Алгоритмы трассировки ” Введение В настоящее время используются различные варианты волнового алгоритма, в частности, лучевой и маршрутные. Простейшим видом волнового алгоритма является волновой алгоритм нахождения кратчайшего пути без пересечения множества занятых и запрещенных элементов (участков печатной платы). Его целесообразно использовать при трассировке соединений в одной плоскости, когда недопустимо выходить из пределов этой плоскости. Определяются начальная и конечная точки и моделируется
распространение волны от конечной точки к начальной в направлении волны. Недостатком этого алгоритма является то, что он мало пригоден для трассировки многослойных печатных плат, проводники прокладываются по краям платы, значительное число длинных параллельных проводников являются причиной большой взаимоиндуктивности. Более совершенным волновым алгоритмом является волновой алгоритм прокладки пути с минимальным числом пересечения.
В этом случае число пересечений ранее проложенных трасс должно быть минимальным. Для преодоления недостатка этого алгоритма, при котором трассы стремятся к одной из границ платы и прижимаются друг к другу, был предложен алгоритм для проведения пути, минимально приближающихся к другим трассам. Основой алгоритма является условие, при котором элементы данного соединения должны иметь минимум соседних элементов, принадлежащих ранее проложенным трассам.
Если одним из условий является требование регулярности соединений (один слой горизонтальные, другой – вертикальные и т.п.), то удобнее использовать волновой алгоритм прокладки пути с минимальным числом изменений направления, который позволяет минимизировать количество межслойных соединений. В отличие от волновых и лучевых алгоритмов, в которых на начальной стадии перебираются все возможные варианты трассы, в маршрутных алгоритмах прокладка трассы ведется сразу и по кратчайшему маршруту.
1. Маршрутный алгоритм трассировки Каждый слой платы представлен в памяти ЭВМ булевой матрицей, элементы которой имеют значение 0, если соответствующий элемент свободен для прокладки пути, и имеют значение 1, если соответствующий элемент занят. Все элементы матрицы, которые принадлежат исходным препятствиям, задаются единичным значением. Алгоритм реализует следующие последовательно выполняемые этапы:
1) построение пути до встречи с препятствием; 2) обход препятствий;