МИнистерство образования и науки российской федерацииГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университетНАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ«Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»Состав научно-образовательного коллектива: Алмазова Анна Алексеевна, к.п.н., доц. Бабина Галина Васильевна, к.п.н., проф. Горскин Борис Борисович, к.п.н., доц. Леоновa Светланa Витальевнa к.п.н., доц. Тушева Елена Сергеевна, к.п.н., доц. Уманская Татьяна Моллаевна, к.м.н., доц. Халиловa Людмилa Борисовнa, к.п.н., проф. Шаховскaя Светлана Николаевна, к.п.н., проф. Забрамная София Давыдовна, к.п.н., проф. Коняева Наталия Петровна, к.п.н., проф. Костенкова Юлия Александровна, к.п.н., доц. Никандрова Татьяна Сергеевна, к.п.н., доц. Пузанов Борис Пантелеймонович, к.п.н., проф. Плаксина Любовь Ивановна, д.п.н., проф. Соломина Елена Николаевна, к.п.н., доц. Шевырева Татьяна Вячеславовна, к.п.н., доц. Кулакова Елена Владимировна, к.п.н., доц. Плуталова Лариса Алексеевна, доцент Речицкая Екатерина Григорьевна, к.п.н., проф. Речицкий Игорь Владимирович, к.ф.-м.н., доц. Туджанова Клавдия Ивановна, к.п.н., проф. Яхнина Елена Захаровна, к.п.н., проф. Костенкова Юлия Александровна, к.п.н., доц. Кузьмина Екатерина Сергеевна, , к.п.н., доц. Кулакова Елена Владимировна, к.п.н., доц.Москва 2010^ Аннотации программ ДПО, реализуемых на факультете переподготовки специалистов по дефектологии«Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-логопеда в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (дизартрия, алалия, нарушения письменной речи и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.«Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» Программа ДПО «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере олигофренопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-олигофренопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, характеризующие процессуальный компонент коррекционно-образовательного процесса (методы, формы, организационные модели, технологии обучения, воспитания и социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическая диагностика, образовательный мониторинг и др.).^ 3. «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере специальной психологии. С учетом квалификационных требований к подготовке специального психолога в содержание программы включены: блок медико-биологических дисциплин (невропатология, патопсихология, нейропсихология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, раскрывающие основные подходы и направления психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта, слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.), практическую направленность психологического сопровождения в абилитационной и реабилитационной работе.«Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» Программа ДПО «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере сурдопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-сурдопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (сурдопедагогика, методика развития слухового восприятия и обучения произношению, основы аудиологии и слухопротезирования и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики слухо-речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора современных средств, методов и приемов коррекционно-реабилитационной работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения слуха.^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ Программа дополнительного профессионального образования«Логопедия» по направлению«Образование лиц с нарушениями речи»Дисциплины предметной подготовкиДислалияЗадания для самостоятельной работы 1. Подготовить конспект работы № 2, гл. «Дислалия» (см. список литературы). -12ч. 2. Составить таблицы «Основные методологические принципы логопедического обследования детей с дислалией и их реализация», «Артикуляционные упражнения для активизации движений губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти». 4. Составить схематические рисунки с нормальным укладом органов артикуляции и нарушенным при: «Р»-«Р`», «Л»-«Л`», свистящем сигматизме, шипящем сигматизме, йотацизме и каппацизме. 5. Подготовить рефераты на темы: «Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе», «Реализация методологических принципов логопедии при анализе речевого дефекта при дислалии», «Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии». 6. Подготовить пособия на выработку воздушной струи, автоматизацию и дифференциацию различных звуков. Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: 1. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. – М., 2005. 2. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 2007.3. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред.Л.И.Беляковой, Г.В.Бабиной, Р.Е.Идес. – М., 2005.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. – М., 1981. 2. Основы теории и практики логопедии /Под ред.Р.Е.Левиной. – М., 1968. 3. Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1967. 4. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995. 4. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 2002. 5. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2001.Тестовые заданияЗадание 1. Найдите соответствие терминов, которыми обозначались формы дислалии разными исследователями: 1 – акустико-фонематическая; 2 – моторная; 3 – фонетическая; 4 – фонетико-фонематическая; 5 – антропофоническая; 6 – фонологическая; 7 – сенсорная; 8 – артикуляторно-фонетическая; 9 – акустико-фонетическая.Задание 2. Укажите последовательность коррекционной работы по постановке звука «Р»: 1 – автоматизация; 2 – общая артикуляционная гимнастика; 3 – приемы постановки звука с механической помощью; 4 – специальная артикуляционная гимнастика; 5 – дифференциация звука с его заменителем; 6 – работа по овладению коммуникативными навыками.Задание 3. Найдите ошибку в описании артикуляции звука «Л»: 1 – губы в положении следующего гласного, сравнить – ла, ло, лу; 2 – кончик языка поднят к альвеолам верхних резцов; 3 – боковые края языка подняты и плотно прижаты к верхним коренным зубам; 4 – корень языка поднят, средняя часть языка опущена; 5 – небная занавеска закрывает проход в носовую полость; 6 – голосовые складки сомкнуты и колеблются.Задание 4. Сколько этапов принято выделять при постановке звука?Задание 5. Ребенок 6-ти лет в речи заменяет «р» звуком «л». При обследовании картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки «р», «л» путает. Определите форму дислалии: 1 – акустико-фонематическая; 2 – артикуляторно-фонематическая; 3 – артикуляторно-фонетическая.Задание 6. Найдите ошибку в описании артикуляции звука «X»: 1 – кончик языка несколько отодвинут от нижних зубов; 2 – задняя часть спинки языка круто выгнута и образует смычку на границе твердого и мягкого неба; 3 – по средней линии языка проходит струя воздуха; 4 – голосовые складки сомкнуты и колеблются.Задание 7. Укажите наиболее предпочтительные приемы устранения бокового сигматизма: 1 – имитативный; 2 – комбинированный; 3 – с механической помощью.Задание 8. Выберите, какие фонемы могут быть исходными для постановки шипящих звуков: 1 – С-З; 2 – П-Б; 3 – Р; 4 – Ф-В.Задание 9. Назовите причину акустико-фонематической дислалии: 1 – укорочение подъязычной связки; 2 – вялая артикуляционная моторика; 3 – недоразвитие фонематического слуха; 4 – нарушение слуха.Задание 10. Какие нарушения артикуляционного аппарата могут провоцировать межзубное образование фонем? 1 – глубокий передний прикус; 2 – укорочение подъязычной связки; 3 – прогения; 4 – боковой открытый прикус; 5 – прогнатия; 6 – открытый передний прикус; 7 – диастема.Задание 11. Произношение каких звуков может страдать при боковом открытом прикусе? 1 – ф, в; 2 – т, д; 3 – л; 4 – р; 5 – с, с`, з, з`, ц; 6 – ш, ж, ч, щ.Рекомендуемая литература 1. Логопедия: Уч. пособие /Под ред.Л.С.Волковой. – 4-е изд. – М., 2003. 2. Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1967. 3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 2000. 4. Фомичева М.В., Волосовец Т.В. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Уч. пособие. – М., 2001.5. Хватцев М.Е. Логопедия. – 2-е изд. – М., 1995.^ Ответы к заданиям Задание 1. Ответ: соответствие – 1, 4, 6, 7; соответствие – 2, 3, 5, 8, 9. Задание 2. Ответ: 2, 4, 3, 1, 5, 6. Задание 3. Ответ: 3. Задание 4. Ответ: три. Задание 5. Ответ: 1. Задание 6. Ответ: 2, 4. Задание 7. Ответ: 3. Задание 8. Ответ: 1, 3, 4. Задание 9. Ответ: 3. Задание 10. Ответ: 6. Задание 11. Ответ: 2, 4, 5, 6.Нарушения голосаЗадания для самостоятельной работы 1. Описать качества голоса в зависимости от использования резонаторов. 2. Подготовить конспект работы № 2, стр.11-18 (см. список литературы). 3. Подготовить конспект работы № 2, стр.5-11 (см. список литературы). 4. Подготовить конспекты работ № 2, стр.18-21 и № 5, стр.71-75 (см. список литературы). 5. На основании конспектов литературы составить таблицу показателей дыхания в норме и при речевой патологии. 6..Составить план обследования голоса ребенка 6-8 лет.. 7. Подготовить конспект работы № 2, стр.28-36 (см. список литературы). 8..Дайте сравнительное описание состояния голоса подростка в домутационном периоде и в период мутации. 9. Подготовить конспект работы № 5, стр.56-69 (см. список литературы). 10.Выделите две группы признаков нарушений голоса: в первую внести клинические характеристики голоса, во вторую – качественные.-3ч. 11. Подготовить конспект работы № 1, стр.32-37 (см. список литературы). 12.Составить план индивидуального занятия на первом этапе восстановления голоса при двустороннем поражении гортани.-5ч. 13.Подготовить конспект работы № 1, стр.57-66 (см. список литературы). 14.Составить беседу на тему «Чем опасен хронический ларингит?». 15.Подготовить конспект работы № 2, стр.58-64 (см. список литературы). 16.Проанализировать подобие и различие фонопедических приемов, применяемых при паралитических состояниях гортани и при ее частичной резекции.. 17.Подготовить конспект работы № 1, стр.78-84 (см. список литературы). 18.Составьте перспективный план логопедической работы при длительно протекающем гипотонусном нарушении голоса. 19.Подготовить конспект работы № 2, стр.106-114 (см. список литературы). 20.Сравните протекание нарушения голоса при гипотонусных расстройствах и при функциональной афонии (дисфонии).-4ч. 21.Подготовить конспект работы № 2, стр.102-106 (см. список литературы). 22.Подготовить реферат на тему «Профессиональные расстройства голосового аппарата и меры их предупреждения».Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: 1.Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса. – М.: Академия, 2006. 2. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. – М., 2007. 3. Лаврова Е.В. Влияние патологии голоса детей на развитие коммуникативной функции //Онтогенез речевой деятельности. – М.: Прометей, 2005. – С.213-216. 4. Михалевская И.А., Лаврова Е.В. Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий. – М.: Образование плюс, 2006. 5. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2005. 6. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2007.7. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред. проф. Л.И.Беляковой, доц. Г.В.Бабиной, доц. Р.Е.Идес. – М., 2004.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1.Василенко Ю.С. Голос. – М., 2002. 2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990. 3. Детский голос /Под ред.В.И.Шацкой. – М., 1970. 4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968. 5. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. – М., 1990. 6. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. – М., 1970. 7. Зарицкий Л.Б., Тринос В.А., Тринос Л.А. Практическая фониатрия. – Киев, 1984. 8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962.9.Лаврова Е.В. Функциональная афония у подростков //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997. 10. Лаврова Е.В., Филимонова В.И. Исследование состояния голоса у заикающихся дошкольтников //Заикание /Под ред.Л.И.Беляковой. – М., 1992. – С.107-113. 11. Максимов И. Фониатрия. – М., 1987. 12. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967. 13.Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастичесмкой дисфонией //Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельтности. – М., 1973. – С.75-82. 14. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. – М., 1985.Тестовые заданияЗадание 1. Выберите основные функции гортани: 1 – дыхательная, пищеводная, голосообразовательная; 2 – рефлекторная, защитная; 3 – голосообразовательная, рефлекторная; 4 – дыхательная, голосообразовательная, защитная.Задание 2. Укажите объективные характеристики голоса: 1 – частота основного тона; 2 – способ голосоподачи; 3 – сила голоса; 4 – тембр; 5 – тоновый диапазон; 6 – динамический диапазон.Задание 3. Выберите наиболее физиологичный способ голосоведения: 1 –придыхательная атака звука; 2 – твердая атака звука; 3 – мягкая атака звука.Задание 4. Укажите наиболее продуктивный тип фонационного дыхания. 1 – верхне-реберное; 2 – средне-реберное; 3 – реберно-брюшное.Задание 5. Укажите, в какой теории голосообразования ведущая роль отводится центральной нервной системе. 1 – мукоондуляторная; 2 – нейрохронаксическая; 3 – миоэластическая.Задание 6. Укажите признаки мутационных изменений в гортани у юношей: 1 – уменьшение угла между пластинками щитовидного хряща, выступающий верхний край щитовидного хряща; 2 – увеличение подъязычной кости;3 – слизистая гортани ярко гиперемирована, несмыкание голосовой щели, уменьшение силы и тембра голоса; 4 – болезненное глотание; 5 – кашель.Задание 7. Выберите из перечисленных симптомов и клинических признаков те, которые будут соответствовать состоянию голоса при патологической мутации: 1 – неподвижность левой половины гортани; 2 – скопление слизи на голосовых складках; 3 – гиперемия слизистой оболочки гортани; 4 – узелки на голосовых складках; 5 – несмыкание голосовых складок по типу треугольника; 6 – отсутствие голоса; 7 – ощущение дискомфорта в глотке и гортани; 8 – утомляемость голоса; 9 – неустойчивость голоса, соскальзывание голоса с низких тонов на фальцет; 10 – сужение динамического диапазона голоса.Задание 8. Отберите из перечисленных форм нарушений голоса в первую группу органические, во вторую – функциональные. 1 – при дизартриях; 2 – при парезах и параличах гортани; 3 – при фонастении; 4 – при миопатических парезах; 5 – при хронических ларингитах; 6 – при психогенной афонии; 7 – при расщелинах неба; 8 – при состояниях после удаления гортани; 9 – при афазии; 10 – при заикании; 11 – при патологической мутации; 12 – удаление гортани.Задание 9. Определите причину нарушения голоса на основании следующей картины: жалобы на очень тихий, охрипший голос, поперхивание, желание постоянно откашляться, утомление при разговоре. Картина в гортани при фонации: неподвижность правой половины гортани, при фонации правая голосовая складка не доходит до средней линии (интермедиальная позиция) и полностью неподвижна, слегка провисает, продолжительность фонации резко снижена.Задание 10. Выделите в три группы задачи коррекционной работы при восстановлении голоса. В первую – отнести общие задачи для всех форм патологии, во вторую – при гипертонусных, в третью – при гипертонусных нарушениях. 1 – активизация нервно-мышечного аппарата гортани; 2 – рациональная психотерапия; 3 – коррекция физиологического и фонационного дыхания; 4 – «подгонка» возвратного импеданса; 5 – мягкая атака звука; 6 – твердая атака звука; 7 – придыхательная атака звука; 8 – координация дыхания и фонации; 9 – снятие мышечных зажимов; 10 – расширение диапазона голоса; 11 – расширение диапазона голоса; 12 – расширение динамического диапазона голоса.Задание 11. Укажите соответствие. Органические нарушения голоса а) хронические ларингиты, узелки певцов, парез гортани 2. Функциональные нарушения голоса б) фонастения, миопатический парез, функциональная афония, патологическая мутация в) опухоль, папилломатоз, удаление гортаниЗадание 12. Больной 42 лет, страдающий опухолью левого легкого, по поводу охриплости направлен на консультацию.При осмотре гортани признаков воспаления и опухолевидного роста не обнаружено, левая половина гортани неподвижна. Укажите правильный ответ (диагноз). 1 – парез голосовых мышц; 2 – паралич возвратного или нижнегортанного нерва;, 3 – дисфония; 4 – миопатический парез.Задание 13. Укажите соответствия. 1 – назовите нерв, осуществляющий чувствительную иннервацию гортани а) нижне-гортанный или возвратный нерв; 2 – назовите нерв, осуществляющий двигательную иннервацию гортани б) верхне-гортанный нерв.Задание 14. Укажите, какие из перечисленных нарушений голоса относятся к профессиональным. 1 – парез одной (двух) половины гортани; 2 – спастическая дисфония; 3 – вентрикулярный (вентрибулярными) складками голос; 4 – фонастения; 5 – узелки певцов; 6 – состояние после удаления гортани; 7 – гипотонусные дисфонии (миопатические парезы); 8 – хронический ларингит.^ Ответы к заданиям Задание 1. Ответ: 4.Задание 2. Ответ: 1, 3, 4, 5, 6.Задание 3. Ответ: 3.Задание 4. Ответ: 3.Задание 5. Ответ: 2.Задание 6. Ответ: 1, 3.Задание 7. Ответ: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10.Задание 8. Ответ: 1 группа – 1, 2, 5, 8, 9, 12; 2 группа – 3, 4, 6, 7, 10, 11.Задание 9. Ответ: паралич правой половины гортани.Задание 10. Ответ: 1 группа – 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11; 2 группа – 1, 6; 3 группа – 7,9.Задание 11. Ответ: 1а, 1в, 2б.Задание 12. Ответ: 2.Задание 13. Ответ: 1б, 2а.Задание 14. Ответ: 4, 5, 7, 8.Рекомендуемая литература 1. Василенко Ю.С. Голос. – М., 2002. 2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М.: Медицина, 1990. 3. Детский голос /Под ред.В.И.Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. 4. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. – М.: Медицина, 1990. 5. Зарицкий Л.Б., Тринос В.А., Тринос Л.А. Практическая фониатрия. – Киев: Вища школа, 1984. 6. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Медгиз, 1962. 7. Лаврова Е.В. Профилактика нарушений голоса у учителей //Совершенствование системы учебно-воспитательной работы со студентами дефектологами в условиях педвуза. – М., 1986. 8. Лаврова Е.В. Функциональная афония у подростков //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997. 9. Лаврова Е.В., Филимонова В.И. Исследование состояния голоса у заикающихся дошкольников //Заикание /Под ред.Л.И.Беляковой. – М.: Прометей, 1992. 10. Максимов И. Фониатрия. – М.: Медицина, 1987. 11. Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией //Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности. – М.: МГПИ, 1973. 12. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. – М.: Просвещение, 1984. 13. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. – М.: Медицина, 1985.РинолалияЗадания для самостоятельной работы 1. Составить таблицу «Причины нарушений звукопроизношения при ринолалии». 2. Подготовить реферат на тему «Особенности речевого и психического развития детей с ринолалией». 3. Подготовить протокол обследования детей с ринолалией. 4. Подготовить конспекты работ №№ 8, 9, 10, 11, 35 (см. список литературы). 5. Составить перспективный план логопедической работы в дооперационный период с детьми дошкольного возраста. 6. Составить перспективный план логопедической работы с детьми дошкольного возраста в послеоперационный период. 7. Составить перспективный план работы с детьми в возрасте с 1-го года до 3-х лет в послеоперационный период. 8. Подготовить протокол обследования детей с ринофонией.Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ:1.Балакирева А.С., Лаврова Е.В. Речевое развитие детей раннего возраста после пластики губы и неба //Современные пироблемы психолого-педагогической коррекции речевых нарушений у детей. – Казань, 2008. – С.26-32.2. Балакирева А.С., Лаврова Е.В. Изучение детей с ворижденной расщелиной губы и неба //Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы. Материалы I Всероссийского педагогического конгресса. – М., 2008. – С.77-83. 3. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 2007. 4. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред.Л.И.Беляковой, Г.В.Бабиной, Р.Е.Идес. – М., 2005.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М., 1985. – С.23-43. 2. Березина Е.Г. Роль игры с игрушкой в активизации познавательной деятельности детей с нарушением умственного развития раннего и младшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1987. – 18с. 3. Биезинь А.П., Бакудис И.П., Брейцис Ю. О сроках восстановительных операций врожденных расщелин лица и неба //Врожденные расщелины губы и неба. – М., 1964. – С. 34-48. 4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1974. – 96с. 5. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1983. – С.59-67. 6. Будникова Т.А., Булатовская Б.Я. К вопросу о комплексной работе логопеда и врача с детьми, имеющими врожденную расщелину губы и неба //Специальная школа. – Вып. 4. 1960. – С.80-83. 7. Булатовская Б.Я., Блохина С.И., Неустроева Л.Н. Опыт комплексного лечения детей с врожденными расщелинами лица и неба и восстановление их речи в условиях специальной школы-интерната //Модели речевого процесса в норме и патологии. – Л., 1980. – С. 80-93. 8. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба.- СПб: Гиппократ, 2000. 9. Вансовская Л.И. Методы обследования больных с открытой ринолалией //Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. – М., 1979. – С.34-39. 10. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990. – 446с. 11. Воронцова Т.Н. К вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики //Уч. зап. МГПИ, 1964. – С.87-90. 12. Воронцова Т.Н. Формирование речи детей с ринолалией второго года жизни //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1983. – С.89-99. 13. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик /Под ред.Д.В.Менджерицкой. – М., 1978. – 175с. 14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. N 6. – С.62-76. 15. Гвоздев А.Н. Изучение детской речи. – М., 1961. – С.3-470. 16. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М.-Л., 1948. – С.3-15. 17. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М., 1986. – С.43-44, 60-61, 76-77. 18. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. – М., 1961. – С.5-90. 19. Гутцман М. Логотерапия при оперированной небной расщелине //Вопросы логопедии. – Харьков, 1936. – 31с. 20. Дмитриев Л.Б.Основы вокальной методики. – М., 1968. – 254с. 21. Дмитриева В.С., Ландо Р.Л. Хирургическое лечение врожденных и послеоперационных дефектов неба. – М., 1968. – 113с. 22. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 1960. – 158с. 23. Ермакова И.И., Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984. – С.3-140. 24. Иванова Н.В. Как организовать сюжетно-ролевые игры маленьких //Дошкольное воспитание. 1969. N 6. – С.31-35. 25. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. – М., 1983. – С.5-93. 26. Ларионова Е.А. Использование игровой ситуации в процессе воспитания речевого дыхания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М., 1987. – С.122-130. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 143с. 28. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи /Сост. Т.В.Киселева, А.И.Останина. – Екатеринбург, 1992. – С.3-149. 29. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия дефектов произношения у ринолаликов //Специальная школа. Вып.5. 1968. – С.10-15. 30. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963. – 96с. 31. Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатомического строения речевого аппарата //Дефектология. N 5.1971. – С.8-10. 32. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период //Нарушения речи у дошкольников. – М., 1969. – С.113-136. 33. Уракова А.И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью //Дефектология. 1972. N 2. – С.16-18. 34. Фролова Л.Е. Врожденные расщелины губы и неба. – М., 1973. – 79с. 35. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969. – С.3-114.Тестовые заданияЗадание 1. Какие причины вызывают наиболее сложные дефекты челюстно-лицевой области. 1 – наследственные (моногенные); 2 – хромосомные; 3 – мультифакторные; 4 – связанные с неблагоприятными воздействиями внешней среды.Задание 2. В каком возрасте операция по устранению расщелины твердого и мягкого неба дает наилучший функциональный эффект. 1 – до 1 года; 2 – до 6 лет; 3 – после 6 лет.Задание 3. Что является первичным дефектом при врожденной расщелине неба? 1 – анатомический дефект; 2 – нарушение речи в форме ринолалии.Задание 4. Какие нарушения составляют структуру дефекта при открытой ринолалии? 1 – нарушение письменной речи; 2 – тотальное нарушение звукопроизношения; 3 – ротовое резонирование всех звуков; 4 – снижение силы голоса; 5 – смещение тела языка к задней стенке глотки; 6 – расщелина твердого неба; 7 – гиперфункция мягкого неба; 8 – охриплость; 9 – укорочение мягкого неба; 10 – нарушение дыхания; 11 – носовое резонирование звуков.Задание 5. Выберите приемы коррекционной работы по устранению ринолалии, не отягощенной неврологической формой. 1 – коррекция голоса; 2 – формирование направленной воздушной струи при фонации; 3 – работа по развитию связной речи; 4 – постановка звуков; 5 – активизация мягкого неба; 6 – коррекция письменной речи; 7 – формирование нижне-реберного дыхания; 8 – устранение назальности.Задание 6. Выберите признаки, характерные для закрытой ринофонии: 1 – нарушение звукопроизношения; 2 – ротовое резонирование всех звуков; 3 – носовое резонирование всех звуков; 4 – нарушение небно-глоточного затвора.Задание 7. Исключите из нижеперечисленных коррекционных приемов те, которые не соответствуют задачам логопедической работы при закрытой ринофонии: 1 – коррекция речевого дыхания; 2 – устранение нарушений звукопроизношения; 3 – активизация мягкого неба.^ Ответы к заданиям Задание 1. Ответ: 2.Задание 2. Ответ: 1.Задание 3. Ответ: 1.Задание 4. Ответ: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12.Задание 5. Ответ: 1, 2, 4, 5, 7, 8.Задание 6. Ответ: 2.Задание 7. Ответ: 2, 4.Рекомендуемая литература 1. Будникова Т.А., Булатовская Б.Я. К вопросу о комплексной работе логопеда и врача с детьми, имеющими врожденную расщелину губы и неба //Специальная школа. – Вып. 4. 1960. 2. Булатовская Б.Я., Блохина С.И., Неустроева Л.Н. Опыт комплексного лечения детей с врожденными расщелинами лица и неба и восстановление их речи в условиях специальной школы-интерната //Модели речевого процесса в норме и патологии. – Л., 1980. 3. Вансовская Л.И. Методы фонетики и обучения произношению /Под ред.А.А.Леонтьева, Н.И.Самойловой. – М.: МГУ, 1975. 4. Вансовская Л.И. Методы обследования больных с открытой ринолалией //Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. – М., 1979. 5. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – СПб: “Гиппократ”, 2000. 6 Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1984. 7. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология слуха, речи и голоса. – Варшава, 1965. 8. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.ДизартрияЗадания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу «Иннервация мышц речевого аппарата». 2.Подготовить реферат по книге Н.А.Бернштейна «О построении движения». 3.Составить таблицу «Признаки псевдобульбарного паралича». 4.Составить таблицу «Симптомы псевдобульбарной формы дизартрии». 5.Составить таблицу «Признаки бульбарного паралича». 6.Составить таблицу «Симптомы бульбарной формы дизартрии». 7.Составить таблицу «Симптомы подкорковой формы дизартрии». 8.Составить таблицу «Симптомы мозжечковой формы дизартрии». 9.Составить схему «Нарушение звукопроизношения при бульбарной, псевдобульбарной и подкорковой формах дизартрии». 10.Подготовить реферат на тему «Нарушения речи у детей с ДЦП». 11.Составить схему основных направлений обследования ребенка с дизартрией. 12.Составить вопросник для родителей по сбору анамнеза ребенка с дитзартрией. 13.Составить программу и протоколы обследования моторики дошкольников 2-3-х и 4-х-6-лет с дизартрией. 14.Подготовить пособия по развитию тонкой моторики рук детей с дизартией. 15.Подготовить протоколы обследования звукопроизношения у детей с дизартрией. 16.Подготовить методический материал для обследования речи дошкольников с дизартией. 17.Подобрать методический материал для коррекции переднеязычных звуков.Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: 1.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006. 2.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н Логопедия. Дизартрия. – М.: Владос, 2009. 3.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2005. 4.Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. – 2007. № 3. 5.Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005. 6. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005. 7.Корнев А.Н. Логопатология. – СПб, 2006. 8. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2007.9. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред. проф. Л.И.Беляковой, доц. Г.В.Бабиной, доц. Р.Е.Идес. – М., 2005.10.Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. – СПБ, 2006.11.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2006.12.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2005.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1.Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Медицина, 2002. 2. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП. – М., 1986. 3. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральными параличами //Дефектология. 1980. N 1. С.12-16. 4. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 1973. 5. Винарская Е.Н., Шур С.Н. Нарушение звуковой стороны речи при бульбарной дизартрии взрослых //Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967. – С.188-186. 6. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. – М., 1978. 7. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1977. 8. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. 9. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Книга для родителей. – М., 1993. 10. Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральными параличами //Вопросы логопедии. – М., 1978. – С.51-54. 11. Кудряшов В.В. Формирование движений с предметами у учащихся глухих, умственно отсталых, с церебральными параличами на уроках физической культуры: Автореф.дисс. … канд.пед.наук. – М., 1978. 12. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. 13. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология. 1986. N 2. 14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со ст
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…