Анализ деятельности муниципального образования "Иркутский район"

Содержание
Введение
Раздел 1. Характеристика Иркутского района
1.1 Характеристика Иркутского района
1.2 Анализ Иркутского района
1.3 Миссия и цели Иркутского района
Раздел 2. Стратегический анализ иркутского района
2.1 Анализ внешней среды Иркутского района
2.2 SWOT-анализсоциально-экономического развития Иркутского района
2.3 Анализ перспектив развитияИркутского района
Раздел 3. Разработка управленческих решений по эффективнойорганизации местного самоуправления в Иркутском районе
3.1 Разработка организационной структуры и штатногорасписания администрации Иркутского района
3.2 Предложения по оптимальному разграничению полномочиймежду поселениями и Иркутским районом
3.3 Предложения по оптимальному межмуниципальномусотрудничеству
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня оптимальное развитиетерриторий немыслимо без максимального использования всех ресурсов ивозможностей, без создания инвестиционных программ и проектов, которые повлекутза собой развитие производства, создание нового бизнеса, увеличение рабочихмест; послужат достойным импульсом для развития всего района.
В современных условияхпродолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмыслениесущности управления социально-экономическим развитием. При определениистратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорийприходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, егоинтересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местногосамоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется ихактивное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеровс органами государственной власти.
Иркутский район обладаетсерьезным социально-экономическим потенциалом. В этой связи необходимо наиболееэффективно использовать имеющейся ресурсы для его эффективной реализации.
Эти факты обуславливаютактуальность темы данной курсовой работы. В этой связи целью работы являетсякомплексный анализ Иркутского района, и оценка его стратегического развития, вкомплекте с анализом сильных слабых сторон и наиболее эффективного управленияданной территорией.
Работа имеет традиционнуюструктуру и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Раздел 1. Характеристика Иркутского района1.1 Характеристика Иркутского района
Иркутский район расположен вюго-восточной части Иркутской области. Общая протяженность с севера на юг, сзапада на восток до 130 км. Общая площадь территории 1132,4 тыс. га. На западетерритория прилегает к акватории оз. Байкал. Основной водной артерией являетсяр. Ангара. Климат резко континентальный. Общая площадь территории, находящейсяв ведении муниципального образования 1132,4 тыс. га. Население района — 59,8тыс. чел, в том числе городское — 10,6 (17,7%), сельское — 49,2 (82,3%).
В состав территории Иркутскогорайонного муниципального образования входят территории следующих муниципальныхобразований:
Голоустненское муниципальноеобразование;
Гороховское муниципальноеобразование;
Дзержинское муниципальноеобразование;
Карлукское муниципальноеобразование;
Максимовское муниципальноеобразование;
Мамонское муниципальноеобразование;
Молодежное муниципальноеобразование;
Никольское муниципальноеобразование;
Оекское муниципальноеобразование;
Ревякинское муниципальноеобразование;
Смоленское муниципальноеобразование;
Сосновоборское муниципальноеобразование;
Уриковское муниципальноеобразование;
Усть-Балейское муниципальное образование;
Усть-Кудинское муниципальноеобразование;
Ушаковское муниципальноеобразование;
Хомутовское муниципальноеобразование;
Ширяевское муниципальноеобразование;
Большереченское муниципальноеобразование;
Листвянское муниципальноеобразование;
Марковское муниципальноеобразование.
Иркутский район — один изстарейших в области. История его возникновения связана с первым упоминаниемИркутской провинции в административных документах начала восемнадцатого века,когда по Указу Петра 1 Cибирская губерния была разделена на 5 провинций, однойиз которых стала Иркутская.
Сегодня на территории районапроживают 68615 человек — представители 60 национальностей.
В Иркутском районноммуниципальном образовании 84 населённых пункта. Административно районподразделяется на 21 муниципальное образование. Общая площадь территории 1132,4тыс. га.
В районе 19 сельхозпредприятий. Личныхподсобных хозяйств — 15730. Крестьянских фермерских хозяйств — 160. Принятапрограмма развития личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств на2007-2010гг., которой предусмотрена инвестиционная поддержка из районного иобластного бюджетов, а так же льготное кредитование. Запланированостроительство животноводческих помещений и жилья. Планируется увеличениепоголовья КРС на 108%, свиней на 105%, овец и коз на 110%.
Муниципальная системаобразования района включает 82 учреждения общего и дополнительного образования,в том числе 51 общеобразовательную школу,28 дошкольных учреждений, 1 вечернююшколу, 3 учреждения дополнительного образования. В школах района обучаются 8908чел. — 7334 учащихся и 1574 дошкольников. Все школы оборудованы компьютернымиклассами. Определены площадки под реконструкцию средней школы в селе Хомутовона 500 мест и строительство новой средней школы в посёлке Молодёжный на 750мест. Утверждена муниципальная целевая Программа «Экологическоеобразование школьников на 2007 — 2010 гг.» Действует положение о стипендиимэра района для одарённых детей.
Система здравоохранения весьмаразвита в Иркутском районе. Центральная районная больница и поликлиникаоснащены всем необходимым оборудованием.
ЦРБ Иркутского района — это:
Более 5 тысяч больных за год,прошедших стационарное лечение.
Более 13 тысяч выездов бригадскорой помощи.
Более 380 тысяч амбулаторныхпосещений.
Более 35 тысячэлектрокардиологических исследований.
Увеличилось в течение трехпоследних лет количество аптечных пунктов по розничной продаже медикаментов наФАПах с 34 до 44. План 2010 г. — 50 пунктов. Заключен договор на разработкупроектно-сметной документации на строительство нового здания Центральнойрайонной больницы на территории Иркутского района.
Развитие спорта в Иркутскомрайоне
Заключено соглашение с Союзомбиатлонистов России о строительстве биатлонно-лыжного комплекса и о совместномсотрудничестве по развитию биатлона в Прибайкалье.
В районе 89 учреждений культуры:45 учреждений клубного типа, 25 массовых библиотек, 6 детских музыкальных школ,2 музея.
В учреждениях культуры 137коллективов самодеятельного художественного творчества.
Развитие района на основеинновационного пути:
Развитие туристско-рекреационнойзоны мирового уровня.
Увеличение строительства жильядо 100 тыс. кв. м. в год.
Создание предприятий по глубокойпереработке древесины.
Создание предприятий попроизводству строительных материалов.
В агропромышленном комплексереализация программы, направленной на развитие кормопроизводства, производствамяса, молока, овощей с последующей переработкой.
Реализация этих проектовпозволит создать более 10 тысяч рабочих мест, увеличит доходную часть бюджета в3 раза, повысит жизненный уровень населения.1.2 Анализ Иркутского района
Современное состояниеэкономического и социального развития района определяется в значительной мереобщими тенденциями, характерными как для Иркутской области, так и для России вцелом.
В результате проводимыхсоциально-экономических реформ в Российской Федерации большинствосельскохозяйственных предприятий оказались в ситуации, качественно отличающейсяот той, что формировала их развитие в дореформенный период. В отличие от многихпромышленных городов и районов, отраслевая специализация экономической базыпозволила Иркутскому району относительно безболезненно пройти кризисный период.
Процесс приватизации базовыхпредприятий района, который для большинства российских МО проходил крайнеболезненно, для Иркутского района не сопровождался масштабными спадамипроизводства, массовой безработицей и другими явлениями, характерными длямногих российских городов в этот период.
На данный момент проблемыперехода к рыночным условиям в районе уже в основном решены, и передмуниципалитетами стоит задача определить направления развития на перспективу. Новаямодель развития должна позволить району найти свою нишу в рыночномэкономическом пространстве региона.
В среднесрочной перспективерайон будет оставаться туристическим и сельскохозяйственным узлом, сселитебными зонами, в котором все муниципальные инфраструктуры будутразвиваться в направлении улучшения условий удовлетворения текущих потребностейжителей района.
Второй блок функций — рекреационно-оздоровительные и культурно-развлекательные услуги. Развитие этогоблока позволит привлечь в район творческие индустрии (промышленный и иные видыдизайна, выставочное, музейное дело и др.).
Третий блок функций связан срасширением позиции на строительном рынке региона по направлениям развитияресурсной (предложение стройматериалов, выделение площадей под застройку) исобственной строительной базы.
/>Уровень жизни.
Инфляционные процессы,сокращение доходов населения и девальвация национальной валюты уже отразилисьна розничной торговле. Снижение темпов роста потребления населением товаров иуслуг происходило под влиянием снижения динамики реальных располагаемыхденежных доходов населения и реальной заработной платы, а также продолжающегосясокращения объемов потребительского кредита.
Величина среднедушевогоденежного дохода в районе за 2009 год возросла на 18,9% по сравнению с 2008годом и составила 12 985,8 руб. По уровню среднедушевых доходов район находилсяна пятом месте среди муниципальных образований Иркутской области.
Уже в первом квартале 2010 годафонд оплаты труда в целом на предприятиях района снизился на 86,6 млн. руб. исоставил 90,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Доля населения с денежнымидоходами ниже прожиточного минимума за последний год снизилась на 2% исоставила в 2008 году 19% общей численности жителей.
Количество пенсионеров на 01.01.2010г. -15 840 человек. Размер средней пенсии на 1 января 2010 года по районуувеличился на 24,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года исоставляет — 6 647 рублей, что на 32,9% выше прожиточного минимума дляпенсионеров установленного за IV квартал 2008 года.
С середины 2008 года экономикарайона развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийсяфинансово-экономический кризис усилил негативное влияние на экономическоеразвитие территории.
Темпы роста экономическихпоказателей в последнем квартале прошлого года существенно замедлились, однаков целом за год их положительная динамика сохранилась.
Основу экономическогоблагополучия района во многом определяет уровень сельскохозяйственногопроизводства.
Однако, не смотря наположительную динамику объема отгруженной продукции, произошло снижение выручкиот реализации продукции, работ, услуг на 21%.
Отрицательная динамика данныхпоказателей является следствием негативных тенденций, вызванных последствиямифинансового кризиса, в том числе ухудшением условий кредитования, девальвациирубля, повышения стоимости импортной продукции.
Малое предпринимательство.
Важную роль в формированииэкономики района играет малое предпринимательство.
Таблица 1.1
Основные показатели развитиямалого бизнеса Иркутского районаПоказатели 2007 2008 2009 Количество малых предприятий — всего 314 320 223 В том числе: — промышленность 6 3 5 — строительство 34 39 17 — торговля и общественное питание 74 136 90 — сельское хозяйство 87 103 33 Среднесписочная численность работающих, чел. — всего 2624 3221 2721 Объем произведенной продукции, млн. руб. 5136,6 4110,9 1290,7 Выручка от реализации, млн. руб. 659,79 4110,9 3290,7 Фонд оплаты труда, млн. руб 185,7 265,2 325
 
В сфере малого бизнеса на 1января 2010 года было занято 2721 чел., что составляет 14,4% всего населения,занятого в отраслях народного хозяйства.
Антикризисные мероприятияпроводимые в муниципальном районе корреспондируются с Программой антикризисныхмер Правительства РФ за 2009 год.
В целях обеспечениясогласованных действий органов местного самоуправления, органов исполнительнойвласти, организаций, политических партий, для снижения воздействия кризиса,создана антикризисная рабочая группа, которая осуществляет деятельность помониторингу ситуации и подготовке предложений по предотвращению кризисныхявлений, разработан и реализуется план антикризисных мероприятий.
По состоянию на 01.06.2010проведено 19 заседаний антикризисной рабочей группы, рассмотрено более 40вопросов, в том числе заслушано 27 руководителей предприятий и организацийрайона по вопросам выплаты заработной платы, снижения объемов производства,сокращения штата или численности работников организаций, скрытой безработицы идр.
Усиление социальной защиты,сохранение и создание рабочих мест в центре внимания рабочей группы.
Программой дополнительных мер поснижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 годпредусмотрено финансирование следующих мероприятий, на которые в районе будетвыделено всего 39765,8 тыс. руб.:
на опережающее профессиональноеобучение работников в случае угрозы массового увольнения (установлениенеполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставлениеотпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождениюработников) — 10663 тыс. чел.
на организацию общественных работ,временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работыбезработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускниковобразовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массовогоувольнения — 17932,8 тыс. руб. + 9779,5 тыс. руб.
на оказание адресной поддержкигражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещениярабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевыхпрограмм и инвестиционных проектов — 755,5 тыс. чел. .
на содействие развитию малогопредпринимательства и самозанятости безработных граждан — 635 тыс. чел.
В рамках Программы ОГУ Центрзанятости населения подписаны договоры с 4 организациями, в которых проводитсяопережающее профессиональное обучение на 167 человек на сумму 533,6 тыс. рублей(план — 1081).
В рамках выполнения Планаантикризисных мероприятий, принятого антикризисной рабочей группой:
Проводится мониторинг ситуациипо влиянию финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферуИркутского района, в том числе увольнения работников в связи с сокращениемчисленности или штата работников, а также неполной занятости работниковорганизаций.1.3 Миссия и цели Иркутского района
Миссия:
Повышение уровня и улучшение качестважизни каждого жителя Иркутского района на основе устойчивогосоциально-экономического развития.
Стратегические цели:
Развитие агропромышленного комплексарайона на основе его модернизации и создания новых отраслей производства:
увеличение занятости сельского населения,рост доходов, улучшение условий труда и качества жизни сельских жителей наоснове устойчивого экономического роста и повышения эффективностиагропромышленного комплекса.
Развитие промышленного сектора экономикирайона:
диверсификация экономики района за счетускоренного развития промышленных отраслей с целью рационального размещенияпроизводительных сил и оптимального использования территориальных, сырьевых,энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, создание значительногоколичества новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Развитие индустрии отдыха, оздоровления итуризма:
создание на территории района новойвысокоэффективной и конкурентоспособной отрасли экономики, обеспечивающейдополнительные доходы бюджету, занятость населения и предоставляющей широкиевозможности для организованного отдыха жителей района.
Обеспечение бюджетной самодостаточностирайона:
превращение бюджета района в надежныйсамодостаточный инструмент реализации потребностей населения в получении медицинских,образовательных, культурно — досуговых, социальных и других услуг, определяющихкачество жизни.
Создание благоприятной средыжизнедеятельности для повышения уровня и улучшения качества жизни людей,духовно-нравственного воспитания, развития человеческого потенциала:
создание комфортной среды проживаниянаселения, обеспечивающей достойный образ жизни и активное долголетие.
Реализация основных стратегических целейобеспечит:
населению:
рост занятости и повышение уровня реальныхдоходов;
повышение качества жизни и доступностисоциальных услуг; обеспечение социальных гарантий и социальной защиты; снижениеуровня преступности.
бизнесу:
предсказуемость и стабильность для ведениябизнеса;
увеличение доходов от производственной ипредпринимательской деятельности;
рост возможностей для развития бизнеса;
благоприятный инвестиционный климат;
высокий уровень развития производственнойинфраструктуры.
органамвласти:
политическую и социальную стабильность вобществе;
высокий уровень развития экономическогопотенциала района;
рост доходов бюджета за счет увеличенияналоговой базы;
развитие социальной инфраструктуры;
улучшение экологической обстановки.
В промышленности планируетсясохранение существующей структуры отраслей промышленности и темповэкономического роста, поддержка малого и среднего бизнеса, занятого в сферепромышленного производства.
В сельскохозяйственномпроизводстве — укрепление материально-технической базы крупныхсельхозтоваропроизводителей, поддержка и развитие фермерского хозяйства,развитие кооперации, развитие личных подсобных хозяйств в населенных пунктахрайона.
В сфере освоения инвестицийвозможен рост, прежде всего в строительстве объектов социальной сферы, объектовпроизводственного назначения (складских помещений, производственных баз и т.п.).
Также, с учетом тенденций вразвитии района, сложившихся в 2006-2009 годах, возможен рост объемовстроительства жилья на территории района за счет средств населения и бюджета,обустройство инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализацияинвестиционных проектов по организации дальнейшего развития энергетической,пищевой и других отраслей промышленности.
В результате прогнозируетсяувеличение численности населения на 3%, дальнейшее увеличение долипромышленного производства в общем объеме производимой продукции в районе,активное развитие сферы общественного питания, бытовых услуг, розничноготоварооборота.
Раздел 2. Стратегический анализ иркутского района2.1 Анализ внешней среды Иркутского района
Реализация стратегических целей развитиярайона сопряжена с рядом внешних факторов:
В области экономической политики:
перевооружение агропромышленного комплексарайона на новой современной технической и технологической основе;
создание условий для устойчивого развитиядействующих сельскохозяйственных предприятий и хозяйств;
привлечение в сельскохозяйственную отрасльрайона крупных компаний и крупных инвесторов;
создание новых высокотехнологичныхагропромышленных предприятий;
восстановление и расширение традиционныхдля района отраслей сельскохозяйственного производства: плодо- и овощеводства,земледелия закрытого грунта, а также развитие подотраслей, ориентированных набиоэнергетику;
внедрение международных стандартовкачества производимой сельскохозяйственной продукции и продуктов еепереработки, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий;
развитие сектора переработкисельскохозяйственной продукции путем реализации прогрессивных инвестиционныхпроектов;
развитие малых форм хозяйствования;
развитие инфраструктурной сетизаготовительных, снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов,кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции и потребительскомукредитованию;
создание инфраструктурыземельно-ипотечного кредитования;
развитие рыночной инфраструктурыагропромышленного комплекса района для удовлетворения потребностей в продукциисельскохозяйственного производства и продуктах питания населения района иблизлежащих территорий;
совершенствование научного обеспеченияагропромышленного комплекса, развитие структур научно-инновационнойдеятельности;
превращение агропромышленного комплекса ввысокорентабельный сектор экономики.
строительство новых энергоблоков попроизводству электроэнергии;
развитие стройиндустрии путем созданияновых строительных организаций и предприятий по производству строительныхматериалов;
строительство вдоль автодорог предприятийпридорожного сервиса;
обеспечение эффективного использования ивовлечение в экономику района имеющихся природно-рекреационных ресурсов;
создание условий для развития внутреннегои внешнего туризма;
развитие материальной базы туризма путемпривлечения инвестиций для строительства туристических объектов;
создание с помощью туризма, в том числеделового, инвестиционно-привлекательного имиджа района, позиционирование районана краевом и российском уровне;
вхождение района в туристическую сетьобласти;
развитие предпринимательства в сферетуризма, в том числе малого и среднего бизнеса;
развитие гостиничного бизнеса;
создание туристско-рекреационных зон и зонотдыха;
расширение возможностей для населениярайона в организации отдыха, в том числе семейного;
создание новых источников доходов иобеспечение занятости населения.
В области бюджетной политики:
обеспечение динамичного развития экономикирайона;
привлечение значительных объемовинвестиций в экономику и социальную сферу;
увеличение налоговой базы бюджета за счет:
стабильного роста фонда оплаты труда наоснове повышения заработной платы и численности работающих путем создания новыхрабочих мест;
увеличения стоимости имуществаорганизаций, обусловленной строительством новых предприятий, обновлением имодернизацией основных фондов;
развития предпринимательства и малогобизнеса;
увеличения количества прибыльныхпредприятий, в том числе в агропромышленном комплексе;
создания и развития новых отраслейэкономики;
обеспечение рационального и эффективногоиспользования муниципальной собственности;
минимизация и оптимизация бюджетныхрасходов;
увеличение социальной и инвестиционнойсоставляющих бюджета.
В области социальной политики:
повышение уровня обеспеченности населениядоступным и благоустроенным жильем за счет его строительства и развитияипотечного кредитования;
введение в сельской местности городскихстандартов качества жилья;
повышение качества жилищно-коммунальныхуслуг;
ускорение темпов водоснабжения иблагоустройства населенных пунктов;
обеспечение максимального удовлетворенияпотребностей населения в товарах, бытовых и платных услугах;
формирование новой общественнойполитики отношения к здоровью, развитие общественного движения за здоровыйобраз жизни;
реализация национального проектав сфере здравоохранения;
совершенствование оказания первичноймедико-санитарной помощи, в том числе в условиях стационара и амбулаторно-поликлиническихучреждений;
введение адекватных механизмовмотивации его деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения;
реструктуризация системыпредоставления медицинской помощи, развитие стационарозамещающих технологий (дневнойстационар, стационар на дому);
внедрение системы стандартизациив медицине на принципах доказательной медицины, системы управления качеством вздравоохранении района;
внедрение инновационных форм вработе по пропаганде и формированию здорового образа жизни;
снижение и предотвращение случаевзаболеваемости, инвалидности и смертности населения от предотвратимых причин.
развитие дошкольной и школьнойобразовательной сети, обеспечивающей воспитание всесторонне развитого человека;
развитие сети учреждений культуры,библиотек, физкультурно-оздоровительных объектов, максимально доступныхнаселению по месту жительства, создание условий для здорового образа жизни;
повышение духовно-нравственного потенциаланаселения, создание условий и обеспечение приоритетного развития нравственноговоспитания, массовое приобщение населения к культурным и духовным ценностям;
обеспечение социальных гарантий исоциальной защиты населения;
создание эффективной системыпротиводействия преступности и обеспечение общественной безопасности населения;
обеспечение максимальной занятостинаселения, особенно женщин и молодежи;
создание условий для опережающего ростадоходов населения в сравнении с ростом прожиточного минимума;
обеспечение экологической безопасности издоровой окружающей среды2.2 SWOT-анализ социально-экономическогоразвития Иркутского районаФакторы Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) Географичес-кое положение
1. Расположение района на юго-востоке Иркутской области, является достаточно густонаселенным районом
2. Близость к областному центру.
3. Близость и транспортная связь с экономически развитыми районами городом Иркутском, Шелехово и г. Ангарском.
4. Прохождение через район транспортных коридоров, связывающих регионы страны — автомагистраль м95, Александровский тракт и др.
5. Относительная близость и транспортная связь с аэропортом города Иркутска
1. Нахождение в зоне рискованного земледелия с полузасушливым климатом.
2. Высокий износ транзитных водоводов, требующий частых земляных работ при проведении ремонтов. Природные ресурсы
1. Наличие больших площадей плодородных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства.
2. Наличие минерально-сырьевых ресурсов, пригодных для производства кирпича.
3. Рекреационный потенциал для организации отдыха и туристско-рекреационной деятельности: оз. Байкал
4. Возможность создания в районе туристско-рекреационных зон и развития индустрии туризма.
1. Недостаток влаги и отсутствие необходимых водных ресурсов для орошения земель, низкий процент орошаемых земель.
2. Высокая степень распаханности земель.
3. Слабое и малоэффективное освоение запасов сырьевых ресурсов.
4. Не используются для организации туризма и отдыха природно-рекреационные и другие ресурсы района из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, кадров и опыта организации такой деятельности.
5. Экологические проблемы в связи деятельностью промышленных предприятий района. Население
1. Один из крупных по численности населения районов Иркутской области.
2. Сохраняется устойчивая тенденция к увеличению миграционного притока населения.
3. Достаточно высокий образовательный и культурный уровень населения.
1. Ежегодное сокращение численности населения.
2. Низкая продолжительность жизни — 65 лет, ниже, чем в среднем по краю.
3. Естественная убыль, смертность превышает рождаемость в 1,4 раза.
4. Старение населения: уменьшение числа жителей моложе трудоспособного возраста и увеличение количества населения пенсионного возраста.
5. Высокий уровень смертности и инвалидности среди населения трудоспособного возраста. Агропромыш-ленный комплекс
 Наличие плодородных земель и теплого климата, способствующих интенсивному развитию сельскохозяйственного производства.
Избыток трудовых ресурсов.
Начало внедрения в сельхозпредприятиях почвосберегающих и малозатратных технологий, агроландшафтной системы земледелия.
Возможность подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на базе ИГСХА, внедрения достижений науки и прогрессивных технологий
Возможность создания в районе единого агропромышленного кластера или агротехнопарка.
Благоприятные природно-климатические условия пля производства практически всех важнейших видов сельскохозяйственной продукции.
Сложилась система поддержки отрасли, реализуемая по областным и ведомственным целевым программам.
1. Сокращение числа занятых в сельхозпроизводстве, проблемы с трудоустройством
2. Недостаточно эффективное использование сельскохозяйственных угодий. Истощение плодородия почв
3. Сокращение площадей орошаемого земледелия.
4. Не преодолен кризис в развитии отрасли крупнорогатого животноводства.
5. Не восстановлены отрасли овощеводства открытого и закрытого грунта, плодоводства.
6. Наличие неиспользуемых производственных мощностей (животноводческие фермы).
7. Свыше 70% физически и морально устаревшей сельскохозяйственной техники и оборудования
8. Отсутствие у большинства сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств финансовых возможностей для ускоренного обновления техники и модернизации производства
9. Технологическая отсталость хозяйств. Не равномерность развития сельхозпредприятий.
10. Производство дорогой, неконкурентоспособной продукции
11. Нехватка мощностей у предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции
12. Не налажена система реализации и сбыта продукции.
13. Незначительные объемы производимой сельхозпродукции реализуемой внутри района.
14. Отсутствие кооперации среди сельхозпроизводителей и вертикально интегрированных структур.
15. Отсутствие системы инновационной деятельности и научного обеспечения в агропромышленном комплексе района, информационно-консалтинговых структур.
16. Неурегулированность земельных отношений.
17. Отсутствие стабильных и взаимовыгодных хозяйственных связей между субъектами агропродовольственного рынка. Промышлен-ность 1. Наличие минеральных ресурсов, пригодных для производства строительных материалов.
1. Исторически сложившаяся сельскохозяйственная направленность экономики района.
2. Отсутствие крупных промышленных предприятий.
3. Недостаток крупных предприятий по производству строительных материалов.
4. Недостаток земель для развития промышленности (1% от территории района) и сложность перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли поселений и промышленного назначения.
7. Отсутствие градостроительных планов и планов застройки территорий в районе и в поселениях.
8. Отсутствие инвестиционных площадок с подготовленной инженерной инфраструктурой.
9. Недостаток квалифицированных кадров для промышленного комплекса и стройиндустрии. Транспорт и связь
1. Развитая сеть автомобильных дорог федерального, областного и местного значения.
З. Возможность развития предприятий придорожного сервиса.
4. Модернизация и расширение услуг связи и телекоммуникаций.
5. Систематическое размещение на официальном портале органов местного самоуправления информации о социально-экономическом и культурном развитии района, инвестиционном потенциале, позволяет обеспечить доступ граждан к полезной информации о деятельности органов власти, а также возможность обратной связи с ними через общественную приемную портала. Функционирование официального портала позволило войти в оластную и общероссийскую информационные системы органов государственной власти и местного самоуправления.
1. Отсутствие крупных автотранспортных предприятий.
2. Слабая освоенность придорожных территорий краевых автомагистралей.
3. Неразвитость придорожного сервиса, в том числе для транзитных пассажиров, грузов.
4. Отсутствие воздушного транспорта.
5. Недостаточно развитая сеть связи, телекоммуникаций и информационных технологий в сельской местности. Предпринима-тельство и малый бизнес
1. Благоприятный деловой климат для развития предпринимательства и бизнеса, способствующий значительному ежегодному росту числа субъектов малого бизнеса, увеличению его оборота и вклада в экономику района.
2. Наличие инфраструктур поддержки малого и среднего бизнеса.
3. Административная и финансовая поддержка предпринимательства со стороны органов власти района, принятие среднесрочных муниципальных программ развития малого бизнеса.
4. Возможность для обеспечения трудовой занятости значительной части населения района, в том числе в сельской местности.
1. Незначительное число малых предприятий, ориентированных на оказание бытовых и других услуг населению в сельской местности.
2. Отсутствие субъектов малого бизнеса, производящих сувенирную продукцию и оказывающих туристические услуги.
3. Отсутствие районного залогового фонда для субъектов малого бизнеса.
5. Отсутствие кооперации среди предпринимателей и малых предприятий для развития своего бизнеса.
6. Отсутствие кредитных кооперативов во всех населенных пунктах. Инвестиции
1. Инвестиционно привлекательное расположение района.
2. Высокая обеспеченность энергоресурсами (электроэнергия, вода), развитая сеть коммуникаций.
3. Транспортная доступность к другим регионам, аэропорту.
4. Наличие плодородных земель, природных ресурсов, привлекательных для инвестиционных вложений в развитие промышленности, агропромышленного комплекса, туризма.
5. Наличие ресурсов для производства тепловой и электроэнергии (тепло энергоустановки на базе промышленных предприятий).
6. Избыток трудовых ресурсов.
7. Избыток кредитных ресурсов.
8. Отсутствие жесткой конкуренции.
9. Благоприятный инвестиционный климат и административная поддержка инвесторов.
10. Наличие, в том числе в муниципальной собственности, участков, пригодных для инвестиций, промышленной, деловой и жилой застройки.
11. Разработка схемы территориального развития района и генеральных планов поселений.
1. Необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель.
2. Отсутствие полностью сформированных инвестиционных площадок для предложения потенциальным инвесторам.
3. Необходимость прокладки дополнительных коммуникаций к промышленной зоне.
4. Отсутствие практики привлечения иностранных инвесторов. Бюджет
1. Многолетняя отработанная система работы администрации района по максимальному получению бюджетных доходов.
2. Постоянно растущий налоговый потенциал.
3. Большие резервы по увеличению налоговых поступлений за счет:
роста заработной платы и создания значительного количества новых рабочих мест;
увеличения стоимости имущества организаций путем строительства новых предприятий и технического перевооружения и обновления основных фондов действующих предприятий;
строительства новых предприятий и технического перевооружения и обновления основных фондов действующих предприятий;
увеличения количества рентабельных сельскохозяйственных предприятий и массы прибыли в связи с модернизацией сельскохозяйственного производства и внедрения малозатратных технологий;
развития малого и среднего бизнеса.
4. Возможность сокращения бюджетных расходов за счет преобразования отдельных бюджетных учреждений в некоммерческие организации и привлечения других организаций к оказанию услуг, финансируемых из бюджета.
5. Возможность обеспечить полную бюджетную самодостаточность за
счет собственных доходов консолидированного бюджета района развития малого и среднего бизнеса.
1. Значительная дифференциация поселений по уровню социально-экономического развития и получению собственных бюджетных доходов.
2. Моноструктура экономики в сельской местности.
3. Отсутствие системы экономических стимулов для повышения заинтересованности поселений в увеличении получения собственных бюджетных доходов. Уровень и качество жизни населения
Финансирование социальной сферы
Значительный ежегодный рост бюджетных расходов социальной направленности — на образование, медицину, физкультуру и спорт, благоустройство и обустройство населенных пунктов.
2. Возможность получения и направления сверхплановых доходов районного бюджета на развитие социальной сферы.
Финансирование социальной сферы
1. Недостаточный уровень бюджетного финансирования образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Уровень доходов и занятость населения
Создание новых предприятий и рабочих мест с достойной заработной платой и условиями труда для увеличения трудовой занятости.
Один из самых высоких в области уровней заработной платы и темпов ее роста. Ежегодное повышение возможностей населения к накоплению денежных средств.
Ежегодное сокращение числа жителей с доходами ниже прожиточного минимума.
Низкий уровень регистрируемой безработицы.
Уровень доходов населения
Высокая стоимость жизни, особенно плата за жилье и услуги ЖКХ, в связи с изношенностью и затратностью его инженерной инфраструктуры.
2. Значительная дифференциация в уровне оплаты труда между отраслями экономики, а также между минимальным и максимальным уровнем заработной платы.
3. Отсутствие достаточного количества рабочих мест, особенно в сельской местности, главным образом для женщин и молодежи.
4. Большая доля трудоспособного населения, вынуждена заниматься личным подсобным хозяйством и работать за пределами района.
Сфера услуг
1. Увеличение розничного товарооборота за счет привлечения в район крупных торговых компаний.
Сфера услуг
1. Ниже среднеобластные показатели в расчете на 1 жителя: оборот розничной торговли, объем платных услуг, объем бытовых услуг,
2. В большинстве населенных пунктов отсутствуют предприятия бытового обслуживания, магазины по продаже промышленных и хозяйственных товаров, строительных материалов и бытовой техники.
Здравоохранение и продолжительность жизни
1. Увеличение сети медучреждений за счет строительства и ремонта помещений медицинских пунктов.
2. Оснащенность центральной районной больницы современным оборудованием.
Здравоохранение и продолжительность жизни
1. Средняя продолжительность жизни у жителей района ниже, чем в среднем по области.
2. Низкая обеспеченность медицинских учреждений врачами, средним медицинским персоналом.
3. Рост первичной заболеваемости и инвалидности, особенно среди людей трудоспособного возраста.
Обеспеченность жильем
Возобновление практики строительства многоквартирных жилых домов и квартальной застройки одноэтажными домами.
Обеспеченность жильем
Низкая обеспеченность жильем. Очередь на жильё.
Улучшение водоснабжения и электроснабжения населенных пунктов.
Масштабное благоустройство и озеленение населенных пунктов. Наличие специализированной организации по благоустройству и вывозу твердых бытовых отходов.
 
Наличие семей, не имеющих собственного жилья.
Малые объемы строительства жилья. Прекращение строительства жилья для своих работников предприятиями и хозяйствами.
Отсутствие крупных специализированных организаций по строительству жилья и крупных инвесторов для организации комплексной застройки территорий.
Отсутствие достаточной практики решения проблем улучшения качества жизни населения на частно — государственной основе, привлечения к этому крупного частного капитала.
  Факторы Возможности (О) Угрозы (Т)
Демография
и социальные процессы
1. Принимаемые государством меры по улучшению демографической ситуации в стране.
2. Государственная поддержка социально незащищенных слоев населения.
3. Участие в приоритетных национальных проектах «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье».
4. Развитие института семейных врачей.
5. Близость кобластного центра, где жители района получают торговые, бытовые, образовательные, медицинские и другие услуги.
6. Развитие системы ипотечного кредитования.
1. Инфляция и рост тарифов на ЖКУ из-за увеличения цен на энергоресурсы, потребляемые населением.
2. Недоступность многих видов специализированной медицинской помощи в медицинских центрах и других учреждениях из-за ее высокой стоимости.
3. Ухудшение экологической обстановки из-за загрязнения окружающей среды. Агропромыш-ленный комплекс
Формирование производственной структуры АПК с учетом требований научно-обоснованных систем ведения сельского хозяйства.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции для обеспечения продуктами питания высокого качества и наиболее широкого ассортимента жителей Иркутского района, Иркутской области, а также экспорта продовольственных товаров за пределы области и Российской Федерации.
Сохранение почвенного плодородия на основе перехода к биологизированному земледелию, проведения комплекса агромелиоративных мероприятий.
Широкое применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, восполнение недостающих для интенсификации средств природными факторами плодородия.
Совершенствование научного обеспечения АПК, создание условий для внедрения инноваций; проведение научного обоснования технологий ведения ресурсосберегающего растениеводства и животноводства, соответствующей системы машин;
Масштабное и системное привлечение инвестиций в развитие животноводства и создание современных производств по максимальной переработке сельскохозяйственной продукции при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности АПК района.
Развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Реконструкция и восстановление обводнительно-оросительных систем.
Организация крупнотоннажного производства рыбы на базе имеющихся искусственных водоемов.
1. Усиление глобальной и межрегиональной конкуренции на агропродовольственном рынке, в том числе и в случае вступления России в ВТО.
2. Рост цен на энергоносители, усиление диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства.
3. Усугубление неблагоприятной рыночной ситуации для продукции животноводства.
4. Недостаточный объем средств господдержки из федерального бюджета.
5. Потеря почвенного плодородия, 60-70% урожая формируется за счет истощения почв.
6. Ускоряющиеся темпы деградации земель сельскохозяйственного назначения:
· высокая потенциальная опасность проявления ветряной и эрозии почв.
· процессы переувлажнения и заболачивания сельскохозяйственных угодий;
· уменьшилась общая площадь полезащитных лесных насаждений, значительно ухудшилось их состояние.
7. Ухудшение фитосанитарной обстановки, увеличение объемов применения ядохимикатов вследствие нарушения севооборотов.
8. Снижение урожайности стратегических культур — озимой пшеницы — в случае расширения их посевов.
9. Повышение специфических рисков аграрной сферы (влияние неблагоприятных погодных условий, перепроизводство отдельных видов продукции и связанное с ним снижение цен и т.д.), сокращение рабочих мест в случае углубления специализации на производстве зерновых и технических культур.
10. Усиление оттока квалифицированных кадров из аграрной сферы, старение рабочих кадров, обострение социальных проблем на селе.
11. Потеря контроля над ситуацией в животноводстве, 80% продукции которого (не считая птицеводства) сосредоточено в секторе малых форм хозяйствования. Местное самоуправле-ние 1. Реформа местного самоуправления. 1. Отсутствие твердо установленных долгосрочных нормативов распределения налоговых доходов между разными уровнями бюджетов.
В целом Иркутский район обладаеткомплексом конкурентных преимуществ, основными среди которых являются:
выгодное географическоеположение и развитая сеть транспортных коммуникаций;
благоприятные условия дляразвития агропромышленного комплекса;
избыточность трудовых ресурсов;
наличие энергетических мощностей.
2.3 Анализ перспектив развития Иркутского района
Основными перспективами развитияИркутского муниципального района являются следующие:
В сельском хозяйстве
Увеличение посевных площадей всельскохозяйственных предприятиях под кукурузу на зерно, зернобобовые, озимогорапса, кормовые культуры, овощебахчевые и плодовые культуры;
Доведение продуктивности однойкоровы до 3,5 тыс. литров, среднесуточного привеса молодняка КРС до 350 грамм,свиней до 480 грамм;
Доведение ежегодного валовогонадоя молока по всем категориям хозяйств до 27100 тонн;
Доведение производства мяса повсем категориям хозяйств до 28100 тонн в год;
Доведение производства яиц до32,0 млн. штук в год.
В производстве, розничнойторговле, сфере бытовых услуг и общественного питания
обеспечение ежегодного приростапроизводства продукции не менее 3-4%;
доведение к 2020 году ежегодногообъема инвестиций до 1300 млн. рублей;
увеличение ежегодных объемовстроительства жилья до 45 тыс. кв. м;
увеличение объемов розничноготоварооборота — в 2 раза;
увеличение оборота общественногопитания — в 2 раза.
В демографической ситуации:
увеличение численностипостоянного населения района до 63,2 тыс. человек;
увеличение продолжительностижизни не менее 70 лет;
рост реальных денежных доходов иреальной заработной платы не менее чем в 2 раза;
сокращение общего уровнябезработицы.
Иркутский район обладаетсерьезным интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом,имеет выгодное географическое положение, собственный научно-образовательныйкомплекс. Район имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основноеместо занимают:
Относительно низкая стоимостьэнергоресурсов.
Крупные запасы доступныхполезных ископаемых.
Мощный промышленный потенциал.
Значительные лесные ресурсы.
Наличие на территории областикрупных транспортных узлов.
Развитый научно-образовательныйкомплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.
Богатые водные ресурсы.
Уникальные рекреационные ресурсы.
Однако в то же время, существуютследующие ключевые проблемы развития Иркутского района:
Низкий уровеньпроизводительности труда.
Доминирующее положение крупных,экспортоориентированных предприятий, кризис моногородов.
Высокая энергоемкость экономикии социальной сферы, низкая энергоэффективность, наличие энергоизолированныхрайонов.
Низкая налоговая эффективностьорганизаций по ряду отраслей.
Низкий уровень развитияпредпринимательства.
Низкая инновационнаясоставляющая в производимой организациями области продукции (оказываемыхуслугах).
Высокий уровень износа инфраструктурыи жилищного фонда, отсутствие единой транспортной системы, нехватка современныхлогистических комплексов.
Неблагоприятная демографическаяситуация, отток квалифицированных кадров.
Низкое качество жизни, особеннов сельских территориях.
Неблагоприятная экологическаяобстановка в индустриальных районах региона.
Раздел 3. Разработка управленческих решений поэффективной организации местного самоуправления в Иркутском районе3.1 Разработка организационной структуры и штатногорасписания администрации Иркутского района
Администрация Иркутского района- исполнительный орган местного самоуправления является коллегиальнымисполнителем местного самоуправления. Осуществляет исполнительные ираспорядительные функции в соответствии с Уставом. Полномочия администрацииИркутского района определены Уставом.
Структура и состав администрацииопределяется на основе территориально-отраслевого принципа управления.
Администрацию Иркутскогомуниципального образования и представительный орган Иркутского районавозглавляет Глава района.
В состав администрацииИркутского района, как исполнительного органа входят: Глава Иркутскогорайонного муниципального образования, заместители главы администрации,управляющий делами администрации, руководители комитетов и управлений,начальники отделов, 13 сельских и 3 поселковых округа.
Структурные подразделенияадминистрации
Приемная
Канцелярия
Отдел по работе с территориями
Отдел кадров
Отдел по архитектуре иградостроительству
Управление ЖКХ, транспорта исвязи
Земельный отдел
Отдел КУМИ
Отдел сельского хозяйства
Юридический отдел
Комитет по финансам
Бухгалтерия
Территориальная избирательнаякомиссия
Комитет по экономике
ЗАГС
Управление образования
Архивный отдел
Отдел статистики
Управление по потребительскомурынку
Управление соц. защиты
Отдел по физ. культуре, спорту имолодежной политике
Отдел культуры
ЦРБ
Многофункциональный центр попредоставлению государственных и муниципальных услуг
Предложения по совершенствованиюорганизационной структуры администрации Иркутского района сводится к следующему:
организация Комитета постратегическому планированию Иркутского района.
наделение Комитетасоответствующими полномочиями, правами и обязанностями.
Предполагается, что даннаяорганизационная единица будет тесно взаимодействовать с остальными комитетами,управлениями и отделами администрации Иркутского района. В основном в рамкахпланирования дальнейшей их деятельности, согласования различных муниципальныхпрограмм развития той или иной сферы жизнедеятельности Иркутского района.
Предполагается, что штатКомитета будет составлять 5 человек, которые будут непосредственно заниматьсястратегическими разработками. Комитет будет возглавлять заместитель мера постратегическому планированию.3.2 Предложения по оптимальному разграничениюполномочий между поселениями и Иркутским районом
В статье 15 Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решатьсяна уровне муниципального района.
К ним, в первую очередь,относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечениепоселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек,осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальныхрайонов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территориирайона, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовыхи промышленных отходов. Иркутский район ответственен за организацию охраныобщественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.
В настоящее время Иркутскийрайон в большинстве случаев, является распорядителем бюджетов на всейтерритории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие врайон, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. Район также осуществляетвыравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в составмуниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
На сегодняшний деньпредставляется, что разграничение полномочий и бюджетирование органов местногосамоуправления не согласуется друг с другом. К поселениям отнесены самыезатратные функции, такие как: дороги, водопроводы, электро- и газоснабжение и т.д.Однако бюджетный процесс выстроен так, что муниципальные образованияпо-прежнему фактически финансируются по остаточному принципу. Кроме того,нечеткость формулировок и дублирование полномочий районов, поселений,региональной власти может привести к тому, что действия глав муниципальныхобразований можно подвести под нецелевое использование бюджетных средств.
На сегодняшний день — один изсамых серьезных моментов, на который стоит обратить внимание власти — вопроспередачи, регистрации имущества поселению.
Кроме того, предлагаетсяпередать Иркутскому району такие вопросы как:
содержание автомобильных дорог;
освещение автомобильных дорог;
содержание сферы ЖКХ.
Именно эти полномочия многиепоселения не могут эффективно осуществлять в силу того, что у них нетсоответствующего финансирования.3.3 Предложения по оптимальному межмуниципальномусотрудничеству
Актуальность рассмотрениявопроса о межмуниципальном взаимодействии, обусловлена тем обстоятельством, чтов настоящее время в рамках муниципальной реформы осуществляется поископтимальных путей организации местного самоуправления и определения форм деятельностиорганов местного самоуправления. Одной из таких форм и выступает сотрудничествомуниципальных образований, которое «является одним из способов решенияразличных задач местного и межтерриториального значения». В российскойпрактике местного самоуправления межмуниципальное сотрудничество развиваетсякак институционально, так и функционально. В этой связи изучение вопросов,связанных с определением понятия, сущностных признаков, форм межмуниципальногосотрудничества и оценка законодательства о межмуниципальном сотрудничествебудут способствовать выявлению оптимальных путей развития сотрудничествамуниципалитетов, а также делать его максимально результативным.
Предполагается, чтомежмуниципальное сотрудничество Иркутского района необходимо организовать стакими муниципальными образованиями, как город Иркутск, город Шелехов,Шелеховский район, Ангарский район, так как они наиболее близко расположеныдруг к другу.
Среди основных направлений егодеятельности: мониторинг федерального законодательства с точки зренияотслеживания интересов местного самоуправления; участие в федеральномзаконотворческом и законодательном процессах; организация взаимодействия сфедеральными органами государственной власти по вопросам представленияинтересов местного самоуправления; консультативно-методическое иорганизационное содействие деятельности советов муниципальных образованийсубъектов РФ, обеспечение их взаимодействия с органами государственной властисубъектов РФ; содействие созданию системы подготовки кадров для органовместного самоуправления и др.
В рамках такого объединенияможно наиболее эффективно решать следующие вопросы:
организация отдыха и туризма;
строительство объектовфизической культуры и спорта (спортивные центры, залы, бассейны и т.п.)
наиболее эффективноемеждугороднее транспортное сообщение
наиболее эффективная организацияутилизации мусора и твердых бытовых отходов;
Главное в рамках межмуниципальногосотрудничества для района в краткосрочной и в длительной перспективе — этоорганизовать управление территорией как ресурсной базой хозяйственнойдеятельности и жизнеобеспечения населения, обеспечить необходимую дляустойчивого развития самодостаточность поселений, создать условия дляэкономического и социального благополучия домашних хозяйств.
Заключение
Современное состояниеэкономического и социального развития района определяется в значительной мереобщими тенденциями, характерными как для Иркутской области, так и для России вцелом.
В результате проводимыхсоциально-экономических реформ в Российской Федерации большинствосельскохозяйственных предприятий оказались в ситуации, качественно отличающейсяот той, что формировала их развитие в дореформенный период. В отличие от многихпромышленных городов и районов, отраслевая специализация экономической базыпозволила Иркутскому району относительно безболезненно пройти кризисный период.
Иркутский район обладаетсерьезным социально-экономическим потенциалом. В этой связи необходимо наиболееэффективно использовать имеющейся ресурсы для его эффективной реализации.
Эти факты обуславливаютактуальность темы данной курсовой работы. В этой связи целью работы являетсякомплексный анализ Иркутского района, и оценка его стратегического развития, вкомплекте с анализом сильных слабых сторон и наиболее эффективного управленияданной территорией.
Список литературы
1. Аникин Б.А. Высший менеджмент дляруководителя. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Ахонова Г.К. Организацияуправленческого учета в сельскохозяйственных формированиях Республики КазахстанАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономическихнаук, Саратов, 2003.
3. Блинов А.О. Малоепредпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — 2-е изд.- М.: Ось-89, 2003.
4. Борисов Р.В. Организацияуправленческого учета на перерабатывающих предприятиях потребительскойкооперации Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатаэкономических наук, Волгоград, 2007.
5. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М,2003.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004.
7. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основыменеджмента. М.: ИНФРА-М, 2008.
8. Герчикова Р.С. Менеджмент. М.: ЮНИТИ,2004.
9. Глущенко Е.В. Теория управления. М.:Вестник, 2009.
10. Гончаров В.В. В поискахсовершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Опытлучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. — М.: «Сувенир»,2007.
11. Зудина Л.Н. Организацияуправленческого труда. М.: ИНФРА-М, 2009.
12. Комаров В. Малый фундаментбольшой экономики. // Экономика и жизнь. 2003,7.
13. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основыменеджмента. СПб.: ОЛБИС, 2007.
14. Кунц Г., О Доннел С. Управление:системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М.: Прогресс, 2003.
15. Менеджмент организации / Под ред.З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА-М, 2007.
16. Менеджмент. Итоговая аттестация/ Под ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2004.
18. Мескон М.Х., Альберт М., ХедоуриФ. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2008.
19. www.irkraion.ru
20. www.irkobl.ru
21. irkutsk85.ru