[1] Психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаяхдетей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются вболее сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенноечувство неполноценности. Уже во время формирования прототипа они болееинтересуются собой, чем окружающими, и эта тенденция может остаться у них навсю последующую жизнь. Органическая неполноценность — это не единственнаяпричина ошибок в прототипе, есть еще ряд ситуаций, которые могут быть ихпричиной. Например, ситуации избалованных и отвергнутых детей. Далее у насбудет возможность описать их более детально и предоставить истории клиентов,иллюстрирующих три особо неблагоприятные ситуации: детей с поврежденнымиорганами, избалованных и отвергнутых детей. Сейчас же важно отметить, чтоэти дети растут, испытывая затруднения и страх, потому что развиваются вокружении, которое не учит их независимости. Так как мы считаем, что социальный интерес — это наиболее важныйфактор в подходе к воспитанию и лечению, нам бы хотелось уже на первыхстраницах прояснить значение этого понятия. Только смелые, уверенные в себелюди, чувствующие себя в мире как дома могут извлекать преимущества как изблаг жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, ноони также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемамжизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы бытьчеловеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. У трехтипов детей, упомянутых нами, формируется прототип с наименьшей степеньючувства общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая быпомогала им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувствопоражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненныхпроблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. Впротивоположность этому, наша задача в лечении этих пациентов заключается втом, чтобы направить их поведение в полезную сторону и закрепить общуюпозитивную установку в отношении жизни и общества. Недостаточно развитое чувство общности является эквивалентом ориентациина бесполезную жизнедеятельность. Индивиды с недостаточно развитым чувствомобщности составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных,алкоголиков. В таких случаях проблема, которую необходимо решить,заключается в том, чтобы найти средства, способные повлиять на ихвозвращение к полезной стороне жизни, и обращение их интереса к окружающим.Таким образом, можно сказать, что наша так называемая “индивидуальная”психология в действительности является социальной психологией.^ Здравый смысл и его отсутствие Хотя умственные способности проблемных детей не вызывают сомнений – втом смысле, что если вы задаете вопрос, они дают правильный ответ –нетрудно обнаружить у них симптомы и реакции, которые указывают на сильноечувство неполноценности. Конечно же, ум — это не обязательно здравый смысл.У ребенка есть глубоко личная, так называемая частная ментальная установка,которую можно также обнаружить у невротических личностей. При навязчивомневрозе, к примеру, пациент понимает бессмысленность постоянногопересчитывания окон, но не может остановиться. Тот, кто стремится к полезнымцелям, никогда не будет вести себя таким образом. Также нездоровому человекусвойственны частное понимание и частный язык. Душевнобольной никогда неговорит на языке здравого смысла, который репрезентирует высшую степеньразвития чувства общности. Если мы противопоставим суждение, основанное наздравом смысле, частному суждению, мы обнаружим, что первое обычно ближе кистине. Согласно здравому смыслу мы различаем хорошее и плохое, и хотя всложных ситуациях мы часто делаем ошибки, именно благодаря логике здравогосмысла они имеют тенденцию исправляться. Те же, кто всегда насторожесобственных частных интересов, неспособны различать правильное инеправильное с той же легкостью, что и остальные. И эта неспособностьочевидна, так как все их душевные движения прозрачны для наблюдателя. Рассмотрим, например, как совершаются преступления. Если мы исследуемлогику, мышление и мотивы преступника, то обнаружим, что он считает своипреступления не только разумными, но и героическими. Он верит, что достигпревосходства, а именно, он стал умнее полиции и обрел способностьпревосходить других. Таким образом, в своих глазах он — герой; он не видит,что поступки его демонстрируют что-то иное, очень далекое от героики.Недостаточно развитое у преступника чувство общности, которое направляет егоактивность в бесполезное русло, связан с недостатком у него мужества ималодушием, однако он об этом не знает. Те, кто ориентирован на бесполезнуюжизнедеятельность, часто боятся темноты и изоляции; они хотят быть сдругими. Это – малодушие, вещи следует называть своими именами. В самомделе, наилучшим способом воспрепятствовать преступлениям было бы убедитьвсех, что преступление — это не более, чем выражение малодушия. Хорошо известно, что некоторые преступники, достигая тридцатилетнеговозраста, находят работу, женятся и в дальнейшем становятся добропорядочнымигражданами. Что же происходит? Посмотрим на взломщика. Как тридцатилетнийвзломщик может соперничать с двадцатилетним? Последний разумнее и у негобольше сил. Более того, к тридцати годам образ жизни преступника меняется. Врезультате — преступная профессия перестает быть выгодной преступнику, иприходит время отставки. В этой связи, в отношении правонарушителей стоит задуматься еще надодним фактом: сейчас, если мы ужесточим наказание, кроме того, что запугаемпреступника, мы также укрепим его веру в собственный героизм. Мы не должнызабывать, что преступник живет в эгоцентричном мире, где нет места истиннойсмелости, уверенности в себе, здравого смысла или понимания общечеловеческихценностей. Единение с обществом для таких личностей невозможно. Невротикиредко организуют клубы, и это абсолютно недосягаемое искусство для людей,страдающих агорафобией, или для душевнобольных. Проблемные дети илиличности, склонные к самоубийству, никогда не заводят друзей, — факт,причину которого никогда не пытались установить. А причина в том, что эти люди никогда не заводят друзей, так как ссамого начала их жизнь приняла эгоцентричное направление. Их прототип былориентирован в сторону ложных целей, продолжая в дальнейшем линию внаправлении бесполезной жизнедеятельности.^ Родительское влияние После чувства общности приходит черед для следующей нашей задачи -выяснения трудностей, с которыми сталкивался индивид в своем развитии. Напервый взгляд, задача кажется запутанной, но на самом деле она не стольсложна. Мы знаем, что каждого избалованного ребенка ожидает доляотверженного. Наша цивилизация такова, что ни семья, ни общество не желаютбесконечно его опекать, и очень скоро избалованный ребенок сталкивается сжизненными проблемами. В школе он находит себя в новой социальнойорганизации с новыми социальными проблемами. Он не хочет писать или игратьсо сверстниками; его жизненный опыт не подготовил его к пребыванию в ихобществе и школе. Фактически, его опыт на стадии прототипа будит в нембоязнь подобных ситуаций и заставляет искать опеку. Следовательно, качестватакого индивида отнюдь не являются врожденными: мы можем установить ихпроисхождение, зная природу его прототипа и его цель. То, что у него естьособые качества, способствующие движению в направлении определенной цели,исключает возможность наличия у него качеств, которые бы склоняли к какой-тоиной цели. Следующим в нашей научной схеме идет анализ прототипа. Как мы ужеговорили, прототип формируется в возрасте четырех или пяти лет, и, такимобразом, нас интересуют детские впечатления именно этого периода. Это могутбыть самые разнообразные впечатления, даже более разнообразные, чем мы можемсебе представить с нашей нормальной взрослой точки зрения. Одним из наиболее распространенных плодов родительского влияния в этомвозрасте является чувство подавленности, вызванное чрезмерным отцовским илиматеринским наказанием ребенка или жестоким обращением с ним. Это заставляетребенка искать облегчения своих страданий, что зачастую выражается вустановке психологического избегания. Так, у некоторых девочек вследствиевспыльчивости отца формируется прототип, исключающий мужчин из-за ихвспыльчивого характера. Либо мальчики, которым пришлось испытать подавляющеевоздействие со стороны строгой матери, могут избегать женщин. Эта установкаизбегания может, конечно, выражаться по-разному: например, ребенок можетстать робким, или может быть сексуальным извращением (что является простодругим способом избегания женщин). Извращения не являются врожденными, аформируются обстановкой, в которой ребенок живет годами. За ранние ошибки в детстве приходится дорого расплачиваться. Тем неменее ребенку не уделяют должного внимания. Родители либо не понимают свойсобственный жизненный опыт, либо не хотят делиться им с ребенком, которомупоэтому приходится действовать на собственный страх и риск. И если уж мы заговорили на эту тему, не лишним будет подчеркнуть, чтонаказаниями, замечаниями и увещеваниями ничего не достигнуть. Когда ниребенок, ни взрослый не знают, что же необходимо изменить, воспитаниеостается бесплодным. Непонимание только порождает в ребенке скрытность итрусливость, но прототип его не изменят никакие наказания и поучения, как неизменит его и жизненный опыт как таковой, ибо он определяется уже имеющейсясхемой апперцепции индивида. Какие-либо изменения мы сможем произвести, лишьзатронув самые основы личности.^ Чувства и сны Следующий шаг нашей науки о жизни – исследование чувств. Осеваяжизненная линия — линия направленности, основанная на цели, – не толькооказывает влияние на качества индивида, душевные движения, способысамовыражения и основные внешние симптомы, но также управляет жизнью чувств.Весьма примечательно то, что люди всегда стараются оправдать свое поведениечувствами. К примеру, если мужчина увлечен каким-то делом, это преображаетвсю его эмоциональную жизнь и управляет ею. Можно сделать вывод, что чувства всегда находятся в согласии с видениемчеловеком своей задачи: они укрепляют его стремление к деятельности. То, чтомы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств, — чувства лишьсопровождают наши действия. Это ясно обнаруживается в сновидениях, открытие смысла которых было,пожалуй, одним из последних достижений индивидуальной психологии. Каждоесновидение, конечно же, преследует определенную цель, но до последнеговремени она понималась неотчетливо. Целью сновидения, — если выражаться вобщих, а не специальных терминах, — является создание определенногодвижения чувств, или эмоций, которое в свою очередь способствует движениюсамого сновидения. Это может быть интересным комментарием к старой мысли,что сновидения — это всегда обман. Нам снится то, каким образом нам быхотелось себя вести. Сон — это эмоциональная репетиция планов и установокповедения в бодрствующем состоянии, никогда, репетиция, в которойдействительный план может никогда не реализоваться. В этом смысле сновидения– обманчивы: эмоциональное воображение привносит возбуждение действием безсамого действия. В нашей дневной жизни можно также обнаружить это качество сновидений.Нам свойственна сильная склонность к эмоциональному самообману: мы постояннохотим убедить себя идти по пути наших прототипов, так как они сформировалисьв возрасте четырех — пяти лет.^ Последовательность рождения и ранние воспоминания Интересно, что мы никогда не найдем двух детей, которые бы росли водинаковой ситуации, даже если они рождены в одной семье. Внутри одной семьисуществует совершенно особая атмосфера вокруг каждого ребенка. Так, печальноизвестны условия жизни первенца. Вначале первый ребенок — единственный, ипоэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второгоребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему непо вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью,которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью егопрототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станетвзрослым. Случаи из практики показывают, что такие дети всегда болезненнопереживают свое ниспровержение. Еще одно внутрисемейное различие в обстановке вокруг детей — эторазница в обращении с мальчиками и девочками. Довольно типична ситуация,когда Мальчики ценятся и превозносятся, а с девочками обращаются так, какбудто они ни на что не годны. Естественно их жизнь будут сопровождать вечныесомнения и колебания, ибо они не смогут избавиться от впечатления, чтотолько мужчины действительно способны что-то сделать. Положение второго ребенка также весьма своеобразно и неповторимо. Таккак у него всегда есть лидер, движущийся параллельно, его ситуацияразительно отличается от ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняетсвоего лидера, и если разобраться в причине такого положения вещей, можнообнаружить, что старшего ребенка попросту раздражает наличие соперника, иэто раздражение в конце концов отражается на его положении в семье. Старшийребенок начитает бояться соревнований и не особо в них преуспевает. Он всебольше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые начинают ценитьвторого ребенка. Напротив, второй ребенок изначально противопоставленлидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будутотражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре онбунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды.Яркое тому подтверждение — история Иосифа, который захотел превзойти всех.Тот же факт, что в его отсутствие, многие годы спустя после того, как онпокинул дом, в семье родился младший брат, не повлияло на ситуацию. Егоположением было положение младшего ребенка. Подобные описания мыобнаруживаем в сказках, где младшему ребенку отведена главная роль. Мы можемувидеть, что все эти качества возникают в раннем детстве и остаютсянеизменными до тех пор, пока индивиду не удастся достичь глубины в пониманиисамого себя. С тем, чтобы переориентировать ребенка, необходимо помочь емупонять, что же с ним произошло в раннем детстве. Необходимо также, чтобы онпонял, что в его прототипе есть ошибка, которая влияет на все ситуации егожизни. Важным способом познания прототипа, а следовательно, сути человекаявляется изучение его ранних воспоминаний. Все наши знания и наблюденияприводят нас к выводу, что наши воспоминания принадлежат прототипу. Пояснитьэту мысль можно следующим образом. Возьмем в качестве примера ребенкапервого типа — с поврежденным органом: болезнью желудка. Его воспоминания очем-то виденном или слышанном, по всей вероятности, всегда каким-либообразом будут касаться еды. То же самое можно сказать и о ребенке левше: этаего особенность также будет влиять на его точку зрения. Человек можетрассказать вам о своей матери, которая баловала его, или о рождении младшегоребенка, о том, как его бил вспыльчивый отец, или о тех обидах, какие емупришлось перенести в школе. Все свидетельства такого рода очень ценны, еслитолько мы владеем искусством чтения их смысла. Искусство понимания ранних воспоминаний заключает в себе высшую степеньэмпатии, способность идентифицировать себя с ребенком в его детскойситуации. Только благодаря такой эмпатии мы сможем понять, какое важноезначение в его жизни имеет появление в семье младшего ребенка или какоевпечатление оставляет в его сознании жестокое обращение со сторонывспыльчивого отца.Заключение Теперь в качестве резюме сформулируем подход индивидуальной психологии,выработанный ею в течение последних двадцати пяти лет. Вы можете видеть, чтоона проделала долгий путь в новом направлении. Существует множествоединственных в своем роде психологии и психотерапий. Какой-то психологизбирает одно направление, другой — другое, и каждый не верит, чтоостальные могут быть правы. Возможно, читатель также не будет полагаться наверу. Пусть он сравнит. Он увидит, что мы не согласны с так называемой”психологией влечений” (наиболее известным представителем этого течения вАмерике является Макдугал), поскольку в этих “влечениях” слишком много местаотводится врожденным склонностям. По той же причине мы не можем согласитьсясо “стимулами” и “реакциями” бихевиористов. Бессмысленно конструироватьсудьбу и характер человека из “влечений” и “реакций”, пока не понята цель, ккоторой направлены эти движения души Ни одна из этих психологии не мыслит втерминах индивидуальных целей.^ 2. ПРЕОДОЛЕВАЯ ОГРАНИЧЕНИЯ Употребление терминов “сознательное” и “бессознательное” дляопределения отличительных факторов является неверным с точки зрения практикииндивидуальной психологии. Сознательное и бессознательное движутся вместе водном и том же направлении и не противоречат друг другу, — вопрекираспространенному мнению. Более того, между ними не существует точнойдемаркационной линии. Вопрос, скорее, заключается в раскрытии цели ихсовместного движения. Невозможно решить, что сознательно, а что нет, до техпор пока мы не знаем всего контекста. Этот контекст обнаруживается впрототипе — той модели жизненного поведения, которую мы анализировали впредыдущей главе.^ Индивидуальное единство Случай из практики послужит иллюстрацией тесной связи междусознательной и бессознательной жизнью. Женатый мужчина сорока лет страдалфобией – желанием выброситься из окна. Он постоянно боролся с этим желанием.Все же прочее в его жизни было вполне благополучно: у него были друзья,хорошее положение, счастливая семейная жизнь. Его случай нельзя объяснитьиначе, кроме как в терминах сотрудничества сознания и бессознательного. Онсознавал свои чувства, связанные с желанием выброситься из окна, однакопродолжал жить и фактически даже никогда не пытался это сделать. Причиназаключалась в том, что в его жизни была другая сторона, где борьба противего желания совершить самоубийство играла важную роль. В результатесотрудничества бессознательной стороны его существа с его сознанием, он былпобедителем. Фактически, по своему “стилю жизни”, если использовать термин,о котором мы будем говорить подробнее в следующей главе, он был победителем,он достиг своей цели — превосходства. Читатель может усомниться: как это вчеловеке могут уживаться осознанная склонность к самоубийству и чувствопревосходства? Ответ заключается в том, что нечто в самом его существеразвязало эту битву с суицидальной наклонностью. Успех же в этой битве иделает его победителем и высшим существом. Объективно, его борьба запревосходство была обусловлена его собственной слабостью, как это частобывает в случаях, когда люди так или иначе чувствуют свою неполноценность.Однако важно то, что в личной битве его стремление к превосходству,стремление жить и завоевывать побеждает чувство неполноценности и желаниеумереть несмотря на то, что последнее живет в его сознании, а первое — вбессознательном Давайте посмотрим, подтверждает ли наши предположения развитиепрототипа этого человека. Из анализа ранних воспоминаний мы узнали, что вдетстве у него была проблема в школе. Ему не нравились другие мальчики, и онстарался их избегать. Тем не менее он сумел собраться с силами и отстоятьсебя. Другими словами, уже здесь мы можем видеть усилие с его стороныпреодолеть свою слабость. Он не отступил перед своей проблемой и победил Если мы проанализируем характер нашего пациента, то увидим, чтоединственной целью его жизни было преодоление страха и тревожности. Эта цельобъединила его сознательные идеи с бессознательными в единое целое. С точкиже зрения того, кто не рассматривает человеческое существо как единое целое,у данного пациента не было никаких успехов и не могло быть чувствапревосходства. В его представлении пациент не более чем амбициознаяличность, он стремится к борьбе, но остается трусом в глубине души. Однакотакая точка зрения была бы ошибочной, так как в ней не принимаются вовнимание все факты и не дается их интерпретация в контексте единствачеловеческой жизни. Вся наша психология и все наше понимание или стремление понять человекабудет бесплодным и бесполезным, если мы не будем убеждены, что человеческоесущество представляет из себя единое целое. Если мы предположим наличие унего двух не относящихся друг к другу сторон, мы не сможем увидеть жизнь,как целостный организм.^ Социальный контекст Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, мы должны такжеучитывать ее социальный контекст Поначалу дети рождаются слабыми, и ихбеспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. Такимобразом, стиль жизни или модель жизненного поведения ребенка нельзя понятьбез учета людей, которые ухаживали за ним и восполняли его неполноценность.Тесные взаимоотношения ребенка с матерью и семьей невозможно понять, если мыограничим наш анализ анализом периферии физического пребывания ребенка впространстве. Индивидуальность ребенка не сводится к физическойиндивидуальности, она включает в себя весь контекст социальных отношений. То, что применимо к ребенку, до определенной степени можно такжеприменить к людям вообще. Слабость, по причине которой ребенок живет всемейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человекажить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иныхситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не всостоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильныхнаклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем,чтобы он имел возможность жить как ч