Анализ доходов расходов и финансовых результатов деятельности ЗАО О

–PAGE_BREAK–Еще одним важным показателем рентабельности является коэффициент рентабельности по валовой прибыли (Крент.вп):
Крент.вп = ВП: Р,
где ВП — валовая прибыль отчетного периода.
Данный коэффициент имеет важное значение при определении безубыточного объема производства по стоимости, т.е. такой стоимости производства (реализации), при которой организация не понесет убытков, но и не получит прибыли. Для точного расчета безубыточного объема производства (Q) важно, чтобы себестоимость проданных товаров основывалась на переменных расходах, а также точно и просто можно было бы выделить постоянные расходы не только в текущем учете, но и в отчетности. [28, стр.23]
При отражении в отчетности себестоимости по переменным затратам организации промежуточный финансовый результат называют маржинальной прибылью (МП) (contribution margin), т.е. вкладом в образование прибыли, а не валовой прибылью.
Безубыточный объем производства по стоимости (Qст) правильнее подсчитывать на основе коэффициента маржинальной прибыли (Кмп) как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (Кмп = МП: Р). Однако если нет необходимости в точных расчетах, приблизительный безубыточный объем производства можно вычислить, используя вместо маржинальной прибыли валовую прибыль по стоимости (Qст). Последняя представляет собой отношение постоянных расходов (Зпост) к коэффициенту рентабельности по валовой прибыли (Крент.вп). Безубыточный объем производства в натуральных единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) (Qнатур) определяется как отношение постоянных расходов к маржинальной прибыли в единице реализованной продукции, т.е. к разнице между ценой единицы товара и переменными расходами в единице реализованной продукции:
Qст = Зпост: Кмп;
Qнатур = Зпост: (Ц — Зуд.пер),
где Ц — цена реализации единицы продукции;
Зуд. пер — удельные переменные затраты в единице продукции.
Производственный левередж. Очевидно, что расхождения коэффициента рентабельности по валовой прибыли и коэффициента рентабельности продаж обусловлены структурой расходов организации, или, иными словами, долей переменных расходов в каждом рубле реализованной продукции и величиной постоянных расходов и их удельным весом.
Структура расходов оказывает воздействие на прибыль от продаж подобное рычагу — leverage (американский термин), или вороту — gearing (английский термин). Этот простой механизм позволяет получить выигрыш в силе. В данном контексте это означает, что прибыль от продаж может расти более высокими темпами, чем рост самих продаж или валовой прибыли, за счет структуры затрат, т.е. соотношения переменных и постоянных расходов. Этот эффект получил название производственного левереджа (Лпроизв).
Леверидж, обусловленный структурой постоянных и переменных расходов, измеряется соотношением валовой и чистой прибыли.
Переменные расходы увеличиваются пропорционально росту объема продаж и коэффициент маржинальной прибыли останется на прежнем уровне. Постоянные расходы, поскольку они не зависят от изменений объемов производства и продаж, остаются на прежнем уровне. У предприятия с высоким левереджем чистая прибыль возрастает в большей степени.
Определить темп прироста прибыли от продаж можно, зная величину производственного левериджа:
Т пр прод = Т пр ВП х Леверидж
где Т пр прод-темп прироста прибыли от продаж;
Т пр ВП-темп прироста валовой прибыли.
Таким образом, компания с более высоким левереджем (более высокой долей постоянных расходов) сильнее подвержена колебаниям рынка, а ее прибыль больше зависит от изменений объема продаж. При благоприятной конъюнктуре это обеспечивает более высокий темп прироста прибыли, а при неблагоприятной — более интенсивное ее сокращение. Следовательно, левередж характеризует также риски, обусловленные структурой затрат. И компания с высоким левереджем является более рисковой.
Левередж не есть величина, раз и навсегда присущая деятельности компании,- он меняется при изменении структуры затрат. В точке безубыточности компании имеют левередж, стремящийся к бесконечности, и, следовательно, наиболее высокий риск. Незначительное изменение объема продаж при работе компании на грани безубыточного объема производства приводит к заметным изменениям прибыли в ту и другую сторону.
Еще одним важным показателем рентабельности деятельности организации является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов (Крент.акт) рассчитывается как отношение чистой прибыли (Пч) к средней величине активов (Асредн):
Крент.акт = Пч: Асредн.
Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации. Естественно, у организаций более фондовооруженных этот показатель ниже. Повысить его за счет снижения внеоборотных активов можно, используя арендованные основные средства, а также уменьшая величину оборотных активов. Последнее, правда, приводит к снижению платежеспособности и увеличению рисков. [17, стр.107]
1.3 Использование результатов анализа в управлении производством и бизнес-планировании
Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.
Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.
Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.
Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы: установление цен, формирование затрат, формирование объемов продукции, выбор номенклатуры и ассортимента продукции. [24, стр.58]
Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, и поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только, в этом случае они могут процветать как производители продукции.
Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.
В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю. [24, стр.63]
Но, конечно, самое главное в совершенствовании механизма формирования и распределения доходов предприятия – анализ прибыльности. Прибыль – обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.
Финансовое состояние организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области.
Помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.
В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13-14%, развитых стран 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата. [24, стр.105]
Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.
На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.
В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.
Стремясь решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала. [24, с.21] В этих условиях меняется роль бухгалтерии, в чьи функции входит не только обеспечение текущего учета и составление отчетности, но и анализ финансового положения в целях эффективного управления предприятием. [23, стр.8] Совершенно очевидно, что финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы управленческого учета. [14, стр.73] Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии. [4, п.6]

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
2.1 Краткая характеристика и учётная политика ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
Закрытое акционерное общество «Омский завод силикатного кирпича» образовано 12 июля 2001 года в результате реорганизации путем выделения из ЗАО «Омскстром». Общество является правопреемником структурного подразделения «Омский силикатный завод» ЗАО «Омскстром».
Основной вид деятельности — производство силикатного кирпича. Первый кирпич был снят с пресса 26 сентября 1931 года. Все операции производства кирпича производились вручную. В 1931 году было выпущено 2,8 млн. штук кирпича. К 1940 году в результате реконструкции производственная мощность была доведена до 36 млн. штук кирпича в год. Выпуск кирпича в 1940 году составил 32 млн. штук. В период Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в тыл. При отступлении фашисты сожгли производственный корпус и жилой поселок. В 1947 году началось восстановление завода и уже к 1950 году выпуск кирпича составил 36 млн. штук, к 1960 году объем производства увеличился до 156 млн. штук. Однако еще большую долю труда в процессе производства занимает ручной труд.
Начинается второй этап реконструкции, который осуществляется без остановки производственного процесса, поэтому часто производственный цикл шел прямо под открытым небом. К 1980 году производственная мощность завода доведена до 303 млн. штук условного кирпича в год. В 1992 году выпущено силикатного кирпича – 280 млн. штук.
С 1992 года начинается спад производства: остановлено производство кирпичного цеха №2, на смену непрерывному циклу работы приходит двухсменный цикл с двумя выходными днями, сокращается численность работников завода в 2 раза.
Спад продолжался до 1998 года (было выпущено 83 млн. штук), с 1999 года начался медленный рост объемов производства.
В своем составе завод имеет следующие подразделения: столовая, автостоянка, детский сад, база отдыха, медпункт, жилищно–коммунальное хозяйство (в состав которого входят жилые дома заводского поселка и общежития в Бежицком районе г. Омска).
В настоящее время в связи с продажей цеха №2 по ул. Бурова производственная мощность завода при непрерывном цикле работы составляет 260 млн. штук силикатного кирпича в год. Динамика выпуска кирпича [Приложение 6].
Производство кирпича осуществляется в соответствии с ГОСТом 379/79. Завод производит выпуск кирпича М-150, М-125, М-100.
Таблица 1 — Данные по выпуску кирпича
Кирпич
Ед. изм.
2006 год
2005 год
Кол-во
Уд. вес
Кол-во
Уд. вес
1
2
3
4
5
6
Кирпич силикатный, в т.ч.:
Тыс. шт.
101259
100
102911
100
М-150
Тыс. шт
2560
2,5
1078
1,1
М-125
Тыс. шт
93250
92,1
87811
85,3
М-100
Тыс. шт
5449
5,4
14022
13,6
Средняя морозостойкость
Тыс. шт
124,5
121,9
Брак кирпича
Тыс. шт
682
1361
    продолжение
–PAGE_BREAK–Основное производство включает в себя добычу сырья (Горный цех), производство извести (Цех обжига извести), производство силикатной массы (Массозаготовительный цех) и Кирпичный цех (производство силикатного кирпича).
К вспомогательному производству от носятся: парокотельный цех (котельная и компрессорная), добыча воды из собственной скважины, ремонтно-механический цех, электроцех, гараж, транспортный цех.
Для производства кирпича завод использует собственное сырье: мел и песок, которые добываются в соответствии с лицензиями. Мел добывают в Соколовском карьере открытым способом. Добыча производится шагающим экскаватором. Песок намывают в районе озера пос. Октябрьский земснарядом.
Перевозка мела осуществляется привлеченный автотранспортом, а песка – думпкарами по собственной железнодорожной ветке.
Мел обжигается во вращающихся печах в цехе обжига извести из извести, песка, воды в массозаготовительном цехе формируется силикатная масса, которая подается на пресса для формовки кирпича-сырца. Затем кирпич-сырец запаривают в автоклавах при высоком давлении в течение 8 часов
После запарки кирпич выставляют из автоклавов на склад готовой продукции и транспортным цехом кранами грузят покупателю [Приложение 7].
Таблица 2 — Основные показатели работы, характеризующие деятельность ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» в 2006 году № п/п
Показатели
Ед. изм.
2006 год
1
2
3
4
1
Выпуск силикатного кирпича
 Тыс. шт.
101259
2
Выручка от продаж
 Тыс. руб.
119518
4
Численность рабочих, в том числе:
Чел.
623
работников ППП
Чел.
537
5
Производительность труда 1 работника ППП
Тыс. руб.
222,57
6
Основные производственные фонды
Тыс. руб.
64157
7
Фондоотдача основных производственных фондов
Тыс. руб.
1,86
8
Амортизация основных производственных фондов
Тыс. руб.
48217
9
Коэффициент изношенности основных производственных фондов
%
75,2

Данные таблицы характеризуют, что выпуск силикатного кирпича в 2006 году составил 101259 тыс. шт., что меньше выпуска 2005 года на 1652 тыс. штук, выручка от продаж выросла на 120,7%. Коэффициент изношенности основных средств составляет 75,2%, машин и оборудования 96,5% (29210/30267). Поэтому перед заводом стоят большие задачи по замене изношенного оборудования, оборудования которое полностью исчерпало свои ресурсы (цикл запарки автоклавов).
В настоящее время ведутся работы по замене котла в парокотельном цехе на более экологичный. Введен в эксплуатацию в январе 2007г. новый земснаряд, смонтировано 4 новых пресса, идут работы по установке двух автоклавов.
Все эти мероприятия дадут возможность снизить затраты на производство кирпича и увеличить объемы производства.
Учетная политика ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
Совершенно очевидно, что финансовое благополучие предприятия прямо пропорционально уровню организации в нем системы управления учета. Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии. [12, стр.85] В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60 Н и Налогового Кодекса РФ на ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» утверждена следующая учетная политика на 2003 год:
Бухгалтерский учет
q     Осуществлять отнесение фактов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Учет нематериальных активов Учет нематериальных активов осуществлять в соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденному Минфином РФ от 16.10.2000 № 91Н.
q  Стоимость нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации линейным способом исходя из срока полезного использования объекта с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов»
Учет основных средств Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Минфином РФ от 30.03.2001 г №26Н
q  Объекты основных средств, используемые на заводе в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие стоимость не более 10000 рублей за единицу, списываются на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
q  Стоимость приобретенных книг, изданий признается в качестве затрат на производство или продажу.
q  Начисление амортизации по основным средствам производить линейным способом в соответствии с «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы: утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1.
Учет материально-производственных запасов
Учет материально-производственных запасов осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 9.06.2001г. №44 Н и методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов», утвержденных Минфином РФ от28.12.2001г. №119 Н.
q     Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы»
§  мел в цехе обжига и песок в горном цехе с учетом транспортного заготовительных расходов;
§  известь и песок в массозаготовительном цехе по фактической себестоимости производства;
§  прочие покупные материалы по фактическим затратам на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость с включением затрат на их транспортировку, хранение, командировочные расходы;
§  материалы, изготовленные собственными силами по фактическим затратам;
§  материалы, полученные безвозмездно, по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
§  материалы, полученные в обмен на другое имущество, кроме денежных средств, по стоимости обмениваемого имущества;
§  оценка товаров в общепите по продажным ценам с учетом разницы между продажной и покупной ценой, отражаемой на счете 42 «Торговая наценка»
q     При отпуске материалов в производство и ином выбытии, их оценка производится следующим способом: списание сырья и прочих материалов в цехах основного и вспомогательного производства, участке гидромеханизации, меловом карьере, ЖКО, базе отдыха, детсаду, по средней стоимости исходя из среднемесячной взвешенной оценки, в расчет которой включаются количество и стоимость на начало месяца и все поступления за месяц;
q     Транспортные расходы по столовой распределять между проданными и непроданными товарами с открытием дополнительно субсчета к счету 44-2 «Расходы на доставку».
q     Готовая продукция учитывается по фактической производственной себестоимости, связанной с ее изготовлением на счете 43 «Готовая продукция» по видам продукции в количественных и стоимостных показателях. Учет выпуска готовой продукции организуется без применения счета 40 «Выпуск продукции».
q     Готовая продукция, направленная на собственные нужды, приходуется по фактической производственной себестоимости в дебет соответствующих счетов по учету материальных ценностей с кредита счета «Готовая продукция»
q     Распределять общепроизводственные затраты ежемесячно на затраты соответствующих цехов, за исключением затрат по субсчету 7 по ПКЦ, которые распределяются пропорционально заработной плате рабочих, занятых в котельной, компрессорной и артезианским скважинам.
q     Распределение затрат вспомогательных цехов производится ежемесячно по следующей схеме:
§     затраты по гаражу и работе бульдозеров по отработанным в различных подразделениях километрам и машино-сменам;
§     затраты РМЦ, электроцеха, РСЦ пропорционально заработной плате работников, выполняющих услуги другим цехам, службам, производствам;
§     затраты по меловому карьеру относить на стоимость отгруженного в цех обжига мела, а в период добычи дополнительно – в дебет счета 10-9 «добытое сырье в карьерах»;
§     затраты по гидромеханизации относить на стоимость отгруженного песка в горный цех, а в период добычи дополнительно – в дебет счета 10-9 «добытое сырье в карьерах»;
§     распределение затрат ПКЦ, артезианских скважин, компрессорной производить на основании производственного акта.
§     затраты по тепловозному хозяйству относить в дебет счета 10-1 «Сырье в производственных цехах».
§     распределение затрат по капитальному ремонту в конце месяца производится на общепроизводственные затраты цехов, служб для которых этот ремонт производился.
§     затраты транспортного цеха по отгрузке и реализации кирпича закрываются в дебет счета 44 «Расходы на продажу»
§     затраты горного цеха относить в дебет счета 10-1 «учет сырья в горном цехе»
q     Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и признаются в себестоимости проданной продукции, товаров, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99 п.9) и списываются в конце месяца в дебет счета 90 «Продажи».
q     Затраты, связанные с продажей продукции накапливаются в дебете счета 44 «Расходы на продажу».
q     В соответствии с п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» коммерческие расходы признаются полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности и списываются в конце месяца в дебет счета 90 «Продажи»
q     Расходы на ремонт основных средств списываются в состав общепроизводственных и общехозяйственных затрат в том периоде, в котором они осуществлены в размере фактических затрат.
Метод определения добытого полезного ископаемого. Количество добытого полезного ископаемого определятся прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытого полезного ископаемого определяется исходя из расчетной стоимости (по доле прямых затрат на добычу полезного ископаемого в общей сумме прямых затрат на производство продукции).
Налоговый учет
q     Установить дату возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст. 167 НК РФ по мере отгрузки продукции.
q     Применять метод начисления для расходов и доходов в целях начисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ.
q     Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течении отчетного периода подразделять на прямые и косвенные.
Сумма прямых затрат, определенные в соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 1 ст. 254 НК, осуществленных в отчетном периоде, распределяется на остатки готовой продукции по производствам и подразделениям (мел, песок, известь, кирпич) в соответствии с п.2 ст. 319 НК РФ.
Сумма косвенных расходов относится в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации отчетного периода.
q     Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производить линейным способом в соответствии с порядком установления ст. 258, 259 НК РФ.
q     Основные средства стоимостью не более 10000 рублей за единицу признаются расходами на производство по мере ввода их в эксплуатацию.
q     Стоимость приобретенных книг, изданий признается в качества затрат на производство.
q     Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат.
q     Для исчисления налога на прибыль в местные бюджеты по месту нахождения подразделений использовать показатель среднесписочная численность работников и остаточная стоимость основных производственных фондов.
q     При отпуске сырья и материалов в производство и ином выбытии, их оценка производится следующим способом:
§     списание сырья, материалов, запчастей в цехах основного и вспомогательного производства, участке гидромеханизации, меловом карьере, ЖКО, базе отдыха, детсаду – по средней стоимости исходя из среднемесячной взвешенной оценки, в расчет которой включаются количество и стоимость на начало месяца и все поступления за месяц.
q     Количество добытого полезного ископаемого определятся прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Оценка стоимости добытого полезного ископаемого определяется исходя из расчетной стоимости (по доле прямых затрат на добычу полезного ископаемого в общей сумме прямых затрат на производство продукции).
2.2 Анализ доходов и расходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
Основным источником информации о доходах и расходах предприятия является бухгалтерская отчетность: Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» [Приложение 5].
Основными задачами анализа доходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» является изучение уровня и структуры доходов за 2006 год по сравнению с 2005 годом, оценка структурной динамики доходов и выявление причин ее изменений. Для решения указанных задач используется аналитическая Таблица 3.
Таблица 3 — Анализ доходов ЗАО «№Омский завод силикатного кирпича»
№ п/п
Виды доходов
Абсолютные значения
Удельный вес (%) в общей величине доходов
Изменения
2006г.
2005г.
2006г.
2005г.
2006 г.
2005г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Доходы по обычным видам деятельности [Форма №2 стр. 010]
125048
102462
89,8
99,1
+22586
-9,3
2
Проценты к получению [Форма №» стр. 060]






3
Доходы от участия в других организациях [Форма №2 стр. 080]
7500

5,4

+7500
+5,4
4
Прочие операционные доходы [Форма №2 стр. 090]
6154

4,4

+6154
+4,4
5
Внереализационные доходы [Форма №2 стр. 120]
528
902
0,4
0,9
-374
-0,5
6
Всего доходов ЗАО «БЗСК»
139230
103364
100
100
+35866

Как свидетельствуют данные, доходы ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 35866 тыс. руб. (139230-103364), а уменьшились главным образом на 374 тыс. руб. за счет только внереализационных доходов.
Наибольший удельный вес в доходах ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» занимают доходы по основным видам деятельности в 2006 году 89,8%, в 2005 году 99,1%, а также доходы от участия в других организациях 5,4%. Остальные доходы составляют менее 5% по каждой статье доходов.
Удельный вес доходов по основным видам деятельности уменьшился на 9,3 пункта в связи с увеличением удельного веса операционных расходов на 6154 тыс. руб. или на 4,4 пункта и доходов о участия в других организациях 7500 тыс. руб. или на 5,4 пункта.
В составе доходов имеются доходы, полученные от операционной и внереализационной деятельности, состав которых представлен в Таблице 4.

Таблица 4 — Состав и структура операционных и внереализационных доходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» в 2005-2006 г.г.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Виды доходов
Абсолютные величины
Удельный вес (%) в общей величине доходов
Изменения
2006
2005
2006
2005
В абсолютных величинах
В удельном весе
1
2
3
4
5
6
7
Прочие операционные доходы всего, в том числе
6154
392
100
100
+5762

q  Выручка от реализации амортизируемого имущества
6073
392
99
100
+5681
-1
q  Доходы от деятельности базы отдыха
81

1

+81
+1
q  Прочие операционные доходы






Внереализационные доходы всего, в том числе
528
510
100
100
-18

q  Доходы от сдачи имущ. в аренду
367
110
70
22
+257
+48
q  Резерв сомнительных долгов
161
400
30
78
-239
-48
Данные таблицы свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес 99,0% в операционных доходах составляет реализация амортизируемого имущества — в январе 2006 года был продан цех №2 по ул. Бурова, производство на котором остановлено в 1994 году за 6950 тыс. руб. в том числе НДС 20% 1158 тыс. руб. Доходы от аренды увеличились в 2006 году на 257 тыс. руб.
Из Таблицы видно, что большую часть доходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» составляют доходы по основному виду деятельности.

Таблица 5 — Состав доходов по основному виду деятельности
Виды доходов
Абсолютные величины
Удельный вес (%) в общей величине доходов
Изменения
2006
2005
2006
2005
Абсолютные величины
В удельном весе
1
2
3
4
5
6
7
Доходы по основному виду деятельности, в том числе:
125048
102462
100
100
+22586

q  выручка от продажи силикатного кирпича
119518
99018
95,6
96,6
+20500
-1
q  выручка от продажи прочей товарной продукции
2779
1293
2,2
1,3
+1486
+0,9
q  доходы от автостоянки
486
580
0,4
0,6
-94
-0,2
q  выручка от продаж покупных товаров
1308
849
1
0,8
+459
+0,2
q  выручка столовой
957
722
0,8
0,7
+235
+0,1
Из данных Таблицы 5 видно, что в доходах от основной деятельности главное место занимает выручка от реализации силикатного кирпича 95,6% в 2006 году и 96,6% в 2005 году. Все остальные доходы составляют менее 5% в общем объеме доходов от основной деятельности. Выручка от продаж силикатного кирпича увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 20500 тыс. руб., увеличилась выручка от реализации прочей товарной продукции (мел, песок, масса, известь, вода, тепло) на 1486 тыс. руб. Доходы от автостоянки снизились за счет ее закрытия с 1 ноября2006 года.
Для более детального анализа доходов необходимо проанализировать динамику показателей.

Таблица 6 — Динамика доходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
№ п/п
Виды доходов
2006 год
2005 год
Темпы роста, %
1
Доходы по основным видам деятельности всего, в том числе:
125048
102462
122
выручка от реализации кирпича
119518
99018
120,7
выручка от реализации прочей товарной продукции
2779
1293
136
доходы автостоянки
486
580
84
выручка столовой
957
722
133
выручка от продажи покупных товаров
1308
849
154
2
доходы от участия в других организациях
7500

3
прочие операционные доходы всего, в том числе:
 6154
392
1570
выручка от продажи амортизируемого имущества
6073
392
1549
доходы от деятельности базы отдыха
81

прочие операционные доходы
4
Внереализационные доходы всего, в том числе:
528
510
103,5
доходы от сдачи имущества в аренду
367
110
334,5
Из данных таблицы видно, что доходы от основной деятельности выросли в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 22%, в первую очередь за счет увеличения выручки от продажи силикатного кирпича на 20,7%, а также за счет продажи амортизируемого имущества по сравнению с 2005 годом в 15,7 раза.
Таблица 7 — Расчет влияния факторов на величину выручки от продаж силикатного кирпича
Показатели
Ед. изм.
2006г.
2006г. в ценах 2005г.
2005г.
Изменения
Абсол.
Относ.
Выручка от продажи силикатного кирпича
Тыс. руб.
119518
97428
99018
+20500
120,7
Выпуск силикатного кирпича
Тыс. шт.
101259
101259
102911
-1652
98,3
Средняя отпускная цена
Руб.
1180-32
962-17
962-17
+218-15
122,7
На выручку от продажи силикатного кирпича повлияло уменьшение выпуска кирпича в натуральном выражении по сравнению с 2005 годом на 1652 тыс.штук.
ΔДq= q1m0– q0m0= (101259 х 962,17) — (102911 х 962,17) = -1590 тыс. руб., т.е. за счет снижения выпуска кирпича недополучено выручки от продаж 1590 тыс. руб. Снижение объемов производства произошло за счет снижения покупательного спроса.
На величину выручки от продажи силикатного кирпича повлияло изменение цен:
ΔДm= q1m1 – q1m0= (101259 х 1180,32) — (101259 х 962,17) = +22090 тыс. руб., т.е. за счет увеличения цен за 1 тысячу штук силикатного кирпича выручка от продаж увеличилась на 22090 тыс.рублей.
Баланс отклонений:
(-1590) + 22090= +20500
Основным источником информации для анализа расходов является Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» [Приложение №5]. Задачами анализа расходов является изучение уровня и структуры расходов. Для решения данной задачи используем Таблицу 8.
Таблица 8 — Анализ расходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
Виды расходов
Абсолютные значения
Удельный вес (%) в общей величине расходов
Изменения
2006
2005
2006
2005
В абсол. величине
В удельном весе
Себестоимость проданных товаров, услуг, продукции, работ,
99437
76294
78,9
82,4
+23143
-3,5
Коммерческие расходы
4178
2904
3,3
3,1
+1274
+0,2
Управленческие расходы
19169
12596
15,2
13,6
+6573
+1,6
Проценты к уплате






Прочие операционные расходы
2953
805
2,3
0,9
+2148
+1,4
Внереализационные расходы
405

0,3

+405
+0,3
Итого
126142
92599
100
100
+33543

Как видно из таблицы расходы по ЗАО «Омский завод силикатного кирпича» за 2006 год увеличились по сравнению с 2005 годом на 23143 тыс. руб. (126142-92599) Увеличение произошло по всем статьям расходов.
Наибольший удельный вес в расходах занимает себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 78,9% в 2003 году и 82,4% в 2005 году. Снижение удельного веса себестоимости продаж по сравнению с 2005 годом произошло за счет увеличения удельного веса операционных расходов с 0,9% до 2,3%, увеличения доли управленческих расходов на 1,6% и внереализационных расходов на 0,3%.
Далее необходимо проанализировать операционные и внереализационные расходы, состав которых представлен в Таблице 9.
Таблица 9 — Состав и структура операционных и внереализационных расходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
Виды расходов
Абсол. величины
Удельный вес (%) в общем объеме расходов
Изменения
2006
2005
2006
2005
Абсол. Значения
Удельный вес
1
2
3
4
5
6
7
Операционные расходы всего:
2953
805
100
100
+2148

q   остаточная стоимость реализуемого амортизированного имущества
2224
172
75,3
21,4
+2052
-53,9
q   налог на имущество
706
611
23,9
75,9
+95
-52
q   налог на милицию
23
22
0,8
2,7
-1
-1,9
q   расходы по базе отдыха
q   прочие операционные расходы
Итого
2953
805
100
100
+2148

Внереализационные расходы всего, в том числе:
405

100
+405

q  резерв сомнительных долгов
405

100
+405

Данные таблицы свидетельствуют, что наибольший удельный вес в операционных расходах в 2006 году составляет остаточная стоимость амортизируемого имущества 2224 тыс. руб. или 75,3%, увеличился налог на имущество на 95 тыс. руб. Это связано с увеличением запасов сырья, в первую очередь за счет сезонного намыва песка.
Как видно из Таблицы больший удельный вес в расходах занимает себестоимость проданных товаров, работ, услуг.
Таблица 10 — Состав себестоимости проданных товаров, работ, услуг
Себестоимость продаж
Абсолютные величины
Удельный вес (%) в общем объеме расходов
Изменения
2006
2005
2006
2005
В абсол. величинах
В удельном весе
1
2
3
4
5
6
7
Себестоимость продаж всего, в т.ч.:
99437
76294
100
100
+23143

q     себестоимость силикатного кирпича
93423
71926
94
94,3
+21497
-0,3
q     себестоимость прочей товарной продукции
2717
1272
2,7
1,7
+1445
+1
q     стоимость проданных покупных товаров
1264
799
1,3
1
+465
+0,3
q     расходы по автостоянке
548
839
0,6
1,1
-291
-0,5
q     расходы столовой
1485
1428
1,4
1,9
+57
-0,5

Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес в общей себестоимости продаж занимает себестоимость силикатного кирпича – 94%. Остальные расходы составляют менее 5%. Себестоимость силикатного кирпича увеличилась на 21497 тыс. руб., расходы по всем другим статьям также увеличились, кроме затрат по автостоянке в связи с ее закрытием с 1.11.2006г.
Для более детального анализа расходов необходимо проанализировать динамику показателей.
Таблица 11 — Динамика расходов ЗАО «Омский завод силикатного кирпича»
№ п/п
Виды расходов
2006 год
2005 год
Темпы роста, %
1
2
3
4
5
1
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
99437
76294
130,3
2
Коммерческие расходы
4178
2904
143,9
3
Управленческие расходы
19169
12596
152,2
4
Операционные расходы всего, в том числе:
2953
805
366,8
остаточная стоимость амортизируемого имущества
2224
172
1293
налог на имущество
706
611
115,5
налог на милицию
23
22
104,5
расходы по базе отдыха



прочие операционные расходы



5
Внереализационные расходы
405


Из данных таблицы видно, что себестоимость силикатного кирпича выросла по сравнению с 2005 годом на 21497 тыс. руб. иои на 130,3%. Приэтом объем производства кирпича в натуральном выражении снизился на 1652 тыс. руб. (98,3%).

Таблица 12 — Калькуляция 1 тыс. штук силикатного кирпича
Статьи расходов
Фактические затраты на 1 тыс. штук сил. Кирпича в 2006г.
Фактические затраты на 1 тыс. штук сил. Кирпича в 2005г.
Изменения
Абсол. величины
Удельный вес
Абсол. величины
Удельный вес
Абсол. величины
Удельный вес
1
2
3
4
5
6
7
Сырье и материалы в т.ч.:
519-48
45
330-86
38,0
+188-62
+7,0
q   известь
308-36
26,7
199-01
22,9
+109-35
+3,8
q   песок
209-55
18,16
130-19
14,94
+79-36
+3,2
q   вода
0-58
0,05
0-73
0,08
-0,15
-0,03
q   сброс воды
0-99
0,09
0-93
0,1
+0,06
-0,01
Сжатый воздух
10-48
0,9
11-19
1,3
-0,71
-0,4
Топливо на технологические цели
103-25
9
76-14
8,78
+27-11
+0,22
Зарплата основных производственных рабочих
43-83
3,8
33-10
3,8
+10-73

Энергия на технологические цели
30-85
2,7
32-59
3,7
-1-74
-1
Отчисления на социальное страхование
15-97
1,4
11-87
1,4
+4-10

Общепроизводственные расходы
197-68
17,11
201-28
23,1
-3-60
-5,99
Потери от брака
1-07
0,09
1-88
0,2
-0,81
-0,11
Итого производственная себестоимость
922-61
80
698-91
80,3
+223-70
-0,3
Общехозяйственные расходы
189-31
16,4
142-82
16,5
+46,49
-0,1
Внереализационные расходы
41-26
3,6
28-23
3,2
+13-03
+0,4
Полная себестоимость
1153-18
100
869-96
100
+283-22

    продолжение
–PAGE_BREAK–