Амортизация нематериальных активов и сбыт готовой продукции

Амортизация нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов учитывается на пассивном синтетическомСчете 05 «Амортизация нематериальных активов». Кредитовое сальдосвидетельствует о сумме накопленной амортизации нематериальных активов. Ееначисление отражается по К05.
Он используется для начисления амортизации по нематериальным активамв течение срока их использования. Последние, как и основные средства, с течениемвремени теряют свои потребительские свойства. Например, программное обеспечениеустаревает, ценность патентов со временем снижается в связи с поступательным движениемчеловеческой мысли и ее претворением в жизнь.
Однако в отличие от основных средств для учета амортизациинематериальных активов нет готовых норм амортизации. Их величину устанавливаетсама организация исходя из конкретных условий функционирования организации иимеющихся нематериальных активов при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования нематериальных активов производитсяисходя из:
срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроковиспользования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательствуРФ;
ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которогоорганизация может получать экономические выгоды (доход).
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срокполезного использования, нормы амортизационных отчислений могут устанавливатьсяэкспертным путем. При этом максимальный срок полезного использования не можетпревышать 20 лет или срока существования организации.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с 1-гочисла месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскомуучету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытияего с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организациейисключительных прав на результаты интеллектуальной собственности.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаютсяс 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения списания этогообъекта бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются вбухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляютсянезависимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизация нематериальных активов производится одним из следующихспособов начисления амортизационных отчислений: линейным, уменьшающегосяостатка, списания, стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В течение срока полезного использования нематериальных активовначисление амортизации приостанавливается только в случае консервации.
Выбранный способ начисления амортизации должен закрепляться вучетной политике организации и использоваться в течение всего срока полезногоих использования.
Годовая сумма амортизации определяется в зависимости от принятого способаначисления.
При линейном способе начисления амортизации расчет ведетсяисходя из первоначальной стоимости объекта, годовой нормы амортизации,исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При способе уменьшающегося остатка начисление амортизацииведется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормыамортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объектанематериальных активов.
В течение отчетного года амортизационные отчисления понематериальным активам начисляются ежемесячно независимо от применяемогоспособа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчисленийпо нематериальным активам начисляется равномерно в течение периода работыорганизации в отчетном году.
При способе начисления амортизации путем списания стоимостипропорционально объему продукции (работ, услуг) расчет ведут исходя изнатурального показателя объема производства продукции (работ, услуг) в отчетномпериоде и соотношения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов ипредполагаемого объема производства продукции (работ, услуг) за весь срокполезного их использования объектам.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерскомучете одним из следующих способов:
как по основным средствам путем накопления соответствующих сумм наотдельном счете. Например, по организационным расходам амортизационныеотчисления отражаются в бухгалтерском учете;
путем равномерного уменьшения их первоначальной стоимости в течениесрока полезного использования объекта (но не более 20 лет или срокадеятельности организации).
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются вбухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляютсянезависимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по организационным расходам отражаютсяв бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения их первоначальной стоимостив течение срока полезного использования объекта (но не более 20 лет или срокадеятельности организации).
Если амортизационные отчисления по каким-либо нематериальным активамотражаются в бухгалтерском учете вторым способом и после полного гашениястоимости, данные объекты продолжают отражаться в бухгалтерском учете, то ихоценивают в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценкина финансовые результаты организации.
Процесс начисления амортизации оформляется, как: Д20, 23, 25, 26,44, К05 или путем уменьшения первоначальной стоимости объекта: Д05, К04.
При использовании второго способа начисления амортизационныхотчислений, после полного погашения этой стоимости, данные объекты продолжаютотражаться в бухгалтерском учете до прекращения срока действия патента,свидетельства, других охранных документов в условной оценке, принятойорганизацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.
Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленнымв пользование, производится организацией правообладателем.
Приобретенная деловая репутация организации амортизируется втечение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
Сбыт готовой продукции
Современная экономикахарактеризуется тем, что место производства и место потребления продукта несовпадают по времени. По времени эти процессы также не следуют непосредственнодруг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затратыбольших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до 70% розничной ценыпотребительского товара.
Задачи распределенияизготовляемой продукции производитель должен расширить рациональным способом.Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам.
Система сбыта товаров — ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельностифирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно,именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмыполезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает еепродукцию и услуги.
Но все же сбыт продукциинеобходимо рассматривать как составляющий элемент маркетинга — микс. Другиесоставляющие маркетинга — микс — это товар, цена и система продвижения. Преждечем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостоверитьсяв том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и былапроделана работа в области мер продвижения товара.
Существует несколькопричин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них — этонеобходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированнойпроизводственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся безспециальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупатьих у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
Вторая из причин — этоборьба за деньги потребителя. Жизнь в условиях изобилия привела сотни миллионовпотребителей во всем мире к убеждению, что удобство приобретения товара — неотъемлемая принадлежность нормального образа жизни. А это означает, чтопотребитель требует хорошего ознакомления с товарным набором; минимума временина приобретение товара; максимума удобств до, во время и после покупки.
Все эти требования можновыполнить, всемерно развивая сбытовую сеть, приближая ее конечные точки к потребителю,создавая максимум удобств для него в этих точках. И если фирма сумела этосделать, она (при прочих равных условиях) привлекла к себе покупателя и добиласьпреимущества в рыночной борьбе.
Следующая причина — эторационализация производственных процессов. Об этой роли сбытовой сети писалиеще экономисты прошлого столетия. Конкретно речь идет о том, что есть рядфинишных операций производства, которые связаны в большей мере не с изготовлением,а с подготовкой товара к продаже (сортировка, фасовка, упаковка). Все этиоперации целесообразно осуществлять уже на этапе «завод — потребитель», то естьперед транспортировкой, на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и отсвоевременности, качества и рациональности их выполнения существенно зависитсбыт как таковой. Соответственно, система маркетинга в известной степенивтягивает в себя некоторую (иногда довольно значительную) «технологическуюсоставляющую». Сказанное выше оправдывает это: чем ближе и теснее соприкасаетсятовар с покупателем, тем больший смысл возложить на службу маркетинга егодоработку и подготовку к продаже.
Четвертая причина — этопроблемы эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познаниии удовлетворении потребностей потребителей — это изучать их мнение о товарахфирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работыпотребителей. Кто и где может делать это наиболее эффективно? Ответ мировойпрактики однозначен: прежде всего, это можно делать там, где фирманепосредственно соприкасается с потребителем, то есть в системе сбыта. И делатьэто должен персонал, занятый в этой системе.
В качестве одного изважнейших условий продвижения своих сотрудников по административной лестницемногие фирмы называют их работу в системе сбыта, причем непосредственно в сферепродажи товаров покупателю.
Приведенных причин вполнедостаточно, чтобы понять, как важна в маркетинге подсистема сбыта и почему в условияхизобильных рынков на нее расходуются огромные средства.
В России система сбыта находитсяна переходной стадии развития, что в большой степени осложняет, сбыт на рынкенашей страны. Обычно он характеризуется следующими чертами:
— слабое управлениеканалом сбыта;
— неполное выполнениеобязательств в рамках канала;
— решения принимаются покаждой сделке в отдельности в результате постоянных переговоров;
— частое нарушение«контрактных» обязательств.
Многие компании зачастуюуделяют слишком мало внимания каналам распределения своих товаров, и этонередко приводит к большим потерям. Менеджеры, которые считают, что функциямиканала являются лишь транспортировка, хранение и доставка продукции конечномупотребителю, не в состоянии использовать каналы распределения как мощное оружиев борьбе против конкурентов.
Формирование сбытовойполитики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведениепродукта до потребителя», характеризующего деятельность организации,направленную на то, чтобы сделать продукт доступным целевым потребителям.Главным содержанием элемента комплекса маркетинга «доведение продукта допотребителя» является выбор оптимальной схемы доставки продукта отпроизводителя к потребителю, ее физическая реализация, называемая физическимраспределением, а также послепродажное обслуживание потребителей.
За последние годыогромное количество торгово-посреднических фирм появлялись, как грибы последождя, и столь же быстро исчезали. Те из них, кто уцелел после всевозможныхпотрясений и высокорисковых рыночных операций, а также трансформировавшиесяпрежние сбытовые структуры для цивилизованного продолжения работы нуждаются в осмыслениисвоей деятельности, общей систематизации работы.
Сбыт и каналыраспределения являются звеном, которое соединяет производителя и конечногопотребителя. Эта промежуточная функция обычно выполняется специализированнымипредприятиями, агентствами или представительствами, использующими своисобственные маркетинговые инструменты. Кроме того, эти каналы как раздельно,так и в комбинации являются линиями информации между производителем и потребителем.
Таким образом, можносделать вывод, что сбыт является неотъемлемой и важной частью деятельностипредприятия. Результатом его значимости является то, что сбыт широко освещаетсякак в российской, так и в зарубежной литературе.
Рассмотрим схему сбыта готовой продукции.
Тем предприятиям, магазинам или частным предпринимателям, которые интересуются выпускаемой продукцией или хотят сделать заказ, выдается прайс-лист. На основе прайс-листа делается заказ, но за два дня до заказа организация, которая хотела бы приобрести продукцию обязана предоставить свои документы. Эти документы вносятся в компьютер предприятия, а так же выписывается счет фактуры и накладной. На каждой фабрике предприятия есть отдел сбыта, менеджер, кассир и кладовщик, что упрощает систему сбыта, так как продукция может быть отправлена прямо с места производства. Что касается формы оплаты, то она может осуществляться тремя способами:
— предоплата;
— в тот же день, как заказчик получает продукцию;
— отсрочка платежа (5 дней).
Сумму на заказанную продукцию, обычно иногородние заказчики, перечисляют на счет предприятия или оплачивают в кассу. На оплаченную сумму погружается продукция и отправляется по месту заказа, при этом делается так же оплачиваются транспортные услуги. Продукция имеет сертификаты качества и другие необходимые документы. Или, например, когда заказчик отправляет собственный транспорт, тогда проверка качества продукции, документов и её оплата происходит на месте погрузки. Так же заказчик может сделать перечисления за транспортные услуги, а за продукцию заплатить только лишь после её получения.
Учитывая то, что предприятие получает заказы даже с самых отдаленных уголков России, транспорт для доставки продукции и форма доставки самые разнообразные. Заказанная продукция доставляется по заказам или собственным транспортом предприятия, или за ней приезжают на склады сами заказчики. Полученные заказы из других городов могут отправляться как поездом, так и машиной. Для доставки поездом — предприятие заказывает вагон на 45 тонн, подготавливает соответствующие документы и отправляет продукцию. Этот способ доставки гораздо дешевле, чем доставка машиной, но машиной продукция доходит до покупателя намного быстрее. Если же заказ был получен, предположим на 10 тонн, то нет смысла заказывать вагон и поэтому предприятие запрашивает контейнер вместимостью 20 тонн, но здесь тоже есть свой недостаток – контейнер идет в 3 – 4 раза дольше вагона, не говоря уже о транспортировании машиной.