Анализ деятельности коммерческого банка "Правекс-Банк"

Анализ деятельности коммерческогобанка «Правекс-Банк»
 

СодержаниеВведение
1. Организационно-экономическаяхарактеристика АКБ «Правэкс-банк»
2. Характеристикабанковских услуг
3.  Правоваяподдержка и менеджмент банка
4. Организациямаркетинговой службы банка
5. Планирование ипрогнозирование деятельности банка, основные показатели
6. Положение оботделе планово- коммерческой деятельности
Ответственность работников отдела
Заключение

Введение
На протяжении уже многихлет “Правэкс- банк” занимает лидирующие позиции на рынке финансовых услугУкраины. За период с 1993 по 2009 гг. в числе главных событий в банковскойдеятельности следует отметить получение лицензии НБУ №7 на право осуществлениябанковских операций.
Правэкс-банк осуществляетпрактически все виды банковских операций, разрешенных к проведению в Украине.
В этом отношениистратегическая цель развития банка состоит в обеспечении его лояльности вкачестве универсального, представляющего своим клиентам максимально возможныйперечень банковских услуг.
В настоящее время,Правэкс-банк принял в качестве одного из основных приоритетов в своем развитиимаксимальное приближение банковских услуг непосредственно к потребителю за счетрасширения сети филиалов и отделений.
На данный момент,практически во всех областных центрах Украины создано 23 филиала банка. Следуятребованиям рынка, Правэкс-банк в последние годы стал уделять повышенное вниманиеработе с мелкими вкладчиками, рассматривая их в качестве перспективногоисточника привлеченных дополнительных финансовых ресурсов. И эта политикапринесла ощутимые результаты – за последние 5 лет вклады частных лицувеличились в 15 раз и на конец 2009 года эта сумма составила около 430 млн.грн.
Открыв своим вкладчикамболее 40 тыс. текущих и депозитных счетов, Правэкс-банк в настоящее времяприобрел все черты массового сберегательного банка.
Для банка стало традициейзаканчивать каждый год с приростом по основным экономическим показателям, болеетого, развитие банка не ограничивается только механическим наращиванием объемовобслуживания. В качестве главного направления своего развития банк выделяет,прежде всего, непрерывное совершенствование технологий по уже предоставляемымуслугам, освоение и внедрение банковских продуктов.
За последние 5 лет общаясумма собственного капитала банка увеличилась до 310 тыс. грн. В комплексе сдругими основными показателями – это позволило банку на протяжении нескольких последнихлет уверенно сохранять свою позицию в составе первой десятки крупнейших банковстраны.
Уставный капитал достигвеличины 80 млн. грн. Что, по данным Ассоциации Украинских банков, составляетчетвертую позицию среди всех коммерческих банков страны.
Основное стратегическоенаправление развития Правэкс –банка направлено на обеспечение его деятельностикак универсального розничного банка, представляющего своим клиентам максимальновозможный перечень услуг.
И эта задача успешнореализуется. Одновременно банк уделяет большое внимание внедрениювысокотехнологических продуктов, которые значительно расширяют обслуживаниеклиентов. Как правило, эти новые услуги основаны на самых современныхдостижениях в области информационных технологий, и других самых новых продуктовбанковской деятельности.

1. Организационно- экономическая характеристика АКБ” Правэкс- Банк”
Коммерческие банки –основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения,осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началахкоммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственныйкапитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов,межбанковских кредитов и других источников. Правэкс-банк относится к числу коммерческихбанков, и вот уже на протяжении многих лет банк занимает лидирующие позиции нарынке финансовых услуг Украины.
АКБ “Правэкс-банк” былофициально зарегистрирован в НБУ 29.12.92г.
Основное стратегическоенаправление развития Правэк-банка направлено на обеспечение его деятельности,как универсального розничного банка, представляющего своим клиентам максимальновозможный перечень услуг.
И эта задача успешнореализуется.
В настоящее время, банкимеет лицензию НБУ № 7, которая подтверждает право банка на осуществление всехвидов банковских операций, которые подлежат лицензированию в соответствии сЗаконом Украины “О банках и банковской деятельности”.
В русле общей стратегииразвития банка был0а поставлена задача, сделать банк максимально доступным иудобным для всех категорий клиентов, причем не только в части соблюдениявысоких стандартов обслуживания, но даже и в географическом плане. А этоподразумевает создание широчайшей сети филиалов и отделений по всей территорииУкраины. И эта задача была достигнута- на конец 2009г. в структуре банка уженасчитывалось более 245 филиалов и отделений, расположенных разных регионахУкраины. Одновременно банк уделяет большое внимание внедрениювысокотехнологических продуктов, которые значительно расширяют обслуживаниеклиентов. В числе таких услуг нового поколения можно упомянуть интернет-банкинг, систему мгновенных денежных переводов, многие другие продукты,связанные с использованием платежных пластиковых карт.
Основным базисным видомбанковской деятельности является привлечение временно свободных денежныхсредств и ведение банковских счетов клиентов. Принято считать, что эти средствасоставляют до 80% финансовых ресурсов любого банка и представляют собой главныйисточник для активных банковских операций.
В 2008г. по сравнению спредыдущим годом, сума привлеченных средств клиентов возросла почти в 1,5 раза,причем опережающий их рост ( в 1,6 раза) произошел по категории вкладовфизических лиц. Для достижения таких результатов банк широко применяет гибкуюсистему процентных ставок и типов вкладов, рассчитанных на удовлетворениепотребностей различных слоев населения. Сложившееся в настоящий моментсоотношение привлеченных средств юридических и физических лиц (40/60) являетсянаиболее рациональным, с т. з. обеспечения максимальной финансовой устойчивостибанка, поскольку диверсификация источников финансовых ресурсов среди большоймассы частных вкладчиков существенно улучшает показатели ликвидности банка.
Также рациональнойпредставляется структура привлеченных средств клиентов по видам счетов- этосоотношение близко к равновесию и составляет 46,6% по текущим счетам довостребования и 53,4% по срочным депозитным счетам.

Таблица 1.
 “Средства клиентов,привлеченные Правэкс – банком”.  Сумма, тыс. грн.
 Структура,
 %
 Темп роста,
 %  2009  2008
Средства юридических лиц
Средства до востребования;
срочные депозиты;
Средства физических лиц
средства до востребования;
 срочные депозиты;
239555
210745
28810
364607
 71086
293521
191424
157879
33545
227570
48014
179556
39,7
34,9
4,8
60,3
11,8
48,6
125,1
133,5
85,5
 160,2
148,2
163,5
 Итого средств клиентов
средства до востребования;
срочные депозиты;
604162
281831
322331
418994
205893
213101
100
46,6
53,4
144,2
136,9
151,3
За последние нескольколет сумма собственного капитала банка увеличилась почти в 2 раза и составилаоколо 150540 тыс.грн. В комплексе с другими основными показателями этопозволило банку сохранять свою позицию в составе первой десятки крупнейшихбанков страны.
Уставный капитал достигвеличины 60 млн.грн. ( около 12,5 млн.евро), что по данным АссоциацииУкраинских банков, составляет четвертую позицию среди всех коммерческих банковстраны.
В числе акционеров банкасостоят частные лица (18,2% от уставного капитала) и коммерческие предприятияновой рыночной формации(81,8%)- АО СП “Бравэкс-Брок”, Serwiden Enterprises LTD, ООО СП “Коммерческие системы”,
АО СП “Украинская биржанедвижимости” Кристина”.
Одним из ключевыхфакторов, обеспечивающих эффективность функционирования банка, сталарациональная кадровая политика, сочетающая в себе принципы профессионализма иделовой активности, а также постоянного обучения персонала новым банковскимтехнологиям.
На протяжении 2008 годапроводились подготовительные работы к проведению модернизации корпоративнойсети банка, имеющий целью интеграцию технологий передачи данных, голоса и видеона основе высокоскоростных защищенных каналов.
Таблица 2. “ Структураакционерного капитала банка”. тыс. грн. Удельный вес, %
АО СП «Правэкс-Банк»
Serwiden Enterprises LTD
ООО СП “Коммерческие системы”
АО СП “Украинская биржа недвижимости “Кристина”
АО “Безпека”
Физические лица
21000
18480
8925
621
33
10941
35,0
30.8
14,9
1,0
0,1
18,2 Итого акционерного капитала 60000 100
Еще в 2007 году былосуществлен перевод технологического комплекса передачи международных сообщенийSWIFT на новую серверную RISC-платформу компании IBM. Эта система отвечает всемтребованиям SWIFT и на сегодняшний день, реализованана подавляющей части UNIX-серверов для комплексов SWIFT.
Также в 2008 году“Правэкс –банк” вплотную подошел к внедрению комплексной системы управлениявзаимоотношений с клиентами. Это позволит на новом уровне построитьвзаимоотношения с клиентами, сделав их более индивидуальными. По состоянию на31.12.03г. общая численность работников банка составила 2650 человек посравнению с 2006г. больше на 1358 человек, т.е. почти в 1,9 раза.

Таблица 3.
Основные сведения оперсонале: развитие банка и создание новых рабочих местПОКАЗАТЕЛИ 2006 2007 2008 2009
Численность персонала банка всего
 В т.ч.
Киевские регионы
Областные центры Украины
Из общей численности персонала:
Мужчины
Женщины
1292
702
590
35%
65%
1449
767
682
36%
64%
1889
1031
858
42%
58%
2650
1515
1135
47%
53%
Предоставление банкомденежных средств на определенный период под письменное обязательство клиентаназывается кредитованием.
На современном этапекредитование является краеугольным камнем деятельности банковских учреждений исоставляет, как правило, основной источник доходов.
Так в 2009 годупроцентные доходы от кредитных операций составили 73,3 млн. грн., или 46,7% отвсех доходов банка. При этом по сравнению с предыдущим годом кредитный портфельбанка возрос почти в1,5 раза.
Следуя потребностямрынка, Правэкс –банк в определенные периоды времени принимает дополнительныеусилия по развитию отдельных направлений кредитования.

Таблица 4. “Кредитный портфель банка” Сумма, тыс. грн. Структура % Темп роста, % 2009 2008
Кредиты физ. Лицам
Кредиты юр. Лицам
В т.ч. по видам деятельности:
оптовая и розничная торговля
химическое производство
с/х и пищевая промышленность
машиностроение и торговля транспортными средствами
прочие виды деятельности
230908
323698
209262
45838
28281
12791
25526
122631
254041
89660
40205
40301
41923
41952
41,6
58,4
37,7
8,3
5,1
2,3
5,0
188,3
127,4
233,4
114,0
70,2
30,5
65,6
 Итого кредитов
Резерв под задолженность по кредитам
554606
-15984
376672
-16121 100 147,2 Всего кредитный портфель 538622 360551 149,4
Такими направлениямистали в 2008 году, потребительское ипотечное и автокредитование частных лиц,успешное развитие которых внесло существенное изменение в структуру кредитногопортфеля, кредитование физических лиц увеличилось почти в 1.9 раза, в то времякак рост кредитования юридических лиц составил 127, 4%.  В результате займы физических лиц составили в 2008 годупочти половину ( 41,6 % ) от общего кредитного портфеля банка.
 Также в 2008 году и ужев 2009 году приобретенное развитие получило потребительское кредитованиечастных лиц на приобретение товаров длительного пользования. И хотя этот видзаймов по объему пока еще занимает не столь весомую долю в общем кредитномпортфеле банка ( всего 2,0 % ), тем не менее, в 2009 году его развитие имелотенденцию стремительного роста, что позволяет с большей долей вероятности говоритьо появлении новой рыночной нити, имеющей длительные перспективы.
 В настоящее время«Правэкс-банк» выдает кредиты на приобретение товаров более чем 150наименований, среди которых можно выделить аудио и видео технику, компьютеры,средства связи, холодильники и стиральные машины, мебель и многое другое.
По итогам 2008 начало 2009годов банк заключил более 500 партнерских отношений с предприятиями торговли,имеющие в своем составе более чем 1000 магазинов, расположенных по всейтерритории Украины, а именно: как МWM-droup ( сеть магазинов «Про 100»,«Мега-люкс» ,«Мир электроники», «Факстрот», «Домотехника», «Протон» и многиедругие.
Другим приобретеннымнаправлением для банка стало построение собственной системы среднесрочногокредитования в поддержку малого и среднего предпринимательства сроком до 3-хлет. Причем по обеим новым программам применяется пониженная ставкакредитования до 20 % в валюте.
 Также «Правэкс-банк» в1998 году первым в Украине получил право на проведение операции по купле-продажебанковских металлов – золота, серебра, платины и палладия. Однако уже вближайшие годы на внутренний рынок банковских металлов вышли новые операторы,что сразу же образовало достаточно мощную конкурентную среду. Тем не менее,даже в условиях ужесточения конкуренции, «Правэкс-банк» все же сумел увеличитьобъемы продажи по основным банковским металлам_ золоту и платине. Так за периодс 1998 года «Правэкс-банк» реализовал украинским потребителям 3.3 тонны золота,платины, палладия и серебра. Особенно впечатляющих достижений банк добился в 2008году, реализовав 921,9 кг. банковских металлов, что почти в 2,5 раза превышаетуровень 2007 года ( 372,0 кг ).
 Одним из крупнейшихпроектов «Правэкс-банка» явилась продажа НБУ 179,3 кг. банковской платины.
 В настоящее время банкпредлагает своим клиентам наибольший в Украине ассортимент банковских металлов,который включает 12 наименований слитков золота и платины, 9 наименованийслитков серебра и 3 наименования слитков палладия.
 Так в 2008 году черезэту региональную сеть прошло более 40 % от всех продаж банковских металлов вцелом по банку. Также немаловажное значение для банка имеют операции намежбанковском рынке по привлечению и размещению финансовых ресурсов, посколькуони напрямую связаны с поддержанием текущей ликвидности. Кроме того этиоперации являются основой для формирования качественной и потенциальновысокодоходной структуры активов и пассивов банка.
 В течении 2009 года былоразмещено временно свободных финансовых ресурсов на сумму 2,58 млрд. грн. ипривлечено 2,78 млрд. грн.
Кроме того. Проведениеарбитражных операций на межбанковском рынке принесло банку доход в сумме 1,10млн. грн., известно, что всеми операторами на межбанковском рынке применяется, как правило, лимитная система ограничения сделок, по существу, степеньдоверия банковского сообщества к каждому конкретному банку.
В этом отношении можноотметить безусловный рост доверия к «Правэкс-банку» со стороны участниковмежбанковского рынка- крупнейшие украинские банки, такие как «Приватбанк», АППБ«Аваль», ПУМБ «Укрсоцбанк» и другие, значительно увеличили свои лимиты напроведение ресурсных операций с «Правэкс-банком».
 Таким образом,проанализировав деятельность банка можно сделать вывод, что в 2009 году«Правэкс-банк» продолжает удерживать статус одного из лучших банков Украины. Егоустановки стабильно выполняли требования клиентов. Банк обеспечил использованиеустановленных НБУ нормативов платежеспособности и ликвидности.
 Так в 2009 году«Правэкс-банк» получил чистую прибыль 3226 тыс. грн. Уровень общейрентабельности составил 30,8 %, рентабельность доходных активов за 2009 годсоставила 20 %. Общая сумма доходов составила 10452 тыс. грн., затратыприведенные в сумме 92378 тыс.грн.
 Основную сумму доходовполучено от предоставления услуг клиентам банка – 14,1 %, от кредитнойдеятельности – 85, 8 %.
 Из общей суммы затратбанка, общеадминистраторские затраты — 62,5 %, затраты на персонал – 37,5 %.
 Активы «Правэкс-банка»составляют 965496 тыс. грн. Процентные доходы формируют 70 % всех доходов,непроцентные – 30 %; из них – комиссионные доходы по операциям с клиентами — 55057 тыс.грн., результат от торговых операций с иностранной валютой 8709 тыс.грн., прочие доходы составляют 31 тыс.грн.
 Анализ структурысвидетельствует, что 52 % составляют доходы от кредитования юридических лиц. Общийобъем расходов на содержание персонала работников банка в сравнении с прошлымгодом увеличился и составляет 34627 грн. ( 27066 в прошлом году ).
 Таким образом, врезультате деятельности 2009 года «Правэкс-банк» получил чистую прибыль в сумме3226 тыс. грн. Операционный доход банка за отчетный период составил- 96949 тыс.грн.
Анализ его структурысвидетельствует, что ведущее место в нем – 54 % занимает чистый комиссионныйдоход, чистый процентный доход составляет – 29 %, чистый торговый доход отпродажи валюты составляет – 10,7 %, прочие доходы – 6,3 %. С начало года«Правэкс-банком» было выдано кредитов на общую сумму 538622 тыс. грн., чтопочти в 2 раза превышает уровень прошлого года 3 60551 тыс. грн.
 Можно сказать, что вэтом году банк значительно увеличил свои доходы, а также привлек вниманиемногих людей, которые стали его клиентами, и это количество людей стремительно растет.2. Характеристикабанковских услуг
Одним изприоритетных направлений банка является расчетное обслуживание клиентов виностранных валютах. Причем все виды международных финансовых расчетовосуществляются банком на высоком качественном уровне, благодаря использованию вработе современных электронных средств связи, таких как S.W.I.F.T., Reuters, Sprint.
«Правэкс-банк»активно проводит операции по покупке и продаже валюты на внутреннем рынке, какпо поручениям клиентов, так и для удовлетворения собственных потребностей. Впоследнее время «Правэкс-банк» активизировал свою работу по выпуску иобслуживанию пластиковых карт международных платежных систем.
 Являясьчленом Europay International и Visa International, «Правэкс-банк» и в 2006 годуосуществлял эмиссию следующих типов пластиковых карт своим логотипам:
Europay InternationalVisa International Eurokard / Master Card Standart Visa Classik
Cirus /Maestro International Visa Electron International
Cirus /Maestro Domestic Visa Electron Domestic
За последние 3 года быловыпущено более 20 тыс. карт, их владельцами было совершено более 80 тыс.операций в 50 странах мира на сумму более
15 млн. $ США, что в 10раз превышает объем аналогичных операций 1999 года.
Новая операция банка уже вот 3 годапозволяет предприятиям и организациям значительно уменьшить расходы по доставкеналичных денег, упростить процесс выдачи из заработной платы и авансовыхкомандировочных средств, значительно сократить затраты рабочего времени.
Продолжает развиватьсясеть банкоматов и пунктов выдачи наличных денежных средств. Операции такогохарактера являются неотъемлемой частью банковского бизнеса. Как правило,подобные операции подразумевают обмен наличной валюты, прием от населения всехвидов платежей, включая коммунальные, осуществление денежных переводов, продажиюбилейных и памятных монет, продажа и обналичивание дорожных чеков, сдача вимущественный найм индивидуальных сейфов, обмен ветхих и проверкаплатежеспособности иностранных купюр.
В 2009 году, как и впредыдущие годы, продолжалась расширяться сеть пунктов и отделений банка, вкоторых предоставлялись услуги по обмену наличной иностранной валюты – внастоящее время эта сеть охватывает 102 обменных пункта в Киевском регионе и144 пункта в других городах Украины.
Широкое распространениеполучила система денежных переводов Western Union.
Также имея в своем распоряженииразветвленную сеть филиалов и отделений «Правэкс-банк» разработал с августа 2009года и ввел в эксплуатацию свою собственную, во многом уникальную систему внутриукраинскихденежных переводов, получившую название «Правэкс-телеграф». Эта системапозволяет осуществлять мгновенный перевод денежных средств по всей сети внешнейинфраструктуры банка, причем номинированных как в гривне, так в долларах и Евро.
«Правэкс-банк», какуниверсальный и розничный банк, ориентирован, прежде всего, на максимальныйохват всех категорий клиентов, в т. ч. и тех которых принято называть «особоважными». Поэтому для крупных, особо важных корпоративных и частных клиентов«Правэкс-банк» стал применять специальную систему управления технологическимпроцессом банковского производства, хорошо зарекомендовавшую себя впромышленно-развитых странах, под названием «Private banking for VIP Corporate” Такое подразделение в банке былосоздано в 2007 году и результаты его работы вполне успешны.
За последние годы банкзначительно активизировал свою деятельность в сфере торговли наличнымигривневыми ресурсами на межбанковском рынке.
В целом за 2009 годобъемы таких операций уже превысили рубеж в 2 млрд.грн., и имеют четкуютенденцию к дальнейшему росту. Достаточно отметить, что в IV квартале 2009 года объеммежбанковской торговли наличностью составил уже 641,9 млн. грн.
«Правэкс-банк»располагает высококвалифицированным персоналом, прошедшим специальнуюпереподготовку и аттестованным в установленном порядке, а также имеет свой паркавтотранспорта (включая бронемашины), который оснащен самым современнымоборудованием и средствами радиосвязи. В этой связи получает все большуюпопулярность среди клиентов услуга коммерческой инкассации.
Активно проводится работапо привлечению клиентов на кассовое обслуживание. При этом в зависимости отобъективных предпосылок клиентам предлагаются вполне конкретные тарифы впределах от 0,3 до 1,0 %.
Развитие информационных технологийв «Правэкс-банке» направлено на обеспечение главной стратегической задачи –создание подлинно-универсального банка, представляющего своим клиентаммаксимально возможный перечень банковских услуг с максимально высоким качествомбанковского обслуживания. На основе современных продуктов и решений известной международнойкомпании Cisco System был разработан проект и начато построениекорпоративной мультисервисной сети банка. В ближайшее время, банк позволитпредложить клиентам ряд самых современных услуг электронного банкинга. Такжебыла внедрена система «Потребительское кредитование» с обеспечениемцентрализованного учета выдаваемых кредитов. Разработано и внедрено программноеобеспечение для расчетов с субагентами банка, осуществляющими денежные переводыс применением системы Western Union.
Значительно расширенывозможности системы «Платежи населения», обеспечивающей оплату коммунальныхуслуг, услуг мобильной связи, интернет — провайдеров и т.д. Постоянносовершенствуются и получают все большую популярность среди клиентов ужедействующие системы «Клиент-банк» и «Интернет клиент-банк», а также мобильныйтелебанкинг на основе стандартна GSM.
3. Правоваяподдержка и менеджмент банкаВ процессе многолетней деятельности «Правэкс-банк» выработалопределенную идеологию правовой поддержки банковской деятельности, основныепринципы которой заключаются в обеспечении системности при решенииразнообразных правовых и экономических проблем, типизации хозяйственныхотношений, обеспечении безусловной четкости во взаимоотношениях клиентами ипартнерами. В своей деятельности банк придерживается принципа верховенствазакона, соблюдает требования Закона Украины «О банках и банковской деятельности», «Оплатежных системах и переводе денег в Украине», др. нормативных актов Украины,прежде всего НБУ.
Одной из стратегическихцелей в деятельности банка является соблюдение высоких стандартов в областибанковской тайны и приоритетного следования интересам клиентов. Ни одингосударственный орган не может получить от «Правэкс-банка» информацию, если егозапрос оформлен с нарушением требования ст. 62. ЗУ «О банках и банковскойдеятельности».
«Правэкс-банк» установилжесткую процедуру прохождения любых запросов официальных органов: все онипроходят тщательную юридическую проверку на соответствующие законодательству иформальным требованиям делопроизводства. При малейшем нарушении или отклонениивсе запросы не принимаются к исполнению.
В условиях быстроразвивающегося бизнеса, а тем более, если этот бизнес банковский, особуюважность приобретает обеспечение высококвалифицированного состава менеджеровбанка на всех уровнях управленческой иерархии. В настоящее время, когда«Правэкс-банк» проводит значительное увеличение внешней инфраструктуры исервисной базы, на первый план выходит задача – создание постоянно растущейкоманды опытных и надежных сотрудников оснащенных современным оборудованием итехнологиями.
Особое внимание уделяетсяподбору и расстановке кадров на руководящие должности. Так, «Правэкс-банк» сталинициатором присуждения именных поощрительных стипендий студентам вузов,выпускники которых прошли достаточно жесткий конкурсный отбор на должностьдиректора или заместителя директора отделения банка. В настоящее время в«Правэкс-банке» работают высококвалифицированные руководители и специалистыразных профессий, обладающие глубокими знаниями и высокими моральнымипринципами. Это представители деловой интелегенции всех регионов Украины, в т.ч. и города Луганска, средний возраст которых составляет 32 года.
Что же касается безопасностидеятельности банка, то эта задача охватывает два основных аспекта:
Первое — этопротиводействие легализации доходов, полученных преступным путем. И второе –это собственно обеспечение безопасности, что включает не тольконепосредственную физическую и техническую охрану материальных ценностей исоблюдение внутрибанковских режимов, но и целый ряд других элементов, в числекоторых важнейшими являются защита экономических интересов банка, охранаинформации, составляющей банковскую и коммерческую тайну, информационно-аналитическоеобеспечение деятельности банка.
«Правэкс-банк» полностьюпридерживается принципов и критериев международного сообщества в борьбе сотмыванием денег, полученных преступным путем. Принимаются меры по повышениюквалификации специалистов. Был проведен семинар, посвященный вопросам борьбы сфинансовой преступностью, коррупцией и отмыванием денег.

4. Организациямаркетинговой службы банка
 
 В сегодняшней обстановке всем намнужно четко представлять, что такое маркетинг. Продавая машину, находясь впоисках работы, пропагандируя какую – либо идею, мы уже, оказывается,занимаемся маркетингом. Нам необходимо знать, что представляет собой рынок, какон функционирует, кто на нем действует.
Маркетинг – это видчеловеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей путемобмена. Потребность людей практически безгранична, а все ресурсы для ихудовлетворения ограниченны. Поэтому человек будет выбирать те товары, которыепринесут ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Деятельность банковстановится более обширной, они не ограничиваются предоставлением кредитныхуслуг. С целью привлечения новых и сохранения существующих клиентов банкивнедряют предоставление дополнительных услуг с использованием современныхбанковских технологий.
Особенности маркетинга вбанковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции.Под “ банковской продукцией ”понимается любая услуга или операция, совершеннаябанком. И поскольку банк является предприятием, то реализация товаров и услуг-главная задача в деятельности любого предприятия. Банк не является исключением. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб явдяетсяпривлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка,рост получаемой прибыли.
Отсюда следует огромноезначение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенноизменяются в последние время под влиянием конкуренции и других причин. Переходк рыночной системе в настоящее время является основным направлениемстабилизации экономики Украины, основываясь в первую очередь на оздоровлениефинансов, формировании и развитии финансового рынка.
Маркетинг – это стратегияи философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннегоанализа. Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка нена свой продукт, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому столь необходимоизучение рынка, анализ предпочтений клиента. Банк должен предоставлять клиентамширокий диапазон финансовых услуг как для финансирования предпринимательства,так и для финансирования частных ( личных интересов ). Некоторые из этих услугнеобходимы большому числу клиентов, например, счет в банке. Однако прочиефинансовые услуги (такие как страхование, услуги по импорту- экспорту)представляют интерес только для потенциальных пользователей, которые должны бытьубеждены в преимуществах, предоставляемых этими услугами.
Потребности юридических ифизических лиц во многом схожи. Они нуждаются в хранении своих денег, а также вполучении их со счета по мере надобности или переводе. Однако, если банкпланирует расширять диапазон предлагаемых услуг, чтобы удовлетворить клиента вполном объеме и извлечь больше прибыли, то банкир должен четко представлятьразличия в потребностях организаций и частных лиц ( физических и юридических ).
Банк ориентируется наудовлетворение реальных потребностей, в которых нуждается клиент. Одна из целейбанковского маркетинга – постоянное привлечение новых клиентов.
В условиях обостренияконкурентной борьбы за привлечение денежных средств банки должны систематическисовершенствовать пополнения своих ресурсов. Одним из способов привлечения новыхслоев населения в сферу деятельности банковского капитала является созданиеновых видов вкладов, например, молодежных, которые дают возможность получатькредиты по более низкой ставке. Основные функции банковского маркетинга состоятв изучении спроса на рынке капитала и его отдельных сегментов, представляющихособый интерес для банков, анализ процентной ставки, реклама, расширениеактивов и пассивов банка, разработка системы планирования банковскойдеятельности, управление персоналом, организация обслуживания клиентов. Какправило, банк на основе анализа рынка капитала, изменений его объема, изученияпотребительских привычек, учета социально- психологических особенностейобъектов на территории составляет программу по привлечению средств (вкладов,депозитов) и выдаче кредитов и ссуд. Банк должен определить общие принципыстратегии конкурентной борьбы. Такой стратегией должны руководствоваться всеподразделения банка.
Другой важной сторонойбанковского маркетинга является анализ кредитоспособности заемщиков, кудавходит изучение факторов, обуславливающих непогашение кредитов.
Поэтому для банка крайневажно определить способность и готовность заемщика вернуть кредит всоответствии с условиями договора. Банк должен установить степень риска привыдаче кредита, а также учесть размер кредита, который он может предоставить.
Таким образом, цельюбанковского маркетинга в настоящее время является создание необходимых условийприспособления к требованиям рынка капиталов, разработка системы мероприятий поизучению рынка, повышение конкурентоспособности банковского учреждения и егоприбыльности.
Все банки проводятмаркетинговые исследования по разному: важнейшее место в маркетинговыхисследованиях занимает процесс изучения обслуживаемого рынка с помощью рыночныхпроизводственных характеристик, которые делятся на:
1. рыночныехарактеристики, с помощью которых оценивается состояние рынка, его основныетенденции и клиенты.
2. Показатели услуг,позволяющие составить представление о банковских продуктах и соотнести их сосновными требованиями, предъявляемыми к ним потребителями.
3. Показателиконкуренции для оценки конкурентоспособности банка в условиях рынка.
4. Характеристикисреды, включающие анализ экономических, политических, технологических и др.тенденций.
Также важное место вмаркетинговых исследованиях занимает изучение сбыта и продвижение продуктабанковской деятельности.
Способ сбыта зависит отследующих условий: наличие или отсутствие посредников; количество используемыхотделений банка и их распределение по районам; степень контроля за каждымканалом сбыта; выбор поставщиков и посредников; отношения с конкурентами.
Продвижение продуктапредполагает выбор инструментов маркетинга: использование рекламы,стимулирование сбыта услуг и персональное обслуживание клиентов, и т.д.
Таким образом, посколькуроль маркетинга заключается, во- первых, в сборе и обработке маркетинговой информации,во- вторых, в выполнении мероприятий по разработке и интенсивному продвижениюна рынок банковских продуктов, то можно предположить, что деятельность,осуществляемая на основе маркетингового обеспечения, способствует реализации этихпродуктов, что, в свою очередь, обеспечивает конкурентные преимуществ на рынке.
5. Планирование ипрогнозирование деятельности банка
 
Бюджетбанка – документ, который формируется в банке и определяет источники получениядоходов, порядок и объемы финансирования его деятельности с целью получениямаксимальной прибыли и обеспечения стабильности.
Составнымичастями бюджета являются:
– операционныйдоход ,
– общеадминистративныезатраты ,
– затратына содержание персонала,
– отчисленияв резервы на возмещение возможных затрат по активным операциям,
– налогна прибыль,
– непредвиденныедоходы ( расходы),
– капитальныевложения в основные средства и нематериальные активы.
Операционныйдоход формируют: чистый процентный доход, чистый комиссионный доход, чистыйторговый доход, и другие доходы.
Прибыльот операций представляет собой операционный доход, уменьшенный на суммуобщеадминистративных затрат, затрат на содержание персонала.
Чистаяприбыль – это прибыль от операций, уменьшенная на сумму отчислений в резервына возмещение возможных затрат по активным операциям, налога на прибыль сучетом сальдо непредвиденных доходов (расходов ).
Доходформируют процентные доходы (с сальдовыми доходами и затратами по операциям сфилиалами ), комиссионные доходы, чистый торговый доход, другие операции инепредвиденные доходы .
Затратысостоят из процентных, комиссионных, общеадминистративных, затрат на содержаниеперсонала, отчислений в резервы на возмещение затрат по активным операциям,налога на прибыль, непредвиденных затрат.
Бюджетсоставляется с придерживанием плановых параметров и нормативов:
1. прибыльот операций на одного работника .
2. нормативанакладных затрат от операционного дохода.
3. Нормативафинансирования капитальных вложений.
Численностьработников в эквиваленте полной занятости, которая принимается для расчетаприбыли от операций на одного работника, предоставляется справкой.
 Планированиечистого процентного дохода .
Чистыйпроцентный доход – это разница между процентами доходов и затрат.
Планированиепроцентных доходов и затрат проводится на основании полученных от региональногоуправления нормативов составления бюджета ( объемов активов/ пассивов исоответствующих им процентных ставок ), разработанных соответственно кпараметрам, утвержденным для региона центральным аппаратом. Процентные доходыпланируются по таким статьям:
– покредитам, предоставленным субъектам хозяйственной деятельности;
– покредитам, предоставленным органам государственного управления;
– покредитам, предоставленным физическим лицам;
– поценным бумагам;
– пооперациям с филиалами и другими учреждениями банка.
Потаким же статьям формируются и процентные расходы.
 Планированиечистого комиссионного дохода.
Чистыйкомиссионный доход – это разница между комиссионными доходами и расходами.
Комиссионныедоходы и расходы планируются исходя из планового объема таких услуг ( с учетомзаданий по их увеличению), утвержденных тарифов и услуг учреждений банка иразмеров комиссионных вознаграждений, определенных на договорной основе.
 Планированиечистого торгового дохода.
Чистыйторговый доход планируется от операций:
– синостранной валютой и банковскими металлами;
– сценными бумагами на продажу;
– сдругими финансовыми инструментами.
 Планированиедругих операционных доходов осуществляется по таким видам доходов:
– результатот продажи ценных бумаг на инвестиции;
– доходыот оперативного лизинга;
– доходыот предоставления консультационных услуг финансового характера;
– другиебанковские и не банковские доходы.
Штрафы,пеня по банковским операциям и непредвиденные доходы в связи со сменой учетнойполитики не планируются.
 Планированиеобщеадминистративных затрат.
Объемыобщеадминистративных затрат планируются в пределах доведенного отделения всоставе параметров, норматива накладных затрат от операционного дохода.
Затратыдолжны быть оптимизированы исходя из объема активов, их доходности исоответствующей численности персонала в сравнении с лучшими учреждениями.
Затратына оплату налогов (кроме налога на прибыль) и других обязательных платежейрассчитываются исходя из плановой базы налогообложения и нормативов отчислений,определенных действующим законодательством Украины.
Затратына маркетинг и рекламу планируются исходя из финансовых возможностей инеобходимости продвижения продуктов на местный рынок банковских услуг, посогласованию их состава с областным управлением.
Затратына спонсорство и пожертвование не запланированы.
 Планированиезатрат на содержание персонала.
Осуществляетсяисходя из финансовых возможностей учреждений отдельно по каждой статье,планируемой на будущий год.
Сцелью придерживания нормативов на содержание персонала отделений банкапланируется исходя из показателей:
– количествоперсонала, необходимого для обеспечения эффективной деятельности учреждения.
– Финансовыхвозможностей учреждений .
– Перспективдеятельности учреждений с обязательным учетом намеченных мероприятий изоптимизации и развития сети.
– Среднегоразмера таких затрат с расчета на одного работника.
– Законодательноустановленных размеров и базы начислений на фонд оплаты.
Планированиеотчислений в фонд оплаты труда проводится в зависимости от установленныхразмеров и прогнозной базы таких начислений:
1. 32%- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
2. 2,1%- взносы в общеобязательное государственное социальное страхование на случайбезработицы.
3. 2,9% — взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи свременной нетрудоспособностью.
4. 0,84%- взносы на общеобязательное государственное страхование от несчастных случаевна производстве и профессионального заболевания, согласно с порядкомопределенных страховых тарифов, утвержденных постановлением КМУ от 13. 09. 2006года № 142 и Закона Украины “О страховых тарифах на общеобязательноегосударственное социальное страхование от несчастных случаев и т. д .” от 22.02. 2007 года № 2272 – III.
 Планированиеотчислений в резервы.
Планированиеотчислений в резервы на возмещение возможных затрат по активным операциям,связаны с соответствующими статьями баланса и бюджета отдельно по видамактивов:
– покредитам клиентам ( юридическим и физическим лицам );
– поценным бумагам;
– подебиторской задолженности;
– подругим активам.
Основные показатели дляанализа деятельности банка.
Прибыль являетсяважнейшим показателем оценки деятельности банка. Прибыль банка представляетсобой разницу между доходами и расходами. Величина прибыли определяет уровеньрентабельности банка, характеризующий эффективность его работы. Основнойдеятельностью банка является балансовый отчет. Основными видами балансаявляются – анализ структуры, который дает возможность оценки изменения активови пассивов на протяжении анализируемого периода. Анализ структуры базируется напроцентных значениях, каждой статьи и общей суммы. Относительные изменениястатей на протяжении периода показывают изменения по удельному весу операцийбанка.
К основнымпоказателям относят:
1. выполнениефинанансового плана и средств использования на собственные нужды .
2. доходы, расходы иприбыль в абсолютной сумме и в среднем на одного работника банка.
3. Количествоубыточных филиалов .
4. Структура доходови расходов в абсолютной сумме и в процентах к общей сумме .
5. Рентабельность.
6. Структура резерва покредитным операциям .
7. Данные повыдаче кредитов .
6. Динамика суммызадолженности по кредитам юридических и физических лиц.
7. Данныепо выдаче кредитов.
8. Динамика суммызадолженности по кредитам юридических ифизических лиц.
С целью повышенияответственности руководителей и специалистов за состояние дел в банке, зареальное решение проблем и за усиление заинтересованности работников в конечныхрезультатах труда проводится анализ финансовой деятельности банка, это один изважных направлений экономической работы отделения. Основным источником анализаявляется баланс банка. В процессе анализа баланса применяются такие методы:
1.Метод сравнения. Даетвозможность определить причины и уровень динамических изменений и отклонений постатьям, а также определить резервы по повышению доходности.
2.Метод группирования.Дает возможность систематизировать данные баланса и разобраться в сути анализа.
3.Метод коэффициентов.дает возможность определить взаимосвязь между разными статьями баланса. Приэтом метде устанавливается удельный вес одной статьи или нескольких в общемобьеме активов и пассивов.
 Активные балансовыесчета сравниваются с аналогичными счетами баланса за предыдущий период.
Определяется соотношениеактивных и пассивных статей с коэффициентами ликвидности .
Процесс определения оценкитекущего и прошлого финансового состояния банка и основных результатов егодеятельности.
При этом первоочереднойцелью анализа является определение обобщающих показателей и прогноза будущихрезультатов деятельности банка.
При анализе используютсяквартальные или годовые данные по прибылям и убыткам, рассчитываются средниепоказатели балансового отчета за анализируемый период и определяется состояниепоступлений, коэффициент роста остатков по вкладам и кредитам, средниепроцентные ставки (полученные и выплаченные).
6. Положение об отделепланово-коммерческой деятельности
Отделпланово-коммерческой деятельности является структурным подразделением отделенияПравэкс- банка. В своей работе ОПКД руководствуется Законами, УказамиПрезидента, постановлениями и распоряжениями КМУ, НБУ, Уставом Правэкс — банкаУкраины, а также другими нормативными актами, относящимися к деятельностиучреждений Правэкс-банка и настоящим Положением.
Этот отдел возглавляетначальник и подчиняется непосредственно управляющему отделением, функциональноеи методическое руководство отделом по направлениям его работы осуществляютследующие отделы областного управления:
– финансово-экономический отдел;
– отдел по работе сБПК и ценными бумагами;
– отдел банковскихпродуктов;
– отдел валютныхопераций;
– отдел управленияактивами и пассивами;
– отделкредитования;
– отдел проблемныхактивов;
– отдел денежногообращения и инкассации.
Основными задачами ОПКДявляются:
1. прогнозированиеосновных направлений развития деятельности банка, организация и проведениесистемного анализа результатов деятельности банка, разработка предложений посовершенствованию управления и планирования банковской деятельности, изучение ивнедрение новых видов услуг с целью увеличения коммерческого дохода;
2. анализплатежеспособности и ликвидности баланса;
3. получение доходовчерез рынок ценных бумаг, валютных и других операций;
4. организация иметодическое обеспечение внедрения пластиковых карт;
5. организацияработы по размещению свободных кредитных ресурсов отделения, и т. д.
Отдел ОПКД в соответствиивозложенными на него основными задачами, выполняет следующие функции:
= организует иосуществляет контроль за соблюдением обязательных экономических нормативов;
= составляет планы основныхнаправлений работы банка;
= осуществляет учет иконтроль за движением кредитных ресурсов, контроль за карсчетом, регулируетостатки;
= проводит операции пооформлению и выдаче кредитов юридическим и физическим лицам;
= готовит предложения оперспективных направлениях развития и деятельности банка.
И еще много другихфункций, касающихся развития банка, увеличения доходов и привлечения клиентов.
Что касается правработников планово-экономического отдела, то они заключаются в следующем:
– получать отдругих отделов и служб соответствующие материалы, необходимые для выполнениявозложенных на него обязанностей, задач и функций;
– давать опер.частии филиалам отделения рекомендации по правильному применению нормативных актовпо вопросам, относящимся к компетенции отдела;
– осуществлятьконтроль за выполнением приказов, соблюдением требований нормативныхдокументов, относящихся к работе отдела;
– по согласованию сруководством отделения привлекать к выполнению функций отдела специалистовдругих отделов и служб отделения;
– осуществлятьделовые контакты с соответствующими структурными подразделениями Правэкс- банкаи других банков, управлением статистики, налоговой администрацией,предприятиями, организациями и клиентами банка ;
– вести переписку сгражданами и организациями по вопросам, входящим в круг их обязанностей, и т.д.
Ответственностьработников отдела заключается в следующем:
1.работники несутответственность за выполнение полученной работы в соответствии с этимдействующим Положением, должностными обязанностями, действующимзаконодательством Украины, нормативными документами НБУ и
Правэкс-банка;
2. работники отделаобязаны хранить банковскую тайну по операциям, счетам и вкладам его клиентов, атакже коммерческую тайну в составе и объеме деятельности банка;
3. работники отдела несутответственность за сохранение имущества банка, соблюдением правил техникибезопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, засоблюдением правил трудового распорядка, а также несут полную материальнуюответственность за совершение действий, которые могут быть нанесены или нанеслиущерб отделению Правэкс- банка.

Заключение
 
Проанализировавдеятельность банка, можно сделать вывод, что для успешной деятельности банка спредоставлением услуг, необходимо искать своего клиента, а в некоторых случаяхпроводить анкетирование, встречи за круглым столом.
Секрет успеха кроется какраз в нетрадиционной подаче самых обычных услуг: культуре общения, заботе оклиенте, предоставление ему необходимых своевременных консультаций, рекомендаций.
АКБ “ Правэкс-банк”планирует и в дальнейшем развивать все сферы банковской деятельности,наращивать удельный вес на рынке банковских услуг,
в том числе, и по такимнаправлениям:
– развитиекредитных отношений с с нашими надежными партнерами, привлечение наобслуживание новых платежеспособных клиентов;
–  укреплениеактивного сотрудничества с нашими партнерами в развитии банковских услуг сиспользованием БПК международных платежных систем, а также увеличениереализации ценных банковских металлов и т.д.
Руководство банкапостоянно работает в направлении совершенствования и улучшения качестваобслуживания клиентов. Солидное государство должно иметь солидный, крепкий, сетевойбанк.
Банк должен бытьдостаточно самостоятельным и конкурентным, таким каким на сегодняшний деньявляется Правэкс- банк.
Сила банка в обдуманнойстратегии: он должен быть небольшим, универсальным, надежным, и самое главное,- рентабельным. А для этого необходимо дифференцировать услуги, предлагаемыебанком, искать своего клиента и тщательно изучать его потребности. И ещенепременным условием нормального развития банковской системы страны являетсячестная конкуренция банкиров, которая, являлась идеальной средой для развитиялюбого предпринимательства.
В современном мире всебанки сталкиваются с необходимостью создания внутренней инфраструктуры исервисной базы для клиентов, основанной на команде опытных и надежныхсотрудников, оснащенных современными технологиями.
Правэкс-банк осуществляетоперации с вкладами, кредитует физических и юридических лиц, работает сбанковскими пластиковыми картами, дорожными чеками и выполняет все функции,возложенные на банковское учреждение в современных условиях. Характерно и то,что условия вкладов и кредитов выгодно отличаются от аналогичных условий вкоммерческих банках.
 Банк действует попринципу наименьшей выгоды для себя и наибольшей для клиента.
Сегодня главная функцияПравэкс-банка – это прием, сохранность и приумножение вкладов населения иорганизаций. Более половины рынка личных вкладов населения страны контролируетПравэкс-банк, и выполняет все экономические нормативы, установленные НБУ, чтопозволяет ему поддерживать высокую ликвидность и осуществлять устойчивоерасчетно – кассовое обслуживание.

Литература
1. Бухгалтерський облік на сільськогосподарськихпідприємствах: Підручник / Ред. М.Ф.Огійчук, В.Я.Плаксієнко, Л.Г.Панченко.-2-евид., перероб. і допов.- Київ: Вища освіта, 2009. – 800с.
2.Бухгалтерський облік у сільському господарствіУкраїни: Підручник для студентів вищих закладів/ В.Я.Плаксієнко,Л.М.Пісьмаченко, Є.І.Рябий. К.: Центр навчальної літератури, 2008.-492с.
3. Закон «Документы о вексельном обращении» //Спецвыпуск.-2000.-№8.
4. Закон «О бухгалтерськом учете и финансовойотчетносте в Украине» // Все о бухгалтерском учете – 2006 г.- № 11. – с.3.
5. Закон «О госбюджете 2007» // Все о бухгалтерскомучете, К, 2007.-№4 (1281) от 15.01.2007
6. Обзор налового и бухгалтерського законодательства// Все о бухгалтерском учете. Киев, 2005.-№ 19 (24 февраля).-с.2-3.
7. Положення (стандарти) бухгалтерського обліку/Навчальний посібник: Х., 2004 р.- с.351.
8. Положення о ведені касових операцій у національнійвалюті в Укораїні // Баланс. Всеукраинский бухгалтерский еженедельник.- 2005.-№37.-с.25-39.
9. Про затвердження інструкції про безготівковірозрахунки в Україні в національній валюті. Постанова від 29 березня 2001 року№ 135 //Бухгалтерія в сільському господарстві.-2004. — № 14. с.27-46.
10.Нашкерська Г.В.Фінансовий облік: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009 р. – 503 с.
11. Огійчук М.Ф.Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах: Підручник. — 2-гевид., перероб. і допов. / М.Ф. Огійчук, В.Я. Плаксієнко, Л.Г. Панченко та ін.;За ред. ироф. М.Ф. Огійчука. — К.: Вища освіта, 2006. — 849 с.
12. Сопко В.В.Бухгалтерський облік: фінансовий та внутрішньогосподарський – навч. посібник.К. Фенікс, 2003. — 468 с.
13. Ткаченко И.М. Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях Украины.Учебник: длястуд. высш. учеб. завед. экон. спец. — 7-е изд. дополн. и перераб. — К.: А.С.К., 2004. — 864 с.