Анаций Манлий Торкват Северин Боэций

А.Н. Шуман
Боэций (Boethius, Boetius) Анаций Манлий Торкват Северин (ок. 480—524 / 526) — рим. философ, теолог и поэт. Был выходцем из знатного рим. рода, образование получил, по-видимому, в Риме, в доме близкого друга своей семьи патриция Аврелия Меммия Симмаха. С 510 Б. находится на государственной службе, сначала как консул, а затем (с 522) в должности «магистра всех служб» (высший административный пост в королевстве остготов). Однако его деятельность при дворе остготского короля Теодориха была недолгой: в 523 Б. был обвинен в измене, заключен в тюрьму, а затем казнен. По разным сведениям казнь совершилась в 524 или 526.
Основной своей задачей Б. считал переводческую и комментаторскую деятельность. Он намеревался перевести на латынь все сочинения Аристотеля и Платона, а также показать, что в учениях этих философов много общего и мало различий. Этот грандиозный проект не был им осуществлен, но перевести и прокомментировать большинство логических трактатов Аристотеля ему все же удалось. Основываясь на соч. некоторых антич. авторов, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Хотя в данном случае Б. выступил прежде всего как систематизатор антич. наследия, значение его деятельности трудно переоценить: эти работы, по сути дела, стали основой раннесредневековой учености. Благодаря комментариям Б. в средневековую философию вошли проблемы универсалий, первичной и вторичной интенций и т.д.
Как самостоятельный философ Б. наиболее ярко проявил себя в т.н. теологических трактатах, в которых он попытался с помощью филос. метода разрешить некоторые проблемы, специфические для христианской теологии, напр. тринитарную и христологическую. При этом философ активно использовал инструментарий формальной логики, в связи с чем Б. часто называют отцом схоластики. Проблема сущности и существования, одна из коренных проблем средневековой философии, также затрагивается Б., различающим в одном из своих теологических трактатов сущность (id quod est) и существование (esse).
Философию Б. рассматривает как род, а ее виды составляют теоретическая и практическая философия. Видами практической философии, в свою очередь, являются этика, политика и экономика теоретическая философия подразделяется на теологию, физиологию и науку об интеллигенциях (духовных сущностях) и человеческих душах.
Отдельно Б. рассматривает четыре математические науки, составляющие квадривиум, т.е. четверной путь к мудрости, или философии. Помимо квадривиума Б. рассматривает тривиум, группу дисциплин, которую составляют логика, грамматика и риторика. Для Б. логика, или диалектика, — это умение правильно строить умозаключения и рассуждать. «Простыми элементами» логики, по мнению Б., являются слова, однако не просто слова как таковые, но слова, обладающие обозначающей функцией, являющиеся частью высказываний. Целью логики как инструмента филос. познания является проверка утверждений на истинность и нахождение ошибок в аргументации.
Б. предполагает, что обозначающие слова репрезентируют существующие вещи. Он понимает категории Аристотеля как обозначающие звуки, призванные обозначать высшие роды сущего. Смысл этого таков: число единичных вещей бесконечно, их многообразие не может быть охвачено умом, и они не могут стать объектами науки. Но поскольку вещи обладают некоей общей природой, то в конечном счете любая из них подпадает под тот или иной род, может быть определена и познана. Отдельно следует сказать о том, что, согласно Б., является объектом науки — индивид или общее. С одной стороны, ясно, что индивиды преходящи и бесчисленны, и о них не может быть никакой науки, а с др. стороны, очевидно, что общее познается только из единичного. Решение таково: предметом науки является общее, но то общее, которое реально существует в индивидах и которое познается благодаря чувственному восприятию индивидуальных вещей.
В разных сочинениях Б. предлагает разное решение проблемы универсалий. В «Комментарии к Порфирию» он в духе Аристотеля утверждает, что общее находится в чувственно воспринимаемых вещах, хотя и мыслится отдельно от них, а в трактате «О Троице», напротив, в духе платонизма указывает, что общее существует вне материи, а индивидуальные вещи неким образом ему причастны.
Бог, согласно Б., это сущность, лишенная материи, множественности и акциденций. Он — чистая форма, что отличает Его от чувственно воспринимаемых вещей, состоящих из формы и материи, поскольку Он един и абсолютно прост.
Особняком в творчестве Б. стоит его самое известное произведение — «Утешение философией». В «Утешении» затрагиваются многие метафизические и этические проблемы, как то: природа Бога, предопределение и судьба, свобода воли и происхождение Вселенной. В Средние века «Утешение» было едва ли не самым популярным филос. сочинением. Его читали государственные деятели, поэты, теологи и философы. Книга была переведена на староанглийский и старонемецкий языки. Влияние «Утешения» можно проследить у Данте, Чосера, в англо-норманнской и провансальской поэзии.
Наиболее полное собр. соч. Боэция напечатано в Патрологии Миня: Patrologiae cursus completus. Series Latina. Paris, 1973. Vol. 63—64.
На рус. языке соч. Боэция представлены в: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.

***
Римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение «Утешение философией».
Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены «Начала» Евклида и «Арифметика» Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также «Введение» Порфирия к аристотелевским «Категориям», что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: «Наставление в арифметике», «Наставление к музыке», «Комментарий к Порфирию», «О категорическом силлогизме», «О гипотетических силлогизмах», «О логическом делении», «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества», «Могут ли «Отец», «Сын» и «Святой Дух» сказываться о божестве субстанционально», «Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными», «Против Евтихия и Нестория». Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные – как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары «субстанция – акциденция».
Известная в схоластике метафизическая пара «форма – материя» также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, «величие» – это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку «божественности». При этом «Отец», «Сын» и «Святой Дух» не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.