Американская коммерческая спутниковая съемка в 2020 г.: варианты будущегоРоберт А. Вебер, Кевин М. О’Коннелл (Innovative Analytics and Training, США)Подготовлено для Министерства торговли США, Национальной администрации по океану и атмосфере (NOAA), Национальной службы по метеорологическим спутникам, базам данных и информации, Службы коммерческого нормативно-правового регулирования в сфере ДЗЗ.Предисловие Это независимое исследование, выполненное при финансовой поддержке Министерства торговли США в конце 2010 г., постулирует три варианта потенциального состояния американских коммерческих спутниковых данных в 2020 г. Оно начинается с подробного исследования национальной политики и нормативно-правовой среды, в которой проходит коммерциализация дистанционного зондирования. Исследование содержит много предположений относительно коммерческих интересов США, международной конкуренции, вопросов безопасности, относящихся к распространению данных дистанционного зондирования, соответствующих технологий и др. Во многих отношениях исследование отражает идеальную систему, реализация которой иногда буксует. Следуя за дискуссией о технологиях дистанционного зондирования и перспективах их развития, отчет описывает три варианта будущего американской коммерческой спутниковой съемки, делая особый акцент на национальных производителях оптико-электронных данных высокого разрешения. Заметим, что ни один из рассматриваемых вариантов не является абсолютно верным и не отражает прогнозное или предпочтительное состояние. Методика предназначена для выявления наиболее вероятного хода развития событий, а также лежащих в его основе факторов и действующих сил с тем, чтобы заинтересованные стороны могли понять принципы решения данной задачи, выбрать ориентиры для контроля движения к тому или иному варианту будущего. Лица, принимающие решения, смогут выбрать нужную стратегию, например, смягчить или устранить варианты будущего с отрицательными результатами или негативными последствиями. Срок до 2020 г. был выбран для рассмотрения динамических трансформаций в глобальном мышлении и изменения мировых рынков в данной области. В заключительной части доклада содержатся независимые наблюдения экспертов и рассматриваются варианты потенциальных ролей Министерства торговли США и NOAA в управлении космическим дистанционным зондированием. Для дистанционного зондирования (как американского, так и других стран) регулирование становится все менее актуальным (хотя полностью значения не теряет), так как полученная информация объединяется с другими наборами данных (например, навигационными) и используется в мощных общедоступных и коммерческих приложениях. Доклад имеет три приложения. В первом освещены ключевые политики и принципы регулирования в области дистанционного зондирования, а также их возможная модернизация. Второе и третье приложения содержат обзор подходов к дистанционному зондированию в Европе и Японии в течение нескольких десятилетий. Читателю предлагаются два аспекта сравнения: во-первых, с точки зрения национальных подходов, во-вторых, с точки зрения того, насколько оправдались предположения США о развитии дистанционного зондирования в других странах и к чему это привело. Заглядывая в будущее, можно утверждать, что иностранные программы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) будут развиваться в сложных условиях сотрудничества и конкуренции, которые должны быть оценены критически и объективно. Хотя в целом дистанционное зондирование Земли будет по-прежнему развиваться динамично (об этом, в частности, свидетельствуют продажа компанией Surrey Китаю трех спутников с метровым разрешением, успех запусков ORS-1 и NRO, сдвиги в разработке и графики запусков спутников Pleiades и ASNARO, появление новых американских лицензиатов, например, Skybox и др.), мы считаем, что подход, представленный в этом документе, поможет лицам, принимающим решения в государственном и частном секторах ДЗЗ в США, творчески осмысливать будущее. Нужно изменить сформировавшееся полвека назад представление о том, как и почему мы используем пространство для жизненно важных гражданских нужд и национальной безопасности, а также о способах, которыми мы это делаем. Хотелось бы, чтобы обсуждение будущего дистанционного зондирования не превратилось в беспомощное сравнение коммерческих и некоммерческих подходов в реалиях финансовой напряженности, а также выдающихся инноваций в технических и коммерческих приложениях. Нам нужно будет опираться на преимущества каждого сектора в целях поддержания и дальнейшего развития того вклада, который дистанционное зондирование и спутниковые снимки привносят в наши науку, технику и безопасность. Наконец, если говорить о моем личном мнении [Кевин М. О’Коннелл. — прим. ред.], то я считаю, что космическое дистанционное зондирование находится, как и десять лет назад, «на переднем крае глобальной прозрачности», ключевым отличием сегодняшнего дня является то, что ДЗЗ — лишь одна из нитей в переплетении данных, технологий, а также новых приложений информации и инноваций. Становящийся все более прозрачным мир ставит сложные задачи по управлению, безопасности и экономике, возможности их решения требуют значительного переосмысления. Надеемся, что доклад будет информативным и полезным.^ Краткий обзор Коммерческие спутники, способные получать снимки с разрешением 1 м и лучше, действуют в космосе с 1999 г. GeoEye и DigitalGlobe — компании, управляющие такими спутниками, в значительной степени зависят от финансирования со стороны правительства США. Об этом свидетельствуют, например, два 10-летних контракта стоимостью 7,3 млрд долл., о которых 6 августа 2010 г. объявило Национальное агентство картографической разведки (National Geospatial-Intelligence Agency, NGA). Если усреднить эти суммы за десять лет (2010–2020 гг.), получится 730 млн долл. в год, или в 100 раз больше, чем агентство NGA (тогда — Национальное агентство съемки и картографии, NIMA) заплатило за коммерческие снимки в 1999 финансовом году. На протяжении более 30 лет правительство США являлось доверенным лицом коммерческой спутниковой съемки в политике, законодательстве и регулировании, хотя и отмечало неоднократно, что государственное финансирование не должно быть основой для долгосрочного успеха в отрасли ДЗЗ. Реальность оказалась иной. Изменения в финансировании или крупный вклад передовых технологий, таких как мини-спутники, будут иметь гораздо большее влияние, чем новации в политике, законодательстве и регулировании американского государства, поскольку до сих пор последнее само является экономическим обоснованием для этой коммерческой деятельности. Предлагаемое исследование вариантов будущего содержит точки отсчета в истории ДЗЗ, позиционированные по десятилетиям с 1980 г., а также прогнозы экспертов в области ДЗЗ, которые указывают на возможные результаты 2020 г. для американских поставщиков коммерческих космических изображений. Приложения содержат обзор событий в Европе и Японии, что позволяет отслеживать прогресс этих регионов в соответствующей сфере, достигнутый после 1980 г. (так как американская разведка считала тогда, что французские и японские программы станут со временем серьезными конкурентами). Помимо уровня федеральной поддержки, который может снизиться из-за государственного долга, прогноз на 2020 г. по финансированию американских компаний — производителей коммерческих космических изображений во многом зависит от активности зарубежных конкурентов, которая может послужить причиной для первоочередного вливания средств в американские программы. К 2020 г. конкуренция с зарубежными компаниями, вероятно, усилится. Франция, Германия, Индия, Израиль, Япония и Южная Корея, скорее всего, будут иметь сформировавшиеся коммерческие программы получения оптических изображений субметрового разрешения. Операторы ДЗЗ в других странах могут также повлиять на рынок. Замедлить развитие этой технологии невозможно, поскольку Соединенные Штаты не контролируют ее. Коммерческая спутниковая съемка набирает обороты в США потому, что ее данные не являются секретными и могут быть предоставлены для совместного использования. Военные спутники для NGA становятся все более ресурсоемкими и дорогими из-за требований производительности. В долгосрочной перспективе необходимость наличия трех видов спутников для получения изображений с целью обороны и разведки (секретных, коммерческих и тактических) может столкнуться с суровой реальностью сокращения бюджета. Эксперты сходятся во мнении, что главной целью геопространственной отрасли является отслеживание процессов на планете и изменений материальных ресурсов, таких как продовольствие, вода и минеральное сырье. Если аналитики правы в том, что международная политико-экономическая система к 2025 г. изменится до неузнаваемости, то коммерческие космические снимки высокого разрешения будут гораздо больше, чем сейчас, востребованы в невоенных целях.^ Цель и область охвата исследования В настоящем документе излагаются три варианта будущего американских коммерческих спутниковых изображений с разрешением 1 м или лучше в 2020 г.1 Коммерческие спутники, способные получать снимки с таким разрешением, действуют в космосе с 1999 г. GeoEye и DigitalGlobe — компании, управляющие такими спутниками, в значительной степени зависят от финансирования со стороны правительства США. Об этом свидетельствуют, например, два 10-летних контракта стоимостью 7,3 млрд долл., о которых 6 августа 2010 г. объявило Национальное агентство картографической разведки (National Geospatial-Intelligence Agency, NGA).23 Варианты будущего, представленные здесь, также учитывают деятельность зарубежных компаний, опираются на ориентирные точки в истории ДЗЗ и прогнозы экспертов в области ДЗЗ, которые указывают на возможные результаты 2020 г. для американских поставщиков коммерческих космических изображений. Хотя правительство США в течение десятилетий проводило политику поддержки в отношении коммерческих спутников, прогноз развития соответствующих американских компаний на 2020 г. во многом зависит от годового объема федерального финансирования, а также от оснований для поддержки деятельности таких спутников и положения дел у зарубежных конкурентов. Компании GeoEye и DigitalGlobe рассматривают государственное законодательство как фактор риска для своего бизнеса, поэтому в приложении приводится перечень ключевых пунктов текущих американских законов, адаптированных к 2020 г.^ Национальная правовая, политическая и регулирующая среда Прогнозы о будущем американской коммерческой деятельности в сфере получения спутниковых снимков не могут быть сделаны в вакууме, поскольку федеральные законы, политика и регулирование значимо влияют на активность в этой сфере. В США законодательство, политика и регулирование космической съемки Земли, как правило, не согласованы. Но общим во всех трех юридических секторах является то, что Министерство обороны США, Государственный департамент США и разведывательное сообщество играют важную роль в установлении правил работы коммерческих систем наблюдения за Землей. Лицензирующим органом выступает Министерство торговли США, но и другие ведомства имеют право голоса при принятии решений. Решения о лицензировании деятельности в сфере ДЗЗ основываются на конкретных потребностях и интересах управляющих компаний, а не только на формальном содержании лицензии. Законы и директивы США более важны, чем политика проведения космосъемки, так как лицензии выдаются и вводятся в действие в соответствии с нормативно-правовыми критериями. Обсуждение политики проведения ДЗЗ происходит открыто и не влечет неприятных последствий. Законы и директивы конкретны, осуществимы и переплетены друг с другом. Полезно проследить изменение норм и правил с 1978 г., поскольку это дает основания верить рискам для бизнеса, приведенным в годовых отчетах компаний DigitalGlobe и GeoEye в 2009 и 2010 гг. Риск киберугроз впервые упоминается в 2010 г., но конкретный перечень не приводится.4567 Среди подозреваемых Китай и Россия.89101112 ^ Отчет компании DigitalGlobe, 2010 г. Отчет компании GeoEye, 2010 г. Потеря или сокращение какого-либо из первичных контрактов, в основном с агентствами правительства США Существенная часть доходов от правительственных учреждений США Изменения в политике правительства США Изменения в политике правительства США Прерывание работы или сбой инфраструктуры Жизненный цикл спутников ограничен, они дорогие Спутники могут работать не так, как положено Спутники могут работать не так, как предполагается конструкцией Сбой в работе ImageLibrary может повлиять на бизнес Могут задерживаться создание и запуск спутников Рынок может не принять продукты и услуги Отрасль имеет узкую специализацию и высокую конкуренцию Конкуренция может привести компанию к снижению цен или к потере доли рынка Правительства США и других стран могут эксплуатировать собственные системы Изменения в американских или зарубежных законах и нормативных актах Успех зависит от принятия рынком продукции Неполучение одобрения регулирующих органов Сбой инфраструктуры Состояние мировой экономики может влиять на результат Зависимость от реселлеров, которые могут подвести Зависимость от реселлеров, которые могут подвести Покрытие страховки может быть недостаточным или дорогим Зависимость от сторонних компаний в области аэросъемки Мировой финансовый кризис может повлиять на финансовый результат Международный бизнес подвергает компанию рискам Бизнес является фондоемким Невозможность привлечь и удержать ключевых сотрудников Неполучение одобрения регулирующих органов Спутники имеют пределы в работе и являются дорогими Международный бизнес подвергает компанию рискам Ограниченная доступность страховки и ее покрытия Успех связан с немногими ключевыми сотрудниками Имеется существенная задолженность Правительственный аудит может влиять на долю активов Стоимость акций изменится существенно Эффективная ставка подоходного налога может меняться Измененный сертификат Delaware может повлиять на рынок акций Слияния, инвестиции, поглощения могут повлиять на результаты работы Не выплачены дивиденды по обыкновенным акциям Компания имеет солидную задолженность, обслуживание долга требует значительных вложений Брешь в системе безопасности может привести к потере бизнеса Информационные системы и системы безопасности могут подвергнуться вторжению ^ Коммерциализация космоса в 1970-е годы Соединенные Штаты начали эксплуатировать спутник Landsat, разработанный под эгидой правительства, в 1972 г. В то время в стране не существовало коммерческих спутников ДЗЗ. Тем не менее в мае 1978 г. президент Дж. Картер подписал директиву, дававшую правительству США полномочия регулировать дистанционное зондирование, отметив, что коммерческое использование космоса может дать положительный экономический эффект.13 «США должны поощрять коммерческую эксплуатацию космических систем для получения экономической выгоды и продвижения технической позиции Соединенных Штатов, за исключением того, что деятельность всех американских спутников дистанционного зондирования будет требовать разрешения правительства, а также выполнения надзора или регулирования». В октябре 1978 г., когда стало ясно, что Соединенные Штаты обладают спутниками фоторазведки для мониторинга соглашений по вооружению, Дж. Картер следующим образом описал значение и вклад американских инвестиций в космические программы.14 «Мы вложили около 100 млрд долл. за всю историю наших космических программ. Теперь настало время еще больше заработать на этой крупной инвестиции». «Спутники для исследования ресурсов Земли уже доказали свою ценность для многих стран с помощью дистанционного зондирования. Они говорят нам обо всем — от расположения месторождений минерального сырья и энергии до состояния наших сельхозугодий, от движения айсбергов до здоровья океанов. Мы будем продолжать развивать и использовать эти спутники на благо всех людей мира».^ Политика начала 1980-х годов. Законодательная и нормативно-правовая база Хотя опыт 1970-х годов с программой Landsat был положительным, было непонятно, что делать с этой программой в будущем. Конкуренция ожидалась со стороны Франции и Японии. Исполняющий обязанности директора Центрального разведывательного управления обратился к министру торговли с вопросом о том, что делать с космическими системами — последователями Landsat.15 «…Сфера дистанционного зондирования станет намного более динамичной в ближайшие несколько лет, так как лидерство США будет оспорено текущими программами Франции и Японии. …Программа SPOT разрабатывалась в течение ряда лет и была утверждена правительством Франции в конце 1977 г. …Можно ожидать, что японская спутниковая программа также станет сильным конкурентом». «…Недостаточно или плохо реализованная система капитальных вложений создает риск развития неэффективной и ненадежной системы дистанционного зондирования, …это приведет лишь к дальнейшему стимулированию конкуренции с зарубежными странами на международном рынке, …европейцы и японцы уже имеют крупные достижения в дистанционном зондировании».Точка отсчета 1980: ретроспективный обзор интересов США во Франции и ЯпонииОглядываясь назад, можно сказать, что мы были больше заинтересованы в сохранении Landsat, чем зарубежные конкуренты. На самом деле Соединенные Штаты не пытались приватизировать систему Landsat до 1986 г., когда Франция запустила свой первый спутник SPOT 1. В 2005 г., через 25 лет после проявления озабоченности США по поводу французского конкурента, председатель и главный исполнительный директор компании SPOT Э. Бюхвальтер сказал, что закрепиться на рынке изображений высокого разрешения будет серьезной проблемой.16При этом он отметил, что «…мы хотим отрезать себе значительную долю рынка ДЗЗ, который сегодня является фактически монополией США; …сдвиг в сторону более высокого разрешения, содействие расширению доступа к стратегической информации также рассматриваются международным сообществом как нечто, что позволит стабилизировать геополитическую обстановку». Его компания приступила к реализации указанного в 2011 г., запустив первый спутник субметрового разрешения Pleiades. Последнее может способствовать возобновлению озабоченности США по поводу конкуренции с зарубежными странами.Что касается Японии, то с 1987 г. ее правительство вывело на орбиту ряд спутников наблюдения Земли. Но в докладе 2009 г. отмечается, что коммерческая выгода стремилась к нулю.17«…Конкурентоспособность космической отрасли Японии на мировом рынке слаба. …В области оптических сенсоров, использование которых осуществляется на коммерческой основе, Япония не завоевала большую конкурентоспособность. …В свете этих обстоятельств важно укрепить международную конкурентоспособность Японии путем развития космической промышленности и превращения ее в стратегическую отрасль 21-го века после электроники и автомобильной промышленности».^ Японская компания NEC в своем каталоге космических продуктов предлагает малый спутник с разрешением съемки 0,5 м.18Это может указывать на направление, в котором будет развиваться конкуренция в этом секторе. С учетом того, что оптика для этого спутника поставляется американской фирмой,19такие системы могут использоваться не только для обеспечения национальной безопасности.20Обозреватели космической отрасли Японии также указывают, что это может быть попыткой конкуренции между NEC и Mitsubishi за участие в проекте по созданию спутника-шпиона нового поколения.21Президент Р. Рейган вступил в должность в январе 1981 г. В предложенную им новую Национальную космическую политику22 вошло руководство для стимулирования коммерческого использования космоса. «Соединенные Штаты поощряют отечественные коммерческие исследования космоса, технологий и систем его исследования в национальных интересах. Эта деятельность должна соответствовать интересам национальной безопасности, а также договорам и международным соглашениям». Более того, в отношении сотрудничества в рамках федеральной гражданской деятельности, например в проекте Landsat, политика состояла в том, чтобы «поддерживать общественное, недискриминационное прямое использование данных из федеральных гражданских систем в иностранных наземных станциях и предоставление этих данных иностранным пользователям в соответствии с определенными условиями». Президенты Дж. Картер и Р. Рейган выпускали в свет политики, затрагивавшие наблюдения Земли из космоса, но первый закон США по этому вопросу был принят в 1984 г.23 Он был основан на предположении, что коммерческие предприятия США в ряде случаев могут работать эффективнее, чем правительство. Поэтому в законе была предпринята попытка приватизировать управление системой Landsat. Тем не менее определенные полномочия были оставлены за правительством, поскольку не было ясно, что дистанционное зондирование Земли будет иметь успех как коммерческая деятельность. «…Национальные интересы Соединенных Штатов заключаются в поддержании международного лидерства в области гражданского дистанционного зондирования и в широком содействии полезному использованию данных дистанционного зондирования». «…Конкурентоспособное, ориентированное на рынок участие частного сектора в дистанционном зондировании Земли является национальным интересом США». «…Есть сомнение в том, что частный сектор в настоящее время сможет в одиночку разработать глобальную систему ДЗЗ из-за высокого риска и вовлечения больших капитальных затрат в этой области». Принцип недискриминационного доступа к данным был оставлен в законе, изданном в 1984 г. Он гласит, что данные не могут быть предоставлены одному покупателю или группе покупателей и не предоставлены другому покупателю или их группе. Ключевой частью закона, который затрагивает лицензирование коммерческой деятельности в области ДЗЗ, было требование к министру торговли провести консультации с министром обороны по всем вопросам этого нормативного акта, касающимся национальной безопасности. Министерство обороны, в свою очередь, должно уведомить Министерство торговли о соответствующих условиях, которые необходимо отразить в лицензии на коммерческую деятельность. Кроме того, министр торговли был обязан консультироваться с госсекретарем по всем вопросам этого закона, которые могут повлиять на международные обязательства США. А Государственный департамент был обязан уведомить Министерство торговли об условиях, которые необходимо отразить в лицензии на коммерческую деятельность. Закон также требует, чтобы оператор ДЗЗ уведомлял Министерство торговли о каких-либо соглашениях с иностранными государствами или организациями, предоставлял правительству технические характеристики своей системы, а также позволял осуществлять проверку оборудования и финансовой документации компании. Эти правила действовали до первого запуска спутника SPOT в 1986 г. Только одна лицензия была выдана в рамках закона от 1984 г., Министерству торговли понадобилось три года, чтобы разработать и опубликовать правила лицензирования, содержавшие описание процедур подачи заявлений на получение лицензий и рассмотрения их правительством.24 Эти правила известны как 15 CFR Part 960. (15 Объединенные нормы федерального права. Часть 960).^ Политическая концепция в 1986–1990 гг. 1986 г. был поворотным годом, когда роль правительства США в отношении эксплуатации систем наблюдения Земли стала еще значимей. SPOT 1 был запущен в феврале, через несколько недель после катастрофы при запуске космического челнока «Челленджер» и за несколько недель до неудачного запуска спутника американской разведки, запланированного на апрель.25 Результатом этих событий стало повышенное внимание, которое в США стали уделять политике ДЗЗ и ее эффективности. Чернобыльский реактор в СССР взорвался через два месяца после запуска SPOT, что позволило средствам массовой информации всего мира получить вид сверху на сцену аварии, а также предоставило способ «проникнуть в советские тайны».26 Новая американская национальная космическая политика была опубликована в феврале 1988 г., ближе к концу правления администрации Р. Рейгана.27 Основной ее целью было достижение лидерства в космической деятельности, при этом она содержала утверждение, что «лидерство в условиях растущей конкуренции на международном уровне не требует превосходства США во всех областях космической сферы». Эта политика также несла ключевые моменты, касающиеся стимуляции коммерческой деятельности в космосе, в том числе в области ДЗЗ. «Соединенные Штаты должны поощрять и не препятствовать коммерческому использованию космических технологий и систем для получения национальных экономических выгод без прямых федеральных субсидий. Эта коммерческая деятельность должна быть согласована с интересами национальной безопасности, а также с международными и внутренними правовыми обязательствами». «Соединенные Штаты должны поддерживать участие других стран в свободной и справедливой торговле на рынке космических товаров и услуг». «Коммерческая космическая деятельность должна находиться под наблюдением или регулироваться только в той степени, которая диктуется законодательством, национальной безопасностью, международными обязательствами и общественной безопасностью». «Правительство Соединенных Штатов будет способствовать развитию коммерческих систем ДЗЗ, чтобы они могли конкурировать с зарубежными аналогами или превышать их уровень». «Для стимулирования частного сектора на инвестирование, получение в собственность и эксплуатацию космических средств правительство Соединенных Штатов предоставит частному сектору доступ к соответствующему оборудованию и объектам, связанным с космосом, а также поощрит частный сектор к выполнению новых коммерческих космических проектов». Политика также содержала заявление о том, что Министерство торговли может провести исследование, чтобы получить информацию для будущих политических и программных решений о возможности создания улучшенной коммерческой системы дистанционного зондирования. Однако через несколько недель после публикации этой политики юридическая фирма, представляющая несколько средств массовой информации, обратились в Министерство торговли с просьбой о внесении поправок в нормативные документы, касающиеся частных систем дистанционного зондирования.28 Средства массовой информации утверждали, что правила были настолько неопределенными, «что охладили коммерческий интерес в области дистанционного зондирования», кроме того, они не согласованы с новой политикой Р. Рейгана.29 Министерство торговли считало, что нормативные документы создают хороший климат для развития коммерческого дистанционного зондирования, но согласилось рассмотреть вопрос о разъяснении некоторых аспектов. Приход к власти президента Дж. Буша в 1989 г. привел к выпуску директивы, которая была продолжением политики Р. Рейгана, максимально поощряющей развитие и использование Соединенными Штатами потенциала частного космического сектора. Но эта директива была более конкретной.30 В ней говорилось о том, что правительство будет: обеспечивать преемственность спутников типа Landsat; обсуждать вопросы дистанционного зондирования и деятельность в этой сфере с иностранными правительствами, занимающимися регулированием коммерческой деятельности систем дистанционного зондирования; поощрять развитие коммерческих систем ДЗЗ на уровне зарубежных стран или выше. Эта директива означала, что правительство США будет поощрять деятельность операторов систем ДЗЗ на уровне таких коммерческих систем, как SPOT, или таких гражданских систем, как ERS (Earth Resources Satellite).Точка отсчета 1990: политика правительства СШАПолитика президента Дж. Буша-старшего конца 1989 г. поощряла конкуренцию Соединенных Штатов с зарубежными гражданскими и коммерческими съемочными системами, не указывая, с какими именно.31В этом была своя логика, так как ни Франция, ни Япония не имели особых успехов в этой области. Развертывание коммерческих систем лучше SPOT или первого японского спутника для наблюдения за состоянием морской среды (Marine Observation Satellite, MOS), запущенного в 1987 г., не являлось технической проблемой для США. Спутник MOS-1 был предназначен для мониторинга природных ресурсов, хотя журнал Aviation Week and Space Technology сообщил, что он мог бы выполнять съемку аэродромов.32Американские технологии заведомо опережали французские и японские, потому что разведывательные спутники США получили изображения с разрешением лучше 1 м еще до 1966 г.33До начала 1991 г. правительство финансово поддерживало частный сектор в сфере ДЗЗ с помощью модели «магнита инвестиций», т. е. привлекая своим примером других инвесторов в эту сферу.34Первоначальная поддержка правительства, выражающаяся в покупке товара или услуги, зафиксированная в контракте, стимулирует развитие отрасли в краткосрочной перспективе, но со временем теряет позиции из-за того, что жизнеспособность бизнеса и его рост должны быть результатом продажи продукта или услуги в первую очередь неправительственным заказчикам. Однако и 20 лет спустя возможная потеря государственного финансирования по-прежнему является фактором риска для бизнеса в сфере ДЗЗ, как отмечают в своих годовых отчетах компании DigitalGlobe и GeoEye. Этот риск вполне реален, поскольку большую часть доходов компании получают от правительства и эти средства должны выделяться ежегодно.^ 1991–1994 гг. Политика, законодательная и нормативно-правовая база Принципы космической политики США в коммерческой сфере вышли в свет в феврале 1991 г.35 В этом документе были перечислены пять узких коммерческих областей, связанных с космической отраслью. Одной из них было дистанционное зондирование, которое определялось следующим образом: «…частные компании занимаются разработкой, производством и эксплуатацией спутников дистанционного зондирования и маркетингом данных дистанционного зондирования». С точки зрения принятой политики, деятельность коммерческих компаний в области ДЗЗ не ставит своей целью использование прямых государственных субсидий, потому что «…коммерческий рынок в конечном итоге определяет жизнеспособность этой деятельности». Принципы космической политики были разработаны для того, чтобы компании, занимающиеся дистанционным зондированием, полагались на собственные силы. Тем не менее правительственным органам США было рекомендовано пользоваться услугами коммерческих компаний: «…правительственные органы США должны в ближайшее время рассмотреть возможность использования имеющихся на рынке товаров и услуг для применения в деятельности и проектах этих органов»; «…правительственные органы США должны принять соответствующие совместные соглашения о поощрении и продвижении фундаментальных исследований и разработок, выполняемых частными компаниями. Агентства могут уменьшить начальный риск частных компаний, дав согласие на использование в будущем частных поставок космической продукции и услуг». Одним из ключевых моментов новой космической политики была договоренность с компаниями о том, что поддержка правительства будет предоставлена только на первоначальном этапе, а не в долгосрочной перспективе. В качестве метода привлечения инвестиций использовался уже упоминавшийся «метод магнита». «Метод магнита» является примером договоренности, согласно которой правительственные учреждения США смогут обеспечить первоначальную поддержку предприятия путем заключения контрактов на поставку будущего продукта или услуги, чтобы сделать предприятие жизнеспособным в краткосрочной перспективе. Долгосрочная жизнеспособность и рост бизнеса должны будут происходить прежде всего от продажи продукта или услуги неправительственным заказчикам». Белый дом ввел в действие политику поддержки коммерческого дистанционного зондирования, но в следующем году Конгресс США принял закон, который восстановил Landsat в качестве государственной программы.36 Этот закон был знаком того, что попытка приватизировать Landsat в середине 1980-х годов провалилась. В докладе Палаты представителей № 102-539 с подачи Комитета по науке, космосу и технологиям конкуренция с зарубежными странами была названа в качестве фактора, который не рассматривался, когда был принят закон от 1984 г. Тот факт, что спутник SPOT был запущен в 1986 г., оказал влияние на закон от 1992 г.: «Эти [зарубежные] системы действуют в рамках коммерческого рынка, в котором ограничения национальной безопасности [США] могут поставить наши космические программы в невыгодное положение по отношению к нашим конкурентам». Комитет сделал важное заявление, но оно не стало законом и, видимо, серьезно не рассматривалось в течение почти 20 лет: «американским системам дистанционного зондирования Земли необходимо разрешить поставки данных, имеющих любое пространственное разрешение или другие технические характеристики, которые могут быть интересны для гражданских или коммерческих приложений». В результате правительственные организации США тратят много времени на обсуждение характеристик системы, что затрагивает вопросы национальной безопасности и внешней политики.^ Продвижение космической политики в 1993–1995 гг. Закон от 1992 г. привел к широкой дискуссии и обсуждению соответствующих государственных нормативных актов, которые были необходимы администрации президента Б. Клинтона для обеспечения согласованности. Частные компании хотели управлять коммерческими системами ДЗЗ, в связи с чем заявили о необходимости гибкой нормативно-правовой среды, которая не будет душить бизнес. В неофициальном обзоре проектов нормативных актов, изданных Министерством торговли, специалисты правительственной рабочей группы, обладающие опытом решения вопросов национальной безопасности, отметили следующее: «Мы предполагаем, что правительство может решить проблемы национальной безопасности, используя лишь условия лицензии, а не путем полного запрещения. Исключение составляют системы с наземным разрешением лучше одного метра».37 Это указало на то, что на эксплуатацию коммерческих систем с субметровым разрешением будет нелегко получить лицензию. 10 марта 1994 г. Министерство торговли радостно встретило новую политику по вопросам технических возможностей космического дистанционного зондирования,38 выпущенную администрацией Б. Клинтона. Эта политика предполагала усилия по расширению доступа на мировой рынок для американского бизнеса, а также способствование созданию рабочих мест. Согласно прогнозам объем рынка космических изображений оценивался в 5–15 млрд долл. к 2000 г., включая рынок географических информационных систем (ГИС). Предполагалось, что лицензии будут выдаваться на эксплуатацию коммерческих систем с характеристиками, уже представленными на рынке или запланированными (например, как у SPOT). Через шесть недель после выхода уведомления Министерства торговли компании Lockheed была выдана первая лицензия на эксплуатацию частной системы ДЗЗ. Это произошло почти через десять месяцев после того, как компания подала заявление о выдаче лицензии.39 Одним из ключевых моментов этой и последующих лицензий было требование соблюдать закон от 1992 г. В частности, лицензиат был обязан эксплуатировать систему таким образом, чтобы оберегать национальную безопасность и соблюдать
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…