Анализ ассортимента продукции предприятия

Томский межвузовский центр дистанционного образования
Томскийгосударственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедрафинансы и кредит
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическийанализ»
АНАЛИЗАССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

оглавление
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты обассортименте продукции,его структуре и методикеего анализа
1.1 Понятие об ассортименте продукциии товаров
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
глава 2. Анализассортимента продукции и ее структуры напримере ООО «Север»
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО «Север»
2.2 Анализ структуры продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Ассортимент продукции —совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных исочетающихся по определенному признаку.
Формирование ассортимента— проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношениймежду «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного исерийного производства, «наукоемкими» и «обычными»товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». Приформировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса,собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новыхвидов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортиментапредшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляетсобой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарногопредложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительскиетребования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимостьобеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых,технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия снизкими издержками.
Управление ассортиментомпредполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности —научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организациисбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачисостоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечнойцели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночныхцелей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, чтов ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобствапроизводственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.
Еще один важный элементассортимента – изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могуттовары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно,пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлениитовара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждоготовара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всехрынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровеньрентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителюкаждый из его товаров. Главный вывод из сказанного относительно своевременногоизъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовительдолжен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, заего жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная идостоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчениярешения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различныхрынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой. Источникиинформации для проведения анализа ассортимента продукции: плановые иоперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчетпредприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 „Баланс предприятия“,ф. № 2 „Отчет о прибылях и убытках“; данные текущего бухгалтерского истатистического учета (ведомость №16 „Движение готовых изделий, ихотгрузка и реализация“, журнал ордер №1, карточки складского учета готовойпродукции и др.)
Объем производствапромышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных истатистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукцииполучают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты обассортименте продукции, его структуре и методике его анализа1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров
Ассортимент продукции и товаров— совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихсяпо определенному признаку.Основными группировочными признаками товаров являются производственный,сырьевой и потребительский.
Номенклатура – это перечень наименований изделийи их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции вобщероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем натерритории СНГ.
Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска покаждому виду. Ассортимент бывает:
1. Полный;
2. групповой;
3. внутригрупповой.
Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной,полнотой, степенью обновления, структурой.
Широта ассортимента означает количество изделий того илииного назначения.
Глубина ассортимента представляет собой количестворазновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого видатовара.
Полнота ассортимента определяется отношением фактическогоколичества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующимпрейскурантом или спецификацией.
Степень обновления ассортимента означает удельный вес новыхизделий в общем объеме, поставленных на продажу.
Структура ассортимента характеризуется удельным весомтоварных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумметоварооборота.
Различаютпроизводственный и торговый ассортимент товаров.
Производственнымассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными исельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Какправило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров,что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствоватьассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые имитовары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, напредприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющийсобой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями.Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляетсяпреимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходитосновная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственныхи непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинахи других предприятиях розничной торговли.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатурутоваров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортименттоваров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарныеотрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслейделится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые поряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению,степени сложности ассортимента).
В зависимости отоднородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, стеклаи т. д.
По потребительскомуназначению товарыподразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.
Важным признакомклассификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченностисроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товарыделятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.
С учетом сложностиассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортиментаотносят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи,поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одноговида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.),относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).
Товарные группы делятсяна товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единствапроизводственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делитсяна подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посудысостоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.
Каждая подгруппаскладывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковыетовары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель —для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличатьсядруг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е.подразделяться на разновидности.
С учетом деления товаровна группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой(развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это переченьтоварных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый)ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента поконкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь,тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широтаассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, аглубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкийассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количестваразновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.
Товары классифицируют ипо таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность ихарактер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товарыподразделяются на три группы:
повседневного спроса — наиболее часто и даже ежедневноприобретаемые населением товары;
периодического спроса — товары, покупка которыхосуществляется периодически;
редкого спроса — предметы длительного пользования,срок службы которых обычно превышает пять лет.
Кроме того, имеетсягруппа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенныепериоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) илиподвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этоготовары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которыеподвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативногоспроса; импульсного спроса. Для рационального формирования ассортимента товаровв розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексностиспроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп,предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработкитаких комплексов может быть положен половозрастной признак (»Товары дляженщин” и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товарыдля садовода». «Товары для туриста» и т.д.), а также другиепризнаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.

1.2Методика анализа ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукциипредприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции,а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых,технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в егораспоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующиеосновные моменты:
O определениетекущих и перспективных потребностей покупателей:
O оценку уровняконкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
O изучениежизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, болеесовершенных видов продукции и изъятие из производственной программы моральноустаревших и экономически неэффективных изделий;
O оценкуэкономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами влияющими на невыполнение плана поассортименту продукции являются:
O Внутренниепричины:
– недостатки ворганизации производства;
– плохое техническоесостояние оборудования;
– простои;
– аварии;
– недостатоксредств;
– недостатки всистеме управления и материального стимулирования.
O Внешние причины:
– конъюнктурарынка;
– изменение спросана отдельные виды продукции;
– состояниематериально-технического обеспечения;
– несвоевременныйввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от негопричинам.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычнопроизводится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путемделения общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана поассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленнаясверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение планапо ассортименту).
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам исокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е.соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структурепроизводства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированныесоотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние навсе экономические показатели:
O объем выпуска встоимостной оценке;
O материалоемкость;
O себестоимостьтоварной продукции;
O прибыль;
O рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, тообъем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То жепроисходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельнойи соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровеньперечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, которыйпозволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
/>/> 
ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл
/>/>ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл
/>/>ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл
/>/>ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф
D ВПDV = ВП усл1 – ВП пл
D ВП DУД = ВП усл2 – ВП усл1
D ВП DЦ = ВП ф – ВП усл2
D ВП = D ВПDV + D ВП DУД + DВП DЦ= ВП ф – ВП пл
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:
/>/> 
ВП = V * УД* Ц
D ВП DV= D V * УД * Цпл
D ВП DУД = Vф * D УД * Цпл
D ВП DЦ = V ф * УДф * DЦ
D ВПDV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,
где D ВП– изменение валовойпродукции,
D V – изменение объема производства,
DЦ –изменение цены на продукцию.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпускапродукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенныхцен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешеннаяцена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность междуними умножается на фактический объем производства продукции вусловно-натуральном выражении.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Онделится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) ивнешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышениюсебестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции,снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака поабсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции,определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенногобрака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности иразрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижениякачества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии иорганизации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.
глава 2. Анализ ассортиментапродукции и ее структуры на примере ООО «Север»/>/>/> 2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО «Север»
ассортиментноменклатура сервис гарантия
Проведем анализ ассортиментапродукции на примере ООО «Север» ООО «Север», именуемое вдальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации и действует на основании Федерального закона «Об обществахс ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон), иногозаконодательства Российской Федерации.
Большое влияние на результаты хозяйственнойдеятельности ООО «Север» оказывают ассортимент (номенклатура) иструктура производства и реализации продукции.
При формированииассортимента и структуры выпуска продукции ООО «Север» должноучитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой –наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических,технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.Система формирования ассортимента включает в себя:
– определениетекущих и перспективных потребностей покупателей;
– оценку уровняконкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– изучениежизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрениюновых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственнойпрограммы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
– оценкуэкономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
В соответствии сдействующими Правилами продажи отдельных видов товаров, ассортиментпредлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяютсяпродавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем испециализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимостьпостоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктурырынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли,могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливаютдля каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговойплощади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяетне только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематическиконтролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимаютвозможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянноеналичие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены спомощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полнотыассортимента (Кп) можно определить по формуле
/>
где Qф — фактическое количество разновидностей товаров вмомент обследования (проверки);
Qп — количество разновидностей товаров, предусмотренноеассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности,или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле

/>
где Qф1 Qф2 … Qфп — фактическое количестворазновидностей товаров в момент отдельных проверок;
QП —количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n — число проверок.
Коэффициент устойчивостиассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).
В условиях перехода крыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительноусложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многомзависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирми организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросепокупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары идругой коммерческой информацией.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукциидает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объемапроизводства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, кплановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана поассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но неболее запланированного.
Анализ начинается сизучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепныхтемпов роста и прироста.
Таблица 2.1 Динамикапроизводства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2007 г.Квартал Объем производства продукц., руб. Темпы роста, % Объем реализации, руб. Темпы роста, % Базисные Цепные Базисные Цепные I 100500 100 100 100500 100 100 II 70600 70,2 70,2 70500 70,1 70,1 III 87000 85,6 123,2 85200 84,8 120,8 IV 70000 69,6 80,5 68600 68,2 80,5
Из таблицы видно, что кконцу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации — на 31,8%. Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой — либо определеннойдинамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов(самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышаетсяобъем производства в марте, т.е. 1 квартале). Для большей наглядности динамикупроизводства и реализации продукции можно изобразить графически.
Динамика производства иреализации продукции за 2007 г.
/>
Рис.2.1 – Динамикапроизводства и реализации продукции за 2007г.
Оценка выполнения планапо производству и реализации продукции за отчетный год производится последующим данным:
Таблица 2.2 Анализвыполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2007 г.Продукция Объем производства, руб. Объем реализации, руб. план Факт +, – % к плану план факт +, – % к плану А 83200 85000 + 1800 + 2,2 83200 83500 + 300 + 0,4 Б 62500 56000 — 6500 — 10,4 60000 56000 — 4000 — 6,7 В 100000 120300 +20300 + 20,3 98500 118500 +20000 + 20,3 Г 68800 66800 — 2000 — 2,9 68000 66800 — 1200 — 1,8 ИТОГО 314500 328100 +13600 + 4,3 309700 324800 +15100 + 4,9
Из таблицы видно, что заотчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а пореализации — на 4,9 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованнойпродукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения планапо поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятияоборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Крометого, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спадпроизводства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактовна поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбытпродукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Впроцессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающимитогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видовпродукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельностипо выполнению договорных обязательств. (на примере двух изделий) руб.
Таблица 2.3 Выполнениеплана поставок за месяцИзделие Покупатель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана А 1 1500 1900 1500 2 1800 1500 — 300 1500 3 1500 1900 1500 Б 1 2600 3100 — 200 2600 2 2800 2600 2600 ИТОГ 10200 11000 -500 9700
Процент выполнениядоговорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемомотгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОПпл):

К д.п. = (ОП пл — ОП н):ОП пл = (10200 — 500): 10200 = 0,95 или 95 %.
Недопоставка продукцииотрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работуторговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. Приформировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать,с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболееэффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических,финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формированияассортимента включает в себя следующие основные моменты:
· определениетекущих и перспективных потребностей покупателей;
· оценку уровняконкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
· изучениежизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых,более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программыморально устаревших и экономически неэффективных изделий;
· оценкуэкономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения планапо ассортименту продукцииобычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитываетсяпутем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнениеплана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.

Таблица 2.4 Оценкавыполнения плана по ассортименту за 2007 г. (плановые данные — 2006 г.)Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, руб. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб. план факт А 83200 85000 102,2 83200 Б 62500 56000 89,6 56000 В 100000 120300 120,3 100000 Г 68800 66800 97,1 66800 ИТОГО 314500 328100 104,3 306000
Из данной таблицы видно,что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3 % (306000: 314500 * 100).
Причины недовыполненияплана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешнимотносятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции,состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действиепроизводственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренниепричины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояниеоборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культурапроизводства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.
При этом изделия,выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполненияплана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считаетсявыполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Примеры недовыполненияплана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спросана отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностейпредприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системеорганизации и управления производством, плохое техническое состояниеоборудования и пр.).2.2 Анализ структуры продукции
Структура продукции – этосоотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить планпо структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированноесоотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельнымизделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая темсамым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Для расчета влиянияструктурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показателииспользуют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видамизделий производится по формуле
/>,
где /> – изменения объемавыпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции прифактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановойструктуре.
Фактический выпускпродукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения плановоговыпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпускупродукции (табл.2) или путем умножения общей суммы фактического выпускапродукции на плановый удельный вес каждого изделия.
Увеличение объема производствапо одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ееструктуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнить план поструктуре — значитсохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельныхее видов.
Изменение структурыпроизводства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объемвыпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарнойпродукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес болеедорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, инаоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного весавысокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельнойпродукции.
Таблица2.5 Анализструктуры товарной продукции за 2007 г. (плановые данные — 2006 г.)Изделие Оптовая цена за 1 шт. в руб. Объем производства продукции, шт. Товарная продукция в ценах плана, руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, руб. план факт план факт при план структур факт А 40 2080 2125 83200 83584 85000 + 1416 Б 20 3125 2800 62500 62789 56000 — 6789 В 50 2000 2406 100000 100462 120300 + 19838 Г 25 2752 2672 68800 69118 66800 — 2318 ИТОГО – 9957 10003 314500 315953 328100 + 12147
Данные графы товарнаяпродукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарнойпродукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом вусловно-натуральных единицах:
К вп = 10003: 9957 =1,00462

Если бы план производствабыл равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и ненарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах планасоставил бы 315953 руб. При фактической структуре он выше на 12147 руб. Этозначит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.
Такой же результат можнополучить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Дляэтого разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции,рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей(Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.
ВП стр = (Кст — Кн) * ВПпл = (1,04324 — 1,00462) * 314500 = 12146 руб.
При использовании среднихцен расчет производится по формуле
/>,
где Ц1, Ц0 — средняяоптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,
VВП1 – фактическоеколичество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
Ритмичная работа являетсяосновным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичностьухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции;увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовойпродукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы занесвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка;перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяцарабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит кповышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшениюфинансового состояния предприятия.
Для оценки выполненияплана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямыепоказатели — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициентаритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) кмесячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц кквартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал кгодовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первуюдекаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показателиритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по винехозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку инесвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатковнезавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболеераспространенных показателей ритмичности продукции — коэффициент ритмичности.
Таблица 2.6 Анализструктуры товарной продукции за 2007 г.Квартал Выпуск продукции, руб. Удельный вес, % Выполнение плана, коэффиц. Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, % план факт План факт I 92000 100500 29,3 30,6 1,092 29,3 II 73200 70600 23,3 21,5 0,964 21,5 III 83800 87000 26,6 26,5 1,038 26,5 IV 65500 70000 20,8 21,4 1,069 20,8 За год 314500 328100 100 100 1,043 98,1
Величина коэффициентаритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпусказа каждый период, но не более планового их уровня: 29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1%.
Для оценки ритмичностипроизводства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности каксумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана,чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
К аритм = 0,092 + 0,036 +0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.
Внутренние причиныаритмичности — тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровеньорганизации, технологии и материально-технического обеспечения производства, атакже планирования и контроля, внешние — несвоевременная поставка сырья иматериалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализанеобходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции всвязи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможнымвыпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства.Упущенные возможности = 328100 — (100500 * 4) = — 73900 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большоевлияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент(номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременноеобновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынкаявляется одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и егоконкурентоспособности.
Ассортимент продукции и товаров— совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихсяпо определенному признаку.Основными группировочными признаками товаров являются производственный,сырьевой и потребительский.
Номенклатура – это перечень наименований изделийи их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции вобщероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем натерритории СНГ.
Приформировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должноучитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой —наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических,технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.Система формирования ассортимента включает в себя:
— определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценку уровняконкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
— изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер повнедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие изпроизводственной программы морально устаревших и экономически неэффективныхизделий;
— оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортиментепродукции.
Обобщающуюхарактеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент,уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый врасчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.
Врасчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждоговида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).
Увеличениеобъема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видампродукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видовпродукции возрастает, а других — уменьшается.
Расчетвлияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можнопроизвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться отвсех факторов, кроме структуры продукции. Также результат можно получить иболее простым способом — способом процентных разностей.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврашков Л.Я.Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2007.
2. Вильям ДЖ.Стивенсон Управление производством. — М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2006
3. Менеджмент(Современный Российский менеджмент) учеб. для студ. вузов/ под ред. Ф.М.Русинова.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.-502 с
4. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности: учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М,2003.-498 с.
5. А.В. Гличёв.Основы управления качеством продукции. Изд-во АМИ, 1999.
6. Курганская Н.И.Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельностипредприятия: Учебное пособие, Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1998
7. Экономикапредприятия: учеб.пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. А. С.Головачева, И. В. Головачевой. – Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007.