Анализ доходов от торговли

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1. Сущность, виды доходов вторговле и их формирование. 4
2. Экономическое обоснование надбавок в торговле. 13
3. Анализ и оценка доходовторгового предприятия. 16
4. Обоснование суммы доходов отпродаж и уровня доходности. 22
5. Основные мероприятяи иуправленческие решения по увеличениюдоходов и повышению доходности. 25
Заключение. 29
Списоклитературы… 31
ВВЕДЕНИЕ
Торговое предприятие — основное звено сферы обращения,обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющеепродвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажии реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей,представленных на рынке.
Главной целью современного этапа экономическихпреобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условийдля эффективной работы торговых предприятий, что требует кардинальногоулучшения работы самих предприятий в условиях рынка.
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономикиподчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полнуюматериальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственнойдеятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизацииприбыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы,приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночныхотношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельностикаждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовойосновой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия ипокрытия его расходов.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы, выбраннойдля данной работы.
Объектом исследования является Павловское райпо — торговоепредприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере торговли с 1996 года.
Предметом исследования являются доходы торговогопредприятия, и направления их оптимизации.
Таким образом, целью проводимого исследования являетсявсесторонний анализ доходов, получаемых торговым предприятием, а также поискрезервов их увеличения.
В соответствие с целью исследования в данной работепоставлены и решены следующие задачи:
— раскрыто теоретическое содержание экономической категориидоходов торгового предприятия;
— приведена классификация основных видов доходов, получаемыхторговыми предприятиями, с учетом бухгалтерского, налогового и традиционногоэкономического подхода;
— рассмотрена торговая надбавка как источник формированиявалового дохода, а также освещен опыт западных стран в формировании торговойнадбавки;
— указаны основные направления распределения доходов наторговом предприятии;
— рассмотрены способы расчета валового дохода торговогопредприятия;
— проведён анализ динамики доходов Павловского райпо;
— определена точка безубыточности Павловского райпо;
— указаны возможные резервы увеличения доходов торговогопредприятия.
1.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДОВ В ТОРГОВЛЕ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей являетсясоздаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаютсяпотребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируетсяприбыль, получение и максимизация которой является долговременной цельюдеятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависятмасштабы расширенного воспроизводства предприятий, отчисления ими денежныхсредств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленнойстоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственнойдеятельности, — реализации товаров — чаще всего выступают в качестве целей имотивов их деятельности.
Обобщающим показателем деятельности предприятий и отраслейпринято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада вудовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, гдеобычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производяттовары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом (далее потексту ВД). Эта стоимость создается трудом работников торговли.
Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в суммецен на товары народного потребления.
Валовой доход торгового предприятия как экономическая категорияв традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, котораяпредназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В егосоставе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновьсозданную стоимость, которая, состоит из заработной платы и прибыли (рис.1.1).

/>
Рис. 1.1. Состав продукции розничной торговли
Размер доходов торгового предприятия выступает одним изрезультатов его хозяйственной деятельности. Доходы торгового предприятияявляются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическаясущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи,выполнение которых они обеспечивают:
1. Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения),связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этойзадачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельноститоргового предприятия.
2. Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей,обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов,внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовыхобязательств торгового предприятия перед государством.
3. Формирование прибыли торгового предприятия, за счеткоторой образуются фонды производственного развития, дополнительногоматериального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцамимущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечиваетсамофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде.
Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансированиетребуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты,необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход торговогопредприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособногофункционирования предприятия.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результатторговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товарови услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени. [7.с.8]
Под доходами предприятия, с точки зрения бухгалтерскогоучета (согласно п. 2 ПБУ 9/99), понимается увеличение экономических выгод врезультате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или)погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключениемвкладов участников (собственников имущества). [3. с. 235]
В бухгалтерском учете все доходы классифицируются всоответствии с требованиями ПБУ 9/99 на доходы от обычных видов деятельности ипрочие доходы. Последние, в свою очередь, подразделяются на операционные,внереализационные и чрезвычайные (рис. 1.2.). Рассмотрим каждый вид доходов.
Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видовдеятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельностиданной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как«предмет деятельности». Ранее ссылки в нормативных актах делались на основнуюдеятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные вучредительных документах.

/>
Рис. 1.2. Классификация доходов в бухгалтерском учете
Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видовдеятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельностиданной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как«предмет деятельности». Ранее ссылки в нормативных актах делались на основнуюдеятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные вучредительных документах.
В ПБУ 9/99 понятие «основная деятельность» было заменено натермин «предмет деятельности», хотя последнее в положении не определено. Анализряда пунктов позволяет прийти к выводу, что под предметом деятельностипонимаются операции, являющиеся источником систематического извлечения доходов.При этом в ПБУ 9/99 не дано никаких количественных критериев отнесения тех илииных операций к предмету деятельности организации, следовательно, это правопредоставлено ее руководству. Новодворский В.Д. и Сабанин Р.Л. предлагаютследующие признаки предмета деятельности организации [3. с.24 ]:
1. Непосредственное указание данного вида деятельности вучредительных документах.
2. Иная деятельность может быть признана предметомдеятельности по совокупности следующих признаков:
— доходы извлекаются от операций по продаже товаров,выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению за плату во временноепользование имущества или имущественных прав или же от участия в уставных капиталахдругих организаций. Например, в 1998 г. можно было получить большую частьдоходов от курсовых и суммовых разниц, однако получение таких доходов не можетбыть предметом деятельности;
— уровень доходов имеет значимый вес в структуре доходоворганизации. Здесь уместно обратиться к понятию «существенность». Существеннойпризнается такая информация, наличие или отсутствие которой может повлиять навзгляды, решения или действия ее пользователей. Очевидно, что установитькритерий существенности на практике — достаточно сложная задача. Во-первых,отсутствует количественная характеристика уровня существенности. Во-вторых, дляего установления необходимо взглянуть на проблему с точки зрения внешнихпользователей информации, в то время как сам уровень, как правило, определяетсяглавным бухгалтером или руководителем организации, т. е. лицом внутри компании.
Операционными доходами согласно п. 7 ПБУ 9/99 являются [3.c.28]:
1. Поступления от предоставления за плату во временноепользование (временное владение и пользование) имущества или имущественныхправ, если эти операции не являются предметом деятельности организации.
2. Поступления от участия в уставных капиталах другихорганизаций, если эти операции не являются предметом деятельности организации.
3. Поступления от продажи имущества и имущественных прав,если эти операции не являются предметом деятельности организации.
4. Доходы, полученные организацией от совместнойдеятельности.
5. Проценты, полученные за предоставление в пользованиеденежных средств, а также проценты за пользование денежными средствами,находящимися на банковских счетах.
Перечень операционных доходов закрыт, т. е. любые другиепоступления, которые не являются доходами от обычных видов деятельности иоперационными доходами, необходимо относить к внереализационным (иличрезвычайным). Таким образом, в ПБУ 9/99 не дается какого-либо критерия, наосновании которого можно было бы относить различные поступления к операционнымили внереализационным доходам
Классификация поступления экономических выгод по видамдоходов в соответствии с главой 25 НК РФ представлена на рис. 1.3.
/>
Рис. 1.3. Поступление экономических выгод в налоговомзаконодательстве
Традиционный экономический подход к классификации доходовпредусматривает разделение всех доходов на четыре основных группы:
1) доходы от реализации товаров и платных торговых услуг;
2) доходы от реализации продукции неторговой деятельности;
3) доходы от реализации другого имущества;
4) доходы от внереализационных операций.
1. Доходы от реализации товаров и платных торговых услугявляются основным видом доходов торговых предприятий, непосредственно связанныхс отраслевой спецификой их деятельности. В их состав входят доходы как отрозничной, так и от оптовой реализации товаров. Источником формирования доходовот реализации товаров является торговая надбавка (торговая наценка),выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров.Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступаетцена оказываемых услуг (речь идет только о тех платных услугах, которыеоказываются покупателям персоналом торгового предприятия и включаютсястатистикой в состав розничного товарооборота). Совокупность доходов отреализации товаров и платных торговых услуг формирует на торговом предприятииваловой доход от торговой деятельности. Его доля в общем объеме доходовторгового предприятия составляет около 80%.
2. Доходы от реализации продукции неторговой деятельностиформируются за счет реализации товаров, работ и услуг вспомогательных иобслуживающих производств торговых предприятий, если эти производства не имеютотдельного баланса (например, реализация транспортных услуг стороннимпредприятиям автотранспортом торгового предприятия).
3. Доходы от реализации другого имущества формируются засчет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальныхактивов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных ифинансовых активов торгового предприятия.
4. Доходы от внереализационных операций формируются за счетпоступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров иплатных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия.
Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многихторговых предприятиях — единственный источник его формирования) составляютдоходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами напредприятии им отводится главная роль. Валовой доход торгового предприятия отреализации — это разница между денежной выручкой от реализации товаров и ихпокупной стоимостью.
Исходные данные о доходах торгового предприятия содержатся в«Отчете о прибылях и убытках». Распределение доходов производитсясогласно этому отчету в такой последовательности: отчисления в бюджет, напогашение ссуд банков, отчисления в централизованные резервы и фонды, врезервный фонд, в фонд развития (потребления и накопления), в фонд социальнойсферы.
Наиболее наглядно схема распределения финансовых результатовторгового предприятия показана на рис. 1.4.
/>
Рис. 1.4. Распределение доходов торгового предприятия
Доходы к распределению представляют собой разность междуваловыми доходами (суммой реализованных торговых надбавок и доходов от другихвидов деятельности) и издержками обращения, себестоимостью продукции, работ иуслуг по неторговой деятельности (без расходов на оплату труда). Полученнаясумма увеличивается на доходы по операциям с тарой, излишкитоварно-материальных ценностей и отчисления, полученных при отпуске товаров.При расчете доходов к распределению не учитываются внереализационные доходы,оставляемые в распоряжении предприятий (штрафы, пени, неустойки полученные ит.п.) и внереализационные расходы и потери, возмещаемые за счет доходов(штрафы, пени, неустойки уплаченные; потери товаро-материельных ценностей сверхнорм убыли; потери по таре; убытки от списания дебиторской задолженности идолгов; проценты за банковский кредит, уплаченные по повышенным ставкам, идр.).
Торговля участвует и в некоторых внеотраслевых затратах. Кним относятся платежи местным органам на содержание дорог, мостов, на охрануприроды и т.д. Такие затраты в издержки обращения не включаются и представляютсобой прямой вычет из валового дохода.
Часть валового дохода может пойти на покрытие непланируемыхрасходов (штрафов, пеней, неустоек), если они не перекрываются непланируемымидоходами.
Оставшаяся часть распределяемых доходов (остаточные доходы)направляется на формирование резервного фонда, фонда накопления, фондасоциальной сферы и фонда потребления.
Часть дохода направляется на формирование резервного фонда,который предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков,покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов(дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целейприбыли отчетного года.
Фонд накопления предназначается для финансового обеспеченияпроизводственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий посозданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансированиестроительства новых производственных объектов, расширение и реконструкцияпредприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочныхкредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотныхсредств и др.
Фонд социальной сферы предназначен для финансированиякапитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья,культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыхадетей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать ввиде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые наосуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальныхвложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий,не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов,процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в видеединовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказаниематериальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим напенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда кместу работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.).2.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАДБАВОК В ТОРГОВЛЕ
Торговая надбавка является основным источником формированиявалового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются всоответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказываютвлияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия(фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос ипредложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения,стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный периодфункционирования.
В действующих условиях хозяйствования уровень торговойнадбавки должен определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения междуспросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены,издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов.
Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговыхнадбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльнойработы торгового предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров,стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитыватьтерриториальное размещение производства (поставщиков) и пути продвиженияотдельных товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукцииот места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетови совершенствованию отношений торговых предприятий между собой, с предприятиямидругих отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами.
При определении размера средней торговой надбавки(оптово-сбытовой)рекомендуется использовать следующую формулу:
Тн = ИО+Н+П, (1)
где ИО — плановый размер издержек обращения;
Н — размер налогов (НДС и другие обязательные отчисления иналоги, исчисляемые от валового дохода);
П — прибыль.
Издержки обращения при расчете торговых надбавокрекомендовано определять по отчетным данным за предшествующий период икорректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.
Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый вторговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.
Налоги, включаемые в расчет торговых надбавок, исчисляютсяпо методикам, предусмотренным налоговым законодательством.
При этом косвенными налогами, включаемыми в состав торговойнадбавки являются акциз, налог на добавленную стоимость.
В практике зарубежных торговых предприятий такжеиспользуется система торговых надбавок. Они предназначены для покрытия торговыхрасходов и формирования прибыли, т. е. для создания условий успешногофункционирования торгового бизнеса. В составе марк-ап (надбавки, наценки)имеется торговая маржа (превышение), предназначенная для покрытия косвенныхзатрат и получения прибыли.
Однако методика их расчета несколько иная. Различияобусловлены более стабильными условиями работы магазинов, различиями в составезатрат торгового предприятия (включается стоимость закупленных товаров) иметодическим обеспечением. При определении размера торговой надбавки (марк-ап)исходят из необходимости покрытия затрат и получения «разумной» торговойприбыли.
Расчет торговой надбавки производится в следующейпоследовательности. Вначале анализируются результаты торговли за прошлый год иопределяется средняя торговая маржа (ежегодная маржинальная прибыль поотношению к продажной цене) как отношение разности между объемом продаж ипрямыми расходами к объему продаж, умноженное на 100.
Далее оценивается размер торговой прибыли по критерию еедостаточности для развития предприятия. Если результаты прошлого года неудовлетворяют данному критерию, тогда руководство магазина решает, какпоправить свои дела. Для этого необходимо или увеличить цены, или сократитьзатраты. Чтобы добиться реализации планов по прибыли, необходимо зафиксироватьмаржу на каждый отдельный товар, с тем, чтобы продажа в целом давала приблизительносреднюю маржу. Сделать это не просто. Через полгода делается промежуточнаясверка результатов, позволяющая определить, завышен или занижен размер среднеймаржи. Если он занижен, тогда рекомендуется закупить для продажи большепредметов роскоши, на которые маржа может быть выше, или повысить цены наимеющиеся в продаже товары. Но может быть и так. Маржа удовлетворяетпоставленным целям, но продажа товара не возрастает, идет вяло. Чтобы увеличитьобъем продаж, лучше в этом случае понизить маржу.
После расчета торговой маржи определяется размер торговойнадбавки (наценки). Для обеспечения этой задачи за рубежом используютспециально разработанную таблицу взаимозависимости торговой маржи от наценки(марк-ап).
В последние годы в отечественной литературе и в практикехозяйствования ставится вопрос об оптимальности размера торговых надбавок.Высказываются различные точки зрения: от установления минимального размераторговой надбавки до полного отказа от контроля за их формированием.
В связи с этим интересен опыт стран дальнего зарубежья, гденет официального предела торговых надбавок, но где государство оставляет засобой право оценки эффективности торговли в национальном масштабе.
Эффективность торговли обычно оценивается по двум критериям:стоимости сбыта (сумма валовых наценок), а также качества и перечня услуг,оказываемых покупателю (по экономии времени, затрачиваемого покупателем напоиск и приобретение товара).3.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотомявляются основными показателями, по которым оценивается работа торговогопредприятия. Валовой доход составляет порядка 80 % всех доходов предприятия,поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализвалового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:
а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
б) оценку воздействия объективных экономических законов ифакторов субъективного характера;
в) использование результатов анализа при разработкебизнес-планов;
г) выявление и количественное измерение действия факторов наисследуемое явление;
д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемогопоказателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного,опыта и использование его при принятии управленческих решений.
Основной целью анализа валового дохода является поискрезервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения сфинансовыми результатами, создание работающей модели управления им.
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовыхрезультатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торговогопредприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибылиявляется валовой доход.
В процессе анализа валового дохода устанавливается степеньсоответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамикавалового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его ростаили снижения.
Анализ валового дохода, как и других показателейдеятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений.Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базойнаучного управления предприятием, повышает его эффективность.
Для анализа валового дохода используются традиционные иматематические методы анализа. К числу основных способов и приемовэкономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и среднихвеличин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепныхподстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическоепрограммирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.
Объектом исследования является Павловского райпо.
Структура доходов розничной торговли Павловского райпопредставлена в табл. 1.
Таблица 1 – Структура доходов розничной торговли ПавловскогорайпоПоказатели Предшествующий год Отчетный год Отклонения Отчетный год в % к предшествующему году Сумма % к итогу Сумма % к итогу По сумме По структуре
Доходы торговли (без НДС и акцизов)
В т.ч. 8733,1 100 10222,4 100 1489,3 – 117,05 От продажи товаров 7859,8 90,0 9813,5 95,9 1953,7 5,9 124,85 От прочей операционной деятельности 349,3 3,99 255,6 2,5 -93,7 -1,49 73,17 От внереализационных операций 524 6,00 153,3 1,59 -360,7 -4,41 29,25
Как видно из табл. 1, доходы торговой организации в отчетномгоду увеличились на 17,05 %. Увеличение доходов торговой организациинаблюдается за счет увеличения доходов от продажи товаров (на 24,85 %). Доходыот прочей операционной деятельности, а также доходы от внереализационныхопераций снизились на 26,83 % и 70,75 % соответственно.
Более наглядно структуру доходов Павловского райпо можнопредставить на рис. 1.
Проведем анализ доходов розничной торговли Павловскогорайпо.
Из рис. 1 видно, что в структуре доходов Павловского райпонаибольшую долю занимают доходы от продажи товаров (90 % и 95 % в отчетном ипредшествующем году соответственно).
/>
Рисунок 1 — Структура доходов Павловского райпо
Доходы от прочей операционной деятельности составляют 3,99 и2,5 % в отчетном и предшествующем году соответственно. Доходы отвнереализационных операций составляют 6 и 1,59 5 в отчетном и предшествующемгоду соответственно.
Доходы розничной торговли от реализации товаров представленыв табл. 2.
Таблица 2 — Доходы розничной торговли от реализации товаровПоказатели Предшествующий год Отчетный год Отчетный год в % к предшествующему, откл. (+,-) Влияние факторов на отклонение По плану Фактически % выполнения отклонения (+, -) От плана От пред. года Доходы от реализации (валовой доход) сумма 7859,8 8887,05 9813 110,42 124,85 – – % к обороту 26,0 26,1 26,5 101,53 101,92 148,28 185,16 Оборот розничной торговли 30230 34050 37032 108,76 122,5 790,23 1768,52
Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов отпродаж по торговле Павловского райпо представлен в табл. 3.