Альтернативные педагогические системы

Содержание
Глава1. Система развития Рудольфа Штайнера
Историясоздания Вальдорфских школ
СутьВальдóрфского образовáния
Основныеметоды преподавания в Вальдорфской школе
КритикаВальдорфских школ
Выводоб эффективности Вальдорфского образования
Глава2. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных
Историясоздания методики Никитиных
Сутьметодики развития Никитиных
Развивающиеигры методики Никитиных
Критикасистемы развития Никитиных
Вывод
Библиографическийсписок

Глава1. Система развития Рудольфа Штайнера
Историясоздания Вальдорфских школ
РудольфШтайнер (1861 — 1925), без сомнения, является одним из интереснейших иудивительнейших духовных явлений нашего столетия: он редактор и издательестественнонаучных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто исделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философиии теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методыисследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсыв архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения —эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологическогосельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основудеятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзяне упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако,наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогическихучреждений — прежде всего детских садов и школ — работающих на основе созданнойим педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей егожизни.
Вальдорфскаяшкола и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четвертинашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенногокризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогдавнимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную,реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — игимназию гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непониманиямежду различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров всознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной изсущественных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочихимели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14—15лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишалисьвозможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны,гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетскоегуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знаниебыло совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.
Штайнерне был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторовконца XIX — начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общемкультурном и социальном упадке общества. «Профессор — национальная болезньГермании» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенностьпреподавания историей, результатом чего явилось «переполненность головшкольников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школывыходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры».Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению иопыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергаласьтакже и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыкив какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека.«В чем задача современной школьной системы, — писал один изпедагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человекамашину…»
Итак,в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурномобновлении. Была осознана роль школы, в общем социально-культурном кризисе. Вобновлении системы образования многие видели путь к обновлению всего общества вцелом. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированнаясоответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое ижизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого«человека толпы», послушного колесика в государственной машине, должна быласменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного инепрактичного «профессора», должен был сменить активный, способный на созданиенового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств.Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел всистеме образования Германии начала столетия и известные в истории педагогикикак движение реформ — педагогики.
Перваявальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория,которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу внее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала ввальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальномупризнаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее времяследовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процентдетей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные поФРГ). «Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием:юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движетглавным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитииих собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы иявились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых запоследние двадцать лет резко возросло. В вальдорфские школы на Западе попадаютчаще ребята, чьи родители осознают глубокую ответственность за образованиесвоих детей. Это и является основной причиной некоторой тенденции к элитарностиэтих школ на Западе, что противоречит их первоначальному замыслу. В России этапроблема может встать особенно остро, если учесть идейную направленностьродителей, имеющих средства для оплаты обучения в негосударственной школе.Вальдорфская школа не ставит перед собой специальной цели, например, подготовкив вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любомучеловеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себявыберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показываютсоциологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров имузыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. Спедагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей вобществе, чтобы в одном педагогическом сообществе — классе, школе — учились бывместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разныхобластях жизни.
СутьВальдóрфского образовáния
Вальдóрфскоеобразовáние — альтернативная педагогическая система, основанная наантропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственномпознании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогикиявляется Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система такженазывается «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».
Перваявальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образованиепрактикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесятистранах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательныхсистем.
Вальдорфскаяметодика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах,финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была такжепринята учителями некоторых других государственных и частных школ.
Вальдорфскаяпедагогика — создана в начале 20 века Рудольфом Штайнером. Согласно Штайнеручеловек состоит из 7 оболочек. Для педагогических целей важно, что эти оболочкиформируются у ребенка с возрастом, каждый год в течение 7 лет:
1.Физическое тело.
2.Жизненное (эфирное) тело.
3.Астральное (ощущающее душевное) тело.
4.Я, как зерно души (душа рассудочная).
5.Самодух, как преображенное астральное тело (исполненная духом душасознательная).
6.Жизнедух, как преображенное жизненное тело.
7.Духочеловек, как преображенное физическое тело.
Всоответствии с этим возрастным делением и строится обучение ребенка.
Таккак, по Штайнеру, у человека раньше формируется астральное (ощущающее) тело, ввальдорфском детском саду очень много внимания обращают на развитие способностик ощущениям. Все дети занимаются музыкой и эвритмией (сочетание движений сритмическими текстами, стихами и музыкой). Группы в детском саду разновозрастные.Очень много времени дети занимаются прикладным творчеством: керамикой,вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. В вальдорфской школе очень многотеатрализованных праздников, драматических и кукольных спектаклей. Педагогистараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представления об окружающеммире: показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления ниток, ухода заживотными и т.д.
Спецификойвальдорфской педагогики является очень позднее обучение детей чтению, письму исчету — считается, что обучение и стимуляцию интеллекта можно начинать толькотогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформировался. А это, согласно Штайнеру,происходит к 14 годам. Интеллект ребенка стремятся «не отягощать» — первоочередноевнимание уделяется «творческому» развитию.
Вшколе нет оценок, детей не оставляют на второй год — главной своей цельюпедагоги читают создание такой психологической атмосферы в школе, в которой ребенкубыло бы комфортно. Основной педагогический метод — совместное ( с учителем)открытие окружающего мира и удивление им.
Предполагается,что подобные отношения и вся педагогическая система формируют у детей мотивациюучиться. На деле же будьте готовы, вместо того, чтобы учиться писать, ребенокбудет в течение года рисовать большие овалы разными чернилами (рисоватьмаленькие — насилие над психикой), а учителя будут уверять, что умение писатьпридет позже.
Основныеметоды преподавания в Вальдорфской школе
· Метод«душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит втом, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенокможет освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память,работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту.После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают сабстрактным мышлением ребенка.
· До12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» в видутого, что формирование понятий естественно для природы ребенка после 12 лет.Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождениичувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств уребенка, которые являются опорой для памяти.
Современнаяпсихология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных.Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебномуматериалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включаетсяжизнь внутреннего чувства с ее радостью и болью, с ее приятным и неприятным,напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватываетребенка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностьюребенка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребенку легко даетсязаучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучиваютдети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.
· Интересиспользуется как средство мобилизации внутренней активности ребенка на каждомэтапе развития. Ребенку интересно то, что созвучно процессам на данном этапеего внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно активно играть, многодвигаться, подражать и слушать сказки. То есть их интерес еще находиться вобласти дошкольного периода, они там, где «мир добр». Поэтому обучение детейданного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках.
Такжемладшие школьники ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческойфантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет.Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребенок отделяетсебя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самомделе». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение изоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.
· Также в вальдорфских школах соблюдается равновесие между «созерцательными» и«активными» предметами. Известно, что при избытке умственной деятельностиухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большогоколичества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Этоэвритмия, живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится разбудитьвоображение ребенка, привести в движение его чувства. Это может быть интересноесообщение во время преподавания, либо захватывающий рассказ в конце урока.Главное включить интерес как положительную эмоцию.
 Втечение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности кфизической через деятельность чувств. Существует строго определенный ритм дня.Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшиешкольники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.
· Первыйурок — это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов(математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.) Затем идут уроки,на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка,эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются впослеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы,требующие физической нагрузки.
· Штайнервпервые ввёл метод преподавания «по эпохам». Главной особенностью преподаванияв вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебнымипериодами, «эпохами». «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределениюматериала ребенок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надотратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуютприлив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период оничего-то достигли.
· Метод«гармонизации душевной жизни» реализуется в процессе обучения и воспитания,когда педагоги стремятся к равновесию в развитии трех душевных способностейребенка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создаетблагоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышлениепроявляются на каждом этапе развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями.Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшейстепени обращаются преимущественно к воле ребенка, в средней школе — кчувствам, в старших классах — к мышлению.
· Метод«гармонизации социальной среды», где большое значение для ребенка имеетсоздание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность можетразвиваться свободно, если вокруг ничто ее не подавляет.
· Высокиетребования к личности учителя повышают престиж школ. Чтобы избежатьотрицательного влияния на ребенка, педагог должен заниматься самосовершенствованием,контролировать свое поведение.
· Индивидуальныйподход к ребенку позволяет наиболее полно раскрыться способностям и ненавредить здоровью ребенка. Например, для того, чтобы уравновесить действиетемперамента в ребенке, ему дают возможность увидеть себя со стороны. Для этогодетей с одинаковыми темпераментами часто сажают за одну парту. Безоценочнаясистема обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребенка, который действительнослабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достиженийявляется сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнегодня. Индивидуальный подход избавляет ребенка от лишних стрессов, исключаетобесценивание личности ребенка.
· Совместнаядеятельность в классе способствует сплочённости детей. Дружный класс такжеспособствует душевному комфорту ребенка. Объединение детей в классе происходитна ритмической части, на занятиях эвритмией и гимнастикой Ботмера. Согласованностьдвижений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровоечтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие всовместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать,что результат их работы зависит от слаженности их действий. Главнымобъединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку вкачестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты. Очень важноучителю организовать свою работу таким образом, чтобы ученики становились всеболее самостоятельными, чтобы их личная привязанность к учителю перерастала впривязанность к школе. Это помогло бы их безболезненному переходу на старшуюступень.
КритикаВальдорфских школ
Принципиальнымнедостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция квымышленным понятиям, таким как «высшие духовные тела», «эфирныетела», «астральные тела». Так, сторонники вальдорфской педагогикиполагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику«взойти» к его т.наз. «высшим духовным телам» — т.наз.«эфирному» и т.наз. «астральному». Само упоминаниеуказанных выше вымышленных понятий ставит под сомнение как эффективностьметодики, так и психическое здоровье лиц, оперирующих такими методиками.
Чтокасается физического здоровья учеников и родителей таких школ, необходимоотметить следующее. В большинстве вальдорфских школ, в частности, в московскойшколе «Путь зерна», и ученикам и родителям в случае возникновениязаболеваний рекомендуется пользоваться гомеопатическими препаратами, отсутствиеэффективности которых доказано ВОЗ.
Такимобразом, система вальдорфских школ основана на методике, целями которойявляется достижение вымышленного состояния («раскрытие высших духовныхтел»), что может сказаться на психическом здоровье ребенка, а убеждениясотрудников вальдорфских школ по части использования медицинских препаратовмогут нанести ущерб и физическому здоровью школника.
ВГермании, на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются:чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение, к примеру, слесарем илирабочим, он вынужден сдавать дополинтельные экзамены.
Однимиз наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфскойшколы является представление, что эта школа не дает реальных знаний,обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу илиуниверситет. Да, в ребенке сохраняется непосредственность, «детскость», да онбудет «учиться без страха». Но что касается уровня знаний… Причиной такогомнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад,является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как своюглавную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют навторой год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку«хорошо». Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А еслиребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотруднуюработу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не сдетсада… Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многихпедагогов и родителей…
Однакоопыт вальдорфских школ показывает — и в этом опять-таки ее актуальность длянашего времени, — что это не более чем наше предубеждение. Так, согласностатистическим данным, количество абитуриентов, успешно сдавших госэкзамен напоступление в университет, в вальдорфских школах составляло в процентном отношениик общему числу выпускников в 92, 93, 94 годах соответственно 48,5%, 49,1%,47,5%. Для сравнения приведу данные по тем же годам для выпускников госшкол игимназий: 24,0%, 23,7%, 23,4%. В этом году, по показателю экзаменов вуниверситет земли Баден-Вюртенберг, один вальдорфский класс штуттгартской школызанял второе место, а в Берлине — первое. Для того, чтобы правильно оценитьзначение этих данных, следует учесть, что в вальдорфских школах отсутствуетселекция (отбор), что туда попадает повышенное число проблемных детей, а такжето, что целенаправленной подготовки в вуз действительно не проводится.Госэкзамен на поступление в университет — абитур — школьники сдают добровольно,проучившись дополнительный тринадцатый год, как это предусмотрено школьнойсистемой Германии (Общее образование — 12 лет, плюс один год для абитура). Приведеннаявыше статистика прочно держится на протяжении более десятка лет и характерна идля 80-х годов. К сожалению, у меня нет данных по 60 и 70-м годам, но в целом,я полагаю, тенденция достаточно очевидна. В литературе также отмечается, чтобольшое количество вальдорфских учеников получают двойную квалификацию.Например, сдав по окончании школы экзамен реальной школы, дающий право наполучение высшего специального образования, или получив диплом по специальностив некоторых вальдорфских школах интегрирована подготовка по специальности, —ученик сдает потом еще и абитур. Число таких двойных квалификаций довольновелико и в вышеприведенных данных не учитывается. Этот факт приводит внедоумение многих педагогов традиционного типа: в школе вроде бы «ничему неучат», а на выходе результаты достигаются выше среднего. Как объяснит это? Этоможет быть темой отдельной большой статьи. Здесь скажу лишь одно, чтовальдорфская школа формирует у детей мотивацию учиться. Дети учатся судовольствием. Как правило, пресыщения школой не наступает (есть, безусловно, иисключения). Для выпускников вальдорфских школ Швеции вообще не требуетсяникаких дополнительных госэкзаменов. В Швеции репутация вальдорфских школ оченьвысока, и для выпускника школы достаточного диплома, выданного самой школой дляпоступления в университет.
Вкачестве основного метода познания используется почти исключительно личноечувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы негодной науке,требующей логики, техники, анализа и эксперимента.
Религиозноевоспитание в вальдорфской школе так же является объектом особого внимания. Школыкритикуются и христианской церковью за принадлежность с оккультизму иантихристианскую направленность.
Большаячасть вальдорфских родителей — католики и протестанты. Соответственнопреподавание религии осуществляется представителями этих церковных общин пособственному учебному плану, разрабатываемому и утверждаемому в соответствующихцерквях. Есть дети, не принадлежащие ни к какой конфессии. Им школа предлагаетособый курс «свободного христианского воспитания», так как, по убеждениювальдорфских учителей, религиозное воспитание не должно целиком отсутствовать вобразовании человека. В нем речь идет, прежде всего, о воспитании «благодарностико всему, что дается человеку», благоговения перед Божиим Творением, каковымявляется весь окружающий нас видимый мир. Способности на такие чувства естьвысшее проявление человеческого. Кроме этого, детей знакомят с Библией, Евангелиеми религиозной историей человечества. При этом, прежде всего речь идет не о толкованияхпоследних, а также не о научной библеистике, но о знакомстве с самим СвященнымПисанием и его духом. Курс «свободного христианского воспитания» — дополнительныйи проводится по желанию родителей. В России в связи с законодательнозакрепленным принципом светскости образования религия в вальдорфских школах непреподается.
Выводоб эффективности Вальдорфского образования
Вроссийских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшеезвено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников дляпробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступиливсе. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. В общем, если уребенка существует выраженная информационная перегрузка и есть некотороенедоразвитие эмоциональной сферы — вальдорфская педагогика ему подойдет. Это прекраснаясистема обучения рукоделию и ремеслам, развития эстетического восприятия мира.Можно сочетать посещение вальдорфской группы детского сада с занятиями подругим развивающим методикам. Кроме того, посещение подобных групп чрезвычайнополезно будет для детей с различными проблемами развития (задержка психическогоразвития, нарушение речевого развития, умственная отсталость и т.д.)
Глава2. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных
Историясоздания методики Никитиных
Современныемамы воспитывают детей с большим рвением: тщательно выбирают методику,соблюдают рекомендации специалистов, отмечают результаты, набираются опыта. Нобыло время, когда авторы систем раннего развития (врачи, педагоги, психологи)сами стояли у истоков своих будущих открытий, испытывая на себе все возможныетрудности первопроходцев. Семья Никитиных в середине XX века, сама того нежелая, совершила переворот в мире педагогики, возведя систему воспитания своихмалышей в ранг одной из самых популярных методик раннего развития детей в нашейстране. Но сначала Елена и Борис Никитины шокировали своими методами воспитаниявсех, кто имел хоть какое-то отношение к детям: от родителей и бабушек домедицинских работников и кандидатов педагогических наук.
Укаждого основателя методики раннего развития детей свои принципы, основы,убеждения и своя личная жизнь. Так, к примеру, выдающийся врач-нейрохирург ГленДоман вместе с супругой Хейзел воспитывал одного сына, актриса и автор книги„Поверь в свое дитя” Сесиль Лупан вырастила двух дочерей, итальянский педагог ипсихолог Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила исследованиям в областипедагогики, так и не познав радости материнства. Елена и Борис Никитины — нетолько авторы методики раннего развития, но и родители семерых детей.
Отецмногодетной семьи Борис Николаевич Никитин. Родился будущий педагог в 1916году. В возрасте двадцати пяти лет, окончив Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского, был принят на службу в истребительную авиацию. Спустя четыре годапосле окончания войны вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу.В 1958 году Никитин организовал и возглавил группу прогрессивно настроенныхпедагогов. В тот знаменательный год Борис Николаевич познакомился со своейбудущей женой Еленой Алексеевной, в прошлом школьной медалисткой, ныне педагогом.Елена (в те времена еще Литвинова) была младше Никитина на четырнадцать лет.Встреча произошла в поселке Болшево (Московская область) на совещании, посвященном„программе воспитательной работы в школе”. В Болшево и остались жить молодыесупруги, слава о которых за короткое время распространилась по всему миру.
Начало методике былоположено случайно. Старший сын Никитиных страдал диатезом, справиться с которымбыло не под силу ни родителям, ни врачам. Чтобы как-то облегчить состояниемалыша, мама стала ненадолго, но часто выходить с ним на балкон или за дверь,на холодный воздух. Неожиданно это дало положительный эффект: сыну постепенностановилось лучше, а Борис с Еленой сделали соответствующие выводы о пользехолода и закаливания. Супруги стали изучать традиции и обычаи разных народов ипришли к выводу, что новорожденные гораздо крепче и выносливее, чем намкажется. Финны парили младенцев в бане при температуре +50оС, тунгуски рожалина улице в сильнейший мороз. И детки не болели! А вот взращиваемые в комфортныхгородских условиях современные малыши постоянно простужаются.
О семье Никитиныхвпервые заговорили в конце пятидесятых. Сонный подмосковный поселок Болшево вшоке. Не привыкшие ни к каким новшествам консервативные обыватели только иговорят, что о семье Никитиных. Мало того, что вопреки всем приличиям Никитинырожают одного ребенка за другим (скоро их будет уже семеро). Возмущает другое.Эти люди берут на себя ответственность растить, закалять и учить своих детейвопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никомуневедомым программам.
Это казалосьневероятным: никитинские дети, пышущие здоровьем, босиком бегали по снегу,выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах;к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли впридуманные отцом, Борисом Павловичем, самодельные логические игры и самипридумывали новые; едва пойдя в школу, перескакивали через классы…
Сутьметодики развития Никитиных
Любимаяпоговорка Бориса Никитина звучит так: „Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, ия запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”. И он старался воплощать ее вжизнь.
Помнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают двекрайности. Первая – это заорганизованность. То есть, сверхзаботливый уход и непрерывныезанятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенкане остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит,что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить,спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию),госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, кумственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд,естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своимпоступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбиратьсяв сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а неопережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, помнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностейподрастающего человека и его подготовка к жизни. Основные принципы своей методыавторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей взанятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаютсясколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых,легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят вповседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для нихестественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается,участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизнидетей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, апомогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственнымизамыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь насамочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себецелью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили,что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие«опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него средиигрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквыи цифры.
Воспитываядетей, Никитины заметили, что, создавая малышам определенные условия, можноспособствовать развитию их интеллекта. К примеру, не обязательно дожидатьсяположенного возраста для начала обучения ребенка грамоте, лучше подкинутьгодовалому карапузу в корзинку с игрушками кубики с буквами. Следом за буковкамив жизни крохи так же ненавязчиво появятся книжки, цифры, географические карты ипрочие любопытные вещи.
Чутьпозже появился термин НУВЭРС, который расшифровывается как Необратимое УгасаниеВозможностей Эффективного Развития Способностей. То есть для максимальногораскрытия любой способности есть наиболее благоприятные моменты. Если упуститьвремя, потенциал нереализованной способности неизбежно угасает. Другимисловами, важно как можно быстрее предоставить детям шанс естественным образомразвивать и взращивать в себе таланты. Активное обучение малыша Никитинырекомендуют начинать уже с полутора лет, избегая шести вещей:
1. Излишняяорганизованность .
Используявременные рамки и предписания, мы лишаем ребенка возможности проявлятьсамостоятельность и таким образом тормозим его развитие.
Вместотого чтобы отводить специальное время для тренировок и занятий, предоставьтемалышу возможность научиться прислушиваться к себе, к своим желаниям и выбиратькак само дейст-вие, так и время для него. Ваша задача — создать крохе условия.Если он любит рисовать, развешиваются вдоль стен на уровне роста ребенка листыватмана, оставляются на видном месте фломастеры и появляются веселые рожици,солнце, цветы.
2. Отсутствиесплоченности.
Мамыи папы частенько пренебрегают теми возможностями, которые открываются присовместном труде: уборке квартиры, приготовлении обедов, прополке огорода. Аведь именно такая деятельность — самый эффективный вид общения родителей идетей.
Длямалыша нет ничего более приятного и интересного, чем заниматься вместе сродителями общим делом. С каким важным видом карапуз, едва научившись ходить,орудует тряпочкой и помогает родителям мыть пол! Как светится от счастьямалышка, чья мама с радостью отозвалась на предложение вымыть посуду! Этиединство, сплоченность и чувство команды поистине бесценны.
3. Лишняяодежда и калорийная пища.
Умственныеспособности ребенка зависят от его физического состояния. А со здоровьем усовременных малышей, которых постоянно кутают и пичкают деликатесами, делаобстоят хуже некуда. Перегревание и переедание пагубно влияют на развитие, в товремя как пользу от закаливания и правильного питания трудно переоценить.
«ИдеиНикитиных были необычны, оригинальны, в чем-то даже экстравагантны, но мне,двадцатилетней, показались здравыми и разумными: с первых дней жизни малышараздевают на время кормления грудью. Малыш прижимается к теплому материнскомубоку и не мерзнет. Кроме того, сосание для младенца – серьезный физическийтруд, который тоже хорошо согревает. Дети, которых кормят голышом, не засыпаюту груди, активно сосут, во время кормления хорошо проветриваются все складочки,и малыша не мучают опрелости. После кормления малютку тепло одевают, и онмгновенно засыпает. Со временем периоды бодрствования становятся длиннее,соответственно удлиняются и сеансы закаливания. Не болея, быстро развиваясьфизически, малыш со временем начинает обгонять своих сверстников и в интеллектуальномразвитии».
4. Неравномерноеразвитие.
Невернопоступают те родители, которые уделяют больше внимания тренировке ума, а нетела.
Ученымии врачами всего мира неоднократно было доказано, как благотворно влияет наразвитие умственных способностей физическая активность. Малышам необходимо многодвигаться. Зарядка, пробежка (не обязательно в строго определенное время, акогда кроха хочет), закаливание, активные игры — все это должно быть дляребенка таким же естественным процессом, как ежедневный обед.
5. Равнодушиеи безучастность.
Родителине должны ограничиваться в общении с малышом лишь механическими действиями:накормить, напоить и спать уложить.
Оченьважно, несмотря на занятость и суету, принимать участие в играх, соревнованиях,да и вообще в жизни детей.
6. Помощьи поддержка.
Есликроха способен справиться с каким-то делом самостоятельно, нужно дать емувозможность проявить инициативу и любознательность.
Малышдолго не находит нужную картинку, смущается и суетится? В этом случае, по мнениюНикитиных, не стоит торопить и подгонять кроху или, того хуже, выполнятьзадание за него. У каждого из нас есть право на ошибку и на то, чтобы исправитьее самостоятельно. Все приходит с опытом, не следует лишать ребенка возможностипроверять свои силы, искать новые пути и решения.
Всеперечисленные запреты и являются основой методики Никитиных. Соблюдая этинехитрые правила, супруги на примере собственных детей доказали эффективностьсвоей системы воспитания. Ее результаты ошеломляют. Так, к примеру, специалистыпо тестированию из Великобритании и Японии зафиксировали у детей Бориса и Еленысамые высокие на планете показатели коэффициента IQ.
Развивающиеигры методики Никитиных
Никитинразработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакаяопределенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в миригры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняетмалышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражаястаршим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активноеучастие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматьсяуже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которыепостепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надопредоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не можетсправиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, иливременно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своихвозможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такаяметодика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач,создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Особенности:
· Главноеотличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества.Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходяот простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение отумственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиватьсяцели. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков,кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаютсямалышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии,чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его сразными способами передачи информации. Задания расположены от простого ксложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему донепосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес втечение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенкусовершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности.Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следуетпридерживаться определенных принципов:
· Нельзяобъяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать нисловом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учитсябрать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
· Нельзятребовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он,возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
· Решениезадачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков,кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Этопозволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
· Большинстворазвивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям иродителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть,заниматься творческой деятельностью.
Итак,главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалосьобъединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – сочень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. РазработанныеБорисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется– «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.
Игра«Рамки и вкладыши».
Этаигра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами ввиде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольники так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат,равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше недержать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатертьили ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать ихмалышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместнобудет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все этоположить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечькроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можноусложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом– по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученноеизображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создаватьсюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).
Игра«Сложи узор».
Этаигра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., гдекаждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревяннуюили картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игрус ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно простосесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивыекубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяясторона, а это желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давайвозьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка сталаразноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает исмотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить нанесколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как илюбую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но самдостать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать илипоказать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют«развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графическихспособностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».
Игра«Сложи квадрат».
Этаигра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочковразличной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка,поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра длядетей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером сальбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надооставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат издвух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части поломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либоразложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двухполовинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможностьдействовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на болеесложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения,усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умениюразбивать сложную задачу на несколько простых.
Игра«Дроби».
Возрастдля начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собойкомплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположенопо 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый кругцелый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплотьдо 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмякругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки,сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитатьвкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенокзнакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделатьразноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг,дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему однавторая больше, чем одна третья.
Игра«Уникуб».
Этоуниверсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства.Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладеватьчерчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости,внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всеготри цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именнопоэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитинпредлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5– 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.
Критикасистемы развития Никитиных
Конечно,в системе Никитиных были явные недочеты, о которых писали впоследствии и онисами: по сути, это была система технократического воспитания; здесь растилибудущих инженеров, мастеров-золотые руки, а гуманитарная, эстетическая сторонапрактически отсутствовала. Но игры и пособия, которые были разработаны в тегоды Борисом Павловичем Никитиным, поистине уникальны, и до сих пор ни в нашейстране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическимвозможностям кубики Никитиных.
Многиккритиковали Никитиных за то, что их дети так и не стали Энштейнами. Но суть ихметодики не в этом. Ещё академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных вАкадемию педнаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта ненатасканность, а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».
Алексей,самый старший из семерых детей Никитиных, прекрасный электронщик, уехал изРоссии.
Второйсын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией.
ПослеАнтона родились три девочки. Оля, старшая дочка, работает юристом, заведуетотделом Московской регистрационной палаты.
Другаядочка, Аня, — медсестра и мама четверых детишек. Юля — менеджер по туризму.
Предпоследнийребенок в семье — Иван. На нем меньше всего экспериментировали.
Например,читать в три года его не учили. Иван — бизнесмен и отец двоих детей — трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса.
Люба,самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство — еепрофессия и призвание.
Ипочти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут встаром отцовском доме.
Многодетныеродители Борис и Елена Никитины не стремились к тому, чтобы вырастить из своихдетей гениев и русских Эйнштейнов. Методика их рождалась в процессе воспитаниямалышей, которое доставляло обоим истинное удовольствие. Муж и жена проживали ипереживали каждое свое открытие, следили за реакцией ребят, прислушивались ксвоей интуиции. Они, как и многие родители, просто хотели вырастить своих детейздоровыми, развитыми, одаренными и счастливыми.
вальдорфский школа раннее развитиеникитин

Вывод
Нестоль важно, какой методике вы отдадите свое предпочтение, в какие игры и кубикибудете играть со своим крохой. Главное — чтобы малыш чувствовал внимание изаботу. И если вы понимаете, что вокруг вас воцарились любовь и гармония,значит, вы все сделали правильно.

Библиографическийсписок
1. Аникеева,М.: babylib.by.ru/
2. Кей,Н. // Журнал «Мама и малыш»:hnb.com.ua/articles/s-deti-ranee_razvitie_detey_metodika_nikitinykh-1067,2005. – №01.
3. Матушкина,О.: jula.0pk.ru/viewtopic.php?id=23
4. Развитиеребенка: Детские учебные заведения. Рудольф Штайнер — основатель вальдорфскойпедагогики: www.babyhelp.kiev.ua/?/article/124/472/11113592, 2006.
5. Штейн,А. Б.П. Никитин: Дон Кихот семейной педагогики// Журнал «Мой ребенок»:www.rebenok.com/info/earlydevelopment/nikitin/56586/